Научная статья на тему 'Права и обязанности застрахованных лиц - субъектов обязательного социального страхования'

Права и обязанности застрахованных лиц - субъектов обязательного социального страхования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3590
509
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ / ЗАСТРАХОВАННЫЕ ЛИЦА / COMPULSORY SOCIAL INSURANCE / INSURED

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пашкова Галина Георгиевна

Рассматриваются права и обязанности застрахованных лиц субъектов различных видов обязательного социального страхования: пенсионного, медицинского, страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The rights and duties of the insured as the subjects of compulsory social insurance

The author extensively comments on the rights and duties of the subjects of compulsory social insurance provided for in Article 10 of the Federal law "On the fundamentals of compulsory social insurance". The rights and duties of the insured are considered with regard to the definite kinds of compulsory social insurance. These kinds include compulsory pension insurance; compulsory medical insurance; compulsory insurance for short-term disability and maternity benefit; compulsory social insurance against work injuries and occupational diseases. The article deals with the right of the injured to get insurance payment coverage without undue delay, to protect ones rights in person or via a representative, to participate in the administration of compulsory social insurance either in person or via trade union, to get information about the activities of both insurers and insurants, to make proposals on the insurance contributions tariffs either via a representative or trade union. Besides their rights, the insured have a responsibility to inform the insurers about the documents constituting the basis for insurance payments and the duty to pay insurance contributions in the cases provided for in the federal law. The author pays attention to the problems of liability of the insured in case of breach of duty.

Текст научной работы на тему «Права и обязанности застрахованных лиц - субъектов обязательного социального страхования»

Вестник Томского государственного университета. Право. 2015. №3 (17)

УДК 349.3

DOI 10.17223/22253513/17/10

Г.Г. Пашкова

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЗАСТРАХОВАННЫХЛИЦ - СУБЪЕКТОВ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ

Рассматриваются права и обязанности застрахованных лиц - субъектов различных

видов обязательного социального страхования: пенсионного, медицинского, страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Ключевые слова: обязательное социальное страхование, застрахованные лица.

Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» регулирует отношения в системе обязательного социального страхования, определяет правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а также устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования [1].

Застрахованными лицами в соответствии со ст. 6 указанного закона являются: граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

В ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 165-ФЗ перечислены права, которыми обладают застрахованные лица.

Право на своевременное получение страхового обеспечения в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

В случаях, установленных федеральными законами, право на страховое обеспечение могут иметь члены семьи застрахованного лица и лица, находящиеся на его иждивении.

К конкретным видам обязательного социального страхования относятся:

1. Обязательное пенсионное страхование [2].

В соответствии со ст. 3 указанного закона обязательное страховое обеспечение - исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая. Обязательным страховым обеспечением по обязательному пенсионному страхованию являются:

1) страховая пенсия по старости;

2) страховая пенсия по инвалидности;

96

Г.Г. Пашкова

3) страховая пенсия по случаю потери кормильца;

4) фиксированная выплата к страховой пенсии;

5) накопительная пенсия;

6) единовременная выплата средств пенсионных накоплений;

7) срочная пенсионная выплата;

8) выплата средств пенсионных накоплений правопреемникам умершего застрахованного лица;

9) социальное пособие на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти.

В определенных случаях право на получение страхового возмещения имеют члены семьи застрахованного лица. Так, в соответствии со ст. 10 Федерального закона «О страховых пенсиях» пенсии по случаю потери кормильца выплачиваются нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца, состоявшим на его иждивении [3]. Кроме того, ст. 10 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» предусматривает, что право на единовременное пособие на погребение возникает у лиц, осуществлявших погребение застрахованного лица [4]. Это могут быть не только супруги, родственники, законные представители, но и иные лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умершего. Например, соседи, друзья, сослуживцы умершего.

2. Обязательное медицинское страхование [5].

В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» страховое обеспечение по обязательному медицинскому страхованию осуществляется при наступлении страхового случая (по времени следует за наступлением страхового случая). Обеспечение, по сути, само по себе заключается в исполнении ряда обязательств по предоставлению нуждающемуся застрахованному лицу необходимой медицинской помощи. Обеспечение за счет средств обязательного медицинского страхования гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи осуществляется при наступлении страхового случая в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования и базовой программы обязательного медицинского страхования.

3. Обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством [6].

Видами страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством являются следующие выплаты:

1) пособие по временной нетрудоспособности;

2) пособие по беременности и родам;

3) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности;

4) единовременное пособие при рождении ребенка;

5) ежемесячное пособие по уходу за ребенком;

6) социальное пособие на погребение.

В соответствии со ст. 4.3 указанного закона застрахованные лица имеют право своевременно и в полном объеме получать страховое обеспечение.

Права и обязанности застрахованных лиц

97

Страхователь назначает перечисленные пособия в течение 10 календарных дней со дня обращения застрахованного лица за его получением с необходимыми документами. Выплата пособий осуществляется страхователем в ближайший после назначения пособий день, установленный для выплаты заработной платы. Территориальный орган страховщика в установленных указанным федеральным законом случаях (чч. 3 и 4 ст. 13) назначает и выплачивает пособия в течение 10 календарных дней со дня поступления в территориальный орган страховщика соответствующего заявления и необходимых документов. Условия, размеры и порядок выплаты страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством определяются, кроме указанного закона, Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» [7]. Порядок назначения и выплаты пособия на погребение определяется Федеральным законом «О погребении и похоронном деле».

В соответствии с п. 4 ст. 2 Федерального закона № 255-ФЗ лица, добровольно вступившие в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, приобретают право на получение страхового обеспечения при условии уплаты ими страховых взносов в течение периода, определенного ст. 4.5 указанного закона. Такие лица уплачивают взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации, исходя из стоимости страхового года, не позднее 31 декабря текущего года.

4. Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» [8] обеспечение по страхованию - страховое возмещение вреда, причиненного в результате наступления страхового случая жизни и здоровью застрахованного, в виде денежных сумм, выплачиваемых либо компенсируемых страховщиком застрахованному или лицам, имеющим на это право. Обеспечение по страхованию осуществляется в виде следующих выплат:

1) пособие по временной нетрудоспособности;

2) единовременная и ежемесячная страховые выплаты;

3) оплата дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией застрахованного.

Право на защиту лично, через своего представителя или профсоюз своих прав, в том числе в суде.

Статья 45 Конституции Российской Федерации гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Статья 46 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому гражданину судебную защиту прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

98

Г.Г. Пашкова

Статья 48 Гражданского процессуального кодекса определяет, что граждане вправе вести свои дела в суде лично или через представителей. Личное участие в деле гражданина не лишает его права иметь по этому делу представителя. Статья 49 Гражданского процессуального кодекса определяет лиц, которые могут быть представителями в суде. Так, представителями в суде могут быть дееспособные лица, имеющие надлежащим образом оформленные полномочия на ведение дела, за исключением лиц, указанных в ст. 51 Кодекса. Права, свободы и законные интересы недееспособных или не обладающих полной дееспособностью граждан защищают в суде их законные представители (родители, усыновители, опекуны, попечители или иные лица, которым это право предоставлено федеральным законом). Законные представители совершают от имени представляемых ими лиц все процессуальные действия, право совершения которых принадлежит представляемым, с ограничениями, предусмотренными законом. Законные представители могут поручить ведение дела в суде другому лицу, избранному ими в качестве представителя.

Полномочия представителя должны быть выражены в доверенности, выданной и оформленной в соответствии с законом. В соответствии с п.1 ст. 185 Гражданского кодекса Российской Федерации доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами. Полномочия представителя могут быть определены также в устном заявлении, занесенном в протокол судебного заседания, или письменном заявлении доверителя в суде. В соответствии со ст. 11 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации и их органы представляют и защищают права и интересы членов профсоюзов по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений, а в области коллективных прав и интересов -указанные права и интересы работников независимо от членства в профсоюзах в случае наделения их полномочиями на представительство в установленном законом порядке [9].

Таким образом, закон дает право профсоюзу выступать в защиту прав застрахованных лиц. Однако в целом профсоюзная организация не имеет права представлять в суде интересы отдельного застрахованного лица, поскольку гражданское процессуальное законодательство такую форму представительства не предусматривает.

При защите прав и интересов конкретных работников профсоюз обязан руководствоваться принципом диспозитивности, закрепленным в ст. 39 ГПК РФ, который означает, что права и свободы гражданина не могут быть реализованы без его волеизъявления. Следовательно, обращение в соответствующие органы за защитой прав и свобод граждан возможно только при наличии волеизъявления конкретного представляемого профсоюзом работника. В силу требований ГПК РФ при защите прав конкретных граждан профсоюз обладает лишь общими полномочиями (ст. 39, п. 4 ст. 131, 132). Для того чтобы профсоюз (в лице конкретного представителя организации) мог выступать представителем отдельного члена профсоюза, необходимо наделение его специальными полномочиями, к которым относятся права на подпи-

Права и обязанности застрахованных лиц

99

сание заявления от имени представляемого, предъявление его в суд и иные полномочные государственные органы, передачу спора на рассмотрение третейского суда, предъявление встречных требований от имени работника, к которому предъявлены претензии о привлечении к ответственности, полный или частичный отказ от заявленных требований, уменьшение их размера, признание предъявленных гражданину требований, заключение от его имени соглашения, изменение предмета или основания заявленных работником требований, на передачу полномочий другому лицу (передоверие), на предъявление исполнительного документа к взысканию, получение взысканного в пользу гражданина имущества или денег. Все эти специальные полномочия должны быть оговорены в доверенности, выданной представляемым лицом. В соответствии с п. 6 ст. 53 ГПК РФ перечисленные полномочия могут быть переданы гражданином профсоюзу на основании письменного заявления, адресованного суду. Данное заявление может быть непосредственно передано гражданином судье в ходе гражданского процесса. Таким образом, без оформления специальных полномочий при защите прав и законных интересов конкретных граждан профсоюз обладает исключительно общими полномочиями. Перечень общих полномочий профсоюза определен законодательством о деятельности профсоюзов и уставом профсоюза.

Право на участие через своего представителя или профсоюз в управлении обязательным социальным страхованием.

Профсоюз может представлять интересы в совокупности всех застрахованных лиц посредством участия в управлении делами фондов страхования и в других формах, которые предусмотрены трудовым законодательством.

Действующее трудовое законодательство говорит о таком представительстве интересов работников в рамках социального партнерства, которое согласно ст. 25 Трудового кодекса Российской Федерации определено как система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Отношения по обязательному социальному страхованию можно отнести к таким правоотношениям, которые непосредственно связаны с трудовыми, ведь все страховые взносы и налоги, зачисляемые в фонды, поступают от работодателей и работников.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» профсоюзы вправе участвовать в формировании социальных программ, направленных на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в разработке мер по социальной защите работников, в определении основных критериев жизненного уровня, размеров индексации заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и компенсаций в зависимости от изменения индекса цен, а также вправе осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением законодательства в указанной сфере.

Проекты нормативных правовых актов, затрагивающих социальнотрудовые права работников, рассматриваются и принимаются органами ис-

100

Г.Г. Пашкова

полнительной власти, органами местного самоуправления с учетом мнения соответствующих профсоюзов.

Профсоюзы вправе выступать с предложениями о принятии соответствующими органами государственной власти законов и иных нормативных правовых актов, касающихся социально-трудовой сферы.

В ст. 15 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» предусмотрено, что профсоюзы имеют равные с другими социальными партнерами права на паритетное участие в управлении государственными фондами социального страхования, медицинского страхования, пенсионным и другими фондами, формируемыми за счет страховых взносов, а также имеют право на профсоюзный контроль за использованием средств этих фондов. Уставы (положения) этих фондов утверждаются по согласованию с общероссийскими объединениями (ассоциациями) профсоюзов либо с соответствующими общероссийскими профсоюзами. Кроме того, профсоюзы осуществляют организацию и проведение оздоровительных мероприятий среди членов профсоюза и их семей. Размеры средств на эти цели определяются органом управления (правлением) Фонда социального страхования Российской Федерации по представлению соответствующих профсоюзов. Профсоюзы вправе осуществлять взаимодействие с органами государственной власти, органами местного самоуправления, объединениями (союзами, ассоциациями) и организациями по развитию санаторно-курортного лечения, учреждений отдыха, туризма, массовой физической культуры и спорта.

Право на получение информации о деятельности страховщиков и страхователей.

Праву застрахованных лиц на получение информации о деятельности страховщиков и страхователей корреспондируют обязанности этих субъектов обязательного социального страхования. Так, в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 11 комментируемого закона страховщики обязаны регулярно информировать застрахованных лиц о своем финансовом состоянии и принимать меры по обеспечению своей финансовой устойчивости. Кроме того, п. 9 указанной статьи предусмотрена обязанность страховщика бесплатно предоставлять застрахованным лицам информацию о своей деятельности, за исключением информации, в отношении которой установлено требование об обеспечении ее конфиденциальности.

Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» [10] в ст. 14 определяет право застрахованного лица получать бесплатно в органах Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства или работы по своему обращению способом, указанным им при обращении, сведения, содержащиеся в его индивидуальном лицевом счете. Застрахованное лицо имеет право получить бесплатно у страхователя копию сведений о себе, представленных страхователем в Пенсионный фонд Российской Федерации для индивидуального (персонифицированного) учета. В случае несогласия со сведениями, содержащимися в его индивидуальном лицевом счете, обратиться с заявлением об исправлении указанных сведений в органы Пенсионного фонда Российской Федерации, включая его Правление, либо в суд. Указанный закон закрепляет

Права и обязанности застрахованных лиц

101

обязанность страхователя передавать бесплатно каждому застрахованному лицу, работающему у него по трудовому договору или заключившему договор гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, копию сведений, представленных в орган Пенсионного фонда Российской Федерации для индивидуального (персонифицированного) учета для включения их в индивидуальный лицевой счет данного застрахованного лица.

Статья 4.3 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» также предусматривает право застрахованного лица беспрепятственно получать от страхователя справку о сумме заработка, а также информацию о начислении страховых взносов и осуществлять контроль за их перечислением в Фонд социального страхования Российской Федерации.

5. Право на внесение предложений через своего представителя или профсоюз о тарифах страховых взносов страховщикам и в Правительство Российской Федерации.

Такое право носит скорее декларативный характер, поскольку застрахованное лицо участвует в этом процессе не лично, а опосредованно - через профсоюз, представляющий в данном случае коллективные интересы работников. Право законодательной инициативы профсоюзы используют для внесения проектов законов по вопросам своего ведения, а также при экспертизе республиканских законопроектов, затрагивающих социально-экономические права работников. Кроме того, законом предусмотрена обязанностьстрахов-щиков подготавливать с учетом мнения работодателей и профсоюзов обоснование тарифов страховых взносов.

Часть 2 ст. 10 рассматриваемого закона регламентирует обязанности застрахованных лиц.

Обязанность своевременно предъявлять страховщику документы, содержащие достоверные сведения и являющиеся основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения, предусмотренного федеральным законом о конкретном виде обязательного социального страхования.

В соответствии с п. 5 ст. 13 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, установленных законодательством. В п. 6 ст. 13 указанного закона перечислены документы, необходимые для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком. Срок обращения за пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком установлен ст. 12 ФЗ № 255 и составляет 6 месяцев (со дня восстановления трудоспособности, со дня окончания отпуска по беременности и родам, со дня достижения ребенком возраста полутора лет). При обращении за пособием по истечении шестимесячного срока решение о назначении пособия принимается территориальным органом страховщика при наличии уважительных причин пропуска срока обращения за посо-

102

Г.Г. Пашкова

бием. Перечень уважительных причин пропуска срока обращения за пособием по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2007 г. № 74) [11]. К таким уважительным причинам относятся:

1. Непреодолимая сила, т.е. чрезвычайные, непредотвратимые обстоятельства (землетрясение, ураган, наводнение, пожар и др.).

2. Длительная временная нетрудоспособность застрахованного лица вследствие заболевания или травмы продолжительностью более шести месяцев.

3. Переезд на место жительства в другой населенный пункт, смена места пребывания.

4. Вынужденный прогул при незаконном увольнении или отстранении от работы.

5. Повреждение здоровья или смерть близкого родственника.

6. Иные причины, признанные уважительными в судебном порядке, при обращении застрахованных лиц в суд.

Статья 15.1 указанного закона предусматривает ответственность физических и юридических лиц за достоверность сведений, необходимых для назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком. В случае, если представление недостоверных сведений повлекло за собой выплату излишних сумм пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, виновные лица возмещают страховщику причиненный ущерб в порядке, установленном ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации. В соответствии с этой статьей лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Часть 3 ст. 19 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» предусматривает, что застрахованные лица и лица, которым предоставлено право на получение страховых выплат, в случае сокрытия или недостоверности указанных ими сведений, необходимых для подтверждения права на получение обеспечения по страхованию, обязаны возместить страховщику излишне понесенные им расходы добровольно или на основании решения суда. Пунктом 5 ст. 26 Федерального закона «О страховых пенсиях» предусмотрена обязанность пенсионера извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и размера повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии или пре-

Права и обязанности застрахованных лиц

103

кращении (продлении) их выплаты, в том числе об изменении места жительства, не позднее следующего рабочего дня после наступления соответствующих обстоятельств. В случае нарушения указанных правил с виновного лица могут быть взысканы излишне выплаченные ему суммы (ст. 29 указанного закона).

Суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, излишне выплаченные застрахованному лицу, не могут быть с него взысканы, за исключением случаев счетной ошибки и недобросовестности со стороны получателя (представление документов с заведомо неверными сведениями, в том числе справки (справок) о сумме заработка, из которого исчисляются указанные пособия, сокрытие данных, влияющих на получение пособия и его размер, другие случаи). Удержание производится в размере не более 20% суммы, причитающейся застрахованному лицу при каждой последующей выплате пособия либо его заработной платы. При прекращении выплаты пособия либо заработной платы оставшаяся задолженность взыскивается в судебном порядке.

Обязанность уплачивать страховые взносы, если такая обязанность установлена федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Обязанность уплачивать страховые взносы в Фонд социального страхования самими застрахованными лицами установлена, в частности, Федеральным законом № 225-ФЗ. К таким лицам законодательство относит адвокатов, индивидуальных предпринимателей, членов крестьянских (фермерских) хозяйств, нотариусов, занимающихся частной практикой, членов семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, если они добровольно вступили в отношения по обязательному социальному страхованию. Такие лица, являясь застрахованными, одновременно становятся и страхователями. Указанные лица осуществляют права и несут обязанности страхователей, за исключением прав и обязанностей, связанных с выплатой страхового обеспечения застрахованным лицам (ч. 2 ст. 2.1 ФЗ № 255-ФЗ). Лица, добровольно вступившие в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачивают страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации, исходя из стоимости страхового года.

Стоимость страхового года определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов, установленного Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Фонд обязательного медицинского страхования» в части страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, увеличенное в 12 раз.

Уплата страховых взносов производится единовременно либо по частям не позднее 31 декабря текущего года начиная с года подачи заявления о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Страхователи перечисляют страховые взносы на счета территориаль-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

104

Г.Г. Пашкова

ных органов страховщика путем безналичных расчетов либо путем внесения наличных денежных средств в кредитную организацию или почтовым переводом.

Постановлением Правительства Российской Федерации утверждены «Правила уплаты страховых взносов лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» [12], которые определяют порядок уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования и порядок прекращения правоотношений по обязательному социальному страхованию с такими лицами. Страхователи приобретают право на получение страхового обеспечения при условии уплаты ими страховых взносов за календарный год, предшествующий календарному году, в котором наступил страховой случай. Если страхователь не уплатил страховые взносы за очередной календарный год в размере, установленном п. 3 указанных Правил, до 31 декабря текущего года, правоотношения с ним по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством считаются прекратившимися с 1 января следующего года.

Литература

1. Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» // Собрание законодательства РФ. 1999. № 29. Ст. 3686.

2. Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2001. № 51. Ст. 4832.

3. Федеральный закон от 28.12.1913 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» // Собрание законодательства РФ. 2013. № 52. Ст. 6965.

4. Федеральный закон от 12.01.1996. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» // Собрание законодательства РФ. 1996. №3. Ст. 146.

5. Федеральный закон от 29 .11. 2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2010. № 49. Ст. 6422.

6. Федеральный закон от 29.12. 2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» // Собрание законодательства РФ. 2007. № 1. Ст. 18.

7. Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 21. Ст. 1929.

8. Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3808.

9. Федеральный закон от 12.01.1996 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 3. Ст. 148.

10. Федеральный закон от 01.04. 1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 14. Ст. 1401.

11. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01. 2007 № 74 «Об утверждении Перечня уважительных причин пропуска срока обращения за пособием по временной нетрудоспособности, по беременности и родам» (с изм. и доп. от 05.10.2009) // Российская газета. 06.11.2009.

12. Постановление Правительства Российской Федерации от 02.10.2009 № 790 «Правила уплаты страховых взносов лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» // Собрание законодательства РФ. 2009. № 41. Ст. 4776.

Права и обязанности застрахованных лиц

105

Pashkova G.G. DOI 10.17223/22253513/17/11

THE RIGHTS AND DUTIES OF THE INSURED AS THE SUBJECTS OF COMPULSORY SOCIAL INSURANCE

Key words: compulsory social insurance, the insured.

The author extensively comments on the rights and duties of the subjects of compulsory social insurance provided for in Article 10 of the Federal law “On the fundamentals of compulsory social insurance”. The rights and duties of the insured are considered with regard to the definite kinds of compulsory social insurance. These kinds include compulsory pension insurance; compulsory medical insurance; compulsory insurance for short-term disability and maternity benefit; compulsory social insurance against work injuries and occupational diseases.

The article deals with the right of the injured to get insurance payment coverage without undue delay, to protect ones rights in person or via a representative, to participate in the administration of compulsory social insurance either in person or via trade union, to get information about the activities of both insurers and insurants, to make proposals on the insurance contributions tariffs either via a representative or trade union. Besides their rights, the insured have a responsibility to inform the insurers about the documents constituting the basis for insurance payments and the duty to pay insurance contributions in the cases provided for in the federal law. The author pays attention to the problems of liability of the insured in case of breach of duty.

References

1. Russian Federation. (1999) Federal Law № 165-FZ of July 16, 1999 On the basis of compulsory social insurance. Sobranie zakonodatel'stvaRF. 29. Art. 3686. (In Russian).

2. Russian Federation. (2001) Federal Law № 167-FZ of December 15, 2001 On Mandatory Pension Insurance in the Russian Federation. Sobranie zakonodatel'stva RF. 51. Art. 4832. (In Russian).

3. Russian Federation. (2013) Federal Law № 400-FZ of December 28, 1913 On insurance pensions. Sobranie zakonodatel'stva RF. 52. Art. 6965. (In Russian).

4. Russian Federation. (1996) Federal Law № 8-FZ of January 12, 1996 On the burial and funeral business. Sobranie zakonodatel'stva RF. 3. Art. 146. (In Russian).

5. Russian Federation. (2010) Federal Law № 326-FZ of November 29, 2010 On Mandatory Medical Insurance in the Russian Federation. Sobranie zakonodatel'stva RF. 49. Art. 6422. (In Russian).

6. Russian Federation. (2007) Federal Law № 255-FZ of December 29, 2006 On compulsory social insurance for temporary disability and maternity. Sobranie zakonodatel'stva RF. 1. Art. 18. (In Russian).

7. Russian Federation. (1995) Federal Law № 81-FZ of May 19, 1995 On State benefits for citizens with children. Sobranie zakonodatel'stva RF. 21. Art. 1929. (In Russian).

8. Russian Federation. (1998) Federal Law № 125-FZ of July 24, 1998 On compulsory social insurance against industrial accidents and occupational diseases. Sobranie zakonodatel'stva RF. 31. Art. 3808. (In Russian).

9. Russian Federation. (1996) Federal Law № 10-FZ of January 12, 1996 On Trade Unions, their Rights and Guarantees. Sobranie zakonodatel'stva RF. 3. Art. 148. (In Russian).

10. Russian Federation. (1996) Federal Law № 27-FZ of April 4, 1996 On Individual registration in the system of compulsory pension insurance. Sobranie zakonodatel'stva RF. 14. Art. 1401. (In Russian).

11. Ministry of Health and Social Development of the Russian Federation. (2009) Order № 74 of the Ministry of Health and Social Development of the Russian Federation of Janiuary 31, 2007 On approval of the List of valid reasons for missing the term of appeal for the benefits fue to temporary disability, pregnancy and maternity. Rossiyskaya gazeta. November 6 th.

12. Russian Federation. (2009) Resolution № 790 of the Government of the Russian Federation of October 2, 2009 Rules for payment of insurance premiums by persons who voluntarily entered into a legal relationship for compulsory social insurance is loosed in case of temporary disability due to maternity. Sobranie zakonodatel'stva RF. 41. Art. 4776.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.