Научная статья на тему 'Самостоятельная работа как средство формирования здорового образа жизни студентов'

Самостоятельная работа как средство формирования здорового образа жизни студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1657
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ / САМОРАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / СТУДЕНТ / HEALTH / HEALTH-SAVING TECHNOLOGIES / CULTURE OF HEALTH / SELFDEVELOPMENT OF A PERSON / STUDENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жукова Татьяна Александровна, Власова Жанна Николаевна

В статье рассматривается главная проблема на сегодняшний день здоровье и здоровый образ жизни студенческой молодежи. Существующие научные знания о путях, формах, способах оздоровления студенческой молодежи представлены разрозненно в отдельных отраслях знаний, назрела необходимость решения этих проблем, порождаемых условиями социальной жизни и существующими в современных образовательных учреждениях условиями, в которых реализуется здоровьесберегающая образованность студентов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Independent work as means of creating of healthy students' lifestyle

The article deals with the urgent problem of modern life health and healthy lifestyle of students. The existing scientific knowledge about ways, forms and methods of recovery of students' youth are presented separately in individual disciplines. The necessity of solution of these problems, caused by conditions of social life and of modern educational institutions in which healthsaving erudition of students is realized, has ripend

Текст научной работы на тему «Самостоятельная работа как средство формирования здорового образа жизни студентов»

УДК 614

ТА. Жукова, ЖН Власова Самостоятельная работа как средство формирования здорового образа жизни студентов

В статье рассматривается главная проблема на сегодняшний день - здоровье и здоровый образ жизни студенческой молодежи. Существующие научные знания о путях, формах, способах оздоровления студенческой молодежи представлены разрозненно в отдельных отраслях знаний, назрела необходимость решения этих проблем, порождаемых условиями социальной жизни и существующими в современных образовательных учреждениях условиями, в которых реализуется здоровьесберегающая образованность студентов.

Ключевые слова: здоровьесберегающие образовательные технологии, культура здоровья, саморазвитие личности, студент.

T.A. Zhukova, ZhN V/asova Independent work as means of creating of healthy students’ lifestyle

The article deals with the urgent problem of modern life - health and healthy lifestyle of students. The existing scientific knowledge about ways, forms and methods of recovery of students’ youth are presented separately in individual disciplines. The necessity of solution of these problems, caused by conditions of social life and of modern educational institutions in which health-saving erudition of students is realized, has ripend.

Key words: health, health-saving technologies, culture of health, self- development of a person, student.

Здоровьесберегающие образовательные технологии - это совокупность всех используемых в образовательном процессе приемов, методов, технологий, не только оберегающих здоровье учащихся от неблагоприятного воздействия факторов образовательной среды, но и способствующих воспитанию в молодежной среде культуры здоровья [7, с. 68].

Культура здоровья студента - это интегративное личностное качество, формирующееся в процессе систематического, целенаправленного воспитания и обучения на основе эмоциональноценностного отношения к своему здоровью, к организации здорового образа жизни, накопления опыта применения знаний, умений и навыков в практике организации здорового образа жизни [9, с. 45].

Содержание культуры здоровья включает в себя три компонента:

- интеллектуальный - знания в области организации здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья;

- эмоционально-ценностный - активное положительное отношение к своему здоровью, к организации здорового образа жизни;

- действенно-практический - применение знаний, умений и навыков в практике организации здорового образа жизни.

В процессуальном плане культура здоровья представляет собой многоуровневое образование, входящее в состав общей культуры, характеризующее глубину освоения в области здорового образа жизни [11].

Сформировать культуру здоровья можно

только при условии, что активными субъектами этого процесса станут не только медики, учите -ля физкультуры и руководители учреждений, но и каждый ученик, педагог, родитель. С этой целью необходима разработка программы работы с учителями, учащимися и родителями, включающая диагностику, освоение знаний и методик здоровьесохраняющей и здоровьесозидающей деятельности, создание условий для занятий физической культурой и спортом, стимулирование и поощрение субъектной активности. В основе этой деятельности должна лежать гуманистическая концепция культурологического подхода к образовательной сфере «физическая культура» (М.Я. Виленский, В.И. Ильинич, А.И. Лубышева и др.), основанная на интеграции естественно-культурных и социально-культурных направлений в развитии человека. В культурологическом аспекте физического развития человека можно выделить, по крайней мере, два уровня. Первый уровень есть собственно культурный, на котором разрабатываются модели и нормы поведения, а затем усваиваются в готовом виде из конкретной культуры. Он имеет двустороннюю проявленность в содержательном и выразительном планах, что позволяет ему быть репрезентированным в некоторых стандартах красоты, пропорциональности и эстетики, а также обладать культурным смыслом современности: отвечать здоровому образу жизни, формировать культуру здоровья, укреплять адаптационные возможности организма, выполнять функции биологического воспроизводства. Второй уровень «включает восприятие человеком

собственного тела, чувственную окраску этого восприятия и то, как, по его мнению, оценивают его окружающие» [5].

Социально обусловленная необходимость целенаправленного совершенствования здоровья человека должна трансформироваться в культурную потребность, в стремление к физическому совершенствованию молодежи. Еще одна сфера, оказывающая кардинальное воздействие на развитие молодежи, - сфера его материального бытия, здорового образа его жизни. Главной задачей модернизации образования должно стать сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса, формирование у них ценностей здоровья и здорового образа жизни, о чем настойчиво напоминал в своем послании Федеральному Собранию президент Российской Федерации Д. Медведев (2008), говоря о необходимости возрождения у каждого человека привычки дорожить своим здоровьем и особой роли образования в формировании здорового образа жизни. В новой тенденции развития здорового образа жизни студенческой молодежи, по нашему мнению, нужно делать акцент на культуру здоровья и развитие физического воспитания, ориентированное на индивидуальность каждого студента, понимаемую как совокупность конкретных черт его социальной, психологической, морфофункциональной и онтогенетической неповторимости.

Несмотря на принятые меры по укреплению здоровья, снижению заболеваемости и повышению физического развития, у значительной части студентов знания и навыки в области управления состоянием здоровья не отвечают требованиям современной жизни. Поэтому чрезвычайно важной является проблема укрепления здоровья средствами физической культуры, а также богатейшим арсеналом методов и средств медико-биологической, педагогической науки и практики.

Для осуществление данной проблемы можно предложить следующее:

- ежегодную диспансеризацию всех студентов с привлечением необходимых специалистов и проведением лабораторных исследований;

- обучение каждого студента правилам санитарии и гигиены путем привлечения их к занятиям в группах здоровья;

- различные формы лечебно-оздоровительной работы (санатории-профилактории, оздоровительно-спортивные лагеря и т.д.), организацию диетического питания;

- привлечение к занятиям в оздоровительных

группах студентов всех курсов обучения;

- привлечение к занятиям в спортивных секциях студентов;

- во всех общежитиях иметь полный комплекс спортивных сооружений с необходимым спортивным инвентарем;

- развитие материальной базы (столовой, буфетов, спортивных сооружений, аудиторий, медицинских и оздоровительных объектов и т.д.) до уровня, соответствующего современным требованиям; расширение научных исследований и методических разработок в области укрепления здоровья и физического развития; паспортизацию здоровья студентов с целью определения фактической потребности в физическом развитии, организации профилактики и улучшения здоровья.

В настоящее время основная часть молодежи не приучена заниматься сохранением здоровья самостоятельно. Поэтому в вузовской системе физического воспитания нужны новые технологии, способствующее становлению потребности в саморазвитии культуры здоровья, которая понимается нами как такое состояние личности студента, которое возникает в результате разрешения противоречия между желаемым и действительным в состоянии здоровья личности и побуждает его самосовершенствоваться. Под саморазвитием культуры здоровья мы понимаем непрерывный процесс изменения своих потребностей, способностей, сознания с целью разрешения противоречия между желаемым и действительным в состоянии здоровья личности.

Требуются большие усилия, чтобы изменить психологию, преодолеть лень, пробудить интерес, дать знания, сформировать потребности, мотивы, приобщив студентов к занятиям физическими упражнениями. Здоровье и двигательная активность студентов в значительной степени есть производная его собственного поведения и отношения к себе.

Процесс саморазвития культуры здоровья студента может характеризоваться следующими требованиями и особенностями:

- целостностью, замкнутостью структуры, открытостью информационной системы процесса саморазвития, реализуемой взаимодействием функциональных звеньев, основанием для выделения которых становятся присущие им специфические функции развития, системно и объективно взаимодействующие в общем процессе саморазвития;

- связью устойчивых особенностей системы саморазвития и ее индивидуальных различий со

спецификой своеобразного уровня развития деятельности, личностных акцентуаций и особенностей психофизиологического потенциала отдельного индивида как способа организации его поведения; применимостью модели системы саморазвития к исследованию личностного и психофизиологического уровня саморазвития;

- регуляторно-личностными свойствами, которые в силу их системного характера могут быть предпосылками как формирования того или иного стиля развития, так и самореализации нового психофизиологического потенциала человека;

- стилевыми особенностями, характеризующими процессы развития планирования, моделирования, программирования, прогнозирования и оценки результатов, реализующих различные звенья системы саморазвития и целостную систему саморазвития и одновременно обнаруживающих свою принадлежность к личности как субъекту валеологической культуры и являющихся ее свойствами.

При реализации основного процесса саморазвития культуры здоровья студента следует учитывать принципы:

- субъектного подхода - активной роли студента в реализации своих отношений с окружающим миром;

- единства двух сторон процесса психической активности человека в форме двух специфических способов его существования - сознания и действия;

- деятельностной опосредованности;

- уровневой саморегуляции предметной деятельности.

В саморазвитии культуры здоровья можно выделить три уровня. На первом уровне потребность саморазвития культуры здоровья, его цели еще не приобрели конкретного содержания. Они существуют лишь в виде некоторого желания стать здоровее. Как правило, разовые воздействия студента на свою личность осуществляются на этом этапе под влиянием внешних условий и объективных требований. Такими же внешне заданными оказываются и средства саморазвития. Студент действует, подражая кому-то или по чьим-то советам. Самоконтроля может не быть совсем или он носит ситуативный характер. На втором уровне целеполагание становится более конкретным, студент ставит перед собой определенные задачи по саморазвитию культуры здоровья. Но эти задачи пока касаются не его личности в целом, а каких-то частных качеств и умений. Это сказывается на последующих действиях по саморазвитию. Многое в них

по-прежнему зависит от обстоятельств. Тем не менее студент уже делает свою личность объектом изучения, проявляет активность в определении целей самоизменения, приобретает умения по саморазвитию. Время от времени он отчитывается перед собой о ходе и результатах своей работы. На третьем уровне студент самостоятельно и всесторонне анализирует и предельно конкретно формулирует цели саморазвития культуры здоровья, осознает возможности их реализации в процессе практической работы. Самостоятельно осуществляет и планирование, намечает пути и средства самоизменения, находит оригинальные приемы работы над собой. Новое на этом этапе заключается в том, что студент легко улавливает формирующее влияние совершаемых им действий. Самоконтроль осуществляется как бы сам по себе, не требуя специального осмысления. Коррекция промежуточных и конечных результатов, уточнение целей саморазвития культуры здоровья, последовательности действий происходят непринужденно, свободно [6].

Общепризнано, что занятия физической культурой и спортом являются превентивным средством поддержания и укрепления здоровья и профилактики различных неинфекционных заболеваний и вредных привычек. Важнейшие слагаемые здоровья и здорового образа жизни -систематические занятия физической культурой и спортом. Их роль состоит не только в непосредственном влиянии на организм занимающихся, но и в воспитании ценностных ориентации на здоровье, в формировании умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями, использовать их в целях досуга, отдыха и самосовершенствования. В этой связи физическая культура особенно важна в формировании привычек здорового стиля жизни у подрастающего поколения. Вовлекая студентов в процесс физического воспитания и самосовершенствования, можно влиять на саморазвитие их культуры здоровья. Функция учебного заведения состоит в создании развивающего пространства для коллектива в целом и каждого студента в частности с целью непрерывного развития у них потребностей в здоровом образе жизни, что позволит им сохранять и укреплять свое здоровье в повседневной жизни. Важнейшая задача учебного и учебно-тренировочного процессов по физическому воспитанию, спорту заключена не только в конкретике обучения умениям и навыкам пользования средствами физической культуры, спорта, туризма в вузе, но и, главное, в обучении технологии и широкому использованию этих

средств в будущем, мотивации к стилю, совершенствованию образа жизни, собственного «я», социума. Поэтому проектирования здоровьесберегающего процесса в конкретном учебном заведении состоит в том, чтобы, исходя из реальных условий вуза, предложить такие формы организации и обеспечения эффективности физического воспитания, которые способствовали бы формированию культуры здоровья студента и ее саморазвитию. Отсюда и образовательные задачи: теоретические и методико-практические занятия, повышенный контроль не только за физической подготовленностью, но и за основами теоретических знаний, умениями самостоятельно составлять и пользоваться развивающими и реабилитационными комплексами и упражнениями.

При проектировании здровьесберегающий модели, способствующей саморазвитию культуры здоровья студента, необходимо использовать следующие методологические принципы:

- форма организации студентов должна обеспечивать как можно большие возможности для освоения каждым из них ценностей физической культуры и спорта в соответствии с индивидуальными задатками, способностями, личностными установками, потребностями, притязаниями и интересами, уровнем физического развития и подготовленности;

- использовать современные технологии спортивной, кондиционной и оздоровительной тренировки студентов, осуществляемой в тесном единстве с их моторным обучением;

- ведущим направлением в организации должно быть объединение в учебнотренировочные группы студентов, относительно однородных по интересам, потребностям, притязаниям, уровню физической подготовленности, типологическим особенностям, морфофункциональному статусу и степени биологической зрелости.

Для формирования устойчивой мотивации студентов к систематическим занятиям в том или ином виде физкультурной деятельности важно, чтобы эта деятельность была доступной, интересной, эмоциональной, безопасной, ориентированной на успех. Гуманное отношение к личности студента является основой формирования его культуры, в том числе и физической.

Известно, что попытки реанимировать физкультурно-оздоровительную и спортивномассовую деятельность старыми организационными формами, как правило, не дают желаемых результатов, это явление можно отнести и к раз-

личного рода оздоровительным программам. Следует создавать такие программы и технологические модели воспитания культуры здорового образа жизни, которые существенно изменили бы проблемную ситуацию, отношение личности к своему здоровью. Одной из таких моделей могли бы стать центры здоровья, но, к сожалению, деятельность даже небольшого количества имеющихся центров ориентирована на решение утилитарных задач здоровья, физической подготовки. Решение образовательных задач (консультации, спецкурсы, лекции, повышение квалификации, дополнительное образование) практически не осуществляется.

Здоровьесберегающая образовательная среда вуза направлена на решение важнейшей задачи современности - сохранение здоровья подрастающего поколения. В этой связи создание педагогических технологий, учитывающих все формы организационно-педагогической деятельности (учебную и внеучебную), условия, обеспечивающие включение студенческой молодежи в культурообразующую здоровый образ жизни среду, имеет особо важное значение [4].

Ученые доказали, что занятия физическими упражнениями два раза в неделю в оптимальном режиме лишь поддерживают организм в том физическом состоянии, в котором он находится, то есть не происходит физической деградации, которая наблюдается при занятиях один раз в неделю, и уж тем более, если человек вообще не занимается физическими упражнениями и физическим трудом. Поэтому очень важной формой процесса физического воспитания студентов являются самостоятельные занятия, которые позволяют им развивать и совершенствовать не только физические качества, но и более сознательное и инициативное отношение к средствам физической культуры как необходимому и жизненно важному навыку.

Целью нашей работы стало теоретикометодологическое обоснование культурологического подхода в сфере физической культуры, а через это - к формированию мотивационных установок на здоровый образ жизни студентов посредством целенаправленных самостоятельных занятий студентов физическими упражнениями. Среди основных путей достижения этой цели необходимо решение следующих задач:

- культурологических (связанных с формированием культуры здоровья, организации досуга студентов, популяризации здорового образа жизни);

- создание хорошо сбалансированной инфра-

структуры обеспечения реализации существующих программных установок на пропагандистском, научно- технологическом, организационном, правовом, экономическом и материальнотехническом уровнях;

- экологических (адекватная для здорового образа жизни окружающая среда и рациональное природопользование);

- личностных (ориентация конкретного студента на формирование, сохранение и укрепление своего здоровья, устанавливающая ответственность личности за свое здоровье);

- разработка и активная реализация инновационных проектов в различных пространствах воспитания и образования студенческой молодежи, включая мотивационную направленность самостоятельных занятий физическими упражнениями, а также определенный уровень помощи и контроля со стороны педагога за этой деятельностью.

Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования:

- анкетирование студенток ЭГ и КГ;

- педагогический эксперимент.

Предложенные пути формирования физической культуры студенток были апробированы в ходе педагогического эксперимента, проведенного на кафедре физического воспитания Забайкальского государственного гуманитарнопедагогического университета. Эксперимент проходил в естественных условиях учебного процесса. Для проведения педагогического эксперимента были сформированы экспериментальная (ЭГ) и контрольная (КГ) группы из студенток 2 курса педагогического факультета.

При организации исследования, направленного на оценку уровня сформированности физической культуры студенток и поиска путей повышения эффективности образовательного процесса, мы посчитали проанализировать:

- показатели, определяющие уровень физической культуры студенток;

- показатели, характеризующие особенности организации образовательного процесса по формированию физической культуры студенток;

- возможные изменения в организации образовательного процесса по физкультурному воспитанию путем внедрения заданий и помощи студентам по планированию самостоятельных занятий физическими упражнениями.

Для определения потребностно-мотивационной сферы деятельности студенток в различных компонентах физической культуры, поиска путей приобретения теоретических знаний в области здорового образа жизни нами была пред-

ложена специальная анкета, включающая 30 вопросов, на каждый из которых предлагалось дать один из 4 вариантов ответа. Анкета, предложенная студенткам ЭГ и КГ, состояла из вопросов, определяющих уровень теоретических знаний по дисциплине «Физическая культура» [10].

Результаты исследования. При анализе ответов на вопрос о достаточности полученных теоретических знаний для нормальной жизнедеятельности и мотивационных установок на здоровый образ жизни было выявлено, что 57,3% опрошенных студенток ответили удовлетворительно; 20,4% затруднились ответить; 22,3% готовы признать недостаточность получаемых теоретических знаний. Если проследить систематичность посещения лекционных и методикопрактических занятий студенток, то выясняется, что 58% посещали лекции и методикопрактические занятия постоянно, 15% - не посещали занятия и 37% студенток посещали периодически.

В рабочую программу по физической культуре для ЭГ был включен блок индивидуальной работы, состоящей из расширенных теоретических разделов (теоретический раздел курса лекций включает теорию и историю культуры в контексте физической культуры), в каждом из которых планировалась и осуществлялась аудиторная и самостоятельная работа.

Основной целью индивидуальной самостоятельной работы по теоретическому разделу явилось углубленное приобретение культурологических знаний, а также основ медикобиологических и валеологических дисциплин.

Студенты КГ занимались по Государственному образовательному стандарту второго поколения, рекомендованному Министерством образования.

По окончании педагогического эксперимента анализ полученных данных показал, что существенно на уровень физкультурной активности студенток ЭГ в отличие от КГ повлияли следующие факторы:

- прохождение в ЭГ в полном объеме расширенного теоретического и методико-

практического курса с использованием новых информационных технологий позволило повысить мотивационные установки на систематическое посещение лекционных и практических занятий, а также на самостоятельную работу

(67%);

- желание повысить свою физическую подготовленность (55,6%);

- необходимость оптимизировать вес, улуч-

шить фигуру (40,3%);

- возможность снять усталость, повысить работоспособность (18,9%);

- воспитать волю, характер, приобрести профессионально-прикладные навыки (14,2%);

- необходимость получить зачет по дисциплине «Физическая культура» (21,7%).

У студенток КГ по этим же факторам повышение не произошло.

Анонимная форма высказывания мнения студентками показала, что 70% студенток КГ и все студентки ЭГ высказались за целесообразность проведения теоретических и методикопрактических занятий, а постоянный контроль за выполнением и помощь в планировании самостоятельных занятий повышает у студентов мотивацию и воспитывает потребность к систематическим самостоятельным занятиям физическими упражнениями.

В новое время с накоплением знаний в области физического развития люди приходят к пониманию гармоничного развития человека не с точки зрения эстетического соотношения частей тела, а их физической соотнесенности. Студентки педагогического университета изначально должны иметь мотивацию на сохранение и поддержание здоровья. Физическая культура служит одним из факторов, формирующих культуру здоровья и здоровый образ жизни. Сущность самостоятельной работы студентов заключается в умении быстро находить и усваивать необходимую информацию, систематизировать и классифицировать факты, теории, концепции, четко формулировать и аргументировать свою точку зрения по вопросам здоровья, адаптации организма к неблагоприятным жизненным и природным проявлениям, качества жизни.

Подводя итоги, можно заключить следующее:

- в результате исследования проведена оценка сформированности физической культуры студенток в процессе обучения по критериям их физического состояния, уровня потенциала здоровья и отношения к ценностям физической культуры;

- у студенток выявлено слабо сформированное ценностно-мотивационное составляющее физической культуры, недостаточное для устойчивой потребности в активной, самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности. Часть студенток, вообще не проявляющих физкультурно-спортивной активности, составляет 14,5%, проявляющих низкую активность -60,3%, оптимальную - 16,3% и относительно высокую - 8,9%. К третьему курсу сохраняется

только часть студенток с относительно высокой физкультурно-спортивной активностью.

Использование предложенных путей и методов организации образовательного процесса существенно повысило его эффективность:

- при приобретении теоретических знаний и методико-практических умений и навыков у студентов ЭГ по сравнению со студентами КГ наблюдались положительные сдвиги в оценке своего физического развития на 31%; достаточности собственного двигательного режима на 17%;

- в ЭГ увеличилось количество студентов с оптимальной и относительно высокой физкультурно-спортивной активностью на 15%, возросла заинтересованность в систематических занятиях физической культурой в оздоровительных целях на 22%, в повышении уровня своего физического развития на 18%;

- полученные результаты рекомендуют преподавателям использование активных методов обучения и форм организации образовательного процесса по дисциплине «Физическая культура», способствующих воспитанию сознательного отношения к нормам здорового образа жизни и самостоятельным занятиям физическими упражнениями.

Таким образом, использованный в процессе неспециального физкультурного образования индивидуально-ориентированный подход в работе со студентками, основанный на углубленном теоретическом блоке и учете уровня их физического развития, показал достаточно высокую эффективность и может применяться в работе со студентками университета как на академических занятиях, так и при самостоятельной работе студентов.

Из вуза должен выходить подлинно интеллигентный человек, который всегда здоров, активен и деятелен, образован и хорошо воспитан. Главной предпосылкой сохранения здоровья является здоровый образ жизни как некая эталонная модель, система общих условий, предписаний, мероприятий, продукт коллективного творчества. Важнейшая задача - разработка системы эталонных моделей с учетом историконациональных, географических, климатических и других особенностей. Его реализация на уровне отдельного человека осуществляется в форме здорового стиля жизни, модели более вариативной, личностно соотнесенной. Среди других факторов, влияющих на реализацию здорового стиля жизни, можно выделить индивидуальнопсихологические и возрастные. Индивидуаль-

ные жизненные стили более многообразны и располагаются в пределах от здорового до разрушительного.

Оздоровление жизни нашего общества предполагает осознание огромной роли образования в утверждении самоценности человеческой личности, приоритета общечеловеческих ценностей. Главной отличительной особенностью здоровьесберегающего образования является приоритет здоровья, т. е. грамотная забота о здоровье студентов на протяжении всего периода обучения в вузе, воспитание у них полноценной культуры здоровья. Тогда высшее профессиональное образование действительно станет путевкой в счастливую будущую жизнь, свидетельством умения молодого человека заботиться о своем здоровье.

Важнейшей целью внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс является формирование культуры здоровья. Именно на это должны быть в значительной степени направлены усилия школы, семьи, высших учебных заведений. Культура здоровья должна не изучаться, а воспитываться. Культура здоровья должна обеспечивать гармонию человека с самим собой через определение им гармонии с другими людьми, обществом, природой, человеческой деятельностью. Именно достижение гармонии - такова вырабатываемая веками суть психического, нравственного, физического здоровья человека.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. Авчинникова С.О. Формирование здорового образа жизни как направление социальной работы // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и история медицины. - 2006. - №6 (ноябрь-декабрь). - С.25-28.

2. Андреев Ю.А. Три кита здоровья. - СПб.: Питер, 2003. - 416 с.

3. Бабенко А.И., Татаурова Е.А. Формирование здорового образа жизни у подрастающего поколения // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2005. - №6 (ноябрь-декабрь). - С.6-8.

4. Белкина Н.В. Физическая культура как составляющая здоровьесберегающего образования в вузе // Физическая культура и спорт в современном обществе: материалы всерос. науч. конф. / отв. ред. С.С. Добровольский. - Хабаровск: Изд-во ДВГАФК, 2003. - С.17-20.

5. Виленский М.Я. Социокультурный феномен и здоровый стиль жизни и его содержание // Теоретическое и технологическое обеспечение образование по физической культуре и спорту в учебно-педагогическом комплексе: материалы всерос. науч.-практ. конф. - Тольятти, 2003. - С. 23-34.

6. Кожанов В.В. Саморазвитие культуры здоровья студента в процессе спортивноориентированного физического воспитания // Теория и практика физической культуры. - 2000. - №2. - С. 12-14.

7. Смирнов Н.К. Руководство по здоровьесберегающей педагогике. Технологии здоровьесберегающего образования. - М.: АРКТИ, 2008. - 288 с.

8. Николаев Ю.М. О культуре физической, ее теории и системе физкультурной деятельности // Теория и практика физической культуры. - 1997. - № 6. - С. 2.

9. Татарникова Л.Г. Педагогическая валеология: Генезис. Тенденции развития. - СПб.: РЕТРОС, 1997. - 352 с.

10. Чесноков Н.Н., Краснов А.А. Тестирование уровня знаний по физической культуре: учеб. пособие для высш. и сред. заведений. - М.: Спорт Академ. пресс, 2002. - 85 с.

11. Щербина В.А. Применение инновационных технологий физического воспитания для формирования здорового образа и стиля жизни студентов технического вуза. - М.: МПА-ПРЕСС, 2007. - 319 с.

Жукова Татьяна Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания, За-бГГПУ им. Н.Г. Чернышевского, Чита.

Власова Жанна Николаевна, кандидат культурологии, доцент кафедры физического воспитания, ЗабГГПУ им. Н.Г. Чернышевского

Zhukova Tatyana Aleksandrovna, candidate of pedagogical science, assistant professor of department of physical training of N.G. Chernyshevskiy Zabaikalskian State Humanitarian Pedagogical University

Р^20-32-18.

Vlasova Zhanna Nikolaevna, candidate of culturology, assistant professor of of department of physical training of N.G. Chernyshevskiy Zabaikalskian State Humanitarian Pedagogical University

Р11. 35-41-07.

УДК 14.35.09

А В. Иваньков, КН Тендит Тестовая технология на занятиях физической культуры в высшей школе

В статье авторы предлагают свой педагогический опыт использования тестовой образовательной технологии на занятиях по физической культуре и физическому воспитанию в высших профессиональных учебных заведениях. В рамках своей методики авторы предлагают применять тесты для повторения, обобщения, закрепления и контроля ранее изученного материала, а также для изучения новых тем.

Ключевые слова: тест, тестирование, физическая культура, физическое воспитание, теоретическая подготовка, методика, оценочная шкала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.