Н.Ф. Петрова, д-р пед. наук, проф. ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь, E-mail: [email protected]
СОЗДАНИЕ ЗДОРОВЬЕСОХРАНЯЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА В СОВРЕМЕННОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В статье рассмотрено понятие здоровье, основные причины ухудшения здоровья учащихся и молодежи в целом; группы здоровьесберегающих образовательных технологий; перечислены педагогические условия для проектирования здоровьесберегающего пространства школы и представлена модель здоровьесберегаю-щего образовательного пространства школы.
Ключевые слова: здоровье, здоровьесберегающие педагогические технологии, здоровьесберегающая педагогика, здоровьесберегающее образовательное пространство.
Современное состояние общества, обусловленное высочайшими темпами его развития, предъявляет новые, все более высокие требования к человеку и его здоровью. Возрастает значимость и ценность здорового образа жизни индивидуума при формировании культуры здоровья всей нации.
Важность проблемы обосновывается основными документами Всемирной Организации Здравоохранения, где улучшение и укрепление здоровья молодежи, формирование здорового образа жизни, борьба с курением, алкоголизмом и профилактика употребления психотропных веществ выдвинуты как особо важные задачи развития общества и отдельной личности.
Все это выдвигает перед системой образования требования реализовывать в ходе учебно-воспитательного процесса не только основные положения наук о здоровье, но и обеспечить воспитание у молодежи ценностного отношения к здоровому образу жизни и навыков культуры здоровья.
Здоровье как основа жизнедеятельности человека представляет собой сложный, многоуровневый феномен, включающий в себя физиологический, психологический, социальный и педагогический аспекты. Понятие «здоровье» имеет множество определений. Самое популярное определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов». Таким образом, здоровье отдельного человека характеризуется полнотой проявления жизненных сил, ощущения жизни, всесторонностью и долговременностью социальной активности и гармоничностью развития личности [1].
Как показывают данные исследований, состояние здоровья подрастающего поколения в последние годы неуклонно ухудшается. По мнению большинства авторов, среди основных причин ухудшения здоровья учащихся основными являются: плохая наследственность, вредное влияние окружающей среды и условий жизни, как в семье, так и в образовательных учреждениях, переуплотненность классов, недостаточное освещение рабочих мест, перегруженность основными и дополнительными
занятиями, неблагополучие психологического климата школьных коллективов, интенсификация образования на фоне ухудшения социально-экономической и экологической обстановки. По данным медицинских осмотров, отмечает автор, только одного из десяти школьников можно признать вполне здоровым. К тому же резко возросла доля детей с дефицитом массы тела (20%). Проще говоря, у каждого пятого ребенка наблюдается истощение организма [2].
Поэтому здоровье необходимо ввести в систему ценностей человека на всех уровнях. Здоровье должно быть не самоцелью, а средством для хорошего, радостного самочувствия, для реализации всех заложенных в человеке возможностей. Если человек осознает, что самое ценное - жизнь и здоровье, то сможет найти пути оздоровления.
В данных условиях весьма своевременно в педагогике формируется новое направление - здоровьесберегающее образование. В его основу положена идея приоритетности здоровья субъектов образовательного процесса как основополагающего компонента личности, что предопределяет оптимальное обеспечение жизнедеятельности каждого обучающего и обучаемого.
В настоящее время количество образовательных программ, предназначенных для решения задач сохранения здоровья учащихся, ограничивается единицами. Необходимо создавать в школе более надежную платформу для сохранения здоровья школьников, используя для этого педагогические средства. К таким средствам относится, например, применение в школах личностно-ориентированных здоровьесберегающих педагогических технологий.
Проектирование здоровьесберегающего пространства школы предусматривает выполнение следующих педагогических условий: разработка и утверждение целей, задач и программ здоровьесберегающей работы; проведение диагностики и мониторинга здоровья учащихся, сформированности у них культуры здоровья и навыков здорового образа жизни; создание целостной муниципальной системы по профилактике здорового образа жизни; повышение профессиональной компетентности пе-
Инфраструктура здоровьесохраняющего пространства
зимний сад (по возможности)
Рис. 1. Оздоровительная инфраструктура здоровьесохраняющего пространства.
Таблица 1
Компоненты Модели здоровьесберегающего образовательного пространства школы
Компонент Реализуемые задачи
Компонент рациональной организации учебного и воспитательного процесса Задачей является обеспечение здоровьесберегающих условий образовательного процесса, устранение трех главных факторов угрозы: гигиенические; организационно-педагогические; психолого-педагогические. Компонент реализуется с учетом инновационных здоровьесберегающих принципов по трем направлениям: организация уроков и воспитательных мероприятий, построение расписания учебных занятий, обеспечение санитарно-гигиенических условий учебно-воспитательного процесса.
Компонент образования в области здоровья и здорового образа жизни Задачей компонента является формирование последовательной, непрерывной, целостной, системы формирования культуры здорового образа жизни в совокупности физического, умственного, эмоционального и социального аспектов здоровья.
Компонент физической культуры и спорта Ставит задачу оздоровления учащихся посредством специализированной физической активности, формирования необходимых физических умений и навыков. Компонент реализуется в двух направлениях: 1) последовательная комплексная школьная программа физического воспитания на весь курс обучения физическим навыкам и физической активности; 2) физкультурно-оздоровительный и спортивный комплекс, реализуемый школой во внеклассное и внеучебное время.
Компонент здоровьесберегающего социального взаимодействия Задача компонента - создание специальной здоровьеориентированной макросреды, в которой школа в целом и любой педагог в отдельности могли бы взаимодействовать со сторонними силами воспитательного и оздоровительного влияния на учащихся. Реализуется посредством создания системы сетевого взаимодействия с образовательными, культурными и медицинскими учреждениями, вовлечением родителей и общественности.
Компонент мониторинга Задача - выявление качества реализации здоровьесберегающих образовательных технологий относительно поставленных целей и задач. Реализуется по двум направлениям: мониторинг качества результатов реализации здоровьесберегающих технологий и мониторинг качества процесса реализации здоровьесбережения. В рамках компонента разрабатывается мониторинговая система.
Компонент профессиональной компетентности Задачей компонента является формирование ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и способов деятельности в области здоровьесбережения у педагогического персонала школы. Реализуется посредством курсов повышения квалификации и учебно-методических семинарах.
Медицинский компонент Задачей компонента является реализация и совершенствование медицинского обслуживания в школе. В рамках компонента реализуется два направления: педиатрическое и стоматологическое.
Адаптивный компонент Задачей компонента является повышение адаптации учащихся к учебной деятельности, а также стимуляция их умственной работоспособности посредством применения элементов адаптивной физической культуры и мероприятий психологической адаптации.
Компонент здорового питания Задача компонента - создание и совершенствование системы здоровьесберегающих принципов обеспечения учащихся питанием в условиях учебной деятельности. В рамках компонента создаются условия для обеспечения учащихся разнообразной, вкусной и полезной пищей, поддержания инструкции по питанию в классе и столовой.
Компонент здоровьесбережения персонала школы Задача - создание условий здоровьесбережения и здорового образа жизни персонала школы. Реализуется путём обеспечения здоровьесберегающих условий труда, своевременным профилактическим медицинским контролем, организацией физкультурно-оздоровительного досуга, пропагандой здорового образа жизни.
дагогов и социальных работников в вопросах здоровьесбереже-ния; взаимодействие всех субъектов пространства по реализации здоровьесберегающих программ и технологий. Главным условием создания полноценного здоровьесохраняющего пространства в школе является оздоровительная инфраструктура, в которую входят (рис. 1):
Примерная Модель здоровьесберегающего образовательного пространства школы состоит из нескольких компонентов. Основные компоненты представлены в следующей таблице [3].
Все компоненты модели взаимосвязаны и подчинены единой цели создания здоровьесберегающего образовательного пространства, формирования гармонично развитой личности.
Библиографический список
Для каждого компонента разрабатывается организационное, содержательное, методическое, а также техническое обеспечение.
В целом образовательное пространство школы строится на основе системы занятий, мероприятий, нацеленных на гармонию между общесоматическим, сенсорно-моторным развитием, развитием высших психических функций и духовно-мировоззренческом развитии. Это находит отражение в планировании содержания учебно-воспитательной деятельности школы: каждый образовательный блок отражает свою специфику и одновременно стремится обеспечить гармонию между физическим, умственным, психическим и духовным развитием учащихся школы.
1. Петрова, Н.Ф. Реализация здоровьесберегающих технологий в условиях школ - интернатов // Мир науки, культуры, образования. -2013. - № 6(43).
2. Шклярова, О. Здоровьесберегающее направление в современной школе / О. Шклярова, Н. Шестакова, И. Павлович. - М., 2012.
3. Лапшина, В.А. Здоровьесберегающие технологии в процессе воспитания младших школьников. - Магнитогорск, 2006.
Bibliography
1. Petrova, N.F. Realizaciya zdorovjesberegayuthikh tekhnologiyj v usloviyakh shkol - internatov // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2013. -№ 6(43).
2. Shklyarova, O. Zdorovjesberegayuthee napravlenie v sovremennoyj shkole / O. Shklyarova, N. Shestakova, I. Pavlovich. - M., 2012.
3. Lapshina, V.A. Zdorovjesberegayuthie tekhnologii v processe vospitaniya mladshikh shkoljnikov. - Magnitogorsk, 2006.
Статья поступила в редакцию 26.03.14