А.В. Червяковский
Червяковский Александр Владимирович — кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории права и государства Омской академии МВД России
Юридическая конструкция официального опубликования нормативных правовых актов
Федеральный закон от 14 июня 1994 года № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания»1 является одним из небольших по объему действующих нормативных правовых актов. Данный закон действует с 1994 года. В него изменения вносились всего два раза. В октябре 1999 года в данный Федеральный закон были внесены изменения, в соответствии с которыми был добавлен еще один источник официального опубликования — «Парламентская газета». В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 21 октября 2011 года № 289-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания»2, официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, актов палат Федерального Собрания Российской Федерации признается не только первая публикация его полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете», «Собрании законодательства Российской Федерации», но и «первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru)»
Остается немало спорных проблем официального опубликования, которые не разрешены и нуждаются в теоретическом анализе. Официальное опубликование нормативных правовых актов не позволяет познакомиться с актуальной версией законодательства. Оно также само по себе не делает возможным воспринимать законодательство как систему. Учитывая появление в последние годы большого числа нормативных правовых актов, ориентированных на корректировку ранее принятых правовых актов, сложившая система официального опубликования фактически не информирует о действующем законодательстве.
На наш взгляд, необходимо принятие федерального закона, в котором был бы регламентирован порядок официального опубликования нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти. Возможно, данный акт будет посвящен не только данным вопросам, но и в целом будет направлен на разрешение проблем правотворчества органов государственной власти. Поддерживаем предложение ученых о принятии федерального закона «О нормативных правовых актах».
Чтобы создать концепцию и текст проекта такого закона необходим детальный анализ состояния официального опубликования нормативных правовых актов и разработка юридической конструкции (модели), описывающей процесс официального опубликования нормативных правовых актов. Такая теоретическая конструкция предложена В.Б. Исаковым и другими учеными3, которые являются сторонниками системы электронного официального опубликования нормативных правовых актов. В целом разделяя данную позицию, хотелось высказать ряд предложений по развитию системы официального опубликования в России.
Юридическая конструкция официального опубликования нормативных правовых актов, на наш взгляд, должна была включать следующие элементы.
Понятие и цели официального опубликования. Полагаем, необходимо четко определиться с тем, что мы понимаем под официальным опубликованием нормативных правовых актов. Анализ данного понятия носит не только теоретическое, но и практическое значение. В юридической науке можно выделить три основных подхода к соотношению понятий обнародование и опубликование. Сторонники первого подхода рассматривают опубликование нормативных правовых актов как составную часть их официального оглашения. Сторонники второго подхода считают, что термины «опубликование» и «обнародование» являются синонимами. По мнению ученых, придерживающихся третьей точки зрения, опубликование и обнародование тесно связаны между собой, но не являются тождественными. В законодательстве России можно встретить подтверждение всем перечисленным выше позициям.
Чтобы понять роль и назначение официального опубликования нормативных правовых актов необходимо обратиться к анализу целей официального опубликования. На наш взгляд, можно выделить
1 Собрание законодательства РФ. — 1994. — № 8. — Ст. 801.
2 Собрание законодательства РФ. — 2011. — № 43. — Ст. 5977.
3 Официальное электронное опубликование: история, подходы, перспективы / Под ред. В.Б. Исакова. — М., 2012.
следующие цели официального опубликования. Первая цель — информирование о принятом правовом акте. Официальное опубликование в этом случае — это получение гражданами, читающими источники официального опубликования, сведения о принятии и подписании нормативных актов. Вторая — ознакомление заинтересованных лиц с текстом нормативного правового акта. Речь идет, о возможности граждан непосредственно обратиться к аутентичной версии текста принятого нормативного правового акта. Третья — исчисление срока вступления в силу правового акта. Параметром, обусловливающим начало действия закона, является его опубликование. Последняя цель, на наш взгляд, нередко превалирует над первыми двумя.
Обязательность опубликования нормативных правовых актов. В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции России, законы «подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения». Как видно из приведенного выше текста, часть 3 статьи 15 Конституции России говорит только об обязательном опубликовании законов. Иные же нормативные правовые акты публикуются, если они затрагивают права и свободы человека и гражданина. В связи с этим возникает вопрос о том, как определить, какие из нормативных правовых актов затрагивают права и свободы человека и гражданина. Это тем более важно, что гражданину, оспаривающему нормативный правовой акт, суд, в соответствии частью 1 статьи 251 ГПК России и разъяснениями, данными Пленумом Верховного Суда России в своем постановлении от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части»1, может отказать на основании того, что акт не затрагивает права и свободы гражданина.
Обратимся к недавнему историческому опыту. 29 ноября 1990 года принято Заключение Комитета конституционного надзора СССР № 12 (2-12) «О правилах, допускающих применение неопубликованных нормативных актов о правах, свободах и обязанностях граждан»2. В данном документе совершенно верно указывалось, что «предоставление должностным лицам права определять, имеют ли правовые акты «общее значение» или не имеют, а также засекречивать информацию и в зависимости от своего решения публиковать или не публиковать нормативные акты открывает возможность для произвольного, неправомерного и не контролируемого обществом ограничения прав и свобод, для возложения на граждан дополнительных, нередко обременительных обязанностей, а также предоставления неоправданных льгот отдельным категориям граждан». Проблема ограничения прав и свобод граждан, путем присвоения нормативным правовым актам ограничительных грифов, остается актуальной и в настоящее время. В настоящее время не определены критерии отнесения сведений к информации ограниченного доступа. Как отмечает Т.А. Полякова, практически любая информация по решению государственного органа может быть признана конфиденциальной и не подлежащей опубликованию3. Наиболее острым реализации законодательства об информации о деятельности государственных органов является неудовлетворительное регулирование обращения с информацией, составляющей служебную тайну. Как отмечают исследователи, служебная тайна существует достаточно давно, часто упоминается в нормативных актах, но является одной из наименее разработанных проблем в отечественном праве4.
На наш взгляд, при проведении работ по официальному опубликованию правовых актов требуется четко регламентировать условия, при которых нормативный правовой акт не может быть опубликован. В тех случаях, когда он подлежит официальной публикации, правовой акт должен быть доступен через систему официального опубликования нормативных правовых актов. Во многом этому должна способствовать развивающаяся в России система электронного официального опубликования таких актов.
Официальное опубликование и вступление в силу. Официальное опубликование нормативных правовых актов является предпосылкой их вступления в силу. Законодатель связывает дату официального опубликования нормативных правовых актов очень часто со временем вступления их в силу. Федеральным законом от 14 июня 1994 года № 5-ФЗ установлен общий срок вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания России — по истечении десяти дней после дня их официального опубликования. Акты Президента Российской Федерации и акты Правительства Российской Федерации, имеющие нормативный характер, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают по истечении семи дней после дня их официального опубликования.
1 Бюллетень Верховного Суда РФ. — 2008. — № 1.
2 Ведомости СНД СССР и ВС СССР. — 1990. — № 50. — Ст. 1080.
3 Полякова Т.А. Информационная открытость как один из факторов при построении информационного общества // Юридический мир. — 2008. — № 1. — С. 20.
4 Информационное право: актуальные проблемы теории и практики / Под общ. ред. И.Л. Бачило. — М., 2009. — С. 468—469.
Нередко встречаются случаи, когда в законе или ином нормативном правовом акте указывается конкретная дата. Вполне понятной и объяснимой является практика, когда законодатель отводит более длительный промежуток времени для вступления в силу закона, превышающий 10 дней с момента опубликования. Но вызывают резонные вопросы и даже опасения, когда законодатель закрепляет в конкретных нормативных актах время вступления их в силу до истечения 10 дней, предусмотренных Федеральным законом от 14 июня 1994 года № 5-ФЗ. Полагаем, что необходимо, чтобы законодатель ограничил по возможности такую практику, и применял отступление установленного срока вступления в силу нормативных правовых актов только в исключительных случаях. Тем более, что законодатель, нередко принимая объемные законы, вносящие изменения в кодексы и иные правовые акты, устанавливает порядок их принятия со дня их официального опубликования. Считаем подобную практику недопустимой. Представляется, что для кодифицированного закона, а также законов, вносящих в них изменения и дополнения, должен быть установлен значительно больший срок между официальным опубликованием и вступлением в силу. Это даст возможность потребителю правовой информации полнее ознакомиться с новеллами в законодательстве.
Разделяем позицию Д.Н. Бахраха, считающего, что «полезно избрать во всех случаях единую формулу: после дня опубликования. Выражение «со дня опубликования» неудачно. Официальный текст правового акта многие читатели получат лишь во второй половине суток (дня). А еще требуется время его прочитать. Особенно это касается норм, регулирующих ответственность. Как она может начать действовать с 0:00 часов дня опубликования, если граждане о ней не знали? Если деяние совершено в первой половине дня, а текст закона был доставлен лишь во второй, то разве можно применить к виновному норму, устанавливающую ответственность?»1.
В связи с этим совсем трудно понять положения Указа Президента России от 23 мая 1996 года № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти»2 о том, что акты Президента Российской Федерации и акты Правительства Российской Федерации, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания. Нормативный правовой акт, не требующий процедуры его официального опубликования также обязателен для исполнения, однако, как отмечают Г.В. Швеков и А.А. Тилле, он обязателен только тому, кому он объявлен3. Рассылаемый по спискам неопубликованный нормативный правовой акт должен вступать после его получения, в необходимых случаях он должен доводиться до заинтересованных лиц под роспись.
Количество и качество источников официального опубликования нормативных правовых актов. На наш взгляд, следует упорядочить публикацию правовых актов в источниках официального опубликования. Нормативные правовые акты публикуются в разных источниках официального опубликования. Чтобы гражданин или организация могли знакомиться с текстами правовых актов всех органов государственной власти и местного самоуправления, действующих на конкретной территории, они должны иметь доступ к нескольким источникам официального опубликования.
Как уже отмечалось выше, в соответствии с Федеральным законом от 14 июня 1994 года № 5-ФЗ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания Российской Федерации публикуются в «Российской газете», «Парламентской газете», «Собрании законодательства Российской Федерации», а также размещаются на официальном портале правовой информации. Указы и распоряжения Президента России, постановления и распоряжения Правительства России, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера подлежат официальному опубликованию в «Российской газете», «Собрании законодательства Российской Федерации», а также размещению на официальном портале правовой информации. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, подлежат официальному опубликованию в «Российской газете», в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. Больший массив правовых документов составляют акты, признанные Министерством юстиции России, не нуждающимся в государственной регистрации. Последние подлежат опубликованию в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, утвердившим эти акты. Они, как правило, публикуются в ведомственных изданиях и размещаются на официальных сайтах данных органов власти. Имеются свои источники у Центрального банка России, Пенсионного фонда России, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Фонда социального страхования России, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
1 Бахрах Д.Н. Конституционные основы действия правовой нормы во времени // Журнал российского права. — 2003. — № 5. — С. 42—43.
2 Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 22. — Ст. 2663.
3 Швеков Г.В. Вступление в силу нормативных актов / Г.В. Швеков, А.А. Тилле. — М., 1980. — С. 55.
В связи с развитием системы электронного опубликования правовых актов Л.В. Филатова предлагает в качестве источника официального опубликования нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, прошедших государственную регистрацию в Минюсте России, считать размещение на официальном сайте данного министерства, издав соответствующий указ Президента России1. Поддерживая в целом данное предложение, тем не менее, полагаем, что следует создать единый сводный портал правовой информации, на котором публиковались бы нормативные правовые акты органов исполнительной власти Российской Федерации в полном объеме, за исключением актов ограниченного распространения.
При наличии нескольких источников, предназначенных для официального опубликования одних и тех же правовых актов очень важно выяснить и законодательно определить соотношение между этими источниками. В этом отношении полезен опыт Советского Союза. В части 1 статьи 3 Закона СССР от 31 июля 1989 года № 307-1 «О порядке опубликования и вступления в силу законов СССР и других актов, принятых народных депутатов СССР, Верховным Советом СССР и их органами» закреплялось положение: «Законы СССР, другие акты Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР нормативного характера вступают в силу на всей территории СССР одновременно по истечении десяти дней после их опубликования в «Ведомостях Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР». Те же акты, опубликованные в газете «Известия» ранее опубликования их в «Ведомостях», вступают в силу по истечении десяти дней после опубликования в «Известиях».
Требуется переопубликование нормативных правовых актов, принятых до принятия Конституции России. Официальные тексты актов, принятых до 1993 года оказались в настоящее время недоступными, их можно получить только с использованием справочно-правовых систем.
Не менее важной проблемой остается официальная публикация нормативных правовых актов с внесенными изменениями и дополнениями в данные акты. Наиболее известным случаем, когда опубликовывался нормативный правовой акт вторично, после внесения изменений является публикация Конституции России. Часть 2 статьи 14 Федерального закона от 4 марта 1998 года «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» прямо предусматривает обязанность Президента России в месячный срок со дня вступления в силу закона Российской Федерации о поправке к Конституции России осуществить «официальное опубликование Конституции Российской Федерации с внесенными в нее поправками, а также с указанием даты вступления соответствующих поправок в силу».
Нигде больше в нормативных правовых актах, регламентирующих порядок опубликования и вступления таких актов в силу, не содержится императивная норма, обязывающая осуществить официальную публикацию правового акта с внесенными в него изменениями и дополнениями. Однако имеются рекомендации в отдельных правовых актах. Так в статье 39 Рекомендательного законодательного акта «О нормативных правовых актах государств — участников СНГ» (утвержден постановлением Межпар-ламенской Ассамблеи государств — участников СНГ от 13 мая 1995 года)2 содержится важное положение, о том, что если в нормативный правовой акт внесено большое число изменений и дополнений, по решению правотворческого органа, принявшего соответствующий акт, он может быть повторно официально опубликован.
В пункте 9 «Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов и их государственной регистрации», утвержденных Приказом Министерства юстиции России от 4 мая 2007 года № 883, содержится положение, что «если в акт неоднократно вносились изменения, которые затрудняют чтение и применение нормативного правового акта, то в целях упорядочения разрабатывается новый единый акт».
Тем не менее, таких актов, в которые вносились многочисленные поправки, существенно изменявшие его содержание, достаточно много. Правда, стоит отметить, что правотворческий орган принимает новые редакции нормативного правового акта, и в этом случае такой акт публикуется в полном объеме. Но такое происходит достаточно редко. Субъекты права могут познакомиться с актуальной текущей редакцией нормативного акта, в текст которого вносились поправки, только путем обращения к справочным правовым системам. Следует согласиться с предложением Д.Н. Бахраха о возобновлении практики официального переиздания текстов федеральных законов с учетом изменений, внесенных в них на дату переиздания. «И прежде всего следует решить вопрос об официальных текстах кодеков»4.
1 Филатова Л.В. Развитие государственных электронных сервисов в области правовой информации // Российская юстиция. — 2012. — № 4. — С. 44.
2 Межпарламентская Ассамблея государств—участников СНГ. Информационный бюллетень. — 1995. — № 8. — С. 218.
3 Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — 2007. — № 23.
4 Бахрах Д.Н. Действие норм права во времени: Теория, законодательство, судебная практика. — М., 2004. — С. 70.
Необходимо четко провести соотношение между публикацией нормативного правового акта в источнике официального опубликования и публикацией данного акта в других изданиях, а также размещением в справочных информационных системах. Следует определить требования, которые должны предъявляться к изданиям, в которых публикуются нормативные правовые акты. Возможно стоит перенять опыт Республики Казахстан, закрепившей в Законе «О нормативных правовых актах» право официальной публикации нормативных правовых актов периодическими печатными изданиями, получившими такое право на конкурсной основе.
В настоящее время наибольшей популярностью у государственных органов и граждан пользуются справочные правовые системы, созданные негосударственными организациями. К сожалению, следует констатировать, что в настоящее время сложилась такая ситуация, что человек имеет возможность познакомиться с законом с учетом внесенных в него очередных изменений и дополнений лишь на экране компьютера в неофициальной редакции СПС «Консультант Плюс» или «Гарант». Такая законодательная техника, как отмечают известные ученые, не ориентирована на человека1. Тем не менее, как показывает анализ судебной практики, суды нередко приравнивают официальное опубликование к передачи текста нормативного правового акта государственным органом негосударственные справочно-правовые системы, что, на наш взгляд, не является верным.
Публикация текста нормативного правового акта в нескольких номерах издания. Один и тот же закон и иной нормативный правовой акт в одном и том же печатном издании может быть опубликован в нескольких номерах. В одном номере печатного издания издатель не может полностью, в том числе по техническим причинам (недостаточный объем издания), опубликовать весь нормативный правовой акт. Акт публикуется в нескольких ближайших номерах издания. Традиционно в нескольких номерах «Российской газеты» публикуются законы о бюджете. Возможно, стоит прямо предусмотреть в тексте правового акта, определяющего порядок вступления правовых актов в силу, положение, которое имеется в частности в части 5 статьи 36 Закона Республики Казахстан от 24 марта 1998 года № 213 «О нормативных правовых актах»: «если из-за значительного объема нормативного правового акта его текст публикуется в нескольких номерах периодического печатного издания, то днем официального опубликования считается день опубликования заключительной части текста нормативного правового акта».
Повторное официальное опубликование стоит отличать от полного текста нормативного правового акта в разных номерах одного и того же периодического издания, являющегося источником официального опубликования. Так текст Федерального закона от 7 февраля 2010 года № 3-Ф3 «О полиции» был опубликован в «Российской газете» от 8 февраля 2011 года № 25 (5401) и в «Российской газете. Неделя» от 10—16 февраля 2011 года № 28 (5404). Хотелось бы обратить внимание, что «Российская газета. Неделя» — это не другая газета, не еженедельник, и даже не приложение к газете, это та же самая «Российская газета». Об этом говорит, в частности, сохранение нумерации газеты. Позиция редакции газеты вполне объяснима и понятна. Текст значимого нормативного акта, к которому приковано внимание общественности, безусловно, должен быть доступен как можно большему числу читателей газеты. Газета выполняет функции правого информирования населения, что, как мы подчеркивали выше, является одной из целью официального опубликования нормативного правового акта. Тираж выпуска выходного дня «Российской газеты», каким собственно и является «Российская газета. Неделя» значительно больше, чем тираж других выпусков данной газеты. Стоит отметить, что при опубликовании второй раз нигде не указывается, что закон уже ранее был официально опубликован, хотя, на наш взгляд, это, безусловно, необходимо было сделать.
Публикация неполного текста нормативного правового акта. В практике официального опубликования нормативных правовых актов распространенными являются случаи, когда публикуется только часть нормативного правового акта, остальная часть акта не публикуется. Одной из причин неопубликования отдельных разделов, статей акта является наличие в статьях и иных элементах акта сведений, составляющих государственную тайну, а также иной информации ограниченного распространения. Однако помимо указанной выше причины, отдельные положения могут быть не опубликованы в силу иных обстоятельств. К примеру, орган, принявший данный нормативный правовой акт (или зарегистрировавший его), может считать нецелесообразным публикацию данной части нормативного правового акта.
В части 4 пункта 25 «Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» указывается, что в исключительных случаях приложения к нормативным правовым актам, содержащие таблицы, графики, карты, схемы (носящие вспомогательный или дополнительный характер), по согласованию феде-
1 Поленина С.В. Формирование правового пространства России в условиях глобализации: состояние и техникоюридические проблемы совершенствования законодательства (вместо предисловия) / С.В. Поленина, В.М. Баранов // Правотворчество и технико-юридические проблемы формирования системы российского законодательства в условиях глобализации: Сборник статей. — М.; Н. Новгород, 2007. — С. 11.
рального органа исполнительной власти, иного органа (организации) с Министерством юстиции России могут не публиковаться, но с обязательным указанием в печати, какое приложение не приводится. «Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации», утвержденные постановлением Правительства России от 13 августа 1997 года № 10091, таких положений не содержат.
На наш взгляд, приложения — это составная часть нормативного правового акта. Разделяем позицию Ю.А. Тихомирова, который отмечает: «вряд ли нужны приложения, которые подчас даже не публикуются и не имеют той же юридической силы, что и основной текст закона»2.
Приведение текста нормативного правового акта в печатных изданиях без приложений возможно только в исключительных случаях. Исключения при этом не должны становится правилом. Возможно, стоит обратиться к опыту Республики Казахстан, закон «О нормативных правовых актах» данного государства прямо закрепляет обязанность публикации нормативных правовых актов в полном объеме, «за исключением нормативных правовых актов, содержащих государственные секреты и иную охраняемую законом тайну».
Неправильное опубликование (опубликование текста правового акта с ошибками). 12 марта 2004 года в «Российской газете» опубликован Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». Официальная публикация сопровождалась оговоркой следующего содержания: «11 марта в «Российской газете» (№ 48) был опубликован Указ Президента Российской Федерации «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». По техническим причинам в опубликованном Указе были допущены неточности. Публикуем Указ в его правильном варианте. Данный текст является официальной публикацией».
Возможна ситуация, когда в тексте нормативного правового акта указано, что тот вступает с момента опубликования, а в ходе публикации обнаруживаются опечатки, тем не менее, получается, что акт уже вступил, и положения его начали реализовываться на практике. Как отмечает О.А. Городов, «поскольку вероятность появления грубых редакционных ошибок в официальных текстах нормативных актов и публикации их «неправильных вариантов» нельзя свести к нулю, несмотря на наличие специальных подразделений, отвечающих за правильность и своевременность опубликования, возможность повторного опубликования следовало бы легализовать, одновременно предусмотрев в этой связи и юридическую судьбу ранее опубликованного акта»3.
Публикация на нескольких языках текста нормативного правового акта. Учитывая особенности России как федеративного государства, в котором проживают различных народы, следует определиться с процедурой официального опубликования законов субъектов федерации не только на русском языке, но и на других языках народов России, особенно если речь идет о местах компактного проживания этих народов. В республиках существует региональное законодательство, которое публикуется на русском языке и втором государственном языке республики, входящей в состав России. В соответствии с Законом Республики Тыва от 29 декабря 2001 года № 1277 «О порядке опубликования и вступления в силу конституционных законов Республики Тыва, законов Республики Тыва, иных нормативных правовых актов Республики Тыва» законы Республики Тыва подлежат официальному опубликованию на тувинском и русском языках. Должен ли закон Республики Тыва одновременно публиковаться на русском и тувинском языках? Приведем выдержку из Определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда России по делу № 92—Г10—8: «Оспариваемый Закон опубликован на русском языке в газете «Тувинская правда». Отсутствие публикации оспариваемого закона на государственном языке республики в газете «Шын» не свидетельствует о нарушении порядка его официального опубликования».
Ответственность должностных лиц за соблюдение требований, предъявляемых к официальному опубликованию нормативных правовых актов. Законы и нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности гражданина, если они не опубликованы, не применяются. Однако кто несет ответственность за соблюдение требований, предъявляемых к официальному опубликованию нормативных правовых актов? Как отмечает С.В. Бошно4, «государство, которое не исполняет своих обязанностей по опубликованию своих же нормативных правовых актов, должно привлекаться к юридической ответственности». По мнению ученого, такая ответственность должна возлагаться на тех должностных лиц, в обязанности которых входит передача актов на
1 Собрание законодательства РФ. — 1997. — № 33. — Ст. 3895.
2 Тихомиров Ю.А. Законодательная техника как фактор эффективности законодательной и правоприменительной деятельности // Проблемы юридической техники: Сборник статей / Под ред. В.М. Баранова. — Н. Новгород, 2000. — С. 42.
3 Городов О.А. К вопросу о достоверности нормативных правовых актов // Арбитражные споры. — 2004. — № 2 (26). — С. 59—65.
4 Бошно С.В. Судебная власть об опубликовании нормативных правовых актов в связи с оценкой их действия и применения // Ваш налоговый адвокат. — 2009. — № 2. — С. 4—11.
опубликование. Неосуществление официального опубликования правовых актов в установленный срок следует рассматривать как юридическое бездействие уполномоченных должностных лиц государственных органов.
В пункте 7 Постановления Конституционного Суда РФ от 22 апреля 1996 года № 10-П «По делу о толковании отдельных положений статьи 107 Конституции Российской Федерации»1 указывается: «Президент Российской Федерации ... не вправе не подписать отклоненный им ранее федеральный закон после повторного его одобрения Государственной Думой и Советом Федерации в течение семи дней со дня получения постановлений палат Федерального Собрания об одобрении закона в первоначальной редакции и обязан обнародовать этот закон (пункт «д» статьи 84, часть 3 статьи 107 Конституции Российской Федерации)». В тоже время в законодательстве нигде не устанавливается ответственность должностных лиц государства за не опубликование закона. Следует согласиться с мнением П.В. Анциферова, полагающего, что «в существующей ситуации официальное опубликование закона Президентом РФ — это в большей степени политическая, чем юридическая, обязанность»2.
При разработке и принятии законов и иных правовых актов, регламентирующих процедуру официального опубликования правовых актов, следует учитывать высказанные выше рекомендации, направленные на совершенствование процедуры опубликования правовых актов. Разрешение обозначенных и ряда других проблем официального опубликования нормативных правовых актов будет способствовать не только успешному правовому информированию граждан и должностных лиц, но и эффективной реализации норм права.
В заключение отметим, что мероприятия, проводимые по официальному опубликованию нормативных правовых актов, не будут достигать своей цели без постоянной планомерной деятельности по систематизации действующего российского законодательства.
1 Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 18. — Ст. 2253.
2 Анциферов П.В. Официальное опубликование нормативного правового акта в решениях Конституционного Суда Российской Федерации // Современное право. — 2011. — № 11. — С. 125.