УДК 349.3 ББК 67.305
Т.Н. ВЯЗОВСКАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ
Ключевые слова: социальная защита населения, страхование, социальное страхование, обязательственное право, страховое обязательство, право социального обеспечения.
Проведен анализ юридической природы социального страхования с позиций обязательственного права, охарактеризованы социальные обязательства как вид страхового обязательства. Проведена классификация социальных обязательств. Охарактеризованы принципы и формы социального страхования, понятие страхового риска. Сделан вывод, что социальное страхование - это взаимное, возмездное, частно-публичное обязательство, возникающее на основании закона либо договора, при этом застрахованное лицо обязано уплатить страховые взносы. Страховщик (государство в лице создаваемых им учреждений либо коммерческая или некоммерческая организация) при наступлении страхового случая вправе требовать уплаты страховых взносов и обязан предоставить страховое обеспечение, а застрахованное лицо имеет право на обеспечение, эквивалентное уплаченным взносам за счет средств страхового фонда.
T. VYAZOVSKAYA THE LEGAL NATURE OF SOCIAL INSURANCE Key words: social protection, insurance, social insurance, liability law, Insurance liability, social security law. In the article the analysis of the legal nature of social insurance from the positions of contractual law, characterized by social obligations as a kind of insurance liabilities. The classification of social obligations. Describe the principles and forms of social insurance, term insurance risk. In the end concluded that social insurance is mutual, paid, private-public liability, arising by law or contract, while the insured person is obliged to pay the premiums. When the insured event the insured person has the right to provide equivalent paid contributions at the expense of the insurance Fund and the insurer (the state in the face of established institutions or commercial or nonprofit organization is entitled to require payment of premiums and shall provide insurance coverage.
Социальное страхование возникло на основе взаимодействия социальных и экономических начал, когда общество стало признавать право каждого человека на достойную жизнь и подтверждать ответственность за своих членов.
Основные принципы и понятия социального страхования, тенденции развития анализировались и изучались в начале XX столетия такими авторами, как П.И. Астров, А.Н. Быков, А.Ю. Вегнер, А.Н. Вигдорчик, Л.В. Забелин, И.И. Чистяков, И.Ф. Энгель, В.Г. Яроцкий и другими.
В отечественной правовой науке социальное страхование рассматривается как одна из основных форм социального обеспечения трудящихся в старости, в случае временной или постоянной утраты трудоспособности и т.п.
Социальное страхование как система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер направлено на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан.
Социальное страхование характеризуется финансированием из внебюджетных фондов, образуемых за счет целевых взносов работников и работодателей при поддержке государства.
Для определения юридической природы социального страхования необходимо рассмотреть его с позиций обязательного права. Отношения по социальному страхованию являются, по нашему мнению, гражданско-правовыми. Мы согласны с Т.В. Иванкиной, которая считает, что по своему содержанию правоотношения по социальному обеспечению являются обязательствами. Она первой в отечественной науке права социального обеспечения сформулировала концепцию социальных обязательств. Социальные обязательства - это отношения между государственными органами и гражданином по поводу предоставления ему материальных благ и услуг из общественных фондов потребления [7. C. 125]. В свою очередь, Т.В. Красильникова, проводя аналогию с гражданско-правовыми обязательствами, признает пенсионное правоотношение «особого рода односторонним денежным обязательством, в силу которого
орган социального обеспечения, при наличии соответствующих юридических фактов, обязан ежемесячно выплачивать пенсионеру определенные законом денежные суммы (пенсию)» [8. С. 9].
Страховое обязательство является разновидностью обязательства. Конструкцию обязательства возможно применить к отношениям по социальному страхованию. Так, ст. 970 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что общие правила о страховании применяются к специальным видам страхования, если иное не установлено законами об этих видах страхования. Поэтому можно провести классификацию социальных обязательств, используя разработанную в гражданском праве систему критериев.
Социальные обязательства, как и гражданско-правовые, могут быть односторонними и взаимными. К первому виду относятся социально-обеспечительные обязательства, в силу которых государство (обязанная сторона) в лице его органов обязано предоставить гражданину (управомоченной стороне) материальное обеспечение в случаях, указанных в законе. Социально-страховое обязательство является взаимным. Гражданин обязан уплачивать страховые взносы (либо за него это делает страхователь), государство в лице его органов вправе требовать их уплаты в целях обеспечения текущих потребностей социально-страховой системы, т.е. для выплаты пенсий и пособий. При этом социальное страхование реализует публичную функцию перераспределения общественного продукта через страховые фонды. Но при наступлении страхового случая у конкретного застрахованного лица возникает право требовать предоставления социально-страхового обеспечения (материальных благ или услуг) за счет того денежного фонда, который был создан с его участием. Государство же обязано предоставить такое обеспечение, причем с учетом периода страхования (трудового или страхового стажа) и уплаченных взносов (исходя из заработка или дохода, с которого они взимались). Государство должно вернуть застрахованному часть уплаченных им страховых взносов, т.е. социально-страховое обеспечение является возмездным.
Единство социальных обязательств заключается в том, что они могут возникать на основании как закона, так и договора. Но все же договорные начала более распространены в системе социального страхования.
К принципам социального страхования можно отнести следующие:
- социальное страхование должно быть обязательным для всех работающих граждан;
- размер взносов зависит от величины доходов страхуемого, а получаемые услуги по системе социального страхования - от соответствующих потребностей и состояния его здоровья (принцип солидарности);
- работники и работодатели совместно несут обязанность по уплате взносов на социальное страхование;
- социальные выплаты определяются размерами, сроками и другими условиями уплаты страховых взносов;
- право на получение социальных выплат возникает при уплаты взносов и наступлении социального риска без дополнительной проверки нуждаемости в доходе.
Понятие социального страхового риска дается в ст. 3 Федерального закона от 16.07.1999 г. «Об основах обязательного социального страхования» и трактуется как предполагаемое событие, влекущее изменение материального и (или) социального положения работающих граждан и иных категорий граждан, в случае наступления которого осуществляется обязательное социальное страхование.
Понятие социального риска было исследовано в отечественной науке начала ХХ в. Так, Н.А. Вигдорчик под социальным страхованием понимал совокуп-
ность всех его форм и видов, которые имеют целью обеспечение широких масс населения на случай различных социальных рисков. При этом подчеркивал, что социальным страхованием «обнимается риск потери заработка» [1. С. 10]. Именно этот характер риска ученый считал признаком социального страхования.
Некоторые авторы это понятие трактовали более широко, относя к нему не только риск утраты заработка, который З.Р. Теттенборн называла главным, но и случаи «материального отягощения» (рождение ребенка, необходимость ухода за ним, смерть члена семьи и др.). Анализ действующего российского законодательства позволяет сделать вывод о том, что объектом социального страхования действительно выступает не только риск утраты, уменьшения заработка или иного трудового дохода, но и случаи несения повышенных расходов, которые признаны социально значимыми.
Е.Е. Мачульская, анализируя взгляды ученых конца XIX - начала XX вв. (Л.В. Забелина, А. Чекина (В. Яроцкого), А.Л. Гельфера, Б. Любимова, А. Винокурова), выделяет в качестве одной из существенных особенностей социального риска то, что «он угрожал только пролетариату и беднейшим слоям самозанятого населения и вообще не затрагивал класса капиталистов и других имущих слоев капиталистического общества». Она приходит к выводу, что в период реформ в России появляются новые экономические причины и сохраняются физиологические и демографические причины социальной необеспеченности. Поэтому социальный риск надлежит рассматривать как основание для социальной защиты и социального обеспечения. При этом автор определяет его как «вероятностное событие, наступающее в результате утраты заработка или другого трудового дохода, падения уровня жизни ниже отметки прожиточного минимума и по объективным социально значимым причинам, создающее необходимость социальной защиты населения со стороны государства» [9. С. 25].
В системе социального страхования можно выделить две части. Первая часть обеспечивает восстановление и сохранение трудоспособности работников, включая проведение профилактических и реабилитационных мероприятий; вторая - гарантирует материальное обеспечение лиц, утративших трудоспособность или не имевших ее.
Социальное страхование можно классифицировать на обязательное и добровольное по следующим признакам:
- установление и реализация социальных и страховых отношений;
- степень централизации процессов осуществления, организации и контроля страхования.
Обязательное социальное страхование включает:
- централизованно организованную, осуществляемую и контролируемую государством форму обязательного социального страхования;
- децентрализованную форму обязательного социального страхования, организованную и осуществляемую в соответствии с федеральными законами.
Добровольное социальное страхование состоит из:
- корпоративной и коллективной формы личного социального страхования;
- индивидуальной формы личного социального страхования.
Эти формы социального страхования имеют достаточно много общего: цель, принципы, объекты, страховые случаи.
Вопрос о месте обязательного социального страхования в системе права России является спорным и дискуссионным: в юридической науке отсутствуют единый подход и единое мнение о рассматриваемом вопросе. По мнению В. Роика, обязательное социальное страхование следует выделить в самостоятельную правовую отрасль, которой присущи соответствующие признаки, как то: предмет, метод, система, принципы правового регулирования и др. [10]. По мнению же М. Гордиенко, с которым согласны и мы, существующая система обязательного социального страхования не может быть выделена в отдельную от-
расль права и является комплексным правовым образованием, регулируемым финансовым правом [4].
Наиболее существенно отличаются формы обязательного социального страхования.
Централизованной формой обязательного социального страхования охватывается все население (при обязательном медицинском страховании) или очень большое количество населения (все работающие граждане при страховании на производстве от несчастных случаев и профессиональных заболеваний, пенсионеры по обязательному пенсионному страхованию).
По децентрализованной форме обязательного социального страхования обязательному социальному страхованию подлежат жизнь и здоровье значительных по численности категорий лиц, в основном опасных профессий (военнослужащих, работников правоохранительных органов, судей и др.), а также пассажиров на междугородных перевозках всеми видами транспорта. Личное добровольное страхование же обеспечивает социальную защиту значительно меньшему количеству граждан.
При обязательных видах социального страхования закон устанавливает категории подлежащих страхованию граждан, страхователей, страховые суммы, социальные риски (страховые случаи), сроки и условия социально-страховой защиты, страховые размеры и тарифы социально-страхового обеспечения (страховых выплат). Добровольное личное социальное страхование, напротив, осуществляется в соответствии с утверждаемыми и разрабатываемыми правилами страхования (не противоречащими законодательству) и заключаемыми со страхователями договоров личного страхования на основе свободного волеизъявления сторон и согласования ими существенных условий договора.
Кроме этого, при централизованной форме государством учреждаются специальные организации-страховщики (Пенсионный фонд РФ, фонды ОМС, ФСС РФ). При этом государство контролирует данные организации, а денежные социально-страховые фонды находятся в федеральной собственности. При добровольном личном социальном страховании страховые фонды формируются страховщиками за счет уплачиваемых страхователями страховых взносов и являются их собственностью.
Страховые тарифы при этом разрабатываются и утверждаются страховщиками. Федеральная служба страхового надзора является контролирующим органом. Страховые выплаты по договорам добровольного страхования производятся в соответствии с правилами, указанными в договоре страхования, в установленных ими размерах для определенных страховых случаев (и объектов страхования), общая сумма ограничивается страховой суммой, устанавливаемой при заключении договора страхования по соглашению сторон и их усмотрению.
При децентрализованной и централизованной формах социального страхования социальное обеспечение (социально-страховые выплаты) при страховых случаях могут осуществляться постоянно (например, страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, выплаты государственных трудовых пенсий, ОМС и др.) или в течение длительного периода (например, пока гражданин находится на военной или государственной службе - при обязательном страховании их здоровья и жизни). При добровольном личном страховании (за исключением пожизненной ренты, страхования пенсий и т.д.) периоды страховых выплат не превышают сроков действия договоров страхования.
Таким образом, социальное страхование - это частно-публичное, возмездное, взаимное обязательство, возникающее на основании закона либо договора. Застрахованное лицо при этом обязано платить страховые взносы. Страховщик (государство в лице создаваемых им учреждений либо коммерческая или некоммерческая организация) при наступлении страхового случая
вправе требовать уплаты страховых взносов и обязан предоставить страховое обеспечение, а застрахованное лицо имеет право на обеспечение, эквивалентное уплаченным взносам за счет средств страхового фонда.
Литература
1. ВигдорчикН.А. Социальное страхование в общедоступном изложении // Вопросы труда. М., 1927.
2. Галиева Г.В. Некоторые аспекты пенсионной реформы в Российской Федерации // Материалы науч.-практ. конф., посвященной 20-летию со дня образования ПФР / Отделение ПФ РФ в Чувашской Республике - Чувашии. Чебоксары, 2010. С. 136-138.
3. Гинзбург А.И. Страхование. СПб.: Питер, 2012. 176 с.
4. Гордиенко М.М. К вопросу о месте страхования в системе права России // Актуальные проблемы российского права. 2012. № 2. С. 84-94.
5. Деркач Н.О. Профессиональное пенсионное страхование в системе социальной защиты населения и пенсионной системе государства // Страховое дело. 2013. № 5. С. 55-60.
6. Змиевский Д.В. Конституционные принципы осуществления государственной власти в странах постсоветского пространства // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2012. № 3. С. 165-174.
7. Иванкина Т.В. Проблемы правового регулирования распределения общественных фондов потребления: дис. ... докт. юрид. наук. Л., 1986.
8. Красильникова Т.В. Пенсионные правоотношения и общие основания их возникновения: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Свердловск, 1972.
9. Мачульская Е.Е. Социальный риск как объективная основа социального обеспечения // Вестник Московского университета. 1999. № 1.
10. РоикВ.Д. Основы социального страхования. М.: Анкил, 2005. 265 с.
11. Талеров К.В. О правовой природе обязательного страхования // Социальное и пенсионное право. 2013. № 3. С.5-10.
ВЯЗОВСКАЯ ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА - доктор исторических наук, заведующая кафедрой частного права, Чебоксарский кооперативный институт, Россия, Чебоксары (g197412@yandex.ru).
VYAZOVSKAYA TATYANA - doctor of historical sciences, head of Private Law Chair, Cheboksary Cooperative Institute, Russia, Cheboksary.
УДК 342.552 ББК 67.400.6
Д.В. ЗМИЕВСКИЙ
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЫ В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
Ключевые слова: конституция, реализация конституционных норм, демократическое управление, административная реформа, структура органов исполнительной власти, государственные услуги.
Рассмотрены конституционные основы процесса реформирования системы публичного управления. Выявлены наиболее сложные проблемы теоретического и практического характера в сфере административного реформирования. Предложен и научно обоснован тезис о возможности и необходимости использования конституционных положений о демократическом управлении в качестве критериев оценки эффективности реформы административного управления в стране. Изучен и обобщен опыт конституционно-правового обеспечения административного реформирования на территории Чувашской Республики, предложены основные направления его дальнейшего осуществления.
D. ZMIEVSKIY
CONSTITUTIONAL AND LEGAL SOFTWARE ADMINISTRATIVE REFORMS IN THE CHUVASH REPUBLIC
Key words: Constitution, constitutional norms, democratic governance, administrative reform, the structure of Executive authorities public services.
Considered the constitutional basis for the process of reforming the public administration system. The most difficult problems of theoretical and practical nature in the area of administrative reform. Proposed research argues for the possibility and necessity of application of the constitutional provisions on democratic governance as criteria for assessing the effectiveness of the reform of administrative management in the country. Studied and summarized the experience of the constitutional and legal provision of the administrative reform in the territory of the Chuvash Republic, the basic directions of its further implementation.
Конституции как нормативные правовые акты высшей юридической силы в Российской Федерации, в республиках (государствах) в составе России содержат в себе правовую регламентацию базовых демократических принципов, к числу