Научная статья на тему 'Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культуре народов России посредством дидактической игры'

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культуре народов России посредством дидактической игры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
964
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНИК / КУЛЬТУРА НАРОДОВ РОССИИ / ЭТНОНАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / СУБЪЕКТНАЯ ПОЗИЦИЯ РЕБЕНКА / ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Степанова Марина Валерьевна

В данной статье обосновывается значимость работы по приобщению детей старшего дошкольного возраста к культуре народов России. Описывается разработанная автором структура субъектной позиции ребенка в процессе освоения этнонационального культурного наследия. Доказывается положение о том, что дидактические игры являются эффективным средством ознакомления детей старшего дошкольного возраста с культурой народов России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культуре народов России посредством дидактической игры»

УДК 373.2

ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К КУЛЬТУРЕ НАРОДОВ РОССИИ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ

IMPARTING THE CULTURE OF PEOPLES OF RUSSIA TO SENIOR PRESCHOOL CHILDREN BY MEANS OF DIDACTIC GAMES

М. В. Степанова

M. V. Stepanova

ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет», г. Москва

Аннотация. В данной статье обосновывается значимость работы по приобщению детей старшего дошкольного возраста к культуре народов России. Описывается разработанная автором структура субъектной позиции ребенка в процессе освоения этнонационального культурного наследия. Доказывается положение о том, что дидактические игры являются эффективным средством ознакомления детей старшего дошкольного возраста с культурой народов России.

Abstract. The importance of the work on imparting the culture of peoples of Russia to senior preschool children is substantiated in the article. The author’s structure of child’s individual attitude in the process of mastering ethnonational cultural heritage is depicted. The fact that didactic games are effective means of imparting the culture of peoples of Russia to senior preschool children is proved.

Ключевые слова: дошкольник, культура народов России, этнонациональная культура, субъектная позиция ребенка, дидактическая игра.

Keywords: preschool child, culture of peoples of Russia, ethnonational culture, child’s individual attitude, didactic game.

Актуальность исследуемой проблемы. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определена система базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального населения Российской Федерации. Формирование культуры мира и межличностных отношений, проявляющихся в национальной и религиозной терпимости, уважительном отношении к языкам, традициям и культуре других народов, становится одной из основных целей Национальной доктрины образования. Реализацию данной цели необходимо начинать с дошкольного образования, уже с раннего возраста приобщать детей к культуре разных народов, так как она близка их восприятию, особенностям воображения, мышления. Тот факт, что приобщение детей к культуре разных народов обогащает ребенка, влияет на его разностороннее развитие, актуализирует данную тему.

Материал и методика исследований. В опытно-поисковом исследовании были задействованы 200 детей старшего дошкольного возраста - воспитанники дошкольных образовательных учреждений Чувашии (99 детей) и г. Москвы (101 ребенок); 200 родителей, из них 99 родителей из Чувашии и 101 родитель из г. Москвы; 224 педагога, из них 166 воспитателей детских садов села Ишлеи, городов Чебоксары и Новочебоксарск Чу-

вашской Республики и 58 педагогов дошкольных образовательных учреждений Центрального окружного управления образования г. Москвы. Были определены экспериментальные и контрольные группы детей (по 23 ребенка в каждой) г. Чебоксары Чувашской Республики (МДОУ «Детский сад № 75» - ЭГ, МДОУ «Детский сад № 76» - КГ) и г. Москвы (ГОУ «Детский сад комбинированного вида № 1733» - ЭГ, ГОУ «Детский сад № 1976» - КГ) для дальнейшего проведения формирующего эксперимента.

Обоснованность и научная достоверность полученных результатов обеспечивались выбором научной методологии, использованием достижений педагогической теории и практики, комплексным применением эмпирических и теоретических методов, адекватных предмету, цели и задачам исследования.

Результаты исследований и их обсуждение. Одним из условий приобщения дошкольников к культуре разных народов, по нашему мнению, является субъектная позиция ребенка, отражающая запас его знаний и характер взаимоотношений с людьми разных национальностей.

Анализ психологических и педагогических исследований по формированию личности ребенка старшего дошкольного возраста в процессе освоения этнонационального культурного наследия позволил нам разработать структуру его субъектной позиции (схема 1).

Схема 1

Структура субъектной позиции ребенка старшего дошкольного возраста в процессе освоения этнонациональной культуры

По результатам индивидуальных бесед, проблемных ситуаций, проективной методики, педагогического наблюдения выявлены особенности развития субъектной позиции ребенка старшего дошкольного возраста, отражающей запас его знаний о культуре своего народа и других народов России, а также отношения к ней, определены уровни ее проявлений (объектный, объект-субъектный, субъект-объектный, субъектный) и их показатели.

Количественные результаты изучения уровня развития субъектной позиции детей старшего дошкольного возраста городов Чебоксары и Москвы (ЭГ и КГ) в процессе освоения культурного наследия народов России представлены в табл. 1.

Таблица 1

Количественные результаты изучения уровня развития субъектной позиции детей старшего дошкольного возраста

Уровни проявления Данные по г. Чебоксары, % Данные по г. Москве, %

ЭГ КГ ЭГ КГ

Объектный 0 0 13 0

Объект-субъектный 61 52 78 96

Субъект-объектный 22 44 9 4

Субъектный 17 4 0 0

Экспериментальные данные позволили определить, что в процессе освоения культурного наследия народов России дети старшего дошкольного возраста в большинстве своем находятся на уровне объект-субъектных проявлений. Это говорит о том, что большая часть старших дошкольников испытывает интерес к данной культуре, но не у всех он проявляется. В то же время представления детей о культуре своего народа и других народов России неполные, отрывочные. Большинство старших дошкольников из Чувашии знают символику России, Чувашской Республики и г. Чебоксары, русские и чувашские сказки, песни, игры, они могут отличить русские и чувашские национальные костюмы. Только половина опрошенных дошкольников из Москвы знает символику России и своего города. К сожалению, дети даже не могут назвать русские народные сказки, путают их с современными мультфильмами «Смешарики», «Бэтмен», «Человек-паук», «Том и Джерри». Они не знают народных игр, хотя и играют в них, русских народных песен, в основном называют популярные песни и из современных мультфильмов. Если дети из Чувашии относят к народам России чувашей, русских, татар, мордвинов, то дети из Москвы - китайцев, испанцев, англичан, французов.

Материалы констатирующего эксперимента позволили спроектировать методику приобщения детей к культуре разных народов посредством дидактической игры. Исследовав структурные компоненты игр и их видовое разнообразие, мы предположили, что система дидактических игр этнонационального содержания способна развить субъектную позицию ребенка при условии разработки требований к их содержанию, четком соблюдении их структуры, объединении в систему, поэтапной реализации всех серий и алгоритма их использования.

Для приобщения детей к культуре народов России посредством комплекса дидактических игр был разработан перспективный план, который состоял из подготовительного и основного этапов.

В ходе подготовительного этапа формирующего эксперимента шел процесс отбора серий дидактических игр, направленных на ознакомление с культурой народов России и созданных в соответствии с рекомендациями В. Н. Аванесовой, А. К. Бондаренко, Э. К. Сусловой, Г. Н. Толкачевой.

В содержание дидактических игр нами были включены следующие знания: о городе, где проживает тот или иной народ; его достопримечательностях; национальной одежде и ее элементах; быте (жилище, предметы быта, народные обычаи, национальные кушанья); героях народных былин, сказок; народных играх, песнях и танцах; народных музыкальных инструментах; декоративно-прикладном искусстве. Каждая дидактическая игра содержала один из компонентов этнонациональной культуры.

Также отметим, что алгоритм использования дидактической игры состоял из трех фаз: первая фаза - обучение детей правилам игры и ознакомление с содержанием игровых действий; вторая - включение детей в игру; третья - введение игры в самостоятельную деятельность.

Задачей основного этапа формирующего эксперимента являлось ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой народов России посредством разработанной серии дидактических игр в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения. Оно проводилось в три этапа.

На первом этапе дети старшего дошкольного возраста сначала овладевали знаниями о культуре определенного (своего) народа, затем знакомились с культурой других народов России: Поволжья (татарской культурой), Северного Кавказа (культурой осетинского народа) и Севера (культурой якутского народа). При этом каждое последующее их ознакомление основывалось на уже имеющихся знаниях, что позволяло путем сравнения выявить национальные и общечеловеческие особенности в культуре.

Второй этап включал закрепление и систематизацию знаний о культуре разных народов России посредством дидактических игр. Содержание таких игр побуждало детей к деятельности, проявлению дружеских чувств, взаимопомощи, формированию толерантности к людям ближайшего национального окружения.

Целью третьего этапа было введение всей серии дидактических игр в самостоятельную деятельность детей, что позволило обеспечить их субъектную позицию в процессе освоения культурного наследия народов России.

Теоретические выводы о возможностях дидактической игры при приобщении детей к культуре народов России подтвердились в ходе проведения формирующего эксперимента. Можно было наблюдать, что в процессе дидактической игры этнонационального содержания у детей возникло желание ознакомиться с элементами этнонациональной культуры. Посредством заложенных в дидактических играх обучающих задач мы смогли обогатить, закрепить и систематизировать представления детей о людях ближайшего национального окружения и их культуре. Воспитательные задачи позволили сформировать у детей такие качества личности, как самостоятельность, инициативность, уверенность, толерантность, доброжелательность к культуре разных народов. Соблюдение игровых правил и развертывание игровых действий способствовали умению общаться со сверстниками, проявлению активности и творчества в процессе освоения этнонационального культурного наследия.

Динамика изменений уровня развития субъектной позиции детей старшего дошкольного возраста (городов Чебоксары и Москвы) в процессе освоения этнонациональной культуры на контрольном этапе представлены в табл. 2.

Таблица 2

Динамика изменений уровня развития субъектной позиции детей старшего дошкольного возраста ЭГ

Уровни проявления Данные по Чебоксарам, % Данные по Москве, %

констатирующий эксперимент контрольный эксперимент констатирующий эксперимент контрольный эксперимент

ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ

Объекraый о о о о 13 о о о

Gбъект- субъектный 61 52 о 48 78 96 о 87

Субъект- объектный 22 44 9 48 9 4 17 13

Субъектный 17 4 91 4 о о 83 о

Резюме. Проведенное исследование доказывает целесообразность приобщения детей старшего дошкольного возраста к культуре народов России посредством дидактической игры, а эффективность этого процесса обеспечивается следующими педагогическими условиями:

- реализацией системы дидактических игр, направленной на ознакомление детей с этнонациональной культурой. В содержании игр представлены как национальноособенные, так и общечеловеческие элементы этнокультуры;

- активизацией субъектной позиции ребенка, включающей мотивационноценностный, когнитивный (познавательный), эмоциональный, регулятивнодеятельностный компоненты и способствующей формированию положительного и социально значимого отношения к этнокультуре;

- вариативной организацией этнокультурной среды, содействующей жизненному и культурному самоопределению детей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гогоберидзе, А. Г. О субъектности дошкольника в поликультурном пространстве изменяющейся России / А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская // Проблема дошкольного детства в поликультурном пространстве изменяющейся России : сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции, состоявшейся 22-24 апреля 2009 г. - СПб. : Изд-во РГПУ им А. И. Герцена, 2009. - С. 258-265.

2. Толкачева, Г. Н. Формирование потребности в самоутверждении у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Г. Н. Толкачева. - М., 1990. - 16 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.