Раздел. Педагогические и социально-философские проблемы физкультурной деятельности
УДК 37.022
Бояркина Елена Анатольевна, преподаватель кафедры физического
воспитания ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет», г. Барнаул, Россия. E-mail: [email protected]
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ - ФАКТОР ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Аннотация: Статья посвящена вопросам физического воспитания в высшей школе, обуславливающего создание условий, характерных для здоровьесберегающей образовательной среды, современным подходам формирования здоровьесберегающей образовательных технологий. Ключевые слова: здоровьесберегающая образовательная среда, физическое воспитание, здоровьесберегающая образовательная технология.
В настоящий момент все больше и больше требований предъявляется к будущему специалисту той или иной отрасли, а именно степень профессионализма, наличие знаний и навыков, способность саморазвиваться и самоорганизовываться. Наряду с этим повышаются требования к самой организации образовательного процесса и степени его эффективности. Образовательная среда современной высшей школы нацелена на гармоничное развитие личности, не только в отношении развития профессиональных компетенций, но и в отношении формирования здорового образа жизни, физической культуры личности.
По данным специалистов в области здоровьесберегающих технологий, 50% здоровья зависит от той микросреды, в которой человек находится и способов жизни, принятых в данном обществе [2, с. 8].
Учёные отмечают, что для студентов поступление в высшие учебные заведения характеризуется сменой деятельности и осложнением процессов адаптации. Студенты испытывают высокую психофизиологическую нагрузку на все функциональные системы организма [1, с. 101].
В современной психолого-педагогической литературе выделяется большое количество типов образовательной среды: традиционная, социальная, учебная, информационная, гуманитарная, природная, творческая, игровая, технологическая, креативная, интегрированная, коммуникативная и др. Особое внимания ученых акцентировано на изучение инновационной (Г. Беляев, М. Диденко, Ю. Карпова, Н. Разина и др.), информационно-образовательной (А. Андреев, И. Захарова, А. Остроумова, Е. Печерская, В. Стародубцев и др.), виртуальной (Н. Королева, А. Митина, Н. Рыжова), рефлексивной (Т.
Раздел. Педагогические и социально-философские проблемы физкультурной деятельности
Давыденко и И. Шумакова, А. Малахова), здоровьесберегающей (М. Сентизова, Н. Рылова, Г. Тушина) сред [4, с. 884]. Создание типологии образовательных сред происходит по использованию тех или иных образовательных технологий по развитию личности студента.
Под здоровьесберегающими образовательными технологиями понимают систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования.
Но типы образовательных сред могут пересекаться между собой, интегрироваться в образовательном пространстве.
Здоровьесберегающая образовательная среда -
комплексная программа, которая базируется на соответствующей социальн ой инфраструктуре конкретного типа и включает в себя образовательные, воспитательные, медицинские, административно-
управленческие и другие формы работы по обеспечению здоровья молодо го поколения в процессе образования [5, с. 20].
Определив особенности здоровьесберегающей среды высшей школы, можно понять, что требования к формированию физической культуры личности не ограничиваются лишь повышением двигательной активности у студентов.
Но в настоящий момент, многие исследователи отмечают состояние кризиса в физическом воспитании студенческой молодежи, обусловленного различными причинами, а именно:
- отсутствие заинтересованности у студентов в развитии своих собственных физических качеств теми методами и средствами, что предлагает современная высшая школа;
- недостаточный уровень профессиональных компетенций преподавательского состава кафедр физического воспитания для внедрения новых образовательных технологий в учебный процесс;
- неполное материально-техническое оснащение, отсутствие спортсооружений является причиной ограничения использования новых форм физкультурной деятельности в учебном процессе.
Но, по мнению В. И. Столярова, существуют некоторые пути по выходу из кризисной ситуации [3, с. 2-6]:
- внедрение новых образовательных технологий имеющих цель «здоровьесбережения», «здоровьестроительства», «здоровьеформирования», «здоровьесохранения» и подобные технологии должны иметь оздоровительную направленность;
- повышение уровня знаний у обучающихся, формирование интересов и потребностей в области физической культуры и спорта;
- использовании разнообразных средств (физических упражнений,
Раздел. Педагогические и социально-философские проблемы физкультурной деятельности
гигиенических средств и т.д.) для формирования тела человека (его
телосложения, двигательных способностей, тех или иных компонентов здоровья) в соответствии спринятыми в обществе культурными о бразцами и идеалами;
- спортивная ориентация педагогической процесса, активное внедрение спортивной составляющей на занятиях, приобщение обучающихся к ценностям спортивной культуры;
- воспитание посредством физической культуры и спорта, но ориентированное на другие составляющие «культуры» (эстетическое, нравственное, экологическое, физическое);
- особенно важную роль в целенаправленном формировании, коррекции, изменении в нужном направлении физических, психических, социокультурных качеств и способностей, а также поведения детей, подростков, молодежи может и должно играть физическое воспитание.
Анализ научных документов показал, что в различных российских институтах и университетах с разной интенсивностью в основном используют 6 видов здоровьесберегающих технологий [1, с. 1050-106]:
1) физкультурно-спортивные мероприятия (академические занятия по физкультуре, спортивные секции, лечебная физкультура);
2) просветительско-педагогическая деятельность (валеология, ОБЖ, беседы, консультации по проблемам здоровья);
3) психологическое знание и психологические методики (консультации психолога, тренинги, кабинеты релаксации);
4) медико-гигиеническая деятельность (медосмотры, диспансеризация, мониторинги);
5) рекреационные мероприятия и рекреационная инфраструктура (базы и дома отдыха, льготные путёвки, методики по релаксации);
6) технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (инженерно-технические службы вузов, гражданская оборона, противопожарное оснащение).
Основными видами здоровьесберегающих технологий, применяемых для сохранения и укрепления здоровья студентов в российских высших учебных заведениях, являются физкультурно-спортивные мероприятия, технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности и просветительско-педагогическая деятельность. Другие виды контроля, охраны и сбережения здоровья студентов в вузах представлены гораздо слабее.
Для создания благоприятной, а именно, здоровьесберегающей образовательной среды, необходимо решать насущные проблемы физического воспитания в высшей школе, что непременно в свою очередь приведет к
Раздел. Педагогические и социально-философские проблемы физкультурной деятельности
эффективному усвоению учебного материала, гармоничному развитию личности и росту профессиональных компетенций.
Библиографический список
1. Ивахненко Г. А. Здоровьесберегающие технологии в российских вузах [Текст] / Г. А. Ивахненко. // Вестник института социологии. - 2013. - №6
2. Пустовой А. П., Скачков Н. Г., Романова Л. И., Инновационные аспекты физической культуры студенческой молодежи [Текст]/А. П. Пустовой. - СПб.: ГОУВПО СПбГТУРП, 2010. - 30 с.
3. Столяров В.И. Фундаментальные теоретические основы современной системы комплексного физического воспитания [Текст] / В. И. Столяров // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2013. - № 2
4. Шапран Ю. П. Образовательная среда вуза: типология, функции, структура [Текст] Ю. П. Шапран, О. И. Шапран // Молодой ученый. 2015. №7.
5. Яковлев В.Н. Формирование здоровьесберегающей среды для студентов высших учебных заведений : учеб. пособие [Текст] / В.Н. Яковлев. - Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2010. - 50 с.