Научная статья на тему 'Юридическая квалификация дискриминации'

Юридическая квалификация дискриминации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5068
540
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕК И ГРАЖДАНИН / ПРАВА И СВОБОДЫ / ДИСКРИМИНАЦИЯ / УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / PERSON AND CITIZEN / RIGHTS AND FREEDOMS / DISCRIMINATION / CRIMINAL LIABILITY / ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сабитов Р. А.

Статья посвящена сравнительному юридическому анализу составов дискриминации, содержащихся в Уголовном кодексе Российской Федерации (ст. 136) и Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 5.62).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal qualification of discrimination

The article deals with the comparative legal analysis of the elements of discrimination described in the Criminal Code of the Russian Federation (art. 136) and the Code of Administrative Offences of the Russian Federation (art. 5.62).

Текст научной работы на тему «Юридическая квалификация дискриминации»

Раздел 5. Уголовное законодательство и криминологическая наука ЮРИДИЧЕСКАЯ КВАЛИФИКАЦИЯ ДИСКРИМИНАЦИИ

Р.А. Сабитов

(профессор кафедры уголовно-правовых дисциплин факультета подготовки работников правоохранительных органов Южно-Уральского государственного университета, доктор юридических наук, профессор, г. Челябинск; 8 (351) 794-84-93)

Статья посвящена сравнительному юридическому анализу составов дискриминации, содержащихся в Уголовном кодексе Российской Федерации (ст. 136) и Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 5.62).

Ключевые слова: человек и гражданин, права и свободы, дискриминация, уголовная ответственность, административная ответственность.

В первоначальной редакции ч. 1 ст. 136 УК РФ предусматривала ответственность за нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, причинившее вред правам и законным интересам граждан. Квалифицирующим признаком, изложенным в ч. 2 данной статьи, признавалось совершение этого деяния лицом с использованием своего служебного положения.

Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ в эту статью были внесены следующие поправки: преступление стало называться дискриминацией; в диспозиции нормы было указано, что дискриминация выражается не только в нарушении прав и свобод, но и законных интересов человека и гражданина по указанным в ней признакам; из статьи исключены слова «причинившее вред правам и законным интересам граждан», в результате этого состав преступления превратился в формальный.

Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ частично декриминали-зировал данное деяние и перевел простой состав дискриминации, предусмотренный ч. 1 ст. 136 УК РФ, в разряд административных правонарушений. В новой редакции диспозиция ст. 136 УК РФ выглядит

следующим образом: «Дискриминация, то есть нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, совершенное лицом с использованием своего служебного положения». Таким образом, уголовно наказуемой дискриминацией теперь является то, что ранее считалось квалифицированным составом преступления.

Вместе с тем законодатель дополнил Кодекс РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) ст. 5.62 следующего содержания: «Дискриминация, то есть нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей».

Каковы причины частичной декриминализации нарушения равенства прав и свобод человека и гражданина?

Думается, одна из причин кроется в том, что ст. 136 УК РФ, судя по данным уголовной статистики, почти не применяется. Так, в Российской Федерации были зарегистрированы: в 1997 г. - 3 преступления, в 1998 г. - 4, в 1999 г. - 5, в 2001 г.

- 3, в 2000, 2002, 2003 и 2007 годах - по одному преступлению, в 2004 и 2006 годах

- по два преступления, в 2005 г. - ни одного [1, с. 338-339]. Н.А. Лопашенко объясняет это явление тем, что «.. .практика прекрасно понимает ничтожный - в большинстве своем - характер деяния и последствий преступления, предусмотренного ст. 136 УК, и не привлекает виновных к уголовной ответственности» [2, с. 56-57]. По ее мнению, установление уголовной ответственности за нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина не вызывалось юридической необходимостью, оно было продиктовано исключительно политическими соображениями, и было вполне достаточно для реакции на это нарушение гражданского или административного судопроизводства, а то и дисциплинарного производства [2, с. 56-57].

С изложенным мнением ученого нельзя согласиться, во-первых, потому, что общественная опасность нарушения равноправия граждан в зависимости от пола, расы, национальности и других признаков достаточна для криминализации этого деяния. Его общественная опасность определяется высокой ценностью защищаемого ст. 136 УК РФ блага - равенства граждан во всех сферах экономической, социальной, культурной, социально-политической, государственной жизни общества. Это подтверждается положениями ст. 19 Конституции РФ: 1) все равны перед законом и судом; 2) государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от различных обстоятельств; 3) запрещаются любые формы ограничения прав граждан по различным признакам; 4) мужчина и женщина имеют равные права и свободы. О высокой ценности блага, охраняемого нормой, закрепленной в ст. 136 УК РФ, свидетельствуют такие международно-правовые акты, как Всеобщая декларация прав человека (1948 г.),

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.), Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений (1981 г.), Конвенция о дискриминации в области труда и занятий (1958 г.), Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979 г.) [3] и др.

Во-вторых, нарушение равноправия граждан причиняет существенный вред не только отдельной личности, но и межличностным отношениям, отношениям между личностью и обществом, государством, дестабилизирует обстановку в обществе, порождая классовые, этнические, межрелигиозные и иные конфликты. К чему привела дискриминация людей по этническому признаку, показал конфликт между грузинами с одной стороны и осетинами и абхазами - с другой, который вылился в вооруженное столкновение между ними в августе 2008 г. с многочисленными жертвами, беженцами, разрушением г. Цхинва-ли и огромным экономическим ущербом.

В-третьих, если нет уголовных дел по ст. 136 УК РФ, то это вовсе не означает отсутствия фактов нарушения равноправия граждан в зависимости от пола, национальности, отношения к религии, места жительства и от других признаков. В любом ежегодном докладе Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации можно найти многочисленные факты нарушения прав инвалидов, прав и законных интересов ребенка, лиц, находящихся в местах принудительного содержания, права на труд, свободу совести и слова, прав человека в сфере миграции и гражданства и др. «В последние годы Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации неизменно характеризовал ситуацию с правами и свободами человека в России по многим параметрам как неудовлетворительную» [4]. В частности, Уполномоченный по правам человека в 2007 г. отметил факты массового нарушения трудовых прав иностранных граждан. Например, на Лежневской ткацкой фабрике в г. Ивано-

Юридическая наука и правоохранительная практика во трудились около ста граждан Узбекистана (в основном женщины). Сразу после въезда на территорию России у них были изъяты паспорта и миграционные карты. Лишенные всех необходимых документов, иностранные работники оказались не в состоянии даже выйти за территорию фабрики, где содержались на положении арестантов в неприспособленных для проживания помещениях без соблюдения элементарных санитарно-гигиенических норм. Их рабочий день составлял до 16 часов. При этом заработная плата была не более 3 тысяч рублей в месяц. Оплата за работу в выходные дни и ночные смены не производилась. Уволиться с фабрики иностранные работники не могли. Администрация фабрики за допущенные нарушения была лишь оштрафована, вопрос о привлечении виновных к уголовной ответственности даже не ставился, хотя сам Уполномоченный по правам человека охарактеризовал эти нарушения как преступные [5].

На наш взгляд, преступление, предусмотренное ст. 136 УК РФ, обладает высокой латентностью. Причины этого следующие: трудности с доказыванием умысла на нарушение равноправия граждан по указанным в уголовном законе признакам; недооценка правоприменителями общественной опасности этого преступления; слабый прокурорский надзор и контроль Уполномоченного по правам человека в РФ за соблюдением прав и законных интересов человека и гражданина; нежелание следователей возбуждать уголовные дела по ст. 136 УК по «идеологическим» соображениям; возможно, желание власти скрыть от мирового сообщества факты преступного нарушения прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в России.

В-четвертых, не зря в уголовном законодательстве большинства европейских государств (Армении, Болгарии, Германии, Литвы, Молдовы, Республики Беларусь, Франции, Швейцарии и др.) содержатся статьи, предусматривающие ответственность за нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина [6, с. 129].

Таким образом, характер деяния, указанного в ст. 136 УК РФ, вовсе не является ничтожным, как утверждает Н.А. Лопа-шенко, и оно ни в коем случае не подлежало декриминализации.

Неясны причины, по которым законодатель и Н.А. Лопашенко обратили внимание на «политическую» ст. 136 УК РФ и оставили без внимания другие статьи УК, которые вообще не применяются или применяются весьма редко. Так, за семь лет, с 2002 по 2007 гг., зарегистрировано преступлений, предусмотренных: ст. 120 УК РФ (принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации) - 3; ст. 140 УК (отказ в предоставлении гражданину информации) - 4; ст. 148 УК (воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповеданий) - 4; ст. 149 УК (воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них)

- 1; ст. 184 УК (подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих комплексов) - 1; ст. 1851 УК (злостное уклонение от раскрытия или предоставления информации, определенной законодательством РФ о ценных бумагах) - 2; ст. 190 УК (невозвращение на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран) - 0; ст. 248 УК (нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами)

- 0; ст. 287 УК (отказ в предоставлении информации Федеральному собранию РФ или Счетной палате РФ) - 0; ст. 311 УК (разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи и участников уголовного процесса) - 1; ст. 340 УК (нарушение правил несения боевого дежурства)

- 0 [1, с. 336-361; 7, с. 216-236].

Проанализируем составы дискриминации - преступления и административного правонарушения.

Непосредственным объектом преступления и административного проступка является равноправие граждан, гарантированное государством и Конституцией РФ.

Потерпевшими от преступления и административного проступка могут быть граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции РФ, иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных федеральными законами или международным договором Российской Федерации.

Объективные стороны преступления и административного проступка частично совпадают и выражаются в дискриминации, то есть в нарушении прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам. Различие между ними состоит в том, что преступление совершается лицом с использованием своего служебного положения, а проступок - без такового.

В юридической литературе под нарушением равенства прав и свобод человека и гражданина понимается установление преимуществ одного лица либо группы лиц или, наоборот, лишение, ограничение или иное ущемление прав и интересов граждан в зависимости от ряда обстоятельств, относящихся к личности человека [8, с. 243; 9, с. 117]. На наш взгляд, нельзя нарушить права, свободы и законные интересы данного человека и гражданина путем установления ему каких-либо преимуществ. Действующая редакция ст. 136 УК РФ не предусматривает ответственность за установление преимуществ какому-то лицу, если при этом не нарушаются права и законные интересы других лиц. В международно-правовых актах сформулированы разные понятия дискриминации, но все они включают любое различие, исключение, ограничение или предпочтение, проводимые по признакам отношения к религии, убеждений (ст. 2 Декларации о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений),

расы, цвета кожи, родового, национального или этнического происхождения (п. 1 ст. 1 Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации), пола (ст. 1 Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин), имеющие целью или следствием уничтожение или умаление признания, использования или осуществления на равных началах прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной или любых других областях общественной жизни. Поскольку, согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы, то необходимо при толковании понятия дискриминации использовать международные декларации и конвенции, посвященные борьбе с дискриминацией.

Дискриминация может быть совершена в форме действия или бездействия. Действия могут выразиться, например, в отказе в приеме на работу или незаконном увольнении граждан, в ущемлении жилищных, земельных и иных гражданских прав и свобод, а также в предоставлении незаконных льгот по признаку принадлежности к той или другой нации.

Бездействие может выразиться, например, в непринятии сотрудниками полиции мер к предотвращению избиения потерпевшего и задержанию нападавших в связи с тем, что он был «кавказской» национальности.

В диспозиции рассматриваемой нормы говорится о нарушении прав, свобод и законных интересов человека и гражданина. Под нарушением понимается любое противоправное, виновное и вредоносное действие или бездействие лица, не выполняющего свою юридическую обязанность, соответствующую субъективному праву потерпевшего.

Права человека и гражданина - это понятие, которое характеризует правовой статус человека и гражданина по отношению к государству, его возможности и притязания в экономической, социальной,

Юридическая наука и правоохранительная практика политической, культурной и иных сферах [10, с. 514]. Когда говорят о правах человека, то тем самым подчеркивают неотъемлемость, неотчуждаемость прав человеческой личности, принадлежащих ей от рождения и присущих каждому человеку (ч. 2 ст. 17 Конституции РФ). Если же речь идет о правах гражданина, то имеют в виду права личности как гражданина данного государства, права, принадлежащие только гражданам России. Человек (гражданин) имеет право на конкретные блага: на свободу, личную неприкосновенность, труд, жилище, охрану здоровья, образование и др. Варианты использования этого права человеком четко урегулированы нормами права.

В отличие от права, свобода - более широкое понятие, которое означает отсутствие стеснений и ограничений, связывающих деятельность члена общества, его возможность действовать по своему усмотрению. Варианты пользования свободой не всегда удается четко прописать в законодательстве. В Конституции РФ термин «свобода» использован тогда, когда нельзя было записать «право на совесть» (в ст. 28), «право на мысль и слово» (в ст. 29) и «право вторгаться в духовный мир человека с конкретными правовыми предписаниями».

Понятие «интерес» многозначно. Нас же интересует его значение в контексте ст. 136 УК РФ и ст. 5.62 КоАП РФ. Интерес можно трактовать как определенные нужды, потребности человека [11, с. 249]. Однако, как правильно отметил О.А. Мо-тин, этот субъективный интерес может быть нарушен лишь в том случае, если он объективизирован, т. е. проявился в определенных социальных действиях [12, с. 21-22], в отношении человека к конкретным социальным благам, по поводу которых существуют общественные отношения. Однако интерес - это не само общественное отношение, а одностороннее отношение субъекта к определенным людям, предметам и явлениям. Общественное отношение отличается от интереса лица наличием субъектов отношения и его содержанием, включающим в себя поведение участников отношения, их

субъективные права и юридические обязанности. Если интерес человека урегулирован нормами права и взят под охрану законом, то он становится элементом объекта правовой охраны. О.А. Мотин полагает, что с точки зрения объекта уголовно-правовой охраны интерес необходимо определить как охраняемое уголовным законом правовое благо физического или юридического лица, а равно общества или государства [12, с. 24, 26]. Наверное, правовое благо необходимо считать не самим интересом, а предметом интереса. Однако можно предположить, что законодатель, говоря в ч. 1 ст. 136 УК РФ и ст. 5.62 КоАП РФ о нарушении законных интересов человека и гражданина, имел в виду принадлежащие им социальные блага (имущественного, духовного, политического, социально-психологического, экологического и иного характера).

УК РФ и КоАП РФ предусматривают ответственность за нарушение не всяких, а законных интересов человека и гражданина. Законные интересы - это интересы, основанные на законе или ином нормативном акте, признаваемые им, соответствующие ему. При этом вовсе не обязательно соответствие определенного интереса конкретному нормативному акту, достаточно, чтобы он не противоречил установленным в государстве нормам права и не нарушал интересов других участников общественных отношений. Законный интерес отличается от права тем, что выражает не возможность пользования благом, а направленность действий человека (т.е. стремление добиться известного блага), и, вместе с тем, их дозволенность, незапрещенность (например, заниматься спортом, пользоваться транспортом, покупать вещи и т.д.) [13, с. 118-125]. В общественной жизни зачастую нарушаются не субъективные права граждан, а их законные интересы, например при коммунально-бытовом, торговом, транспортном и медицинском обслуживании населения, в случаях бюрократического поведения чиновников, непринятия мер к охране окружающей среды и нарушителям общественного порядка.

В ст. 136 УК РФ и ст. 5.62 КоАП РФ говорится о нарушении прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от следующих признаков: пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам. Рассмотрим эти признаки.

Пол человека (гражданина). В ч. 3 ст. 19 Конституции РФ специально записано, что мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации. Тем не менее фактическое неравенство, в основном женщин, проявляется в некоторых сферах социальной жизни, например при приеме их на работу. Не случайно ст. 145 УК РФ установила ответственность за необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение женщины по мотивам ее беременности, а равно необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение с работы женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет, по этим мотивам.

Принадлежность человека (гражданина) к определенной расе. Современное человечество подразделяют на три расы: негроидную, европеоидную и монголоидную [14, с. 511]. Все расы абсолютно равны в биологическом и психическом отношениях. Расизм - это теория, приписывающая превосходство или неполноценность отдельным расовым или этническим группам, обосновывающая право одних людей господствовать над другими или отвергать других, якобы низших по отношению к ним [10, с. 578-579]. Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 21 декабря 1965 г., объявила караемым по закону преступлением всякое распространение идей, основанных на расовом превосходстве и ненависти, всякое подстрекательство к расовой дискриминации, а также признала противозаконной всякую пропагандистскую деятельность, которая поощряет расовую

дискриминацию и подстрекает к ней (ст. 4) [3, с. 140-141].

Национальность человека (гражданина). Одно из значений слова «национальность» в русском языке - принадлежность к какой-либо нации, народности [11, с. 398]. Нация - это историческая общность людей, складывающаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, языка, некоторых особенностей культуры и характера, которые составляют ее признаки [10, с. 402-403]. Народность - это исторически сложившаяся языковая, территориальная, экономическая и культурная общность людей [10, с. 396].

На наш взгляд, законодатель под признаком национальности в ст. 136 УК РФ и ст. 5.62 КоАП РФ имел в виду принадлежность лица к определенному племени, роду, народности, этнической группе, а не к нации. В настоящее время термин «нация» в большей мере используется в значении политической, государственной и гражданской общности людей. Нация охватывает собой различные этнические общности. Например, американская нация включает в себя представителей различных национальностей и рас (выходцев из Европы, индейских племен, потомков привезенных из Африки негров и др.). Понятие «национальность» связано с понятием этнической группы, под которой понимается группа людей, общая по происхождению, языку и культуре [15, с. 42].

Язык человека (гражданина). Под языком имеют в виду исторически сложившуюся систему звуковых, словарных и грамматических средств, являющуюся средством общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе. Очевидно, данный признак включен в рассматриваемые нормы потому, что он тесно связан с понятиями нации, народности, этнической группы, и нанесение ущерба региональным языкам и языкам меньшинств, ограничение прав и свобод граждан, их дискриминация по данному признаку осложняют межэтнические отношения, приводят к вражде между этническими группами.

Происхождение человека (гражданина). Происхождение означает принадлеж-

Юридическая наука и правоохранительная практика ность по рождению к какой-нибудь нации, классу, сословию [11, с. 611]. В советское время в графе анкеты «происхождение» писали: «из рабочих», «из крестьян», «из интеллигенции». Если гражданин был из дворян, кулаков, буржуазии, то это давало основание Советской власти для применения в отношении его репрессий, лишений и ограничений.

Имущественное положение человека (гражданина). Это оценочный признак, указывающий на объем, количество и стоимость находящихся у человека (гражданина): имущества в собственности, включая имущественные права; других вещных прав; имущественных обязательств кредитора и должника. В гражданско-правовом отношении имущественное положение устанавливается с учетом совокупности вещей (материальных ценностей), состоящих в собственности физического лица, его имущественных прав на получение вещей или имущественного удовлетворения от других лиц (актив) и имущественных обязанностей (пассив).

Нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его имущественного положения означает не только нарушение права собственности физического лица, но и нарушение иных принадлежащих ему прав и свобод (права на труд, образование, социальное обеспечение, медицинскую помощь, свободу вероисповедания и др.) по этому признаку. Например, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации В. Лукин отметил факты массового нарушения конституционного права граждан на оказание им бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения (ч. 1 ст. 41 Конституции РФ): очень часто на платной основе проводятся плановые операции, препараты для инъекций пациент должен купить сам; дорогостоящие лекарственные средства и медицинская диагностика недоступны для социально уязвимых слоев населения (детей, стариков, инвалидов) и др. [16, с. 19; 4, с. 11].

Должностное положение человека (гражданина). Очевидно, под этим призна-

ком имеется в виду статус гражданина как должностного лица, государственного служащего или служащего органа местного самоуправления, не являющегося должностным лицом, а также то служебное место (должность), которое гражданин занимает в коммерческой или некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением. Понятие должностного лица содержится в примечании 1 к ст. 285 УК РФ и примечании к ст. 2.4 КоАП РФ, а понятие лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, - в примечании 1 к ст. 201 УК РФ.

Место жительства человека (гражданина). В ст. 2 Закона РФ от 25 июня 1993 г. 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (в ред. федеральных законов от 2 ноября 2004 г. № 127-ФЗ и от 18 июля 2006 г. № 121-ФЗ) установлено, что место жительства - это жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и др.), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, установленных законодательством [17]. Право на место жительства может быть ограничено в пограничной полосе, закрытых военных городках, закрытых административно-территориальных образованиях, зонах экологического бедствия и в других случаях, предусмотренных законодательством. Однако, по словам Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации В. Лукина, факты ограничения конституционного права на выбор места жительства множатся, а набор используемых для этого предлогов увеличивается.

Отношение человека (гражданина) к религии. В преамбуле Федерального закона

от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» указаны основные религии: христианство, ислам, буддизм, иудаизм, и отдельно выделено православие. Однако Россия - многоконфессиональная страна и ее граждане исповедуют разные религии. Закон запрещает установлен ие преимуществ, ограничений и иных форм дискриминации в зависимости от отношения к религии (ст. 3), воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания (ст. 6) [18].

Убеждения человека (гражданина). Убеждение - это прочно сложившееся мнение, уверенный взгляд на что-нибудь, точка зрения [11, с. 821]. История свидетельствует, что инакомыслящие, еретики, диссиденты подвергались дискриминации, уголовному преследованию, физическому уничтожению за свои убеждения. Например, в советское время это выражалось в запрещении «по политическим соображениям» спектаклей, показа кинофильмов, издания книг, выезда за границу, в помещении диссидентов в психиатрические больницы, лагеря и исправительные колонии.

Принадлежность человека (гражданина) к общественным объединениям. Понятие общественного объединения дано в ст. 5 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»: это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Общественные объединения существуют в следующих организационно-правовых формах: общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности, политическая партия. При советской власти членство в КПСС давало определенные льготы и преимущества. В настоящее время, напротив, раздаются голоса экстремистски настроенных политиков о привлечении коммунистов к суду, об исключении их из числа депутатов Государственной Думы, о запрещении им зани-

мать государственные должности и применении к ним других ограничений.

Принадлежность человека (гражданина) к какой-либо социальной группе. К примеру, одна из больших социальных групп состоит из лиц, отбывших или отбывающих уголовные наказания. Зачастую лицам, ранее судимым, отбывавшим наказание в виде лишения свободы, отказывают в приеме на работу именно по признаку их принадлежности к криминальному слою населения.

В ч. 2 ст. 19 Конституции РФ перечень обстоятельств, которые не должны влиять на равенство прав и свобод человека и гражданина, является открытым, а в ст. 136 УК РФ он исчерпывающий и не охватывает, в частности, такие обстоятельства, как состояние здоровья, инвалидность, возраст, образование. Но дискриминация людей в зависимости от этих обстоятельств существует, например, при решении вопроса о приеме на работу или об увольнении с работы [19, с. 75-79]. В связи с изложенным нормы, содержащиеся в ст. 136 УК РФ и ст. 5.62 КоАП РФ, необходимо привести в соответствие с нормой, закрепленной в ч. 2 ст. 19 Конституции РФ, а именно: диспозиции ст. 136 УК РФ и ст. 5.62 КоАП РФ после слов «социальным группам» дополнить словами «а также других обстоятельств».

Преступлением является только такая дискриминация, которая совершена лицом с использованием своего служебного положения. Толкование понятия «использование лицом своего служебного положения» дается в различных постановлениях Пленума Верховного Суда РФ. Например, в постановлении Пленума от 28 июня 2011 г. «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности» указано, что использование служебного положения выражается не только в умышленном использовании лицом своих служебных полномочий, но и в оказании влияния исходя из значимости и авторитета занимаемой им должности на других лиц в целях совершения ими действий, направленных, в частности, на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц

Юридическая наука и правоохранительная практика по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе [20, с. 5].

Составы рассматриваемых преступления и административного правонарушения являются формальными, и они должны считаться оконченными с момента совершения действия или бездействия, нарушающего права, свободы или законные интересы человека и гражданина в зависимости от указанных в законе обстоятельств.

Субъективная сторона как преступления, так и проступка выражается в прямом умысле: лицо осознает фактический характер и общественную опасность дискриминации и желает нарушить права, свободы и законные интересы определенного человека (гражданина) в зависимости от указанных в законе обстоятельств. Мотивы и цели нарушения равенства прав и свобод могут быть различными: неприязнь, ксенофобия, национализм, зависть, желание отомстить и другие, но на квалификацию содеянного они не влияют. Несмотря на то, что анализируемое преступление в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» считается экстремистским, мотивы политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы не являются обязательными признаками субъективной стороны его состава, но учитываются судом при назначении наказания в качестве отягчающего обстоятельства.

Субъект преступления специальный: должностное лицо, обладающее признаками, предусмотренными примечанием 1 к ст. 285 УК РФ; государственный служащий и служащий органа местного самоуправления, не относящийся к числу должностных лиц; лицо, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности в коммерческой организации независимо от формы собственности или в некоммерческой организации, не являющей-

ся государственным или муниципальным учреждением, отвечающее требованиям, предусмотренным примечанием 1 к ст. 201 УК РФ.

Субъект административного правонарушения - физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, а также любое юридическое лицо.

Проанализировав ст. 136 УК РФ, можно прийти к выводу о том, что одной из причин латентности закрепленной в ней нормы является конструкция ее диспозиции, позволяющая квалифицировать как преступление всякое нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, но на это правоохранительные органы не могут пойти ввиду массовости нарушений законодательства чиновниками, предпринимателями, служащими коммерческих и иных организаций. Преступлением должно признаваться лишь существенное нарушение охраняемых правом общественных отношений. Об этом свидетельствуют, в частности, положения статей 201 и 285 УК РФ, согласно которым преступлением является только такое злоупотребление служебными полномочиями, которое повлекло причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан. В связи с этим предлагается абзац первый ст. 136 УК РФ после слов «социальным группам» дополнить словами «а также других обстоятельств, причинившее существенный вред указанным правам, свободам и законным интересам человека и гражданина».

1. Преступность, криминология, криминологическая защита / под ред. А.И. Долговой. М., 2007.

2. Лопашенко Н.А. Уголовно-правовая политика в сфере охраны личности: проблемы и пути их преодоления // Уголовно-правовая охрана личности и ее оптимизация: матеиралы науч.-практ. конф., посвящен. памяти проф. А.Н. Красикова (20-21 марта 2003 г.) / под ред. Б.Т. Раз-гильдиева. Саратов, 2003.

3. Международные акты о правах человека: сб. документов. М., 1998.

4. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за

2006 год // Рос. газ. 2007. 13 апр.

5. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за

2007 год // Рос. газ. 2008. 14 марта.

6. Курманов А.С. Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина: сравнительно-правовое исследование. Челябинск, 2007.

7. Экстремизм и другие криминальные явления. М., 2008.

8. Уголовное право России. Часть Особенная: учебник для вузов / отв. ред. Л.Л. Кругликов. М., 2004.

9. Российское уголовное право: учебник: в 2 т. Т. 2. Особенная часть / под ред. Л.В. Иногамовой-Хегай, В.С. Комиссарова, А.И. Рарога. М., 2007.

10. Большой юридический словарь / под ред. А.Я. Сухарева, В.Д. Зорькина, В.Е. Крутских. М., 1998.

11. Ожегов СИ., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1999.

12. Мотин О.А. Частный интерес в системе объектов уголовно-правовой охраны. Самара, 2006.

13. Матузов Н.И. Правовая система и личность. Саратов, 1987.

14. Современный словарь иностранных слов. СПб., 1994.

15. Клейменов М.П. Введение в этнокриминологию. Омск, 2004.

16. Доклад Уполномоченного по права человека в Российской Федерации за 2005 год // Рос. газ. 2006. 29 июня.

17. Рос. газ. 1993. 10 авг.; 2006. 27 июля.

18. Собр. законодательства Рос. Федерации. 1997. № 39. Ст. 4465.

19. Михайлов А.В. Нетипичные формы дискриминации в трудовой деятельности // Трудовое право. 2007. № 5.

20. Бюллетень Верховного Суда Рос. Федерации. 2011. № 8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.