Научная статья на тему 'Здоровье в алгоритме рекреационных мероприятий: аналитический аспект'

Здоровье в алгоритме рекреационных мероприятий: аналитический аспект Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
408
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ГОСУДАРСТВО / ВАЛЕОЛОГИЯ / ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Зайцев В. П., Манучарян С. В., Дармофал Э. А.

Физкультура и спорт являются одним из условий увеличения долголетия нации. В статье рассматриваются меры поддержки спортивно-оздоровительных мероприятий, принятые правительством Украины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Зайцев В. П., Манучарян С. В., Дармофал Э. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Здоровье в алгоритме рекреационных мероприятий: аналитический аспект»

УДК 614.2

ЗДОРОВЬЕ В АЛГОРИТМЕ РЕКРЕАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ: АНАЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

B.П. Зайцев

C.В. Манучарян Э.А. Дармофал

Харьковская государственная академия физической культуры, г. Харьков

[email protected]

Физкультура и спорт являются одним из условий увеличения долголетия нации. В статье рассматриваются меры поддержки спортивно-оздоровительных мероприятий, принятые правительством Украины.

Ключевые слова: здоровье, государство, валеология, физкультура и спорт.

Одной из весьма важных проблем органов здравоохранения, образования и физической культуры является проблема здоровья населения и физического потенциала страны, особенно той его части, которая относится к трудоспособному возрасту. К сожалению, реальная ситуация в Украине, по мнению М.М. Булатовой [6], в настоящее время в этой сфере, намного хуже, чем в подавляющем большинстве европейских государств. Далее автор отмечает, что борьба с неинфекционными заболеваниями была озвучена 11 сентября 2006 года на 56-й сессии Европейского регионального комитета ВОЗ. В этом комплексном документе «Курс на оздоровление» подчеркивается, что действия, направленные на реализацию намеченной стратегии, должны основываться на следующих шести основных принципах:

- профилактика на всех этапах жизни;

- создание обществом среды обитания, благоприятной для здоровья людей;

- соответствие деятельности служб общественного здравоохранения и служб медицинской помощи стоящими перед ними задачами;

- предоставления людям возможностей, позволяющих им укреплять здоровье, эффективно взаимодействовать с медицинскими службами и активно участвовать в принятии решений относительно лечения и контроля;

- всеобщая доступность возможностей для укрепления здоровья, профилактики болезней и получения медицинской помощи;

- ответственность правительства на всех уровнях за выработку государственной политики, учитывающей интересы охраны здоровья населения, и за принятие надлежащих мер во всех соответствующих секторах.

В материалах Европейского регионального бюро ВОЗ отмечается, что уровень физической активности людей находится под влиянием искусственной и природной среды обитания, социального окружения, а также ряда индивидуальных факторов таких, как пол, возраст, физические возможности, наличие свободного времени и мотивации. А стимулирование физической активности является одним из ключевых компонентов любой стратегии, нацеленной на решение проблем, порождаемых малоподвижным образом жизни людей и ожирением среди детей и взрослых. Подчеркивается также, что физически активный образ жизни человека способствует улучшению индивидуального физического и психического здоровья, содействует укреплению социальной сплоченности всего сообщества и повышению его благосостояния.

В то время как во многих государствах Европы разработаны и успешно выполняются комплексные программы, нацеленные на повышение двигательной активности населения и реализацию других факторов оздоровительно-профилактической деятельности, которая за короткое время приводит к впечатляющим позитивным результатам и в нее вовлечено множество городов, в Украине, как замечает М.М. Булатова [6], жизненные реалии в этом отношении не совсем отвечают разработанным программам.

В связи с изложенным, мы изучили основные литературные источники, касающиеся проблем здоровья человека и рекреационных мероприятий, провели их анализ

с учетом своего многолетнего педагогического и научного опыта, а в отдельных случаях изложили свое видение на данные аспекты.

С целью преодоления таких негативных явлений в Украине наблюдается постепенное расширение законодательской и нормативной базы для развития физической культуры и спорта. Так 1 сентября 1998 года Указом Президента Украины № 963/98 была утверждена целевая комплексная программа «Фізичне виховання — здоров’я нації». Она включала 118 мероприятий (1999-2005 годы), которые отражали основные проблемы физической культуры и спорта. Целевая комплексная программа разработана согласно Закона Украины «Про фізичну культуру і спорт» и определяет необходимые изменения в подходах общества к укреплению здоровья человека как самой высокой гуманистической ценности и приоритетного направления государственной политики и действовала в течение 1999-2005 г.г.

В результате данной программы была организована и проведена в г. Киеве Международная научно-практическая конференция «Здоров’я у житті та спорті: фактори ризику та зберігаючи технології» (28-30 ноября 2007 года).

Участники конференции и члены Национального совета по вопросам охраны здоровья населения при Президенте Украины предложили рекомендации государственным и общественным организациям, образовательным и научным заведениям по поводу:

- разработки и принятия общегосударственной программы «Здоровий спосіб життя», которая бы учла передовой отечественный и зарубежный опыт, рекомендации ООН, ВОЗ, ЮНЕСКО, Совета Европы, Европейского Союза и носила межотраслевой характер, имела необходимые финансовые ресурсы, четкий контроль и высокую персональную ответственность должностных лиц на всех уровнях — в центре, регионах и городах;

- создания в исполнительных органах всех уровней структур, которые бы координировали работу по формированию здорового образа жизни, введение ответственных должностей в учебных заведениях, по месту работы и отдыха;

- популяризации разных составляющих здорового образа жизни в средствах массовой информации и сведение к минимуму либо запрещение рекламы алкогольных напитков, табачных изделий и т.п.;

- официального признания профессий по фитнесу, рекреации, физической реабилитации и внесение соответствующих изменений и дополнений в Классификатор профессий.

Кабинет министров Украины, реагируя на критическую ситуацию в стране, которая сложилась в сфере физической культуры и спорта (лишь 13% населения занимается физической культурой и спортом, а по средней продолжительности жизни человека Украина находится на одном из последних мест в Европе), 15 ноября 2006 года принял Государственную Программу развития физической культуры и спорта на 2007-2011 годы.

Дополнение к Программе состоит из 7-ми разделов, включающих 105 мероприятий:

1. Физическое воспитание, физкультурно-оздоровительная и спортивная работа в учебных заведениях.

2. Спорт для всех слоев населения по месту проживания и в местах массового отдыха граждан.

3. Массовый спорт среди сельского населения.

4. Физкультурно-оздоровительная деятельность в производственной сфере.

5. Физкультурно-оздоровительная и реабилитационная работа среди инвалидов.

6. Развитие олимпийских, параолимпийских, дефолимпийских и неолимпийских видов спорта: детский и детско-юношеский спорт, спорт высших достижений, спорт ветеранов.

7. Система обеспечения развития физической культуры и спорта: нормативноправовое обеспечение, материально-техническое, финансовое, научное, методическое, информационное и международная деятельность.

Всемирная организация здравоохранения еще в 1946 году в своем Уставе записала, что здоровье следует понимать как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней или физических дефектов. В дальнейшем многие ученые и педагоги не совсем согласились с таким определением. По их мнению, такая формулировка здоровья не отвечает современным требованиям общества и нуждается в изменении. Да и сами эксперты ВОЗ к понятию здоровья возвращались неоднократно. Рассмотрим некоторые из них.

Так, основоположник науки по валеологии И.И. Брехман [5], предложил свое мнение о здоровье человека - это способность сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации.

В.А. Лищук, Е.В. Мосткова [14] изложили свое определение здоровья: это способность к самосохранению, к увеличению жизненной силы человека.

Г.Л. Апанасенко [2] определяет, что здоровье - величайшая социальная ценность, основное условие для выполнения человеком его биологических и социальных функций, фундамент самореализации личности. В то же время автор относит здоровье к сложной категории, которая представляет собой результат взаимодействия индивида и окружающей среды - условий его существования, ведущих мотивов его жизнедеятельности и мироощущения в целом.

Е.А. Стальков, В.А. Панин [18] вкладывают свое понятие о здоровье - это единство биологического, физиологического, психического и социального формирования организма. В биологическом здоровье они видят генетическую программу, наследственность и конституцию, в физиологическом - функционирование и характер адаптации органов и систем, в психическом - от типа высшей нервной деятельности и доминант эмоциональных реакций до самооценки личности, в социальном - социальную ориентацию в обществе.

Государственный уровень оздоровительных мероприятий обеспечивается мерами по повышению материального и культурного уровня жизни человека, законодательными мерами, регламентирующими охрану общественного здоровья, участием всех министерств и ведомств, общественных организаций в создании оптимальных с позиции здоровья жизненных ценностей на основе всестороннего использования достижений научно-технического прогресса. Индивидуальный уровень предусматривает ответственность каждого человека за сохранение, укрепление, совершенствование своего здоровья.

Естественно, одной из основных задач программы здоровья является ее комплексная разработка и поэтапное расширение системы активного отдыха современного человека, как в процессе трудовой деятельности, так и вне ее. Для выполнения такой рекреационной задачи необходимо использовать санатории, санатории-профилактории, дома отдыха, туристические базы, спортивно-физкультурные лагеря, а также лесопарки, городские парки и другие оздоровительные учреждения, обладающими природными лечебно-профилактическими условиями. Не менее важной задачей следует считать организацию и благоустройство зон массового отдыха населения, в том числе 1-2-дневного отдыха в пригородных условиях: в парках здоровья, климатолечебных учреждениях, на лодочных станциях, лыжных базах, спортивно-игровых площадках. А основой такого отдыха является физическая рекреация.

Физическая рекреация в вузах физической культуры, как учебная дисциплина, является одним из важнейших компонентов целостного развития личности студента, его физического и духовного развития, началом формирования прогрессивных тенденций в развитии общественного мнения и личностных потребностей, а также формировании, укреплении и сохранении здоровья. Она позволяет организовать физкультурную деятельность с учетом интересов и потребностей каждого занимающегося, материальной базы, местных и национальных традиций, социальной активности. Деятельность в этом виде физической культуры способствует более полному раскрытию

социальной функции и ее значения в развитии общей культуры студентов, здоровому стилю жизни, сфере формирования социальной активности.

Что касается социальной активности студентов, то С.И. Крамской [13] рекомендует использовать системный подход. Для этого, по его мнению, необходимы опытный педагогический коллектив, хорошая спортивная база и поддержка ректората.

Рассматривая проблему здоровья человека в алгоритме рекреационных мероприятий, нельзя не отметить ученых, педагогов, врачей, внесших весомый вклад в ее изучение и разработку.

Так над данной проблемой в 8о-е годы прошлого столетия работали Р.М. Баевский, И.И. Брехман, И.И. Пархотик, С.А. Полищук, Н.М. Амосов, Ю.П. Лисицин, В.Г. Царфис, О.А. Александров и другие. В их трудах были раскрыты проблемы, касающиеся общих положений о здоровье человека и дискутировались вопросы по определению понятия здоровья.

В 90-е годы уже появились труды авторов, в которых изложены разработки мероприятий, направленных на формирование, укрепление и сохранение здоровья: В.П. Войтенко, В.А. Лищук, М.Я. Виленский, В.П. Петленко, В.П. Зайцев, В.В. Колба-нов, Г.К. Зайцев, Н.М. Амосов, Н.Т. Лебедева, Н.Н. Куинджи и много других.

В настоящее время в Украине уделяют много внимания проблеме здоровья населения, студентов и вузы физической культуры: Национальный университет физического воспитания и спорта Украины (В.Н. Платонов, М.В. Дутчак, И.И. Пархотик), Харьковская государственная академия физической культуры (Н.А. Олейник, В.П. Зайцев, С.В. Манучарян), а также ученые и педагоги Г.Л. Апанасенко, Ю.В. Суббота, С.И. Присяжнюк, Г.М. Топоров, Т.В. Бондаренко, С.Д. Прасол и другие [2, 19-21].

Рекреация (recreo, avi, atum, are) в переводе с латинского на русский язык означает: воссоздавать, восстанавливать, обновлять, подкреплять, освежать, приходить в себя; recreari e morbo - выздоравливать. В Большой советской энциклопедии [3] рекреацию характеризуют как отдых, восстановление сил человека, израсходованных в процессе труда. А почти через 10 лет в Большой медицинской энциклопедии [4] ее определяют более широко и глубже: это деятельность человека в свободное от работы время с целью восстановления, укрепления физических, духовных сил и всестороннего развития личности в основном с помощью природных факторов на специально предназначенных для этого территориях, находящихся вне места постоянного жительства.

Совсем по-другому высказываются А.В. Лотоненко и др. [15]: «Физическая рекреация направлена на удовлетворение биологических потребностей в двигательной активности и эмоциональных потребностей в развлечении, получения удовольствия, наслаждения через движения, переключения с одного вида деятельности на другой, на активизацию деятельности организма с помощью двигательной активности и профилактику неблагоприятных воздействий на организм людей».

Безусловно, рекреация - это собирательное понятие и охватывает широкий круг проблем, в основном связанных с санаторно-курортным лечением и всеми видами активного оздоровительного отдыха: занятия физической культурой, туризмом, экскурсиями и т.д. В то же время она предполагает комплексный системный подход к их изучению, организации и перспективному планированию. В этом значении данный термин употребляется с 6о-х годов ХХ века и классифицируется на два вида:

- кратковременную рекреацию - с возвращением на ночлег в места постоянного проживания;

- длительную рекреацию - с ночлегом вне места постоянного проживания.

Если для организации кратковременного отдыха должны быть отведены места в

населенных пунктах любой климатической зоны, то для организации длительного отдыха определяющим в выборе территории необходимо наличие условий - бальнеологических и климатических [8-12]. В медицинской и оздоровительно-физкультурной практике термин «рекреация» появился совсем недавно. Однако он широко использовался и используется в санаторно-курортной системе.

Санаторий (от латин. Sanare - лечить, оздоравливать, исцелять) относится к лечебно-профилактическому учреждению и предназначен для лечения больных преимущественно природными факторами (климат, минеральные воды, лечебные грязи, морские купания и др.) в комплексе с физиотерапией, психотерапией, лечебной физ-

культурой, диетотерапией с учетом соблюдения лечебного и двигательного режимов. Такое комплексное оздоровление даст возможность отдыхающему студенту формировать, а потом укреплять и сохранять здоровье и в то же время повышать устойчивость организма к неблагоприятным факторам внешней среды. Это отмечал всемирноизвестный профессор В.Н. Мошков [17] еще в 6о-х годах прошлого века.

Как и каждое понятийное слово, рекреация имеет свои функции, которые подразделяются на медикобиологическую, воспитательную (социально-курортную) и экономическую. Однако провести четкую границу между ними трудно. Они взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга. В понятийный аппарат рекреации можно также отнести:

- рекреационную систему, включающую санатории, дома отдыха, пансионаты, туристические базы, спортивно-оздоровительные лагеря и площадки, другие объекты для активного отдыха;

- рекреационное районирование, которое предусматривает выделение специальных зон для активного отдыха, степень развития рекреационных функций и плотность рекреационных объектов;

- размещение и соотношение объектов активного отдыха в рекреационной специальной среде, в том числе территориальной.

При проведении рекреационной деятельности необходимо использовать различные формы занятий физической культурой, туризмом, спортом, художественной самодеятельностью, техническим творчеством. Однако, условием для ее развития должно быть наличие у человека свободного времени, то есть составляющей части внерабочего времени. Другим важным фактором в ее развитии можно считать стремление уменьшить влияние на человека отрицательных последствий его образа жизни.

Безусловно, правы А.В. Лотоненко и др. [15], что занятия физической рекреацией решает преимущественно оздоровительную задачу. Этому способствуют разнообразные формы ее проведения, которые допускают изменения характера и содержания физических упражнений в зависимости от мотивов, интересов и потребностей студентов. Однако, несмотря на свободу выбора содержания, характера и форм занятий физическими упражнениями, положительный эффект можно получить лишь благодаря грамотной и умелой реорганизации, знаний, и их влияния на молодой организм.

Проблема физической рекреации в настоящее время привлекает внимание не только ученых, но и практических специалистов ведомств здравоохранения, образования, физической культуры. Причем эта озабоченность обоснована высокой заболеваемостью и снижением трудоспособности населения, в том числе и студентов [16]. Применение физической рекреации в учебном процессе, в лечебно-профилактических и культурно-развлекательных учреждениях, а также в быту даст возможность сформировать, укрепить и сохранить здоровье человека в его жизнедеятельности, в том числе и студента.

Таким образом, учитывая выше изложенное, и, с учетом многолетнего опыта авторов в научной, педагогической и практической деятельности, студенту, прежде всего, необходимо понять, что рекреация - это собирательное понятие и отражает в основном активный отдых человека вне трудовой, учебной, научной, спортивной и другой деятельности, лучше всего в специально предназначенных для этого условиях -в санаторно-курортных и оздоровительных учреждениях.

В понятийном аппарате рекреации следует выделить: вид, функцию, систему, районирование, деятельность, потребность, размещение, плотность, соотношение, средства, формы и методы оздоровления.

При проведении лечебно-профилактических мероприятий при тех или иных заболеваниях необходимо использовать рекреацию и ее разновидности в комплексе с естественными факторами природы, физическими факторами, психотерапией, диетотерапией, а также с учетом лечебного и двигательного режимов, пола, возраста и функциональных возможностей организма.

Рассматривая многоаспектную проблему рекреации, можно отметить, что она -один из видов комплексного патогенетического лечения, так как направлена на улучшение функций многих систем организма, особенно на ускорение механизмов адаптационных процессов.

Литература

1. Александров О.А. Комплексная программа здоровья / О.А. Александров. - М.: Медицина, 1988. - 96 с.

2. Апанасенко Г.Л. Медична валеологія: вибрані лекції / Г.Л. Апанасенко, Л.О. Попова. - К.: Здоров’я, 1998. - 248 с.

3. Большая советская энциклопедия. - Т. 21. - М.: Советская энциклопедия, 1975. -С. 616-617.

4. Большая медицинская энциклопедия. - Т.22. - М.: Советская энциклопедия, 1984. -С.141-145.

5. Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье / И.И. Брехман. - М.: ФиС, 1990. - 208 с.

6. Булатова М.М. Европейский опыт: уроки и ориентиры // Спортивная медицина. -2007. - № 1. - С. 3-10.

7. Войтенко В.П. Здоровье здоровых / В.П. Войтенко. - К.: Здоров’я, 1991. - 240 с.

8. Григорьев В.И. Инвестиционная поддержка развития индустрии рекреации / В.И. Григорьев, В.С. Симонов // Культура физическая и здоровье. - 2005. - № 4 (6). - С. 23-28.

9. Журавлев В.А. Природные факторы оздоровления и физическая рекреация / В.А. Журавлев, В.П. Зайцев, Н.В. Зайцева, А.Ф. Куликов. Под ред. В.П.Зайцева. - Харьков: Ха-ГИФК, 1999. - 72 с.

10. Зайцев В.П. Динамическое наблюдение в условиях пригородного санатория за больными, перенесшими острый инфаркт миокарда / В.П. Зайцев, А.Ф. Гавриленко, Н.В. Зайцева // Терапевтический архив. - 1982. - №1. - С. 64-66.

11. Зайцев В.П. Методика и эффективность двигательных режимов при хронических неспецифических заболеваниях легких в семейной здравнице / В.П. Зайцев, В.Н. Максимова // Вопросы курортологии, физиотерапии и леч. физ. культ. - 1992. - №3. - С. 18-21.

12. Зайцев В.П. ЛФК и массово-оздоровительные формы ее - основа физической реабилитации больных хроническим бронхитом в условиях пульмонологического санатория /

B.П. Зайцев // Курортология и физиотерапия: респуб. межведом. сб. - Киев: Здоров’я, 1992. -

C. 19-20.

13. Крамской С.И. Управление творческой деятельностью кафедры физического воспитания и спорта технического вуза: Монография /С.И. Крамской, В.П. Зайцев. - М.: Из-во АСВ; Белгород: Из-во БІТУ, 2004. - 244 с.

14. Лищук В.А. Девять ступеней к здоровью / В.А. Лищук, Е.В. Мосткова. - М.: ВКК, 1997. - 320 с.

15. Лотоненко А.В. Культура физическая и здоровье: Монография / А.В. Лотоненко, Г.Р. Гостев, С.Р. Гостева, О.А. Григорьева - М.: Еврошкола, 2008. - С. 95-101.

16. Медик В.А. Заболеваемость населения: история, современное состояние и методология изучения / В.А. Медик. - М.: Медицина, 2003. - 512 с.

17. Мошков В.Н. Лечебная физическая культура на курортах и в санаториях / В.Н. Мошков. - М.: Медицина, 1968. - 484 с.

18. Стальков Е.А. Валеология: от идеи спасения жизни к идее сохранения здоровья / Е.А. Стальков, В.А. Панин. - Калиниград: ФГУИПП «Янтар. Сказ», 2001. - 284 с.

19. Присяжнюк С.І. Фізичне виховання: Навч. пос. / С.І. Присяжнюк - К.: ЦУЛ, 2007. -

192 с.

20. Суббота Ю.В. Оздоровчі рухові програми самостійних занять фізичною культурою і спортом: Практич. посібник / Ю.В. Суббота. - Київ: КНЕУ, 2007. - 164 с.

21. Олейник Н.А. Физическая культура в алгоритме здоровьеформирующих технологий (Теоретические и педагогические взгляды): Коллект. монография / Н.А. Олейник, Т.В. Бондаренко, В.П. Зайцев, С.И. Крамской. Под ред. В.П. Зайцева. - Харьков: ХГАФК, 2008. - 180 с.

HEALTH AND RECREATION MEASURES: AN ANALYTHICAL ASPECT

V.P. Zaitsev

S.V. Manucharyan Physical culture and sport are one of the conditions of nation

E.A. Darmofal longevity. In the article measures of sport and fitness support of Ukraine

government are considered.

Kharkov State Academy

of Pysical culture, Keywords: health, state, valeology, physical culture and sport.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Kharkov

e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.