Научная статья на тему 'Анализ состава, структуры и динамики доходов и расходов Фонда социального страхования Российской Федерации за 2013-2017 годы, проблемы функционирования в современных условиях'

Анализ состава, структуры и динамики доходов и расходов Фонда социального страхования Российской Федерации за 2013-2017 годы, проблемы функционирования в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4468
488
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РФ / SOCIAL INSURANCE FUND OF THE RUSSIAN FEDERATION / БЮДЖЕТ / ДЕФИЦИТ / BUDGET DEFICIT / ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ ФСС РФ / A PILOT PROJECT OF SOCIAL INSURANCE FUND OF THE RUSSIAN FEDERATION / СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / SOCIAL SECURITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Винник Д.В.

В статье рассматриваются основные проблемы функционирования Фонда социального страхования РФ в условиях макроэкономической нестабильности, что может отрицательно влиять на уровень социального обеспечения граждан Российской Федерации. Целью настоящего исследования является на основе анализа состава и динамики доходов и расходов Фонда социального страхования Российской Федерации выявить проблемы его функционирования и предложить способы повышения эффективности использования средств Фонда социального страхования Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE COMPOSITION, STRUCTURE AND DYNAMICS OF REVENUES AND EXPENDITURES OF THE RUSSIAN FEDERATION SOCIAL INSURANCE FUND FOR 2013-2017, PROBLEMS OF FUNCTIONING IN MODERN CONDITIONS

The article considers main problems of functioning of the social insurance Fund of the Russian Federation in the context of macroeconomic instability, which could adversely affect the level of social security of citizens of the Russian Federation. The purpose of this study is based on the analysis of the composition and dynamics of income and expenditure of the social insurance Fund of the Russian Federation to identify the problems of its functioning and to suggest ways of improving the efficiency of use of means of Fund of social insurance of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Анализ состава, структуры и динамики доходов и расходов Фонда социального страхования Российской Федерации за 2013-2017 годы, проблемы функционирования в современных условиях»

АНАЛИЗ СОСТАВА, СТРУКТУРЫ И ДИНАМИКИ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА 2013-2017 ГОДЫ, ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Д.В. Винник, студент

Научный руководитель: Н.С. Шмиголь, канд. экон. наук, доцент Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Россия, г. Москва)

Аннотация. В статье рассматриваются основные проблемы функционирования Фонда социального страхования РФ в условиях макроэкономической нестабильности, что может отрицательно влиять на уровень социального обеспечения граждан Российской Федерации. Целью настоящего исследования является на основе анализа состава и динамики доходов и расходов Фонда социального страхования Российской Федерации выявить проблемы его функционирования и предложить способы повышения эффективности использования средств Фонда социального страхования Российской Федерации.

Ключевые слова: Фонд социального страхования РФ, бюджет, дефицит, пилотный проект ФСС РФ, социальное обеспечение.

Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС РФ, Фонд) наряду с Пенсионным фондом РФ, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования входит в состав государственных внебюджетных фондов Российской Федерации. Работа данного внебюджетного фонда направлена на обеспечение социальной защиты граждан путем предоставления за счет средств Фонда гарантированных социальных выплат и пособий. Фонд помимо распределения средств между застрахованными лицами также имеет право на управление средствами, находящимися в его распоряжении.

Фонд социального страхования Российской Федерации функционирует с 1990 года и осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации и другими нормативно-правовыми документами. Работа Фонда социального страхования РФ направлена на реализацию его основных задач, какими являются:

- обеспечение нуждающихся граждан государственными пособиями по различным видам социальных рисков;

- участие в процессе разработки и осуществления государственных программ по охране здоровья населения;

- осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость ФСС РФ;

- организация работы по повышению квалификации специалистов Фонда;

- сотрудничество с другими фондами, связанными с социальным страхованием.

Средства Фонда социального страхования Российской Федерации имеют целевое использование, за счет средств Фонда осуществляются выплата различных пособий, обеспечение санаторно-курортного лечения отдельных категорий населения, обеспечение текущей деятельности Фонда и содержание его органов управления, проведение научно-исследовательской работы по вопросам социального страхования и охраны труда и другое.

Бюджет ФСС РФ рассматривается Государственной Думой и утверждается в форме федерального закона на соответствующий финансовый год и плановый период. Денежные средства Фонда, имущество, находящееся в оперативном управлении ФСС РФ, входят в состав федеральной собственности. Федеральное казначейство осуществляет кассовые обслуживание исполнения бюджета Фонда социального страхования РФ. Использование технологии единого казначейского счета в ходе исполнения бюджета ФСС РФ позволяет реализовать такие преимущества механизма социального страхования по сравнению с бюджетным механизмом, как временная и территориальная раскладка

риска, возможность капитализации средств фонда (к сожалению, в нашей стране это преимущество не используется), снижение риска потери средств Фонда в условиях исполнения бюджета через банковскую систему.

Согласно разделу 3 Положения о Фонде социального страхования РФ, доходы бюджета ФСС РФ могут формироваться за счет страховых взносов работодателей и граждан; доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда, а именно от размещения средств Фонда в государственные ценные бумаги, а также на депозитах в коммерческих банках; добровольных взносов граждан и юридиче-

ских лиц; ассигнований из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) отдельным категориям граждан и других поступлений доходов.

На протяжении нескольких лет бюджет ФСС РФ находится в состоянии дефицита (рис. 1), что вызвано увеличением расходов Фонда и отставанием темпов роста его доходов. Несомненно, данный факт мешает Фонду успешно функционировать и эффективно исполнять свои задачи, что отражается на снижении уровня социальной защиты граждан и на их социальном обеспечении.

S00 600 400 200 0

606,52 59027 564,92 594,08 648'16 Л1П70

590,27 «« П2 ^ЧЯ (\(\ 610,79

H II II II

683,416 42,20

2013 год 2014 год 2015 год 2016 год 2017 год

■ Расходы ФСС ■ Доходы ФСС Рисунок 1. Динамика расходов и доходов бюджета ФСС РФ за 2013-2017 гг., млрд руб.

Для выявления причин отрицательного баланса бюджета ФСС РФ проанализируем структуру доходов и расходов бюджета Фонда за 2013-2017 годы. Из данных в таблице 1, видно сокращение взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством с 2013 года в общем объеме неналоговых доходов: если в 2013 году данный показатель составлял 83,4%, то к 2017 году он снизился до 82,6%, что обусловлено сокращением со-

вокупного фонда оплаты труда в связи с длительной макроэкономической нестабильностью. Поскольку страховые взносы в государственные внебюджетные фонды относятся к неналоговым доходам, следовательно, неналоговые доходы составляют основу формирования доходов бюджета ФСС РФ, причем ежегодно их доля в совокупном объеме доходов увеличивается: рост на 9,4% в 2017 году по сравнению с 2013 г., при этом безвозмездные платежи сокращаются.

Таблица 1. Структура источников дохода бюджета ФСС РФ за 2013-2017 гг.

Анализируя рисунок 1, можем сделать вывод, что дефицит бюджета Фонда социального страхования РФ является негативной тенденцией в практике его функционирования уже на протяжении многих лет, причем на 2018 год делается отрицательный прогноз по поводу сбалансированности бюджета ФСС РФ. На 2017 год установлен объем дефицита бюджета ФСС РФ в размере 41 201 418 тыс. руб. или 6,03% от общего объема расходов бюджета ФСС РФ. Однако положительной тенденцией является рост доходов в абсолютном значении: по сравнению с объемом доходов, установленным Федеральным законом от

Одной из главных причин возникновения проблемы отрицательного баланса бюджета ФСС РФ выступает значительный рост расходов на выплаты различных пособий, в том числе связанный с повышением доли расходов на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в 2017 году относительно 2013 года на 24,2%. Расходы на выплату пособий по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством,

14 декабря 2015 г. №363-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2016 год», общий объем планируемых доходов бюджета Фонда на 2017 год увеличивается на 31,41 млрд. рублей.

Что касается структуры расходов бюджета ФСС РФ (табл. 2), то с каждым годом растет сумма выплат по случаю временной нетрудоспособности и в связи с материнством - на 2017 год эти расходы увеличены на 24% относительно 2013 года. Несомненно, это связано с тем, что в нашей стране наблюдается увеличение рождаемости.

на 2017 год определены в объеме 122,45 млрд руб., что на 4,1% больше, чем в 2016 году.

Дефицит бюджета Фонда, в части расходов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на 2017 год составляет 53,31 млрд руб. и объем профицита, в части расходов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в сумме 12,11 млрд руб. (табл. 3).

Таблица 2. Структура расходов бюджета ФСС РФ за 2013-2017 гг., млрд

зуб.

Вид расхода 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.

На случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством 437,04 450,28 471,21 516,89 543,00

На несчастные случаи на производстве и профессиональные заболевания 76,05 81,72 87,85 91,65 94,49

За счет межбюджетных трансфертов на исполнение отдельных государственных полномочий из федерального бюджета и бюджета ФОМС 93,43 32,92 35,02 39,62 Информация отсутствует

Расходы, итого 606,52 564,92 594,08 648,16 683,41

Таблица 3. Структура дефицита бюджета ФСС РФ на 2017 г., тыс. руб.

Дефицит бюджета ФСС РФ, в том числе: -41 201 418,0

Дефицит по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством -53 310 938,2

Профицит по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 12 109 520,2

Несбалансированность бюджета Фонда социального страхования РФ обусловлена недостаточным обеспечением его необходимыми финансовыми ресурсами [1]. Средства не доходят в полном объеме до бюджета ФСС РФ в виду достаточно высокой доли теневого сектора в российской экономике. Зачастую чтобы не платить большие страховые взносы, организации применяют такой способ расчета с работниками как «зарплата в конверте». Кроме того, кризисные явления в экономике в 2014-2015 гг., сопровождающиеся также ростом безработицы и сохраняющаяся в настоящее время общая макроэкономическая нестабильность привели к сокращению совокупного фонда оплаты труда в среднем на 2,5%, что также снижает объем поступающих страховых взносов в бюджеты всех государственных внебюджетных фондов РФ. Проблемы сбалансированности бюджета Фонда возникают также из-за роста недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование при сохраняющейся тенденции роста расходов на социальное обеспечение за счет средств Фонда.

Несовершенство законодательной базы функционирования ФСС РФ и невысокая прозрачность его деятельности также осложняет работу Фонда. По мнению многих экспертов, после принятия ряда нормативных правовых актов деятельность Фонда не отвечает полностью многим страховым принципам, которые положены в основу его функционирования. Например, целевое использование средств Фонда реализуется не полностью, так как средства, отчисляемые предпринимателями в ФСС РФ, считаются частью средств федерального бюджета и используются на покрытие его дефицита. Счетной палатой РФ неоднократно отмечалось, что нарушается принцип дифференцированности страховых тарифов в зависимости от класса профес-

сионального риска, реализуемый через обеспечение эквивалентности обязательств по страховому обеспечению и сумм внесенных обязательных платежей внутри класса профессионального риска. Также, постоянное снижение размеров взносов, широкий перечень льгот сделали систему социальной поддержки граждан дотационной, что обусловливает усиление финансовой нагрузки, невозможность полного выполнения Фондом закрепленных за ним функций, и проявляется в нерациональном использовании имеющихся ресурсов, и в конечном итоге негативно влияет на устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования.

Фонд социального страхования РФ для повышения эффективности деятельности в сфере обязательного социального страхования и в настоящее время реализует масштабный пилотный проект, меняющий существующий «зачетный механизм» исполнения бюджета ФСС на систему непосредственного назначения и выплат застрахованным лицам территориальными органами ФСС страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также осуществления иных выплат и возмещения расходов страхователя на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников. Данный пилотный проект предусматривает следующие нововведения:

- замена «зачетной» системы системой прямого назначения и выплаты пособий региональными отделениями Фонда социального страхования РФ. Отметим, что зачетная система предполагала механизм выплаты работодателем пособий застрахо-

ванным лицам в счет уплаты страховых взносов в Фонд;

- изменение бланка листка нетрудоспособности;

- разработка и реализация новых технологий приема и обработки данных, в частности возможность электронного заполнения листка нетрудоспособности;

- усложнение процесса обращения застрахованных лиц по поводу получения пособий;

- упрощение процедуры заполнения ежеквартальной отчетности по форме 4-ФСС для страхователя.

Таким образом, цели пилотного проекта - отказ от «зачетной» системы и переход на новый порядок выплаты пособий, усиление контроля над процессом рассмотрения листка временной нетрудоспособности для снижения случаев мошенничества [3]. Реформирование системы социального страхования исключит возможность страхового мошенничества, а также позволит свести риск невыплат пособий застрахованным гражданам к нулю в случае, когда организация находится в стадии банкротства или ликвидации. Реализуя пилотный проект в ряде регионов России, ожидается получение следующих результатов:

- обеспечение правильных расчетов при начислении пособий для застрахованных лиц;

- сокращение конфликтов между работодателем и застрахованным лицом по поводу получения определенных пособий;

- возможность контроля за всеми оплачиваемыми листками нетрудоспособности для ФСС РФ;

- сокращение случаев мошенничества в области страхования;

- оптимизация расходов Фонда;

- введение электронного листка нетрудоспособности, позволяющего компьютеризировать и облегчить ряд процессов и

др.

Одним из важных результатов работы пилотного проекта явилось постоянное предоставление открытых для общественности отчетов о работе территориальных отделений фонда на соответствующих интернет-сайтах, что повышает прозрачность их работы и прозрачность предоставления

социальных выплат населению за счет средств Фонда. В регионах, где внедрен данный проект, отмечено, что он оправдывает ожидаемые результаты, однако некоторые аспекты требуют усовершенствования. В частности, в заключении Счетной палатой РФ на проект бюджета ФСС РФ на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов отмечается, что проведенный в 2016 году «анализ финансовых результатов исполнения бюджетов территориальных органов ФСС, реализующих пилотный проект, показал, что рост недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование в этих территориальных органах ФСС варьируется в пределах 1,27-2,16 раза, что значительно выше роста недоимки в целом по Российской Федерации (1,2 раза)», и причины данной ситуации требуют детального анализа.

Другим важным изменением в деятельности ФСС РФ, направленным на сбалансированность его бюджета, является передача с 1 января 2017 года налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование. Согласно финансово-экономическому обоснованию к проекту федерального закона «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2018 год и плановый период

2019 и 2020 годов» данное решение позволит сократить дефицит бюджета Фонда в

2020 году на 46,6 млрд. рублей.

Таким образом, представляется, что дальнейшее развитие системы государственного социального страхования и решение проблем функционирования Фонда социального страхования Российской Федерации, должны быть связаны с:

- использованием единой методики расчета поступлений страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний ФНС России и ФСС РФ, что будет способствовать более реалистичным оценкам данной группы доходов на стадии составления проекта бюджета Фонда;

- совершенствованием системы расчета тарифов обязательного социального стра-

хования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний путем обеспечения эквивалентности обязательств по страховому обеспечению и сумм внесенных обязательных платежей внутри класса профессионального риска;

- сокращением аппарата управления и расходов на оплату труда и содержание работников центрального аппарата и территориальных органов Фонда вследствие передачи функций по администрированию страховых взносов на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством налоговым органам;

- обоснованным расчетом стоимости затрат Фонда на проведение научно-исследовательских работ;

- обоснованным сокращением льготных категорий плательщиков страховых взносов в Фонд по пониженному тарифу, что позволит снизить нагрузку на федеральный бюджет, который осуществляет трансферт в бюджет ФСС РФ на компенсацию выпадающих доходов в связи с установлением пониженных тарифов стра-

ховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

- прекращением практики покрытия дефицита бюджета Фонда в части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за счет средств страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, что не только не соответствует целевому назначению страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, но и создает риски невыполнения Фондом социальных обязательств по данному виду социального страхования.

Внедрение указанных мер позволит повысить доходы Фонда социального страхования РФ и эффективность распределения его средств, обеспечить стабильный уровень социальной поддержки граждан и положительно влиять на общий уровень и качество жизни населения в целом.

Библиографический список

1. Абалтусова А.А. Социальное страхование в системе социальной защиты населения // Научное сообщество студентов XXI столетия. Общественные науки. Сборник статей по материалам XXXV международной студенческой научно-практической конференции. -№8 (34). - С. 32-39.

2. Вертипрахова Е. П., Юзвович Л.И. Пилотный проект фонда социального страхования и итоги его реализации // Устойчивое развитие российских регионов: экономическая политика в условиях внешних и внутренних шоков. Сборник материалов XII международной научно-практической конференции. - Екатеринбург, 2015. - С. 197-200.

3. Индутенко А.Н., Филатова О.И., Шанина А.Н. Анализ бюджета Фонда социального страхования РФ: проблемы и пути их решения // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. - 2014. - №6-5. - С. 110-113.

4. Рыбасова М.В., Цыбулина И.Г. Социальная защита населения: тенденции и перспективы // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. - 2016. - №33-2. -С. 178-183.

5. Саадуева М.М., Папалашова З.А. Сущность и значение социального страхования в условиях рынка // Финансовые инструменты регулирования социально-экономического развития регионов. - Махачкала: ООО "Апробация", 2016. - С. 366-369.

6. Темирова З.Д. Актуальные проблемы деятельности Фонда социального страхования Российской Федерации // Экономика. Право. Печать. Вестник КСЭИ. - 2016. - №1 (69). -С. 225-230.

ANALYSIS OF THE COMPOSITION, STRUCTURE AND DYNAMICS OF REVENUES AND EXPENDITURES OF THE RUSSIAN FEDERATION SOCIAL INSURANCE FUND FOR 2013-2017, PROBLEMS OF FUNCTIONING IN MODERN CONDITIONS

D.V. Vinnik, student

Research advisor: N.S. Shmigol, candidate of economic sciences, associate professor Financial university under the Government of the Russian Federation (Russia, Moscow)

Abstract. The article considers main problems of functioning of the social insurance Fund of the Russian Federation in the context of macroeconomic instability, which could adversely affect the level of social security of citizens of the Russian Federation. The purpose of this study is based on the analysis of the composition and dynamics of income and expenditure of the social insurance Fund of the Russian Federation to identify the problems of its functioning and to suggest ways of improving the efficiency of use of means of Fund of social insurance of the Russian Federation.

Keywords: social insurance Fund of the Russian Federation, budget deficit, a pilot project of social insurance Fund of the Russian Federation, social security.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.