ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 34 ББК 67
К ВОПРОСУ О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ДИСКРИМИНАЦИИ В ОТНОШЕНИИ ЖЕНЩИН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЕЛЕНА ЮРЬЕВНА РОДИОНОВА,
главный эксперт Главного управления по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, полковник полиции, кандидат юридических наук Научная специальность 12.00.08 - уголовное право и криминология;
уголовно-исполнительное право
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Приводятся результаты изучения вопроса противодействия дискриминации в отношении женщин, в том числе закрепление данного понятия нормами международного права, его регулирование российским законодательством; анализ монографических исследований в указанной сфере.
Ключевые слова: дискриминация, дискриминация в отношении женщин.
Annotation. The article presents the results of studying the issues of combating discrimination against women, including the consolidation of the concept of international law, its regulation of the Russian legislation, conducting monographic research in this
Keywords: discrimination, discrimination against women.
В соответствии с Конституцией и международными обязательствами в Российской Федерации равные права и свободы и равные возможности для их реализации гарантируются как мужчинам, так и женщинам.
Права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Конституцией запрещаются любые формы ограничения прав граждан (мужчин и женщин) по признакам социальным, расовым, национальным, языковым или религиозным1.
В рамках международного права вопрос прав женщин рассматривается в основном через призму прав человека. Так Всеобщая декларация прав человека 1948 г.2 подтверждает принцип недопущения дискриминации и провозглашает, что все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах и что каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными в ней, без какого-либо различия, в том числе различия в отношении пола; в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.3 декларируется, что права будут осуществляться без какой бы то ни было дискриминации, как-то в отношении расы, цвета
кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства.
В 1979 г. напоминая, что дискриминация женщин нарушает приципы равноправия и уважения человеческого достоинства, препятствует участию женщины наравне с мужчиной в политической, социальной, экономической и культурной жизни своей страны, мешает росту благосостояния общества и семьи и еще больше затрудняет полное раскрытие возможностей женщин на благо своих стран и человечества, будучи озабочены тем, что в условиях нищеты женщины имеют наименьший доступ к продовольствию, здравоохранению, образованию, профессиональной подготовке и возможностям для трудоустройства, а также к другим потребностям, и будучи убеждены, что установление нового международного экономического порядка, основанного на равенстве и справедливости, будет значительно способствовать обеспечению равенства между мужчинами и жен-щинами4, резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 18 декабря принята Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин.
Настоящая Конвенция ООН вступила в действие для СССР 3 сентября 1981 г. В целях ее реализации государства-участники, в том числе и Российская Фе-
дерация, «соглашаются безотлагательно всеми соответствующими способами проводить политику ликвидации дискриминации в отношении женщин».
При этом для целей настоящей Конвенции понятие «дискриминация в отношении женщин» означает любое различие, исключение или ограничение по признаку пола, которое направлено на ослабление или сводит на нет признание, пользование или осуществление женщинами, независимо от их семейного положения, на основе равноправия мужчин и женщин, прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой другой области.
В российском законодательстве содержание понятия «дискриминация» раскрывается в ст. 5.62 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: дискриминация - это «нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам», а также в Уголовном кодексе Российской Федерации в ст. 136: «Дискриминация, то есть нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, совершенное лицом с использованием своего служебного положения».
Нарушение прав, свобод и законных интересов может заключаться в том, что лицо по указанным выше признакам, лишают права или не предоставляют ему возможности реализовать свое право либо создают препятствия в реализации этого права (например, незаконное увольнение с работы в связи с активным участием гражданина в деятельности одного из общественных объединений, необоснованный отказ арендовать жилое помещение по признакам отношения к религии и т.п.).
Следует отметить, что ч. 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации государством гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Таким образом, в Российской Федерации гарантируется соблюдение конституционного принципа равноправия.
Указанные в законодательстве признаки, по отношению к которым происходит сознательное
нарушение прав и свобод человека носят исчерпывающий характер и соответствуют признакам, указанным в Конституции, за исключением «принадлежности к каким-либо социальным группам» (табл. 1). Однако, учитывая, что в конституционных признаках дискриминации присутствуют «другие обстоятельства», полагаю возможным отнести к ним и настоящий признак.
Данная позиция находит свое отражение в Апелляционном определении Смоленского областного суда от 8 апреля 2014 г. по делу № 33-1348 об установлении, в том числе, факта дискриминации по социальному признаку.
Таблица 1
КоАП УК Конституция
Пол, Пол, Пол,
раса, раса, раса,
цвет кожи, национальность, национальность,
национальность, язык, язык,
язык, происхождение, происхождение,
происхождение, имущественное имущественное
имуществен- и должностное и должностное
ное, семейное, положение, положение,
социальное и место житель- место житель-
должностное по- ства, ства, отноше-
ложение, отношение к ре- ние к религии,
возраст, лигии, убеждения, при-
место житель- убеждения, надлежность к
ства, принадлеж- общественным
отношение к ре- ность к обще- объединениям,
лигии, ственным объ- другие обстоя-
убеждения, единениям или тельств
принадлеж- каким-либо
ность или не- социальным
принадлежность группам
к общественным
объединениям
или каким-либо
социальным
группам
Анализ правовых норм, направленных на противодействие дискриминации, показал, что женщина может являться специальным субъектом защиты от дискриминации, но не с точки зрения гендерной принадлежности, а как женщина-мать либо беременная женщина.
В этих случаях она может рассчитывать на дополнительную защиту от дискриминации. Так, ст. 145 УК устанавливает уголовную ответственность за необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет. К необоснованным следует отнести действия, которые противоречат трудовому законодательству и фактически нарушают принцип равного права на труд.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Несмотря на принимаемые меры нельзя сказать, что дискриминация по признаку пола как явление полностью отсутствует в нашем обществе.
По мнению депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, дискриминация по признаку пола проявляется так же в том, что профессионально-карьерный статус женщин практически во всех отраслях экономики и общественной жизни ниже, чем у мужчин. Высшее и среднее образование имеют 64% занятых женщин и только 47% занятых мужчин, но женщины в основном заняты на рабочих местах, не требующих высокой квалификации. Доля женщин среди работников промышленности, имеющих минимальную квалификацию, составляет 2/3, а среди работников высшей квалификации она равняется лишь 1/5. И уже совсем незначительно число женщин среди руководителей предприятий и организаций: в целом в различных отраслях экономики оно не превышает 6-9%. Отсюда - резкий разрыв в оплате труда мужчин и женщин, а значит - и в размерах начисленных им пенсий. По данным официальной статистики, средняя «женская» зарплата по стране составляет две трети «мужской». В целом ряде отраслей этот разрыв еще значительнее. Например, средняя зарплата в легкой промышленности, среди работников которой 85% - женщины, равняется только 25% зарплаты работников «мужского» топливно-энергетического комплекса. Неоправданно низкими остаются и заработки «бюджетников», особенно - работников социальной сферы: здравоохранения, образования, культуры, социальных работников. Среди работающих в них также около 80% женщин5.
«С целью искоренения дискриминации по признаку пола» в январе 2003 г. депутатами Государственной Думы В.В. Володиным, Е.Ф. Лаховой, О.В. Морозовым; Г.И. Райковым в период исполнения ими полномочий депутата Государственной Думы внесен проект федерального закона № 284965-3 «О государственных гарантиях равных прав и свобод мужчин и женщин и равных возможностей для их реализации», который принят в первом чтении в апреле 2003 г.
После принятия законопроекта получены замечания Президента Российской Федерации, имеющие концептуальный характер. На состоявшемся в 2006 г. организованном Комитетом по делам женщин, семьи и детей Государственной Думы «круглом столе» единая позиция по указанному законопроекту не была сформирована и работа над ним продолжается до сегодняшнего дня.
Продолжаются и теоретические исследования дискриминации.
В российской науке проблема дискриминации стала актуальной в 90-е гг. по причине начавшейся резкой поляризации рабочей силы по уровню доходов и возможностей. При этом следует отметить, что вопросы дискриминации по-прежнему часто рассматриваются вскользь, при изучении других аспектов функционирования социально-трудовых отношений. Основные исследования дискриминации, выполняемые отечественными и зарубежными учеными на российских данных, посвящены преимущественно ее измерению в гендерном разрезе (В. Вернон, О.А. Горелкина, И.М. Козина, И.О. Мальцева, Д.В. Нестерова, А. Ньюэлл, К.Г. Оглоблин, А.Ю. Ощепков, Б. Рейли, С.Ю. Рощин, К.З. Сабирья-нова, С.А. Солнцев и др.)6.
В целом «уровень и характер теоретического осмысления одного из наиболее ярких и распространенных негативных феноменов правовой действительности отстает от существующих потребностей юридической практики, процессов обновления правовой материи»7.
Подводя итог сказанному можно сделать следующие выводы:
1) дискриминация в отношении женщин затрудняет полное раскрытие их возможностей;
2) понятие дискриминации российским законодательством раскрыто достаточно полно, выделены его признаки, однако понятие «дискриминация женщин» законодательно не определено;
3) повышение эффективности деятельности по ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин невозможно без научного исследования и теоретического обоснования данного явления.
1 Доклад о выполнении в Российской Федерации Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (шестой и седьмой периодические доклады).
2 //www.un.org/russian/conferen/women/womdecl.htm.
3 Там же.
4 Конвенция ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин.
5 Пояснительная записка к проекту федерального закона «О государственных гарантиях равных прав и свобод и равных возможностей мужчин и женщин в Российской Федерации». шжш/ duma.gov.ru.
6 Стукен Т.Ю. Дискриминация в социально-трудовых отношениях: экономико-институциональный аспект: Дисс... докт. экон. наук - 08.00.05. Омск, 2009.
7 Супрунова М.С. Дискриминация как объект общеправового анализ: Автореф. дисс... канд. юрид. наук - 12.00.01. Н. Новгород, 2007.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ