Научная статья на тему 'Стратегия и тактика официального опубликования и распространения нормативных правовых актов в Российской Федерации'

Стратегия и тактика официального опубликования и распространения нормативных правовых актов в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
689
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегия и тактика официального опубликования и распространения нормативных правовых актов в Российской Федерации»

ВЫСТУПЛЕНИЯ НА КРУГЛОМ СТОЛЕ

А.В. Червяковский

Червяковский Александр Владимирович — кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории и истории права и государства Омской академии МВД России

Стратегия и тактика официального опубликования и распространения нормативных правовых актов в Российской Федерации

Выработка стратегии и тактики официального опубликования и распространения нормативных правовых актов в Российской Федерации предполагает анализ существующих и возможных проблем, с которыми сталкиваются или могут столкнуться государственные органы, а также иные субъекты, участвующие в осуществлении данной деятельности. Для чего необходимо официальное опубликование нормативных правовых актов? Как оно соотносится с распространением правовой информации в Российской Федерации; с правотворческим процессом в целом? Какая отводится роль негосударственным информационно-правовым системам в распространении правовой информации в России? Вот те вопросы, ответы на которые позволяют определить цели и задачи официального опубликования нормативных правовых актов.

Значимой проблемой для определения стратегии и тактики официального опубликования и распространения нормативных правовых актов в Российской Федерации представляется вопрос о соотношении печатного (бумажного) и электронного официального опубликования нормативных правовых актов. Традиционным источником официального опубликования выступают печатные издания. Однако в современных условиях «бумажные» технологии не могут справиться с возникшими проблемами официального опубликования нормативных правовых актов. К числу недостатков печатного официального опубликования можно отнести следующие1.

1. Недостаточный динамизм (задержки во времени) публикаций правовых актов в источниках официального опубликования.

С появлением электронного официального опубликования значительно сокращается время принятия, подписания правового акта и его опубликования. Технологии электронного опубликования позволяют размещать текст нормативного правового акта в электронном источнике официального опубликования практически в тот же день, когда данный акт был подписан и передан для официального опубликования (размещения). Нормативный правовой акт в печатном источнике публикуется не ранее чем на следующий день после его подписания должностным лицом.

Кроме того, следует отметить, что в одном номере печатного издания издатель не всегда может полностью опубликовать нормативный правовой акт, в том числе по техническим причинам (недостаточный объем издания). Тогда один и тот же закон или иной нормативный правовой акт публикуются в нескольких номерах данного печатного издания. Традиционно в нескольких номерах «Российской газеты» печатается федеральный закон о бюджете.

Также необходимо сказать о том, что важно не только правильно и своевременно опубликовать текст нормативного правового акта в печатном издании, но еще требуется вовремя доставить экземпляр издания подписчикам. Встречаются ситуации, когда нормативный правовой акт уже вступил в силу, а издание, в котором опубликован аутентичный текст нормативного правового акта, не получено подписчиком, не поступило в библиотеку субъекта федерации.

2. Публикация правовых актов в разных источниках официального опубликования.

В России для различного вида правовых актов у каждого субъекта нормотворчества существуют свои источники официального опубликования. К примеру, для нормативных правовых актов, не затрагивающих права и свободы человека и гражданина, практически каждый федеральный орган исполнительной власти, принимающий такие акты, учреждает свой источник официального опубликования. Официальными источниками опубликования актов Минюста России являются Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации и официальный сайт Минюста России в сети Интернет (www.minjust.ru). Министерством культуры Российской Федерации, Федеральной службой по надзору в сфере транспорта признается в качестве официального опубликования принимаемых правовых актов их размещение на официальных сайтах данных органов. Министерство связи и массовых коммуникаций РФ установило только один источник официального опубликования — офици-

1 Официальное электронное опубликование: история, подходы, перспективы / под ред. В.Б. Исакова. М., 2012. С. 147—160.

Червяковский А.В. Стратегия и тактика официального опубликования...

803

ВЫСТУПЛЕНИЯ НА КРУГЛОМ СТОЛЕ

альный интернет-сайт данного министерства. Чтобы гражданин или организация могли познакомиться с текстами правовых актов всех органов государственной власти и местного самоуправления, действующих на конкретной территории, он должен иметь доступ к нескольким источникам официального опубликования. В литературе поднимается вопрос о введении единого источника официального опубликования, однако таким источником может выступить в настоящее время только электронный источник.

3. Наличие нескольких источников официального опубликования для одного вида правовых актов и сложность определения начала их действия.

Так, в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 14 июня 1994 года № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания»1 «официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете», «Собрании законодательства Российской Федерации» или первое размещение (опубликование) на Официальном интернетпортале правовой информации (www.pravo.gov.ru)». Данный закон указывает на общий срок вступления в силу указанных правовых актов — «по истечении десяти дней после дня их официального опубликования», однако закон не устанавливает, в каком из четырех перечисленных источников должны первоначально публиковаться правовые акты. В информационно-правовой системе «КосультантП-люс» нередко применительно к конкретным законам, исходя из анализа источников официального опубликования, указывается, что «есть неопределенность с датой начала действия документа». Так, Федеральный закон от 2 июля 2010 года № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»2 в соответствии со статьей 17 данного закона вступает в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования. Данный закон был опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации в № 27 от 5 июля 2010 года и в «Российской газете» от 7 июля 2010 года. В «Парламентской газете» закон опубликован в номере, датированном недельным диапазоном дат — 9—15 июля 2010 года. Соответственно, возникает вопрос, когда федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» вступил в силу.

Вопрос о вступлении нормативного правового акта в силу, опубликованного в нескольких источниках официального опубликования, нашел отражение в постановлении Конституционного Суда РФ от 24 октября 1996 года № 17-П «По делу о проверке конституционности части 1 статьи 2 Федерального закона от 7 марта 1996 года «О внесении изменений в Закон Российской Федерации “Об акцизах”»3.

Следует отметить, что данная проблема сохраняется и в настоящее время. Сокращение источников официального опубликования вполне возможно, однако оно не будет способствовать, как нам представляется, реализации одной из задач официального опубликования правовых актов — правового информирования заинтересованных лиц и всего населения. Решить указанную выше проблему возможно как применительно к электронному, так и бумажному (печатному) официальному опубликованию правовых актов, установив в законодательстве тот источник официального опубликования, с публикации в котором исчисляется срок вступления в силу публикуемого нормативного правового акта.

4. Сложность систематизации правовых документов.

Достаточно большой объем действующего российского законодательства, постоянные изменения и дополнения, вносимые в него, делают практически невозможным осуществление доступной для граждан систематизации действующих нормативных правовых актов в печатном виде. Размещение нормативных правовых актов в различных источниках официального опубликования еще больше затрудняет поиск и анализ российского законодательства.

5. Экономические, финансовые и экологические трудности.

Наиболее часто заявления о переходе к официальному опубликованию нормативных актов, переходу в целом к электронному документообороту в органах государственной власти аргументируются финансовыми затратами на бумагу, тиражирование документов, расходами на изготовление, хранение и транспортировку официальных изданий. Одним из аргументов сторонников перехода к электронному документообороту и электронному официальному опубликованию является забота о состоянии окружающей среды и здоровье граждан, поскольку изготовление электронной копии нормативного правового акта позволит сокращать вырубку леса, необходимого для производства бумаги, а типографская краска, как известно, негативно сказывается на здоровье человека.

В настоящее время на официальном портале правовой информации и на сайтах органов государственной власти размещаются отсканированные электронные копии текстов нормативных правовых актов, подготовленных в бумажном виде. Тем не менее можно услышать предложения о разра-

1 Собрание законодательства РФ. 1 994. № 8, ст. 801.

2 Собрание законодательства РФ. 2010. № 27, ст. 3435.

3 Собрание законодательства РФ. 1 996. № 45, ст. 5202.

Юридическая техника. 2015. № 9

ВЫСТУПЛЕНИЯ НА КРУГЛОМ СТОЛЕ

ботке и принятии нормативных правовых актов в электронном виде. В таком случае полностью отсутствует необходимость в их оцифровке для создания электронной копии нормативного правового акта. Полагаем, что принятие решения о том, каким образом должен разрабатываться, приниматься, подписываться нормативный акт, зависит от конкретных участников правотворческого процесса. Даже по своему опыту можно сказать, что текст, распечатанный на бумаге, нередко лучше воспринимается, чем этот же текст, представленный на экране компьютера.

Электронная версия нормативного правового акта облегчает в определенной степени работу конечного пользователя правовой информации, в то же время нередко (особенно применительно к кодексам, объемным многостраничным федеральным законам) требуется бумажная копия нормативного правового акта.

Экономическими, финансовыми и иными трудностями часто объясняются сокращение тиражей изданий, в которых официально публикуются нормативные правовые акты.

Анализируя зарубежный опыт официального опубликования нормативных правовых актов, ученые приходят к выводу о сосуществовании печатного и электронного способа опубликования нормативных правовых актов. В большинстве государств в случае возникновения сомнений в аутентичности электронной и напечатанной версии текста правового акта приоритет отдается бумажной версии. Особое внимание следует обратить на то, что исключительно электронный порядок опубликования, достаточный для вступления акта в силу (без бумажного варианта), существует лишь в немногих странах и касается ограниченного круга актов, носящих внутриорганизационный, узкоспециальный или индивидуальный характер.

Хотя рядом государств накоплен большой опыт по публикации правовых актов в электроном виде, европейские и иные государства не спешат перейти полностью к электронному официальному опубликованию нормативных правовых актов. Э. В. Талапина выделяет следующие обстоятельства, объясняющие «осторожное» отношение зарубежных стран к признанию первичности официального электронного опубликования: а) традиционная последовательность и постепенность внедрения информационных технологий в деятельность публичной власти; б) реакция на первичное электронное опубликование как на возможные нарушения принципа открытости информации и обеспечения доступа к ней; в) опасности, связанные с известными недостатками любых электронных систем; г) необходимость существенных финансовых затрат на внедрение и обеспечение постоянного бесперебойного функционирования электронного механизма опубликования1.

На наш взгляд, переходить только на электронное официальное опубликование нормативных правовых актов преждевременно. Такой переход, конечно, возможен, однако федеральные законы, основные подзаконные нормативные правовые акты, затрагивающие права и свободы граждан, должны не только размещаться на Официальном интернет-портале правовой информации, но и официально публиковаться в «Российской газете», «Собрании законодательства Российской Федерации».

Следует ли на официальном портале правовой информации только лишь размещать и хранить официальные электронные версии принятых нормативных правовых актов или его функции должны расширяться? Развитие официального портала правовой информации, полагаем, должно быть направлено на организацию систематизации нормативных правовых актов Российской Федерации, интеграции данного портала в единую систему государственных интернет-ресурсов, обеспечивающих доступ граждан и государственных органов к открытой официальной государственной информации и государственным услугам.

Создание и дальнейшее развитие системы официального опубликования нормативных правовых актов, на наш взгляд, предполагает, чтобы данная система выполняла помимо размещения аутентичного текста нормативного правового акта в источнике официального опубликования таких актов и иные функции. К таким функциям следует отнести: функция реестра нормативных правовых актов Российской Федерации; функция мониторинга системы законодательства Российской Федерации; функция обеспечения доступа заинтересованных лиц как к аутентичным текстам нормативных правовых актов, так и ко всей системе законодательства; функция систематизации нормативных правовых актов. Раскроем содержание данных функций системы.

1. Функция реестра нормативных правовых актов Российской Федерации.

Должна быть создана база данных официально опубликованных нормативных правовых актов. Последние изменения в законодательстве об официальном опубликовании нормативных правовых актов, предложения ряда ученых позволяют говорить о необходимости создания единого источника официального опубликования нормативных правовых актов. Подчеркнем, что речь идет не о единственном источнике, но об источнике едином. Такой источник мог бы представлять интернет-портал с базой данных, доступной для заинтересованных лиц, по запросу. В базу могли быть включены все действующие нормативные правовые акты в Российской Федерации, за исключением актов локаль-

1 См.: Талапина Э.В. Электронное опубликование нормативных актов: зарубежный опыт // Государство и право. 2009. № 7. С. 59.

Червяковский А.В. Стратегия и тактика официального опубликования...

805

ВЫСТУПЛЕНИЯ НА КРУГЛОМ СТОЛЕ

ного уровня и актов ограниченного распространения. Она также сможет выступить необходимым первичным элементом создания системы более высокого уровня систематизации законодательства.

2. Функция мониторинга системы законодательства Российской Федерации.

Система официального опубликования правовых актов, полагаем, должна помочь исследователям, законодателям и другим заинтересованным лицам анализировать состояние нормативного материала и нормотворческой деятельности органов государственной власти России. Представляется, что данная система позволит получать сведения о количестве принятых нормативных правовых актов как в целом в государстве, так и применительно к отдельным субъектам нормотворческой деятельности, об объеме подзаконных актов, законов и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, об участии отдельных субъектов в нормотворческом процессе, о количестве изменений и дополнений в нормативные правовые акты.

3. Функция обеспечения доступа заинтересованных лиц как к аутентичным текстам нормативных правовых актов, так и ко всей системе законодательства.

Государство публикует тексты правовых актов в официальных печатных изданиях и размещает электронные версии текстов нормативных правовых актов на официальных сайтах и порталах, предназначенных для размещения такой информации. В настоящее время большинство государственных органов, организаций и граждан получают правовую информацию путем обращения к ресурсам негосударственных справочных правовых систем. До граждан и заинтересованных лиц в целом размещенная таким образом информация доходит посредством справочных правовых систем, сотрудники которых не только распространяют официально опубликованные тексты нормативных правовых актов, но и осуществляют систематизацию этих актов. Негосударственные справочные правовые системы, на наш взгляд, не должны относиться и, справедливо, не относятся к источникам официального опубликования нормативных правовых актов. В то же время следует признать, что коммерческие справочные правовые системы являются одним из самых надежных источников получения правовой информации. Полагаем, что разработчики и владельцы негосударственных правовых систем, даже при наличии конкуренции со стороны государственных систем, смогут предложить такой набор услуг, который по достоинству оценят их клиенты.

Следует согласиться с И. Л. Бачило, которая отмечает, что существование множества информационных систем по правовой информации не снимает вопроса о необходимости иметь электронную государственную систему, которая бы являлась по своему статусу официальной правовой информацией, распространяемой от имени государства1. Полагаем, что система официального опубликования и государственная система распространения правовой информации должны быть, по возможности, интегрированы.

4. Функция систематизации нормативных правовых актов.

Организация официального опубликования правовых актов — необходимый элемент работ по систематизации законодательства. Существует несколько форм систематизации законодательства: учет, инкорпорация, консолидация и кодификация. Источник официального опубликования выступает обычно как форма учета или инкорпорации законодательства. Мы полагаем, что деятельность по организации и функционированию системы официального опубликования должна выступать как предпосылка работ по систематизации законодательства. Как отмечал А. С. Пиголкин, «генеральной линией совершенствования российского законодательства в будущем должно стать поэтапное осуществление его всеобщей кодификации»2.

Как известно, имеется положительный опыт СССР и входивших в него союзных республик, которые создавали такие своды. В ряде государств, обретших независимость после распада СССР, своды законов существуют. Так, в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 19 января 1999 года «О формировании и издании Свода законов Республики Беларусь» в Беларуси формируется электронный Свод законов данного государства. Имеется определенный опыт субъектов Российской Федерации по создании сводов законов. В ряде республик, входящих в состав России, приняты законы о подготовке и издании сводов законов3. В соответствии с Указом Президента России от 6 февраля 1995 года «О подготовке к изданию Свода законов Российской Федерации»4 в 90-е годы была начата работа по созданию Свода законов России. Свод законов должен был стать официальным, систематизированным и полным, постоянно пополняющимся собранием действующего законодательства России. Важнейшей целью создания данного Свода было обеспечение доступности законодательства для всех граждан, получение реальных возможностей практического использования

1 См.: Бачило И.Л. Информационное право: учебник для вузов. М., 2009. С. 247—248.

2 Систематизация законодательства в Российской Федерации / под ред. А. С. Пиголкина. СПб., 2003. С. 47.

3 О Своде законов Республики Башкортостан: закон Республики Башкортостан от 25 декабря 1996 г. № 65-з // СПС «Гарант»; О Своде законов Республики Татарстан: закон Республики Татарстан от 15 сентября 1999 г. № 2355 // СПС «Гарант».

4 Российская газета. 1995. 9 февраля.

Юридическая техника. 2015. № 9

ВЫСТУПЛЕНИЯ НА КРУГЛОМ СТОЛЕ

Свода во всех сферах общественной жизни1. Как было отмечено выше, в настоящее время вряд ли целесообразно говорить о необходимости создания печатного варианта Свода законов.

В то же время полагаем, что систематизация законодательства, приведение его в упорядоченную систему является одним из важных направлений деятельности государства. Считаем возможным создание электронного варианта такого сборника законов, который мог бы стать официальным, систематизированным, полным, постоянно пополняющимся собранием действующего законодательства России. Такой Свод законов России можно было бы рассматривать не только как элемент системы распространения правовой информации в России, но и элемент (при надлежащем обеспечении информационной безопасности) системы официального опубликования нормативных правовых актов. Создание такой системы позволило бы пользователю познакомиться с официальным текстом нормативного правового акта в актуальной редакции.

Государство не должно перекладывать работу по официальному опубликованию правовых актов, распространению правовой информации и систематизации законодательства на негосударственные структуры. Мероприятия, проводимые по официальному опубликованию нормативных правовых актов, не будут достигать своей цели без постоянной планомерной деятельности по систематизации действующего российского законодательства. Полагаем, что создание Свода законов должно стать стратегией совершенствования российского законодательства на длительную перспективу.

Достаточно сложной проблемой, определяющей стратегию и тактику официального опубликования, является вопрос о субъектах официального опубликования, а вернее, вопрос о том государственном органе, который ответственен за дальнейшее развитие системы электронного официального опубликования правовых актов. В настоящее время функции по обеспечению официального опубликования правовых актов официально закреплены за Федеральной службой охраны Российской Федерации. В соответствии с Положением о ФСО России, утвержденным Указом Президента России от 7 августа 2004 года № 10132, на данную службу возложены функции по формированию государственных информационных ресурсов, организации создания, оперативному обслуживанию и поддержке интегрированного полнотекстового банка правовой информации (эталонного банка данных правовой информации); обеспечению развития государственной системы правовой информации, функционирование и развитие «Официального интернет-портала правовой информации» (www.pravo.gov.ru); размещению (опубликования) в установленном порядке на данном портале нормативных правовых актов Российской Федерации и иных актов, для которых в соответствии с законодательством Российской Федерации предусмотрен такой порядок размещения (опубликования). Взаимодействие ФСО России с органами государственной власти, правовые акты которых публикуются на официальном интернет-портале правовой информации, определяется утвержденными двусторонними регламентами3.

Еще одним государственным органом, деятельность которого напрямую влияет на официальное опубликование и вступление в силу ряда правовых актов, является Минюст России. Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации4 закрепляет за данным министерством ряд функций, направленных на обеспечение, контроль, учет и дальнейший мониторинг результатов нормотворческой деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. Министерство юстиции осуществляет правовую экспертизу нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, разъясняет порядок подготовки нормативных правовых актов данных органов их государственной регистрации. На Минюст России возложены обязанности по ведению различных регистров и реестров, в частности Федерального регистра нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, Федерального регистра муниципальных правовых актов. В соответствии с Положением о Минюсте России данный государственный орган организует работу по систематизации законодательства Российской Федерации и подготовке Свода законов Российской Федерации.

Очевидна большая роль Министерства юстиции и Научного центра правовой информации Минюста России в создании и развитии системы правовой информации. В связи с этим не случайно А.В. Морозов говорил о необходимости возложения функций по ведению национального регистра нормативных правовых актов в Российской Федерации на Минюст России5. На наш взгляд, во-первых,

1 Систематизация законодательства в Российской Федерации / под ред. А.С. Пиголкина. СПб., 2003. С. 66.

2 Собрание законодательства РФ. 2004. № 32, ст. 3314.

3 Будаков А.С. Вопросы официального опубликования правовых актов в электронном виде // Получение, хранение и использование информации в электронной среде: публично-правовое и частно-правовое регулирование. М., 2013. С. 29.

4 Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации: указ Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1313 // Собрание законодательства РФ. 2004. № 42, ст. 4108.

5 Морозов А.В. Роль Минюста России в формировании единого пространства электронной правовой информации // Электронное законодательство: доступ к нормативно-правовой информации в электронной среде. М., 2011. С. 78.

Червяковский А.В. Стратегия и тактика официального опубликования...

807

ВЫСТУПЛЕНИЯ НА КРУГЛОМ СТОЛЕ

следует учитывать существующий опыт, кадровый потенциал Минюста России и ФСО России при осуществлении работ по официальному опубликованию, систематизации законодательства и распространению правовой информации в Российской Федерации. Во-вторых, по всей видимости, необходимо упорядочение функций и взаимодействия данных государственных органов.

Следует отказаться от спорадических изменений в законодательство об официальном опубликовании нормативных правовых актов. Федеральный закон от 14 июня 1994 года № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» уже не отвечает в полной мере сегодняшним требованиям. Необходимо подготовить и принять федеральный закон «О системе официального опубликования нормативных правовых актов в Российской Федерации», который закрепил бы структуру системы официального электронного (и печатного) опубликования, права и обязанности ее участников, определил бы их функции и пределы ответственности1. Поддерживаем предложения ученых о принятии федерального закона «О нормативных правовых актах в Российской Федерации».

Сложной проблемой, влияющей на дальнейшее развитие системы официального опубликования нормативных правовых актов, представляются постоянные изменения в действующее законодательство. Существующая система электронного официального опубликования, как и официальное опубликование правовых актов в печатном виде, не позволяет познакомиться с актуальными версиями нормативных правовых актов, в которые вносятся изменения вновь принимаемыми законами и иными правовыми актами. В то же время количество законов, вносящих изменения в уже принятые нормативные правовые акты, постоянно растет. Невозможность воспользоваться актуальной версией правового акта в системе официального опубликования фактически лишает электронное официальное опубликование функции информирования о новых правовых актах, которая перекладывается на плечи иных (в большей части, негосударственных) информационных правовых систем. Проблема заключается также и в том, что со времени размещения на официальном портале правовой информации, обычно исчисляется срок вступления правового акта в силу, а обновление базы информационной правовой системы, которой пользуется конченый пользователь, потребитель правовой информации, может происходить, к примеру, раз в неделю.

В заключении работы выделим те факторы объективного и субъективного характера, которые влияют и будут в перспективе оказывать влияние на развитие системы официального опубликования.

К объективным факторам, определяющим развитие системы официального опубликования в России, на наш взгляд, следует отнести следующие.

1. Развитие электронного документооборота. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в деятельность органов государственной власти и местного самоуправления.

2. Тенденция развития доступности и прозрачности деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления. Организацию деятельности по официальному опубликованию правовых актов следует рассматривать как элемент и показатель информационной открытости государства.

3. Федеративное устройство государства.

4. Значительное место подзаконных нормативных правовых актов в регулировании общественных отношений. Большой объем нормативных правовых актов различных уровней. Объем локальных актов и актов, носящих индивидуальный характер.

5. Влияние норм международного права на национальное законодательство.

К субъективным факторам, влияющим на развитие системы официального опубликования правовых актов, на наш взгляд, следует отнести следующие.

1. Влияние политического фактора на правотворческий процесс в Российской Федерации.

2. Учет зарубежного опыта организации и развития системы официального опубликования нормативных правовых актов и иных источников права.

3. Состояние юридической науки, прежде всего, развитие научных исследований, направленных на совершенствование правотворческого процесса и систематизации законодательства. Организация и проведение научно-практических конференций, посвященных вопросам распространения правовой информации, юридической техники и систематизации законодательства. Наличие (или их отсутствие) возможностей влиять на стратегию и тактику нормотворчества.

4. Анализ и учет опыта организации и практики официального опубликования правовых актов в современной России не только учеными, интересующимися данными проблемами, но и соответствующими государственными органами, ответственными за развитие системы правовой информации в Российской Федерации, а также общественными организациями.

1 Исаков В.Б. Формирование правовой основы системы официального электронного опубликования // Получение, хранение и использование информации в электронной среде: публично-правовое и частно-правовое регулирование. М., 2013. С. 22.

Юридическая техника. 2015. М 9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.