Научная статья на тему 'Дидактические игры как средство ознакомления старших дошкольников с культурой народов России'

Дидактические игры как средство ознакомления старших дошкольников с культурой народов России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1635
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНИК / КУЛЬТУРА НАРОДОВ РОССИИ / ЭТНО-НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / СУБЪЕКТНАЯ ПОЗИЦИЯ РЕБЕНКА / ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА / THE PRESCHOOL CHILD / CULTURE OF THE PEOPLE OF RUSSIA / ETHNO-NATIONAL CULTURE / A SUBJECT POSITION OF THE CHILD / DIDACTIC GAME

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Степанова М. В.

В данной статье обосновывается целесообразность и возможность использования серии дидактических игр в ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с этно-нацио-нальной культурой народов России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Степанова М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Didactic games as a means for senior preschool children to review the culture of peoples of Russia

The article substantiates the desirability and opportunity of using a series of didactic games to learn under school age children the ethno-national culture of the peoples of Russia.

Текст научной работы на тему «Дидактические игры как средство ознакомления старших дошкольников с культурой народов России»

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

М. В. Степанова, аспирант,

кафедра дошкольной педагогики и психологии,

Московский педагогический

государственный университет,

г. Москва, Россия,

marijka21.79@mail.ru

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ОЗНАКОМЛЕНИЯ

СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С КУЛЬТУРОЙ НАРОДОВ РОССИИ

Сегодня дошкольные образовательные учреждения г. Москвы и России представляют собой поликультурное пространство, где интегрируются ценности различных этносов. В 2008 г. в Москве был создан совместный пилотный проект в области воспитания и образования детей младшего возраста «Московское образование: от младенчества до школы». В рамках данного проекта, а также в рамках Городской целевой программы развития образования «Столичное образование — 5» были предусмотрены мероприятия по патриотическому, поликультурному воспитанию современных детей дошкольного возраста и формированию у них толерантности к людям ближайшего национального окружения. Поликультурное воспитание понимается автором как приобщение ребенка к этнической, общенациональной и мировой культурам в целях его духовного обогащения, формирования готовности и умения жить в многокультурной среде.

Также в современных условиях актуальной становится задача подготовки подрастающего поколения, обладающего планетарным мышлением и готового к социальной коммуникации на базе межкультурной компетентности как личностного свойства ребенка в совокупности знаний, умений, навыков, личностных качеств1.

Чем меньше ребенок, тем более он открыт для восприятия любой культуры. При-

общая ребенка к культуре разных народов, можно воспитать свободную, независимую, уверенную, толерантную личность, умеющую жить в сотрудничестве и согласии с другими людьми (Н. С. Белоборо-дова, М. И. Богомолова, Е. Н. Кергилова, С. А. Козлова, Э. К. Суслова и др.).

Общеизвестно, что игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении2. Игра, в которой дети воспроизводят взаимоотношения между людьми, не только позволяет лучше понять и глубже пережить эту действительность, но и является мощным фактором воспитания высоких человеческих качеств. В воспитании нравственных качеств личности ребенка особая роль принадлежит содержанию и правилам игры3. Автор статьи считает, что дидактические игры таят в себе большие возможности в этом плане.

При создании дидактических игр этно-национального содержания необходимо соблюдать следующие требования.

Содержание дидактических игр, направленных на ознакомление старших дошкольников с культурой разных народов, должно обогащать их достаточно широким

кругом представлений и понятий о жизни, искусстве и взаимоотношениях разных народов, т. е. отражать разные сферы жизни народов, не завышая и не занижая возросших возможностей дошкольников. В то же время знания о разных народах, представленные в дидактических играх, могут носить образный, конкретный характер.

Кроме того, содержание таких дидактических игр должно побуждать детей к деятельности, к проявлению дружеских чувств, если есть необходимость, может менять отношение и поведение детей в желаемом для нас направлении. При этом в содержание дидактических игр необходимо включать определенный круг знаний о разных народах: месте жительства народа, главном городе, некоторых климатических и природных условиях, в которых живет народ; труде, быте (жилище, предметы быта, национальные кушанья, народные обычаи); языке, народном творчестве (сказки, загадки, подвижные игры), национальном костюме; высоких нравственных качествах народа, его дружеских взаимоотношениях с людьми разных национальностей.

В то же время сообщаемые знания при помощи этих дидактических игр следует строить на научной основе. Они могут вскрывать существенные стороны во взаимоотношениях людей разных национальностей, показывать типичное в жизни разных народов. В их содержании важно правильно соотносить как общечеловеческое, так и национально-специфическое в жизни разных народов, уделяя первому значительно больше внимания4.

Знания о разных народах должны быть доступны детям по содержанию, поэтому важно, при приобщении детей к культуре разных народов посредством дидактических игр, придерживаться определенного принципа при выборе этих народов. Следует исходить из национального состава группы, шире использовать пребывание в группе детей разных национальностей. Безусловно, надо учитывать связь данного детского сада с дошкольными учреждениями

другой республики. В последующем, когда дети усвоят знания о культуре своего народа, можно знакомить с этно-национальной культурой другого народа.

С учетом всего вышесказанного автором статьи была разработана серия дидактических игр, направленная на ознакомление детей с этно-национальной культурой народов России, которая впоследствии была апробирована в дошкольных образовательных учреждениях г. Москвы (ГОУ Детский сад комбинированного вида № 1733) и г. Чебоксары (МДОУ Детский сад № 75). При разработке таких игр автор опирался на теоретические положения А. К. Бонда-ренко о дидактических играх и данные констатирующего эксперимента о представлениях детей старшего дошкольного возраста о культуре народов России.

Каждая дидактическая игра включает в свое содержание один из компонентов этно-национальной культуры народа. Это — отдельная дидактическая игра по ознакомлению с главным городом, его символикой и достопримечательностями, другая — по ознакомлению с национальной одеждой и ее элементами, третья знакомит с жилищем народа и его бытом, четвертая игра посвящена героям народных сказок, пятая знакомит с музыкальными инструментами, народной песней и мелодией, следующая — с народными праздниками, обычаями и последняя — с предметами декоративно-прикладного искусства народа. Из этих дидактических игр складывается одна серия, алгоритм создания которой используется и при ознакомлении детей с другими народами. При разработке данных игр автор статьи старалась обратить внимание на степень трудности игровых правил и действий, чтобы при их выполнении дети проявляли определенные усилия, могли активно взаимодействовать между собой.

При ознакомлении детей с культурой русского народа для начала предлагается ввести дидактическую игру «Златоглавая Москва», с помощью которой дети могут закрепить свои знания о досто-

Игра, в которой дети воспроизводят взаимоотношения

между людьми, не только позволяет лучше понять и глубже пережить эту действительность, но и является мощным фактором воспитания высоких человеческих качеств.

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

примечательностях Москвы, собирая по подгруппам разрезные картинки. Предварительно можно провести беседу с детьми о символике России и Москвы с показом иллюстраций и слайдов, выучить пословицы о столице и стихотворение И. Векшегонова «Москва».

В следующей дидактической игре «Наряд для праздника» дети, разделившись на пары, могут помочь кукле в русской национальной одежде одеть мальчика и девочку в народный костюм, а затем все вместе поводить хоровод.

Далее, познакомив детей с главным городом России и его достопримечательностями, с русским народным костюмом, автор предлагает использовать дидактическую игру, знакомящую детей с жилищем русского народа и предметами быта «Изба утварью богата».

Дидактическая игра «В сказку можно поиграть» помогает не только закрепить знания детей о героях народных сказок, но и уточнить их представления об отличии народных сказок от мультфильмов.

Разработанная автором дидактическая игра «Музыкальная шкатулка» позволяет расширить представления старших дошкольников о народной песне, мелодиях и народных музыкальных инструментах. Наблюдение за детьми во время игры показало, что старшие дошкольники эмоционально и с интересом реагируют на звучание народных мелодий и песен, что дети сами придумывают движения под эти мелодии и с удовольствием танцуют.

Завершающими в первой серии дидактических игр являются игры, знакомящие детей с русским декоративно-прикладным искусством: хохломой, гжелью и городцом.

При проведении дидактических игр предлагается включать разнообразные игровые действия, что делает игру для детей не только обучающей, но занимательной и увлекательной. Так, дети могут делиться с помощью фишек на подгруппы, примерять национальные костюмы, разыгрывать героев народных сказок, водить хороводы, танцевать, имитировать игру на народных музыкальных инструментах, и все действия детей будут подчинены решению обучающей и воспитательной задачи в дидактической игре.

При этом алгоритм использования дидактической игры состоит из 3 фаз: 1 фаза — обучение детей правилам игры и ознакомление с содержанием игровых действий; 2 фаза — игровая деятельность под руководством взрослого; 3 фаза — введение игры в самостоятельную деятельность.

Необходимо отметить, в игре (2 фаза использования дидактической игры), когда детям правила и содержание игровых действий были уже знакомы, они активно начинают придумывать свои движения под народные мелодии, предлагают свои способы выбора пары либо команды. А в самостоятельной деятельности (3 фаза использования дидактической игры) несколько подгрупп детей, объединившись вместе, играют сразу в 2-3 дидактические игры. При этом каждая подгруппа стремится поиграть в «Музыкальную шкатулку». Такое поведение детей может повторяться на протяжении ознакомления с культурой не только своего, но и других народов.

Следующая серия игр знакомила детей г. Москвы с культурой мордовского народа, исходя из того, что в группе был мальчик мордвин, а старших дошкольников г. Чебоксары — с русской культурой.

Далее, можно знакомить детей с культурой народов России по принципу территориального разделения народов, например, Поволжья (татарской культурой), Северного Кавказа (культурой осетинского народа) и Севера (культурой якутского народа). При этом каждое последующее ознакомление с культурой народа будет основываться уже на имеющихся знаниях детей о культуре другого народа, что поможет выявить путем сравнения национально-специфическое и общечеловеческое в их жизни и культуре.

Алгоритм введения серии дидактических игр, направленных на ознакомление детей с культурой представленных выше народов, был таким же, что и при ознакомлении с культурой русского народа. Дети с большим желанием знакомятся с культурой народов России, проявляют к ней свое отношение, радуются при виде людей ближайшего национального окружения, учатся регулировать свое поведение в соответствии с правилами игры. Вместе с тем повыше-

ние их интереса к компонентам этно-на-циональной культуры, проявление положительных эмоциональных реакций во время взаимодействия с этими компонентами, формирование представлений о культуре своего и других народов идет непосредственно в игровой деятельности легко и незаметно. А это в свою очередь требует определенного руководства со стороны взрослого. Оно осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ.

За внешними различиями элементов этно-национальной культуры разных народов можно выделить их сходство: у каждой республики есть своя символика; у разных народов свои дома, и они есть у всех, в них должно быть уютно, чисто; в народных сказках всегда побеждает доброта, любовь, дружба, красота, значит, все народы стремятся к миру; каждый народ имеет свою национальную одежду, которой он выделяется; народная музыка и танцы у всех своеобразные, но они объединяют народ и т. д.

В конце игры обязательно оцениваются как правильные решения игровых задач детьми, так и их нравственные поступки, поведение, отмечаются успехи, вселяется уверенность в свои силы тем, у кого еще что-то не получилось в игре.

С целью закрепления и систематизации знаний детей о культуре одного народа посредством дидактических игр можно предложить дидактические игры «Что мы знаем о культуре народа?», «Путешествие по России», представляющие собой настольно-пе-чатные игры, «Найди такой же», структура которых была использована и при закреплении знаний детей о культуре других народов России. Содержание таких игр побуждает детей к деятельности, к проявлению дружеских чувств, взаимопомощи, формированию толерантности к людям ближайшего национального окружения. Игровые действия в таких играх носят также групповой характер. Алгоритм введения этих дидактических игр может быть таким же, как описано выше.

В последующем предлагается ввести всю серию дидактических игр в самостоятельную деятельность детей, что позволит обеспечить их субъектную позицию в отношении этно-национальной культуры народов России и к людям ближайшего национального окружения.

Таким образом, при проведении эксперимента можно было наблюдать, что в процессе игры с дидактическими играми этно-национального содержания у детей возникает потребность и желание взаимодействовать с элементами этно-национальной культуры народа. Посредством заложенных в дидактических играх обучающих задач обогащаются, закрепляются и систематизируются представления детей об этно-национальной культуре народов России и людях ближайшего национального окружения. Воспитывающие задачи позволяют сформировать такие качества личности, как самостоятельность, инициативность, уверенность, толерантность, доброжелательность к культуре разных народов. Соблюдение игровых правил и развертывание игровых действий способствуют умению общаться со сверстниками, проявлению активности и творчества в процессе освоения этно-национальной культуры.

1. Головяшкина М. А. Социальные коммуникации как контекст формирования межкультурной компетентности учащегося // Дискуссия: журнал научных публикаций. 2012. № 1 (19) январь. С. 124-129.

2. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: Избр. психол. труды / Под ред. Д. И. Фель-дштейна. М., Воронеж, 1995.

3. Бондаренко А. К. Социальная активность дошкольников в дидактических играх // Формирование первоначальных основ социальной активности у детей дошкольного возраста: Сборник научных трудов. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1984. С. 19-28.

4. Толкачева Г. Н. Формирование потребности в самоутверждении у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр: Автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. М., 1990. С. 16.

Приобщая ребенка к культуре разных народов, можно воспитать свободную, независимую, уверенную, толерантную личность, умеющую жить в сотрудничестве и согласии с другими людьми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.