Научная статья на тему 'К вопросу о необходимости разработки системных механизмов обеспечения студенческой молодёжи оптимальными двигательными режимами'

К вопросу о необходимости разработки системных механизмов обеспечения студенческой молодёжи оптимальными двигательными режимами Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
520
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ДЕФИЦИТ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЁЖЬ / ГИПОДИНАМИЯ / ГИПОКИНЕЗИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СИСТЕМНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ ОПТИМАЛЬНЫМИ ДВИГАТЕЛЬНЫМИ РЕЖИМАМИ / MOTION ACTIVITY / DEFICIENCY OF MOTION ACTIVITY IN STUDENT YOUTH GROUP / HYPODYNAMIA / HYPOKINESIA / PHYSICAL EDUCATION / SYSTEM MECHANISMS FOR PROVIDING THE STUDENT YOUTH WITH OPTIMAL MOTION CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горелов Александр Александрович, Лях Владимир Иосифович, Румба Ольга Геннадьевна

В статье раскрываются медико-биологические и педагогические аспекты проблемы дефицита двигательной активности студенческой молодёжи. Рассматриваются «западный» и «отечественный» пути решения проблемы. Обосновывается целесообразность разработки системных механизмов обеспечения студенческой молодёжи оптимальными двигательными режимами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горелов Александр Александрович, Лях Владимир Иосифович, Румба Ольга Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the question of necessity in development of system mechanisms for providing the student youth with optimal motion conditions

The article reveals the medical, biological and pedagogical aspects of motion activity deficiency problem among student youth group. The "western" and " national" ways of solution are examined. There is given a basis for expedience of development of system mechanisms for providing student's youth with optimal motion conditions

Текст научной работы на тему «К вопросу о необходимости разработки системных механизмов обеспечения студенческой молодёжи оптимальными двигательными режимами»

УДК 796:338.28; 796.078

К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ РАЗРАБОТКИ СИСТЕМНЫХ МЕХАНИЗМОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ ОПТИМАЛЬНЫМИ ДВИГАТЕЛЬНЫМИ РЕЖИМАМИ

Александр Александрович Горелов, доктор педагогических наук, профессор, Белгородский государственный университет,

Владимир Иосифович Лях, доктор педагогических наук, профессор, Академия физического воспитания,

Польша, Краков,

Ольга Геннадьевна Румба, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,

(НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Статья подготовлена в рамках реализации Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы, направление «Гуманитарные науки», мероприятие 1.1 «Проведение научных исследований коллективами научнообразовательных центров в области психологических и педагогических наук» по теме: «Разработка новых физкультурно-оздоровительных технологий, способствующих повышению функциональных возможностей организма и обеспечению высокой эффективности образовательной деятельности студентов»

Аннотация

В статье раскрываются медико-биологические и педагогические аспекты проблемы дефицита двигательной активности студенческой молодёжи. Рассматриваются «западный» и «отечественный» пути решения проблемы. Обосновывается целесообразность разработки системных механизмов обеспечения студенческой молодёжи оптимальными двигательными режимами.

Ключевые слова: двигательная активность, дефицит двигательной активности, студенческая молодёжь, гиподинамия, гипокинезия, физическая культура, системные механизмы обеспечения студенческой молодёжи оптимальными двигательными режимами.

TO THE QUESTION OF NECESSITY IN DEVELOPMENT OF SYSTEM MECHANISMS FOR PROVIDING THE STUDENT YOUTH WITH OPTIMAL

MOTION CONDITIONS

Alexander Aleksandrovich Gorelov, the doctor of pedagogical sciences, professor,

Belgorod State University,

Vladimir Iosifovich Lyakh, the doctor of pedagogical sciences, professor, Academia of Physical Education,

Poland, Krakow,

Olga Gennadevna Rumba, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health,

St.-Petersburg

Annotation

The article reveals the medical, biological and pedagogical aspects of motion activity deficiency problem among student youth group. The "western" and " national" ways of solution are examined. There is given a basis for expedience of development of system mechanisms for providing student's youth with optimal motion conditions

Keywords: motion activity, deficiency of motion activity in student youth group, hypodynamia, hypokinesia, physical education, system mechanisms for providing the student youth with optimal motion conditions.

В настоящее время проблема дефицита двигательной активности (ДА) населения является одной из наиболее актуальных во всём мире. Её появление обусловлено невиданными успехами во многих областях науки и сферах производства материальных благ. Многое, к чему стремились люди в прошлом, стало реальностью нашей

жизни. Успехи научно-технического прогресса сделали комфортными труд и быт современных людей, дали возможность быстрого перемещения на большие расстояния и защиту от природных стихийных явлений. Вместе с тем, вновь появившиеся «блага цивилизации» стали причиной того, что у большинства наших современников не удовлетворяется естественная генетически заложенная потребность в движении. ДА необходима для нормальной деятельности практически всех органов и систем организма, поскольку изначально филогенетически все они возникли именно для обслуживания двигательной деятельности как залога выживаемости вида [16]. Характерный для нашего времени недостаток движений обуславливает возникновение нарушений в состоянии опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной, эндокринной, пищеварительной систем, а также появление избыточной массы тела, депрессий, нервно-психических расстройств.

Особое беспокойство среди учёных во всём мире вызывает тот факт, что в наибольшей степени негативные последствия дефицита ДА испытывает на себе учащаяся молодёжь, и прежде всего - студенчество по причине значительного увеличения затрат времени на учебную деятельность [5,23]. Реальный объем ДА студентов не соответствует биологическим нормам, необходимым для полноценного развития молодого организма, что, прежде всего, объясняется увеличением затрат времени на учебную деятельность в период обучения в вузе. Недостаток ДА - гиподинамия - приводит к перестройке деятельности сердечно-сосудистой системы, наблюдается ухудшение приспособительных механизмов аппарата кровообращения к физической нагрузке, значительно снижается физическая работоспособность, возрастают энергозатраты. Наблюдается также атрофия мышц, уменьшение прочности костей, ухудшение деятельности основных функциональных систем организма. Вынужденное уменьшение объема произвольных движений - гипокинезия - приводит к тому, что в организме снижается микронасосная деятельность мышц, уменьшается работа всех звеньев кровообращения, возникает комплекс различных расстройств в обмене веществ, системе дыхания, ускоряется процесс старения. В результате воздействия гипокинезии сокращается объем мышечной массы, снижается тонус мышц, уменьшается масса и плотность костной ткани, снижается эластичность сухожилий и суставных связок, ухудшается координация. Резкое уменьшение количества сигналов, поступающих от мышц в центральную нервную систему, негативно сказывается на деятельности центральной нервной системы и приводит к снижению умственной работоспособности. Изменения в эндокринной системе способствуют быстрой утомляемости, при выполнении как физической, так и умственной работы, проявлению эмоциональной неустойчивости. При этом, по словам сербского профессора Д. Живковича с соавт. [7], повседневные морфофункциональные изменения, вызванные дефицитом ДА, заметны не очень, однако отрицательное кумулятивное воздействие гиподинамии и гипокинезии приводит к негативным изменениям в организме, которые проявляются:

- в снижении функциональной активности органов и систем;

- в нарушении процессов нервной и гуморальной регуляции;

- в появлении трофических и дегенеративных изменений опорнодвигательного аппарата, его нервно-мышечного и костного компонентов;

- в нарушении обменных процессов;

- в увеличении объема жировой ткани.

Всё сказанное свидетельствует, что ДА выступает как комплексное средство физического, интеллектуального, нравственного, эстетического развития, а, значит, эффективность процесса познавательной деятельности во многом определяется именно её качеством и объёмом.

Реализовывать положительный потенциал ДА наиболее логично посредством занятий физической культурой как плановых, так и дополнительных. И опыт показывает, что при правильной организации таких занятий в вузе снижается уровень заболеваемости студентов, повышаются показатели их умственной и физической работоспо-

собности, а также показатели физического развития и физической подготовленности. Однако на практике попытки решения этого важного вопроса тормозятся рядом несоответствий.

В частности, если тревога за здоровье детей школьного возраста обусловила принятие мер по увеличению числа занятий физической культурой минимум до трёх раз в неделю на протяжении всего периода обучения в школе, то в вузах по-прежнему сохраняется тенденция к двухразовым занятиям и только на первых трёх курсах обучения. Что касается дополнительных занятий физической культурой, которые могут быть организованы в виде физкультминуток, физкультпауз, небольших двигательных тренажей (двитренов) между парами учебных занятий, дней здоровья, физкультурных праздников, самостоятельных занятий и пр., то и в этом вопросе вузы пока что также значительно отстают от школ. К примеру, в силу неуклонно возрастающего потока информации и компьютеризации обучения всё чаще в расписании занятий встречаются дни, когда у студентов запланировано по пять, а иногда и по шесть пар учебных занятий. При этом перерывы между занятиями, как правило, 10 минут, что является минимальной гигиенической нормой при рекомендованной норме - 20 минут. Такая напряжённость учебной деятельности изначально делает практически невозможным введение систематических дополнительных занятий физической культурой в режим образовательной деятельности студентов. А сложившийся сегодняшний режим представляет собой реальную угрозу для здоровья молодого поколения нашей страны и, значит, для её трудового потенциала, перспектив, благополучия.

Тревога о здоровье подрастающего поколения инициирует поиск эффективных решений проблемы дефицита ДА во всём мире. Особенно активную позицию занимают учёные из США, Германии, Польши, Казахстана, Сербии, России, Белоруссии.

Впервые активные меры по решению проблемы дефицита ДА были приняты в 80-90 гг. ХХ века в США и Западной Европе, когда на базе традиционных видов спорта начали интенсивно развиваться новые виды ДА. Тогда среди населения начали культивировать спрос на рекреационные развлечения и оздоровление с использованием ДА. Иначе говоря, основная идея западных специалистов заключалась в том, чтобы сделать занятия физическими упражнениями модными. Открытие физкультурнооздоровительных групп на коммерческой основе вызвало естественную конкуренцию и желание предложить что-то новое, отличное от того, что уже есть. Началось интенсивное развитие методики использования традиционных видов гимнастики, акробатики, плавания, тяжёлой атлетики в рекреационно-оздоровительных целях, что привело к привлечению новых технологий в виде тренажёрных устройств, а также новых видов ДА - аэробики, шейпинга, степ-аэробики, слайд-аэробики и др.

На основе интеграции различных видов упражнений возникли новые их виды: сочетание аэробики и плавания - аквааэробика, велосипеда и гимнастики - велокинетика, акробатики и упражнений со скакалкой - роуп-скиппинг и т.п. [30,27,28,21,29]. Таким образом, основой западной идеи «популяризации» ДА стало воздействие на мотивационную сферу занимающихся, что обусловило развитие конкуренции на рынке физкультурно-оздоровительных услуг и возникновение большого количества новых видов ДА, призванных удовлетворить самые разнообразные вкусы населения.

Идея поиска мотивации к занятиям физической культурой получила широкое распространение и среди учёных, работающих на территории СНГ. Однако в нашей стране она по-прежнему остаётся практически нереализованной. Анализ мнений многих авторов, занимающихся изучением физической культуры в вузах различного профиля, показал, что в настоящее время физическая культура не стала потребностью большинства и функционирует на крайне низком уровне, что не способствует личному благополучию и профессиональным успехам молодых людей [26,18,8]. Причины низкого интереса к занятиям физической культурой одни авторы видят в неэффективности реализации вузовских программ, в недостатке времени, которое отводится на обязательные занятия, а также в недостаточной образовательной направленности содер-

жания предмета [11]. Другие авторы - в слабой разработке научно обоснованных методов построения процесса физического воспитания в условиях вуза [14], в недостаточной готовности студента заниматься самостоятельными формами физкультурной деятельности, чтобы активно и целенаправленно решать задачи культурного преобразования собственной физической природы, укрепления своего здоровья и повышения творческого долголетия [1].

Несмотря на то, что в нашей стране идея формирования в студенческой среде сильных мотивационных установок к активным занятиям физической культурой и спортом, остаётся весьма привлекательной для педагогической науки, большинство отечественных специалистов считают, что пути решения проблемы дефицита ДА следует искать в пересмотре вузовских программ по дисциплине «Физическая культура» [6,12]. При этом авторами особо отмечается целесообразность увеличения количества занятий физической культурой с двух раз в неделю до трёх, а также негативные последствия отсутствия на старших курсах дисциплины «Физическая культура» [10,23]. Кроме того, подробно рассматривается возможность предоставления студентам выбора видов спорта и ДА согласно их личным предпочтениям [17,19]. Некоторые авторы являются сторонниками введения в образовательные программы элективных курсов по дисциплине «Физическая культура» [15,4]. Весьма распространённой является также точка зрения о целесообразности введения в образовательную деятельность вуза дополнительных занятий физической культурой в виде физкультминуток, физкультпа-уз, дней здоровья, физкультурных праздников и пр. [20,2].

Особую дискуссию среди отечественных специалистов вызывает вопрос разработки программ по физической культуре для студентов специального учебного отделения (СУО), поскольку в настоящее время единой программы по этому предмету для студентов СУО не существует, и кафедры физического воспитания большинства вузов разрабатывают собственные учебные программы. Отличительной особенностью таких программ является попытка решения оздоровительной задачи занятий через принципы формирования специальных медицинских групп и подбор соответствующих средств физической культуры [25,13,22,3,9].

Обобщая представленные в специальной отечественной и зарубежной литературе подходы к решению проблемы дефицита ДА студенческой молодёжи, можно заключить, что в настоящее время, очевидно, просматривается два пути решения проблемы:

- так называемый «западный» путь, в основе которого лежит идея «популяризации» ДА посредством формирования мотивации к занятиям физической культурой и спортом, создания новых модных видов ДА, привлечения новых конкурентоспособных технологий;

- «отечественный» путь, в основе которого лежит идея пересмотра вузовских программ по дисциплине «Физическая культура», однако отсутствует единая линия воплощения этой идеи в жизнь.

Таким образом, проблема дефицита ДА студенческой молодёжи, необходимости разработки и научного обоснования средств и методов профилактики гиподинамии и гипокинезии с помощью физических упражнений является важным научным направлением теории и методики физической культуры. Решение указанной проблемы может быть осуществлено через научно обоснованное определение системных механизмов обеспечения студенческой молодёжи оптимальными двигательными режимами. В связи с этим основная идея планируемых нами совместно с зарубежными учёными научных исследований заключается в том, чтобы экспериментальным путём оценить эффективность всех предлагаемых в специальной литературе подходов к решению проблемы дефицита ДА студенческой молодёжи, разработать и экспериментально оценить собственные подходы, выявить оптимальные двигательные режимы для студентов с учётом уровня здоровья, пола, режима труда и отдыха, мотивации к повышению ДА, личных предпочтений. Далее на основе полученных научных резуль-

татов выявить системные механизмы обеспечения студенческой молодёжи оптимальными двигательными режимами и органично вписать эти механизмы в образовательное пространство вуза.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алферов, А.Г. Физическое воспитание в гуманитарных вузах в условиях диалога как основы образования, ориентированного на личность студента : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 / А.Г. Алферов. - Волгоград, 2003. - 38 с.

2. Бутакова, В. А. Основы формирования здорового образа жизни / В. А. Бутакова // Пути совершенствования физической подготовки студенческой молодежи в современных условиях: сборник научных трудов. - Чебоксары, 2009. - С. 148-151.

3. Волкова, Т.И. Физическое воспитание студентов, отнесенных по состоянию здоровья в группы лечебной физической культуры (ЛФК) : учеб. пособие / Т.И. Волкова ; ЧИЭМ СПб ГПУ. - Чебоксары : [б.и.], 2007. - 235 с.

4. Горелов, А. А. Элективный курс «Научно-практические основы оздоровительной физической культуры» / А.А. Горелов, С.В. Скляров // Человек в мире физической культуры и спорта : сб. науч. тр. / под ред. проф. В.И. Григорьева / С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов. - СПб., 2008. - С. 157-159.

5. Давиденко, Д.Н. Социальные и биологические основы физической культуры : учебное пособие / Д.Н. Давиденко, А.И. Зорин, В.Е. Борилкевич ; отв. ред. Д.Н. Давиденко ; С.-Петерб. гос. ун-т. - СПб. : Изд-во СПб ГУ, 2001. - 208 с.

6. Давиденко, Д.Н. К вопросу об образовании в области физической культуры / Д.Н. Давиденко, Г.Н. Пономарёв // Организация физической культуры и спота в условиях региона : материалы V международной научно-практической конференции, посвященной 20-летию образования факультета физической культуры и спорта (17-18 мая 2003 г.). - Калининград, 2003. - С. 31-39.

7. Роль и место физического воспитания и спорта в системе реабилитации инвалидов / Д. Живкович, М. Живкович, В.К. Климова, М.В. Климова // Проблемы физкультурного образования : содержание, направленность, методика, организация : материалы I Междунар. науч. конгресса, 21-24 октября 2009 г. / Белгородский гос. ун-т. -Белгород, 2009. - С. 187-189.

8. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - СПб. : Питер, 2008. - 512

с.

9. Физическая культура. Система работы с учащимися специальных медицинских групп : рекомендации, планирование, программы / авт.-сост. А.Н. Каинов, И.Ю. Шалаева. - Волгоград : Учитель, 2009. - 185 с.

10. Двигательная активность как основа здоровья и успеваемости студентов гуманитарных вузов / В.Л. Кондаков, О.Г. Румба, А.Н. Усатов, В.Н. Усатов // Актуальные научно-педагогические проблемы : материалы научной сессии отделения валеоло-гии и психофизиологии Балтийской педагогической академии / НГУ им. П.Ф. Лесгаф-та, Санкт-Петербург. - СПб., 2009. - С. 21-24.

11. Кряж, В.Н. Введение в гуманизацию физического воспитания : метод. пособие : в 3 ч. Ч. 3 / В.Н. Кряж. - Минск : Высшая школа, 1996. - 62 с.

12. Физическая культура и здоровье : монография / А.В. Лотоненко, Г.Р. Гостев, С.Р. Гостева, О.А. Григорьев. - М. : Еврошкола, 2008. - 450 с.

13. Основные подходы к формированию специальных медицинских групп /

A.Ю. Лутонин, В.Д. Прошляков, М.М. Лапкин, А.В. Иванов // Адаптивная физическая культура. - 2002. - Вып. 2 (10). - С. 14-17.

14. Мамычкин, Ф.В. Некоторые аспекты оптимизации процесса физического воспитания в вузах / Ф.В. Мамычкин, Б. А. Зайцев, В.М. Варнахин // Теория и практика физической культуры. - 1996. - № 5. - С. 43-46.

15. Петленко, В.П. Этюды валеологии : здоровье как человеческая ценность /

B.П. Петленко, Д.Н. Давиденко. - СПб. : СПбГУ, 1999. - 295 с.

16. Позднышева, Е.А. Влияние занятий оздоровительной аэробикой на развитие силовых способностей студенток нефизкультурных вузов / Е.А. Позднышева, Ж.А. Ломтева, Л.С. Фадеева // Пути совершенствования физической подготовки студенческой молодежи в современных условиях : сб. науч. тр. - Чебоксары, 2009. - С. 180-183.

17. Пустозёров, А.И. Оздоровительная физическая культура : учеб.-метод. пособие / А.И. Пустозёров, А.Г. Гостев. - Челябинск : Изд-во Южно-Уральского гос. унта, 2008. - 85 с.

18. Пятков, В.В. Формирование мотивационно-ценностных отношений студентов к физической культуре : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Пятков В.В. - Сургут, 1999. - 24 с.

19. Румба, О.Г. Проблемы привлечения молодёжи к занятиям физической культурой / О.Г. Румба // Физическая культура студентов : материалы 57-ой межвуз. науч.-метод. конф., 11 июня 2008 г. - СПб., 2008. - С. 329-330.

20. Савельева, Л.А. О значении пауз активного отдыха в жизни студентов / Л.А. Савельева, Е.В. Зорченко // Современные дидактические проблемы физической культуры и оздоровительные программы в образовательном пространстве вуза : материалы Междунар. науч.-практич. конф., 25-26 апреля 2008 г. - Белгород, 2008. - С. 74-76.

21. Теория и методика физического воспитания : учебник для вузов физ. воспитания и спорта : (в 2 т.) / под ред. Т.Ю. Круцевич. - Киев : Олимпийская литература, 2003. - 424 с. (т. 1), 392 с. (т. 2).

22. Принципы комплектования специальных медицинских групп в общеобразовательных учреждениях / И.Н. Тимошина, Л.А. Парфенова, И.М. Купцов, Э.А. Островский // Физическая культура : воспитание, образование, тренировка. - 2006. - № 4.

- С. 23-25.

23. Усатов, А.Н. Дополнительные занятия физической культурой как фактор повышения двигательной активности студентов / А.Н. Усатов, В.Н. Усатов // Вестник спортивной науки. - 2009. - № 1. - С. 45-50.

24. Физическая культура студента : учебник для вузов / под ред. проф. В.И. Ильинича. - М. : Гардарики, 2000. - 448 с.

25. Чаговадзе, А.В. Физическое воспитание и формирование здорового образа жизни учащихся / А.В. Чаговадзе, М.М. Рыжак // Теория и практика физической культуры. - 1993 - № 7. - С. 8-10.

26. Шадриков, В. Д. Психология деятельности и способности человека : учеб. пособие / В.Д. Шадриков. - М. : Лотос, 1996. - 124 с.

27. Boreham, С. The development and evolution of fitness testing equipment and procedure suitable for use in physical and health education of primагу school children. Final report / С. Boreham. - Belfast : The Quiches University of Belfast, 1989. - 299 р.

28. Cooper, M. Aerobics for women / M. Cooper, K. Cooper. - Philadelpia, London, 1992. - 160 p.

29. Starosta, V. Избранные проблемы терминологии в науке о движениях человека / V. Starosta, V. Petrinsky // Состояние и перспективы развития физкультурного образования на современном этапе : материалы I Междунар. науч.-практич. конф., по-свящ. 40-летию ф-та ФК БелГУ, 17-20 октября 2007 г. / Фед. агентство РФ по образованию, Белгородский гос. ун-т, Управление образования и науки Белгородской обл. -Белгород, 2007. - С. 49-53.

30. Withes, T.T. The determination of maхimum anaerobic power and capacity / T.T. Withes, R.D. Telford // Physiological guidelins of the elite athlete / G. Gass (Ed). - Canberra, Australia : Australian Sports Commission, 1987. - Р. 105-124.

Контактная информация: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.