Вицке Р. Э.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА ГРАЖДАН НА ПОЛУЧЕНИЕ КВАЛИФИЦИРОВАННОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В АДМИНИСТРАТИВНОЙ ЮРИСДИКЦИИ
8. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО, АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС, ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО
8.1. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА ГРАЖДАН НА ПОЛУЧЕНИЕ КВАЛИФИЦИРОВАННОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В АДМИНИСТРАТИВНОЙ ЮРИСДИКЦИИ - ОСОБЕННОСТИ УЧАСТИЯ АДВОКАТА ПО ДЕЛУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ
Вицке Регина Эдуардовна, должность: доцент кафедры конституционного и административного права
Место работы: БАГСУ при Президенте Республики Башкортостан
Аннотация: в настоящей статье автором предпринята попытка обозначить особенности и проблемы участия адвоката по делу об административном правонарушении, а также сформулировать пути их решения
Ключевые слова: право на получение квалифицированной юридической помощи, участие адвоката в деле об административном правонарушении, производство по делам об административных правонарушениях
THE REALIZATION OF THE RIGHT
OF CITIZENS TO RECEIVE QUALIFIED LEGAL ASSISTANCE IN THE ADMINISTRATIVE JURISDICTION - FEATURES A
LAWYER ON THE CASE CONCERNING ADMINISTRATIVE OFFENCE
Vitcke Regina E., candidate of legal sciences. Position: Professor of constitutional and administrative law
Work place: Bashkir Academy of public service and administration under the President of the Republic Bashkortostan
Annotation: in this article the author attempts to identify the features and problems of a lawyer on the case concerning the administrative offence, as well as to formulate solutions
Keywords: the right to receive qualified legal assistance, the participation of a lawyer in a case concerning administrative offence proceedings on cases of administrative offences
В соответствии с частью 1 статьи 48 Конституции Российской Федерации каждому человеку гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи.
Законодательные акты Российской Федерации реализуя конституционное положение предусматривают право на защиту, адвоката, юридическую помощь, более того в отдельных случаях законодатель обязывает
оказывать такую помощь бесплатно [например: п. 5 ст. 9 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 442-ФЗ].
Перечень органов государственной власти, оказывающих бесплатную юридическую помощь представлен законодателем следующим образом:
- федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения;
- органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственные им учреждения;
- органы управления государственных внебюджетных фондов;
- государственные юридические бюро.
Адвокаты, нотариусы и другие субъекты, оказывающие бесплатную юридическую помощь, могут наделяться правом участвовать в государственной системе бесплатной юридической помощи в установленным законном порядке [ст. 15 Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»].
Вероятно, что не каждому гражданину известно о существующей законодательно-закрепленной государственной системе органов юридической помощи. Тогда, как, каждому человеку известно, о функционирование института гражданского общества - адвокатуры.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федеральным законом от 31.05.2002 г. № бЗ-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре» адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе.
Адвокат оказывает юридическую помощь как за вознаграждение так и бесплатно, в случаях, определенных законодательством Российской Федерации.
Содержание правового статуса адвоката определяется нормами права, в зависимости от категории дел, например процессуальную правосубъектность определяют нормы: Уголовно-процессуального права, Гражданско-процессуального права, Арбитражно-процессуального права и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 25.5 КоАП России для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему -представитель. В качестве защитника или представителя допускается адвокат или иное лицо. Защитник и представитель, допущенные к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами.
На первый взгляд, весьма понятный, законодательно закрепленный институт - адвокатуры в административной юрисдикции. Однако, при практической реализации права на защиту, права на представительство и защиту в административной юрисдикции возникает множество проблем, и определяется специфика данной категории дел.
Объем процессуальной правосубъектность адвоката, момент и основания вступления в дело, его дальнейшее участие в производстве по делам об административных правонарушениях является предметом научного интереса.
Однако, в связи с тем, что в настоящей работе не представляется возможным провести полный теоретико-правой анализ особенностей участия адвоката при производстве по делу об административном правонарушении, представляется целесообразным, осветить наиболее важные направления исследования, с точки зрения обеспечения прав граждан на юридическую помощь.
Одним из аспектов, вызывающий научный и практический интерес является «Вправе ли не заинтересованные участники по делу об административном правонарушении пользоваться юридической помощью».
Долгов И.М. предлагает признать за должностным лицом, составившее протокол об административном правонарушении наряду с органом государственной власти, в котором осуществляет деятельность данное лицо право на обращению к адвокату за юридической помощью для составления жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное судьей, и последующего представительства интересов в вышестоящем суде при рассмотрении данной жалобы. [ Долгов И.М. Формы участия адвоката в производстве по делу об административном правонарушении. «Адвокатская практика». 2011.№ 6].
Соглашаясь с констатацией: «подобный случай не урегулирован КоАП РФ» представляется не вполне верным, признание права на юридическую защиту представителем государственного аппарата, по следующим основаниям: во-первых: должностное лицо при применение мер государственного принуждения, в рамках производства по делам об административных правонарушениях, а также, в целях обеспечения прав, свобод и законных интересов человека, гражданина, общества и в целом, государства обязано обладать юридическими познаниями, в противном случае возникает вопрос о его профессиональной пригодности. Во-вторых: преимущественно во всех органах административной юрисдикции правовую защиту сотрудников в пределах установленных законом осуществляет юрист (юрисконсульт), который в полной мере может оказать правовую консультацию с учетом специфики деятельности подразделения по возникшему спору.
С целью реализации конституционных прав и гарантий, а также с учетом мнения Конституционного суда Российской Федерации право на получение юридической помощи адвоката гарантируется каждому лицу независимо от его формального процессуального статуса [Постановление Конституционного суда от 27.06.2000 г.] представляется целесообразным законодательно закрепить право юридической помощи за свидетелем путем внесения изменений в ч. ст. 25.6 КоАП России.
Следующий, и, пожалуй, основной вопрос вызывающий острую полемику как среди ученых-административистов, так и среди правоприменителей, является момент вступления адвоката в процесс.
В соответствии с ч. 4 ст. 25.5 КоАП России защитник и представитель допускаются к процессу с момента возбуждения дела об административном правонарушение.
Однако, в практической деятельности время фактического возбуждения дела с процессуальным его оформлением разнятся.
Так, например, при рассмотрении вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении водителя транспортного средства с признаками опьянения (ст. 12.8 КоАП России) протокол об отстранении от управления автомобиля, направления на медицинское освидетельствование, задержания транспортного средства, в нарушение требований Ко-АП России, оформляется после подтверждение факта опьянение. Временных затрат указанные меры обеспечения производства по делу, требуют существенных. Кроме того, водитель находится в прямой зависимости от действий и распоряжений сотрудника ДПС, до составления протокола, водитель, формально, -свободный гражданин, но фактически - распоряжаться, правом передвижения не может. Бесспорно, управление транспортным средством в состоянии опьянение - правонарушение общественно-опасное и вполне может повлечь существенные негативные последствия для общества, и в случае подтверждение подозрений сотрудников полиции, поведение представителей власти по отношению к правонарушителю возможно объяснить, однако несоблюдение конституционных принципов и требований закона должностным лицом также является правонарушением.
Основным вектором, предопределяющим развитие административного юрисдикционного процесса и его исход, бесспорно, является стадия возбуждения. Возможность вступления в процесс адвоката в кратчайшее сроки с момента фактического возбуждения дела, является вопросом первостепенной важности, поскольку именно на данной стадии формируется доказательная база и вносятся основные сведения в процессуальные документы, например: объяснение лица, в отношении которого возбуждается дело, использование аудио- фото- видеотехники, осмотр транспортного средства, изъятие вещей и документов и т.д. Нередко лицо подписывает протокол только в графах прямо указанных должностными лицами. Вместе с тем, представители власти, парой, пользуясь правой неосведомленностью граждан, односторонне принимают решение о «сокращенном производстве» и на месте выявления выносят постановления.
Судебная практика свидетельствует, наличие постановления в рамках такого производства тождественно признанию вины, и добиться рассмотрения дела по существу с учетом вех обстоятельств дела маловероятно.
Анализ научно-теоретических взглядов и правоприменительной практики участия адвоката по делам об административном правонарушении определяет целесообразность внесение в КоАП России изменения следующего содержания:
1. При выявлении факта правонарушения, лицу, в отношении которого принимается решение о возбуждение дела об административном правонарушении, должностное лицо, орган, обязаны, устно объявить о данном факте, обозначить повод возбуждения, данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, а также обязательно разъяснить лицу его права и обязанности, предусмотренные законом. Именно такое объявление и могло бы служить юридическим фактом, с которым закон связывал бы момент возбуждения дела об административном правонарушении [Микулин А.И. Право на защиту на стадии возбуждения дела об административном правонарушении и предварительной проверки обстоятельств дела. Известия вузов. Правоведение. 2008. № 3.]
Вицке Р. Э.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА ГРАЖДАН НА ПОЛУЧЕНИЕ КВАЛИФИЦИРОВАННОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В АДМИНИСТРАТИВНОЙ ЮРИСДИКЦИИ
2. Дело об административном правонарушении считать возбужденным с началом составления первого процессуального документа, предусмотренного настоящим Кодексом, либо с момента фактического применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 27.1 Кодекса [Лобода В.В Участие защитника при возбуждении дела об административном правонарушении. Административное право и процесс. 2011 № 3].
3. При составление первого протокола по делу об административном правонарушении, орган, должностное лицо обязаны задать вопрос «Все ли понятно из изложенного представителем власти и нуждается ли гражданин в юридической помощи?» с обязательным отражением данного вопроса и ответа на него в процессуальных документах.
В случае положительного ответа необходимо разрешить вопрос о предоставлении юридической помощи.
Однако, практическое разрешение возможно только после внесение соответствующих положений в КоАП России, в Закон об адвокатской деятельности и адвокатуре и Постановление Правительства РФ от 04.03.2003 № 140 (ред. от 30.10.2014) «О порядке и размерах возмещения расходов некоторых участников производства по делам об административных нарушениях и оплате их труда...», это обусловлено следующим:
1. Возможность участия адвоката в процессе производства по делам об административных правонарушениях по назначению КоАП России не предусматривает.
2. Пункт 26 Постановление ВС РФ от 24.03.2005 г. № 5 и Обзор судебной практики Верховного Суда РФ от 09.02.2005 г. разъясняют, что поскольку расходы на оплату труда адвоката или иного лица, участвовавшего в производстве по делу в качестве защитника, не отнесены к издержкам по делу об административном правонарушении, его участие подлежит оплате лицом, которому оказана юридическая помощь.
Представляется, в крайней мере не справедливым вступление в уголовный и гражданский процесс адвоката за счет государства, при том, что при производстве по делам об административных правонарушениях участники лишены такой возможности [за исключением случаев, законодательного закрепления за гражданами права на бесплатную юридическую помощь], следует отметить, что наравне с уголовно-процессуальным законодательством КоАП России предусматривает весьма строгие меры государственного принуждения, например, ограничение свободы.
Отношение государства, облаченное в правовую форму, к значению института адвокатуру в административной юрисдикции, с одной стороны лишает конституционного равенства граждан, с другой определяет полное безразличие адвокатов к данному процессу.
В полной мере представляется возможным, согласится с выводом, о том, что в настоящее время, к сожалению, принижена роль адвокатуры в производстве по делам об административных правонарушениях, за совершение которых в стране ежегодно привлекаются к ответственности миллионы людей, и им практически не оказывается правовая помощь со стороны адвокатов. [Поникаров В.А., Смирнов Д.А. Адвокатская практика в административно-юрисдикционной деятельности правоохранительных органов России. Российский судья. 2007. № 2].
Таким образом, несмотря на законодательное закрепление конституционной гарантии - право каждого на квалифицированную юридическую помощь, в административной юрисдикции в том числе, реализации права на защиту, в настоящее время, представлена формально. Достижение цели - практическая реализация указанного права требует дальнейшего пристального научного внимания, законодательного и практического совершенствования.
Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации (принята народным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ).
2. Федеральный закон от 31.05.2002 № 63-ФЗ (ред. от 02.07.2013 г.) «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».
3. Федеральный закон от 21.11.2011 № 324-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации».
4. Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».
5. Постановление Правительства РФ от 04.03.2003 № 140 (ред. от 30.10.2014) «О порядке и размерах возмещения расходов некоторых участников производства по делам об административных нарушениях и оплате их труда» (вместе с «Положением о возмещении расходов лиц в связи с их явкой по вызову в суд, орган, к должностному лицу, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, а также об оплате их труд»)».
6. Постановление Правительства РФ от 01.12.2012 № 1240 (ред. от 23.12.2014)«О порядке и размере возмещения процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, издержек в связи с рассмотрением гражданского дела, а также расходов в связи с выполнением требований Конституционного Суда Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых актов Совета Министров РСФСР и Правительства Российской Федерации» (вместе с «Положением о возмещении процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, издержек в связи с рассмотрением гражданского дела, а также расходов в связи с выполнением требований Конституционного Суда Российской Федерации»).
7. Постановление Конституционного суда от 27.06.2000 № 11-П «По делу о проверке конституционности положений части первой статьи 47 и части второй статьи 51 Уголовно -процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданина В.И. Маслова».
8. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 (ред. от 19.12.2013) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
9. Обзор судебной практики Верховного Суда РФ от 09.02.2005 «Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2004 года» (вопрос 15).
10. Долгов И.М. Формы участия адвоката в производстве по делу об административном правонарушении. «Адвокатская практика». 2011.№ 6
11. Лобода В.В Участие защитника при возбуждении дела об административном правонарушении. Административное право и процесс. 2011 № 3
12. Микулин А.И. Право на защиту на стадии возбуждения дела об административном правонарушении и предварительной проверки обстоятельств дела. Известия вузов. Правоведение. 2008. № 3.
13. Поникаров В.А., Смирнов Д.А. Адвокатская практика в ад-министративно-юрисдикционной деятельности правоохранительных органов России. Российский судья. 2007. № 2
РЕЦЕНЗИЯ
на статью «Реализация права граждан на получение квалифицированной юридической помощи в административной юрисдикции - особенности участия адвоката по делу об административном правонарушении» представленную доцентом кафедры административного и конституционного права ГБОУ ВПО «Башкирская академия государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан»
Региной Эдуардовной Вицке Статья Р.Э. Вицке посвящена особенностям участия адвоката в производстве по делам об административных правонарушениях.
Данная категория дел имеет ряд особенностей: во-первых, квалификация противоправного деяния в соответствии с КоАП России требует свободного владения нормативными правовыми актами в конкретной сфере; во-вторых, административный юрисдикционный процесс характеризуется достаточно большим кругом участников, в том числе и субъектов административной юрисдикции; в-третьих, защита и представление прав и законных интересов возможны с момента возбуждения дела, т.е. фактически после составления первоочередных процессуальных документов. В этой связи, защита интересов доверителя не всегда имеет успешный исход в силу субъективных факторов; в четвертых - невозможность доверителя обеспечить финансовое сопровождение деятельности адвоката, отсутствие оснований для оказания бесплатной юридической помощи, а также отсутствие государственной поддержки (оплаты труда адвоката) определяет не желания адвокатов участвовать в данной категории процесса.
Анализ правоприменительной практики обеспечения граждан квалифицированной юридической помощью при производстве по делам об административных правонарушениях требует дальнейшей проработки, как с научной, так и с правовой точки зрения.
Целью написания статьи является выявление особенностей и проблем участия адвоката по делу об административном правонарушении, а также формулирование предложений по их решению.
В статье, автор, обосновывает свою позицию, касательно, необходимости законодательного уточнения момента вступления адвокатом в дело об административном правонарушении, дополнения обязанностей органа, должностного лица, принимающего решение о возбуждении дела, а также необходимости нормативного закрепление участия адвоката по назначению органа, должностного лица, судьи, в производстве которого находится дело.
В результате анализа нормативно-правовых актов автор предлагает варианты решения обозначаемых проблем.
В ходе исследования автор учел практику участия адвокатов в административном процессе.
Теоретическая и практическая значимость проводимого исследования определяется, прежде всего, тем, что сформулированные выводы и предложения направлены на обеспечение практической деятельности адвоката по защите прав и свобод человека и гражданина, а также представляют интерес для дальнейшего научного исследования проблем участия адвоката в административном юрисдикционном процессе и определения путей их преодоления.
Исследование правовой регламентации участия адвоката по делу об административном правонарушении привело автора к критике его нормативно-правового обеспечения.
Методологической основой исследования является диалектический метод познания социальных явлений и окружающей действительности.
При решении конкретных вопросов избранной темы применены общенаучные и частные методы исследования. Статья отвечает требованиям научной новизны. В целом статья Вицке Регины Эдуардовны заслуживает положительной оценки, однако, следует учитывать, что некоторые положения и позиции автора носят дискуссионный характер. Подавляющее большинство положений и рекомендаций, безусловно, заслуживают внимания, а в целом - подтверждают, достаточно высокий теоретический уровень исследования. Представляемая статья для опубликования соответ-
ствует требованиям, предъявляемым к написанию для публикаций в научных журналах и изданиях.
Президент Адвокатской палаты Республики Башкортостан,
депутат Государственного Собрания -
Курултая Республики Башкортостан,
заведующий кафедрой адвокатуры и нотариата
Уфимского института (филиала) РЭУ им. Г.В. Плеханова
заместитель председателя Башкортостанского отделения
Ассоциации юристов России,
заместитель председателя Общественного совета
при управлении Росреестра по Республики Башкортостан,
вице-президент Международного союза адвокатов
от Российской Федерации
почетный адвокат России,
заслуженный юрист Республики Башкортостан
Б.Г. Юмадилов