■ i'l^fe--
лиц, находящихся в момент нарушения за рулем, был бы для нас не лишним9.
В Австрии, Бельгии, Великобритании, Греции, Дании, Италии, Испании, Ирландии, Португалии, Франции ответственность за рассматриваемые правонарушения несет владелец транспортного средства.
В Германии, Швеции, Финляндии, Венгрии при автоматической фиксации превышения ограничения скорости движения и проезда на запрещающий сигнал светофора наказывается только водитель.
В Нидерландах почти 90% всех нарушений ПДД подпадает под так называемый «закон Малдера (административные процедуры)», согласно которому владелец ТС несет ответственность лишь за небольшое превышение ограничения скорости. Однако, в случае превышения скорости более чем на 40 км/ч на автомагистралях и более чем на 30 км/ч на других дорогах, ответственность возлагается на водителя10. При этом владелец ТС либо сразу оплачивает штраф, а затем указывает водителя-нарушителя и оспаривает решение о штрафе в суде (Франция, Нидерланды), либо до оплаты штрафа доказывает в суде свою непричастность к нарушению, обязательно идентифицируя водителя-на-
рушителя (Дания, Италия, Словения). Отказ сообщить информацию о водителе признается правонарушением тогда, если владелец не докажет, что не знает и не мог знать водителя (Великобритания, Ирландия, Италия).
В первой группе стран для применения санкции обычно бывает достаточно снимка регистрационного номера автомобиля. В странах, где к ответственности может быть привлечен лишь водитель, требуется изображение его лица на снимках, сделанных фотовидео-фиксаторами, или проведение специального расследования. В отдельных спорных случаях суд может назначить проведение антропометрической экспертизы11.
Таким образом, отечественный и зарубежный опыт свидетельствуют, что нормативное закрепление и последующее правильное определение в рамках производства по делу об административном правонарушении предмета доказывания имеет большое значение для правоприменительной практики.
9 Применение технических средств автоматической фотови-деофиксации нарушений скоростного режима: Обзорная информация. Зарубежный опыт. Вып. 21. М., 2009.
10 Там же.
11 Там же.
УДК 342.951 ББК 67.401.031.2
ПРАВОВОЙ СТАТУС ОСНОВНЫХ УЧАСТНИКОВ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ВЛАСЕНКОВ,
профессор кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,
кандидат юридических наук, профессор Научная специальность 12.00.01 — теория и история государства и права, история правовых и политических учений
E-mail: [email protected] Рецензент: кандидат юридических наук, профессор Бочаров С.Н.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассматривается и характеризуется правовой статус основных участников производства по делам об административных правонарушениях.
Ключевые слова: правовой статус, административное правонарушение, участник производства по делам об административных правонарушениях.
Annotation. The article deals with the legal status and is characterized by the main participants of proceedings on administrative offenses.
Keywords: legal status, administrative offense, a participant of proceedings on administrative offenses.
-дЛ^^ИЙ-
В соответствии с действующим законодательством об административных правонарушениях, производство по делам об административных правонарушениях осуществляется рядом его участников. Наиболее важные функции в производстве выполняют судьи (суды), органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях.
Кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП) административной юрисдикции. Если КоАП РСФСР предусматривал 43 органа, которые могли рассматривать дела об административных правонарушениях и принимать по ним решения, то новым Кодексом установлено 78 субъектов административной юрисдикции. Помимо судов, это комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также органы системы исполнительной власти.
Профессор Б.В. Россинский отмечает, что подобное увеличение численности субъектов административной юрисдикции обусловлено в основном существенным возрастанием предусмотренных Кодексом статей административных правонарушений: особенной части КоАП РФ, многие из которых включают по несколько составов правонарушений.
Кроме того, законами субъектов РФ, в дополнение к органам административной юрисдикции, перечисленным в КоАП РФ, могут создаваться свои административные комиссии и иные коллегиальные органы регионального назначения.
Участниками производства также являются: лицо, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевшие, законные представители физического лица, законные представители юридического лица, защитник и представитель, свидетель, понятой, специалист, эксперт, переводчик, прокурор.
Анализ действующего законодательства в этой области позволяет выделить три аспекта:
1) увеличен круг участников производства по делам об административных правонарушениях;
2) расширены и конкретизированы многие их права;
3) эти права приведены в соответствие с положениями Конституции РФ.
Это, прежде всего, имеет прямое отношение к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении и потерпевшему. Как известно, участник производства по делу об административном правонарушении, в отно-
шении которого составляется протокол о правонарушении, принимаются меры процессуального обеспечения, и рассматривается дело, в ныне действующем законодательстве называется не нарушителем, как это было ранее, а лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. При этом имеются в виду не только физические, но и юридические лица.
Согласно Конституции РФ каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном Федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда (ст. 49 Конституции РФ).
Положения этой конституционной нормы в соответствии с общим принципом презумпции невиновности распространяются и на все правонарушения.
Так, согласно ч. II ст. 1.5 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Таким образом, законодательно, в производстве по делам об административных правонарушениях закреплен принцип презумпции невиновности.
Лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, признается такое лицо, в отношении которого в порядке, установленном ст. 28.1 Кодекса возбуждено дело об административном правонарушении. С момента возбуждения дела указанное лицо вправе знакомиться со всеми его материалами, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом. Так, согласно ст. 25.10 КоАП лицу, не владеющему языком, на котором ведется производство, являющемуся немым или глухим, предоставляется переводчик или лицо, владеющее навыками сурдоперевода.
Указанные в ст. 25.1 Кодекса «иные процессуальные права» охватывают гарантируемые лицу права при составлении протокола об административном правонарушении и осуществлении мер обеспечения по делу. Законодательством установлено, что лицу (законному представителю юридического лица), в от-
ношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Эти лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к материалам дела.
Существенное значение для реализации гражданами, юридическими лицами права на защиту имеет норма (ч. 6 ст. 28.2 Кодекса), которая обязывает лиц, составивших протокол, гражданину (законному представителю юридического лица), привлекаемому к ответственности, а также потерпевшему вручить им под расписку копию протокола об административном правонарушении. В старом законодательстве (ст. 236 КоАП РСФСР) было сказано, что копия протокола вручается немедленно после его составления. К сожалению, ст. 28.2 КоАП РФ не регламентирует время вручения протокола.
Как справедливо отмечает профессор Д.Н. Ба-храх, новое законодательство несколько сузило право на защиту гражданина, привлекаемого к ответственности (по сравнению с ранее действующими нормами). Действительно, сложно будет доказать лицу время вручения копии протокола. К тому же, многие лица, как правило, не знают, что имеют право получить под расписку копию протокола об административном правонарушении.
Как уже отмечалось, лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предоставлено право давать объяснения. Такие объяснения являются источником доказательства по делу. Однако, следует отметить, что в соответствии со ст. 51 Конституции РФ никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется Федеральным законом. Исходя из этой конституционной нормы, очевидна возможность отказа этого лица от дачи объяснений. Отказ от дачи объяснений так же, как и несообщение этим лицом в своих объяснениях убедительных данных о его невинности, не доказывает его виновности. Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, отражаются в протоколе или могут записываться отдельно и приобщаться к делу.
Одним из важнейших прав лица, в отношении которого ведется производство по делу, является право заявлять ходатайства и отводы. Оно вправе ходатайствовать о приобщении к делу документов и веще-
ственных доказательств, о вызове свидетелей, привлечении специалиста, назначении по делу экспертизы.
Одной из важных гарантий защиты прав и свобод лица, в отношении которого ведется производство по делу, является участие в деле защитника и представителя.
Для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ст. 25.5 Кодекса предусматривает возможность участия в производстве по делу защитника, а для оказания юридической помощи потерпевшему — представителя. Защитник и законный представитель уполномочены отстаивать законные интересы лица, привлекаемого к административной ответственности, оказывать юридическую помощь в осуществлении его прав.
Профессор Б.В. Россинский отмечает расширение этого института. Он говорит, что в качестве защитника к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается не только адвокат (как это предусматривалось в ранее действующем КоАП РСФСР), но и любое иное лицо1.
Защитник и представитель допускаются к материалам дела на ранней стадии производства по делу об административном правонарушении, а в случае административного задержания физического лица в связи с административным правонарушением — с момента административного задержания.
К сожалению, в действующем законодательстве (ст. 25.1 Кодекса) ничего не говорится о праве лица, в отношении которого ведется производство по делу, обжаловать действия и решения органов и должностных лиц, осуществляющих это производство. Но, исходя из положений, предусмотренных ст. 45 и 46 Конституции РФ, общее право на подачу жалобы представлено всем гражданам, в том числе и лицам, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении.
Лицу, в отношении которого ведется производство, предоставлено также право обжаловать постановление по делу об административном правонарушении. Действующим законодательством определена возможность обжаловать постановления, вынесенные судьей в вышестоящий суд. Это так называемая исключительная подведомственность. Теперь
1 Россинский Б.В. Административная ответственность: Курс лекций. М., 2009.
-дЛ^^ИЙ-
жалоба, подаваемая в суд, рассматривается не по месту жительства лица, подавшего жалобу, а по месту рассмотрения дела.
Как отмечает профессор И.В. Панова, здесь заложена идея иерархичного рассмотрения административно-деликатных дел в судебном порядке, которая с созданием административных судов или административного производства позволит сформулировать и реализовать идею административной юстиции России2.
Как правило, дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу. Это обеспечивает возможность более полного и объективного исследования всех обстоятельств дела, состязательность процесса, его гласность. Поэтому лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела, и от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела, либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения — дело может быть рассмотрено в отсутствии указанного лица. Если нет достоверных сведений о том, что это лицо извещено о месте и времени рассмотрения дела, последнее должно быть отложено и назначен новый срок его рассмотрения.
Вместе с тем, судья, орган, должностное лицо, рассматривающее дело, вправе признать обязательным присутствие при рассмотрении дела лица, в отношении которого ведется производство. Закон устанавливает, что при рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущим административный арест или административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина, либо лица без гражданства, присутствие его является обязательным.
Если производство по делу об административном правонарушении ведется в отношении несовершеннолетнего, последний может быть удален на время рассмотрения обстоятельств дела, обсуждение которых может оказать отрицательное влияние на указанное лицо.
Другим не менее важным участником производства по делам об административных правонарушениях является потерпевший. Основной закон Российской Федерации (ст. 52 Конституции РФ) охраняет права лица, которому причинен физический, имущественный или моральный вред, в том числе вследствие административного правонарушения.
Административным законодательством (ст. 25.2 Кодекса) установлено, что если административным
правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред личности, то участником производства может быть потерпевший. Последним может быть физическое или юридическое лицо.
К сожалению, законодатель не определяет, какой орган и на какой стадии признает физическое или юридическое лицо потерпевшим от административного правонарушения. Но по смыслу ряда положений Кодекса усматривается, что признание лица потерпевшим от правонарушения осуществляется судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело, причем как на стадии возбуждения дела, так и при рассмотрении такового.
При отсутствии спора между сторонами вопрос о возмещении имущественного ущерба вправе решить судья. Это может быть произведено в процессе рассмотрения дела, одновременно с наложением административного наказания. При наличии спора о возмещении имущественного ущерба вопрос решается судом только в порядке гражданского судопроизводства. Аналогичным путем разрешаются вопросы, связанные с возмещением морального вреда, причиненного административным правонарушением.
Потерпевший наделен широкими правами: знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановления по данному делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии со ст. 28.2; КоАП установлена обязанность органов и должностных лиц, возбуждающих дело по административному правонарушению, вручить потерпевшему копию протокола об этом правонарушении.
Существенным правом потерпевшего является право заявлять ходатайства, в том числе о привлечении и заслушивании специалиста, назначении по делу экспертизы, предлагать вопросы, выносимые на разрешение эксперта. Ходатайство должно быть заявлено потерпевшим в письменной форме.
В раннее действовавшем законодательстве (КоАП РСФСР) необходимость присутствия при рассмотрении дела потерпевшего не предусматривалась. Сегодня участие потерпевшего при рассмотрении дела об административном правонарушении обязательно. Од-
2 Панова И.В. Административно-процессуальное право России: Учебник. М., 2008.
нако, если потерпевший был надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения дела и если от него не поступило ходатайства об отложении рассмотрения дела, либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения, дело может быть рассмотрено в отсутствие потерпевшего. Закон не устанавливает обязанность потерпевшего явиться по вызову судьи или органа, в производстве которых находится дело. Однако, в отдельных случаях, когда это продиктовано необходимостью и материалами дела потерпевший может быть опрошен в качестве свидетеля.
Несомненно, важным участником производства по делам об административных правонарушениях являются законные представители физического лица.
Согласно действующему законодательству (ст. 25.3 Кодекса) законные представители могут выступать в интересах всего лишь двух участников производства: лица, в отношении которого ведется производство по делу, и потерпевшего.
Законным представителем является лицо, правомочное выступать защиту прав и законных интересов других граждан, которые либо недееспособны, либо
ПОЛИТОЛОГИЯ. СХЕМЫ, ТАБЛИЦЫ:
учебно-методическое пособие / Под ред. В.Ю. Бельского, А.И. Сацуты. М.: ЮНИ-ТИ-ДАНА, 2013.
В схемах и таблицах в логико-смысловой последовательности раскрывается содержание политологии как науки и учебной дисциплины, характеризуются наиболее важные политические процессы и явления, социальные и институциональные субъекты политических отношений и др.
Для студентов и преподавателей вузов, а также тех, кто интересуется политической теорией и общественно-политической практикой.
в силу своего возраста или физического состояния не могут лично осуществлять свои права и обязанности. К числу законных представителей физического лица относятся его родители, усыновители, опекуны или попечители. Родственные связи или соответствующие полномочия лиц, являющихся законными представителями физического лица, удостоверяются документами.
Законные представители физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевшего наделены определенным объемом прав и обязанностей в отношении представляемых ими лиц.
Присутствие законного представителя может быть признано обязательным при рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенном лицом в возрасте до восемнадцати лет. Это решение принимает судья, уполномоченный на то орган или должностное лицо.
Необходимо отметить, что в действующем законодательстве предусмотрен такой участник, как законный представитель юридического лица. Согласно нынешнему законодательству, лицом, в отношении которого ведется производство по делу, и потерпевшим могут быть не только физические, но и юридические лица. Их защиту осуществляют законные представители — руководители, иные лица, в соответствии с законом или учредительными документами, признанные органом юридического лица. Полномочия единоличного руководителя как законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение. Законом не предусмотрена обязательность присутствия при рассмотрении дела об административном правонарушении законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу, достаточно присутствия его защитника. Однако, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие законного представителя юридического лица.
В действующем административном законодательстве уточнены, сформулированы также права и обязанности иных участников производства по делам об административных правонарушениях. В соответствии с этим наука административного права определяет различные подходы к классификации участников производства.