Научная статья на тему 'Физическое воспитание - фактор здоровьесберегающей образовательной среды'

Физическое воспитание - фактор здоровьесберегающей образовательной среды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
202
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бояркина Елена Анатольевна

Статья посвящена вопросам физического воспитания в высшей школе, обуславливающего создание условий, характерных для здоровьесберегающей образовательной среды, современным подходам формирования здоровьесберегающей образовательных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Физическое воспитание - фактор здоровьесберегающей образовательной среды»

Раздел. Педагогические и социально-философские проблемы физкультурной деятельности

УДК 37.022

Бояркина Елена Анатольевна, преподаватель кафедры физического

воспитания ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет», г. Барнаул, Россия. E-mail: [email protected]

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ - ФАКТОР ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Аннотация: Статья посвящена вопросам физического воспитания в высшей школе, обуславливающего создание условий, характерных для здоровьесберегающей образовательной среды, современным подходам формирования здоровьесберегающей образовательных технологий. Ключевые слова: здоровьесберегающая образовательная среда, физическое воспитание, здоровьесберегающая образовательная технология.

В настоящий момент все больше и больше требований предъявляется к будущему специалисту той или иной отрасли, а именно степень профессионализма, наличие знаний и навыков, способность саморазвиваться и самоорганизовываться. Наряду с этим повышаются требования к самой организации образовательного процесса и степени его эффективности. Образовательная среда современной высшей школы нацелена на гармоничное развитие личности, не только в отношении развития профессиональных компетенций, но и в отношении формирования здорового образа жизни, физической культуры личности.

По данным специалистов в области здоровьесберегающих технологий, 50% здоровья зависит от той микросреды, в которой человек находится и способов жизни, принятых в данном обществе [2, с. 8].

Учёные отмечают, что для студентов поступление в высшие учебные заведения характеризуется сменой деятельности и осложнением процессов адаптации. Студенты испытывают высокую психофизиологическую нагрузку на все функциональные системы организма [1, с. 101].

В современной психолого-педагогической литературе выделяется большое количество типов образовательной среды: традиционная, социальная, учебная, информационная, гуманитарная, природная, творческая, игровая, технологическая, креативная, интегрированная, коммуникативная и др. Особое внимания ученых акцентировано на изучение инновационной (Г. Беляев, М. Диденко, Ю. Карпова, Н. Разина и др.), информационно-образовательной (А. Андреев, И. Захарова, А. Остроумова, Е. Печерская, В. Стародубцев и др.), виртуальной (Н. Королева, А. Митина, Н. Рыжова), рефлексивной (Т.

Раздел. Педагогические и социально-философские проблемы физкультурной деятельности

Давыденко и И. Шумакова, А. Малахова), здоровьесберегающей (М. Сентизова, Н. Рылова, Г. Тушина) сред [4, с. 884]. Создание типологии образовательных сред происходит по использованию тех или иных образовательных технологий по развитию личности студента.

Под здоровьесберегающими образовательными технологиями понимают систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования.

Но типы образовательных сред могут пересекаться между собой, интегрироваться в образовательном пространстве.

Здоровьесберегающая образовательная среда -

комплексная программа, которая базируется на соответствующей социальн ой инфраструктуре конкретного типа и включает в себя образовательные, воспитательные, медицинские, административно-

управленческие и другие формы работы по обеспечению здоровья молодо го поколения в процессе образования [5, с. 20].

Определив особенности здоровьесберегающей среды высшей школы, можно понять, что требования к формированию физической культуры личности не ограничиваются лишь повышением двигательной активности у студентов.

Но в настоящий момент, многие исследователи отмечают состояние кризиса в физическом воспитании студенческой молодежи, обусловленного различными причинами, а именно:

- отсутствие заинтересованности у студентов в развитии своих собственных физических качеств теми методами и средствами, что предлагает современная высшая школа;

- недостаточный уровень профессиональных компетенций преподавательского состава кафедр физического воспитания для внедрения новых образовательных технологий в учебный процесс;

- неполное материально-техническое оснащение, отсутствие спортсооружений является причиной ограничения использования новых форм физкультурной деятельности в учебном процессе.

Но, по мнению В. И. Столярова, существуют некоторые пути по выходу из кризисной ситуации [3, с. 2-6]:

- внедрение новых образовательных технологий имеющих цель «здоровьесбережения», «здоровьестроительства», «здоровьеформирования», «здоровьесохранения» и подобные технологии должны иметь оздоровительную направленность;

- повышение уровня знаний у обучающихся, формирование интересов и потребностей в области физической культуры и спорта;

- использовании разнообразных средств (физических упражнений,

Раздел. Педагогические и социально-философские проблемы физкультурной деятельности

гигиенических средств и т.д.) для формирования тела человека (его

телосложения, двигательных способностей, тех или иных компонентов здоровья) в соответствии спринятыми в обществе культурными о бразцами и идеалами;

- спортивная ориентация педагогической процесса, активное внедрение спортивной составляющей на занятиях, приобщение обучающихся к ценностям спортивной культуры;

- воспитание посредством физической культуры и спорта, но ориентированное на другие составляющие «культуры» (эстетическое, нравственное, экологическое, физическое);

- особенно важную роль в целенаправленном формировании, коррекции, изменении в нужном направлении физических, психических, социокультурных качеств и способностей, а также поведения детей, подростков, молодежи может и должно играть физическое воспитание.

Анализ научных документов показал, что в различных российских институтах и университетах с разной интенсивностью в основном используют 6 видов здоровьесберегающих технологий [1, с. 1050-106]:

1) физкультурно-спортивные мероприятия (академические занятия по физкультуре, спортивные секции, лечебная физкультура);

2) просветительско-педагогическая деятельность (валеология, ОБЖ, беседы, консультации по проблемам здоровья);

3) психологическое знание и психологические методики (консультации психолога, тренинги, кабинеты релаксации);

4) медико-гигиеническая деятельность (медосмотры, диспансеризация, мониторинги);

5) рекреационные мероприятия и рекреационная инфраструктура (базы и дома отдыха, льготные путёвки, методики по релаксации);

6) технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (инженерно-технические службы вузов, гражданская оборона, противопожарное оснащение).

Основными видами здоровьесберегающих технологий, применяемых для сохранения и укрепления здоровья студентов в российских высших учебных заведениях, являются физкультурно-спортивные мероприятия, технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности и просветительско-педагогическая деятельность. Другие виды контроля, охраны и сбережения здоровья студентов в вузах представлены гораздо слабее.

Для создания благоприятной, а именно, здоровьесберегающей образовательной среды, необходимо решать насущные проблемы физического воспитания в высшей школе, что непременно в свою очередь приведет к

Раздел. Педагогические и социально-философские проблемы физкультурной деятельности

эффективному усвоению учебного материала, гармоничному развитию личности и росту профессиональных компетенций.

Библиографический список

1. Ивахненко Г. А. Здоровьесберегающие технологии в российских вузах [Текст] / Г. А. Ивахненко. // Вестник института социологии. - 2013. - №6

2. Пустовой А. П., Скачков Н. Г., Романова Л. И., Инновационные аспекты физической культуры студенческой молодежи [Текст]/А. П. Пустовой. - СПб.: ГОУВПО СПбГТУРП, 2010. - 30 с.

3. Столяров В.И. Фундаментальные теоретические основы современной системы комплексного физического воспитания [Текст] / В. И. Столяров // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2013. - № 2

4. Шапран Ю. П. Образовательная среда вуза: типология, функции, структура [Текст] Ю. П. Шапран, О. И. Шапран // Молодой ученый. 2015. №7.

5. Яковлев В.Н. Формирование здоровьесберегающей среды для студентов высших учебных заведений : учеб. пособие [Текст] / В.Н. Яковлев. - Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2010. - 50 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.