Методология рекреации в структуре образовательного пространства
Зайцев В.П.1, Ермаков С.С.1, Хагнер-Деренговска Магдалена2
Харьковская государственная академия физической культуры1, Украина Высшая школа наук о здоровье2, Быдгощ, Польша
Анотации:
В работе изложены методологические аспекты здоровья, здорового образа жизни и рекреации, касающиеся студентов в высших учебных заведениях. Представлены исторические моменты рекреации и понятийная дефиниция рекреационных мероприятий. Даны определенные характеристики видов и функций рекреации, а также рекреационной системы, рекреационного районирования, размещения и соотношения объектов активного отдыха. Не менее важным фактором в проведении рекреационных мероприятий занимает желание самих студентов и высокий профессиональный уровень врачей, реабилитологов, инструкторов, методистов лечебной физической культуры и культурно-просветительных работников. Представленные выше проблемы являются целью исследований и наблюдений ученых, педагогов и врачей из Украины и Польши.
Ключевые слова:
высшее учебное заведение, студент, преподаватель, рекреация, активный и пассивный отдых.
Зайцев В.П., Єрмаков С.С., Хагнер-Деренговська Магдалена. Методологія рекреації в структурі освітнього простору. У роботі викладені методологічні аспекти здоров'я, здорового способу життя і рекреації, що стосуються студентів у вищих учбових закладах. Представлені історичні моменти рекреації і понятійна дефініція рекреаційних заходів. Дані певні характеристики видів і функцій рекреації, а також рекреаційної системи, рекреаційного районування, розміщення і співвідношення об'єктів активного відпочинку. Не менш важливим чинником в проведенні рекреаційних заходів займає бажання самих студентів і високий професійний рівень лікарів, реабілітологов, інструкторів, методистів лікувальної фізичної культури і культосвітніх працівників. Представлені вище проблеми є метою досліджень і спостережень учених, педагогів і лікарів з України і Польщі.
вищий учбовий заклад, студент, викладач, рекреація, активний і пасивний відпочинок.
Zaytzev V.P., Iermakov S.S., Hagner-Derengowska Magdalena. Methodology of recreation in the structure of educational space. The article deals with the methodological aspects of health, healthy lifestyle and recreation, touching students in higher educational establishments. The historical moments of recreation and concept definition of recreation measures are presented. Certain descriptions of kinds and functions of recreation are given, and also recreation system, recreation districting, placing and correlation of objects of active rest. In the leadthrough of recreation measures occupies the desire of students and high professional level of doctors as no less important factor, occupation therapist, instructors, methodists of medical physical culture and cultural and educational workers. Presented problems were the purpose of researches and supervisions of scientists, teachers and doctors from Ukraine and Poland.
higher educational establishment, student, teacher, recreation, active and passive rest.
Введение.
Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, в том числе и студента, но и всего общества. Здоровье - это качественная предпосылка будущей самореализации студентов, их активного долголетия и способности к сложному учебному, а в дальнейшем к профессиональному труду. Годы учебы в высшем учебном заведении совпадают со временем активного становления студента как личности, всего его организма и систем. В то же время в этот период происходят глубокие перемены в их образе жизни, культуре и психологии, предопределяющие формирование профессионального творческого и социального потенциала будущих специалистов. Изучение ценностных ориентаций студентов в отношении здорового образа жизни показывает существенное различие в структуре их ценностей по составу классифицированных групп, уровням признаков для одних и тех же ценностей, их ранговым местам [2, 3, 7, 35].
Однако, ставить сегодня вопрос об ограничении возрастающего напряжения в процессе обучения нереально. Надо научить студентов здоровому образу жизни и создать необходимый оптимум деятельности для центральной нервной системы организма. Если нельзя полностью их освободить от психо-эмоционального напряжения (и вряд ли следует стремиться к этому), то необходимо повысить устойчивость адаптационных механизмов организма к эмоциональным стрессам и упорядочить трудовую деятельность обучающихся. Целесообразно, с одной стороны, использовать резервы организма, а с другой, обнаружить отклонения и недостатки этих механизмов, чтобы вовремя их устранить [35].
© Зайцев В.П., Ермаков С.С., Хагнер-Деренговска М., 2011
В последнее время в обществе активизировалось внимание к здоровому образу жизни студентов. Это, в свою очередь, отражает его озабоченность здоровьем специалистов, выпускаемых высшей школой, ростом заболеваемости в процессе профессиональной подготовки, снижением дееспособности в трудовой сфере. Необходимо отметить, что не существует здорового образа жизни как некой особой формы жизнедеятельности вне образа жизни в целом. Наблюдающаяся иногда тенденция абсолютизировать здоровый образ жизни, как отмечает В.В. Марков [26] превратить его в некий самостоятельный феномен искажает суть проблемы, деформирует трактовку здорового образа жизни, подходы к его формированию.
Здоровый образ жизни отражает обобщенную типовую структуру форм жизнедеятельности студентов, для которой характерны единство и целесообразность процессов самоорганизации и самодисциплины, саморегуляции и саморазвития, направленных на полноценную реализацию своих сущностных сил, дарований и способностей. Он создает такую социокультурную микросреду для личности, в условиях которой возможны высокая творческая самоотдача, работоспособность, трудовая и общественная активность, психологический комфорт. При здоровом образе жизни ответственность за свое здоровье формируется у студентов как часть их общекультурного развития.
В отечественной и зарубежной литературе до сих пор нет единого мнения по поводу определения понятия - «рекреация». В этой работе мы попытаемся провести обзор основных понятий, связанных с рекреационной деятельностью студентов, и выяснить,
что же такое рекреация. Для чего необходимо проанализировать и сопоставить основные точки зрения и взгляды специалистов на рекреацию как уникальный медико-биологический, социокультурный и экономический феномен.
Определение основных понятий, связанных с явлением рекреации, оказывается в высшей степени сложным. Это объясняется некоторыми причинами:
• не существует единого международного терминологического стандарта по этой тематике: в разных странах господствует существенно различное официальное толкование понятий и терминов, связанных с рекреацией и сферой отдыха;
• в нашей стране нет единой законодательной базы, в которой был бы точно указан круг основных понятий, связанных с рекреацией и индустрией отдыха. В данных условиях наблюдается полный плюрализм мнений. Всегда найдется такой специалист, который докажет некорректность приведенного строгого определения и скажет, что «все не так, а сделать следует наоборот»;
• в силу различных причин такие понятия как рекреация, туризм, отдых, экскурсия, досуг, свободное и рекреационное время, а также другие в реальных условиях зачастую не так-то просто различимы. Поэтому не станем ориентироваться на предельно точные и сложные определения (да в этом и нет необходимости), а расскажем лишь основные понятия, наиболее часто встречающиеся в современной отечественной и зарубежной литературе, их содержание и соотношение лишь в самом общем виде, не вдаваясь в подробности и детали [7].
Соблюсти студентами здоровый образ жизни, наряду с множеством других проблем, без рекреационных мероприятий просто невозможно. В связи с этим возникает вопрос: - Что относить к рекреационным мероприятиям? И что означает рекреация? В таком случае обратимся к понятийному методологическому аппарату.
Т.Ю. Круцевич [22] считает, что методология -это учение о методе, совокупность приемов исследования, применяемых в той или иной отрасли науки. Один из основных принципов научной методологии состоит в том, что допускается наличие разных точек зрения и подходов в пределах научного изучения объективной действительности. В то же время А.П. Пешкова с соавторами [29] отмечает, что благодаря методологии все разработки становятся последовательной системой знаний, включающей принципы непрерывного развития, диалектического сопротиворечия, отрицания устаревшего и замена его новым знанием, но с учетом закономерности педагогического процесса. Хотя эти высказывания записаны 20-25 лет назад, но они правомерны и в настоящее время.
Цель, задачи работы, материал и методы.
Цель работы - показать важность рекреационных мероприятий и их дефиниций для формирования, восстановления, укрепления и сохранения здоровья студентов. Для ее решения сформулированы задачи:
• изучить литературные источники, касающиеся данной проблемы;
• проанализировать опыт работы авторов в условиях рекреационных территорий;
• разработать и охарактеризовать основной понятийный аппарат по этой проблеме с тем, чтобы проводить рекреацию вообще и, в частности, физическую рекреацию, способствующую полноценному восстановлению функциональных возможностей различных систем организма и развитию компенсаторных возможностей в условиях современной жизни человека и студента.
В представленной работе изложены используемые методы исследования:
• изучение и анализ литературных источников по данной проблеме [11, 13, 21, 25, 33];
• анализ педагогической и медико-биологической документации кафедр рекреации и физической реабилитации, физического воспитания;
• собеседование с преподавателями указанных кафедр и студентами;
• педагогический и врачебный опыт авторов работы;
• врачебно-педагогические наблюдения за преподавателями, студентами и отдыхающими во время рекреации и реабилитации.
Также был изучен опыт работы самих авторов в санаториях Харьковской области: «Рай-Еленовка», «Роща», «Елочка», «Высокий» [12 - 15]. Этот опыт в дальнейшем лег в основу, наряду с литературными источниками, данной статьи.
Результаты исследования.
Прежде чем приступить к разрешению термина рекреации, мы остановимся на некоторых исторических фактах. Как отмечает С.А. Боголюбова [4], впервые в научной литературе термин «рекреация» появился в США в конце 1890-х гг. в связи с введением нормированного рабочего дня, второго выходного дня и летних отпусков. Соответственно, под этим термином понимали восстановление, оздоровление, а также пространство, где осуществлялись данные виды деятельности. В изданиях последних лет прослеживается переход к новому видению понятия «рекреация». В частности, В.А. Квартальнов в одной из своих последних работ «Энциклопедия туризма» (2003) приводит следующие определения рекреации:
• расширенное воспроизводство физических, интеллектуальных и эмоциональных сил человека;
• игра или развлечение, используемые для восстановления физических и умственных сил;
• наиболее быстро развивающийся сегмент индустрии досуга, связанный с участием населения в активном отдыхе на открытом воздухе, приходящийся преимущественно на уик-энд;
• перестройка организма и человеческих популяций, обеспечивающая возможность активной деятельности при изменении условий и характера окружающей среды;
• цивилизованный отдых, связанный с профилактикой заболеваний в стационарных условиях, экскурсионно-туристскими мероприятиями, а также с занятиями физической культурой.
Следуя данной точке зрения, можно выделить некоторые основные виды деятельности студентов во время отдыха:
• занятия, связанные с определенной физической нагрузкой (физическая культура, прогулки, туризм, альпинизм);
• любительские занятия (охота, рыбная ловля, сбор грибов и ягод и т.п.);
• приобщение к миру искусства, а также творчество в сфере искусства;
• интеллектуальная деятельность (чтение, самообразование);
• различные виды общения;
• развлечения, носящие либо активный, либо пассивный характер (игры, танцы, зрелища, чтение и др.);
• путешествия и экскурсии ради удовольствия;
• другие виды.
В Большой медицинский энциклопедии за 1962 год (Т.28) определения рекреации отсутствовало. В Большой советской энциклопедии за 1975 год [5] рекреацию характеризуют как отдых, восстановление сил человека, израсходованных в процессе труда. А почти через 10 лет в Большой медицинской энциклопедии [6] ее определяют более широко и глубже: это деятельность человека в свободное от работы время с целью восстановления, укрепления физических, духовных сил и всестороннего развития личности в основном с помощью природных факторов на специально предназначенных для этого территориях, находящихся вне места постоянного жительства.
Совсем недавно под редакцией Т.Ю. Круцевич опубликован двухтомный учебник: «Теория и методика физического воспитания». В нем определена физическая рекреация [33] как комплекс мероприятий, направленный на совершенствование процессов восстановления работоспособности после физической и умственной работы. Физическая рекреация - это осуществление активного отдыха людей с использованием физических упражнений, получение удовольствия от этого процесса. А в 2009 г. Т.Ю. Круцевич, О.В. Андреева, О.Л. Благий опубликовали статью в научно -теоретическом журнале «Спортивна медицина», .№1-2 под названием «Ретроспектива підготовки фахівців з рекреації в Україні», в которой изложены этапы подготовки кадров в сфере рекреации и оздоровительной физической культуры [31].
Совсем по-другому высказываются А.В. Лотонен-ко и др. [25]. Они считают, что рекреация направлена на удовлетворение биологических потребностей в двигательной активности и эмоциональных потребностей в развлечении, получения удовольствия, наслаждения через движения, переключения с одного вида деятельности на другой, на активизацию деятельности организма с помощью двигательной активности и профилактику неблагоприятных воздействий на организм людей.
Безусловно, рекреация - это собирательное понятие и охватывает широкий круг проблем, в основном связанных с санаторно-курортным лечением и со всеми видами активного и пассивного оздоровительного отдыха: занятия физической культурой, туризмом, экскурсиями, посещение кинотеатров, театров, концертов, чтение художественной литературы и т.д. В то же время она предполагает комплексный системный подход к их изучению, организации и перспективному планированию. В этом значении данный термин употребляется с 60-х годов ХХ века и классифицируется на два вида:
• кратковременную рекреацию - с возвращением на ночлег в места постоянного проживания (использование внутригородских и пригородных зеленых зон);
• длительную рекреацию - с ночлегом вне места постоянного проживания.
Если для организации кратковременного отдыха должны быть отведены места в населенных пунктах любой климатической зоны, то для организации длительного отдыха определяющим в выборе территории необходимо наличие условий - бальнеологических и климатических [9, 12, 18, 37].
Как известно, свободное время в течение года подразделяется на дневное, еженедельное и ежегодное. Свободное время - это часть внерабочего времени, предназначенных для физического, интеллектуального развития и отдыха человека. Оно является его правом и необходимым условием развития. И отдых, как основная функция свободного времени, в свою очередь, подразделяется на кратковременный (ежедневный, еженедельный) и длительный (ежегодный в период каникул, отпуска). По мнению Г.В.Ивановой [19], особую значимость имеет кратковременный отдых. Его преимущество состоит в том, что он не связан с резкой переменой климата, а отдыхающий не нуждается в акклиматизации к новым природным условиям.
Фактор времени и время, как пространство человеческого развития и его основная мера, имеет огромное значение не только в процессе производственной деятельности, но и во всей жизни людей. Умение учитывать и планировать свое время не только в труде, но и в учебе, быту - характерная черта передовых людей, будь-то рабочий или инженер, ученый или служащий. Под внерабочим временем Г.А. Пруденский [30] понимает все время в течение суток (недели, месяца, года) за вычетом рабочего времени (учебных занятий), обусловленного нормальной деятельностью рабочего (учебного) дня, а также времени сверхурочной работы (дополнительных занятий). В него входит и свободное время. Свободное время - это лишь та часть внерабочего времени (учебных занятий), которая идет на отдых, выполнения домашнего задания, самообразования, любительские занятия, общественную деятельность, работу в домашнем хозяйстве. Следует отметить, что рабочее время изучается учеными значительно чаще и больше, чем внерабочее время. Вместе с тем нам давно известно, что в области изучения внерабочего времени, несмотря на преобладающую его долю (примерно 7576 % в недельном бюджете) в жизни человека, еще не накопился обширный опыт исследований.
В медицинской и оздоровительно-физкультурной практике термин «рекреация» появился совсем недавно. Однако он широко использовался и используется в санаторно-курортной системе [17, 28].
Санаторий (от латин. sanare - лечить, оздоравливать, исцелять) относится к лечебно-профилактическому учреждению и предназначен для лечения больных преимущественно природными факторами (климат, минеральные воды, лечебные грязи, морские купания и др.) в комплексе с физиотерапией, психотерапией, лечебной физкультурой, диетотерапией с учетом соблюдения лечебного и двигательного режимов. Такое комплексное оздоровление даст возможность отды-
хающему студенту формировать, а потом укреплять и сохранять здоровье, а также повышать устойчивость организма к неблагоприятным факторам внешней среды. Это отмечал всемирно известный профессор В.Н.Мошков [27] еще в 60-х годах прошлого века. По своему содержанию санаторный режим является активным, который предусматривает не только процесс дозированной тренировки, но и щажение больного. Активность больного, хотя и сочетается с элементами пассивного отдыха, должна являться главным и ведущим фактором в организации комплексного санаторно-курортного лечения.
Нельзя также не учитывать, что в рамках осуществления гигиенических и профилактических принципов в период лечения в санаториях больных следует приучать выполнять те методы оздоровления и укрепления организма, которые они с успехом могут регулярно применять в домашней обстановке: утреннюю гигиеническую гимнастику, лечебную гимнастику, вечернюю гимнастику, прогулки, дозированную лечебную ходьбу, тренировочную ходьбу по ступенькам лестницы, оздоровительный бег, туризм, лыжи, плавание, греблю, игры и др. Все это является фактором, стимулирующим субординационные влияния со стороны центральной нервной системы на соподчиненные системы и органы, поддерживая и развивая функциональную адаптацию всего организма. При этом нельзя забывать о повышении уровня физического развития больных. В то же время в санаторно-курортных условиях на больных влияет вся обстановка: особенность климата, красота природы (ландшафт), особая растительность, море, горы и т.д. Немаловажным фактором является и смена обстановки. А она чаще всего положительно действует на психику человека.
В связи с этим для людей вообще и для каждого студента, в частности, проводятся рекреационные и другие оздоровительные мероприятия, которые способствуют формированию, восстановлению, укреплению и сохранению их здоровья. Наряду с множеством таких мероприятий можно использовать для профилактики заболеваний и укрепления здоровья студентов активный и неактивный отдых при различных условиях и обстоятельствах в разных периодах года.
При выполнения исследований были использованы литературные источники, а также выявлены и проанализированы специализированные территории, предназначенные для санаторно-воспитательных мероприятий [20, 23]. К специализированным объектам ландшафтной местности относятся те объекты общественного назначения, которые осуществляют одну ведущую функцию (спортивную, познавательную, мемориальную и т.д.) и дают возможность для населения обеспечить широкий выбор форм рекреационных мероприятий. Эти формы могут быть специализированной системой для проведения физической рекреации населения, в том числе и студентов. Как отмечают
О.Б. Сокольская и соавторы [32], в крупных городах и их пригородах, имеющих сложившуюся рекреационную систему, размещение новых объектов отдыха, лечения, спортивного и культурно-развлекательного характера следует проводить по принципу функцио-
нальной компенсации, дополняя существенную сеть отсутствующими видами рекреации с учетом периодичности использования.
В то же время эти объекты должны иметь свою ландшафтную особенность и характеризоваться рельефом, водными ресурсами, почвой, растительностью в виде трав, кустарников и деревьев. Рельеф
- это структурная часть ландшафтной территории, которая вписывается в нее и придают этой территории функциональный характер. Водные ресурсы всегда улучшают ландшафт, укрепляют функциональную и эстетическую направленность среды: море, река, канал, ручей, водные каскады, пруд, родник, фонтан и др. Безусловно, ландшафтную местность украшает растительность (цветы, кустарники, деревья, и т.д.) в виде газонов, цветников, дорожно-тропиночной сети и площадок [20, 28].
Проблема ландшафта и социальной культуры связана с фундаментальным универсальным пространством. Рассматриваемое в качестве категории или некой данности оно неизбежно возникает с той или иной степенью осознанности при исследовании любой темы, в том числе историко-культурной.
Естественный ландшафт включен в экзистенцаль-ные взаимоотношения природы и культуры, служит их полем и порождающим началом, выступая в функции субъекта. Взаимоотношения с ним человека многообразны. В результате возник так называемый культурный ландшафт - свидетельство активности не только культуры, но и природы в формировании жизненного пространства человека, результат их синкретического единства и взаимодействия. Культурный ландшафт в определенном смысле можно считать неким новым геологическим образованием: меняет поверхность земли, влияет на климат, растительность, животный мир, воздействует на самого человека, образуя новую окружающую среду. Ландшафт служит частью не только внешнего, но и внутреннего пространства человека. Ведь он является идеальной позицией для индивидуального видения мира [23].
В крупных городах, в том числе в г. Харькове и области, имеются различные специализированные парки и сады. Все они отражают важные направления рекреационных мероприятий, которые основаны на познавательных, оздоровительных и воспитательных функциях для населения и для студентов, в частности. К ним относятся [32]:
• Ботанические сады. Свое развитие они получили из аптекарских огородов Средневековья и эпохи Возрождения. В настоящее время эти сады сочетают в себе научно-исследовательскую работу, а также культурно-просветительскую и рекреационную функции.
• Зоологические парки и сады предназначены для демонстрации представителей животного мира Земли в ландшафтном окружении. Они созданы для животных по признаку естественной природной среды их обитания и изучения. Такой зоопарк сочетает в себе различные функции: демонстрационную, научноисследовательскую, воспитательную, общеобразовательную, пропагандную, охрана воспроизводства редких и исчезающих животных.
• Спортивные парки включают в себя комплекс спортивных и физкультурных сооружений различных размеров, размещенных среди зеленых насаждений и предназначенных для рекреационного отдыха и культурно-просветительной работы. Эти парки возникли в глубокой древности. Красота окружающей природы является основополагающим фактором при выборе места для сооружения этих парков.
• Курортные парки обычно являются системой озелененных территорий городов-курортов.Их созданиена-чалось после повсеместного введения железнодорожных линий. Они используются для климатотерапии, пешеходных прогулок, лечебной физкультуры, а также для туристических, оздоровительно-рекреационных и санаторно-курортных комплексов.
• Гидропарки относятся к разновидностям культурноразвлекательных парков, использование которых населением связано с водоемами. Они создаются на берегах рек, озер, морей, океанов, водохранилищ, а также на островах, отработанных карьерах, туристических зонах. Соотношение территорий водоемов, насаждений и лугов примерно 3:1:1.
• Пляжные комплексы могут быть у естественных и искусственных водоемов (озеро, пруд), рек, морей и океанов, а также общего профиля и специализированные (лечебные, детские, мужские, женские). Формы отдыха на пляже подразделяются на пассивный (принятие солнечных и воздушных ванн, чтение, пассивные игры) и активный (занятие физическими упражнениями, купание и др.).
• Парки развлечений и аттракционов относятся к культурно-развлекательным комплексам. Они выполняют такие функции: зрелищные, игровые, передвижные, детские и катание.
• Детские парки и игровые комплексы предназначены для игр, развлечений, занятий физической культурой и спортом, культурно-просветительных занятий и художественного воспитания детей в природном окружении. Такие парки обеспечивают наилучшие условия для закаливания организма детей, расширением их кругозора, ознакомления с различными отраслями науки, техники, искусства и занятий самостоятельным творчеством.
• Выставочные сады и парки относятся к эстетикодекоративной группе объектов ландшафтной территории, а ряд из них - к курортно- познавательной группе. Они знакомят население с достижениями науки и техники, промышленности, сельского хозяйства, культуры и искусства.
• Этнографические парки - это памятники народной архитектуры, стремление сохранить их образы или это музеи под открытым небом. Они размещаются в городе, пригородной зоне и в сельской местности. На их территории можно проводить фестивали народного творчества, выступления фольклорных ансамблей, организовывать народные праздники, гулянья, ярмарки и другие рекреационные мероприятия. Такие ландшафтные территории относятся к группе культурно-познавательных парков и одновременно выполняют музейные функции: сохраняют народные традиции, промыслы, предметы народного быта, ремесла, искусство и культуру.
• Мемориальные сады и парки создаются для ознакомления с историческими ландшафтами, событиями, жизнью знаменитых людей. В них организуются торжественные мероприятия и другие рекреационные мероприятия, проводятся туристично-экскурсионное обслуживание и относятся они к культурнопознавательной группе парков.
Таким образом, перечисленные одиннадцать типов парков и садов функционируют в г.Харькове и Харьковской области как в одном функциональном виде, так и смешанном. Посещение и участие студентов в проводимых мероприятиях может принести для них огромную пользу как в культурно-познавательном, воспитательном, культурно-развлекательном, эстетико-декоративном формировании, так и в рекреационно-оздоровительных мероприятиях с использованием всех средств физической культуры, ее форм и методов занятий.
Как и каждое понятийное слово, студент должен знать, что рекреация имеет свои функции, которые подразделяются на медико-биологическую, воспитательную (социально-курортную) и экономическую [1, 17]. Однако провести четкую границу между этими функциями трудно. Они взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга.
В понятийный аппарат рекреации можно также отнести:
• рекреационную систему, включающую санатории, дома отдыха, пансионаты, туристические базы, спортивно-оздоровительные лагеря и площадки, другие объекты для активного отдыха;
• рекреационное районирование, которое предусматривает выделение специальных зон для активного отдыха, степень развития рекреационных функций и плотность рекреационных объектов;
• размещение и соотношение объектов активного отдыха в рекреационной специальной среде, в том числе территориальной. При гигиенической оценке качества территории, отводимой для рекреации, необходима оценка климата и качества определяемых сред (воздуха, воды, почвы) для развития видов рекреации и устойчивость среды к антропогенной нагрузке.
Организацию климатопрофилактики и климатотерапии лучше проводить в санаторно-курортных условиях, где работают специалисты по курортологии и возможен большой выбор климатических воздействий. При проведении рекреационной деятельности необходимо использовать различные формы занятий физической культурой, туризмом, спортом, художественной самодеятельностью, техническим творчеством. В то же время условием для ее развития должно быть наличие у человека свободного времени, то есть составляющей части внерабочего времени. Другим важным фактором в ее развитии можно считать стремление уменьшить влияние на человека отрицательных последствий его образа жизни. Не менее важным фактором в успешной рекреационной деятельности являются:
• уровень образовательной подготовки работников в этой сфере;
• профессионализм врачей, реабилитологов, инструкторов, методистов физической культуры, культурнопросветительных работников в своей специальности;
• наличие специальных территориальных зон для рекреационной деятельности (внутригородских, пригородных), условий для проведения занятий и культурно-развлекательных мероприятий;
• наличие у людей потребности заниматься рекреационной деятельностью, в том числе физической культурой и развлекательным отдыхом;
• доступность выполнения предлагаемых форм занятий рекреационной деятельностью, которые могли бы успешно применяться и в свободное от учебной, трудовой, научной, спортивной деятельности.
Вместе с тем, качественное решение перечисленных выше задач, по мнению В.И. Григорьева, В.С. Симонова [8], может быть достигнуто только на основе следования вполне определенным правилам и принципам:
• первоочередное направление капитальных вложений на осуществление наиболее важных общегосударственных, региональных и межотраслевых программ длительного действия;
• направление капитальных вложений в первую очередь на реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, выделение средств на строительство новых производств и промышленных комплексов;
• обеспечение сохранения характерных особенностей и специализации региона, приоритетности развития отраслей и производств, составляющих основу регионального социально-экономического комплекса;
• достижение комплексности прогнозирования развития народного хозяйства регионов и достижение на этой основе рационального использования капитальных вложений, необходимых для развития каждой отрасли в отдельности и всего хозяйства в целом.
Учитывая выше изложенное, и с учетом многолетнего опыта авторов в научной, педагогической, врачебной и практической деятельности студентам, прежде всего, необходимо понять, что рекреация - это собирательное понятие и отражает в основном активный и пассивный отдых человека вне трудовой, учебной, научной и иной деятельности, направленный на формирование, восстановление, укрепление и сохранение здоровья, лучше всего в специально предназначенных для этого условиях - в санаторно-курортных и оздоровительных учреждениях, приносящих удовольствие от этих мероприятий. Однако Н.В. Фоменко [34] считает, что «рекреація - це процес відновлення фізичних, духовних і нервово-психічних сил людини, який забезпечується системою заходів і здійснюється у вільний від роботи час на спеціалізованих територіях». В понятийном аппарате рекреации следует выделить: вид, функцию, систему, районирование, деятельность, потребность, размещение, плотность, соотношение, средства, формы, методы и т.д.
Как отмечает Тадеуш Станишевски [36], самую важную роль в воспитании к рекреации играет семья, которая является социальной группой, полнейшим образом формирующий мир человеческих ценностей и потребностей. Семья для молодого человека является основой воспитания, так как влияет на его интеллектуальное, моральное, социальное, культурное, физическое развитие и состояние здоровья.
При проведении лечебно-профилактических мероприятий при тех или иных заболеваниях необходимо использовать рекреацию и ее разновидности в комплексе с естественными факторами природы, физическими факторами, психотерапией, диетотерапией, фитотерапией, а также с учетом лечебного и двигательного режимов, пола, возраста и функциональных возможностей организма. Рассматривая многоаспектную проблему рекреации, можно отметить, что она
- один из видов комплексного патогенетического лечения, так как направлена на улучшение функций многих систем организма, особенно на ускорение механизмов адаптационных процессов.
Природа для человека, в том числе и для студентов, изначально является целительным средством, и чтобы быть здоровым им необходимо с ней «постоянно общаться». Она вызывает у них подъем душевных и физических сил. Как известно, основой активного отдыха является массово-оздоровительная физическая культура или, как сейчас принято говорить - физическая рекреация. Смысловое значение термина «рекреация» в переводе с латинского языка на русский различно. Так, «гесгео» обозначает восстанавливать, отдыхать [24].
В медико-биологической функции различают два аспекта: оздоровительный отдых и санаторное лечение. В свою очередь, следует заметить, что оздоровительный отдых призван восстановить работоспособность студентов и снять у них нервно-психическое напряжение. Социально-культурная функция рекреации выделяет познавательную рекреационную деятельность, связанную с осмотром культурно-исторических ценностей, ознакомлением новых территорий. И активное участие в культурно-развлекательных мероприятиях, которые приносят удовольствие и душевный покой.
Учебный процесс в высшем учебном заведении функционирует так, что после окончания экзаменационных сессий следует период активного и пассивного отдыха - каникулы. От того как студенты в этот период проводят свой отдых во многом зависит их дальнейшая активность в учебном процессе. Помогает разрешить данную проблему оздоровительно-спортивный лагерь. Он позволяет оздоровить студентов, внедрить среди них здоровый образ жизни, развить у них мотивацию к занятиям физическими упражнениями, укрепить самоорганизацию. Важное место в данной связи занимает физическая рекреация (рис. 1). Особенно это относится к внеучебным занятиям физическими упражнениями. В данном случае представляется необходимым определить средства, формы, содержание и методы функционирования физической рекреации с точки зрения ее потребности, например, в летнее каникулярное время в оздоровительно-спортивном лагере.
В двигательные режимы студентов в оздоровительно-спортивном лагере в каникулярное время включены различные средства, формы и методы физической рекреации. Они проводятся с учетом их состояния здоровья, возраста, пола и физической подготовленности. Основой физической рекреации являются занятия физической культурой, лечебной физической культурой, массово-оздоровительными формами физической культуры и культурно-развлекательные
мероприятия: дискотека, художественная самодеятельность, физкультурные праздники, соревнования, туристические походы, экскурсии и др. [14].
Из средств физической культуры использовались: физические упражнения, естественные факторы природы, двигательные режимы, массаж (самомассаж), трудотерапия, механотерапия. Из форм занятий применялись: утренняя гигиеническая гимнастика, оздоровительная гимнастика, дозированная ходьба, терренкур, занятия на «тропе здоровья», оздоровительный бег, плавание, самостоятельные занятия физическими упражнениями и др. Методы этих занятий: индивидуальный, малогрупповой и чаще всего групповой.
В условиях лагеря не менее важное значение занимают занятия по дозированной лечебной ходьбе. Особенность такой ходьбы заключалась в возможности точно дозировать нагрузку по пройденному расстоянию и скорости движения. Маршрут был проложен по ровной местности. В первый день студентам рекомендуется пройти 1500 м. Каждый день расстояние увеличивалось на 500-600 м. Перед окончанием отдыха за 2 недели студент осваивал 4-5 км дозированной ходьбы. Скорость ходьбы во время освоения маршрута была переменной - 100-120 шагов в минуту, иногда и более. Осваивали маршрут ходьбы ежедневно в одно и то же время - за 1,5-2 часа до еды или через 1,5-2 часа после еды. Нагрузку во время ходьбы дозировали путем изменения продолжительности, скорости и длины шага.
Контроль за деятельностью сердца осуществлялся по показанию пульса: вовремя ходьбы и после ее окончания частота пульса не должна превышать 110120 ударов минуту. Такая ходьба не должна вызывать затрудненное дыхание, боли за грудиной и в ногах, чувство тяжести и другие ощущения. После ходьбы принимали теплый душ-дождик или другие водные процедуры.
Из всех форм физической рекреации самым универсальным и массовым средством рекреационных мероприятии является «тропа здоровья». Она состоит из маршрута и станций. Дистанция пути равнялась 2500 м, через 300-500 м на маршруте обустроены тренировочные пункты (станции) с различными приспособлениями и «спортивными» снарядами. Каждая станция в виде площадки находилась вблизи «тропы здоровья» не далее чем в 50 м. На «тропе здоровья» из подручных средств организованы места для отдыха: столбы, палки, бревна, качели, скамейки.
«Тропа здоровья» является хорошей базой для проведения индивидуальных, малогрупповых и групповых занятий физическими упражнениями. На ней осуществляются дозированная ходьба, бег, а также организовываются массово-физкультурные и развлекательные мероприятия. Преодолевается маршрут пути между станциями пешком или бегом. Следует заметить, что во время физической рекреации на студентов одновременно действовали солнечные и воздушные факторы, микроклимат леса, водоема и степных полей. Все это вместе взятое в разумных дозировках благоприятно влияло на организм и психику студентов.
Особое место в системе физической рекреации студентов занимают подвижные и спортивные игры.
Самыми распространенными являются: футбол, волейбол, пляжный волейбол, игры в воде, эстафеты по плаванию. В каждом заезде проходит спортивный праздник. В его программу входят соревнования по волейболу, легкой атлетике, плаванию и др. видам спорта [14].
Одной из самых распространенных форм физической рекреации студентов - это занятия плаванием. Они помогают студентам закаливать свой организм и укреплять свое здоровье. Проводимые для студентов рекреационные мероприятия в естественных условиях природы дали возможность:
благоприятно воздействовать на психику и приносить эстетическое наслаждение и нравственное удовлетворение;
положительно влиять на их состояние здоровья и физическую подготовленность.
Разработанная система физической рекреации студентов и внедренная в практику работы оздоровительно-спортивного лагеря способствовала:
• активизации обмена веществ в организме с целью усиления окислительных процессов;
• повышения функциональной приспособляемости организма к постоянно возрастающим физическим нагрузкам;
• улучшению психологического статуса;
• подготовке студентов к бытовым и учебным нагрузкам.
Следовательно, проведенные мероприятия по физической рекреации студентов в комплексе с природными факторами оздоровления способствовали более эффективному восстановлению и укреплению их здоровья. В то же время такие мероприятия помогли считать, что:
• Проблема рекреации студентов вне учебного процесса в настоящее время представляет актуальный теоретический и практический интересы с точки зрения формирования, восстановления, укрепления и сохранения здоровья студенческой молодежи.
• Разработанные методические и методологические подходы при проведении физической рекреации студентов в летнее каникулярное время является важным валеологическим и воспитательным процессом, направленным на подготовку разносторонне развитых и физически подготовленных специалистов.
• Основой физической рекреации студентов в оздоровительно-спортивном лагере вуза являются:
а) немедикаментозные средства оздоровления -физические упражнения, двигательные режимы, массаж, трудотерапия;
б) естественные факторы природы - солнечные и воздушные ванны, аэротерапия, купание в открытом водоеме, ландшафт природной местности и другие климатотерапевтические факторы;
в) формы валеологических и рекреационных занятий: утренняя гигиеническая гимнастика, вечерняя гимнастика, оздоровительная гимнастика, дозированная лечебная ходьба и плавание, оздоровительный бег, занятия на «тропе здоровья», самостоятельные занятия, выполняемые в природных условиях.
• Физическая рекреация студентов в оздоровительноспортивном лагере только тогда дает весомый по-
ложительный результат, когда ее проведение вписывается в массово-развлекательные программы активного отдыха: дискотеки, туристические походы, экскурсии по живописным природным и культурным местам, вечера вопросов и ответов, физкультурные праздники и т.д.
Выводы.
1. Рекреация - одно из важных средств оздоровления человека, в том числе и студента, применяемых в профилактике заболеваний. Рекреация - это активный и пассивный отдых человека (студента), направленный на его формирование, восстановление, укрепление и сохранение здоровья и в то же время приносящий ему удовольствие, удовлетворение и благополучие.
2. В методологии рекреационных мероприятий применяются следующие дефиниции: человек, студент, здоровье, здоровый образ жизни, виды и функции рекреации, рекреационная система, рекреационное районирование, размещение и соотношение объектов отдыха, свободное время, активный и пассивный отдых, оздоровительный отдых, физическая рекреация, «тропа здоровья», дозированная лечебная ходьба, двигательные режимы и другие.
3. В рекреации различают два вида: кратковремен-
ная и длительная, а также три основных функции: медико-биологическая (активный отдых
и санаторно-курортное лечение), социальнокультурная и социально-экономическая.
4. Студентам Харьковских высших учебных заведений более широко использовать для рекреационных мероприятий все достопримечательности как крупного мегаполиса: парки, лесопарки, сады, скверы, бассейны, пляжи, кинотеатры, театры, музеи и т.д.
Литература:
1. Алексеев А.М. Социально-экономические проблемы управления здоровьем и рекреацией трудящихся крупного промышленного предприятия / А.М. Алексеев, В.Я. Алексеев, А.А. Забелейский // Экономические, экологические и демографические проблемы здоровья: тез. Всесоюзн. конф. - Ч.2, - М.: АН СССР, ин-т философии, 1984. - С. 64-66.
2. Амосов Н.М. Моя система здоровья / Н.М. Амосов - К.: Здоров’я, 1997. - 56 с.
3. Белов В.И. Психология здоровья / В.И. Белов. - СПб.: Респекс, 1997. - 288 с.
4. Боголюбова С.А. Эколого-экономическая оценка рекреационных ресурсов: учебное пособие / С.А. Боголюбова. - М.: Изд. центр «Академия», 2009. - 256 с.
5. Большая советская энциклопедия. - Т. 21. - М.: Советская энциклопедия, 1975. - С. 616-617.
6. Большая медицинская энциклопедия. - Т.22. - М.: Советская энциклопедия, 1984. - С.141-145.
7. Веденин Ю.А. Рекреационные ресурсы СССР / Ю.А. Веденин. -М.: Профиздат, 1979. - 175 с.
8. Григорьев В.И. Инвестиционная поддержка развития индустрии рекреации / В.И. Григорьев, В.С. Симонов //Культура физическая и здоровье. - 2005. - № 4 (6). - С. 23-28.
9. Дубинский Г.П. Рекреационные ресурсы Харьковщины / Г.П. Дубинский, К.Т. Филоненко //Матер. 2-й респуб. конф. - Киев: Здоров’я, 1978. - С.85-87.
10. Жердев В.Н. Организация физической рекреации в Воронежской области средствами туризма / В.Н. Жердев, ТВ. Зязина // Культура физическая и здоровье. - 2004. - № 1. - С. 57-59.
11. Железняк Ю.Д. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура»: учеб.пособие /Ю.Д.Железняк. - М.: Изд. центр «Академия», 2004. - 272.
12. Живицкий А.В. Проблемы и пути развития курортнорекреационного потенциала Одессы / А.В. Живицкий, С.В. Мо-киенко, Г.Н.Дмитриева и др. //Курортология и физиотерапия: респуб. межведом. сб. - №24. - Киев: Здоров’я, 1991. - С. 10-13.
13. Журавлев В.А. Природные факторы оздоровления и физическая рекреация / В.А. Журавлев, В.П. Зайцев, Н.В. Зайцева; под ред.
B.П.Зайцева. - Харьков: ХаГИФК, 1999. - 72 с.
14. Зайцев В.П. Формирование оздоровительной культуры студентов в специальном учебном отделении: монография / В.П. Зайцев, С.И. Крамской. - Белгород: изд-во БГТУ, 200З. - 2З2 с.
15. Зайцев В.П. Динамическое наблюдение в условиях пригородного санатория за больными, перенесшими острый инфаркт миокарда / В.П. Зайцев, А.Ф.Гавриленко, Н.В. Зайцева и др. // Терапевтический архив. - 1982. - №1. - С. 64-66.
16. Зайцев В.П. Методика и эффективность двигательных режимов при хронических неспецифических заболеваниях легких в семейной здравнице / В.П. Зайцев, В.Н. Максимова //Вопросы курортологии, физиотерапии и леч. физ. культ. - 1992. - №З. - С. 18-21.
17. Зайцев В.П. Рекреация: проблема, понятийная методология, воспитание и образование студентов / В.П. Зайцев, С.И. Крамской,
C.В. Манучарян //Культура физическая и здоровье. - 2007. - № 2 (12). - С. 22-25.
18. Захаров РГ Тенденция развития рекреационных потребностей человека / РГ. Захаров //Экономические, экологические и демографические проблемы здоровья: тез. Всесоюзн. конф. - Ч.2. -М.: АН СССР, ин-и философии, 1984. - С. 60-6З.
19. Иванова Г.В. Гигиенические проблемы организации рекреационных территорий / Г.В. Иванова //Гигиена и санитария. - 1987.
- №2. - С. 61-6З.
20. Искусство архитектурно-ландшафтного дизайна / под общей ред. Потаева Г.Л. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 217 с.
21. Крамской С.И. Управление творческой деятельностью кафедры физического воспитания и спорта технического вуза: монография / С.И.Крамской, В.П.Зайцев. - М.: Изд-во АСВ; Белгород: Изд-во БГТУ, 2004. - 244 с.
22. Круцевич Т.Ю. Научные исследования в массовой физической культуре / Т.Ю. Круцевич. - К.: Здоров’я, 1985. - 120 с.
23. Ландшафты культуры. Славянский мир//Отв. ред. И.И. Свириде.
- М.: Прогресс - Традиция, 2007. - З52 с.
24. Латинско-русский словарь / Состав. А.М.Малинин, отв. редактор А.Н. Попов. - М.: Гос. изд-во иностран. и национал. словарей, 1961. - 581 с.
25. Лотоненко А.В. Физическая рекреация в физкультурнооздоровительной деятельности (деятельный аспект) / А.В. Лотоненко, В.С. Зыков, А.С. Касицин, В.Н. Лотоненко. - Воронеж: ВГУ, 1996. - З4 с.
26. Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезни / В.В. Марков. - М.: Изд.центр «Академия», 2001. - З20 с.
27. Мошков В.Н. Лечебная физическая культура на курортах и в санаториях / В.Н. Мошков. - М.: Медицина, 1968. - 484 с.
28. Основи курортології: посібник. За ред. М.В.Лободи,
Е.О.Колесника. - К.: Видавець Купріянова О.О., 200З - 512 с.
29. Пешкова А.П. Врачебно-педагогические наблюдения в процессе тренировочных занятий: метод.рекомендации / А.П. Пешкова, В.П. Зайцев, Т.Г. Ананьева и др. - Харьков: ХгИфК, 1989. - 128 с.
30. Пруденский ГА. Проблемы рабочего и внерабочего времени / Г.А. Пруденский - М.: Наука, 1972. - ЗЗ6 с.
31. Ретроспектива підготовки фахівців з рекреації в Україні / Т.Ю. Круцевич, О.В. Андреева, О.Л. Благій / Спортивна медицина . -2009 . - №1-2. - С. З-6.
32. Сокольская О.Б. Ландшафтная архитектура: специализированные объекты: учебн. пособие / О.Б. Сокольская, В.С. Теодоровский, А.П. Вергунов. - М.: Изд. центр «Академия», 2008. - 224 с.
33. Теория и методика физического воспитания: учебник в 2-х томах; под.ред. Т.Ю. Круцевич. - Киев: Олимпийская литература, 200З. - 424 с.; З92 с.
34. Фоменко Н.В. Рекреаційні ресурси та курортологія: навч. посібник / Н.В.Фоменко. - К.: ЦНЛ, 2007. - З12 с.
35. Шаталова Г.С. Философия здоровья / ГС. Шаталова. - М.: Елена и Ко, 1997. - 224 с.
36. Тадеуш Станишевски. Задачи и обусловленности подвижной рекреации в современной польской семье //Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту. -2006. - № 5. - С. 94-98.
37. Wojciech Hagner. [Традиции и кондиции здоровья жителей северных Кашуб а также частота наличия нарушений осанки их детей в свете исторический и современных отношений] Zwyczaje zdrowotne, kondycja zdrowotna mieszkancow polnocnych Kaszub oraz cz^stosc wyst^powania wad postawy ich dzieci w swietle relacji historycznych i wspolczesnych. // Wojciech Hagner, Miroslaw Kuklik, Ewelina Lulinska - Kuklik, Magdalena Hagner -Derengowska. // Salubritas. Czasopismo naukowe Wyzszej Szkoly Nauk o Zdrowiu w Bydgoszczy. 2010. - N1. - P. 2З-ЗЗ.
Поступила в редакцию 07.01.2011 г.
Зайцев Вячеслав Петрович Ермаков Сергей Сидорович [email protected] Magdalena Hagner -Derengowska [email protected]