УДК 369:368.027.33(470 + 571) Темирова Заира Денилбековна
преподаватель филиала Российского государственного гидрометеорологического университета в г. Туапсе Краснодарского края
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РФ
Temirova Zaira Denilbekovna
Lecturer, Tuapse branch of Russian State Hydrometeorological University
THE TOPICAL ISSUES OF THE SOCIAL INSURANCE FUND ACTIVITY OF THE RUSSIAN FEDERATION
Аннотация:
В статье рассматриваются вопросы предоставления обязательного социального страхования (ОСС) как важного инструмента реализации государственной социальной политики, объекта постоянного внимания органов власти и предмета исследований ученых. Подчеркивается, что среди всех видов ОСС страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ) играет важнейшую роль возмещения трудовых доходов в период временной нетрудоспособности и стимулирует рост рождаемости и улучшение демографических показателей. Отмечается, что переход к новой системе выплат пособий призван снизить вероятность страхового мошенничества, исключить невыплаты пособий.
Ключевые слова:
обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, социальная эффективность, пилотный проект Фонда социального страхования (ФСС) РФ, зачетный механизм финансового обеспечения пособий, финансовый контроль, пособия, прямые выплаты пособий, ФСС РФ, ОСС на случай ВНиМ.
Summary:
The article deals with the issues of availability of compulsory social insurance as an essential tool for implementation of the state social policy, a research subject and an object of constant attention of the authorities. It is emphasized, that among all types of the compulsory social security, the short-term disability insurance and the maternity insurance play an important role in salary reimbursement during the period of temporary disability and reinforces the rise in births and improvement of demographic rates. The author believes that transition to the new system of allowance payment is designed to reduce the chances of insurance fraud and eliminate non-payment of allowances.
Keywords:
compulsory social short-term disability insurance and maternity insurance, social efficiency, pilot project the Social Security Fund of the Russian Federation, accounting mechanism of financial benefits support, financial control, allowances, direct benefits, Social Insurance Fund of the Russian Federation.
Стратегическими целями создания механизма обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее - ОСС на случай ВНиМ), при котором назначение и выплата пособий застрахованному лицу осуществляются непосредственно территориальными органами Фонда, а не страхователем (далее - пилотный проект), являются обеспечение гарантированного получения застрахованными гражданами пособий независимо от финансового положения работодателя, а также реализация положений Федерального закона от 16.07.1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», в соответствии с которыми обеспечение по обязательному социальному страхованию осуществляется страховщиком.
Необходимо отметить, что практика прямых выплат пособий территориальными органами страховщика не нова. Законом от 23.06.1912 г. «Об обеспечении рабочих на случай болезни» обязанность по выплате пособий была возложена именно на страховые кассы. Однако летом 1927 г. комиссия ВЦСПС с участием представителей Народного комиссариата труда и московских профсоюзов провела обследование работы московских страховых касс, по итогам которого предлагалось изменить порядок обслуживания кассами застрахованных лиц: чтобы разгрузить страховые кассы, упростить их работу, было предложено оформление права на страховое пособие по временной нетрудоспособности и его выдачу возложить на самого страхователя с последующим перерасчетом со страхкассой по выданным пособиям и контролем за этими операциями со стороны страховых касс [1; 2]. Существующая система ОСС на случай ВНиМ сложилась в своих основных чертах в советское время, а в переходном периоде претерпела лишь некоторые организационные трансформации, не изменившие ее по существу.
Для того чтобы представить степень сохранения уровня жизни наемных работников выплачиваемыми пособиями по социальному страхованию в рамках Фонда социального страхования (ФСС), необходимо рассмотреть весомость этих пособий в составе выплат из данного страхового фонда (рис. 1).
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2016, № 5)
-Пособие по временной нетрудоспособности
-Пособие по беременности и родам
-Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет
-Единовременное пособие при рождении ребенка
■ Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности
Рисунок 1 - Доля расходов по ОСС на случай ВНиМ в общих расходах ФСС РФ по видам страхового обеспечения в 2010-2014 гг., %
Из анализа данных, приведенных на рисунке 1, можно сделать выводы о том, что наибольшая доля расходов приходится на три вида пособий - пособия по временной нетрудоспособности, ежемесячные пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и пособия по беременности и родам, - которые в 2014 г. составили 95 % от расходов на выплату пособий по ОСС на случай ВНиМ, при этом доля расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности превышает остальные и составляет 42,6 % от расходов на пособия по данному виду страхования.
В таблицах 1 и 2 приведены результаты проверок расходов страхователей, а также их решений по обращениям за выплатой страхового обеспечения.
Таблица 1 - Результаты выездных проверок правильности расходов страхователей на выплату страхового обеспечения по ОСС на случай ВНиМ в 2013-2014 гг._
Показатель 2013 2014
Количество составленных актов проверок, тыс. шт. 79 78
Количество актов, по которым выявлены нарушения, тыс. шт. 29 30
Расходы, не принятые к зачету, млн р. 620 636
Таблица 2 - Результаты выездных проверок по рассмотрению обращений страхователей за выделением необходимых средств на выплату страхового обеспечения по ОСС на случай ВНиМ и принятия решений по их результатам в 2013-2014 гг.__
Показатель 2013 2014
Поступившие обращения о выделении средств на возмещение расходов:
количество, тыс. шт. 50 51
на сумму, млн р. 11 973 13 825
Составлено актов проверок, тыс. шт. 50 50
Принято решений о выделении средств (частичном выделении):
количество, тыс. шт. 49 50
на сумму, млн р. 11 809 13 515
в том числе удовлетворено частично на сумму, млн р. 3 020 3 227
Отказано:
количество, шт. 833 821
на сумму, млн р. 99 97
Так, специалистами ФСС РФ ежегодно проверяется не более 4 % расходов на цели ОСС на случай ВНиМ, заявленных страхователями в расчетах по начисленным и уплаченным страховым взносам; из общего числа составленных актов по результатам проверок 25 % имеют нарушения.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что зачетный механизм не обеспечивает прозрачности соответствующих финансовых потоков для Фонда, осуществления должного контроля за выплатой пособий. Это может говорить о большом объеме необоснованных расходов.
Перепоручать администрации предприятий частичное выполнение функций страховщика, с одной стороны, экономически выгодно Фонду. Данный факт объясняет и существующую практику назначения, расчета и выплаты пособий самим работодателем. Это может приносить хороший результат, если контроль страховщика за страхователем регулярен и злоупотребления немногочисленны. Однако, с другой стороны, проведенный анализ свидетельствует об обратной тенденции.
Следует акцентировать внимание на том факте, что ежегодно ФСС РФ передаются средства федерального бюджета на компенсацию выпадающих доходов бюджета ФСС РФ в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на ОСС на случай ВНиМ (согласно ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ для одиннадцати категорий страхователей установлен пониженный тариф или полное освобождение от уплаты страховых взносов по этому виду страхования). Данные по этому вопросу представлены в таблице 3.
Таблица 3 - Компенсация выпадающих доходов ФСС РФ из федерального бюджета РФ
в 2011-2014 гг.
Показатель 2011 2012 2013 2014
Компенсация выпадающих доходов из федерального бюджета, млрд р. 5,4 22,5 23,6 14,8
Резкий скачок этого показателя в 2012 г. объясняется освобождением от обязанности уплаты страховых взносов в ФСС РФ ряда страхователей, применяющих упрощенную систему налогообложения.
Данные таблицы 3 позволяют констатировать факт постоянной значительной компенсации выпадающих доходов ФСС РФ из федерального бюджета, что свидетельствует о собственной финансовой неустойчивости фонда и ставит в приоритет его финансовой политики использование пилотного проекта.
Модернизация зачетного механизма необходима в целях как усиления контроля расходования средств ОСС на случай ВНиМ, так и своевременного страхового обеспечения застрахованных граждан. Любые страховые отношения предусматривают роль страховщика именно как участника, обеспечивающего страховые выплаты, а не только как сборщика страховых взносов. Зачетный механизм «размывает» эту роль и создает неясность в разделении ответственности страхователей и застрахованных.
Пилотный проект дает возможность получить полную информацию об условиях обеспечения пособиями застрахованного лица до проведения выплаты этих пособий, что невозможно сделать при их выплате через работодателей. Это также позволяет снизить объем необоснованных расходов.
В рамках действующего зачетного механизма ОСС на случай ВНиМ для выявления фактов нарушений законодательства РФ, в частности по оформлению документов, необходимых для назначения и выплаты пособий, территориальные органы Фонда проводят выездные и камеральные (с истребованием документов) проверки страхователя. Такая система контроля за соблюдением законодательства об обязательном социальном страховании является недостаточной и выявляет минимальное количество возможных нарушений.
В такой ситуации Фонд не может проконтролировать страхователя в режиме реального времени, чем пользуются предприятия-однодневки, а также недобросовестные работодатели. Реализация же пилотного проекта по прямым выплатам меняет сложившуюся ситуацию. Во-первых, страхователи перечисляют взносы в полном объеме, так как отсутствует возможность принятия в зачет понесенных расходов. Во-вторых, контроль документов, необходимых для назначения пособий, проводится сотрудниками Фонда в 100 % случаев, в результате чего уровень необоснованно назначенных и выплаченных пособий стремится к нулю.
Переход на прямые выплаты создает благоприятные условия для осуществления контроля правомерности назначения пособий, правильности их исчисления и достоверности предоставляемых страхователем сведений. Анализ таких сведений уже на начальном этапе приема позволяет выявить все возможные нарушения, что невозможно при использовании зачетного механизма.
Проведенные исследования позволили сделать вывод о том, что зачетный механизм финансового обеспечения пособий является на сегодняшний день устаревшим, неэффективным и не отражающим сложившиеся реалии. Использование зачетного принципа может быть оправдано при наличии единственного работодателя - государства.
С началом системного финансового кризиса из-за неспособности организовать конкурентоспособное производство товаров, выполнение работ и оказание услуг многие хозяйствующие субъекты оказались в тяжелом финансовом положении и даже на грани банкротства. Это не может не сказаться на финансовой устойчивости системы социального страхования, своевременности выплат социальных пособий застрахованным лицам в полном объеме. В результате возникает почва для острых трудовых конфликтов, разрешение которых обязано брать на себя государство как гарант конституционных и социальных прав граждан.
Ссылки:
1. Ревизия страховой организации (К исследованию НК РКИ Одесской кассы) // Вопросы страхования. 1928. № 8. С. 5.
2. Исаков В.В. Обязательному страхованию рабочих в России 100 лет // Вестник государственного социального страхования. 2004. № 4. С. 48-53.