УДК 331.212
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ СТРАХОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Л. С. ГРИНКЕВИЧ, доктор экономических наук, профессор кафедры налогов и налогообложения экономического факультета Е-mail: [email protected] Томский государственный университет
Т. В. УДОД, заместитель директора Е-mail: [email protected] Томское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал)
О. В. КАСАЧЕВА, соискатель кафедры налогов и налогообложения экономического факультета Томский государственный университет Е-mail: UdoOV@gtt. gazprom.ru
В статье проведен анализ налоговых изменений, связанных с заменой единого социального налога на страховые взносы, которые с2010 г. перечисляются в государственные внебюджетные социальные фонды. Определены основные недостатки в системе учета страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, перечисляемых в Фонд социального страхования РФ. Сделан вывод о том, что механизм исчисления и уплаты страховых взносов не упростился.
Ключевые слова: взнос, внебюджетный фонд, единый социальный налог, задолженность, трансферт, отчисление, реформирование, социальное страхование, ставка.
С 2010 г. начался очередной этап реформирования системы обязательного социального страхования в Российской Федерации. Данное реформирование связано с принятием Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федера-
ции, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее — Федеральный закон № 212-ФЗ) и Федерального закона от 24.07.2009 № 213-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», которые изменили систему социального страхования в России.
В соответствии с новым законодательством единый социальный налог (ЕСН) полностью за-
менен на обязательные взносы во внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования). Изменен существующий при ЕСН порядок уплаты страховых платежей, предусматривающий трехступенчатую регрессивную шкалу. Введена единая для всех плательщиков верхняя планка заработной платы для начисления страховых взносов в размере 415 000 руб. в год, выше которой они не взимаются. Именно такую форму платежей применяет большинство стран мира.
В соответствии с новыми законами контроль за исчислением и уплатой взносов с 2010 г. осуществляют:
— Пенсионный фонд РФ — в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование;
— Фонд социального страхования РФ — в отношении взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, продолжая при этом выполнять обязанности по проверке правильности расходования работодателями средств обязательного социального страхования на выплату пособий своим работникам и администрирование взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.
По замыслу законодателей, нововведения должны помочь страховщикам (государственным внебюджетным фондам) эффективнее исполнять свои функции. Тем более что они располагают необходимой инфраструктурой, информационной базой о страхователях-работодателях, персонифицированным учетом всех застрахованных работников.
В рамках новых правоотношений не только установлена ответственность работодателей за правильность исчисления, полноту и своевременность перечисления страховых взносов в фонды, но и повышена ответственность фондов перед страхователями. Например, за излишне взысканные с работодателей страховые взносы, пени и штрафы фонды выплачивают страхователю проценты на сумму излишне взысканных платежей.
С 2011 г. повышаются ставки платежей в Пенсионный фонд РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ТФОМС) — 26, 2,1 и 3 % соответствен-
но. В целом налоговая нагрузка на плательщиков, в том числе применяющих упрощенную систему налогообложения (УСН) или единый налог на вмененный доход (ЕНВД) (за исключением некоторых категорий плательщиков), с 2011 г. составит 34 вместо 26 % по ЕСН, установленных с 2005 г. (табл. 1).
Для Фонда социального страхования РФ (ФСС РФ) оставлен прежний норматив — 2,9 %, но часть расходов (оплата дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом, повышение размера оплаты больничных листков из-за учета нестраховых периодов работы) должна осуществляться за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых в установленном порядке бюджету ФСС РФ. На федеральный бюджет переведено финансирование пособий по уходу за ребенком и единовременные пособия студентам, имеющим детей. Исключены полностью из бюджета ФСС РФ расходы на санаторно-курортное лечение работников и их детей.
Для организаций, которые применяют специальные налоговые режимы, такие как упрощенная система налогообложения (УСНО), единый налог на вмененный доход (ЕНВД), единый сельскохозяйственный налог, на 2010 г. был сохранен действующий до этого года механизм налогообложения. Для некоторых категорий страхователей (к примеру, для сельхозпроизводителей или организаций, которые используют труд инвалидов) на переходный период 2011—2014 гг. установлены пониженные тарифы — 1,9 и 2,4 % от налогооблагаемой базы (табл. 2).
Вместе с тем в новом законодательстве имеются недостатки, которые негативным образом могут сказаться на работе Фонда социального страхования РФ.
1. Как уже было отмечено, в 2010 г. организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН или уплачивающие ЕНВД, а также лица,
Таблица 1
Отчисления в страховые внебюджетные фонды в 2010—2011 гг. для организаций, применяющих обычную систему налогообложения, %
Наименование 2010 2011
Пенсионный фонд РФ 20 26
Фонд социального страхования РФ 2,9 2,9
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования 1,1 2,1
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования 2 3
Итого... 26 34
Таблица 2
Тариф отчислений в Фонд социального страхования РФ на 2010—2015 гг., %
Наименование 2010 2011 2012 2013 2014 2015
По основной категории плательщиков страховых взносов и в организациях, осуществляющих деятельность в области информационных технологий 2,9
Для сельскохозяйственных организаций 1,9 2,4 2,9
В организациях, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны — 1,9 2,4 2,9
В организациях, использующих труд инвалидов - 1,9 2,4 2,9
В организациях, применяющих специальные налоговые режимы В том числе: единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности единый сельскохозяйственный налог
— 2,9
- 2,9
— 1,9 2,4 2,9
использующие труд инвалидов, платят страховой взнос только в Пенсионный фонд РФ по ставке 14 % (п. 2 ч. 2 ст. 57 Федерального закона № 212-ФЗ). В ФСС РФ прямых отчислений нет. Однако при этом пособия по временной нетрудоспособности и в связи с материнством гражданам, работающим у таких работодателей, выплачиваются за счет средств данного фонда в уже полном размере согласно общеустановленным нормам, что приведет к увеличению расходов фонда и ухудшению его финансовой устойчивости.
Компенсация доходов, выпадающих из-за сохранения пониженных тарифов страховых взносов для отдельных категорий налогоплательщиков, в 2010 г. для ФСС РФ из федерального бюджета, в отличие от Пенсионного фонда РФ, не предусмотрена.
2. Установлены разные сроки подачи расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам плательщиками, производящими выплаты физическим лицам:
— по взносам на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование (в Пенсионный фонд РФ) расчеты представляются до 1-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом;
— по взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (в ФСС РФ) — до 15-го числа календарного месяца, следующего за истекшим кварталом (ч. 9 ст. 15 Федерального закона № 212-ФЗ).
Это будет «путать» страхователей и приводить к снижению показателей сдачи отчетности в ФСС РФ. Кроме того, срок «до 15-числа», установленный в Федеральном законе № 212-ФЗ, не соответствует сроку сдачи отчетности в ФСС РФ страхователями по обязательному социальному страхованию от
несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Этот срок определен в ст. 24 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»: не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за истекшим кварталом. То есть, в первом случае 15-го числа наступают штрафные санкции за несвоевременную сдачу отчета в Фонд социального страхования РФ, во втором — страхователь в этот день еще может сдавать отчет. При этом бланк отчета — один. С точки зрения авторов, необходимо установить одни сроки подачи расчетов во все внебюджетные социальные фонды.
3. Введено требование совместного проведения проверок Пенсионного фонда РФ и ФСС РФ, что может быть затруднено в связи с разным объемом проверяемых материалов. Ведь ФСС РФ проверяет не только налогооблагаемую базу по двум видам страхования, но и расходы, осуществляемые страхователем за счет средств обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
4. Невозможен зачет излишне уплаченных взносов в бюджет одного фонда в счет платежей в бюджет другого фонда (ч. 21 ст. 26 Федерального закона № 212-ФЗ).
Для оптимизации деятельности ФСС РФ, осуществляющего два вида страхования, необходимо предусмотреть возможность зачета излишне уплаченных взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ) в счет уплаты взносов на обязательное социальное
страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (НСПиПЗ) и наоборот.
Проведение зачетной схемы платежей по двум видам страхования, осуществляемых одним страховщиком, особенно важно для организаций, которые испытывают определенные финансовые сложности. Как правило, у таких организаций накапливается долг по уплате взносов по НСПи-ПЗ, появляется недоимка, пеня, а по обязательному социальному страхованию на случай ВНиМ складывается задолженность за ФСС РФ за счет превышения расходов на выплату пособий над начисленными страховыми взносами. Практика показывает, что полученными от данного фонда средствами на выплату пособий организация может и не воспользоваться в силу того, что на ее счетах выставлена картотека из-за накопленных долгов по налогам, а проведенный взаимозачет мог реально снизить задолженность и организации перед ФСС РФ, и этого фонда перед организацией.
5. Не упростилась процедура возврата ФСС РФ излишне перечисленных страхователями взносов.
Согласно расчетной ведомости, которую страхователь обязан предоставлять в ФСС РФ ежеквартально, у организации может сложиться сальдо «за страхователем» или «за фондом».
Законодатель решил сохранить принцип закрытия задолженности «за фондом», который был при ЕСН, когда образовавшаяся задолженность перед организацией из-за переплаты ЕСН, зачисляемой в ФСС РФ, возвращалась страхователю через налоговые органы. Теперь речь идет о взносах по страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. В случае, когда возникает задолженность за территориальным органом ФСС РФ, она по-прежнему делится на два вида:
— задолженность, сложившаяся за счет превышения расходов над начисленными страховыми взносами. В этой ситуации организация подает в ФСС РФ определенный вид заявления на возмещение расходов, работниками данного фонда проводится камеральная проверка, а выделение финансирования осуществляется с расчетного счета отделения (филиала) ФСС РФ, открытого в учреждении Банка России;
— задолженность, связанная с переплатой страховых взносов.
Исполнительный орган ФСС РФ в этом случае обязан уведомить страхователя о сложившейся переплате страховых взносов, а страхователь должен
подать в ФСС РФ еще одно заявление «на возврат» излишне перечисленных сумм или «зачете» в счет предстоящих платежей, по которому органом ФСС РФ будет вынесено решение о возврате или зачете средств. Возврат будет осуществлен путем перечисления денежных средств, но уже через отделения Федерального казначейства.
Порядку возврата излишне перечисленных страховых взносов в Федеральном законе № 212-ФЗ посвящена целая глава. Можно сказать, что процедура закрытия задолженности «за фондом» не упростилась ни для работников ФСС РФ, ни для страхователей.
По мнению авторов, учитывая, что страхователи ведут учет начисленных, перечисленных страховых взносов, расходов по обязательному социальному страхованию (ОСС) на случай ВНиМ и выводят общее сальдо, то разбивка задолженности «за фондом» в расчетной ведомости по форме 4-ФСС РФ на два вида задолженности просто утяжеляет процедуру и учета, и возврата данных средств. От нее необходимо отказаться, оставив только строку 9 в расчетной ведомости без расшифровки, из-за чего она сложилась, учитывая тот факт, что в любой ситуации этот возврат будет делать ФСС РФ (табл. 3).
В целом следует отметить, что, несмотря на внешне кажущуюся кардинальную перестройку системы уплаты страховых взносов, сам механизм отнюдь не упростился, а как минимум, остался прежним. Федеральный закон № 212-ФЗ не разрешил проблемы налогоплательщиков, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов. Упрощения сложной и трудоемкой процедуры уплаты страховых взносов не произошло. А ведь именно по этому моменту можно судить о реальном направлении реформы.
Новые проблемы могут возникнуть в работе Фонда социального страхования РФ с введением
Таблица 3
Пример заполнения строк 9, 10, 11 таблицы 1 формы 4-ФСС РФ «Расчеты по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности
и в связи с материнством»
Наименование Код строки Сумма, руб.
Задолженность за территориальным органом Фонда на конец отчетного периода 9 150 000
В том числе За счет превышения расходов 10 120 000
За счет переплаты страховых взносов 11 30 000
в действие с 01.01.2014 ст. 148 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Данная статья предполагает введение кассового исполнения бюджета ФСС РФ органами Федерального казначейства. Это действительно принцип прогрессивный, который обеспечивает общую отрегулированность бюджетных процессов, определенную ясность, прозрачность всех финансовых потоков. Но введение кассового исполнения на тех же принципах, на которых осуществляется кассовое исполнение всех бюджетных организаций, разрушает действующую зачетную систему обязательного социального страхования.
Согласно действующему в системе ФСС РФ зачетному принципу, и это существенно, страхователи осуществляют страховые выплаты в счет уплаты начисленных страховых взносов, а региональные отделения данного фонда возмещают страхователям только те расходы, которые произведены сверх начисленных взносов.
Преимущества этого порядка очевидны и доказаны временем. Именно такой порядок прохождения денежных потоков оказался наиболее приемлемым для российской системы социального страхования. В настоящее время более 70 % расходов по выплате пособий и иных расходов по обязательному социальному страхованию осуществляются через бухгалтерии работодателей в счет начисленных страховых взносов. Участие работодателей в страховой системе (т. е. потоки движения средств в связи с действующей системой) позволяет минимизировать затраты и сократить сроки выплаты пособий, а также почти полностью исключить возможности коррупции в исполнительных органах ФСС РФ. Переход на кассовое исполнение через Федеральное казначейство потребует осуществлять все выплаты через исполнительные органы ФСС РФ, что вызовет необходимость создания повсеместно выплатных касс. Это приведет к временнуму разрыву между получением документа, который подтверждает право на получение пособия, и фактической его оплатой, к росту нагрузки на работников исполнительных органов ФСС РФ, а также к значительному увеличению их численности. Увеличатся также материально-технические затраты на администрирование выполнения этих функций.
По итогам 2009 г. за счет средств ФСС РФ страхователями было оплачено более 32,5 млн листков нетрудоспособности, 2,1 млн работающих граждан через бухгалтерии своих предприятий получали пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет. И только в случае невозможности выплаты пособий страхователями в связи с их тяжелым финансовым
положением пособия застрахованным лицам выплачивались территориальными органами Фонда социального страхования РФ, что предусмотрено п. 4 ст. 13 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством». Вопрос удобства получения выплат всеми застрахованными гражданами через выплатные кассы остается открытым и требует тщательного изучения. Поэтому целесообразно внести соответствующие изменения в Бюджетный кодекс РФ, которые учитывали бы специфику деятельности Фонда социального страхования РФ и специфику кассового исполнения в системе фондов социального страхования.
В целом прогрессивное с позиции социального страхования решение о возврате к уплате страховых взносов во внебюджетные фонды связано, с одной стороны, с уменьшением доходов Фонда социального страхования РФ из-за отсутствии в 2010 г. компенсации со стороны государства выпадающих доходов, с другой — с увеличением общей нагрузки по уплате страховых взносов на страхователей с 2011 г. По мнению авторов, это может привести к еще большему сокрытию плательщиками страховых взносов налогооблагаемой базы. Увеличение размеров основных пособий по обязательному социальному страхованию при сохранении прежнего тарифа 2,9 % с учетом новой волны «серых схем» при выплате зарплаты приведет к той же проблеме несоответствия доходов и расходов ФСС РФ и поиску новых путей ее решения.
Список литературы
1. Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством: Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ.
2. О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования: Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ.
3. Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения: приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 06.11.2009 № 871-н.
4. Статистические данные Фонда социального страхования РФ. URL: http://fz122.fss.ru.