Ю.И. Борсяков
ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ ФЕНОМЕНА ПОВСЕДНЕВНОСТИ*
Реферируется статья доктора философских наук, профессора, проректора Воронежского государственного педагогического университета Юрия Ивановича Борсякова.
Повседневность становится предметом изучения гуманитарных наук с начала ХХ в. Для объяснения современного мира философы и социологи все чаще обращаются «к анализу повседневных форм коммуникации» (с. 7). «В трудах культурологов повседневность рассматривается как фундаментальная категория, дающая ключ к пониманию духовных феноменов» (с. 8). Вокруг проблем обыденной жизни объединяются самые разнообразные исследования. Автор реферируемой статьи выделяет три методологических принципа. Во-первых, повседневность существует в результате процессов «оповседневнивания» и «преодоления повседневности». Во-вторых, повседневность - это понятие дифференцирующее, т.е. ее границы изменяются в зависимости от места, времени, среды и культуры. В-третьих, «речь о повседневности не совпадает с самой повседневной жизнью и с речью в повседневной жизни» (с. 11). Мартин Хайдеггер (1889-1976) определил повседневность как способ существования, сутью которого является присутствие (Dasein).
М.М. Бахтин в работе «Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса» (1965) открыл дотоле неизвестный пласт средневековой культуры, названный им «сме-
* Борсяков Ю.И. Философские основания феномена повседневности // Научно-философский анализ повседневности: Проблемы и перспективы развития в XXI веке. - Воронеж: Воронеж. гос. пед. ун-т, 2010. - С. 7-21. 142
Философские основания феномена повседневности
ховым». Он противопоставил смеховую, карнавальную культуру церковно-феодальной системе ценностей. Ю.М. Лотман описал обыденную культуру России ХУШ-Х1Х вв. в контексте мировой культуры. А.Я. Гуревич исследовал повседневную средневековую культуру. Г.С. Кнаббе изучил культуру Древнего Рима. В.М. Межуев показал различие между культурой и цивилизацией (с. 13-14).
«Повседневность является такой же знаковой системой, как и иные формы культурной и социальной жизни» (с. 16). Повседневность включена во все социальные отношения. «В современной социальной философии повседневность является объектом исследований и составной частью любого социально-научного труда» (с. 18). Повседневность включает практическую деятельность, мышление, целеполагание, иллюзии и фантазии. «Важным признаком неповседневного является необычность, которая встречается в момент возникновения или при опасности разрушения существующего порядка» (с. 20).
И. Г.