Научная статья на тему 'Место физической культуры в системе образования стран западной и восточной цивилизаций'

Место физической культуры в системе образования стран западной и восточной цивилизаций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1546
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ЗДОРОВЬЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ТРАДИЦИИ / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ / ОСВіТА / ЗДОРОВ'Я / ФіЗИЧНА КУЛЬТУРА / ТРАДИЦії / СВіТОГЛЯД / ГЛОБАЛіЗАЦіЯ / ГУМАНіТАРИЗАЦіЯ / EDUCATION / HEALTH / PHYSICAL CULTURE / TRADITION / WORLD VIEW / GLOBALIZATION / HUMANIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Олейник Н. А., Зайцев Вячеслав Петрович, Бондаренко Т. В., Крамской Сергей Иванович

В работе изложены взгляды ученых, педагогов и авторов на значимость физической культуры в системах образования стран Запада и Востока. Место физической культуры в структуре обучения детей и молодежи определяется приоритетом ценности жизни и здоровья человека в государстве. В системах образования Запада основная направленность физической культуры и спорта укрепление здоровья, психомоторная тренировка, воспитание характера, подготовка к профессии, защите государства. В наиболее развитых странах Востока физическая культура и спорт занимают важное место в системе образования. Основное внимание уделяется сохранению национальных традиций, воспитанию патриотизма, единения, сплоченности нации и семьи, обучению чувствовать через движение энергетическое поле человека, природы, Вселенной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Олейник Н. А., Зайцев Вячеслав Петрович, Бондаренко Т. В., Крамской Сергей Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Place of physical culture in the education system in the countries western and eastern civilizations

In the work are presented the views of scientists, teachers and authors on the significance of physical culture in the education systems in the countries of the West and East. The place of physical culture in the structure of the children's and young people's education is determined by the priority of the life and health world value in country. In education systems of the West the basic orientation of physical training and sports strengthening of health, psychomotor training, education of character, preparation to a trade, protection of the state. In the most developed countries of the Orient the physical training and sports take the important place in an education system. The basic attention is given conservation of national traditions, education of patriotism, a unification, unity of the nation and monogynopaedium, learning to feel through locomotion a power field of the person, the nature, the Universe.

Текст научной работы на тему «Место физической культуры в системе образования стран западной и восточной цивилизаций»

го бажання учнів різного віку підвищувати особистіші досягнення в процесі навчально-фізкультурної діяльності.

Література

1. Артюшенко А.О. Педагогічна технологія виховання волі в учнів у процесі занять фізичною культурою. // Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту: Зб .наук. праць за ред. С.С.Єрмакова.

- Харьків: ХХІІІ, 2005. - №8, - С. 3-9.

2. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. - М.: ФиС, 1991. - 267с.

3. Бех І.Д. Виховання особистості. - Київ: „Либідь”, 2003. книга 1 - С. 206-207.

4. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб: Питер, 2000. -512с.

5. Клименко В.В. Психомоторные способности юного спортсмена. Киев: Здоровье. 1987. - 168с.

6. Нечипоренко Л.А. Психолого-педагогічні умови формування мотивів психомоторної діяльності в учнів 5-7 класів в процесі занять фізичною культурою. // Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту: Зб .наук. праць за ред. С.С.Єрмакова. - Харьків: ХХІІІ, 2005. - №23, - С. 52-56.

7. Нечипоренко Л.А., Артюшенко О.Ф., Нечипоренко О.В. Психомоторні здібності учнів середнього шкільного віку // Всеукраїнська науково-практична конференція „Фізичне виховання і спорт у сучасних умовах”, Черкаси., 2004.

- С. 195-199.

8. Озеров В.П. Психомотрные способности человека. - Дубна: Феникс. 2002. - 314с.

9. Платонов К.К. Проблемы способностей. М.: Наука, 1972.

Надійшла до редакції 04.08.2007р.

МЕСТО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ СТРАН ЗАПАДНОЙ И ВОСТОЧНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

Олейник Н.А., Зайцев В.П., Бондаренко Т. В., Крамской С.И.

Харьковская государственная академия физической культуры Институт востоковедения и международных отношений «Харьковский коллегиум» Белгородский государственный технологический университет им. В. Г Шухова

Аннотация. В работе изложены взгляды ученых, педагогов и авторов на значимость физической культуры в системах образования стран Запада и Востока. Место физической культуры в структуре обучения детей и молодежи определяется приоритетом ценности жизни и здоровья человека в государстве. В системах образования Запада основная направленность физической культуры и спорта - укрепление здоровья, психомоторная тренировка, воспитание характера, подготовка к профессии, защите государства. В наиболее развитых странах Востока физическая культура и спорт занимают важное место в системе образования. Основное внимание уделяется сохранению национальных традиций, воспитанию патриотизма, единения, сплоченности нации и семьи, обучению чувствовать через движение энергетическое поле человека, природы, Вселенной. Ключевые слова: образование, здоровье, физическая культура, традиции, мировоззрение, глобализация, гуманитаризация.

Анотація. Олійник М.О., Зайцев В.П., Бондаренко Т.В., Крамской С.І. Місце фізичної культури у системі освіти країн західної та східної цивілізацій. У роботі викладені погляди вчених, педагогів та авторів на зна-

чущість фізичної культури у системах освіти країн Заходу і Сходу. Місце фізичної культури у структурі навчання дітей та молоді визначається пріоритетом цінності життя і здоров’я в країні. У системах освіти Заходу основна спрямованість фізичної культури й спорту - зміцнення здоров’я, психомоторне тренування, виховання характеру, підготовка до професії, захисту держави. У найбільш розвинених країнах Сходу фізична культура й спорт займають важливе місце в системі освіти. Основна увага приділяється збереженню національних традицій, вихованню патріотизму, єднання, згуртованості націй і родини, навчанню почувати через рух енергетичне поле людини, природи, Всесвіту.

Ключові слова: освіта, здоров’я, фізична культура, традиції, світогляд, глобалізація, гуманітаризація. Annotation. Oleynik N., Zaycev V., Bondarenko T., Kramskoy S. Place of physical culture in the education system in the countries western and eastern civilizations. In the work are presented the views of scientists, teachers and authors on the significance of physical culture in the education systems in the countries of the West and East. The place of physical culture in the structure of the children’s and young people’s education is determined by the priority of the life and health world value in country. In education systems of the West the basic orientation of physical training and sports - strengthening of health, psychomotor training, education of character, preparation to a trade, protection of the state. In the most developed countries of the Orient the physical training and sports take the important place in an education system. The basic attention is given conservation of national traditions, education of patriotism, a unification, unity of the nation and monogynopaedium, learning to feel through locomotion a power field of the person, the nature, the Universe. Keywords: education, health, physical culture, tradition, world view, globalization, humanization.

Введение.

В настоящее время формирование, укрепление и сохранение здоровья человека относится к числу наиболее актуальных направлений во всех странах мира. Без преувеличения это считают глобальной проблемой, и важную роль в ее разрешении может сыграть физическая культура и спорт. Наиболее эффективно на данный процесс можно влиять через систему образования.

Деформация цели, принципов и содержания образования, по мнению ряда авторов, является одной из основных причин кризисных явлений в сфере образования и неудач новых реформ [5, 22, 32]. Мы живем в исторический период, когда изменяются тип цивилизации, мировоззрение, научная парадигма. Возникает необходимость создания новых наук, воспитания нового индивида общества с новым ноосферным мышлением, с высоким уровнем экологической культуры. Спустя тысячелетия, западные ученые пришли к необходимости гармонизировать отношения человека с природой через современную естественнонаучную картину мира, решение проблем биосферы, ноосферы и Вселенной в целом. Появилась необходимость определить реальное место человека в природе, разрешить проблемы экологии, создать комфортность отношения человека к самому себе [8]. В связи с этим современное мировое сообщество все чаще обращается к общечело-

веческим ценностям, к числу которых относят и гуманитарное образование. Гуманитарное образование непосредственно влияет на социоэкономичес-кое поведение людей, на состояние межэтнических, социально-классовых и межгосударственных отношений, на гуманизацию общества и государства [13, 22, 32]. В США традиционно уделяется большое внимание гуманитаризации образования в техническом вузе как способу формирования личности студента, его моральных качеств, развития гражданского сознания нации, выработки важных государственных решений. Ведь именно гуманитарные дисциплины закрепляют сложившиеся ценностные ориентации и стереотипы социально-политического поведения студента, детализируют его взгляды и расширяют кругозор, вырабатывают убеждения о высоком призвании человека, ценности личности, ее праве на свободное развитие [34]. Современные подходы гуманитаризации образования в Украине базируются на принятой Коллегией Министерства образования СССР в начале 1996 года «Концепции гуманитарного образования». В концепции были сформулированы основные принципы гуманитарного образования - фундаментальность, системность, единство исторического и логического, национального и общечеловеческого, общественного и личного, теории и практики, единство обучения и воспитания.

Работа выполнена в соответствии с договором о международном сотрудничестве вузов городов Харькова (Украина) и Белгорода (Россия).

Формулирование целей работы.

На основании изучения места физической культуры в системе высшего образования стран Запада и Востока поставлена цель - выявить резервы повышения значимости дисциплины «Физическая культура» в вузах. Исходя из цели, были поставлены задачи:

1. Изучить литературу по физической культуре и спорту, касающуюся процессов глобализации и гуманитаризации образования.

2. Проанализировать современные модели образования и педагогические технологии с целью использования при переходе вузов на Болонскую систему обучения.

3. Выделить приоритеты в содержании вузовских дисциплин отрасли физическая культура и спорт, способствующие формированию морального и социального здоровья молодежи с помощью здоровьеформирующих технологий.

Методы исследования - теоретические: анализ, синтез и обобщение литературных данных, теоретический, логико-исторический, сравнительный анализ; эмпирические: наблюдение, изучение и обобщение педагогического опыта. Методологическая основа - культурно-исторический подход к вопросам воспитания и обучения Л.С.Выготского [8].

В государстве существует противоречие между пониманием проблемы катастрофического ухудшения здоровья молодежи и генофонда нации

и пассивным отношением к состоянию проблемы студентов, родителей, педагогических коллективов и администрации учебных заведений. Мы полагаем, что повышение значимости гуманитарной, культурологической составляющей дисциплины «Физическая культура» поможет формированию морального и социального здоровья современной молодежи, пониманию ответственности перед семьей и обществом за свое здоровье и поднимет рейтинг этой дисциплины.

Результаты исследования.

В конце первого десятилетия XXI века в образовательной сфере стран международного сообщества стал актуальным вопрос глобализации образования. В Украине первым шагом на этом пути явилась реформа вузов в рамках Болонского процесса. По определению директора института проблем глобализации профессора М.Г. Делягина, глобализация - процесс стремительного формирования единого общемирового финансово-информационного пространства на базе новых, преимущественно компьютерных технологий [9]. В многочисленных пуб -ликациях последних лет глобализация рассматривается как процесс, в ходе которого большая часть социальной активности приобретает мировой характер, в котором географический фактор теряет свою важность, на первый план выходят интересы мирового бизнеса. Бизнес представляет рынок труда. Он же стимулирует качество образования, оказывая на него прямое и опосредованное влияние, и даже задает этические нормы [27]. Бизнес начал управлять образованием, а через него сознанием и мировоззрением людей. На это в 2000 г. обращал внимание и Генеральный директор ООН по вопросам образования и культуры Коитиро Мицуура [15], который отмечал, что культура является сферой наиболее чувствительной к глобализации. Признание всемирного культурного разнообразия, устоявшихся традиций, ценностей и символических связей не только приведет к признанию и лучшему пониманию культуры других народов, но и подтвердит историю меж-культурных контактов с их взаимозаимствованием и взаимодополняемостью. ЮНЕСКО и Международная организация труда рассматривают глобализацию как процесс, далеко выходящий за рамки экономических вопросов, поскольку она влияет на образ жизни, поведение людей, меняет привычное представление о принятии решений и управлении, в том числе в сфере образования, социальной защиты [21]. Это должны понимать и учитывать специалисты образовательной сферы при разработке новых учебных и рабочих программ, моделей и технологий обучения, в том числе и по физической культуре.

Вопросы влияния процессов глобализации на физическую культуру и спорт нашли отражение в работах Р.Г.Гостева, А.А.Исаева, В.И. Столярова [6]. Несмотря на актуальность, многие проблемы этой темы мало изучены. Нас интересовали в основном следующие направления исследований: физи-

ческая культура и спорт в условиях глобализации, глобализация и здоровье, глобализация и социальные проблемы, в том числе трудоспособность.

Нами использован цивилизационный подход, рекомендуемый при изучении вопросов, касающихся культуры, международных отношений, международного сотрудничества. В сфере физической культуры этот подход использовал Л.Кун [17], который рассматривает физическую культуру и спорт как творческую деятельность человека, тесно связанную с историей общества, как сферу деятельности, направленную на преобразование природы и человека. Методология исследования Л.Куна - формационный подход на фоне цивилизационного.

Анализ литературы показал, что используемый нами культурно-исторический подход к формированию здоровья студентов в условиях глобализации образования в литературе освещен недостаточно, хотя является актуальным. Каждое общество строит и реформирует систему образования в зависимости от возрастающих социальных потребностей, которые обусловлены, в том числе, культурными традициями. При разработке теории образования, как и любой другой теории, прежде всего, выбирают определенную мировоззренческую позицию. Мировоззрение обусловлено традициями и доминирующей в обществе идеологией. Исследуя культурные традиции древнейших цивилизаций Запада и Востока, мы стремились выявить определенный эталон, образец, правила и нормы, признанные всеми членами конкретной цивилизации. При этом учитывали, что они обусловлены социально и исторически. Известно, что основа мировоззрения народа - преобладающие в обществе ценности, которые связаны с психологическими особенностями мышления и духовной ориентацией людей. Ценности защищаются нормами, существующими в конкретном обществе. Система ценностей задает идеальную модель или образ жизни народа. Так как традиции образа жизни сконцентрированы в физической культуре, ее состояние и уровень опосредованно влияет на мировоззрение народа, здоровье общества.

В чем же разница культур Запада и Востока? В доклассовый период культура во всех ее проявлениях была едина и неделима. Ее цементирующей основой были гармония человека и природы, следование Законам Вселенной. По данным археологов, размежевание некогда относительно единой индоевропейской культуры произошло в результате геокосмических катастроф и исторических катаклизмов в XVIII - XIV в.в. до н.э. Этот период, по мнению археологов, был коренным рубежом разъединения индийской и европейской культур. Произошло размежевание мировосприятий - образно-интуитивного (восточного) и логико-аналитического (западного) [31]. В разные исторические периоды культурного развития обе цивилизации неоднократно ощущали объективную необходимость возврата к истокам культуры - ее единству. В трудах авторов XIX - XXI в.в., в том числе представителей точных

наук, высказывается мысль о целесообразности синтеза логико-аналитического (научного, европейского, цивилизационного) и образно-интуитивного (художественного, восточного, обыденного)

мировоззрений, причем, с приоритетом последнего. Хотя ученые эпохи глобализации в очередной раз утверждают, что человечество стоит на рубеже осознания необходимости единения, противостояние западного и восточного мировоззрений продолжается. Это сказывается на результатах образования. Понять и преодолеть противостояние материального и духовного, тела и души может помочь гуманитаризация образования [13].

«Физическая культура» - междисциплинарный курс, при изучении которого традиционно делается акцент на психофизиологию, гигиену, педагогику, валеологию, теорию и методику физической культуры. На практике культурологическая составляющая часто уходит на задний план. На это обращали внимание авторы, в работах которых анализируется физическая культура и спорт как вид культуры личности и общества [1, 2, 18]. Мы проанализировали классификацию моделей культурологического образования Е.Шевнюк [30], которая обращает внимание на необходимость рассматривать педагога как субъекта культуры, и пришли к выводу, что некоторые модели целесообразно использовать в здоровьеформирующих технологиях преподавателям физического воспитания.

В зарубежной педагогике в последнее время стала наиболее популярной культуротворческая модель образования. Она базируется на том, что понимание особенностей национальной культуры лучше происходит при изучении взаимодействия культур разных народов на различных социальноисторических этапах развития человечества. В соответствии с данным подходом обучение базируется не на логике культурологи как дисциплины, а происходит в процессе формирования культурного самосознания с учетом возрастных, психофизиологических, интеллектуальных возможностей студентов. В данном случае являются основными интеллектуальный, эмоционально-чувственный и творческий компоненты личности. Особое значение придается внеаудиторной творческой деятельности студента в разных сферах культурной деятельности. По-нашему мнению, в период интеграции украинской системы образования в европейскую целесообразно обратить внимание педагогов физического воспитания на потенциал культуротворческой модели. Традиционно сложилось так, что физкультурное образование в учебных заведениях вписывается в рамки данной модели.

Поликультурная модель культурологического образования базируется на том, что основополагающим качеством человека как субъекта культуры является способность к культурной идентификации. Это позволяет ему осознать свою принадлежность к определенной культуре, следовать определенным ценностям и на этой основе выбирать и придержи-

ваться определенного образа жизни. Национальнокультурная идентификация возможна лишь при наличии контактов и взаимодействии с иными культурными сообществами. Поликультурная модель образования предполагает включение в содержание культурологических дисциплин знаний о цивилизационных различиях традиций, мировоззрения, ценностей, которые наиболее ярко проявляются в образе жизни народов. Это позволит будущим специалистам идентифицировать основные уровни ценностей (этнический, общенациональный и общечеловеческий). Поликультурный элемент не должен ограничиваться одной или несколькими учебными дисциплинами. Он должен охватывать курсы всех изучаемых наук и базироваться на междисциплинарном подходе. Одной из концепций данной модели является утверждение, что историю и культуру многонационального государства необходимо представлять студентам с позиций разных национальных традиций. Это будет способствовать пониманию сложности и неоднозначности культурной эволюции как своего, так и другого этноса. У студентов будет развиваться способность находить правильные решения этнических вопросов, формироваться практический опыт межкультурных контактов. Современная педагогика рассматривает поликультурное образование не только как средство снижения социальной напряженности в обществе, но и как средство формирования у личности целостного видения мира. Наиболее активно данная модель используется в педагогической практике США [4]. Это обусловлено особенностью данного государства как общества культурного, этнического, расового и религиозного разнообразия. В этом обществе переплетены западная англосаксонская, восточная, африканская, латиноамериканская, славянская культуры. Общество смогло сберечь этническую самобытность разных народов. В то же время граждане разделяют и придерживаются ценностей и идеалов американского общества. Население Украины по этническому составу достаточно разнообразно и представляет более 100 национальностей. Поскольку в последнее время активизируются процессы поликультурности, изучение аналогичных тенденций в мировом образовательном пространстве является весьма актуальным.

Исторически физическая культура и спорт занимали и занимают особое, даже обособленное место в системах образования Запада и Востока, поскольку, кроме общепедагогических функций обучения, воспитания, формирования, выполняют специфическую - оздоровительную функцию [11]. Весьма широки возможности физической культуры в формировании ценностного потенциала личности [18, 16]. Пожалуй, ни в одной сфере человеческой деятельности биосоциальная природа человека не проявляется в таком единстве, как в физической культуре. Именно в ней сконцентрирован, сохранен и передан нам в XXI век тысячелетний опыт предыдущих поколений, обеспечивающий жизнеспособ-

ность и выживание человеческой популяции. Вот почему в системах образования стран западной и восточной цивилизаций физическая культура и спорт стабильно занимают важное место. Их значимость в структуре обучения определяется приоритетом ценности жизни и здоровья человека в том или ином государстве. Исходя из задач исследования, мы обращали внимание на вопросы, решение которых в той или иной мере может зависеть от состояния отрасли физическая культура и спорт, их места в системе образования.

Целью образования в современной Украине является «всестороннее развитие человека как личности и вышей ценности общества, развитие ее талантов, умственных и физических способностей, воспитание высоких моральных качеств, формирование граждан, способных к сознательному социальному выбору, обогащение на этой основе интеллектуального, творческого, культурного потенциала народа, повышение образовательного уровня, обеспечение народного хозяйства квалифицированными специалистами» [12]. Образование базируется на основах гуманизма, демократии, национального сознания, взаимоуважения между нациями и народами. Мы обратили внимание, что при формулировке цели только в дошкольном образовании приоритет отдан здоровью детей: «Целью дошкольного образования является обеспечение физического, психического здоровья детей, их полноценного развития, приобретение жизненного опыта, выработка умений, навыков, необходимых для обучения в школе». В программе деятельности дошкольного заведения ведущее место занимает формирование у детей морально-волевых качеств, эстетических вкусов, укрепление их физического здоровья. В формулировке цели образования средней школы экологическое воспитание занимает предпоследнее место, а последнее - физическое совершенствование. О сохранении здоровья нет ни слова. Для сравнения: цель образования в Японии предусматривает, прежде всего, заботу о здоровье. Это нас тем более заинтересовало, что Япония, как и Украина, испытала последствия радиационного заражения.

В Японии фундаментальный закон об образовании, принятый еще в 1947г., то есть после ядерных взрывов над Хиросимой и Нагасаки, четко и просто определяет центральную цель образования как полное развитие личности, обеспечение воспитания людей, здоровых духом и телом, которые будут любить правду и справедливость, ценить личность, уважать труд, иметь высокое чувство ответственности и будут пронизаны духом независимости как строители мирного государства и процветающего общества [23]. На примере Японии явственно прослеживается связь цели образования и показателей здоровья нации. По статистическим данным ВОЗ, уже в 1988 г. Япония занимала первое место в мире среди 26 промышленно развитых стран и районов мира, в которых снизилась смертность от сердечно-сосудистых заболеваний в последние 10

лет (для возрастной группы 40 - 69 лет), за ней следовали Австралия и США (И.В.Муравов, 1989).

В новых условиях - в условиях глобализации возникла необходимость пересмотра концепции образования, а, следовательно, технологий обучения, содержания дисциплин. Мы придерживаемся точки зрения педагогов, считающих, что обучение должно носить формирующий, а не информирующий характер и быть не самоцелью, а средством воспитания [19, 28, 29]. В условиях поликультурности государства и расширяющегося межгосударственного культурного сотрудничества решающее значение имеет культурологическая направленность вузовских дисциплин, в том числе отрасли физическая культура и спорт.

Результаты изучения философии и концепций образования стран западной и восточной цивилизаций позволяют сделать следующий вывод. В философских школах Запада и Востока на протяжении многих веков продолжается дискуссия о соотношении биологического и социального, доброго и злого в природе человека, его потребностях, мотивации жизнедеятельности, поведении, поступках. Это сказывается на концепции образования, приоритетах дисциплин и наук о человеке и его здоровье в системах образования разных культур [3,10, 14, 20, 26, 33].

В большинстве публикаций отечественных авторов затрагиваются вопросы эффективности оздоровительных технологий с использованием западных и восточных систем оздоровления на физическое состояние учащихся [7, 24, 25]. Однако все чаще педагоги разных стран обращают внимание на возможности формирования морального здоровья детей и молодежи средствами физической культуры. Этот аспект педагогического воздействия весьма актуален в настоящее время, когда катастрофически быстро происходит моральная деградация подрастающего поколения.

Выводы.

Подведя итог проведенному исследованию, пришли к выводу, что повышению рейтинга физической культуры и спорта в сознании участников педагогического процесса может способствовать усиление культурологической составляющей дисциплины, например, путем применения культуротворческой или поликультурной модели.

В системах образования Запада основная направленность физической культуры и спорта - укрепление здоровья, психомоторная тренировка, воспитание характера, подготовка к профессии, защите государства. В наиболее развитых странах Востока физическая культура и спорт занимают важное место в системе образования. Основное внимание уделяется сохранению национальных традиций, воспитанию патриотизма, единения, сплоченности нации и семьи, обучению чувствовать через движение энергетическое поле человека, природы, Вселенной.

В связи с эффективностью воздействия средств физической культуры и спорта на образ жизни и здоровье людей, дисциплины этой отрасли

науки в условиях деформации морального и социального здоровья студенческой молодежи должны занимать достойное место в системе образования Украины.

Дальнейшие исследования планируется проводить в направлении разработки здоровьеформирующих педагогических технологий на основе использования средств физической культуры и внедрения их в учебный процесс в рамках культурологических моделей образования.

Литература

1. Абзалов Р. А. Размышления о физкультурологии // Теор. и практ. физ. культ. - 1999. - № 8.

2. Бальсевич В.К. Интеллектуальный вектор физической культуры человека (к проблеме развития физкультурного знания) // Теор. и практ. физ. культ. - 1991. - № 7. - С. 3741.

3. Виноградов П.А., Гуськов С.И. Рекреация по-американски: Физическая подготовка школьников. // Физкультура и спорт: науч.-попул. серия. -М.: Знание, 1990. - № 2. - С. 106 - 148.

4. Георгиева Т.С. Высшая школа США на современном этапе. - М., 1989. - С.86, 101.

5. Головченко Г.Т., Бондаренко Т.В., Бондаренко О.В. Инвай-роментальное образование - образование ХХІ века // Тези доп. її Між нар. н.- практ. конф.- Луцьк: ВДУ, 2006. - Т.1. -С. 398 - 401.

6. Гостев Р.Г.Физическая культура и спорт в современных условиях. - М., 2005. 418 с.

7. Гримблат С.О., Зайцев В.П., Крамской С.И. Здоровьесберегающие технологи в подготовке специалистов: учебно-метод. пособие. - Харьков, 2005. - 184 с.

8. Давыдов В.В., Зинченко В.П. Культура, образование, мышление // Перспективы. - 1992. - № 1/2. - С. 7 - 16.

9. Делягин М.Г. Новые проблемы и возможности обеспечения конкурентоспособности в условиях глобализации // Социально-экономические аспекты глобализации: Научн. докл. II Междунар. н.-практ. конф. - Донецк, 2001. - С. 18

- 36.

10. Дженауи А. Образование в арабских странах // Перспективы. - 1992. - № 1/2. - С. 64 - 85.

11. Жарова Л.Б., Столярж А.Б. Физическое воспитание в зарубежных школах: пути формирования навыков здорового образа жизни // Теор. и практ. физ. культ. - 1991. - № 1.

- С.62 - 63.

12. Закон України „Про освіту”. - Київ, 1996.

13. Инженер XXI века: личность и профессионал в свете гуманизации и гуманитаризации высшего технического образования / Под общ. ред. М.Е.Добрускина. - Харьков, 1999. - 512 с.

14. Кадзуо Исидзака. Школьное образование в Японии. -International Society for Educational Information. - Tokyo. -1994.-52 с.

15. Коитиро Мацуура. Глобализация - это также культурный процесс // Международная жизнь. - 2000. - № 8. - С. 27 -

32.

16. Крамской С.И. Социальное управление процессом физического воспитания студенческой молодежи: автореферат дисс. на соиск. учен. степени канд. соц. наук. - М.: АУ МВД России, 2007. - 26 с.

17. Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта.

- М., 1982. - 399 с.

18. Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта: Учеб. пособие. - М., 2001. - 240 с.

19. Материалисты Древней Греции. - М., 1955. - С. 21.

20. Михайличенко О.В., Шерстха. Система освіти у сучасному Китаї. - К., 1996. - 65 с.

21. Нормотворческая деятельность МОТ в эпоху глобализации: Доклад Генерального директора. - МБТ. - Женева, 1997. - С. 39.

22. Одерій Л.П. Кваліметрія вищої освіти: методологія та інструментарій. - К., 1996. - 264 с.

23. Одерій Л.П. Менеджмент якості вищої освіти. - К., 1995. -100 с.

24. Олейник Н.А. Теоретические и методические основы управления физической культурой и спортом в Украине: дисс. на соиск. учен. степ. канд. наук по физ. воспитанию и спорту. - Харьков: ХГИФК, 2000. - 234 с.

25. Плешаков А.Н., Лотоненко А.В., Лотоненко В.Н., Куликов А.Ф., Куликов И.А. Культурологический анализ физической культуры (для обсуждения) // Современные технологии и оздоровительные программы педагогического процесса по физической культуре и спорту в учебных заведениях: Мат. Межд. научн. - мет. конф. - Белгород, 2002. - С. 24-29.

26. Рудык А.И., Лозовой В.И., Лутай Файсал Аль Мохаммед, Михайлюк Е.Л. Физическая культура и спорт в системе школьного образования арабских стран (обзор) // Здоровье и образование: проблемы и перспективы: Матер. Все-укр. научно-мет. конф. - Донецк, 2000. - С. 212 - 215.

27. Тушканова И. Отрицательная обратная связь // Office. -2002. - № 5. - С. 22 - 25.

28. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. -М., 1956. - С.105.

29. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: Учебное пособие. - Ч.1. - М., 1995. - 544 с.

30. Шевнюк О. Моделі культурологічної освіти майбутнього педагога //Імідж сучасного педагога. - 2002. - № 4 - 5. С. 65 - 68.

31. Шилов Ю. Пути ариев. - К., 1996. - С.174-270.

32. Юдашев А. Управление качеством гуманитарного образования: тенденции и принципы. // Персонал. - 2002. - № 1.

- С. 58 - 62.

33. Physical and Art Education in China.- Department of International Cooperation and Exchanges Ministry of Education The People’s Republic of China,1999.

34. The Humanities in the University: Strategies for the 1990’s. -Op. cit. - P.16.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поступила в редакцию 04.08.2007г.

ФОРМУВАННЯ КОНФЛІКТОЛОГІЧНОЇ КУЛЬТУРИ МАЙБУТНІХ ІНЖЕНЕРІВ-МАШИНОБУДІВНИКІВ: РЕЗУЛЬТАТИ ЕКСПЕРИМЕНТУ

Підбуцька Н.В.

Національний технічний університет «ХПІ»

Анотація. У статті проаналізовані особливості організації формувального етапу експерименту з метою формування конфліктологічної культури майбутнього інже-нера-машинобудівника. Виділено критерії та показники сформованості конфліктологічної культури: інтелектуально-пізнавальний, аналітико-рефлексійний, мотиваційний, емоційний та предметно-практичний. Здійснено обґрунтування і забезпечення реалізації педагогічних умов, що дозволили виявити ефективність методики формування конфліктологічної культури.

Ключові слова: конфлікт, культура, студент, інженер. Аннотация. Подбуцкая Н.В. Формирование конфликтологической культуры будущих инженеров-машиностро-ителей: результаты эксперимента. В статье проанали-зированны особенности организации формирующего этапа эксперимента с целью формирования конфликтологической культуры будущих инженеров-машиностро-ителей. Выделено критерии и показатели сформирован-ности конфликтологической культуры: интеллектуально-познавательный, аналитико-рефлексийный, мотивационный, эмоциональный и предметно-практический. Осуществлено обоснование и обеспечение реализации педагогических условий, которые позволили выявить эффективность методики формирования конфликтоло-

гической культуры.

Ключевые слова: конфликт, культура, студент, инженер. Annotation. Podbutskaya N. Results of the experiment in forming of future mechanical engineers’ conflictological culture. In the present article the author exposes to organizations forming stage of the experiment for to form mechanical engineering students conflictological culture. The criteria and factors conflictological culture had been chosen: intellectual-cognitive, analyst, motivational, emotional and subject-practical. The realized motivation and provision to realization of the pedagogical conditions, which have allowed to reveal efficiency of the methods of the forming conflictological culture.

Keywords: conflict, crop, student, engineer.

Вступ.

Сучасний етап розвитку освіти в Україні потребує підвищення відповідальності навчальних закладів за формування особистості студента, його виховання та підготовки до реалій сьогодення, постійним складником яких є конфлікти, які потрібно вирішувати задля ефективної адаптації. Тому удосконалення конфліктологічної підготовки у вищій школі є однією з актуальних проблем сучасних педагогічних досліджень.

У вищих технічних навчальних закладах конфліктологічній підготовці майбутніх інженерів не приділяється достатньо уваги. Такі вчені, як В.Ф. -Бакатанова, В.С. Ледньов, Ю.П. Нагірний та ін. [4, 5, 6], вивчають проблеми професійної діяльності інженера і його підготовки, але аналіз цих робіт показав, що основний акцент в них робиться на загаль-нотехнічну та спеціалізовану підготовку майбутніх інженерів.

Аналіз досліджень з проблеми підготовки майбутніх інженерів, у тому числі машинобудівників, дозволяє дійти висновку, що актуальним, але недостатньо розробленим є такий її аспект, як умови формування конфліктологічної культури.

Робота виконана за планом НДР Національного технічного університету «ХПІ».

Формулювання цілей роботи.

Метою даної статті є аналіз результатів проведеного експерименту щодо формування конфлік-тологічної культури у майбутніх інженерів-машино-будівників.

Виклад основного матеріалу.

Гіпотеза дослідження ґрунтується на припущенні того, що ефективність процесу формування конфліктологічної культури майбутнього інжене-ра-машинобудівника забезпечується формуванням особистісного смислу навчання, включенням студентів у ситуацію вибору та у толерантне педагогічне середовище. Доказом висунутої у ході дослідження гіпотези стало порівняння результатів констатувального і контрольного етапів експерименту. Для виявлення сформованості конфліктологічної культури студента-машинобудівника через визначення рівнів готовності до здійснення антиконфліктної діяльності необхідно було виявити її динаміку й оцінити ефективність реалізації педагогічних умов формування конфліктологічної культури майбутнього інженера-машинобудівника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.