Научная статья на тему 'Правовое обеспечение коммуникации в реализации государственной социальной политики'

Правовое обеспечение коммуникации в реализации государственной социальной политики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
221
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Коммуникология
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ / EMPLOYMENT OF POPULATION / ЗАЩИТА ОТ БЕЗРАБОТИЦЫ / PROTECTION FROM UNEMPLOYMENT / КОММУНИКАЦИЯ / COMMUNICATION / ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / PENSION PROVISION / ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОММУНИКАЦИИ / LEGAL SUPPORT OF COMMUNICATION / ОХРАНА ТРУДА / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / SOCIAL POLICY / СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ / SOCIAL ASSISTANCE / СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / SOCIAL SERVICE / СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ / SOCIAL INSURANCE / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН / FEDERAL LAW / PROTECTION OF LABOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аверин А.Н.

Рассматривается правовое обеспечение коммуникации в социальной политике государства, его специфика в таких областях социальной политики, как содействие занятости населения и защита от безработицы, охрана труда, государственное пенсионное обеспечение, социальное обслуживание, социальная помощь, социальное страхование

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal support of communication in execution of state social policy

Examination of legal support of communication in state social policy, its special characteristics in such fields of social policy as support of employment of population and protection from unemployment, protection of labor, state pension provision, social service, social assistance, social insurance

Текст научной работы на тему «Правовое обеспечение коммуникации в реализации государственной социальной политики»

> > > ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОММУНИКАЦИИ В РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

Автор: АВЕРИН А.Н.

АВЕРИН Александр Николаевич — доктор философских наук, профессор кафедры философии философско-социологического факультета Института общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС). Адрес: 119571, г Москва, проспект Вернадского, 84. Тел., 8(499) 956-9319. E-mail: anaverin1947@mail.ru

Аннотация: рассматривается правовое обеспечение коммуникации в социальной политике государства, его специфика в таких областях социальной политики, как содействие занятости населения и защита от безработицы, охрана труда, государственное пенсионное обеспечение, социальное обслуживание, социальная помощь, социальное страхование.

Ключевые слова: занятость населения, защита от безработицы, коммуникация, пенсионное обеспечение, правовое обеспечение коммуникации, охрана труда, социальная политика, социальная помощь, социальное обслуживание, социальное страхование, федеральный закон.

Федеральные законы и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти устанавливают основы правового обеспечения коммуникации в проведении социальной политики государства. Рассмотрим специфику правового обеспечения коммуникации федеральными законами в таких направлениях социальной политики, как содействие занятости населения и защита от безработицы; охрана труда; государственное пенсионное обеспечение; социальное обслуживание; социальная помощь; социальное страхование.

В содействии занятости населения и защите от безработицы основу правового обеспечения коммуникации составляет Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 года № 1032-I (в редакции Федерального закона от 20 апреля 1996 года № 36-ФЭ) [1]. Федеральный орган исполнительной власти в области содействия занятости населения осуществляет информирование граждан и работодателей о положении на рынке труда, правах и гарантиях в области занятости населения и защиты от безработицы; формирование и ведение регистров получателей государственных услуг в сфере занятости населения. Закон определяет полномочия региональных органов государственной власти в области содействия занятости населения. К ним относятся: информирование о положении на рынке труда в регионе; формирование и ведение реги-

стров получателей государственных услуг в сфере занятости населения в субъектах Российской Федерации. Деятельность государственной службы занятости населения направлена на информирование российских граждан, в том числе в электронной форме, о положении на рынке труда, правах и гарантиях в области занятости населения и защиты от безработицы. Органы местного самоуправления могут оказывать содействие органам службы занятости в получении достоверной информации о занятости граждан.

В области охраны труда правовое обеспечение коммуникации основано на Трудовом кодексе Российской Федерации [2]. Одним из основных направлений государственной политики является обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда. Региональные органы исполнительной власти в области охраны труда организуют сбор и обработку информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей. Работодатель обязан обеспечить предоставление федеральным и региональным органам исполнительной власти в области охраны труда, органам профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства информации, необходимой для осуществления ими своих полномочий. Работник имеет право на получение достоверной информации от работодателя, соответствующих государственных органов и общественных организаций об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и опасных производственных факторов. Работодатель обязан обеспечить работников такой информацией, а также информацией о предоставляемых им гарантиях, полагающихся компенсациях и средствах индивидуальной защиты.

В соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ граждане могут обращаться с заявлениями по установлению, выплате и доставке пенсии по государственному пенсионному обеспечению [3]. Они могут обращаться непосредственно в орган пенсионного обеспечения или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по месту жительства, если между органом пенсионного обеспечения и многофункциональным центром заключено соглашение о взаимодействии и подача заявлений предусмотрена перечнем государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в многофункциональном центре. Обращение может быть представлено в форме электронного документа, который передаётся с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан Российской Федерации» от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ является основой правового обеспечения коммуникации в социальном обслуживании [4]. Он определяет полномочия федеральных и региональных органов государственной власти, права и обязанности получателей и поставщиков социальных услуг в информационном обеспечении. К полномочиям федеральных органов государственной власти относится утверждение порядка размещения и обновления информации о поставщике социальных услуг, включая требования к содержанию и форме предоставления информации, на официальном сайте поставщика социальных услуг в сети «Интернет»; утверждение рекомендаций по формированию и ведению реестра поставщиков социальных услуг и регистра получателей социальных услуг К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится формирование и ведение реестра поставщиков социальных услуг и регистра получателей социальных услуг; обеспечение бесплатного доступа к информации о поставщиках социальных услуг Данная информация включает предоставление бесплатного доступа к ней, который обеспечивают поставщики социальных услуг Они обязаны предоставлять бесплатно в доступной форме получателям социальных услуг или их законным представителям информацию об их правах и обязанностях, о видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги и об их стоимости для получателя социальных услуг либо о возможности получать их бесплатно. Бесплатный доступ к информации может быть обеспечен через средства массовой информации, размещение информации на официальных сайтах в сети «Интернет». Получатели социальных услуг имеют право на получение бесплатно в доступной форме данной информации. Они обязаны своевременно информировать поставщиков социальных услуг об изменении обстоятельств, обусловливающих потребность в предоставлении социальных услуг

Поставщики социальных услуг имеют право запрашивать соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления и получать от них информацию, необходимую для организации социального обслуживания; быть включенными в реестр поставщиков социальных услуг субъекта Российской Федерации; получать в течение двух рабочих дней информацию о включении их в перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг Они обязаны использовать информацию о получателях социальных услуг в соответствии с требованиями о защите персональных данных; предоставлять уполномоченному органу субъекта Российской Федерации информацию для формирования регистра получателей социальных услуг Поставщики социальных услуг формируют общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности. Они обеспечивают доступ

к данным ресурсам, размещая их на информационных стендах в помещениях поставщиков социальных услуг, в средствах массовой информации, в сети «Интернет», на официальном сайте организации социального обслуживания. При этом должна обеспечиваться информационная открытость поставщиков социальных услуг

В сфере социального обслуживания имеются информационные системы. Эти системы осуществляют сбор, хранение, обработку и предоставление информации о поставщиках социальных услуг (реестр поставщиков социальных услуг) и о получателях социальных услуг (регистр получателей социальных услуг) на основании данных, представляемых поставщиками социальных услуг Информация, содержащаяся в информационных системах, используется для мониторинга и осуществления государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания. Реестр поставщиков формируется в субъекте Российской Федерации. Включение организаций социального обслуживания в реестр поставщиков осуществляется на добровольной основе. Реестр поставщиков размещается на официальном сайте уполномоченного органа субъекта Российской Федерации в сети «Интернет». Поставщик социальных услуг с момента его включения в реестр поставщиков несёт ответственность за достоверность и актуальность информации, содержащейся в этом реестре. Регистр получателей социальных услуг формируется в субъекте Российской Федерации на основании данных, предоставляемых поставщиками социальных услуг

В федеральном законе особое внимание уделяется конфиденциальности информации о получателе социальных услуг Не допускается разглашение информации, отнесенной законодательством к информации конфиденциального характера или служебной информации, о получателях социальных услуг людьми, которым эта информация стала известна в связи с исполнением профессиональных, служебных и иных обязанностей. Разглашение информации о получателях социальных услуг влечёт за собой ответственность. С согласия получателя социальных услуг или его законного представителя, данного в письменной форме, допускается передача информации о получателе социальных услуг другим людям, в том числе должностным лицам, в интересах получателя социальных услуг или его законного представителя, включая средства массовой информации и официальный сайт поставщика социальных услуг в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Предоставление информации о получателе социальных услуг без его согласия или без согласия его законного представителя допускается:

— по запросу органов дознания и следствия, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством либо по запросу органов прокуратуры в связи с осуществлением ими прокурорского надзора;

— по запросу иных органов, наделенных полномочиями по осуществлению государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания;

— при обработке персональных данных в рамках межведомственного информационного взаимодействия, при регистрации субъекта персональных данных на едином портале и региональных порталах государственных и муниципальных услуг в соответствии с законодательством об организации предоставления государственных и муниципальных услуг;

— в иных установленных законодательством случаях.

Федеральный закон «О государственной социальной помощи» от

17 июля 1999 года № 178-ФЗ выступает в качестве базы правого обеспечения коммуникации в области получения государственной социальной помощи [5]. Для обеспечения реализации прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат, социальных услуг, социальных доплат к пенсии, качественного и эффективного расходования средств, направляемых на ежемесячные денежные выплаты и предоставление социальных услуг, существует Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи. Региональные органы исполнительной власти передают безвозмездно персональные данные, необходимые для ведения Федерального регистра в орган, уполномоченный осуществлять его ведение. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны соблюдать конфиденциальность полученных персональных данных и обеспечивать их безопасность при обработке.

Правовое обеспечение коммуникации в области обязательного социального страхования осуществляется на основе нескольких федеральных законов. В соответствии с Федеральным законом «Об основах обязательного социального страхования» от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ застрахованные лица имеют право на получение информации о деятельности страховщиков и страхователей [6]. Страховщики обязаны:

— регулярно информировать страхователей, застрахованных лиц, государственные, общественные организации о своём финансовом состоянии и принимать меры по обеспечению своей финансовой устойчивости;

— бесплатно предоставлять страхователям и застрахованным лицам либо их представителям, государственным и общественным организациям информацию о своей деятельности, за исключением информации, в отношении которой установлено требование об обеспечении её конфиденциальности и порядок передачи которой устанавливается законодательством;

— бесплатно информировать и консультировать страхователей о нормативных правовых актах по вопросам обязательного социального страхования.

Страхователи имеют право бесплатно получать у страховщиков информацию о нормативных правовых актах по вопросам обязательного социального страхования и размерах страхового обеспечения, выплаченного застрахованным лицам. Они обязаны представлять страховщику сведения, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета уплаченных страховых взносов.

Специфика правового обеспечения коммуникации в основных видах обязательного социального страхования — пенсионном, медицинском, страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, на случай временной нетрудоспособности, в связи с материнством содержится в федеральных законах, регулирующих каждый из этих видов. В соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ страховщик имеет право:

— получать у налоговых органов информацию о налогоплательщиках, включая сведения о регистрации в едином государственном реестре юридических лиц и едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, иные сведения, составляющие налоговую тайну, в целях выполнения функций страховщика;

— предоставлять налоговым органам по их запросам информацию о плательщиках страховых взносов;

— осуществлять обмен информацией с государственными органами, органами местного самоуправления и организациями, ведение документации в целях выполнения функций, возложенных на страховщика, на бумажном носителе, в электронной форме;

— требовать и получать у государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» информацию о порядке, размерах и об условиях получения гарантийного возмещения [7].

Страховщик обязан:

— регулярно информировать страхователей, застрахованных лиц, государственные, общественные организации о своём финансовом состоянии и принимать меры по обеспечению своей финансовой устойчивости;

— бесплатно консультировать застрахованных лиц и страхователей по вопросам обязательного пенсионного страхования и информировать их о нормативных правовых актах об обязательном пенсионном страховании;

— информировать застрахованных лиц об их праве на добровольное вступление в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию и на получение государственной поддержки формирования пенсионных накоплений. Информирование осуществляется путём размещения информации на официальных сайтах Пенсионного фон-

да, его территориальных органов, в средствах массовой информации, при личном обращении застрахованных лиц в территориальный орган Пенсионного фонда. Застрахованным лицам может быть направлена информация в электронном виде с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, сети «Интернет», единого портала государственных и муниципальных услуг;

— предоставлять страховщику по обязательному пенсионному страхованию, являющемуся негосударственным пенсионным фондом, при удовлетворении заявления застрахованного лица о переходе в негосударственный пенсионный фонд или в Пенсионный фонд информацию о сумме гарантируемых средств, подлежащих учёту в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица за весь период формирования пенсионных накоплений в его пользу;

— предоставлять страховщику по обязательному пенсионному страхованию, являющемуся негосударственным пенсионным фондом, при установлении застрахованному лицу накопительной пенсии или срочной пенсионной выплаты, единовременной выплаты средств пенсионных накоплений информацию о сумме гарантируемых средств, подлежащих учёту в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица за весь период формирования пенсионных накоплений в его пользу;

— предоставлять Агентству по страхованию вкладов информацию о количестве застрахованных лиц, приобретающих право на установление выплат за счёт средств пенсионных накоплений в следующем году, об объеме гарантируемых средств и о причитающихся им выплатах за счёт средств пенсионных накоплений в целях прогнозирования сроков и сумм гарантийного возмещения.

Страхователи имеют право бесплатно получать у страховщика информацию о нормативных правовых актах об обязательном пенсионном страховании, размерах обязательного страхового обеспечения, выплаченного застрахованным лицам, за которых страхователь уплачивал страховые взносы. Застрахованные лица имеют право:

— беспрепятственно получать от работодателя информацию о начислении страховых взносов и осуществлять контроль за их перечислением в Пенсионный фонд;

— беспрепятственно получать от работодателя информацию об исчислении и удержании дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, осуществлять контроль за их перечислением в Пенсионный фонд, получать информацию о взносах работодателя, уплаченных в пользу застрахованного лица.

Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ в качестве целей учёта определяет:

— создание информационной базы для реализации и совершенствования пенсионного законодательства, назначения пенсий на основе страхового стажа застрахованных лиц и их страховых взносов, оценки обязательств перед застрахованными лицами по выплате пенсий, срочной пенсионной выплаты;

— информационная поддержка прогнозирования расходов на выплату пенсий, определения тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд, расчета макроэкономических показателей, касающихся обязательного пенсионного страхования[8].

Сведения, содержащиеся в индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц, относятся к информации, в отношении которой установлено требование об обеспечении её конфиденциальности. Застрахованное лицо имеет право получить бесплатно один раз в год в органах Пенсионного фонда по месту жительства или работы сведения, содержащиеся в его индивидуальном лицевом счете. Информация может быть направлена ему в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, сети «Интернет», единого портала государственных и муниципальных услуг, почтовым отправлением. Органы Пенсионного фонда обязаны бесплатно предоставлять такую информацию. Они обязаны предоставлять негосударственным пенсионным фондам по их запросам информацию, необходимую для назначения накопительной пенсии, иных выплат за счет средств пенсионных накоплений.

В соответствии с Федеральным законом «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» от 24 июля 2002 года № 111-ФЗ уполномоченный федеральный орган исполнительной власти и Центральный банк направляют запросы о предоставлении информации о деятельности по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений [9]. Запросы направляются специализированному депозитарию, управляющим компаниям, брокерам, кредитным организациям и негосударственным пенсионным фондам, уполномоченному федеральному органу исполнительной власти — Пенсионному фонду. Центральный банк публикует ежегодно в средствах массовой информации отчётность о средствах пенсионных накоплений и финансовых результатах их инвестирования, отчёты аудиторских организаций по отчетности субъектов отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений. Он имеет право получать информацию, в том числе информацию, доступ к которой ограничен или запрещён, в письменной или устной форме. Общественный совет по инвестированию средств пенсионных накоплений имеет право запрашивать и получать от уполномоченного федерального органа исполнительной власти и Центрального банка информацию о деятельности по формированию и инвестиро-

ванию средств пенсионных накоплений. Пенсионный фонд обязан информировать застрахованных лиц об их правах при формировании и инвестировании средств накопительной пенсии и при прекращении (расторжении) договора доверительного управления средствами пенсионных накоплений с управляющей компанией. Информирование осуществляется путём размещения информации на официальных сайтах фонда, его территориальных органов, в средствах массовой информации, при личном обращении застрахованных лиц в территориальный орган фонда. Информирование может осуществляться путём направления застрахованным лицам информации в электронном виде с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, доступ к которым не ограничен определённым кругом лиц, единого портала государственных и муниципальных услуг Специализированный депозитарий и управляющая компания обязаны информировать Пенсионный фонд об аннулировании или о приостановлении действия лицензии. Они обязаны информировать Центральный банк и Пенсионный фонд об изменениях в учредительных документах, о персональном составе органов управления, составе персонала и аффилиированных лиц специализированного депозитария; представлять информацию о сделках, совершаемых управляющей компанией со средствами пенсионных накоплений, о стоимости чистых активов, находящихся в управлении по договорам доверительного управления средствами пенсионных накоплений; раскрывать информацию о структуре и составе акционеров (участников). Застрахованные лица при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений имеют право на получение информации о формировании и об инвестировании средств пенсионных накоплений, о состоянии специальной части их индивидуальных лицевых счетов в системе персонифицированного учета, об инвестиционных декларациях управляющих компаний.

В соответствии с Федеральным законом «О негосударственных пенсионных фондах» от 7 мая 1998 года № 75-ФЗ негосударственный пенсионный фонд информирует вкладчиков, участников и застрахованных лиц о состоянии счетов; предоставляет информацию о своей деятельности [10]. Застрахованные лица имеют право получать бесплатно один раз в год в фонде информацию о состоянии своих пенсионных счетов накопительной пенсии. Информация может быть направлена в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, сети «Интернет», почтовым отправлением. Фонд обязан предоставлять такую информацию. Он имеет право получать, обрабатывать и хранить конфиденциальную информацию, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами. Фонд не имеет права передавать информацию, в отношении которой установлена обязанность соблюдать её конфи-

денциальность, третьим лицам. Конфиденциальная информация может быть передана специализированному депозитарию фонда в связи с осуществлением им функций, предусмотренных федеральными законами, правопреемникам участников и застрахованных лиц, по требованию следственных, судебных, налоговых органов, Банка России, Агентства по страхованию вкладов.

В соответствии с Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ осуществляют обмен необходимой информацией между фондами [11]. Пенсионный фонд и его территориальные органы осуществляют обмен информацией с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования и территориальными фондами обязательного медицинского страхования в электронной форме в порядке, определяемом соглашениями об информационном обмене. Плательщики страховых взносов имеют право получать по месту своего учёта от органов контроля за уплатой страховых взносов бесплатно информацию в письменной форме, в форме электронного документа о законодательстве о страховых взносах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты страховых взносов, правах и обязанностях плательщиков страховых взносов, полномочиях органов контроля за уплатой страховых взносов и их должностных лиц, формах расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и разъяснении о порядке их заполнения. Они обязаны представлять в органы контроля за уплатой страховых взносов и их должностным лицам документы, содержащие информацию о подтверждении правильности исчисления и полноте уплаты (перечисления) страховых взносов. Документы могут быть представлены в форме электронных документов и переданы с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, единый портал государственных и муниципальных услуг Органы контроля за уплатой страховых взносов имеют право получать доступ к информации, составляющей банковскую тайну, в пределах, необходимых для осуществления контроля за выполнением банками установленных обязанностей. Они вправе получать у регистрирующего органа сведения о регистрации плательщиков страховых взносов в едином государственном реестре юридических лиц и едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, у налоговых органов — информацию о налогоплательщиках, включая сведения, составляющие налоговую тайну. Органы контроля за уплатой страховых взносов обязаны сообщать плательщикам страховых взносов сведения о реквизитах соответствующих счетов Федерального казначейства, доводить до плательщиков страховых

взносов сведения об изменении реквизитов этих счетов и иные сведения, необходимые для заполнения поручений на перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.

В федеральном законе есть специальная статья об ограничении доступа к информации о плательщике страховых взносов. Информацию с ограниченным доступом составляют любые полученные органом контроля за уплатой страховых взносов, другим органом государственного внебюджетного фонда сведения о плательщике страховых взносов. Информация с ограниченным доступом не подлежит разглашению органами контроля за уплатой страховых взносов, другими органами государственных внебюджетных фондов, их должностными лицами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Доступ к сведениям, составляющим информацию с ограниченным доступом, имеют должностные лица, перечень которых устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования. Утрата документов, содержащих составляющие информацию с ограниченным доступом сведения, либо разглашение таких сведений влечёт ответственность.

В соответствии с Федеральным законом «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ к полномочию Российской Федерации относится определение общих принципов организации информационных систем и информационного взаимодействия, ведения персонифицированного учета сведений о застрахованных лицах и персонифицированного учета сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам [12]. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования:

— определяет общие принципы построения и функционирования информационных систем и порядка информационного взаимодействия в сфере обязательного медицинского страхования;

— осуществляет контроль за функционированием информационных систем и порядком информационного взаимодействия;

— в пределах своих полномочий проводит проверку достоверности информации, предоставленной субъектами и участниками обязательного медицинского страхования, и проверку соблюдения требований к порядку и условиям её предоставления, получения и использования;

— обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих информацию ограниченного доступа.

Территориальный фонд получает от органа, осуществляющего контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное медицинское страхование, необходимую информацию. Страховые медицинские организации размещают на собственных официальных сайтах в

сети «Интернет», опубликовывают в средствах массовой информации или доводят до сведения застрахованных лиц иными способами информацию о своей деятельности, составе учредителей (участников, акционеров), финансовых результатах деятельности, об опыте работы. Размещается информация о количестве застрахованных лиц, медицинских организациях на территории субъекта Российской Федерации, видах, качестве и об условиях предоставления медицинской помощи. Информация размещается о выявленных по обращениям застрахованных лиц нарушениях. Нарушения касаются предоставления медицинской помощи, прав граждан, в том числе права выбора или замены страховой медицинской организации, медицинской организации, порядка получения полиса обязательного медицинского страхования, обязанностей застрахованных лиц. Страховые медицинские организации осуществляют информационное сопровождение застрахованных лиц при организации оказания им медицинской помощи. Застрахованные лица имеют право на получение от территориального фонда, страховой медицинской организации и медицинских организаций достоверной информации о видах, качестве и об условиях предоставления медицинской помощи. Страхователь имеет право получать информацию от Федерального фонда и территориальных фондов о регистрации страхователей и уплате им страховых взносов на обязательного медицинского страхования. Медицинские организации обязаны:

— предоставлять страховым медицинским организациям и территориальному фонду сведения о застрахованном лице и об оказанной ему медицинской помощи, необходимые для проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи;

— размещать на своем официальном сайте в сети «Интернет» информацию о режиме работы, видах оказываемой медицинской помощи;

— предоставлять застрахованным лицам, страховым медицинским организациям и территориальному фонду сведения о режиме работы, видах оказываемой медицинской помощи, показателях доступности и качества медицинской помощи, перечень которых устанавливается в территориальной программе обязательного медицинского страхования.

Федеральный фонд и территориальные фонды осуществляют информационное взаимодействие со страхователями для неработающих граждан, с Пенсионным фондом и его территориальными органами, медицинскими организациями, страховыми медицинскими и иными организациями.

Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ устанавливает, что застрахованный человек имеет право на получение от страхователя и страховщика бесплатной информации о своих правах и обязанностях по данному

виду страхования [13]. Он обязан извещать страховщика об изменении места своего жительства или места работы, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера получаемого им обеспечения по страхованию или утрату права на получение обеспечения по страхованию. Страхователь обязан в течение суток со дня наступления страхового случая сообщать о нём страховщику; своевременно сообщать страховщику о своей реорганизации или ликвидации; сообщать страховщику обо всех известных обстоятельствах, имеющих значение при определении страховщиком надбавок и скидок к страховому тарифу, в том числе сведения о результатах специальной оценки условий труда и проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах работников, подлежащих осмотрам. Страховщик имеет право проверять информацию о страховых случаях в организациях любой организационно-правовой формы. Он обязан:

— обеспечивать конфиденциальность полученных в результате своей деятельности сведений о страхователе, застрахованном и лицах, имеющих право на получение страховых выплат;

— направлять в территориальные фонды обязательного медицинского страхования сведения о принятом решении об оплате расходов на лечение застрахованного непосредственно после произошедшего тяжелого несчастного случая на производстве за счёт средств обязательного социального страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

— получать с использованием межведомственного информационного взаимодействия документы (содержащиеся в них сведения), которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных им организаций.

В соответствии с Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ страхователи имеют право бесплатно получать у страховщика информацию о нормативных правовых актах, регулирующих данный вид страхования [14]. Они обязаны сообщать в территориальные органы страховщика о создании, преобразовании или закрытии обособленных подразделений, об изменении их места нахождения и наименования. Страховщик имеет право:

— запрашивать у страхователей документы, связанные с начислением и уплатой страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, расходами на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, в том числе при выделении страхователю средств на расходы сверх начисленных страховых взносов;

— запрашивать у страхователя сведения об остатках денежных средств на счетах страхователя в кредитных организациях и о недоста-

точности денежных средств на счетах страхователя в кредитных организациях для удовлетворения всех предъявленных к счетам требований в случае обращения страхователя в территориальный орган страховщика;

— получать от органов Федерального казначейства сведения о поступивших в Фонд социального страхования суммах страховых взносов, пеней, штрафов;

— запрашивать документы (сведения), необходимые для оказания бесплатной помощи застрахованному лицу при составлении документов правового характера, представлении интересов застрахованного лица в судах, назначении и выплате пособий;

— запрашивать в кредитных организациях сведения об остатках денежных средств на счетах страхователя и о недостаточности денежных средств на счетах страхователя для удовлетворения всех предъявленных к счетам требований.

Застрахованные лица имеют право беспрепятственно получать от страхователя информацию о начислении страховых взносов и осуществлять контроль за их перечислением в Фонд социального страхования.

Подводя итоги, следует отметить, что федеральные законы служат основной базой правового обеспечения коммуникации при реализации государственной социальной политики. В них определены основы информационного взаимодействия, полномочия органов государственной власти, права и обязанности различных субъектов социальной политики в области коммуникации, ответственность за разглашение конфиденциальности информации.

Список федеральных законов

1. Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 года № 1032-1 (в редакции Федерального закона от 20 апреля 1996 года № З6-ФЗ) // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР 1991. № 18. Ст. 565; Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 17. Ст. 1915; 2013. № 8. Ст. 717; № 27. Ст. 3477.

2. Трудовой кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации, 2002. № 1. Ст. 3; 2006. № 27. Ст. 2878; 2014. № 26 (часть I). Ст. 3405.

3. Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 51. Ст. 4831; 2013. № 27. Ст. 3477.

4. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан Российской Федерации» от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации.2013. № 52 (часть I). Ст. 7007.

5. Федеральный закон «О государственной социальной помощи» от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 29. Ст. 3699; 2014. № 11. Ст. 1098.

6. Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 29. Ст. 3686; 2013. № 52 (часть I). Ст. 6986.

7. Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 51. Ст. 4832; 2014. № 14 ст. 1551.

8. Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации.1996. № 14. Ст. 1401; 2014. № 11. Ст. 1098.

9. Федеральный закон «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» от 24 июля 2002 года № 111-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 30. Ст. 3028; 2013. № 52 (часть I). Ст. 6975.

10. Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» от 7 мая 1998 года № 75-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 19. Ст. 2071; 2014. № 30 (часть I). Ст. 4219.

11. Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. № 30. Ст. 3738; 2014. № 23. Ст. 2928.

12. Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. № 49. Ст. 6422; 2014. № 30 (часть I). Ст. 4269.

13. Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 31. Ст. 3803; 2014. № 14. Ст. 1551.

14. Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. № 1. Ст. 18; 2014. № 26 (часть I). Ст. 3398.

kommyhmkomrnq - communicology

■ ■ ■ LEGAL SUPPORT OF COMMUNICATION IN EXECUTION OF STATE SOCIAL POLICY

Author: AVERIN A.N.

AVERIN Alexander Nikolayevich, Doctor of Philosophy, Professor of Philosophy Division of Department of Philosophy and Sociology, Institute of Social Sciences of The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA)

Address: 84, Prospect Vernadskogo, 119571, Moscow, Russian Federation. Phone: 8 (499) 956-93-19. E-mail: anaverin1947@mail.ru

Abstract: examination of legal support of communication in state social policy, its special characteristics in such fields of social policy as support of employment of population and protection from unemployment, protection of labor, state pension provision, social service, social assistance, social insurance.

Key words: employment of population, protection from unemployment, communication, pension provision, legal support of communication, protection of labor, social policy, social assistance, social service, social insurance, federal law.

List of Federal Laws

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Law of the Russian Federation «Concerning Employment in the Russian Federation» from April 19, 1991 № 1032-I (as revised by the Federal Law from April 20, 1996 № 36-FZ ) // Gazette of the Congress of People's Deputies of the RSFSR and the Supreme Soviet of the RSFSR. 1991. № 18. Article 565; Legislation Bulletin of the Russian Federation. 1996. № 17. Article 1915; 2013. № 8 Article 717; № 27. Article 3477.

2. Labor Code of the Russian Federation // Legislation Bulletin of the Russian Federation, 2002, № 1, Article 3; 2006 № 27, Article 2879; 2014, №26, (Part I), Article 3405.

3. Federal Law «Concerning State Pension Provision in the Russian Federation» from December 15, 2001 № 166-FZ // Legislation Bulletin of the Russian Federation. 2001. № 51. Article 4831; 2013. № 27. Article 3477.

4. Federal Law «Concerning Principles of Social Service of the Citizens of the Russian Federation» from December 28, 2013 №

442-FZ // Legislation Bulletin of the Russian Federation. 2013, № 52, part 1, article 7007.

5. Federal law «Concerning State Social Assistance» from July 17, 1999 № 178-FZ // Legislation Bulletin of the Russian Federation. 1999. № 29. Article 3699; 2014. № 11. Article 1098.

6. Federal Law «Concerning Principles of Statutory Social Insurance» from July 16, 1999 № 165-FZ // Legislation Bulletin of the Russian Federation 1999. № 29. Article 3686; 2013. № 52 (Part I). Article 6986.

7. Federal Law «Concerning Statutory Pension Insurance in the Russian Federation» from December 15, 2001 № 167-FZ // Legislation Bulletin of the Russian Federation 2001. № 51. Article 4832; 2014. № 14 Article. 1551.

8. Federal Law «On Individual (Personalized) Recording in the Statutory Pension Insurance System» from April 1, 1996 № 27-FZ // Legislation Bulletin of the Russian Federa-tion.1996. № 14. Article. 1401; 2014. № 11. Article 1098.

9. Federal Law «On Investment of Resources for the Financing of the Funded Component of a Retirement Pension in the Russian Federation» from July 24, 2002 № 111-FZ // Legislation Bulletin of the Russian Federation. 2002. № 30. Article. 3028; 2013. № 52 (Part I). Article 6975.

10. Federal Law «Concerning Non-State Pension Funds» from May 7, 1998 № 75-FZ // Legislation Bulletin of the Russian Federation. 1998. № 19. Article. 2071; 2014. № 30 (Part I). Article 4219.

11. Federal Law «On Insurance Payments in the Pension Fund of the Russian Federation, Social Insurance Fund of the Russian Federation, Federal Statutory Health Insurance Fund» from July 24, 2009 № 212-FZ // Legislation Bulletin of the Russian Federation. 2009. № 30. Article 3738; 2014. № 23. Article 2928.

12. Federal Law «Concerning Statutory Medical Insurance in the Russian Federation» from November 29, 2010 № 326-FZ // Legislation Bulletin of the Russian Federation. 2010. № 49. Article 6422; 2014. № 30 (Part I). Article 4269.

13. Federal Law «On Statutory Social Insurance Against Industrial Accidents and Occupational Illnesses» from July 24, 1998 № 125-FZ // Legislation Bulletin of the Russian Federation. 1998. № 31. Article 3803; 2014. № 14. Article 1551.

14. Federal Law «On Compulsory Social Insurance Against Temporary Incapacity for Work and in Connection with Maternity» from December 20, 2006 № 255-03 // Legislation Bulletin of the Russian Federation. 2007. № 1. Article 18; 2014. № 26 (Part I). Article 3398.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.