УДК 342.9 ББК 67. 401
DOI 10.24411/2073-3313-2019-10540
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ УЧАСТНИКОВ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
Научная специальность по публикуемому материалу: 12.00.14
административный процесс
Аннотация. В статье проведен комплексный анализ законодательства Российской Федерации об административных правонарушениях. Определены субъекты производства по делам об административных правонарушениях. Охарактеризованы состав, виды и признаки законодательного определения понятия административного правонарушения. Установлены особенности порядка производства по делам об административных правонарушениях. В статье также определены особенности обеспечения прав участников производства по делам об административных правонарушениях.
Ключевые слова: административные правонарушения, участники производства об административном правонарушении, обеспечение прав участников производства об административном правонарушении, административная ответственность
Annotation. The article provides a comprehensive analysis of the legislation of the Russian Federation on administrative offenses. The subjects of proceedings on administrative offences are defined. The composition, types and features of the legislative definition of the concept of administrative offense are characterized. The features of the order of proceedings on administrative offenses are established. The article also defines the features of ensuring the rights of participants in proceedings on administrative offenses.
Keywords: administrative offences, participants in the proceedings of an administrative offense, ensuring the rights of participants in the proceedings of an administrative offense, administrative responsibility.
Права и свободы граждан в правовом государстве должны быть обеспечены наиболее полно, причем самим государством, гарантирующим субъективные права исходя из основанного на праве объективного порядка государственной деятельности. Поэтому для правового государства большое значение имеют вопросы обеспечения прав участников производства по делам об административных правонарушениях так же, как и прав участников предварительного расследования.
Права участников предварительного расследования обеспечиваются определенной системой гарантирования прав в виде специальных средств и действий, создающих благоприятные условия для правомерной реализации прав
Инесса Александровна ТРОФИМОВА, доцент кафедры административного права и процесса Российского государственного университета правосудия, кандидат юридических наук E-mail: [email protected]
— административное право;
субъектов этих правоотношений. Аналогичным образом может быть сформулировано и понятие обеспечения прав участников производства по делам об административных правонарушениях1.
Участники предварительного расследования, в отличие от участников производства по делам об административных правонарушениях, законом разведены по сторонам производства и выступают в виде стороны обвинения, стороны защиты, а не как участники производства по делам об административных правонарушениях, указанные в гл. 25 КоАП РФ, исключительно по субъектам, что делает более определенной систему участников производства и имеет положительное значение для анализа их правового статуса2.
ЗАКОН И ПРАВО • 11-2019
Одно из важных положений, закрепленных в УПК РФ, заключается в обеспечении подозреваемому и обвиняемому права на защиту, на участие в деле защитника.
Согласно ч. 3 ст. 49 УПК РФ защитник участвует в уголовном деле с момента фактического задержания лица, подозреваемого в совершении преступления; в случаях, предусмотренных УПК РФ, — с момента начала применения мер процессуального принуждения или иных процессуальных действий, которые затрагивают права и свободы лица, подозреваемого в совершении преступления, и т.п. Защитника при этом приглашают сам подозреваемый, обвиняемый, его законный представитель, другие лица по поручению или с согласия подозреваемого, обвиняемого.
Подозреваемый, обвиняемый обладают правом пригласить несколько защитников. Участие защитника, по просьбе подозреваемого или же обвиняемого обеспечивают дознаватель, следователь или суд. В силу ст. 50 УПК РФ в случае участия защитника (адвоката) в предварительном расследовании или судебном разбирательстве по назначению дознавателя, следователя или суда расходы на оплату его труда компенсируются за счет средств федерального бюджета.
Вопросы оплаты труда адвоката, принимающего участие в уголовном судопроизводстве в качестве защитника по назначению органов дознания, предварительного следствия или суда, регламентируются постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2012 г. № 1240 «О порядке и размере возмещения процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, издержек в связи с рассмотрением гражданского дела, административного дела, а также расходов в связи с выполнением требований Конституционного Суда РФ и о признании утратившими силу некоторых актов Совета Министров РСФСР и Правительства РФ»3.
Важно то, что обеспечение права на защиту является, прежде всего, деятельностью государственных органов и должностных лиц, направленной на реализацию права на защиту.
Согласно международно-правовым документам, ратифицированным Российским государством (например, Международному пакту о гражданских и политических праваха4), государство обязуется обеспечить любому лицу эффективное средство защиты, если признаваемые пактом права и свободы данного лица нарушены. Указанная группа документов имеет преимущественное значение перед нормативными ак-
тами, принимаемыми внутри государства. В случае противоречия внутренних нормативных актов означенным международно-правовым документам применяются последние.
Лицо, в отношении которого ведется производство об административном правонарушении, также обеспечивается правом на защиту. На основании ст. 25.1 КоАП РФ он также имеет право пользоваться юридической помощью защитника, но это право фактически сводится к обеспечению возможности участия в деле защитника, имеющегося у лица и возможности реализации защитником своих прав. При административном задержания лица, которое само не имеет возможности пригласить защитника, законодательство об административных правонарушениях не предусматривает предоставления (назначения) защитника по его ходатайству, не предусмотрен и механизм оплаты труда такого защитника. Этот пробел в законодательстве об административных правонарушениях препятствует возможности полного обеспечения права на защиту лица, подвергающегося административному задержанию.
Как следует из положений статей 27.3—27.6 КоАП РФ, регламентирующих вопросы административного задержания, такое задержание лица, к которому применяется административное преследование на срок до 48 часов, по сути, не что иное, как лишение свободы, хотя и кратковременное.
Требования к законности этой меры, исходя из смысла ст. 22 и ч. 3 ст. 55 Конституции РФ и подп. «с» п. 1 ст. 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод5, к соблюдению одних лишь формальных условий, предполагающих ее применение должностными лицами в рамках закона, в законных целях и в соответствии с задачами закона об административных правонарушениях, сводиться не могут.
Это указывает на необходимость внесения в законодательство об административных правонарушениях изменений по вопросам получения лицом, к которому применена мера административного задержания, помощи защитника.
В частности, положения ст. 27.3 КоАП РФ требуют дополнения пунктом 6 такого содержания:
«по ходатайству задержанного лица о предоставлении ему защитника орган, должностное лицо которого осуществило задержание, в кратчайшие сроки назначает и предоставляет задержанному лицу защитника (адвоката). Услуги защитника (адвоката) оплачиваются за счет средств федерального бюджета либо бюджета субъекта РФ».
ЗАКОН И ПРАВО • 11-2019
Порядок предоставления защитника задержанному лицу и оплата его услуг нуждаются в отдельной нормативной регламентации подзаконным актом.
Анализ вопросов обеспечения прав участников предварительного следствия позволяет отметить, что принципиальные изменения в порядок производства по уголовным делам внесены после принятия УПК РФ6.
Однако некоторые нормы УПК РФ процессуальные отношения в сфере гарантий прав и свобод человека и гражданина при производстве предварительного расследования регулируют недостаточно эффективно. При этом детальный анализ нормативных положений, которыми развивается принцип охраны прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве, обнаруживает ряд пробелов уголовно-процессуального закона, не позволяющих в полной мере реализовывать прогрессивные идеи в области охраны прав и свобод личности в уголовном процессе, провозглашенных в международно-правовых актах и в Конституции РФ.
Не решены вопросы определения элементов, которые образуют содержание этого принципа уголовного процесса, реализации прав и свобод лицами, участвующими в производстве по уголовному делу. К принципиальным недостаткам УПК РФ исследователи относят и отсутствие оптимальной регламентации процедуры восстановления прав и свобод человека и гражданина при нарушении их органами и должностными лицами, которыми осуществляется уголовное судопроизводство.
Существуют подобные недостатки и в положениях КоАП РФ, где также нет должной регламентации процедуры восстановления прав и свобод участников производства по делам об административных правонарушениях органами и должностными лицами, ведущими производство по делам7.
Обеспечение прав участников предварительного расследования, как и обеспечение прав участников производства по делам об административных правонарушениях, имеет недостатки, однако законодательное регулирование этих вопросов КоАП РФ заметно уступает УПК РФ.
Отсутствие административно-процессуального права как отдельной и самостоятельной отрасли права, а также отсутствие в законодательстве России отдельного кодифицированного акта, регулирующего производство по делу об административном правонарушении и содержащего подробный порядок административного
процесса, исполнения взыскания, негативно влияет на качество регулирования производства по делам об административных правонарушениях, в том числе и по вопросам обеспечения прав участников такого производства.
Положительный пример УПК РФ состоит в разделении участников уголовного судопроизводства по сторонам производства с отражением в УК РФ широкого перечня прав и обязанностей каждого его участника, а также правил проведения процессуальных действий.
По делам об административных правонарушениях в законодательстве об административных правонарушениях участники производства могут быть подразделены на группы в виде:
■ органов (их должностных лиц), ведущих производство по делам об административных правонарушениях — органы внутренних дел, комиссии по делам несовершеннолетних, таможенные органы, налоговые органы, пограничные органы и т.п.;
■ суда;
■ прокурора;
■ участников производства по делам об административных правонарушениях, защищающих собственные права и интересы или права и интересы представляемых лиц — лица, по которому ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшего, защитника, представителя, законного представителя физического лица, представителя юридического лица;
■ иных участников — свидетелей, понятых, специалистов, экспертов, переводчиков.
Таким образом, на наш взгляд, существующую регламентацию прав и обязанностей лиц, которые принимают участие в производстве по делу об административном правонарушении, целесообразно пересмотреть.
1 Мелехин A.B. Административное право Российской Федерации. М.: Юстиция, 2016. С. 409.
2 Кузякин C.B. Административное право Российской Федерации. Одинцово: Одинцовский гуманитарный ун-т, 2015. С. 117.
3 СЗ РФ. 2012. № 50 (ч. 6). Ст. 7058.
4 Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. № 12.
5 СЗ РФ. 2001. № 2. Ст. 163.
6 Попов Л.Л. Административное право Российской Федерации. М.: Проспект, 2016. С. 333.
7 Мелехин A.B. Указ. соч. С. 411.
ЗАКОН И ПРАВО • 11-2019
Библиографический список
1. Международный пакт о гражданских и политических правах // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. № 12.
2. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод // СПС «Консультант Плюс»
3. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 01.05.2019 г.) // СПС «Консультант Плюс»
4. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ (с изм. от 17.04.2019 г.) // СПС «Консультант Плюс»
5. Постановление Правительства РФ от 01.12.2012 г. № 1240 «О порядке и размере возмещения процессуальных издержек, связанных
с производством по уголовному делу, издержек в связи с рассмотрением гражданского дела, административного дела, а также расходов в связи с выполнением требований Конституционного Суда РФ и о признании утратившими силу некоторых актов Совета Министров РСФСР и Правительства РФ» // СЗ РФ. 2012. № 50 (ч. 6). Ст. 7058.
6. Кузякин C.B. Административное право Российской Федерации. Одинцово: Одинцовский гуманитарный ун-т, 2015.
7. Мелехин A.B. Административное право Российской Федерации. М.: Юстиция, 2018.
8. Попов Л.Л. Административное право Российской Федерации. М.: Проспект, 2016.
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ
Педагогика. Учебное пособие для студентов юридических вузов и специальностей / Под ред. В.Ф. Родина. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. — 191 с.
ISBN 978-5-238-03280-1
В доступной форме раскрываются основные положения педагогики. В логической последовательности рассматриваются содержание педагогики, ее методологические основы, теория и практика обучения и воспитания, педагогический контроль.
Учебное пособие предназначено для студентов юридических вузов и специальностей.
ЗАКОН И ПРАВО • 11-2019