Научная статья на тему 'Методология физической рекреации: взгляд на проблемы, опыт, рекомендации'

Методология физической рекреации: взгляд на проблемы, опыт, рекомендации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5284
385
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕКРЕАЦИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ РЕКРЕАЦИЯ / ОПРЕДЕЛЕНИЕ / ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / СТУДЕНТ / ЗАНЯТИЕ / РЕКРЕАЦіЯ / ФіЗИЧНА РЕКРЕАЦіЯ / ВИЗНАЧЕННЯ / ВИЩИЙ НАВЧАЛЬНИЙ ЗАКЛАД / ЗАНЯТТЯ / RECREATION / PHYSICAL RECREATION / DEFINITION / HIGHER EDUCATION INSTITUTION / STUDENT / EXERCISE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зайцев Вячеслав Петрович, Манучарян Светлана Валентиновна, Прусик Кристоф Янович, Прусик Екатерина Казимировна, Цеслицкая Мирослава Зыгмунтовна

Изложены методические подходы в процессе проведения практического занятия со студентами по дисциплине «Физическая рекреация». Показаны методические приемы, их определение, важность дефиниции во время жизнедеятельности человека, в том числе и студента. Раскрыта сущность физической рекреации в понимании студентами для пассивного и активного отдыха, а также сформулированы мероприятия по формированию, восстановлению, укреплению и сохранению здоровья разных по возрасту групп населения. Детально освещены методологические принципы физической рекреации в плане ее выполнения студентами. Она использует традиционные для физической культуры основные средства (физические упражнения, двигательные режимы, природные факторы, массаж, трудотерапия и механотерапия). Они выделяются разнообразными формами, методами и видами деятельности, носящие рекреационный характер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зайцев Вячеслав Петрович, Манучарян Светлана Валентиновна, Прусик Кристоф Янович, Прусик Екатерина Казимировна, Цеслицкая Мирослава Зыгмунтовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodology of physical recreation: problems, experience, recommendations

The article contains methodical approaches in the process of conducting practical classes with the students on discipline «Physical recreation». The methodical reception is shown, also their definition, the importance of definitions during the life of the person, including the student. The essence of physical recreation in the understanding of students for passive and active recreation is uncover, as well as formulating the tasks in forming, recovering, strengthening and preserving the health of different age groups of the population. The methodological principles of physical recreation described in detail in the context of its performance by students. It uses traditional principal means for physical culture ((physical exercise, movement modes, natural factors, massage, occupational therapy, mechanotherapy). They are distinguished by various forms, methods, and activities, bearing recreational character.

Текст научной работы на тему «Методология физической рекреации: взгляд на проблемы, опыт, рекомендации»

э

2013

li

Методология физической рекреации: взгляд на проблемы, опыт, рекомендации

Зайцев В.П.1, Манучарян С.В.1, Прусик Кр.2, Прусик Е.2, Чеслицка М.3, Шарк-Ецкардт М.3

Харьковская государственная академия физической культуры1 Академия физического воспитания и спорта2, Гданськ, Польша Университет Казимира Великого в Быдгощ3, Польша

Анотации

Изложены методические подходы в процессе проведения практического занятия со студентами по дисциплине «Физическая рекреация». Показаны методические приемы, их определение, важность дефиниции во время жизнедеятельности человека, в том числе и студента. Раскрыта сущность физической рекреации в понимании студентами для пассивного и активного отдыха, а также сформулированы мероприятия по формированию, восстановлению, укреплению и сохранению здоровья разных по возрасту групп населения. Детально освещены методологические принципы физической рекреации в плане ее выполнения студентами. Она использует традиционные для физической культуры основные средства (физические упражнения, двигательные режимы, природные факторы, массаж, трудотерапия и механотерапия). Они выделяются разнообразными формами, методами и видами деятельности, носящие рекреационный характер.

Ключевые слова:

рекреация, физическая рекреация, определение, высшее учебное заведение, студент, занятие

Зайцев В.П., Манучарян С.В., Прусик Кр., Прусик К., Чеслицка М., Шарк-Ецкардт М. Методологія фізичної рекреації: проблеми, досвід, рекомендації. Викладено методичні підходи в процесі проведення практичного заняття зі студентами з дисципліни «Фізична рекреація». Показані методичні прийоми, їх визначення, важливість дефініції під час життєдіяльності людини, у тому числі і студента. Розкрито сутність фізичної рекреації у розумінні студентами для пасивного та активного відпочинку, а також сформульовані завдання з формування, відновлення, зміцнення та збереження здоров'я різних за віком груп населення. Детально висвітлені методологічні принципи фізичної рекреації в плані її виконання студентами. Вона використовує традиційні для фізичної культури основні засоби (фізичні вправи, рухові режими, природні фактори, масаж, трудотерапія і механотерапія). Вони виділяються різноманітними формами, методами та видами діяльності, що носять рекреаційний характер.

рекреація, фізична рекреація,

визначення, вищий навчальний

заклад, студент, заняття.

Zaytsev V.P., Manucharjan S.V., Prusik Kr., Prusik K., Cieslicka M., Szark-Eckardt M. Methodology of physical recreation: problems, experience,

recommendations. The article contains methodical approaches in the process of conducting practical classes with the students on discipline «Physical recreation». The methodical reception is shown, also their definition, the importance of definitions during the life of the person, including the student. The essence of physical recreation in the understanding of students for passive and active recreation is uncover, as well as formulating the tasks in forming, recovering, strengthening and preserving the health of different age groups of the population. The methodological principles of physical recreation described in detail in the context of its performance by students. It uses traditional principal means for physical culture ((physical exercise, movement modes, natural factors, massage, occupational therapy, mechanotherapy). They are distinguished by various forms, methods, and activities, bearing recreational character.

recreation, physical recreation, definition, higher education institution, student, exercise.

Введение.

Здоровье, как известно, является бесценным состоянием не только каждого человека, но и всего общества в целом. Тем не менее, оно, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком и обществом, обеспечивает ему активную и долговременную жизнь. В этом ему помогает активный и пассивный отдых, то есть рекреационные мероприятия.

Рекреация, в том числе и физическая рекреация, имеет давнюю историю, однако, предметом учебных и научных понятий, а также суть их практического использования в нашем государстве стали изучать совсем недавно, в Западной Европе - с 60-х годов прошедшего столетия, а в США - еще раньше. В настоящее время разные авторы по своему определяют физическую рекреацию. Так В.П. Зайцев [4] предлагает свое определение: физическая рекреация - это активный и пассивный отдых в комплексе с другими оздоровительными мероприятиями вне производственной, научной, учебной и иной деятельности, направленный на формирование, восстановление, укрепление и сохранение здоровья человека, а также приносящий удовольствие и удовлетворение от них, но с использованием средств физической культуры и ее форм, и методов занятий. К основным средствам © Зайцев В.П., Манучарян С.В., Прусик Кр., Прусик Е., Чеслицка М., Шарк-Ецкардт М., 2013 doi: 10.6084/m9.figshare.693024

физической культуры относятся: физические упражнения, двигательные режимы, естественные факторы природы, массаж, механотерапия и трудотерапия. Формы занятий включают следующие виды деятельности: утренняя гигиеническая гимнастика, лечебная гимнастика, вечерняя гимнастика, дозированная лечебная ходьба, тренировочная ходьба по ступенькам лестницы на этажи, терренкур, дозированное плавание и езда на велосипеде, ходьба на лыжах, самостоятельные занятия физическими упражнениями и т.д. Эти формы занятий можно проводить индивидуально, малогрупповым (4-6 чел.) и групповым (12-15 чел.) методами.

В то же время Е.Н. Приступа и др. [12] считают, что физическая рекреация - процесс использования средств, форм и методов физической культуры, направленный на удовлетворение потребностей в активном отдыхе, восстановлении, развлечениях личности в свободное и специально отведенное время. Итак, сущность физической рекреации заключается, прежде всего, в определении этого явления (процесса) как системы разнообразных знаний, основанный на использовании специально организованной двигательной активности в форме физических упражнений с применением природных и гигиенических факторов в течение свободного времени человека добровольно и для отдыха, восстановления собственных сил, полу-

чения удовольствия, совершенствование психических и физических способностей, восстановления и укрепления здоровья.

А.С. Бондар в своем учебном пособии «Менеджмент рекреационно-оздоровительной работы», за 2010 год пишет, что «Физическая рекреация - вид физической культуры: использование физических упражнений, а также видов спорта в упрощенных формах для активного отдыха людей, получения удовольствия от этого процесса, развлечения, переключение с одного вида деятельности на другой, отвлечения от обычных видов трудовой, бытовой, спортивной, военной деятельности».

Все три определения указывают на то, что рекреация обязательно направлена на здоровье человека, дает ему удовлетворение и является ключевым в его жизни, дает нам разницу между рекреацией и реабилитацией и различными формами физической терапии.

Рекреация в латинской терминологии «гесгео» было введено римлянами и в переводе на русский язык означает: воссоздавать, восстанавливать, обновлять, подкреплять, освежать и т.д. [2, 4, 9]. Основными признаками рекреации, определяющими ее сущность, считаются: проводится в свободное от работы (учебы) время, носит творческий характер, построена на добровольной основе и приносит удовольствие и удовлетворение. Она изучается в различных дисциплинах: теория и методика физической культуры, физическая реабилитация, курортология, социология, география, экономика, строительство, архитектура и в других. Термин «рекреация» варьируется в зависимости от содержания текста. В таком случае рассматривают физическую, социальную, психологическую, географическую рекреацию и различные ее виды [1,

3, 5, 19, 20]. В основе же физической рекреации лежит движение человека, происходящего преимущественно в сфере отдыха (досуга), а конечный ее результат выражается в оптимизации физического, психического, социального и профессионального здоровья [5, 6]. Одной из основных ее функций есть формирование, восстановление, укрепление и сохранение здоровья человека.

Работ, посвященных данной проблеме, достаточно много. Они раскрывают цель и задачи применения рекреации, суть их использования и отражают проблемные вопросы. Однако, применение физической рекреации в учебном процессе работ очень мало, а если имеются, то носят пока информационный характер. Для этого мы изучили медицинскую и педагогическую документацию кафедр, литературные источники харьковских, киевских, львовских и других ученых, педагогов и врачей, провели собеседования с преподавателями и студентами академий, изучили и провели наблюдения за рекреационными базами города Харькова.

Работа выполнена по кафедральным планам научно-исследовательских работ.

Цель, задачи работы, материал и методы.

Цель работы: анализ методических подходов в

процессе проведения практического занятия со студентами по дисциплине «Физическая рекреация».

Задачи работы:

1. Изучить и проанализировать литературные источники отечественных авторов по данной проблеме.

2. Отразить теоретические аспекты рекреации и физической рекреации.

3. Раскрыть проблемы рекреации и физической рекреации, с которыми сталкиваются студенты при их изучении.

4. Показать важность рекреационных мероприятий при применении физической рекреации.

Результаты исследования.

Рекреация считается одной из разновидностей досуга. Она всегда является основой физической рекреации и творческой деятельностью средств физической культуры, форм и методов занятий. Понятие «досуг» в самостоятельной или организованной форме отдыха, еще четко не выявлен, нет пока единого понимания «досуг» и «рекреация». И в настоящее время разные авторы по-своему определяют физическую рекреацию.

Как известно, основным положением физической рекреации является укрепление физического, психического, социального, профессионального (если работает человек) здоровья и создание базы для плодотворного умственного и физического труда. Частные их задачи разнообразны и зависят от личных желаний занимающихся. Задачей активного отдыха можно решить, как потребность в кратковременной реализации отдыха во время 5-15 минут в процессе труда: физ-культпаузы, физкультминутки, активный отдых в обеденный перерыв. Предложенное относится и к занятиям после окончания рабочего или учебного дня. В таком плане продолжительность занятий будет дольше. Сюда можно отнести занятия в конце недели, в выходные и праздничные дни [6, 14].

Все это касается перемены вида и характера деятельности: с отдыха на умственную деятельность, с умственной на двигательную деятельность или с одной двигательной на другую двигательную работу только иного характера. В первом случае - может быть смена работы за письменным столом на физические упражнения, в другом - смена упражнений одного вида спорта на упражнения другого (фигурист бегает, боксер плавает, штангист играет в городки, лыжник -в баскетбол или наоборот и т.п.). Активный отдых и перемена видов деятельности способствуют более быстрому восстановлению организма после утомления. Такое особенно важно в тех профессиях, в которых человек большое количество времени находится без движения, например, работники умственного труда, либо выполняют однообразные, монотонные движения на конвейерах, ткацких станках, при проведении лекций и практических занятий. Спортсмену при напряженных учебно-тренировочных занятий лучше поменять характер движений, их интенсивность и темп. Оба эти вида широко используются на производстве, в конструкторских бюро, научно-исследовательских

Э 2013

и

институтах и других учреждениях: физкультпауза, производственная гимнастика [6, 7, 11].

Регулирование веса, изменения фигуры являются важной потребностью людей разных возрастов. Чаще всего такие занятия начинаются с подражания идеалу, образцу, исходя из критической оценки недостатков собственного телосложения. Так, мужчины обеспокоены в атлетической фигуре, стремятся развить рельефную мускулатуру, убрать живот и т.п. В то же время женщины стремятся быть стройными, привлекательными, иметь красивую фигуру, непринужденную походку и осанку. Для чего используют групповые занятия или занимаются индивидуально. Занятия могут проводиться дома, в спортивных и тренажерных залах с использованием подручных средств (собственный вес, гантели, эспандеры и т.п.) и специальных тренажеров. Как мужчины, так и женщины обеспокоены сгонкой веса, в чем им также помогают физические упражнения.

Профилактика старения и удерживания процессов инволюции также считается одной из проблем физической рекреации. Движения активизируют организм и способствуют не только сохранению его биологических функций, но и их совершенству. А такое ведет к заметному снижению темпов инволюции. Эта проблема решается с человеком зрелого и старшего возраста как индивидуально на основе собственного непрофессионального физкультурного образования, так и в группах здоровья, и в физкультурно-оздоровительных центрах [15, 17]. Некоторым людям физическая рекреация от двигательной деятельности оказывает большое удовольствие и удовлетворение. Это связано, прежде всего, с различными играми: с мячом, шайбой, воланом, шарами и т.п. Их высокая эмоциональность является большим стимулом для занятий физическими упражнениями. Они выполняются как стихийно, самостоятельно, по инициативе самих играющих, так и в группах, секциях, командах. В процессе физической рекреации можно индивидуально развить привлекательную фигуру: одни «качают» мышцы, другие развивают преимущественно гибкость, третьи

- выносливость. В целом же человек развивает в комплексе все свои физические способности и бытовые двигательные навыки: ходьба, бег, прыжки, метания, а также овладевает новыми для него - греблю, ходьбу на лыжах, езду на велосипеде, бег на коньках, владение ракеткой и т.п..

В этом плане Н.В. Фоменко [18] пишет, что «Прогулки по лесу, общение с природой вызывают у человека положительные эмоции. С другой стороны, при рекреационном использовании среды возникают некоторые неблагоприятные для нее изменения, которые при большом количестве рекреантов на определенной территории могут быть опасными для продолжения естественного развития природных компонентов данной территории. Таким образом, использование природных рекреационных ресурсов должно быть умеренным, рациональным, плановым. Задачей исследователей становится определение величины до-

пустимых нагрузок на тот или иной комплекс с целью сохранения природы». В последние годы возникли новые увлечения человеком, которые носят чисто рекреационный характер: экологический туризм, дельтаплан, виндсерфинг, скандинавская ходьба, аэробика, шейпинг и другие. К средствам физической рекреации относятся любые физические упражнения, игры, развлечения, а также рекреационный спорт, удовлетворяющий указанные выше потребности. Занятия им организуются в средних специальных учебных заведениях и вузах, на фабриках и заводах, предприятиях и учреждениях, в офисах, фирмах и в различных организациях. Основной его целью является организация досуговой творческой деятельности для укрепления здоровья, а не достижение предельных показателей в спорте.

Как таковая, физическая рекреация может осуществляться в организованных формах. Но чаще всего она в них не нуждается. Ее содержание и формы легко могут быть приспособлены к потребностям и возможностям любой общественной среды: одиночек или группы людей, их пола, возраста, внешним условиям и субъективным потребностям каждого из занимающихся. Важное ее значение состоит в том, что она, удовлетворяя потребности людей в двигательной деятельности, создает предпосылки для нормального функционирования человеческого организма в других видах деятельности: учеба, труд. Воспитание таких потребностей и есть одна из основных задач физической рекреации и неспециального физкультурного образования людей всех возрастов (один из критериев культуры личности). Однако, к сожалению, большинство людей не соблюдают самых простых норм здорового образа жизни. Одни становятся жертвами гиподинамии, другие чрезмерно употребляют богатую жирами пищу, а результат - ожирение, атеросклероз сосудов, третьи - страдают сахарным диабетом, а четвертые - не только не умеют отдыхать, отвлекаться от производственных и бытовых забот, вечно беспокойны, «нервозны», страдают бессонницей, что в итоге приводит к многочисленным заболеваниям. Некоторые люди, поддаваясь пагубной привычке к курению, алкоголю и наркотикам, активно укорачивают свою жизнь.

В законодательных актах и в средствах массовой информации эту деятельность часто называют массовой физической, а жаль. Во-первых, самой массовой является физическая культура, которая осуществляется в учебных заведениях и армии. Именно в них присутствует масса. Во-вторых, физическая рекреация ориентируется на каждого человека, исходя из его интересов и наклонностей. И именно он лично определяет виды, формы, продолжительность занятий физическими упражнениями. Однако, можно согласиться, что существуют массовые формы физической культуры, которые направлены на привлечение большого количества людей как в качестве участников, так и зрителей, особенно видно на спартакиадах, забегах, праздниках, фестивалях. Они выполняют важную

агитационно-пропагандистскую функцию, способствуют вовлечению в занятия двигательной деятельностью многих людей [4, 11, 16].

При физической рекреации используются общие методы, однако с акцентом на индивидуальные особенности: пол, возраст, наклонности, вкусы, состояние здоровья, степени физического развития занимающихся и строгая дозированная нагрузка. К основным формам занятий физическими упражнениями взрослых в рекреации относятся: гигиеническая гимнастика, шейпинг, аэробика, прогулки на лыжах, велосипедах, пешком, туризм, учебные занятия в группах здоровья и спортивных секциях, производственная гимнастика, плавание, катание на коньках, различные игры с мячами, воланами, шарами и т.п.

Все виды и формы физической рекреации могут осуществляться в домашних условиях, в спортивных залах, бассейнах, саунах, клубах, на производственных предприятиях, в местах отдыха и лечения, во время службы в армии. Физические упражнения и двигательная деятельность в целом благотворно влияют на психику и все вегетативные функции: газообмен, пищеварение, сердечно-сосудистую и выделительную системы, железы внутренней секреции. Они создают основу для здорового образа жизни, помогают бороться с вредными привычками и увеличивают способности организма сопротивляться утомлению и болезням. А физическая тренировка, как известно, укрепляет и развивает скелетную мускулатуру, сердечную мышцу, сосуды, дыхательную систему и многие другие органы, что значительно облегчает работу аппарата кровообращения и благотворно влияет на нервную систему.

В результате недостаточной двигательной активности в организме человека нарушаются нервнорефлекторные связи, заложенные природой и закрепленные в процессе физического труда, что приводит к расстройству регуляции деятельности сердечнососудистой и других систем, нарушению обмена веществ и развитию дегенеративных заболеваний (атеросклероз и др.).

Важной проблемой, которую решает человек в течение рабочего дня или учебы, является сохранение физической и умственной работоспособности, противодействие психическому утомлению. Одним из важнейших средств ее решения является смена характера деятельности, отвлечение от ее профессиональных видов и форм, переключение на другие виды. Естественно, функционируют различные виды занятий физическими упражнениями, имеющие рекреационный характер: вводная гимнастика, физкультпауза, физкультминутка в обеденный перерыв и после работы.

В обеспеченных учреждениях и на предприятиях существуют специальные места для таких занятий, оборудованные инвентарем и оборудованием: площадки для игры в футбол, баскетбол, волейбол, столы для настольного тенниса, тренажеры, велоэргометры, бильярд. Большие возможности для физической рекреации имеются в санаториях, домах и базах отды-

ха. Там индивидуально или группами проводятся все указанные выше формы занятий физическими упражнениями, играми, развлечениями. Преимущество заключается в том, что там больше свободного времени и реальных возможностей для этого, включая плавание, пешие и лыжные походы, ближний туризм и терренкур, возможность заниматься в группах здоровья. В этих учреждениях можно проводить физкультурные праздники в виде: «День Нептуна», «День ходьбы», «День плавания», «День ходьбы на лыжах» и другие. В них участвуют сотрудники оздоровительного учреждения, больные и отдыхающие. Такие мероприятия можно проводить, опираясь на методологию физической рекреации, а она включает следующие дефиниции: виды и функции, рекреационная система и рекреационное районирование, размещение и соотношение объектов активного отдыха в рекреационной специальной среде.

Как известно, физическая рекреация имеет два вида:

- кратковременный вид рекреации - выполнение физических упражнений человеком в любом месте, но с возвращением на ночлег - в место постоянного проживания;

- длительный вид рекреации - выполнение физических упражнений человеком в разных местах, но с ночлегом вне места постоянного проживания, например, в санаториях, домах отдыха, турбазах и т.д.

В понятийный аппарат рекреации можно также отнести:

- рекреационную систему, включающую территории санатория, домов отдыха, пансионатов, туристических баз, спортивно-оздоровительных лагерей и площадки, другие объекты для активного отдыха;

- рекреационное районирование, которое предусматривает выделение специальных зон для активного отдыха, степень развития рекреационных функций и плотность рекреационных объектов;

- размещение и соотношение объектов активного отдыха в рекреационной специальной среде, в том числе территориальной. При гигиенической оценке качества территории, отводимой для рекреации, необходима оценка климата и качества определяемых сред (воздуха, воды, почвы) для развития видов рекреации и устойчивость среды к антропогенной нагрузке;

- три основные функции: медико-биологическую (оздоровительный отдых и отдых в санаторнокурортных условиях), социально-культурную или воспитательную, социально-экономическую.

За последние годы проводятся исследования по физической рекреации, как сложного социального и биологического явления. Раскрывая их сущность и действия естественно-научного и обществоведческого циклов в немалой степени способствуют дальнейшему развитию знаний о физической рекреации, а также служат предпосылкой к созданию теории предложенного феномена [11, 13, 16]. Под физической рекреацией понимаются любые средства и формы двигательной активности, направленные на формиро-

Э 2013

и

вание и восстановление сил, затраченных в процессе профессионального труда или учебы. Выделяются многочисленные признаки, которые составляют ее основное содержание [4, 8, 12]:

- основывается на двигательной активности;

- используется в качестве основных средств физические упражнения;

- проводится в свободное или специально выделенное время;

- осуществляется на добровольных и самодеятельных началах;

- характеризуется наличием определенных рекреационных услуг;

- выполняется преимущественно в природных условиях;

- оказывает оптимизирующее влияние на организм человека;

- включает образовательно-воспитательные компоненты;

- носит преимущественно развлекательный характер;

- включает культурно-ценностные аспекты;

-содержит интеллектуальные, эмоциональные и

физические компоненты;

- имеет определенную научно-методическую

базу.

Данный перечень признаков физической рекреации можно бы продолжить. В нем раскрываются разные по направленности важные стороны и черты, различные уровни, виды и формы. Возможно, что-то упущено, какие-то из них носят опосредованный характер, а некоторые возводятся в ранг главенствующих. В связи с многообразием признаков физической рекреации они выделяются в разные ее формы: оздоровительная физическая рекреация, рекреационная физическая культура, спортивная рекреация, рекреация спорта, рекреация туризма, физкультурно-производственная рекреация и др. В основу разных форм кладутся различные признаки, дефинитивное значение многих из которых просто обозначаются, а некоторые из них рассматриваются как синонимичные понятия [3, 10, 13].

Такой аналитический путь создания теории физической рекреации допустим, но он не может дать ответ на вопрос: все ли перечисленные признаки, виды, формы и методы имеются в необходимом и в достаточном количестве. А это вносит определенную путаницу и затрудняет восприятие физической рекреации как системного явления. В некоторых трудах отмечается мысль, что теория физической рекреации полно разработана в теории и методике физической культуры. На этом построена концепция физической рекреации в трудах В.М. Выдриным с сотрудниками [1, 2].

Основная идея данной концепции заключается в физической рекреации как органической части физической культуры, системообразующим фактором которой служит конечный результат - создание оптимального физического состояния, обеспечивающего нормальное функционирование человеческого организма. В данной концепции основной акцент делает-

ся на биологической стороне физической рекреации. Другие же стороны (познавательная, культурологическая, коммуникативная, развлекательная) рассматриваются как сопутствующие решению основной задачи. Однако, утверждение справедливо лишь отчасти, так как суживает проблему физической рекреации и требует специального исследования и обсуждения.

Представлять физическую рекреацию, как вид физической культуры, правомочно, так как они имеют ряд общих признаков. Но научные гипотезы, относительно физической рекреации, саммит сам по себе не влияют на формирование теории физической рекреации, ибо оказывают опосредованное влияние, обосновывая и укрепляя дидактический аппарат изучающих ее частных методик. Она имеет свою теорию, которая включает не только физическую рекреацию, но и физическое воспитание, спорт, двигательную реабилитацию, которые также имеют свои теории. Наличие общих признаков позволяет объединять их в главную систему, а именно в теорию физической культуры. Тогда предмет теории физической рекреации оказывается без собственной теории, так как некоторые познавательные, здоровьесберегающие, оздоровительные, ценностно-ориентационные и другие технологии, представленные как в самой теории физической культуры, так и в частных теориях ее видов. Они уже не могут с достаточной полнотой и в нужном объеме удовлетворительно выполнить свои объяснительные функции относительно такого сложного и многогранного явления, как физическая рекреация [2, 4, 8, 12].

Известно, в самой теории физической культуры все многочисленные аспекты физической рекреации представлены фрагментарно, неполно, расплывчато, вследствие чего стал неопределенным сам предмет науки о физической рекреации. При этом ввиду сложности и многоаспектности такого объекта, как физическая рекреация, его невозможно описать с достаточной полнотой с позиции только одной, даже такой «интегративной» науки, какой принято считать теорию физической культуры. Анализ идет более успешно, если четко выделяется предметная сторона объекта с позиции обслуживающих его наук: философии, истории, социологии, культурологи, педагогики, психологии, биологии, теории и методики физической культуры и других [6, 10, 17].

Обязанность в термине «физическая рекреация» возникает, прежде всего, тогда, когда речь идет об анализе определенного элемента физической рекреации, для обозначения которого и применяется данный термин. Рекреация, как научная дисциплина, имеет родовое понятие для всех ее видов и форм, к одной из которых относится физическая рекреация [11, 15]. Обычно выделяют такие разновидности рекреации: социальная, биологическая, психологическая, спортивная, климато-географическая и т.д. Из всего многообразия признаков рекреации главными, как известно, являются: осуществляется в свободное время, носит творческий деятельный характер и построена на добровольной, самодеятельной основе. Без этих

трех важнейших признаков рекреация теряет свое значение. В то же время другие ее признаки (познавательные, культурно-аксиологические, экономические, оздоровительные) - рассматриваются сопутствующими и производными.

Исходя из изложенного, возникло новое научное направление - рекреалогия [13]: специальный междисциплинарный раздел науки об отдыхе и оздоровлении, воспроизводстве здоровья практически здоровых и не только здоровых людей. Этот раздел включает процесс физического, социального, психического саморазвития человека, при котором он приобретает все более универсальные способы адаптации человека к постоянно изменяющимся условиям природной и социальной среды. Это касается и хронических больных людей. Важнейший методологический принцип физической рекреации - это принцип единства телесного и духовного, биологического и социального, организма и личности. Как видно, основным моментом исследований в теории физической рекреации служит особая область жизнедеятельности человека - это сфера досуга. Выделяются разнообразные виды и формы досуговой деятельности, носящие рекреационный характер. А привести их к какой-либо единой системе пока не представляется возможным [10, 14, 15]. Указанное выше позволяет вновь вернуться к основным вопросам теории физической рекреации и в определенной степени проанализировать их с позиции теории общей рекреации.

Как известно, и об этом отмечает Н.В. Фоменко [18], что психологическое состояние человека полноценно можно восстановить только на лоне природы. Ничто так не успокаивает, как нежная окраска травы и листьев, приятное журчание ручья или созерцание неповторимыми созданиями природы. Но важным условием для отдыха является выделение так называемых естественных рекреационных систем, т.е. таких, которые по ряду своих свойств пригодны для использования в целях отдыха. Поэтому, во-первых, возникает необходимость выделения территорий, пригодных для организации досуга населения. Вторая проблема, которая решается рекреационной географии, сохранения целостности и чистоты этой территории. Если рядом с домом отдыха будут размещены промышленные объекты, то определенный рекреационный комплекс потеряет свою привлекательность. В-третьих, как и любое использование территории, рекреационная деятельность людей также имеет свои положительные и отрицательные стороны. С одной стороны, отдых людей на лоне природы способствует поддержанию и укреплению их здоровья. Фитонциды, выделяемые многими видами деревьев, способствуют улучшению здоровья больных людей. Физическая рекреация является одной из форм рекреации и осуществляется посредством двигательной деятельности с использованием физических упражнений в качестве основных средств, что дает основание относить данную форму рекреации к физической. Признание физических упражнений и двигательных режимов в качестве

основных средств физической рекреации в научных и учебных исследованиях давно известно. Такое утверждение верно, но требует дополнительных исследований и обсуждения специалистами.

Большая часть физической рекреационной деятельности протекает в естественных условиях природной среды, где средовые факторы также могут выступать в качестве ее основных средств. Во-первых, физическая рекреация может иметь и относительно пассивные формы. Во-вторых, на спортивных мероприятиях зрители являются лишь их созерцателями и не выполняют активного движения. Естественно, сам факт спортивного соревнования может выступать в качестве средства физической рекреации, дающий рекреационный эффект. С этой точки зрения справедливо утверждение В.М. Выдрина о том, что главным системообразующим признаком физической рекреации следует считать ее конечный результат (цель), ради которого и организуется данная форма рекреации [1, 2]. Или еще пример: просмотр кинокартины в кинотеатре, поход в театр, чтение художественной литературы. Это же пассивный отдых и тоже относится к рекреационному отдыху.

Подводя итог содержанию статьи, можно закончить словами О.Н Ждановой [12]: «Раскрыты взгляды на целесообразность использования отдельных физических упражнений для оздоровления, способы определения рациональных объемов двигательной активности и особенности дозирования физических нагрузок в оздоровительных занятиях. Обоснована зависимость содержания и интенсивности оздоровительной тренировки от уровня физического состояния человека. Доказано высокий оздоровительный эффект упражнений аэробного характера, направленных на развитие общей выносливости».

Выводы:

1. Современная жизнь взрослого человека характеризуется в большинстве случаев патологическим состоянием здоровья, низким уровнем двигательной активности (гипокинезия, гиподинамия) и нуждается в высококвалифицированных специалистах в сфере оздоровления, обладающих профессиональными знаниями и широким спектром практических навыков в организации и проведении рекреационных действий.

2. Из достижений современной действительности являются осознание и научное обоснование основной роли здорового образа жизни в жизнедеятельности человека. Движения, оздоровительная физическая культура и физическая рекреация занимают ведущее место в оздоровительных программах. Они отражают комплексное оздоровительное понятие, включающее в себя использование физических упражнений, видов оздоровительного спорта в упрощенных формах для активного отдыха человека, получения удовольствия и удовлетворения от этих мероприятий, развлечения и переключения с одного вида деятельности на другой, отвлечения от обычных видов трудовой и бытовой работы.

3. Дефиниция о физической рекреации неразрывно

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Э 2013 її

связано с организацией досуга человека. Естественно, физическая рекреация - это активный и пассивный отдых в комплексе с другими оздоровительными мероприятиями вне производственной, учебной, научной и иной деятельности, направленный на формирование, восстановление, укрепление и сохранение здоровья человека, а также приносящий удовольствие и удовлетворение от них с использованием средств физической культуры и ее форм, и методов занятий. К пассивному отдыху относятся: чтение художественной литературы, просмотр кинокартин, спектаклей, посещение музеев, выставок и т.д.

4. Физическая рекреация использует традиционные для физической культуры основные средства: физические упражнения, двигательные режимы, природные факторы, массаж, трудотерапия и механотерапия. Они выделяются разнообразными формами, методами и видами деятельности, носящие рекреационный характер.

Дальнейшие исследования будут проводиться в дифференциации физической рекреации в оздоровительных программах для формирования и укрепления здоровья человека, тем самым отражая профилактическое направление в медицине.

Контрольные вопросы

1. Как Вы понимаете методологию учебнотренировочного занятия?

2. Дайте определение физической рекреации.

3. Какая цель физической рекреации ?

4.Перечислите привлекательные индивидуальные

Литература

1. Выдрин В.М. Перестройка в области физической культуры / В.М.

Выдрин // Теор. и практ. физ. культ. - 1987. - № 8. - С. 22-24.

2. Выдрин В.М. Физическая рекреация - вид физической культуры

/ В.М. Выдрин, А.Д. Джумаев //Теор. и практ. физ. культ. - 1989.

- № 3.-С. 2-3.

3. Евстафьев Б.В. Анализ основных понятий в теории физической

культуры / Б.В. Евстафьев. - Л.: ВИФК. 1985. - 118 с.

4. Зайцев В.П. Физическая рекреация в условиях современной

цивилизации. Том 1: Формирование рекреационной культуры здоровья: учеб. пособие / В.П. Зайцев, Н.А. Олейник, В.К. Го-стищев и др. - Харьков: ХГАФК, 2012. - 512 с.

5. Ильин Е.П. Некоторые психологические аспекты массовой фи-

зической культуры / Е.П. Ильин // Психологический журнал. -1987. - Т. 8. - №5. - С. 77-83.

6. Калинкин Л.А. Физкультурно-рекреационная стратегия развития

современного общества / Л.А. Калинкин, В.В. Матов // Теор. и практ. физ. культ. - 1990. - №1. - С. 8-11.

7. Китаев-Смык Л.А. Проблемы интеграции психологии и медици-

ны / Л.А. Китаев-Смык // Психологический журнал. - 1988. - Т. 9, - №5. - С.85-96.

8. Круцевич Т.Ю. Рекреація у фізичній культурі різних груп на-

селення: навч. посібник / ТЮ. Круцевич, ГВ. Безверхня. -К.:Олімп. л-ра, 2010.-248 с.

9. Латинско-русский словарь / Составил А.М. Малинин, отв. редак-

тор А.Н. Попов. - М.: ГИИНС, 1961. - С. 581.

10. Мосалев Б.Г Досуг: методология и методика социологических исследований: учеб. пособие. / Б.Г. Мосалев. - М.: МГУК, 1995.

- 96 с.

11. Орлов А.С. Концепция социологии рекреации / А.С. Орлов // Социол. исследования. - 1990. - № 9. - С. 102-106.

12. Приступа Є.Н. Фізична рекреація: навч. посібник / Є.Н. Приступа, О.М. Жданова, М.М. Линець та ін. - Л.: ЛДУФК, 2010.

- 447 с.

13. Рекреалогия - система наук об отдыхе. [Метод. рекомендации /

физические способности для развития силы во время рекреационного отдыха.

5. Что относится к средствам физической рекреации ?

6. Какие формы и методы занятий используются при физической рекреации ?

7. Назовите темы физкультурных праздников, проводимых для активного отдыха человека.

8. Какие дефиниции применяются при физической рекреации ?

9. Какие Вы знаете виды физической рекреации ?

10. Как Вы понимаете рекреационную систему ?

11. Дайте определение рекреационному районированию.

12. Какие основные признаки характеризуют физическую рекреацию ?

13. Какие разновидности рекреации Вы знаете ?

14. Как Вы понимаете рекреацию ?

15. Перечислите сферу досуга студента.

Задание на дом

1. Составьте список научных работ (по современной библиографии) ученых, педагогов и врачей Украины, работающих над проблемой физической рекреации, и доложите на заседании студенческого научного кружка.

2. Напишите реферат на тему: «Исторические аспекты физической рекреации» и доложите студентам на практическом занятии.

References:

1 Vydrin V.M. Teoriia i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture], 1987, vol.8, pp. 22-24.

2 BtigpHH B.M., ^^yMaeB A.^. Teoriia i praktika fizicheskoj kul tury [Theory and practice of physical culture], 1989, vol.3, pp. 2-3.

3 Evstaf’ev B.V. Analiz osnovnykh poniatij v teorii fizicheskoj kul ’tury [Analysis of the basic concepts in the theory of physical education], Leningrad, VIPC, 1985, 118 p.

4 Zajcev V.P., Olejnik N.A., Gostishchev V.K. Fizicheskaia rekreaciia v usloviiakh sovremennoj civilizacii [Physical recreation in modern civilization], Kharkov, KSAPC, 2012, T.1, 512 p.

5 Il’in E.P. Psikhologicheskij zhurnal [Psychological Journal], 1987, T.8, vol.5, pp. 77-83.

6 Kalinkin L.A., Matov V.V. Teoriia i praktika fizicheskoj kul’tury [Theory and practice of physical culture], 1990, vol.1, pp. 8-11.

7 Kitaev-Smyk L.A. Psikhologicheskij zhurnal [Psychological Journal], 1988, T.9, vol.5, pp. 85-96.

8 Krucevich T.Iu., Bezverkhnia G.V. Rekreaciia u fizichnij kul’turi riznikh grup naselennia [Recreation in physical culture various groups], Kiev, Olympic Literature, 2010, 248 p.

9 Malinin A.M., Popov A.N. Latinsko-russkij slovar ’ [Latin-Russian dictionary], Moscow, GIINS, 1961, p. 581.

10 Mosalev B.G. Dosug [Leisure], Moscow, MSUK, 1995, 96 p.

11 Orlov A.S. Sociologicheskie issledovaniia [Sociological studies], 1990, vol.9, pp. 102-106.

12 Pristupa Ie.N., Zhdanova O.M., Linec’ M.M. Fizichna rekreaciia [Physical recreation], Lviv, LSUPC, 2010, 447 p.

13 Sidorov V. M. Rekrealogiia — sistema nauk ob otdykhe [Recreational

- system sciences rest], Kiev, Knowledge, 1990, 16 p.

14 Ryzhkin Iu.E. Psikhologo-pedagogicheskie osnovy fizicheskoj rekreacii [Psycho-pedagogical bases physical recreation], Sankt Petersburg, RSPU, 1997, 36 p.

15 Edvard T. Rukovodstvo instruktora ozdorovitel’nogo fitnesa [Health fitness instructor guide], Kiev, Olympic Literature, 2004, 200 p.

16 Verkhoshanskij Iu.V. Osnovy special’noj fizicheskoj podgotovki

Подгот. В. М. Сидоровым]- Киев: Знание, І990. - Іб с.

І4. Рыжкин Ю.Е. Психолого-педагогические основы физической рекреации: учеб. пособие І Ю.Е. Рыжкин. - Спб: РГПУ им. А.И. Герцена. І997. - Зб с.

ІЗ. Руководство инструктора оздоровительного фитнеса І Эдвард Т

- Киев: Олимпийская литература, 2004. - 200 c.

16. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов І Ю.В. Верхошанский. - М.: Физкультура и спорт, І970. - 200 с.

17. Фарфель В.С. Управление движениями в спорте І В.С. Фар-фель.- М.: Физкультура и спорт, І97З. - 208 с.

18. Фоменко Н.В. Рекреаційні ресурси та курортологія: навч. посібник. - К.: ЦНЛ, 2007. - ЗІ2 с.

19. Eadens L.M., Jacobson S.K., Stein T.V., Confer J.J., Gape L., Sweeting M. Stakeholder Mapping for Recreation Planning of a Bahamian National Park. Society & Natural Resources. 2009, vol.22(2), pp. ІІІ-І27. doi:10.1080l08941920802191696.

20. Kaczynski A.T., Henderson K.A. Environmental Correlates of Physical Activity: A Review of Evidence about Parks and Recreation. Leisure Sciences. 2007, vol.29(4), pp. ЗІЗ-ЗЗ4. doi:10.1080l01490400701394865.

sportsmenov [Fundamentals of special physical preparation of athletes], Moscow, Physical Culture and Sport, 1970, 200 p.

17 Farfel’ V.S. Upravlenie dvizheniiami v sporte [Motion control in sport], Moscow, Physical Culture and Sport, 1975, 208 p.

18 Fomenko N.V. Rekreacijni resursi ta kurortologiia [Recreational resources and resorts], Kiev, CNL, 2007, 312 p.

19 Eadens L.M., Jacobson S.K., Stein T.V., Confer J.J., Gape L., Sweeting M. Stakeholder Mapping for Recreation Planning of a Bahamian National Park. Society & Natural Resources. 2009, vol.22(2), pp. 111-127. doi:10.1080/08941920802191696.

20 Kaczynski A.T., Henderson K.A. Environmental Correlates of Physical Activity: A Review of Evidence about Parks and Recreation. Leisure Sciences. 2007, vol.29(4), pp. 315-354. doi:10.1080/01490400701394865.

Информация об авторах:

Зайцев Вячеслав Петрович: mybox3001@mail.ru; Харьковская государственная академия физической культуры; ул. Клочковская 99, г. Харьков, 61022, Украина.

Манучарян Светлана Валентиновна: mybox3001@mail.ru; Харьковская государственная академия физической культуры; ул. Клочковская 99, г. Харьков, 61022, Украина.

Прусик Кристоф: prusik@hot.pl; Академия физического воспитания и спорта; Ул. Веска 1, 80-336, Гданьск, Польша.

Прусик Екатерина: prusik@hot.pl; Академия физического воспитания и спорта; Ул. Веска 1, 80-336, Гданьск, Польша.

Чеслицка Мирослава: rektor@ukw.edu.pl; Университет Казимира Великого в Быдгощ; ул. Ходкевича 30, г.Быдгощ 85-064, Польша.

Шарк-Ецкардт Мирослава: rektor@ukw.edu.pl; Университет Казимира Великого в Быдгощ; ул. Ходкевича 30, г.Быдгощ 85-064, Польша.

Цитируйте эту статью как: Зайцев В.П., Манучарян С.В., Прусик Кр., Прусик Е., Чеслицка М., Шарк-Ецкардт М. Методология физической рекреации: взгляд на проблемы, опыт, рекомендации ІІ Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту. - 20ІЗ. - № 4. - С. ІЗ-20. doi:10.6084lm9.figshare.693024

Электронная версия этой статьи является полной и может быть найдена на сайте: http:llwww.sportpedagogy.org.ualhtmllarhive.html

Это статья Открытого Доступа распространяется под терминами Creative Commons Attribution License, которая разрешает неограниченное использование, распространение и копирование любыми средствами, обеспечивающими должное цитирование этой оригинальной статьи (http:ll creativecommons.orgllicenseslbyl3.0ldeed.ru).

Дата поступления в редакцию: 29.04.20ІЗ г. Опубликовано: З0.04.20ІЗ г

Information about the authors:

Zaytsev V.P.: mybox3001@mail.ru; Kharkov State Academy of Physical Culture; Klochkovskaya str. 99, Kharkov, 61022, Ukraine.

Manucharjan S.V.: mybox3001@mail.ru; Kharkov State Academy of Physical Culture; Klochkovskaya str. 99, Kharkov, 61022, Ukraine.

Prusik Kr.: prusik@hot.pl; Academy of Physical Education and Sports; ul. Wiejska 1, 80-336 Gdansk, Poland.

Prusik K.: prusik@hot.pl; Academy of Physical Education and Sports; ul. Wiejska 1, 80-336 Gdansk, Poland.

Cieslicka M.: rektor@ukw.edu.pl; Kazimierz Wielki University in Bydgoszcz; Chodkiewicza str. 30, 85-064 Bydgoszcz, Poland.

Szark-Eckardt M.: rektor@ukw.edu.pl; Kazimierz Wielki University in Bydgoszcz; Chodkiewicza str. 30, 85-064 Bydgoszcz, Poland.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Cite this article as: Zaytsev V.P, Manucharjan S.V., Prusik Kr., Prusik K., Cieslicka M., Szark-Eckardt M. Methodology of physical recreation: problems, experience, recommendations. Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports, 2013, vol.4, pp. 13-20. doi:10.6084/m9.figshare.693024

The electronic version of this article is the complete one and can be found online at: http://www.sportpedagogy.org.ua/html/arhive-e.html

This is an Open Access article distributed under the terms of the Creative Commons Attribution License, which permits unrestricted use, distribution, and reproduction in any medium, provided the original work is properly cited (http:// creativecommons.org/licenses/by/3.0/deed.en).

Received: 29.04.20ІЗ Published: З0.04.20ІЗ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.