Раздел 5. Уголовное законодательство и криминологическая наука ЮРИДИЧЕСКАЯ КВАЛИФИКАЦИЯ ДИСКРИМИНАЦИИ
Р.А. Сабитов
(профессор кафедры уголовно-правовых дисциплин факультета подготовки работников правоохранительных органов Южно-Уральского государственного университета, доктор юридических наук, профессор, г. Челябинск; 8 (351) 794-84-93)
Статья посвящена сравнительному юридическому анализу составов дискриминации, содержащихся в Уголовном кодексе Российской Федерации (ст. 136) и Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 5.62).
Ключевые слова: человек и гражданин, права и свободы, дискриминация, уголовная ответственность, административная ответственность.
В первоначальной редакции ч. 1 ст. 136 УК РФ предусматривала ответственность за нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, причинившее вред правам и законным интересам граждан. Квалифицирующим признаком, изложенным в ч. 2 данной статьи, признавалось совершение этого деяния лицом с использованием своего служебного положения.
Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ в эту статью были внесены следующие поправки: преступление стало называться дискриминацией; в диспозиции нормы было указано, что дискриминация выражается не только в нарушении прав и свобод, но и законных интересов человека и гражданина по указанным в ней признакам; из статьи исключены слова «причинившее вред правам и законным интересам граждан», в результате этого состав преступления превратился в формальный.
Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ частично декриминали-зировал данное деяние и перевел простой состав дискриминации, предусмотренный ч. 1 ст. 136 УК РФ, в разряд административных правонарушений. В новой редакции диспозиция ст. 136 УК РФ выглядит
следующим образом: «Дискриминация, то есть нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, совершенное лицом с использованием своего служебного положения». Таким образом, уголовно наказуемой дискриминацией теперь является то, что ранее считалось квалифицированным составом преступления.
Вместе с тем законодатель дополнил Кодекс РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) ст. 5.62 следующего содержания: «Дискриминация, то есть нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей».
Каковы причины частичной декриминализации нарушения равенства прав и свобод человека и гражданина?
Думается, одна из причин кроется в том, что ст. 136 УК РФ, судя по данным уголовной статистики, почти не применяется. Так, в Российской Федерации были зарегистрированы: в 1997 г. - 3 преступления, в 1998 г. - 4, в 1999 г. - 5, в 2001 г.
- 3, в 2000, 2002, 2003 и 2007 годах - по одному преступлению, в 2004 и 2006 годах
- по два преступления, в 2005 г. - ни одного [1, с. 338-339]. Н.А. Лопашенко объясняет это явление тем, что «.. .практика прекрасно понимает ничтожный - в большинстве своем - характер деяния и последствий преступления, предусмотренного ст. 136 УК, и не привлекает виновных к уголовной ответственности» [2, с. 56-57]. По ее мнению, установление уголовной ответственности за нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина не вызывалось юридической необходимостью, оно было продиктовано исключительно политическими соображениями, и было вполне достаточно для реакции на это нарушение гражданского или административного судопроизводства, а то и дисциплинарного производства [2, с. 56-57].
С изложенным мнением ученого нельзя согласиться, во-первых, потому, что общественная опасность нарушения равноправия граждан в зависимости от пола, расы, национальности и других признаков достаточна для криминализации этого деяния. Его общественная опасность определяется высокой ценностью защищаемого ст. 136 УК РФ блага - равенства граждан во всех сферах экономической, социальной, культурной, социально-политической, государственной жизни общества. Это подтверждается положениями ст. 19 Конституции РФ: 1) все равны перед законом и судом; 2) государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от различных обстоятельств; 3) запрещаются любые формы ограничения прав граждан по различным признакам; 4) мужчина и женщина имеют равные права и свободы. О высокой ценности блага, охраняемого нормой, закрепленной в ст. 136 УК РФ, свидетельствуют такие международно-правовые акты, как Всеобщая декларация прав человека (1948 г.),
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.), Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений (1981 г.), Конвенция о дискриминации в области труда и занятий (1958 г.), Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979 г.) [3] и др.
Во-вторых, нарушение равноправия граждан причиняет существенный вред не только отдельной личности, но и межличностным отношениям, отношениям между личностью и обществом, государством, дестабилизирует обстановку в обществе, порождая классовые, этнические, межрелигиозные и иные конфликты. К чему привела дискриминация людей по этническому признаку, показал конфликт между грузинами с одной стороны и осетинами и абхазами - с другой, который вылился в вооруженное столкновение между ними в августе 2008 г. с многочисленными жертвами, беженцами, разрушением г. Цхинва-ли и огромным экономическим ущербом.
В-третьих, если нет уголовных дел по ст. 136 УК РФ, то это вовсе не означает отсутствия фактов нарушения равноправия граждан в зависимости от пола, национальности, отношения к религии, места жительства и от других признаков. В любом ежегодном докладе Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации можно найти многочисленные факты нарушения прав инвалидов, прав и законных интересов ребенка, лиц, находящихся в местах принудительного содержания, права на труд, свободу совести и слова, прав человека в сфере миграции и гражданства и др. «В последние годы Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации неизменно характеризовал ситуацию с правами и свободами человека в России по многим параметрам как неудовлетворительную» [4]. В частности, Уполномоченный по правам человека в 2007 г. отметил факты массового нарушения трудовых прав иностранных граждан. Например, на Лежневской ткацкой фабрике в г. Ивано-
Юридическая наука и правоохранительная практика во трудились около ста граждан Узбекистана (в основном женщины). Сразу после въезда на территорию России у них были изъяты паспорта и миграционные карты. Лишенные всех необходимых документов, иностранные работники оказались не в состоянии даже выйти за территорию фабрики, где содержались на положении арестантов в неприспособленных для проживания помещениях без соблюдения элементарных санитарно-гигиенических норм. Их рабочий день составлял до 16 часов. При этом заработная плата была не более 3 тысяч рублей в месяц. Оплата за работу в выходные дни и ночные смены не производилась. Уволиться с фабрики иностранные работники не могли. Администрация фабрики за допущенные нарушения была лишь оштрафована, вопрос о привлечении виновных к уголовной ответственности даже не ставился, хотя сам Уполномоченный по правам человека охарактеризовал эти нарушения как преступные [5].
На наш взгляд, преступление, предусмотренное ст. 136 УК РФ, обладает высокой латентностью. Причины этого следующие: трудности с доказыванием умысла на нарушение равноправия граждан по указанным в уголовном законе признакам; недооценка правоприменителями общественной опасности этого преступления; слабый прокурорский надзор и контроль Уполномоченного по правам человека в РФ за соблюдением прав и законных интересов человека и гражданина; нежелание следователей возбуждать уголовные дела по ст. 136 УК по «идеологическим» соображениям; возможно, желание власти скрыть от мирового сообщества факты преступного нарушения прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в России.
В-четвертых, не зря в уголовном законодательстве большинства европейских государств (Армении, Болгарии, Германии, Литвы, Молдовы, Республики Беларусь, Франции, Швейцарии и др.) содержатся статьи, предусматривающие ответственность за нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина [6, с. 129].
Таким образом, характер деяния, указанного в ст. 136 УК РФ, вовсе не является ничтожным, как утверждает Н.А. Лопа-шенко, и оно ни в коем случае не подлежало декриминализации.
Неясны причины, по которым законодатель и Н.А. Лопашенко обратили внимание на «политическую» ст. 136 УК РФ и оставили без внимания другие статьи УК, которые вообще не применяются или применяются весьма редко. Так, за семь лет, с 2002 по 2007 гг., зарегистрировано преступлений, предусмотренных: ст. 120 УК РФ (принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации) - 3; ст. 140 УК (отказ в предоставлении гражданину информации) - 4; ст. 148 УК (воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповеданий) - 4; ст. 149 УК (воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них)
- 1; ст. 184 УК (подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих комплексов) - 1; ст. 1851 УК (злостное уклонение от раскрытия или предоставления информации, определенной законодательством РФ о ценных бумагах) - 2; ст. 190 УК (невозвращение на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран) - 0; ст. 248 УК (нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами)
- 0; ст. 287 УК (отказ в предоставлении информации Федеральному собранию РФ или Счетной палате РФ) - 0; ст. 311 УК (разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи и участников уголовного процесса) - 1; ст. 340 УК (нарушение правил несения боевого дежурства)
- 0 [1, с. 336-361; 7, с. 216-236].
Проанализируем составы дискриминации - преступления и административного правонарушения.
Непосредственным объектом преступления и административного проступка является равноправие граждан, гарантированное государством и Конституцией РФ.
Потерпевшими от преступления и административного проступка могут быть граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции РФ, иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных федеральными законами или международным договором Российской Федерации.
Объективные стороны преступления и административного проступка частично совпадают и выражаются в дискриминации, то есть в нарушении прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам. Различие между ними состоит в том, что преступление совершается лицом с использованием своего служебного положения, а проступок - без такового.
В юридической литературе под нарушением равенства прав и свобод человека и гражданина понимается установление преимуществ одного лица либо группы лиц или, наоборот, лишение, ограничение или иное ущемление прав и интересов граждан в зависимости от ряда обстоятельств, относящихся к личности человека [8, с. 243; 9, с. 117]. На наш взгляд, нельзя нарушить права, свободы и законные интересы данного человека и гражданина путем установления ему каких-либо преимуществ. Действующая редакция ст. 136 УК РФ не предусматривает ответственность за установление преимуществ какому-то лицу, если при этом не нарушаются права и законные интересы других лиц. В международно-правовых актах сформулированы разные понятия дискриминации, но все они включают любое различие, исключение, ограничение или предпочтение, проводимые по признакам отношения к религии, убеждений (ст. 2 Декларации о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений),
расы, цвета кожи, родового, национального или этнического происхождения (п. 1 ст. 1 Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации), пола (ст. 1 Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин), имеющие целью или следствием уничтожение или умаление признания, использования или осуществления на равных началах прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной или любых других областях общественной жизни. Поскольку, согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы, то необходимо при толковании понятия дискриминации использовать международные декларации и конвенции, посвященные борьбе с дискриминацией.
Дискриминация может быть совершена в форме действия или бездействия. Действия могут выразиться, например, в отказе в приеме на работу или незаконном увольнении граждан, в ущемлении жилищных, земельных и иных гражданских прав и свобод, а также в предоставлении незаконных льгот по признаку принадлежности к той или другой нации.
Бездействие может выразиться, например, в непринятии сотрудниками полиции мер к предотвращению избиения потерпевшего и задержанию нападавших в связи с тем, что он был «кавказской» национальности.
В диспозиции рассматриваемой нормы говорится о нарушении прав, свобод и законных интересов человека и гражданина. Под нарушением понимается любое противоправное, виновное и вредоносное действие или бездействие лица, не выполняющего свою юридическую обязанность, соответствующую субъективному праву потерпевшего.
Права человека и гражданина - это понятие, которое характеризует правовой статус человека и гражданина по отношению к государству, его возможности и притязания в экономической, социальной,
Юридическая наука и правоохранительная практика политической, культурной и иных сферах [10, с. 514]. Когда говорят о правах человека, то тем самым подчеркивают неотъемлемость, неотчуждаемость прав человеческой личности, принадлежащих ей от рождения и присущих каждому человеку (ч. 2 ст. 17 Конституции РФ). Если же речь идет о правах гражданина, то имеют в виду права личности как гражданина данного государства, права, принадлежащие только гражданам России. Человек (гражданин) имеет право на конкретные блага: на свободу, личную неприкосновенность, труд, жилище, охрану здоровья, образование и др. Варианты использования этого права человеком четко урегулированы нормами права.
В отличие от права, свобода - более широкое понятие, которое означает отсутствие стеснений и ограничений, связывающих деятельность члена общества, его возможность действовать по своему усмотрению. Варианты пользования свободой не всегда удается четко прописать в законодательстве. В Конституции РФ термин «свобода» использован тогда, когда нельзя было записать «право на совесть» (в ст. 28), «право на мысль и слово» (в ст. 29) и «право вторгаться в духовный мир человека с конкретными правовыми предписаниями».
Понятие «интерес» многозначно. Нас же интересует его значение в контексте ст. 136 УК РФ и ст. 5.62 КоАП РФ. Интерес можно трактовать как определенные нужды, потребности человека [11, с. 249]. Однако, как правильно отметил О.А. Мо-тин, этот субъективный интерес может быть нарушен лишь в том случае, если он объективизирован, т. е. проявился в определенных социальных действиях [12, с. 21-22], в отношении человека к конкретным социальным благам, по поводу которых существуют общественные отношения. Однако интерес - это не само общественное отношение, а одностороннее отношение субъекта к определенным людям, предметам и явлениям. Общественное отношение отличается от интереса лица наличием субъектов отношения и его содержанием, включающим в себя поведение участников отношения, их
субъективные права и юридические обязанности. Если интерес человека урегулирован нормами права и взят под охрану законом, то он становится элементом объекта правовой охраны. О.А. Мотин полагает, что с точки зрения объекта уголовно-правовой охраны интерес необходимо определить как охраняемое уголовным законом правовое благо физического или юридического лица, а равно общества или государства [12, с. 24, 26]. Наверное, правовое благо необходимо считать не самим интересом, а предметом интереса. Однако можно предположить, что законодатель, говоря в ч. 1 ст. 136 УК РФ и ст. 5.62 КоАП РФ о нарушении законных интересов человека и гражданина, имел в виду принадлежащие им социальные блага (имущественного, духовного, политического, социально-психологического, экологического и иного характера).
УК РФ и КоАП РФ предусматривают ответственность за нарушение не всяких, а законных интересов человека и гражданина. Законные интересы - это интересы, основанные на законе или ином нормативном акте, признаваемые им, соответствующие ему. При этом вовсе не обязательно соответствие определенного интереса конкретному нормативному акту, достаточно, чтобы он не противоречил установленным в государстве нормам права и не нарушал интересов других участников общественных отношений. Законный интерес отличается от права тем, что выражает не возможность пользования благом, а направленность действий человека (т.е. стремление добиться известного блага), и, вместе с тем, их дозволенность, незапрещенность (например, заниматься спортом, пользоваться транспортом, покупать вещи и т.д.) [13, с. 118-125]. В общественной жизни зачастую нарушаются не субъективные права граждан, а их законные интересы, например при коммунально-бытовом, торговом, транспортном и медицинском обслуживании населения, в случаях бюрократического поведения чиновников, непринятия мер к охране окружающей среды и нарушителям общественного порядка.
В ст. 136 УК РФ и ст. 5.62 КоАП РФ говорится о нарушении прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от следующих признаков: пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам. Рассмотрим эти признаки.
Пол человека (гражданина). В ч. 3 ст. 19 Конституции РФ специально записано, что мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации. Тем не менее фактическое неравенство, в основном женщин, проявляется в некоторых сферах социальной жизни, например при приеме их на работу. Не случайно ст. 145 УК РФ установила ответственность за необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение женщины по мотивам ее беременности, а равно необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение с работы женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет, по этим мотивам.
Принадлежность человека (гражданина) к определенной расе. Современное человечество подразделяют на три расы: негроидную, европеоидную и монголоидную [14, с. 511]. Все расы абсолютно равны в биологическом и психическом отношениях. Расизм - это теория, приписывающая превосходство или неполноценность отдельным расовым или этническим группам, обосновывающая право одних людей господствовать над другими или отвергать других, якобы низших по отношению к ним [10, с. 578-579]. Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 21 декабря 1965 г., объявила караемым по закону преступлением всякое распространение идей, основанных на расовом превосходстве и ненависти, всякое подстрекательство к расовой дискриминации, а также признала противозаконной всякую пропагандистскую деятельность, которая поощряет расовую
дискриминацию и подстрекает к ней (ст. 4) [3, с. 140-141].
Национальность человека (гражданина). Одно из значений слова «национальность» в русском языке - принадлежность к какой-либо нации, народности [11, с. 398]. Нация - это историческая общность людей, складывающаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, языка, некоторых особенностей культуры и характера, которые составляют ее признаки [10, с. 402-403]. Народность - это исторически сложившаяся языковая, территориальная, экономическая и культурная общность людей [10, с. 396].
На наш взгляд, законодатель под признаком национальности в ст. 136 УК РФ и ст. 5.62 КоАП РФ имел в виду принадлежность лица к определенному племени, роду, народности, этнической группе, а не к нации. В настоящее время термин «нация» в большей мере используется в значении политической, государственной и гражданской общности людей. Нация охватывает собой различные этнические общности. Например, американская нация включает в себя представителей различных национальностей и рас (выходцев из Европы, индейских племен, потомков привезенных из Африки негров и др.). Понятие «национальность» связано с понятием этнической группы, под которой понимается группа людей, общая по происхождению, языку и культуре [15, с. 42].
Язык человека (гражданина). Под языком имеют в виду исторически сложившуюся систему звуковых, словарных и грамматических средств, являющуюся средством общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе. Очевидно, данный признак включен в рассматриваемые нормы потому, что он тесно связан с понятиями нации, народности, этнической группы, и нанесение ущерба региональным языкам и языкам меньшинств, ограничение прав и свобод граждан, их дискриминация по данному признаку осложняют межэтнические отношения, приводят к вражде между этническими группами.
Происхождение человека (гражданина). Происхождение означает принадлеж-
Юридическая наука и правоохранительная практика ность по рождению к какой-нибудь нации, классу, сословию [11, с. 611]. В советское время в графе анкеты «происхождение» писали: «из рабочих», «из крестьян», «из интеллигенции». Если гражданин был из дворян, кулаков, буржуазии, то это давало основание Советской власти для применения в отношении его репрессий, лишений и ограничений.
Имущественное положение человека (гражданина). Это оценочный признак, указывающий на объем, количество и стоимость находящихся у человека (гражданина): имущества в собственности, включая имущественные права; других вещных прав; имущественных обязательств кредитора и должника. В гражданско-правовом отношении имущественное положение устанавливается с учетом совокупности вещей (материальных ценностей), состоящих в собственности физического лица, его имущественных прав на получение вещей или имущественного удовлетворения от других лиц (актив) и имущественных обязанностей (пассив).
Нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его имущественного положения означает не только нарушение права собственности физического лица, но и нарушение иных принадлежащих ему прав и свобод (права на труд, образование, социальное обеспечение, медицинскую помощь, свободу вероисповедания и др.) по этому признаку. Например, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации В. Лукин отметил факты массового нарушения конституционного права граждан на оказание им бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения (ч. 1 ст. 41 Конституции РФ): очень часто на платной основе проводятся плановые операции, препараты для инъекций пациент должен купить сам; дорогостоящие лекарственные средства и медицинская диагностика недоступны для социально уязвимых слоев населения (детей, стариков, инвалидов) и др. [16, с. 19; 4, с. 11].
Должностное положение человека (гражданина). Очевидно, под этим призна-
ком имеется в виду статус гражданина как должностного лица, государственного служащего или служащего органа местного самоуправления, не являющегося должностным лицом, а также то служебное место (должность), которое гражданин занимает в коммерческой или некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением. Понятие должностного лица содержится в примечании 1 к ст. 285 УК РФ и примечании к ст. 2.4 КоАП РФ, а понятие лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, - в примечании 1 к ст. 201 УК РФ.
Место жительства человека (гражданина). В ст. 2 Закона РФ от 25 июня 1993 г. 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (в ред. федеральных законов от 2 ноября 2004 г. № 127-ФЗ и от 18 июля 2006 г. № 121-ФЗ) установлено, что место жительства - это жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и др.), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, установленных законодательством [17]. Право на место жительства может быть ограничено в пограничной полосе, закрытых военных городках, закрытых административно-территориальных образованиях, зонах экологического бедствия и в других случаях, предусмотренных законодательством. Однако, по словам Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации В. Лукина, факты ограничения конституционного права на выбор места жительства множатся, а набор используемых для этого предлогов увеличивается.
Отношение человека (гражданина) к религии. В преамбуле Федерального закона
от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» указаны основные религии: христианство, ислам, буддизм, иудаизм, и отдельно выделено православие. Однако Россия - многоконфессиональная страна и ее граждане исповедуют разные религии. Закон запрещает установлен ие преимуществ, ограничений и иных форм дискриминации в зависимости от отношения к религии (ст. 3), воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания (ст. 6) [18].
Убеждения человека (гражданина). Убеждение - это прочно сложившееся мнение, уверенный взгляд на что-нибудь, точка зрения [11, с. 821]. История свидетельствует, что инакомыслящие, еретики, диссиденты подвергались дискриминации, уголовному преследованию, физическому уничтожению за свои убеждения. Например, в советское время это выражалось в запрещении «по политическим соображениям» спектаклей, показа кинофильмов, издания книг, выезда за границу, в помещении диссидентов в психиатрические больницы, лагеря и исправительные колонии.
Принадлежность человека (гражданина) к общественным объединениям. Понятие общественного объединения дано в ст. 5 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»: это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Общественные объединения существуют в следующих организационно-правовых формах: общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности, политическая партия. При советской власти членство в КПСС давало определенные льготы и преимущества. В настоящее время, напротив, раздаются голоса экстремистски настроенных политиков о привлечении коммунистов к суду, об исключении их из числа депутатов Государственной Думы, о запрещении им зани-
мать государственные должности и применении к ним других ограничений.
Принадлежность человека (гражданина) к какой-либо социальной группе. К примеру, одна из больших социальных групп состоит из лиц, отбывших или отбывающих уголовные наказания. Зачастую лицам, ранее судимым, отбывавшим наказание в виде лишения свободы, отказывают в приеме на работу именно по признаку их принадлежности к криминальному слою населения.
В ч. 2 ст. 19 Конституции РФ перечень обстоятельств, которые не должны влиять на равенство прав и свобод человека и гражданина, является открытым, а в ст. 136 УК РФ он исчерпывающий и не охватывает, в частности, такие обстоятельства, как состояние здоровья, инвалидность, возраст, образование. Но дискриминация людей в зависимости от этих обстоятельств существует, например, при решении вопроса о приеме на работу или об увольнении с работы [19, с. 75-79]. В связи с изложенным нормы, содержащиеся в ст. 136 УК РФ и ст. 5.62 КоАП РФ, необходимо привести в соответствие с нормой, закрепленной в ч. 2 ст. 19 Конституции РФ, а именно: диспозиции ст. 136 УК РФ и ст. 5.62 КоАП РФ после слов «социальным группам» дополнить словами «а также других обстоятельств».
Преступлением является только такая дискриминация, которая совершена лицом с использованием своего служебного положения. Толкование понятия «использование лицом своего служебного положения» дается в различных постановлениях Пленума Верховного Суда РФ. Например, в постановлении Пленума от 28 июня 2011 г. «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности» указано, что использование служебного положения выражается не только в умышленном использовании лицом своих служебных полномочий, но и в оказании влияния исходя из значимости и авторитета занимаемой им должности на других лиц в целях совершения ими действий, направленных, в частности, на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц
Юридическая наука и правоохранительная практика по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе [20, с. 5].
Составы рассматриваемых преступления и административного правонарушения являются формальными, и они должны считаться оконченными с момента совершения действия или бездействия, нарушающего права, свободы или законные интересы человека и гражданина в зависимости от указанных в законе обстоятельств.
Субъективная сторона как преступления, так и проступка выражается в прямом умысле: лицо осознает фактический характер и общественную опасность дискриминации и желает нарушить права, свободы и законные интересы определенного человека (гражданина) в зависимости от указанных в законе обстоятельств. Мотивы и цели нарушения равенства прав и свобод могут быть различными: неприязнь, ксенофобия, национализм, зависть, желание отомстить и другие, но на квалификацию содеянного они не влияют. Несмотря на то, что анализируемое преступление в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» считается экстремистским, мотивы политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы не являются обязательными признаками субъективной стороны его состава, но учитываются судом при назначении наказания в качестве отягчающего обстоятельства.
Субъект преступления специальный: должностное лицо, обладающее признаками, предусмотренными примечанием 1 к ст. 285 УК РФ; государственный служащий и служащий органа местного самоуправления, не относящийся к числу должностных лиц; лицо, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности в коммерческой организации независимо от формы собственности или в некоммерческой организации, не являющей-
ся государственным или муниципальным учреждением, отвечающее требованиям, предусмотренным примечанием 1 к ст. 201 УК РФ.
Субъект административного правонарушения - физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, а также любое юридическое лицо.
Проанализировав ст. 136 УК РФ, можно прийти к выводу о том, что одной из причин латентности закрепленной в ней нормы является конструкция ее диспозиции, позволяющая квалифицировать как преступление всякое нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, но на это правоохранительные органы не могут пойти ввиду массовости нарушений законодательства чиновниками, предпринимателями, служащими коммерческих и иных организаций. Преступлением должно признаваться лишь существенное нарушение охраняемых правом общественных отношений. Об этом свидетельствуют, в частности, положения статей 201 и 285 УК РФ, согласно которым преступлением является только такое злоупотребление служебными полномочиями, которое повлекло причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан. В связи с этим предлагается абзац первый ст. 136 УК РФ после слов «социальным группам» дополнить словами «а также других обстоятельств, причинившее существенный вред указанным правам, свободам и законным интересам человека и гражданина».
1. Преступность, криминология, криминологическая защита / под ред. А.И. Долговой. М., 2007.
2. Лопашенко Н.А. Уголовно-правовая политика в сфере охраны личности: проблемы и пути их преодоления // Уголовно-правовая охрана личности и ее оптимизация: матеиралы науч.-практ. конф., посвящен. памяти проф. А.Н. Красикова (20-21 марта 2003 г.) / под ред. Б.Т. Раз-гильдиева. Саратов, 2003.
3. Международные акты о правах человека: сб. документов. М., 1998.
4. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за
2006 год // Рос. газ. 2007. 13 апр.
5. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за
2007 год // Рос. газ. 2008. 14 марта.
6. Курманов А.С. Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина: сравнительно-правовое исследование. Челябинск, 2007.
7. Экстремизм и другие криминальные явления. М., 2008.
8. Уголовное право России. Часть Особенная: учебник для вузов / отв. ред. Л.Л. Кругликов. М., 2004.
9. Российское уголовное право: учебник: в 2 т. Т. 2. Особенная часть / под ред. Л.В. Иногамовой-Хегай, В.С. Комиссарова, А.И. Рарога. М., 2007.
10. Большой юридический словарь / под ред. А.Я. Сухарева, В.Д. Зорькина, В.Е. Крутских. М., 1998.
11. Ожегов СИ., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1999.
12. Мотин О.А. Частный интерес в системе объектов уголовно-правовой охраны. Самара, 2006.
13. Матузов Н.И. Правовая система и личность. Саратов, 1987.
14. Современный словарь иностранных слов. СПб., 1994.
15. Клейменов М.П. Введение в этнокриминологию. Омск, 2004.
16. Доклад Уполномоченного по права человека в Российской Федерации за 2005 год // Рос. газ. 2006. 29 июня.
17. Рос. газ. 1993. 10 авг.; 2006. 27 июля.
18. Собр. законодательства Рос. Федерации. 1997. № 39. Ст. 4465.
19. Михайлов А.В. Нетипичные формы дискриминации в трудовой деятельности // Трудовое право. 2007. № 5.
20. Бюллетень Верховного Суда Рос. Федерации. 2011. № 8.