ЮНЕСКО И КУЛЬТУРА РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
М.Б. Зацепина
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы воспитания и обучения детей дошкольного возраста в рамках программы ЮНЕСКО «Образование для всех». Подчеркивается, что развитие ребенка происходит в многомерном социокультурном пространстве через формирование его культурных потребностей. В дошкольном детстве ребенок приобретает основы культуры взрослого, то есть проходит первый этап развитой личности, качества которой соответствуют общечеловеческим ценностям культуры.
Ключевые слова: ребенок дошкольного возраста, целостная личность ребенка, культура дошкольника, компоненты культуры ребенка, формирование культуры дошкольника, детство, социокультурное пространство, культурные потребности, культурно-досуговая деятельность.
Summary. In clause problems of education and training ofchildren of preschool age within the limits of the program of UNESCO «Education for all» are considered. It is emphasized, that development of the child occurs in multivariate social-cultural space through formation of its cultural needs. In the preschool childhood the child gets bases of culture of the adult, that is passes the first stage of the developed person which qualities correspond to universal values of culture.
Keywords: the preschool age child, the complete person of the child, the culture of the preschool child, components of culture of the child, formation of culture of the preschool child, the childhood, the social-cultural space, cultural needs, cultural-leisure activity.
133
В настоящее время состояние исследований проблем культуры и культурного уровня личности характеризуется большим вниманием и интересом. Это явление можно объяснить тем, что в ХХ! веке на различных уровнях ведется соответствующая работа по развитию и утверждению идей культуры мира. Международные организации ООН рассматривают в качестве своей стратегической задачи переход от стереотипов войны к идеалам мира через культуру и образование. Поня-
тие «культура мира» включает в себя целый ряд ценностей, взглядов и форм поведения, которые отражают определенные отношения, способствуют их развитию и строятся на принципах свободы, справедливости, терпимости, а также на гарантиях возможности каждому в полной мере пользоваться своими правами и активно участвовать в развитии своего общества. Такой же точки зрения придерживается Организация ООН по науке, культуре и образованию (ЮНЕСКО), которая
признает идею не только о возможности, но и о необходимости организации деятельности в отношении детей дошкольного возраста, а именно просветительских, обучающих, воспитательных программ, проводимых открытыми, публичными, ненасильственными методами по замещению «культуры войны» культурой мира.
Как известно, ЮНЕСКО активно продвигает в мире концепцию непрерывного образования, продолжающегося всю человеческую жизнь [1]. Однако в этой концепции самое начало человеческой жизни — ее дошкольный период — не было достаточно отражено и по сути дела не входило в систему непрерывного образования. В то же время этот возрастной отрезок жизни очень важен — именно в эти годы происходит формирование основ человеческой личности. Известен афоризм, что «все мы родом из детства». Именно в этот период своей жизни человек или становится участником цивилизации, активным потребителем знаний в области науки и культуры, или же он проходит мимо всего этого. Поэто-1и4 му очень важно, чтобы дошкольному образованию уделялось, по крайней мере, не меньше внимания, чем другим этапам образования.
Москва и ЮНЕСКО решили осуществить в период 2008-2012 гг. совместный проект в области воспитания и образования детей младшего возраста (ВОДМ) «Московское образование: от младенчества до школы». Основным событием проекта станет Всемирная конференция в Москве в 2010 году по вопросам ВОДМ в соответствии с первой целью программы ЮНЕСКО «Образование для всех» (ОДВ). Конференция будет способствовать укреплению политики в сфере ВОДМ,
с тем, чтобы все дети, в том числе из неблагополучной среды и социально незащищенные, имели наиболее благоприятные стартовые возможности, позволяющие заложить прочную основу для развития и обучения на начальной, то есть дошкольной ступени образования.
Но, очевидно, проблемы детства в урбанистическом окружении универсальны и не зависят от численности населения в городе, так как они остры везде. В городской среде дети часто оказываются предоставленными сами себе, что порождает их дальнейшее отчуждение и, соответственно, создает, чуть ли не все дальнейшие социальные проблемы. В Москве не делается никаких различий между детьми чьи родители имеют постоянную московскую регистрацию, и детьми чьи родители являются для Москвы гостями или временными рабочими. Дети есть дети, они представляют для города одинаковую ценность и должны получить одинаковый уровень медицинских услуг, отношения, образования — это твердая позиция Мэра Москвы и столичного Правительства: она неизменна и никаких двойных толкований не имеет. Поэтому Департамент образования города Москвы старается решать эти проблемы по возможности таким образом, чтобы ребенок мигранта или любой другой — чувствовал себя в городе комфортно.
Из вышеизложенного вытекает, что первые 6-7 лет жизни каждого ребенка, не зависимо от национальности, должны быть интересными и запоминающимися, развивающими природные способности дошкольника. Мы основываемся на положении о том, что именно детство является сложным развивающимся социальным
феноменом, где происходит развитие ребенка в пространстве культуры, формирование его культурных потребностей, становление и совершенствование составляющих жизнедеятельность ребенка, расширение общения детей с искусством, развитие эмоционального мира и сенсорной культуры дошкольников.
Опосредованное многими социально-культурными факторами детство выступает сложным многомерным феноменом культурного развития ребенка-дошкольника, характеризующим специфику и содержание существования, становление и развитие активности ребенка до вступления его во взрослый мир. Этот процесс «врастания» ребенка в культуру идет через осмысление сфер и полей жизнедеятельности, а также через присвоение культурно-исторического опыта семьи на основе постижения культуры, представленной творениями народного творчества. Уникальность человеческого детства состоит в том, что в этот сензитивный период жизни происходит развитие ребенка в зоне ближайшего окружения, совершенствование его собственного опыта, расширение общения детей с разнообразными видами искусств, становление эстетического сознания в процессе организации отдыха, вечеров развлечений, праздников и т.д.
Детство — не просто этап возрастного развития человека, а явление, оказывающее влияние на освоение культуры человечества на всех этапах жизни и самосознания дошкольника, в течение которого в психике и поведении человека доминируют детские черты, отличающие ребенка от взрослого. Уникальность человеческого детства состоит в том, что в этот период
жизни идет закладка и формирование личностного потенциала человека: культурно-познавательного, морально-нравственного, художественно-эстетического, коммуникативного, формируется характер, определяется будущая творческая направленность личности.
Концепция дошкольного образования центральной задачей ставит развитие целостной личности ребенка. Отсюда вытекает, что необходимо помочь дошкольнику сформировать индивидуальные интересы, способности и потребности. С позиций гуманистической образовательной парадигмы, человек не воспитывается по частям, а развивается как система, и она отражается в его культурных потребностях и универсальных сущностных силах. Потребности ребенка формируются исторически в процессе антропогенеза, в ходе его культурно-деятельностного онтогенеза. Эти потребности охватывают нужды детей в том, без чего невозможен человеческий образ жизни. Так как сам человек является культурой, то и потребности, возникающие у него в первую очередь, являются культурными.
Как подчеркивал академик Д.С. Лихачев [2], культура является определяющим условием реализации созидательного потенциала личности и общества, формой утверждения самобытности народа и основой душевного здоровья нации, гуманистическим ориентиром и критерием развития человека и цивилизации. Вне культуры настоящее и будущее народов, этносов и государств лишается смысла. Он выражал озабоченность усиливающейся экспансией антигуманных явлений массовой коммерческой культуры, угрожающих самобытности национальных культур и культурному развитию человечества в целом.
135
136
Поэтому сегодня особую значимость приобретает поиск путей преодоления сложившейся ситуации в социально-культурной и эмоциональной сферах детской жизни, в повышении значимости дошкольного образования. Культура ребенка дошкольного возраста рассматривается нами как интегральное личностное качество, формирующееся под руководством педагога (воспитателя и музыкального руководителя) в процессе систематического, целенаправленного культурного развития, определяемого воспитанием культурных потребностей, обучением и взаимодействием с полями и сферами жизнедеятельности в процессе куль-турно-досуговой деятельности на основе его собственных интересов. Это позволит ребенку к концу дошкольного возраста самостоятельно оценивать содержание этой деятельности, способы и формы организации свободного времени в социально значимых целях, что в итоге окажет влияние на развитие его природных способностей и творческой активности, обогащение собственного опыта и совершенствование оценочного отношения к духовно-эстетическому содержанию «зоны ближайшего окружения», а также на более быстрое вхождение в культуру.
Сегодня особую значимость приобретает поиск путей преодоления сложившейся ситуации в социально-культурной и эмоциональной сферах детской жизни, повышение значимости дошкольного образования и других социальных институтов. Анализ практической деятельности дошкольных образовательных учреждений показал, что в их деятельности имеются реальные резервы по повышению уровня воспитательно-образовательной работы за счет рационального использо-
вания детьми своего свободного времени. Свободное время в дошкольном образовательном учреждении — это величина дневного бюджета времени (когда ребенок пребывает в детском саду), заполняемая в содержательном плане по усмотрению воспитателя и желанию ребенка, время, принципиально различающееся по мотивации, направленности на развитие культурных потребностей; по характеру регулирования отличающееся от времени занятий, имеющего обязательный характер.
Организация использования свободного времени главным образом определяется духовным и экономическим уровнями развития общества и семьи. Чем выше культура человека, чем выше его экономическое благосостояние, тем больше у него возможностей уделять внимание отдыху, самообразованию и творческой деятельности. Наше исследование показало, что детство представляет собой социально-культурную реальность, которая выражает себя в продуктах человеческой деятельности, доступных как самим детям, так и другим людям в качестве элементов их повседневной жизни, а также подтвердило правоту Л.С. Выготского [3], который рассматривал культурное развитие ребенка как целое в его возрастных изменениях, а процесс «врастания» ребенка в культуру идет через осмысление картины мира, способствующее расширению представлений о природе, окружающем мире и человеке; через присвоение культурно-исторического опыта своего народа на основе постижения внутренних пластов культуры, представленных творениями народного творчества. И здесь по праву первое место занимает семья и дошкольные образовательные учреж-
дения, которые закладывают культуру ребенка-дошкольника.
Опыт нашей работы позволяет говорить о том, что наличие культурной потребности необходимо рассматривать как одно из необходимых условий осуществления художественно-эстетического воспитания и его центральную задачу. Культурная потребность — важнейшая духовная составляющая, способствующая формированию целостного мира ребенка. Успешное решение вопроса развития этих потребностей дошкольников возможно, если он включен в активную культурно-досу-говую деятельность сквозного характера с постепенным повышением уровня ее самостоятельности, что создает условия для формирования и развития широты, устойчивости, повышая уровень и качество культурных предпочтений детей: художественно-творческая деятельность такого рода способствует развитию эмоционального мира и сенсорной культуры дошкольников на основе общения с искусством и взаимообщения в этой области. Развитый эмоциональный мир и сенсорная культура — основа для адекватного видения художественного образа искусства. В свою очередь это осуществимо, если ребенок включен в систему художественной культуры, в активное общение с искусством.
Культурно-досуговая деятельность ребенка дошкольного возраста направлена на удовлетворение личностных культурных потребностей и интересов, на формирование его культуры. Всестороннее развитие детской личности является целью такой деятельности, в процессе которой дошкольник приобретает способность к социализации и адаптации к разным сторонам жизни общества; внешняя форма культурно-
досуговой деятельности как результат саморефлектации и самоиндентифи-кации оборачивается во внутреннюю преобразовательную активность детей, формирует нравственные ценности детей.
Мы рассматриваем культуру дошкольника как способность ребенка в последующем к осознанному преобразованию окружающего мира, что вполне обоснованно, хотя и требует конкретизации в соответствии с методологическим знанием окружающего мира как целостности и полученными знаниями в социальной сфере; с всесторонним развитием духовных сил индивида, то есть взаимосвязь интеллектуальных способностей с эмоциональными и волевыми качествами; в соответствии с нравственной зрелостью данной личности; и, наконец, в соответствии с конкретными экономическими, социально-политическими условиями жизни и формирования этой личности.
Проблема воспитания ребенка культуры предполагает отбор оптимальных видов деятельности, среди которых особое место занимает куль-турно-досуговая, сочетающая в себе отдых, созерцание, развлечения, праздники, самообразование и творчество детей в продуктивных и социально значимых видах деятельности, в результате чего происходит самореализация и самоутверждение детей в социокультурной среде своих сверстников и сложившихся интересов.
Принимая во внимание выдвинутые концепции и обобщения в исследованиях Е.В. Бондаревской, О.С. Газма-на [4], Е.Б. Горловой, Л.С. Колмогоровой, О.П. Радыновой, Р.М. Чумичевой [5], Н.Е. Щурковой и др. и синтезируя положения их концепций и предложе-
138
ния с выводами нашего исследования, проведенного под углом культурной проблематики требований, которые предъявляются к ребенку-выпускнику детского сада при поступлении в школу; Программы воспитания и обучения в детском саду (под редакцией М.А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т.С. Комаровой, 2009 год) [6]; социокультурной ситуации, то есть многомерного социокультурного пространства, в котором обитает ребенок и которое отражает всю совокупность его жизнедеятельности (по методике А.П. Маркова и Г.М. Бирженюка), мы пришли к пониманию того, что культура дошкольника — многозначный термин. Содержанием педагогических и социально-психологических образований в структуре личности ребенка являются компоненты культуры: детский игровой, коммуникативный, информационный, познавательный, исторический, физический, нравственный, художественно-эстетический, экологический, трудовой, досуговый, «Я-сам» или самость [7]. Все вышеперечисленное образует структуру идеала ребенка, культуру ребенка-дошкольника, что позволяет ему развиваться в гармонии с общечеловеческой культурой и приобретать социальную устойчивость, то есть культура — это его память и духовный мир, его мораль и поступки, отношения друг к другу и к старшему поколению, а также его восприятие материальных и духовных ценностей; то, как они ими умеют воспользоваться.
Культура ребенка — это интегральное качество личности, которое воспитывается в детстве и способствует потреблению духовных ценностей. Культура личности дошкольника определяется, как способность ребенка в последующем к осознанному преоб-
разованию окружающего мира; с всесторонним развитием его духовных сил (т.е. взаимосвязь интеллектуальных способностей с эмоциональными и волевыми качествами); в соответствии с нравственной зрелостью данной личности; и, наконец, в соответствии с конкретными экономическими, социально-политическими условиями жизни и формирования этой личности.
Мы основываемся на авторской концепции, что формирование культуры ребенка воспитывается не только в процессе обучения, обогащения личного опыта, при взаимодействии с окружающим миром взрослых, но и через культурно-досуговую деятельность, которая у дошкольника преобладает в течение всего периода детства. Именно через нее у ребенка закладываются основы и в дальнейшем развиваются коммуникативные умения, физическая и игровая детская культура, познавательная, нравственная, художественно-творческая деятельности и др., что в итоге приводит к самореализации индивидуальных качеств ребенка.
Основы культуры — собственно человеческое начало в человеке, средоточие общечеловеческих ценностей (Красоты, Добра, Истины и др.) и средств жизнедеятельности (представления о действительности, способы активного воздействия на мир, проявления эмоционально-оценочного отношения к происходящему). Каждая эпоха, каждый этап развития общества вносят свои акценты, новое содержание в культуру личности. При формировании культуры дошкольника рождаются и развиваются такие главные образующие личность, как воображение и основанное на нем творчество, произвольность в виде способности к
самостоятельным поступкам, потребность ребенка активно действовать в мире. При этом каждый этап культурного развития несет в себе определенное содержание.
Мы разделяем дошкольный период, как общепринято, на два этапа. Первый этап — от рождения до 3-х лет. И здесь можно говорить только о предпосылках к воспитанию начальных основ культуры дошкольника. От 3 до 7 лет — уже позволительно говорить о формирования целого ряда компонентов культуры личности человека. В дошкольном детстве ребенок приобретает основы культуры взрослого, то есть проходит первый этап развитой личности, качества которой соответствуют общечеловеческим ценностям культуры. Становление этого этапа развития ребенка означает, что дошкольник приобщается именно к общим, непреходящим человеческим ценностям. Он приобщается к всеобщим средствам жизнедеятельности людей.
В результате нашего исследования мы определили структуру культуры дошкольника. Это системное социально-педагогическое и психологическое образование в структуре личности ребенка, состоящее из вышеперечисленных двенадцати основных компонентов. Речь здесь идет о формировании культуры отношения дошкольника не только к семье, дошкольному учреждению, сверстникам; но и к себе, своему здоровью, своим творческим способностям и привязанностям, свободному времени и др. Их содержание образует фундамент личности ребенка и позволяет ей развиваться в гармонии с природой, общечеловеческой и народной культурами, эффективно самоопределяться и само реализовываться в жизни. Основное значение имеют подде-
ржка и всемерное развитие качеств, специфических для возраста, так как создаваемые им уникальные условия больше не повторятся и то, что будет «недобрано» здесь, наверстать в дальнейшем окажется трудно или практически невозможно.
Хочется еще раз подчеркнуть, что включенные понятия в структуру культуры ребенка позволяют более точно сформулировать и разработать практические пути реализации задач по освоению мировой и национальных культур, стоящих перед дошкольными учреждениями и другими социальными институтами в области воспитания и развития детей различных национальностей, формирования культуры ребенка средствами культурно-досуго-вой деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Всемирный доклад по мониторингу Программы ЮНЕСКО «Образование для всех». — Издательство ЮНЕСКО, 2007.
2. Лихачев Д.С. Декларация прав культуры (проект). — Изд. 3., испр. — СПб.: СПб. ГУП, 2001. ид
3. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. / Под ред. Д.Б. Эльконина. — М.: Педагогика, 1984. — Т. 4. Детская психология.
4. Базовая культура личности: теоретические и методические проблемы: Сб. научных трудов / Под ред. О.С. Газма-на. — М.: Изд. АПН СССР, 1989.
5. Ребенок в мире культуры / Под общ. ред. Р.М. Чумичевой. — Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 1998.
6. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. — М.: Мозаика-Синтез, 2009.
7. ЗацепинаМ.Б. Основы формирования общей культуры ребенка: Монография. — М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ им. МА Шолохова, 2004.^