Научная статья на тему 'Культура ребенка дошкольного возраста: сущность и проблемы'

Культура ребенка дошкольного возраста: сущность и проблемы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4472
400
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА РЕБЕНКА / ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ / КУЛЬТУРНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зацепина М.Б.

В статье рассматриваются проблемы формирования культуры ребенка дошкольного возраста. Подчеркивается, что развитие ребенка происходит в многомерном социокультурном пространстве через формирование его культурных потребностей. В дошкольном детстве ребенок осваивает основы культуры, то есть проходит первый этап развитой личности, качества которой соответствуют общечеловеческим ценностям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Culture of a preschool child: its essence and associated problems

The paper addresses the problems of the development of the culture of a preschool child. It is emphasized that the child’s development occurs in a multidimensional sociocultural space via formation of the child’s cultural needs. A preschooler masters the fundamentals of culture, i. e., passes the first stage of a developed personality whose properties are in keeping with common human values.

Текст научной работы на тему «Культура ребенка дошкольного возраста: сущность и проблемы»

Зацепина М.Б.

Доктор педагогических наук, профессор кафедры Эстетического воспитания МГГУ им. М.А. Шолохова Москва, Россия

КУЛЬТУРА РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: СУЩНОСТЬ И ПРОБЛЕМЫ

Краткая аннотация. В статье рассматриваются проблемы формирования культуры ребенка дошкольного возраста. Подчеркивается, что развитие ребенка происходит в многомерном социокультурном пространстве через формирование его культурных потребностей. В дошкольном детстве ребенок приобретает основы культуры взрослого, то есть проходит первый этап развитой личности, качества которой соответствуют общечеловеческим ценностям культуры.

Ключевые слова: детство, ребенок дошкольного возраста, целостная личность ребенка, культура дошкольника, свободное время в социально значимых целях, формирование культуры дошкольника, социокультурное пространство, культурные потребности, культурно-досуговая деятельность.

Детство выступает сложным многомерным феноменом культурного развития ребенка-дошкольника, характеризующим специфику и содержание существования, становление и развитие активности ребенка до вступления его во взрослый мир. Этот процесс «врастания» ребенка в культуру идет через осмысление сфер и полей жизнедеятельности, а также через присвоение культурно-исторического опыта семьи на основе постижения культуры, представленной творениями народного творчества. Уникальность человеческого детства состоит в том, что в этот сензитивный период жизни происходит развитие ребенка в зоне ближайшего окружения, совершенствование его собственного опыта, расширение общения детей с разнообразными видами искусств, становление эстетического сознания в процессе организации отдыха, вечеров развлечений, праздников и т.д.

Детство не просто этап возрастного развития человека, а явление, оказывающее влияние на освоение культуры человечества на всех этапах жизни и самосознания дошкольника, в течение которого в психике и поведении человека доминируют детские черты, отличающие ребенка от взрослого. Уникальность человеческого детства состоит в том, что в этот период жизни идет закладка и формирование личностного потенциала человека: культурно-познавательного, морально-нравственного,

художественно-эстетического, коммуникативного, формируется характер, определяется будущая творческая направленность личности.

В новом законе об образовании подчеркивается, что в дошкольном образовании центральной задачей выступает развитие и воспитание целостной личности ребенка. Отсюда вытекает, что необходимо помочь дошкольнику сформировать индивидуальные интересы, способности и потребности. С позиций гуманистической образовательной парадигмы человек не воспитывается по частям, а развивается как система, и она отражается в его культурных потребностях и универсальных сущностных силах. Потребности ребенка формируются исторически в процессе антропогенеза, в ходе его культурно-деятельностного онтогенеза. Эти потребности охватывают нужды детей в том, без чего невозможен человеческий образ жизни. Так как сам человек является культурой, то и потребности, возникающие у него в первую очередь, являются культурными.

Как подчеркивал академик Д.С. Лихачев, культура является определяющим условием реализации созидательного потенциала личности и общества, формой утверждения самобытности народа и основой душевного здоровья нации, гуманистическим ориентиром и критерием развития человека и цивилизации. Вне культуры настоящее и будущее народов, этносов и государств лишается смысла. Он выражал озабоченность усиливающейся экспансией антигуманных явлений массовой коммерческой культуры, угрожающих самобытности национальных культур и культурному развитию человечества в целом.

Поэтому сегодня особую значимость приобретает поиск путей преодоления сложившейся ситуации в социально-культурной и эмоциональной сферах детской жизни, в повышении значимости дошкольного образования. Культура ребенка дошкольного возраста рассматривается нами, как интегральное личностное качество, формирующееся под руководством педагога (воспитателя и музыкального руководителя) в процессе систематического, целенаправленного культурного развития, определяемого воспитанием культурных потребностей, обучением и взаимодействием с полями и сферами жизнедеятельности в процессе культурно-досуговой деятельности на основе его собственных интересов. Это позволит ребенку к концу дошкольного возраста самостоятельно оценивать содержание этой деятельности, способы и формы организации свободного времени в социально значимых целях, что в итоге окажет влияние на развитие его природных способностей и творческой активности, обогащение собственного опыта и совершенствование оценочного отношения к духовно-эстетическому содержанию «зоны ближайшего окружения», а также на более быстрое вхождение в культуру.

Анализ практической деятельности дошкольных образовательных учреждений показал, что в их деятельности имеются реальные резервы по повышению уровня воспитательно-образовательной работы за счет рационального использования детьми своего свободного времени. Свободное время в дошкольном образовательном учреждении - это величина дневного бюджета времени (когда ребенок пребывает в детском саду), заполняемая в содержательном плане по усмотрению воспитателя и желанию ребенка, время, принципиально различается по мотивации, направленности на развитие культурных потребностей; по характеру регулирования отличающееся от времени занятий, имеющего обязательный характер.

Организация использования свободного времени главным образом определяется духовным и экономическим уровнями развития общества и семьи. Чем выше культура человека, чем выше его экономическое

благосостояние, тем больше у него возможностей уделять внимание отдыху, самообразованию и творческой деятельности. Наше исследование показало, что детство представляет собой социально-культурную реальность, которая выражает себя в продуктах человеческой деятельности, доступных как самим детям, так и другим людям в качестве элементов их повседневной жизни, а также подтвердило правоту Л.С. Выготского, который рассматривал культурное развитие ребенка как целое в его возрастных изменениях, а процесс «врастания» ребенка в культуру идет через осмысление картины мира, способствующее расширению представлений о природе, окружающем мире и человеке; через присвоение культурно-исторического опыта своего народа на основе постижения внутренних пластов культуры, представленных творениями народного творчества. И здесь по праву первое место занимает семья и дошкольные образовательные учреждения, которые закладывают культуру ребенка-дошкольника.

Опыт нашей работы позволяет говорить о том, что наличие культурной потребности необходимо рассматривать как одно из необходимых условий осуществления художественно-эстетического воспитания и его центральную задачу. Культурная потребность - важнейшая духовная составляющая, способствующая формированию целостного мира ребенка. Успешное решение вопроса развития этих потребностей дошкольников возможно, если он включен в активную культурно-досуговую деятельность сквозного характера с постепенным повышением уровня ее самостоятельности, что создает условия для формирования и развития широты, устойчивости, повышая уровень и качество культурных предпочтений детей: художественно-творческая деятельность такого рода способствует развитию эмоционального мира и сенсорной культуры дошкольников на основе общения с искусством и взаимообщения в этой области. Развитый эмоциональный мир и сенсорная культура - основа для адекватного видения художественного образа искусства. В свою очередь, это осуществимо, если

ребенок включен в систему художественной культуры, в активное общение с искусством.

Культурно-досуговая деятельность ребенка дошкольного возраста направлена на удовлетворение личностных культурных потребностей и интересов, на формирование его культуры. Всестороннее развитие детской личности является целью такой деятельности, в процессе которой дошкольник приобретает способность к социализации и адаптации к разным сторонам жизни общества; внешняя форма культурно-досуговой деятельности, как результат саморефлектации и самоиндентификации, оборачивается во внутреннюю преобразовательную активность детей, формирует нравственные ценности детей.

Таким образом, мы рассматриваем культуру дошкольника, как способность ребенка в последующем к осознанному преобразованию окружающего мира, что вполне обоснованно, хотя и требует конкретизации в соответствии с методологическим знанием окружающего мира, как целостности, и полученными знаниями в социальной сфере; с всесторонним развитием духовных сил индивида, т.е. взаимосвязь интеллектуальных способностей с эмоциональными и волевыми качествами; в соответствии с нравственной зрелостью данной личности; и, наконец, в соответствии с конкретными экономическими, социально-политическими условиями жизни и формирования этой личности.

В заключение статьи хотелось бы подчеркнуть, что включенные понятия в структуру культуры ребенка позволяют более точно сформулировать и разработать практические пути реализации задач по освоению национальных культур, стоящих перед дошкольными учреждениями и другими социальными институтами в области воспитания и развития детей различных национальностей, формирования культуры ребенка средствами культурно-досуговой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.