Научная статья на тему 'Здоровьесберегающие технологии в российских вузах'

Здоровьесберегающие технологии в российских вузах Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
2956
371
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЗДОРОВЬЕ / ВУЗ / STUDENTS / HEALTH-PRESERVATION / UNIVERSITY EDUCATION / HEALTH

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ивахненко Галина Александровна

В статье рассматриваются различные виды образовательных здоровьесберегающих технологий и подчёркивается важность их использования в российских вузах для сохранения здоровья студентов. Методом традиционного анализа документов выделяются основные тематические аспекты, которые затрагивают учёные и специалисты в своих работах по этой проблеме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ивахненко Галина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Health-Preserving Technologiesin the System of University Education of Russia

The paper analyzes various types of health-preservation technologies in Russian universities and stresses their importance The author concentrates on the study of documents to bring out major themes in professionalarticles dedicated to the problem.

Текст научной работы на тему «Здоровьесберегающие технологии в российских вузах»

DCrTU\Ш шіЛліРмитцта DCL І ПІГІІУ^циологии

Тема н Социология насел

о м е р а : здоровья е н и я

Здоровьесберегающие технологии в российских вузах

И вахненко Галина Александровна - кандидат социологических наук, старший научный сотрудник Центра исследования социальной структуры и социального расслоения ИС РАН

E-mail: ga-ivachnenco@yandex.ru

№ 6, май 2012

' ІСГТІІ 1/1 ж1'ІЬнемитцма, О Сім І ПІ /1 І \ Социологии

Здоровьесберегающие технологии в российских вузах

Аннотация в статье рассматриваются различные виды обра-

зовательных здоровьесберегающих технологий и подчёркивается важность их использования в российских вузах для сохранения здоровья студентов. Методом традиционного анализа документов выделяются основные тематические аспекты, которые затрагивают учёные и специалисты в своих работах по этой проблеме.

Ключевые слова: студенты, здоровьесберегающие технологии, здоровье, вуз

В отношении здоровья во всех странах студенты выделяются в категорию повышенного риска. Основанием для этого является существующее в системе высшего образования противоречие между необходимостью оптимизировать деятельность высшего профессионального образовательного учреждения с целью сохранения здоровья студентов и одновременной интенсификацией учебного процесса с целью повышения качества и уровня готовности к профессиональной деятельности. И если исследования социальных факторов здоровья детей и подростков становятся более основательными и продуктивными, то в отношении здоровья молодёжи и студенчества сохраняется дефицит информации, связанный с недостаточностью принятых в системе медицинской и ведомственной статистики показателей и ограниченностью исследовательских возможностей [Медик, Осипов 2003: 8-9]. Кроме того, существующие на данный момент общероссийские и региональные исследования по данной проблематике дают тревожные результаты и указывают на то, что здоровье студентов, в том числе развитие и усовершенствование технологий, связанных с его профилактикой и охраной, - недостаточно изученный аспект студенческой жизни.

Цель данной статьи - обратить внимание учёных, исследователей и педагогов на важность темы студенческого здоровья и на необходимость поиска путей его охраны и оптимизации.

Для получения первичной социальной информации был использован традиционный (классический) метод анализа документов [Рабочая книга 1983: 289-292]. В качестве источников выступили 43 научных документа (монографии, статьи,

Если исследования социальных факторов здоровья детей и подростков становятся более основательными и продуктивными, то в отношении здоровья молодёжи и студенчества сохраняется дефицит информации, связанный с недостаточностью принятых в системе медицинской и ведомственной статистики и ограниченностью исследовательских возможностей.

тезисы различных научных конференций, электронные материалы и др.), опубликованные с 1997 по 2012 гг. и посвящённые здоровью студентов и методам его сохранения. В результате были выделены основные аспекты, которые затрагивают учёные и специалисты в своих работах по изучаемой проблеме:

1. В научных источниках указывается, что в настоящее время представители науки и вузовские работники значительно больше внимания уделяют изучению здоровьесберегающей среды в общеобразовательных учреждениях, нежели в высших учебных заведениях. В многочисленных исследованиях медиков, педагогов, психологов и физиологов убедительно доказывается негативное влияние существующей системы обучения на здоровье и развитие подрастающего поколения, делается вывод о том, что данная проблема стала ключевой в стратегии дальнейшего развития как отечественной школы, так и всего государства в целом [Здоровьесберегающие технологии].

Исследовательница здоровьесберегающих технологий в системе высшего образования Н. В. Лядова считает, что задачи, которые ставятся в качестве основных, способствующих сохранению здоровья школьников, носят универсальный характер и могут быть применены ко всем категориям населения, в том числе и студенческой молодёжи (создание установок по отношению к своему здоровью и способам его укрепления, пропаганда знаний, умений и навыков здорового образа жизни, создание в учебных учреждениях здоровьесберегающей среды (Е. П. Усанова, В. С. Шувалова, О. В. Шиняева, А. А. Баранов, В. В. Власов, Н. Л. Ямщиков и др.) [Жарова 2006: 20].

2. Учёные отмечают, что для студентов поступление в высшие учебные заведения характеризуется сменой деятельности и осложнением процессов адаптации. Студенты испытывают высокую психофизиологическую нагрузку на все функциональные системы организма. Исследователи А. В. Шахова, Т. В. Челышева и Н. И. Хасанова указывают на то, что в последние годы большие потенциальные ресурсы студенческого организма используются нецеленаправленно и нерационально. Опираясь на классическую теорию онтогенеза, согласно которой у молодых людей в возрасте 17-25 лет наблюдается оптимизация почти всех функций организма, они утверждают, что у студентов на этом этапе имеются достаточно большие функциональные возможности для работы по 10-12 часов в сутки, но при условии соблюдения режима сна, питания, двигательной активности и отдыха. Однако студенческая молодёжь вынуждена работать в жёстких рамках, определяемых учебными планами и программами, когда чрезмерные нагрузки приводят сначала к формированию дисфункций, а затем к стойким нарушениям различных физиологических показателей. Умственный труд студентов сопровождается необходимостью переработки большого объёма

№ 6, май 2013

разнообразной информации с мобилизацией памяти и концентрацией внимания. Хронометражные наблюдения показывают, что рабочий день большинства студентов составляет в среднем 10 часов, они спят не более 7 часов в сутки, а учебные задания обычно выполняются по вечерам и воскресным дням, к экзаменам готовятся в ситуации острого дефицита времени. Это приводит к обострению психовегетативных проявлений в условиях стрессовых ситуаций (экзамены, зачёты) [Здоровьесберегающий потенциал 2008: 4]. Недостаток двигательной активности в этом возрасте вызывает развитие детренированности всех систем организма, что способствует повышению утомляемости и снижению трудоспособности [Здоровьесберегающий потенциал 2008: 5]. На фоне отсутствия здоровьесберегающих механизмов в работе многих вузов всё это приводит к развитию у студентов хронических неинфекционных болезней. Особенно актуальна проблема медико-психологической реабилитации студентов, имеющих группу инвалидности [Инновационные технологии 2008: 20].

3. Специалисты рассматривают разные трактовки термина «здоровьесберегающие образовательные технологии» (ЗОТ), который появился в научном и педагогическом лексиконе в последние несколько лет. Термин по-разному понимается учёными и преподавателями образовательных учреждений, вузов. Так, некоторые из них воспринимают его как аналог санитарно-гигиенических мероприятий [Здоровосберегающие основы. 2006: 21]. Иногда вся концепция здоровьесбережения сводится к преподаванию специальных учебных дисциплин (например, валео-логии) или к созданию специальных программ [Бондин 2004].

Большинство же исследователей под здоровьесберегающими образовательными технологиями понимают систему, создающую условия для сохранения и укрепления физического, духовного, эмоционального, интеллектуального здоровья учащейся молодёжи. Система включает в себя физкультурнооздоровительные, образовательные, психологические, педагогические, медико-гигиенические и другие способы, направленные на эти цели (Г. А. Степанова, Г. А. Булатова, Р. М. Гимазов, Л. О. Артемьева и др.). В качестве синонима «здоровьесберегающим технологиям» в литературе нередко употребляется термин «здоровьеформирующие образовательные технологии» (ЗФОТ) [Борозенцева 2008: 31].

4. В научной литературе о вузовских здоровьесберегающих технологиях немало внимания уделяется вопросу их структуры. Основные структурообразующие компоненты:

• Аксеологический, который проявляется в осознании учащимися высшей ценности здоровья, убеждённости в необходимости вести здоровый образ жизни. У студентов развивается осознанное отношение к здоровью, основанное на положительном самосохранительном поведении;

№ 6, май 2013

• Гносеологический связан с приобретением необходимых для здоровьесбережения знаний и умений, связанных с интересом к вопросам собственного здоровья, к изучению литературы по этой теме и различных методик по оздоровлению и укреплению организма;

• Собственно здоровьесберегающий включает в себя систему ценностей и установок, которые формируют потребность в повышении двигательной активности, предупреждении гиподинамии и приобретении гигиенических навыков. Особая роль отводится физкультурно-оздоровительной деятельности, соблюдению режима дня, качеству питания, чередованию труда и отдыха, что способствует предупреждению возникновения вредных привычек и различных заболеваний;

• Эмоционально-волевой включает в себя проявление эмоциональных и волевых психологических механизмов, которые закрепляют желание вести здоровый образ жизни;

• Экологический позволяет внести в содержание здравотворческого процесса экологическую составляющую [Артемьева 2009: 4-6].

5. Авторами предпринимаются попытки разработки различных классификаций здоровьесберегающих технологий и моделей их реализации (Н. П. Абаскалова, Р. И. Айзман, Г. К. Зайцев, Э. М. Казин, Э. Чарльстон и др.). Существует несколько подходов к классификации здоровьесберегающих технологий. Некоторые из них носят преимущественно информационный характер при приоритете биологических и медицинских знаний [Здоровьесберегающие основы 2006: 25].

Наиболее проработанной и используемой в российских образовательных учреждениях является классификация, предложенная Н. К. Смирновым [Смирнов 2006]. Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в образовательных учрежденияхё он выделяет несколько групп, в которых используется разный подход к охране здоровья, а соответственно и разные формы работы.

К первой группе относятся медико-гигиенические технологии. Это совместная деятельность администрации учебных заведений, преподавателей и медицинских работников. Также к медико-гигиеническим технологиям Н. К. Смирнов отнёс контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических || условий. Это, прежде всего, организация медицинских каби-

нетов в вузах, которые осуществляют проведение прививок учащимся, оказание консультативной и неотложной помощи обратившимся, проводят мероприятия по санитарно-гигиеническому просвещению студентов и педагогического состава, организуют профилактические мероприятия в преддверии эпидемий (гриппа) и решают ряд других задач, относящихся к компетенции медицинской службы.

№ 6, май 2013

Вторую группу составляют физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ), которые направлены на физическое развитие учащихся. ФОТ реализуются на занятиях физической культуры и секциях, на внеурочных спортивно-оздоровительных мероприятиях.

Третья группа представлена экологическими здоровьесберегающими технологиями. Они направлены на создание гармоничных с природой, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей.

В четвертую группу включены технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ). Их реализуют специалисты по охране труда, защите в чрезвычайных ситуациях, архитекторы, строители учебных корпусов, инженернотехнические службы, пожарные инспекции.

К пятой группе относятся здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ), которые делятся на три подгруппы:

• организационно-педагогические технологии (ОПТ), определяющие структуру учебного процесса, способствующие предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и др.;

• психолого-педагогические технологии (ППТ), связанные с непосредственной работой на уроках физической культуры. Сюда же входит и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса;

• учебно-воспитательные технологии (УВТ) включают в себя программы, которые обучают студентов заботиться о своём здоровье, вести правильный образ жизни, отказываться от вредных привычек. Эти технологии предусматривают также проведение организационно-воспитательной работы со студентами после занятий.

Отдельное место в классификации Н. К. Смирнова занимают ещё две группы технологий, традиционно реализуемых вне образовательного учреждения, но в последнее время всё чаще включаемые во внеурочную работу вуза:

• социально-адаптирующие и личностно-развивающие технологии (САЛРТ) - это формирование и укрепление психологического здоровья студентов, повышение ресурсов психологической адаптации личности (социально-психологические тренинги, программы социальной и семейной педагогики);

• лечебно-оздоровительные технологии (ЛОТ) составляют самостоятельные медико-педагогические области знаний: лечебную педагогику и лечебную физкультуру, воздействие которых обеспечивает восстановление физического здоровья учащихся.

Реальность такова, что о единой базовой модели работы по сохранению и укреплению здоровья студентов в российском вузе на сегодняшний момент можно говорить только как о веберовском «идеальном типе».

Основными видами здоровьесберегающих технологий применяемых для сохранения и укрепления здоровья студентов в российских высших учебных заведениях, являются физкультурно-спортивные мероприятия, технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности и про-светительско-педагогиче-ская деятельность.

Все вышеперечисленные здоровьесберегающие технологии необходимо использовать системно и в комплексе, но реальность такова, что о единой базовой модели работы по сохранению и укреплению здоровья студентов в российском вузе на сегодняшний момент можно говорить только как о веберовском «идеальном типе». На деле каждое российское высшее учебное заведение реализует свою собственную здоровьесберегающую политику и, к сожалению, не всегда добросовестную и удачную. Забота о самочувствии студенческой молодёжи чаще всего зависит от рейтинга вуза, объёма его финансирования и от того, насколько внимательна к этой проблеме администрация конкретного учебного учреждения.

6. Анализ научных документов показал, что в различных российских институтах и университетах с разной интенсивностью в основном используют 6 видов здоровьесберегающих технологий: 1) физкультурно-спортивные мероприятия (уроки физкультуры, спортивные кружки, секции, лечебная физкультура); 2) просветительско-педагогическая деятельность (валеология, ОБЖ, беседы, консультации по проблемам здоровья); 3) психологическое знание и психологические методики (консультации психолога, тренинги, кабинеты релаксации); 4) медико-гигиеническая деятельность (медосмотры, диспансеризация, мониторинги); 5) рекреационные мероприятия и рекреационная инфраструктура (базы и дома отдыха, льготные путёвки, методики по релаксации); 6) технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (инженерно-технические службы вузов, гражданская оборона, противопожарное оснащение).

Основными видами здоровьесберегающих технологий, применяемых для сохранения и укрепления здоровья студентов в российских высших учебных заведениях, являются физкультурно-спортивные мероприятия, технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности и просветительско-педагогическая деятельность. Другие виды контроля, охраны и сбережения здоровья студентов в вузах представлены гораздо слабее.

Физкультурно-спортивная деятельность студентов. На сегодняшний день роль физической культуры и спорта в оздоровлении общества признаётся всеми государственными органами, и физическая культура присутствует во всех учебных планах образовательных учреждений России. Роль физического воспитания во всестороннем развитии личности студентов проявляется по трём основным направлениям. Во-первых, оно обеспечивает сохранение и укрепление здоровья студентов, высокую степень развития двигательных качеств, приобретение знаний, умений и навыков, необходимых для успеха в будущей профессиональной деятельности; во-вторых, приобщает студентов к систематическим занятиям физическими упражнениями, активному участию в спортивной жизни

№ 6, май 2013

вуза; в-третьих, физическое воспитание содействует развитию социальной активности, оказывает влияние на формирование духовного мира, нравственное и эстетическое развитие личности студента.

Как свидетельствуют разработки некоторых исследователей в области адаптации студентов к физической культуре (С. В. Алексеев, Н. М. Амосов, В. К. Бальсевич, Э. М. Казин, Т. Н. Леонтьева, В. П. Лукьяненко) физкультурно-оздоровительная деятельность способствует не только восполнению дефицита двигательной активности и формированию физических качеств, но и организует досуг и занятость студента, формирует такие качества личности, как собранность, целеустремленность, которые являются основополагающими для формирования ценностного отношения к своему здоровью [Федоскина 2010: 236].

Просветительско-педагогическая деятельность. Значительную роль в формировании правильного отношения к здоровью у молодого человека играют и специальные вузовские дисциплины, которые теоретически и практически позволяют освоить студентам необходимые правила, касающиеся личной гигиены, соблюдения режима сна и отдыха, предотвращения вредных привычек, полноценного и правильного питания. К таким дисциплинам относятся валеология и ОБЖ. Однако они входят в учебную программу не каждого российского вуза.

Валеология - «область знания об индивидуальном здоровье человека, о культуре сохранения и укрепления здоровья» [Смирнов 1997: 16]. Как наука о здоровье она появилась в конце 70-х гг. XX столетия. Предметом изучения валеоло-гии являются:

- здоровье как медицинская и социальная категория;

- механизмы формирования здоровья;

- методы оценки индивидуального здоровья;

- способы сохранения и укрепления здоровья.

ОБЖ как образовательная дисциплина существует в российских вузах с 1995 г. Курс ОБЖ в целом отражает государственную образовательную политику в области защиты от чрезвычайных ситуаций и позволяет формировать у обучаемых ответственное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.

Психологическое знание и психологические методики. Современный социум требует от выпускника вуза готовности вступить в активную общественно полезную деятельность здоровой и полноценной личностью, имеющей высокий резерв здоровья, стрессоустойчивость. Но современная социальноэкономическая ситуация, падение уровня жизни и неблаго-

Современный социум требует от выпускника вуза готовности вступить в активную общественно полезную деятельность здоровой и полноценной личностью, имеющей высокий резерв здоровья, стрессоустойчивость. Но современная социальноэкономическая ситуация, падение уровня жизни и неблагоприятные экологические условия сказываются не только на физическом, но и на психическом здоровье молодёжи.

приятные экологические условия сказываются не только на физическом, но и на психическом здоровье молодёжи. В этой связи видится необходимым поиск инновационных технологий сохранения психического здоровья современных студентов. По данным некоторых социально-психологических исследований, около 90% первокурсников отмечают затруднения в учебной деятельности (ухудшение памяти, тревожность, немотивированные страхи). Особая проблема - болезни социального характера: алкоголизм, наркомания, токсикомания, курение, туберкулёз, суициды и др. [Борщёва 2007: 57].

В качестве конкретных инновационных методов для решения задач по развитию психического адаптационного студенческого ресурса специалистами предлагаются следующие формы работы: 1) индивидуальное консультирование специалиста психолога или психотерапевта; 2) обучающие тренинги по направлениям: саморегуляция, уверенность перед экзаменами, устройство на работу, управление чувствами, социальная активность, стратегия поведения в конфликтах и т. д.; 3) организация службы дистанционного психологического консультирования студентов через интернет; 4) комплексная компьютерная психодиагностика индивидуально-психологических свойств и особенностей личности; уровня развития когнитивной, мотивационно-потребностной, эмоциональноволевой, коммуникативной, деятельностной сфер и степени дезадаптации студента; 5) проведение психокоррекционных, психопрофилактических, психореабелитационных мероприятий (профилактика эмоциональных нарушений и отклоняющегося поведения); 6) организация кабинетов релаксации (ароматерапия, фитотерапия, музыкальная терапия и т. д.) [Борщёва 2007: 59-60].

Рекреационные мероприятия и рекреационная инфраструктура. Основными причинами, которые делают необходимым проведение рекреационных мероприятий в вузе, учёные называют физические и психологические перегрузки, стрессовые состояния, переутомление, снижение познавательной деятельности вузовской молодёжи. Особо выделяются информационные перегрузки, сложность изучаемых теорий и дисциплин, обучающие компьютерные технологии, экзаменационные перенапряжения. По прогнозам учёных, в ближайшие годы следует ожидать ещё большего усложнения обучающих систем в связи с переходом вузов на международные стандарты высшего образования в системе Единого Европейского образовательного пространства. Поэтому вопрос об основах вузовской рекреации как здоровьесберегающей образовательной технологии становится особенно актуальным. В рекреационной системе выделяются два уровня. В первом случае речь идёт о рекреационной системе на государственном, профсоюзном, вузовском, коммерческом уровнях (дома отдыха, санатории, курорты,

По прогнозам учёных, в ближайшие годы следует ожидать ещё большего усложнения обучающих систем в связи с переходом вузов на международные стандарты высшего образования.

студенческие спортивные лагеря). Второй случай - это индивидуальная рекреационная система, которая ориентируется на приоритетность оптимального психологического состояния студенческого контингента. Это способы, требующие содействия специалистов и применения специальных методик по преодолению утомления и поддержанию студенческой энергии (лечебный сон, аутотренинги, медитация и др.) [Гримблант, Зайцев, Крамской 2005: 49].

Следует отметить, что проблема психологического и психического восстановления (рекреация) студентов до настоящего времени практически не разрабатывалась. Не созданы научно обоснованные рекомендации для студентов по профилактике переутомления и быстрого восстановления. Вопросы обучения основам рекреации ранее не были предусмотрены в учебных планах и программах дифференцированной вузовской подготовки студентов. Во многих вузах не создана организационная структура студенческой рекреации. Каждый учащийся в связи с этим часто решает этот важный для себя вопрос стихийно, методом проб и экспериментирования на своём здоровье, нередко ошибочно избирая для себя в качестве индивидуальных релаксантов алкоголь и наркотики [Гримблант, Зайцев, Крамской 2005: 44-45].

Медико-гигиенические технологии, ориентированные на работу с больными студентами, на диагностику, лечение болезней в вузовской системе, в отличие от школьной, представлены слабо. Так, например, диспансеризация, предусмотренная национальным проектом «Здоровье» для работающего населения, не распространяется на студентов. Очевидно, что министерствам и ведомствам, имеющим вузы, как и самим вузам, необходимо переломить эти негативные тенденции. Диспансеризация студентов должна быть обязательной и находиться под контролем ректоров. Далеко не в каждом вузе проводится и мониторинг состояния здоровья учащихся, который заключается в использовании данных медицинских осмотров студентов. Между тем для своевременной диагностики и коррекции развивающихся дисфункций систем организма необходимость мониторинга очевидна. Н. А. Новикова считает его основой работы по изучению и сохранению здоровья студентов. Она предлагает создать «Электронную карту мониторинга здоровья студента», которая будет включать необходимый набор параметров его физического и психического здоровья. Эта карта позволит выявить факторы риска, определить адаптационные возможности организма, сформировать индивидуальные нормативы и необходимый объём медицинского участия [Новикова 2008: 21].

В перечне медико-гигиенических вузовских технологий должна быть представлена и медицинская профилактика. Она включает в себя такие виды деятельности, как диагно-

№ 6, май 2013

стика донозологических форм болезни или на стадии предбо-лезни, организацию и проведение систематических углублённых медицинских осмотров студенческого контингента. На основе результатов медицинских осмотров должно происходить формирование групп здоровья и распределение студентов с выявленными отклонениями в состоянии физического и психического здоровья в специальные группы для проведения последующих реабилитационных мероприятий. Комплексная реабилитация студентов должна проходить в санаториях-профилакториях высших учебных заведений и включать в себя несколько направлений: диагностическое (с привлечением специалистов диагностического центра); лечебное (с применением диетического питания, физиотерапевтических, водных процедур и др.); реабилитационное (психотерапия, массаж, лечебная физкультура, дыхательная гимнастика и др.); профилактическое (санация полости рта, применение витаминов, психологическое консультирование и тренинги, использование природных факторов здоровья и др.); санаторно-просветительское (выпуски стендов и плакатов, выступления на радио и телевидении, публикации в СМИ и др.) [Новикова 2008: 20]. В качестве медико-гигиенических инновационных технологий учёные и специалисты предлагают шире использовать диагно-стико-обучающие компьютерные программы (например, программа «Формула здорового образа жизни»), воспитательные игры и тренажёры. Для сохранения здоровья студенческой молодёжи необходимо вернуть в вузы недорогие столовые, поликлиники, семейные общежития, дошкольные учреждения для детей студентов.

Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ). В вузе их реализуют пожарная инспекция, представители коммунальных, инженерно-технических служб, специалисты по гражданской обороне, охране труда и защиты в чрезвычайных ситуациях, архитекторы, строители. Требования и рекомендации этих специалистов подлежат обязательной интеграции в общую систему здоровьесберегающих технологий. За обеспечение эффективного функционирования ТОБЖ в учебных корпусах, студенческих общежитиях и других зданиях вузовского комплекса несёт ответственность администрация высшего учебного заведения.

Заключение

Описанная модель здоровьесберегающих образовательных технологий, существующая на данный момент в российской высшей школе, как и всякая система, находится в развитии и совершенствовании. Её эволюция подчиняется главной цели - сохранению здоровья учащихся. Указанная

В условиях перехода к преимущественно интенсивному типу развития экономики здоровьесберегающие образовательные технологии приобретают роль неотъемлемого фактора профессионального роста.

цель призвана определять приоритеты среди задач всего комплекса здоровьесберегающих мероприятий. При реализации этой цели важно обратить внимание на два основных момента. Во-первых, именно неблагополучное состояние здоровья студентов, его прогрессирующее ухудшение остро ставит вопрос о здоровьесберегающих технологиях в высших образовательных учреждениях страны. Во-вторых, процесс формирования здоровьесбережения неразрывно связан с методологией обучения здоровьесберегающим технологиям, который касается как обучающихся, так и преподавательского состава. Это необходимо учитывать при создании новых моделей, классификаций ЗЗТ и их инновационных форм.

Опыт функционирования отечественной системы высшего образования показывает, что наиболее жизнеспособными оказываются те образовательные учреждения, которые проводят активную политику по внедрению новых технологий по сохранению и укреплению здоровья студентов и формированию у них мотивации здорового образа жизни. Управление качеством образования предполагает дальнейшее совершенствование уже существующих и разработку новых технологий, которые могли бы заложить основы физического и духовного здоровья учащихся высшей школы. В условиях перехода к преимущественно интенсивному типу развития экономики здоровьесберегающие образовательные технологии приобретают роль неотъемлемого фактора профессионального роста.

Библиографический список

1. Артемьева Л. О. 2009. Здоровьесберегающие технологии комплексного сопровождения детей, оставшихся без попечения родителей // Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе: проблемы и перспективы / Под ред. Л. О. Артемьевой. - Пенза: АНОО Приволжский Дом знаний.

2. Артемьева Л. О., Волостова А. Ф., Турбина Н. И. 2008. Инновационные технологии в реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения и образования // Высшее образование: опыт, проблемы, перспективы / Под ред. А. П. Гаевой, С. Н. Жирякова, В. М. Полякова. -Белгород: ГОУ ВПО Белгородский государственный технологический университет им. Шухова В. Г.

3. Бондин В. И. 2004. Здоровьесберегающие технологии в системе высшего педагогического образования // Теория и практика физической культуры. № 10.

4. Борозенцева Л. А. 2008. Здоровьесберегающие технологии в условиях современной российской образовательной системы // Высшее образование: опыт, проблемы,

№ 6, май 2013

перспективы / Под ред. А. П. Гаевой, С. Н. Жирякова, В. М. Полякова. - Белгород: ГОУ ВПО Белгородский государственный технологический университет им. Шухова В. Г.

5. Борщёва И. В. 2007. Психологические проблемы здоро-вьесбережения студентов СГА // Здоровьесберегающие образовательные технологии: материалы междисциплинарной научно-практической конференции / Отв. ред. Е. В. Усова. - М.: СГА.

6. Гримблант С. О., Зайцев В. П., Крамской С. И. 2005. Здоровьесберегающие технологии в подготовке специалистов. - Харьков: Коллогиум.

7. Жарова А. В. 2006. Формирование здоровья студентов вузов. - Красноярск: СибГУ.

8. Здоровьесберегающие технологии // Чекист.ру: информационно-аналитический портал ФСБ РФ [сетевое издание]. иИЬ: http://www.chekist.ru/article/913 [дата посещения: 1.12.2011].

9. Медик В. А., Осипов А. М. 2003. Университетское студенчество: образ жизни и здоровье. - М.: Логос.

10. Новикова А. В. 2008. Здоровьесберегающие технологии в условиях современной образовательной системы // Высшее образование: опыт, проблемы, перспективы / Под ред. А. П. Гаевой, С. Н. Жирякова, В. М. Полякова. -Белгород: ГОУ ВПО Белгородский государственный технологический университет им. Шухова В. Г.

11. Рабочая книга социолога. 1983 / Отв. ред. Г. В. Осипов. -М.: Наука.

12. Смирнов Н. К. 1997. Задачи валеологии в контексте проблем общества и системы образования / Актуальные проблемы валеологии в образовании. - М.: Генезис.

13. Смирнов Н. К. 2006. Здоорвьесберегающие технологии и психологическое здоровье. - М.: Аркти.

14. Степанова Г. А., Булатова Г. А., Гимазов Р. М. 2006. Здоровьесберегающие основы образовательного процесса учащихся и студентов. - Сургут: РИО СурГПУ.

15. Федоскина Е. М. 2010. Ценностные ориентации студентов, обучающихся по специальности «Адаптивная физическая культура» // Физическая культура и здоровье студентов: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции. - СПб.: СПбГУП.

16. Шахова А. В., Челышева Т. В., Хасанова Н. И. 2008. Здоровьесберегающий потенциал образования. - Майкоп: ООО Аякс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.