Научная статья на тему 'Реализация творческой деятельности кафедры медико-биологического профиля в образовательном пространстве высшего учебного заведения'

Реализация творческой деятельности кафедры медико-биологического профиля в образовательном пространстве высшего учебного заведения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
170
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕПОДАВАТЕЛИ / СТУДЕНТЫ / ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА / ТВОРЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ВИКЛАДАЧі / СТУДЕНТИ / ВИЩИЙ НАВЧАЛЬНИЙ ЗАКЛАД / НАВЧАЛЬНИЙ ПРОЦЕС / ВИДАВНИЧА ДіЯЛЬНіСТЬ / НАУКОВО-ДОСЛіДНА РОБОТА / ТВОРЧА СПіВПРАЦЯ / TEACHERS / STUDENTS / HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENT / EDUCATIONAL PROCESS / PUBLISHING ACTIVITY / RESEARCH WORK / CREATIVE COLLABORATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зайцев Вячеслав Петрович

В статье изложены основные оздоровительные направления кафедры физической реабилитации и здоровьесберегающих технологий, которые обусловлены высокой заболеваемостью среди дошкольников, школьников, студентов, спортсменов и лиц взрослого населения. По данной проблеме проводится совместная творческая деятельность профессорско-преподавательского коллектива и студентов. Полученные результаты работы за 2006-2012 учебных годов представлены в таблицах. За период шестилетней деятельности были созданы рабочие программы по всем дисциплинам кафедры. Для проведения практических занятий и стажировки студентов на клинических базах заключено 13 договоров о творческом сотрудничестве. Преподаватели оказывали квалифицированную помощь студентам при написании курсовых, квалификационных и магистерских работ, одновременно привлекая их к участию в научных, научно-практических конференциях и в студенческих научных форумах. По материалам конференций опубликованы сборники статей и тезисов, учебные пособия, монографии, статьи и тезисы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зайцев Вячеслав Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Realization of creative activity of department of medical and biological type in educational space of higher educational establishment

In the article basic health directions are expounded departments of physical rehabilitation and technologies of saving health, which are conditioned high morbidity among under-fives, schoolboys, students, sportsmen and persons of grown man population. On this issue joint creative activity of professorial-teaching collective and students is conducted. Got job performances after 2006-2012 school years presented in tables. During six years activity executable codes were created on all of disciplines of department. For the leadthrough of practical employments and internship of students on clinical bases 13 agreements are celled about a creative collaboration. Teachers rendered a skilled help students at writing of term, qualifying and master's degree papers, simultaneously bringing over them to participating in scientific, scientific and practical conferences and in student scientific forums. On materials of conferences train collections of reasons and theses, aids, monographs, articles and theses, are published.

Текст научной работы на тему «Реализация творческой деятельности кафедры медико-биологического профиля в образовательном пространстве высшего учебного заведения»

виховання і спорту

ОТ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА: FROM EDITORIAL BOARD:

Опыт работы кафедр Work experience of physical

физического воспитания. education department.

С целью улучшения и совершенствования работы кафедр физического воспитания открываем раздел, в котором будет представлен опыт работы в решении проблем здоровья студентов, преподавателей и сотрудников высших учебных заведений. Такой раздел даст возможность профессорско-преподавательскому составу кафедр обмениваться опытом работы с коллегами, повысить свое профессиональное мастерство, внести новации в управление физической культурой и спортом.

Реализация творческой деятельности кафедры медикобиологического профиля в образовательном пространстве высшего учебного заведения

Зайцев В.П.

Харьковская государственная академия физической культуры

Аннотации:

В статье изложены основные оздоровительные направления кафедры физической реабилитации и здоровьесберегающих технологий, которые обусловлены высокой заболеваемостью среди дошкольников, школьников, студентов, спортсменов и лиц взрослого населения. По данной проблеме проводится совместная творческая деятельность профессорско-преподавательского коллектива и студентов. Полученные результаты работы за 2006-2012 учебных годов представлены в таблицах. За период шестилетней деятельности были созданы рабочие программы по всем дисциплинам кафедры. Для проведения практических занятий и стажировки студентов на клинических базах заключено 13 договоров о творческом сотрудничестве. Преподаватели оказывали квалифицированную помощь студентам при написании курсовых, квалификационных и магистерских работ, одновременно привлекая их к участию в научных, научно-практических конференциях и в студенческих научных форумах. По материалам конференций опубликованы сборники статей и тезисов, учебные пособия, монографии, статьи и тезисы.

Ключевые слова:

преподаватели, студенты, высшее учебное заведение, учебный процесс, издательская деятельность, научноисследовательская работа, творческое сотрудничество.

Зайцев В.П. Реалізація творчої діяльності кафедри медико-біологічного профілю в освітньому просторі вищого навчального закладу. У статті викладені основні оздоровчі напрями кафедри фізичної реабілітації і здоров'язберігаючих технологій, які обумовлені високою захворюваністю серед дошкільників, школярів, студентів, спортсменів і осіб дорослого населення. З даної проблеми проводиться спільна творча діяльність професорсько-викладацького колективу та студентів. Отримані результати роботи за 20062012 навчальних років представлені в таблицях. За період шестирічної діяльності були створені робочі програми по всіх дисциплінах кафедри. Для проведення практичних занять і стажування студентів на клінічних базах складено 13 договорів про творчу співпрацю. Викладачі надавали кваліфіковану допомогу студентам при написанні курсових, кваліфікаційних і магістерських робіт, одночасно залучаючи їх до участі в наукових, науково-практичних конференціях і в студентських наукових форумах. По матеріалах конференцій опубліковані збірки статей і тез, навчальні посібники, монографії, статті і тези.

викладачі, студенти, вищий навчальний заклад, навчальний процес, видавнича діяльність, науково-дослідна робота, творча співпраця.

Zaycev V.P. Realization of creative activity of department of medical and biological type in educational space of higher educational establishment.

In the article basic health directions are expounded departments of physical rehabilitation and technologies of saving health, which are conditioned high morbidity among under-fives, schoolboys, students, sportsmen and persons of grown man population. On this issue joint creative activity of professorial-teaching collective and students is conducted. Got job performances after 2006-2012 school years presented in tables. During six years activity executable codes were created on all of disciplines of department. For the leadthrough of practical employments and internship of students on clinical bases 13 agreements are celled about a creative collaboration. Teachers rendered a skilled help students at writing of term, qualifying and master's degree papers, simultaneously bringing over them to participating in scientific, scientific and practical conferences and in student scientific forums. On materials of conferences train collections of reasons and theses, aids, monographs, articles and theses, are published.

teachers, students, higher educational establishment, educational process, publishing activity, research work, creative collaboration.

Введение.

Сложившаяся на сегодняшний день в мире экономическая ситуация и опыт передовых стран в преодолении кризисных явлений доказывают, что инновационная активность выступает необходимым условием для создания предпосылок устойчивого социальноэкономического развития. В целях обеспечения конкурентоспособности современные экономики делают ставку на научно-исследовательскую деятельность с последующим внедрением ее результатов в практику. Следуя по этому пути, многие страны не только преодолевают спад в экономике, но и обеспечивают ее структурную перестройку, осваивая высокие технологии и насыщая рынок наукоемкой продукцией. В настоящее время, как показывает мировой опыт, альтернативы инновационному пути развития нет [2,

© Зайцев В.П., 2012

3, 6, 13]. В этом плане физическая активность человека играет ведущую роль. Как отмечают В.К. Баль-севич и В.А. Запорожанов [1] она осуществляется на основе освоения индивидуумом накопленных знаний в области физического совершенствования человека, целенаправленного изменения биологических составляющих его природы и опосредованного воздействия на социальные составляющие. Поэтому ее можно считать активным элементом, формирующим в сочетании с другими факторами физическую культуру человека, и являющимся в этом смысле важнейшим компонентом системы общественного воспитания и самовоспитания личности. Это изречение записано 25 лет назад, но оно актуально и сейчас.

Формирование и укрепление здоровья студентов является одной из актуальных проблем не только администрации каждого высшего учебного заведения, но и

32012

руководства страны. Ведь студенты - это будущие специалисты на производстве, в образовании, здравоохранении, физической культуре и науке, которые несут в себе интеллектуальный потенциал в любом государстве. Естественно, для них следует создавать такие условия, которые способствовали бы созданию современной материально-технической базы для учебного процесса. В то же время необходимо совершенствовать средства физической культуры, её инновационные формы и методы занятий, направленные на укрепление их физического, психического и социального здоровья [4, 5, 7, 10, 15]. Работ по данной тематике много, однако мною в статье в основном уделено творческому потенциалу кафедры медико-биологического направления в области физической культуры и спорта. А вот таких работ очень мало, а если имеются, то они носят информационный характер.

Данная работа выполнена по плану научноисследовательской работы кафедры Харьковской государственной академии физической культуры.

Цель, задачи работы, материал и методы.

Цель работы - обобщить опыт работы кафедры медико-биологического направления в области физической культуры, спорта и показать ее деятельность благодаря творческому подходу к данной проблеме. В связи с изложенным сформулированы задачи:

1. Изучить и проанализировать литературные источники по данной проблеме.

2. Раскрыть творческую деятельность кафедры в научно-методическом и издательском направлении.

3. Показать важность творческого сотрудничества кафедры с другими кафедрами, клиническими базами и лечебно-профилактическими учреждениями Украины, России и других государств.

4. Построить схему творческого сотрудничества кафедры медико-биологического направления по проблеме «Физическая культура, спорт и здоровье студентов».

Для выполнения цели и задач использовались отчеты кафедры, опубликованные материалы научных и научно-практических конференций, учебные пособия, монографии, журнальные статьи, стенды, беседы с преподавателями и студентами.

Результаты исследований:

В каждом высшем учебном заведении физической культуры имеются такие кафедры, которые обязаны непосредственно заниматься формированием, восстановлением, укреплением и сохранением здоровья человека, в том числе и студента. Рассмотрим в качестве примера деятельность кафедры медикобиологического направления.

Кафедра рекреации и физической реабилитации в Харьковской государственной академии физической культуры создана по приказу ректора профессора Олейника Н.А. (№198 от 26 августа 2006 года), заведующим был назначен кандидат медицинских наук, профессор, член-корреспондент РАЕН Зайцев В.П. Учебно-научным направлением кафедры стали: физическая реабилитация, физическая рекреация, валеоло-гия и здоровье студентов [7, 8, 10, 12]. Такие направления обусловлены высокой заболеваемостью среди дошкольников, школьников, студентов, спортсменов и лиц взрослого населения. Безусловно, все это нуж-

дается не только в изучении, но и в разработке дополнительных рекреационных мероприятий, способствующих формированию, восстановлению, укреплению и сохранению здоровья. Данная проблема является особенно актуальной для специалистов физической культуры и спорта, работников здравоохранения, образования и науки.

Следует отметить, что в Европе проблему рекреации начали разрабатывать с 60-х годов прошлого столетия, а в США - еще раньше [7, 9, 12]. Первоначально планировалось проводить занятия только с иностранными студентами, но благодаря разработанной (В.П. Зайцев, С.В. Манучарян) новой учебной дисциплины «Физическая рекреация» и внедрению её в учебный процесс на IV и V курсах дневного и заочного отделений, а также на III курсе по специализации «Физическая реабилитация» кафедра получила возможность приобщить к оздоровительному процессу всех студентов академии. За шесть лет работы профессорско-преподавательский коллектив кафедры создал рабочие программы, обеспечил иностранных и отечественных студентов клиническими базами, медико-биологической литературой, привлёк их к участию в научно-практических конференциях и других научных форумах. В то же время преподаватели оказывали помощь студентам в написании курсовых, квалификационных и магистерских работ, одновременно выполняя кафедральную поисковую тему: «Поиск средств, форм и методов физической рекреации и реабилитации студентов в высшем учебном заведении». Сейчас на кафедре проводятся исследования по теме: «Организация рекреационных и реабилитационных мероприятий для беременных женщин в условиях санатория». Материалы исследований представлены в опубликованных журнальных статьях, сборниках научных и научно-практических конференций, учебных пособиях, монографиях и диссертациях, а также в докладах на заседаниях Харьковского медицинского общества по медицинской валеологии (В.П. Зайцев -сопредседатель этого общества).

Среди иностранных и отечественных студентов успешно проводились научная, учебно-методическая и научно-исследовательская работы (табл. 1, 2, 3). Так, иностранные студенты за этот промежуток времени выполнили 74 курсовых, 92 квалификационных, 42 магистерских работ, а четверо окончили аспирантуру. Мосаб С.Х. Амуди, Амжад А.Б. Хамдони прошли публичную защиту диссертации по специальности «Физическая реабилитация» и получили учёную степень кандидата наук. Научным руководителем обеих диссертаций был доктор медицинских наук Б.А. Пу-стовойт. Всего защищено (включая преподавателей): одна докторская и пять кандидатских диссертаций.

Как видно из таблиц, преподаватели кафедры особое внимание уделяли и уделяют не только учебной, но и научно-методической деятельности. Что касается конкурсных работ, выполненных иностранными и отечественными студентами, то они на конкурсах научноисследовательских работ в гг. Харькове, Херсоне Белгороде и Губкине (Россия) занимали I, II, III места.

В настоящее время проводятся диссертационные исследования на соискание ученой степени кандидата

виховання і спорту

Таблица 1

Выполнение учебных и научно-исследовательских работ

№ п/п Виды работ Окончание учебного года Всего

2007 2008 2009 2010 2011 2012

1. Курсовые 15 12 15 17 10 5 74

2. Квалификационные 19 20 12 14 16 11 92

3. Магистерские 7 5 8 8 — 14 42

4 Диссертационные на соискание ученой степени: - доктора наук - кандидата наук - - 1 2 2 1 1 1 6

5. НИР, выполненные на конкурс - 1 - 4 1 - 6

Таблица 2

Научно-методическая работа кафедры

№ п/п Наименование мероприятий Окончание учебного года Всего

2007 2008 2009 2010 2011 2012

1. Проведенные международные научные конференции 2 2 3 4 3 2 16

2. Проведенные областные научно-практические конференции - - - 1 1 1 3

3. Проведенные студенческие научнопрактические конференции - - - 1 1 - 2

4. Количество конференций, в которых участвовали преподаватели, студенты и аспиранты 6 10 14 9 10 12 61

5. Выступления преподавателей, студентов и аспирантов на заседаниях Харьковского медицинского общества по медицинской валеологии - - 7 18 22 21 68

6. Творческое сотрудничество с кафедрами, НИИ и клиническими базами 8 16 16 17 26 32 32

Таблица 3

Издательская деятельность кафедры

№ Опубликованные работы Окончание учебного года Всего

п/п 2007 2008 2009 2010 2011 2012

1. Учебные пособия 1 1 1 2 5

2. Монографии 1 - 1 1 - - 3

3. Электронные учебные пособия - 1 1 - - - 2

4. Сборники статей международных научных конференций 2 2 3 3 3 2 15

5. Методические рекомендации - - - - - 1 1

6. Статьи преподавателей, 19 22 32 44 36 49 202

в том числе студентов 6 16 24 4 27 4 81

наук (Абдоллахгарусси Мехрдад (Иран); Алзин Ходуд (Сирия); С.В. Манучарян; Т.В. Подкопай), а трое выполняют литературный и патентный поиск исследований на соискание ученой степени доктора наук (Д.О. Подкопай, Н.П. Ефименко, О.П. Канищева).

Для студентов иностранного отдела функциониру-

ют бакалаврат, магистратура, аспирантура. В них обучаются граждане из 15 стран: Алжир, Иордания, Иран, Китай, Конго, Ливан, Марокко, Палестина, Судан, Сирия, Грузия, Германия, Тунис, Уганда, Израиль.

Профессорско-преподавательский коллектив кафедры является одним из организаторов идеи, про-

32012

екта и формата ежегодных научных международных и областных научно-практических конференций по проблемам физического воспитания и спорта в высших учебных заведениях:

Здоровьесберегающие технологии, физическая реабилитация и рекреация в высших учебных заведениях (ноябрь, г. Харьков).

Проблемы и перспективы развития спортивных игр и единоборств в высших учебных заведениях (февраль, г. Харьков).

Физическое воспитание и спорт в высших учебных заведениях (апрель, г. Белгород).

Актуальные проблемы современного массажа (областная, март, г. Харьков).

Все статьи и тезисы по материалам проведенных конференций опубликованы в 15 международных научных сборниках, сборнике ВАК «Слобожанський науково-спортивний вісник», в двух журналах ВАК Украины: «Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання та спорту», «Физическое воспитание студентов» [11, 14] и в других печатных изданиях.

В 2011-2012 учебном году, в связи с введением в учебный процесс новых дисциплин по охране труда и гражданской обороне, приказом по академии №34 «В» от 26 августа кафедру переименовали на - «Кафедра физической реабилитации и здоровьесберегающих технологий». Теперь она свою функциональную деятельность осуществляет по следующим направлениям:

• физическая реабилитация, физическая рекреация, валеология;

• массаж (лечебный, спортивный, сегментарнорефлекторный и др.);

• охрана труда;

• гражданская оборона.

Однако, перед всеми преподавателями и сотрудниками по-прежнему стоят первостепенные проблемы:

• привлечение врачей для преподавательской работы по основным дисциплинам специализации «Физическая реабилитация»;

• заключение договоров о творческом сотрудничестве с новыми клиническими базами для проведения практических занятий и стажировки студентов;

• создание благоприятных эмоциональных взаимоотношений преподавателей и студентов;

• улучшение посещаемости занятий студентами;

• обеспечение иностранных студентов современной специализированной научно-методической литературой на русском языке;

• обеспечение лекций, практических занятий современными медицинскими приборами и мультимедийными технологиями;

• проведение научных исследований и написание курсовых, квалификационных, магистерских и диссертационных работ;

• агитация среди иностранных граждан для обучения на нашей кафедре.

В настоящее время на кафедре постоянно работают 8 штатных преподавателей, из которых один - доктор наук, шесть - кандидатов наук. Среди должностей: три профессора, три доцента и два старших преподавателя.

В профессорско-преподавательский состав кафедры также входят: 9 совместителей и 11 преподавателей с почасовой оплатой, из них: 3 - доктора медицинских наук, 6 - кандидатов медицинских наук.

Особое внимание на кафедре уделяется учебному и творческому сотрудничеству с лечебными базами и вузами Украины и России - заключено 13 договоров. Кроме того, профессорско-преподавательский коллектив кафедры:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• осуществляет консультативную и практическую помощь студентам, спортсменам, тренерам и преподавателям Харьковской государственной академии физической культуры, ДЮСШ г. Харькова (Дворец спорта), ТТТВСМ по шорт-треку, легкой атлетике.

• проводит ежегодно курсы по двум направлениям: «Современные проблемы лечебного массажа» и «Технология банного дела»;

• оказывает научную, учебно-научно-методическую помощь студентам, преподавателям по проблеме медико-биологического обеспечения физической культуры, спорта и здоровья;

• проводит врачебно-педагогические наблюдения за студентами ХГАФК, занимающимися футболом.

Выводы

1. Профессорско-преподавательский коллектив кафедры медико-биологического направления в учебном процессе с иностранными и отечественными студентами широко применяет учебно-методическую и научно-исследовательскую работу.

2. Для успешного выполнения этих мероприятий привлекаются студенты к участию в научных, научнопрактических конференциях, заседаниях медицинского общества, а также к опубликованию научных статей, выполнению курсовых, квалификационных, магистерских и диссертационных работ.

3. Для улучшения учебно-методической и научной деятельности преподавателей, а также с целью совершенствования их профессионального мастерства кафедра планирует проводить такие мероприятия:

• Заключить новые договора о творческом сотрудничестве с клиническими базами.

• Завершить работу над созданием электронной библиотеки на кафедре.

• Опубликовать:

учебные пособия - «Физическая рекреация в условиях современной цивилизации» (том 1), «Основи охорони праці»; «Техника и методика классического массажа» с грифом МОНМС;

монографии - «Твин-трек. Теория и практика»; «Врачебно-педагогические наблюдения за футболистами во время учебно-тренировочных занятий».

• Оформить стенды в холле кафедры: «Молодые ученые кафедры»; «Наши студенты на территории оперативно-спасательной станции г. Харькова»; «Физическое воспитание и спорт в высших учебных заведениях» по проведенной международной научной конференции.

Дальнейшие исследования планируется проводить по проблемам: «Физическая реабилитация и рекреация»; «Охрана труда в физической культуре и спорте».

виховання і спорту

Литература:

1. Бальсевич В.К., Запорожанов В.А.. Физическая активность человека. К.: Здоров’я, 1987. 224 с.

2. Бойчук Т, Голубева М., Левандовський О., Войчишин Л. Основи діагностичних досліджень у фізичній реабілітації: навч. Посібник. Л.: ЗУКЦ, 2010. 240 с.

3. Дорошенко Ю.А., Сомина И.В. Управление инновациями: учеб. пособие. Белгород: Изд-во БГТУ, 2011. 148 с.

4. Жданова О.М., Тучак А.М., Поляковський В.І., Котова І.В. Організація та методика оздоровчої фізичної культури і рекреаційного туризму: навч.посіб. Луцьк: Вежа, 2000. 248 с.

5. Зайцев В.П., Крамской С.И. Формирование оздоровительной культуры студентов в специальном учебном отделении: монография. Белгород: изд-во БГТУ, 2003. 232 с.

6. Зайцев В.П., Крамской С.И. Теория и практика в алгоритме научных исследований по физической культуре и спорту: монография. Белгород: изд-во БГТУ, 2008. 202 с.

7. Зайцев В.П., Олейник Н.А., Сосин И.К. Современные проблемы рекреации в высшем учебном заведении: коллект. монография.; под ред. Н.А. Олейника, В.П. Зайцева. - Харьков: ХГАФК, 2010. 348 с.

8. Крамской С.И., Зайцев В.П. Управление творческой деятельностью кафедры физического воспитания и спорта технического вуза: монография. М.: АСВ; Белгород: изд-во БГТУ, 2004. 244 с.

9. Круцевич ТЮ., Безверхня Г.В. Рекреація у фізичній культурі різних груп населення: навч. посіб. К.: Олімп. л-ра, 2010. 248 с.

10. Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта: учеб. Пособие. М.: Изд. центр «Академия», 2001. 240 с.

11. Шевченко Н.И., Зайцев В.П., Манучарян С.В., Прусик Кристоф. Физическая реабилитация лиц, пострадавших от травматического шока, в условиях стационара(доклиническая практика). Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання та спорту. 2012. №2. С. 132-137.

12. Приступа Є.Н., Жданова О.М., Линець М.М. Фізична рекреація: навч. посіб.; за наук. ред. Є.Н. Приступи. Л.: ЛДУФК, 2010. 447 с.

13. Теличенко В.И., Сборщиков С.Б., Пустовгар А.П., Маркова И.М. Инновационный менеджмент в строительстве: учебник. М.: Издательство АСВ, 2008. 208 с.

14. Зайцев В.П., Прусик Кристоф, Ермаков С.С.Физическая рекреация в структуре активного отдыха студентов. Физическое воспитание студентов, 2011. № 1. С. 68-77.

15. Шкляр М.Ф. Основы научных исследований: учеб. Пособие. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012. 244 с.

Информация об авторе: Зайцев Вячеслав Петрович [email protected]

Харьковская государственная академия физической культуры ул. Клочковская 99, г. Харьков, 61022, Украина.

Поступила в редакцию 29.07.2012г.

References:

1. Bal’sevich V.K., Zaporozhanov V.A. Fizicheskaia aktivnost' cheloveka [Physical activity of man], Kiev, Health, 1987, 224 p.

2. Bojchuk T., Golubeva M., Levandovs’kij O., Vojchishin L. Osnovi diagnostichnikh doslidzhen’ u fizichnij reabilitaciyi [Bases of diagnostic researches are in a physical rehabilitation], Lviv, ZUKTS, 2010, 240 p.

3. Doroshenko Iu.A., Somina I.V. Upravlenie innovaciiami [Management innovations], Belgorod, BSU Publ., 2011, 148 p.

4. Zhdanova O.M., Tuchak A.M., Poliakovs’kij V.I., Kotova I.V. Organizaciia ta metodika ozdorovchoyi fizichnoyi kulturi i rekreacijnogo turizmu [Organization and method of health physical culture and рекреаційного tourism], Lutsk, Tower, 2000, 248 p.

5. Zajcev V.P., Kramskoj S.I. Formirovanie ozdorovitel’noj kultury studentov v special’nom uchebnom otdelenii [Forming of health culture of students is in the special educational separation], Belgorod, BSU Publ., 2003, 232 p.

6. Zajcev V.P., Kramskoj S.I. Teoriia i praktika v algoritme nauchnykh issledovanij po fizicheskoj kulture i sportu [Theory and practice in the algorithm of scientific researches on a physical culture and sport], Belgorod, BSU Publ., 2008. 202 c.

7. Zajcev V.P., Olejnik N.A., Sosin I.K. Sovremennyeproblemy rekreacii v vysshem uchebnom zavedenii [Modern problems of recreation are in higher educational establishment], Kharkov, KSAPC, 2010, 348 p.

8. Kramskoj S.I., Zajcev V.P. Upravlenie tvorcheskoj deiatel’nost’iu kafedry fizicheskogo vospitaniia i sporta tekhnicheskogo vuza [Management creative activity of department of physical education and sport of technical institute of higher], Belgorod, BSU Publ., 2004, 244 p.

9. Krucevich T.Iu., Bezverkhnia G.V. Rekreaciia u fizichnij kul’turi riznikh grup naselennia [Recreation in the physical culture of different groups of population], Kiev, Olympic Literature, 2010, 248 p.

10. Lubysheva L.I. Sociologiia fizicheskoj kul’tury i sporta [Sociology of physical culture and sport], Moscow, Academy, 2001, 240 p.

11. Shevchenko N.I., Zajcev V.P., Manucharian S.V., Prusik Kristof. Pedagogika, psihologia ta mediko-biologicni problemi fizicnogo vihovanna i sportu [Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports], 2012, vol.2, pp. 132-137.

12. Pristupa Ie.N., Zhdanova O.M., Linec’ M.M. Fizichna rekreaciia [Physical recreation], Lviv, LSUPC, 2010, 447 p.

13. Telichenko V.I., Sborshchikov S.B., Pustovgar A.P., Markova I.M. Innovacionnyj menedzhment v stroitel’stve [An innovative management is in building], Moscow, ACB Publ., 2008, 208 p.

14. Zajcev V.P., Prusik Kristof, Iermakov S.S. Fiziceskoe vospitanie studentov [Physical Education of Students], 2011, vol.1, pp. 68-77.

15. Shkliar M.F. Osnovy nauchnykh issledovanij [Bases of scientific researches], Moscow, Dashkov и К, 2012, 244 p.

Information about the author: Zaycev V.P.

[email protected] Kharkov State Academy of Physical Culture Klochkovskaya str. 99, Kharkov, 61022, Ukraine.

Came to edition 29.07.2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.