2. Балыхина Т.М. Структура и содержание российского филологического образования. - М., 2000.
3. Сафонова В.В. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях / О чём спорят в языковой педагогике. - М.: Еврошкола, 2004.
4. Hammerly H. Synthesis in Second Language Teaching // Second Language Publications, 1982.
5. Романенко Л.А. Профессиональный портфель начинающего учителя иностранного языка: методика разработки и практического применения: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. - Москва, 2005.
УДК. 373.2 ББК 74.100.251
ВОСПИТАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЭТНОНАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
М.В. Степанова, аспирант кафедры дошкольной педагогики МПГУ, (961) 3413900
В статье обосновывается значимость работы по приобщению детей старшего дошкольного возраста к культуре народов России. Автор показывает, каким образом этнонациональная культура разных народов влияет на формирование личности дошкольника, становление его субъектной позиции по отношению к людям ближайшего национального окружения. Доказывается положение о том, что система дидактических игр является эффективным средством ознакомления старших дошкольников с этнона-циональной культурой народов России.
Ключевые слова: дошкольник, культура народов России, этнонациональная культура, субъектная позиция ребенка, дидактическая игра.
BRINGING UP PRESCHOOL CHILDREN THROUGH ETHNO-NATIONAL CULTURE IN THE PROCESS OF DIDACTIC GAMES
Stepanova M. V.
The article substantiates the significance of preschool children accessing to culture of Russia's people. The author describes the ways the ethno-national culture impacts on child's character formation, its subject standpoint towards national surrounding. It proves the point that the systems of didactic games are effective means to familiarize the preschoolers (5-7years of age) with ethno-national culture.
Keywords: preschool child, Russia's people culture, ethno-national culture, child's subject standpoint, didactic game.
В современном мире одной из основных сил, определяющих облик XXI века, становится миграция, являющаяся неотъемлемым компонентом процесса глобализации. В философской, социологической и этнографической литературе четко прослеживается мысль о том, что миграционные процессы все больше оказывают влияние на социокультурную ситуацию как в нашей стране, так и в мире в целом. В связи с этим ученые рассматривают именно культуру как основу жизнеут-верждения человека в обществе; доказывают необходимость признания культуры каждого народа, равенства всех культур для сохранения мира на земле; размышляя о человеке культуры, прогнозируют дальнейшее развитие общества, выдвигая на первый план идею диалога в XXI веке. А это, в свою очередь, возможно только при приобщении человека к культуре разных народов, причем с детского возраста. Обогащая ребенка представлениями о культуре разных народов, можно воспитать свободную, независимую, уверенную, толерантную личность, умеющую жить в со-
трудничестве и согласии с другими людьми (Н.С. Белобородова, М.И. Богомолова, Е.Н. Кергилова, С.А. Козлова, Э.К. Суслова и др.).
Вопросы приобщения детей к культуре разных народов в психолого-педагогической литературе раскрываются с разных позиций: с позиции формирования культуры межнационального общения (З.Т. Гасанов, Д.А. Данилов, А.С. Касимова и др.), воспитания эмоционально-положительного отношения к людям ближайшего национального окружения (М.И. Богомолова, В.Д. Ботнарь, Э.К. Суслова, С.Н. Султанова и др.), формирования позитивного отношения к людям разных национальностей (Л.М. Захарова), приобщения к этнокультурным, национальным традициям (Е.Н Кергилова, Н.А. Курочкина, В.Н. Лукьяненко и др.). Исследователи при ознакомлении детей с культурой того или иного народа выбирают чаще национальную культуру в качестве содержательного компонента, имеющего потенциальные возможности формирования личности ребенка. Однако в ряде исследований нет четкого разграничения понятий «нацио-
нальная культура» и «этническая культура». Рассматривая национальную культуру, авторы включают в ее содержание элементы этнической культуры. Мы полагаем, что целесообразнее использовать понятие «этнонациональная культура». Ознакомление детей со всеми видами народного фольклора, народными промыслами и ремеслами, народным костюмом, народным искусством, национальной кухней, обычаями и традициями будет являться компонентом этнической культуры, а знакомство с символикой своей страны и других стран, национальным искусством, художественной литературой - компонентом национальной культуры. В этом случае приобщение детей к этнонациональ-ной культуре народов России будет являться частью поликультурного и патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Важным для нас является положение о том, что одним из условий приобщения дошкольников к культуре разных народов является субъектная позиция ребенка, отражающая запас его знаний и характер взаимоотношений с людьми разных национальностей. В исследованиях, посвященных ознакомлению детей с культурой того или иного народа, авторы вскользь упоминают об этой позиции, не раскрывая ее показателей и особенностей. Установлено, что субъектная позиция (активная позиция) обеспечивает основы развития личности, индивидуальности, избирательности, творчества. В самом общем виде субъектную позицию ребенка-дошкольника можно представить как позицию личностного саморазвития. В то же время она рассматривается как системное отношение внутренних, психических элементов, позволяющих человеку определенным образом (непротиворечиво и гармонично) осуществлять взаимодействия одновременно с внешней и внутриличностной средой. При приобщении дошкольников к культуре разных народов субъектная позиция обеспечивается включением детей в целостный процесс освоения ее национально-образного содержания, наличием анализа и поиска средств выразительности национальных образов народа, развитием у детей умения отражать черты национального в деятельности. Как показывают исследования, активная позиция ребенка способствует как возникновению народных игр, танцевальных движений, народных мелодий, рассказов-описаний о предметах декоративно-прикладного искусства по инициативе самих детей, так и многочисленным изменениям, дополнениям, детским вариантам игр, сказок, мелодий (Л.Д. Вавилова и др.). Субъектная позиция ребенка при взаимодействии со сверстниками разных национальностей способствует пробуждению национального самосознания. Она включает не только отнесение себя к той или иной национальности, но
и формирование представлений и эмоционально-оценочного отношения к этнонациональной культуре своего и других народов.
На изучение особенностей представлений детей старшего дошкольного возраста об этнонацио-нальной культуре людей ближайшего окружения и их отношения к ней был направлен констатирующий этап эксперимента. Результаты оказались неоднозначными. С одной стороны, выявлен высокий уровень интереса у дошкольников к культуре разных народов России. С другой стороны, у детей оказался низкий уровень представлений об этнона-циональной культуре разных народов и людях ближайшего национального окружения. На устранение этого противоречия была направлена разработанная нами серия дидактических игр, приобщающих детей к культуре народов России. Мы полагали, что дидактические игры обладают всеми возможностями для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с этнонациональной культурой народов России.
Серия дидактических игр была апробирована в дошкольных образовательных учреждениях г. Москвы (ГОУ Детский сад комбинированного вида № 1733) и г. Чебоксары (МДОУ Детский сад № 75). Разработанная серия дидактических игр включалась в воспитательно-образовательный процесс в три этапа. Цель первого заключалась в ознакомлении детей с элементами этнонациональной культуры одного народа. В содержание дидактических игр мы включили знания о главном городе, его достопримечательностях; национальной одежде народа; быте; народных сказках; играх; песнях и танцах, народном музыкальном инструменте; декоративно-прикладном искусстве. После усвоения детьми знаний о культуре своего народа их знакомили с этнонациональной культурой других народов России по принципу территориального проживания: Поволжья (татарской культурой), Северного Кавказа (культурой осетинского народа) и Севера (культурой якутского народа). При этом каждое последующее ознакомление с культурой другого народа основывалось уже на имеющихся знаниях детей, что помогало путем сравнения выявить национально-специфическое и общечеловеческое в их жизни и культуре. Второй этап включал в себя дидактические игры, направленные на закрепление и систематизацию знаний о культуре знакомых народов России. Содержание таких дидактических игр побуждало детей к деятельности, к проявлению дружеских чувств, взаимопомощи, формированию толерантности к людям ближайшего национального окружения. Целью третьего этапа было создание условий для использования дидактических игр в самостоятельной деятельности детей. Это позволило обеспечить субъектную
позицию дошкольников по отношению к этнона-циональной культуре народов России и людям ближайшего национального окружения. Результаты проведенного исследования подтвердили наше
предположение о том, что дидактические игры являются эффективным средством ознакомления детей с этнонациональной культурой народов России.
УДК 377.8 + 378 ББК Ч. 411.427
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ В ОБЛАСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И УСЛОВИЯ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ У БУДУЩИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
В.Н. Макарова, кандидат педагогических наук, профессор кафедры детской речи Орловского государственного университета, (4862) 777318
В статье обоснована необходимость формирования у педагогов специальных педагогических умений в области речевого развития детей дошкольного возраста, выделены типичные трудности и проблемы, возникающие у практических работников дошкольных образовательных учреждений при решении задач развития речи, а также требования к современным специалистам.
Ключевые слова: педагогические умения, речевое развитие детей дошкольного возраста, профессиональная подготовка воспитателей, показатели сформированности умений, условия формирования умений.
PEDAGOGICAL ABILITIES IN THE FIELD OF PRESCHOOL CHILDREN'S SPEECH DEVELOPMENT AND THE CONDITIONS OF THEIR DEVELOPMENT IN FUTURE KINDERGARTENERS
Makarova V.N.
In the article the necessity of training kindergarteners' special pedagogical abilities in the field of preschool children's speech development is proved. Typical difficulties and the problems which are urgent for practical workers of preschool educational institutions in the process of the solving of speech development problems are indicated. The requirements to modern experts are also identified.
Keywords: pedagogical abilities, preschool children's speech development, vocational training of kindergarteners, indicators of development of abilities, conditions of development of abilities.
У спешность профессиональной деятельности воспитателя дошкольного образовательного учреждения находится в прямой зависимости от степени его подготовленности к решению конкретных педагогических задач, которые возникают в реальных ситуациях взаимодействия с воспитанниками. Уникальность деятельности педагога состоит в том, что он имеет дело с неповторимой личностью ребенка, в силу этого не может при решении педагогических задач опираться лишь на готовые предписания и инструкции, а каждый раз сталкивается с необходимостью анализа ситуации, выявления проблемы, поиска и самостоятельного принятия решения.
Задачи речевого и лингвистического развития детей стоят в ряду сложных диагностических и творческих задач [4, с. 33-36]. Каждый раз в ситуациях речевого общения с детьми педагог вынужден для выбора правильного способа влияния на речь ребенка анализировать и учитывать множество факторов и самостоятельно находить оригинальное методическое решение. Так как речь ре-
бенка отражает не только уровень усвоения им родного языка, но и особенности развития всех психических процессов, становления его личности, нравственно-эстетического, эмоционального развития, то грамотная педагогическая работа в сфере языка и речи приобретает особую значимость. Острота проблемы совершенствования подготовки педагогов к работе по развитию речи детей, а значит, и улучшения этой работы в современных условиях дошкольного образования становится очевидной еще и в связи со следующими обстоятельствами: сложностью самих явлений - «язык», «речь», «речевое развитие», - изучение которых должно строиться на основе современных представлений об онтогенезе речи; неблагополучием окружающей ребенка речевой среды, которое в последние годы приобретает устрашающие формы; несформированностью в достаточной степени у многих взрослых (и воспитателей в частности) речевой культуры, речевых способностей.
Речевые способности, которые рассматриваются как «готовность субъекта к использованию языка в