СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
УДК 378.17
ИЗУЧЕНИЕ ЗДРАВОЦЕНТРИЧЕСКИХ УСТАНОВОК СТУДЕНТОВ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ИНТЕГРАЦИИ СПОРТА И ИСКУССТВА
С.И. Крамской1-*, И.А. Амельченко2)
^Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова
1 '2)e-mail: sport.kafedra @ yandex .ru
В статье рассматривается проблема повышения оздоровительной культуры студентов БГТУ им. В.Г. Шухова. Представлены результаты социологических исследований о влиянии современного спорта на формирование векторов системы ценностей молодежи. Показана значимость формирования личностно ориентированной модели мотивации активных действий студентов в процессе физического совершенствования с позиции интеграции спорта и искусства.
Ключевые слова: студент, спорт, физическая культура, искусство, мотивация, здоровье,
красота.
В настоящее время система ценностей, мотивации, привычки, целенаправленное поведение становятся своего рода ядром реализации социальной идеологии в вопросах формирования здорового образа жизни, предусматривающей активное его созидание личностью. С данных позиций здоровый образ жизни - это категория главным образом мировоззренческая, духовно-нравственная, социальная и психолого-педагогическая.
Умение формировать и сохранять ресурсы здоровья, несомненно, должно оттачиваться на новом качественном уровне в период обучения в вузе. Студенческий возраст благоприятен для образования ценностных ориентаций как устойчивого свойства личности1. Для этого периода характерно расширение круга интересов молодого человека, разнообразие социальных приоритетов. В период социализации в вузе студенческая молодежь не только постигает основы профессионального
1 Амельченко И.А., Крамской С.И., Мусиков Г.В. Некоторые аспекты развития социального управления процессом формирования физической культуры студентов // Социально-гуманитарные знания. М., 2012. №8. С. 79-84.
2
мастерства, но и вырабатывает для себя жизненную философию . Стиль жизни, поведение, групповые нормы, интересы, ценности и стереотипы молодого поколения имеют определенную специфику, которая откладывает отпечаток на отношение к здоровью. Молодость нередко является периодом вступления на путь растраты здоровья подчас всегда бездумной и бездарной. В период самоутверждения, вхождения во взрослую жизнь студенты часто оказываются в ситуации риска, особенно в плане сохранения ресурсов здоровья. Это связано как целым рядом факторов объективного порядка, так и с определенными поведенческими стереотипами3.
Фундамент здоровья, основательно заложенный в молодом возрасте, ведение разумного образа жизни - это как бы солидный накопительный взнос на лицевом банковском счете, причем с очень хорошими процентами. Кажется, нет в студенческой среде человека, который бы этого не знал, пусть даже на интуитивно-инстинктивном уровне. Значительное число первокурсников испытывают трудности при разрешении чисто психологических проблем, связанных с адаптацией к образовательному процессу в вузе, новой микросоциальной среде. Именно на этом начальном этапе важно привлечь студентов к активным занятиям физической культурой и спортом, которые способствуют саморазвитию, самовоспитанию, проявлению активности, инициативы, реализации творческих возможностей. На современном этапе в БГТУ им. В.Г. Шухова созданы самые благоприятные условия для качественной подготовки не только инженерных кадров и специалистов высшей квалификации, но и воспитания гармонично развитой личности. В формировании личности будущих специалистов в вузе особое внимание уделяется физической культуре и спорту. Проводится большая работа по созданию современной спортивной базы4. Регулярные занятия физической культурой и спортом вносят значительный вклад в формирование здравоцентрических установок студенческой молодежи, снижают вероятность поддаться искушению «решать» проблемы с помощью приема алкоголя, наркотиков или других форм девиантного поведения.
Спорт - сложное и многогранное социальное явление. В процессе своего исторического развития он занял видное место, как в физической, так и духовной культуре общества, причем его социальная значимость продолжает стремительно возрастать. В своем жизненном воплощении спорт - это и неуклонное стремление человека к расширению границ своих возможностей, связанных с преодолением возрастающих трудностей, и целый мир эмоций, порождаемых успехами и неудачами, сложный комплекс межчеловеческих отношений, и популярнейшее
4
зрелище .
Значимость спорта в существенной мере возрастает на фоне глубинных социально-экономических преобразований в российском обществе. В ситуации сложившегося идеологического вакуума, в значительной степени недостающие компоненты могут восполнить средства физической культуры и спорта,
2 Бегенев И.Н., Борсяков Ю.И. Философские аспекты физической культуры // Культура физическая и здоровье. Воронеж, 2004. №1. С. 10-11.
3 Гостев Г.Р., Гостева С.Р., Григорьев О.А., Лотоненко А.В. Молодежь и физическая культура. М., 2008.
4 Амельченко И.А., Крамской С.И. О реализации оздоровительной программы в условиях технологичесого вуза // Высшее образование в России. М., 2014. №3. С. 94-96.
5 Здоровьеформирующие технологии в учебном процессе по дисциплине «Физическая культура»: учебное пособие / С.И. Крамской, В.П. Зайцев и др. Белгород, 2009.
определяющие развитие многих человеческих качеств, органически связанные с понятиями общей культуры, общечеловеческих ценностей, духовности5.
Спорт как явление современной цивилизации в значительной степени формирует определенный пласт индивидуального сознания. Он пробуждает желание быть вечно молодым, подтянутым, сохранять жизненный тонус, излучать уверенность. Спорт во всем мире стал неотъемлемой частью жизни, он проник в социум, как изобразительное искусство, театр, музыка. Миллионы людей приходят на соревнования (или наблюдают по телевидению), чтобы увидеть красоту движений, остроту спортивной борьбы, мастерство и силу, быстроту и легкость, своеобразие индивидуального стиля, грациозность и выразительность, совершенное владение
телом, испытывая эстетические чувства, удовлетворяя потребность в эмоциональном
6
сопереживании .
В данном контексте представляет практический интерес изучение влияния современного спорта на формирование векторов системы ценностей молодежи применительно к конкретным условиям высшего учебного заведения. Работа проведена на кафедре физического воспитания и спорта Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. По анкете, разработанной авторским коллективом, было опрошено 200 студентов (100 юношей и 100 девушек) в возрасте 18-19 лет. Была поставлена цель — выявить уровень интереса студентов к спортивным событиям и проанализировать связь выявленных закономерностей с системой ценностей молодежи.
Согласно результатам проведенного опроса, установлено, что здоровье занимает ведущее место в иерархии ценностей студенческой молодежи: 75,3% опрошенных ставят его на первое место, оставляя на более низких уровнях карьеру и материальный достаток. Значительная часть молодых людей (81,5%) согласны с утверждением, что здоровье человека при напряженном ритме современной жизни, изменении социальных ориентиров в условиях рыночной экономики имеет первостепенное значение, — особенно их собственное здоровье. Но только 25,4% респондентов связывают перспективы дальнейшего личностного роста с развитием своих физических возможностей.
На основании полученных данных, 51,4% респондентов регулярно следят за спортивными событиями. По мнению студентов, по большому счету именно эмоции, которые испытывает человек, следящий за накалом спортивной борьбы, имеют решающее значение в формировании такого качества спорта как притягательность. Очень важным моментом представляется тот факт, что степень эмоционального накала соревнований, как правило, не оставляет равнодушным большинство молодых людей. Она заставляет сопереживать, верить, страдать, ликовать и негодовать. Все эти чувства — фундамент для большого и трудного строительства архитектоники человеческой души, где безразличию нет места.
Обычно восприятию какого-либо явления способствует наиболее яркое впечатление, связанное с ним. Это впечатление может перерасти в заинтересованность, обрасти новыми ощущениями, деталями, знаниями. Спортивное зрелище по эмоциям, накалу, сюжету может быть пропитано такой драматургией, что человеческому разуму не придумать. Как только возникают кураж, красивая игра, контакт со зрителем, получается искусство. Эмоциональный ряд настоящего актера и настоящего спортсмена в чем-то наверняка схож. Спортивное действо дает такую же
6 Амельченко И.А., Крамской С.И. Значение физической культуры в реализации здоровьесберегающих технологий в вузе // Социально-гуманитарные знания. М., 2015. №8. С. 179-184.
7 Лоу Б. Красота спорта (междисциплинарное исследование). М., 1984. С. 29-33.
почву для переживания, для движения человеческой души, как и лучшие образцы искусства.
Подобно хорошему спектаклю, спортивные баталии порождают бурю реакций в душе болельщика: замирание сердца, мурашки по коже, "подкатывание" комка к горлу, слезы радости от победы и горечи поражения, озноб, смешанные ощущения восторга и напряжения, безудержное всепоглощающее счастье, разочарование и досада от несбывшихся надежд. Болельщику свойственно внутренне сливаться с командой, игроками как бы становиться частью единого действия. Замечено, что даже человек не склонный к проявлению чувств в обыденной жизни, погрузивших в феерию страсти, духа спортивного противостояния, может быть довольно сентиментальным болельщиком. События, разворачивающиеся на спортивных аренах, могут сыграть, что называется на нерве, затронуть лишний раз потайные струны зрительских душ. Спортсмены, особенно высокого класса, на протяжении многих лет кропотливым трудом отшлифовывают свое мастерство, так что со стороны болельщика все выглядит необыкновенно легко и красиво.
Приобщение к пониманию прекрасного в восприятии спорта имеет как внутриличностный, так и межличностный характер. Очевидно, что объективная эстетика спорта должна включать анализ с межкультурной точки зрения. Восприятие болельщиками красивых игровых эпизодов на крупных международных спортивных соревнованиях, и в особенности на Олимпийских играх, демонстрирует совпадение в оценках людей разных национальностей на основе общих эстетических критериев. В этой связи просмотр студентами соревнований высокого ранга в определенной степени позволят прикоснуться и к глубинному пласту межнационального культурного обмена.
В ходе работы также проводилось исследование особенностей личностного восприятия эстетической стороны спортивной деятельности у студентов. Проведенные исследования показали, что студенты, которые интересуются спортом более или менее постоянно, оценивают его именно с эстетических позиций, при этом они несколько расходятся в интерпретации его красоты. Это вполне объяснимо: различия во мнениях, суждениях и опыте наглядно отражают многогранность красоты спорта.
В ходе исследований было выявлено, что содержательная сторона ответов студентов в определенной степени зависит от их специализации. Наиболее тонкое образное восприятие спортивных игр отмечается у студентов архитектурно-строительного института. Необходимо подчеркнуть, что каждая из искусств (от архитектуры до музыки) обращается к высоким уровням сознания, причем характеризуется ярко выраженным своеобразием. Выразительным средством в спорте, по мнению студентов-архитекторов, является красота движения человека, созданная не только линиями тела, но и центростремительной силой, возникающей при напряженном усилии.
Исходя из результатов проведенного опроса, по данному компоненту необходимо отметить определенный уровень зрелости молодых людей, ведь ощутить красоту в спорте можно, лишь обладая развитым эстетическим чувством. Вместе с тем нами было установлено, что 43,7% студентов интересующихся спортивной жизнью страны, города, родного университета, сами активно физической культурой не занимаются, то есть, по сути, являются «болельщиками на диване». В этой связи обозначается самая главная проблема - дефицит мотивации активных действий в плане физического самосовершенствования. Как показывают проведенные исследования, дистанция между интересом к спортивной жизни и конкретными
шагами по организации самостоятельных оздоровительных тренировок может быть весьма внушительной.
Представляется целесообразным в ходе занятий проведение анализа спортивных трансляций, фильмов, обсуждение произведений живописи, скульптуры, посвященных спорту, работ спортивных фотожурналистов с акцентом на эстетические компоненты. Студентов необходимо стимулировать и к созданию художественных работ на спортивном материале. В конечном счете, по нашему мнению, каждый студент сможет увидеть спорт в новом свете, полнее понять и оценить его красоту. Стимуляция развития интереса в данном направлении с использованием различных форм, включая и образные с акцентом на эстетические компоненты, является одним из существенных элементов повышения физкультурно-спортивной активности молодежи.
Таким образом, проведенные исследования показали, что у студентов выражена эмоциональная и эстетическая сторона восприятия современного спорта. При этом в мотивационной сфере остро стоит проблема повышения личностной значимости организации самостоятельных оздоровительных тренировок. В конечном итоге здоровье всегда в руках молодого человека, если не сказать точнее — в образе мышления. В этой связи представляется целесообразным детальное формирование личностно ориентированной модели мотивации активных действий студентов в процессе физического совершенствования, в частности, с позиции развития познавательного интереса к данной сфере деятельности, более полной реализации потенциала интеграции спорта и искусства.
Список литературы
1. Борсяков Ю.И. Философские аспекты физической культуры / Ю.И. Борсяков, И.М. Бегенев // Культура физическая и здоровье. — Воронеж, 2004. — № 1. — С. 10-11.
2. Здоровьеформирующие технологии в учебном процессе по дисциплине «Физическая культура»: учебное пособие / С.И. Крамской, В.П. Зайцев и др. — Белгород: Изд-во БГТУ, 2009. — 190 с.
3. Крамской С.И. Значение физической культуры в реализации здоровьесберегающих технологий в вузе / С.И. Крамской, И.А. Амельченко // Социально-гуманитарные знания. — М., 2015. — № 8. — С. 179184.
4. Крамской С.И. Некоторые аспекты развития социального управления процессом формирования физической культуры студентов / С.И. Крамской И.А. Амельченко, Г.В. Мусиков // Социально-гуманитарные знания. — М., 2012. — № 8. — С. 79-84.
5. Крамской С.И. О реализации оздоровительной программы в условиях технического вуза / С.И. Крамской, И.А. Амельченко // Высшее образование в России (научно-педагогический журнал). — М., 2014. — № 3. — С. 94-96.
6. Лотоненко А.В. Молодежь и физическая культура: монография / А.В. Лотоненко, Г.Р. Гостев, С.Р.Гостева, О.А. Григорьев. — М.: Еврошкола, 2008.
7. Лоу Б. Красота спорта (междисциплинарное исследование). — М.: Радуга, 1984. — С. 29-33.
STUDYING OF HEALTHCENTRIC INSTALLATIONS OF STUDENTS THROUGH THE PRISM OF INTEGRATION OF SPORT AND ART
S.I. Kramskoy1), I.A. Amelchenko2)
1'2)Belgorod state technological university named after V.G. Shukhov 12)e-mail: [email protected]
The problem of increase of improving culture of students of BSTU named after V.G. Shukhov is considered in the article. Results of sociological researches about influence of modern sport on formation of vectors of youth's values system are presented. The importance formation of personally focused model the motivation of active actions students in the course of physical improvement from a position of sport's and art's integration is shown.
Keywords: student, sport, physical culture, art, motivation, health, beauty.