Научная статья на тему 'Языковая подготовка сотрудников полиции, привлекаемых к охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности в период проведения XXII зимних Олимпийских игр и XI Паралимпийских игр в 2014 году в г. Сочи'

Языковая подготовка сотрудников полиции, привлекаемых к охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности в период проведения XXII зимних Олимпийских игр и XI Паралимпийских игр в 2014 году в г. Сочи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
172
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ / МОДУЛЬ / МОДЕЛИРОВАНИЕ СИТУАЦИИ / РЕЧЕВЫЕ СИТУАЦИИ / МОТИВАЦИЯ / ТЕОРИЯ РЕЧЕВЫХ АКТОВ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Имамутдинова Флюра Ришатовна

В статье рассматриваются вопросы организации и обучения иностранным языкам на специализированных курсах с языковой подготовкой сотрудников ОВД. Организация обучения иностранным языкам на специализированных курсах невозможна без учета социальных, психологических, дидактических факторов. В статье рассматриваются вопросы эффективности использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-методическое обеспечение дисциплины и интерактивные формы обучения слушателей при интенсивной форме обучения иностранным языкам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Имамутдинова Флюра Ришатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Языковая подготовка сотрудников полиции, привлекаемых к охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности в период проведения XXII зимних Олимпийских игр и XI Паралимпийских игр в 2014 году в г. Сочи»

УДК 377 2-811 ф' Р' ИМАМУТДИНОВА, заведующий

' ' кафедрой иностранных и русского языков

Уфимского юридического института МВД России, кандидат филологических наук, доцент

ЯЗЫКОВАЯ ПОДГОТОВКА СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ, ПРИВЛЕКАЕМЫХ К ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ПЕРИОД ПРОВЕДЕНИЯ XXII ЗИМНИХ ОЛИМПИЙСКИХ ИГР И XI ПАРАЛИМПИЙСКИХ ИГР В 2014 ГОДУ В г. СОЧИ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы организации и обучения иностранным языкам на специализированных курсах с языковой подготовкой сотрудников ОВД. Организация обучения иностранным языкам на специализированных курсах невозможна без учета социальных, психологических, дидактических факторов. В статье рассматриваются вопросы эффективности использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-методическое обеспечение дисциплины и интерактивные формы обучения слушателей при интенсивной форме обучения иностранным языкам.

Ключевые слова и словосочетания: совершенствование коммуникативной компетенции, модуль, моделирование ситуации, речевые ситуации, мотивация, теория речевых актов, информационно-коммуникационные технологии.

Annotation. The paper considers the problems of foreign languages teaching at specialized language training courses for law enforcement officers. Organizing foreign language teaching at specialized courses is impossible without regarding social, psychological, didactic factors. The present article examines the efficiency of the applying information and communication technologies, training and methodological resources and interactive forms of training during intensive foreign language instruction.

Key words and phrases: developing communicative competence, module, situation modeling, speech situation, motivation, speech act theory, information and communication technologies.

Щ >

<N

a a

u u

ч

Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» предполагает возможность привлечения полиции к проведению международных операций. В пункте 2 статьи 2 «Основные направления деятельности полиции» говорится: «По решению президента Российской Федерации сотрудники полиции могут участвовать в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности».

С 13 сентября по 16 ноября 2013 года на базе Уфимского юридического института МВД России были организованы специализированные

курсы с языковой подготовкой сотрудников органов внутренних дел, привлекаемых к охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности в период проведения XXII зимних Олимпийских игр и XI Паралимпийских игр в 2014 году в г. Сочи.

Основные цели обучения в рамках данного курса -совершенствование коммуникативной компетенции обучающихся,

расширение их социокультурного и правового кругозора, позволяющего сотрудникам ОВД с помощью языковых знаний адекватно реагировать на конкретные ситуации, возникающие в

s а

0

S «

и

У

а -с а

1

о

^

0 «

1

£ «

а s

eq

сфере их профессиональной

деятельности, а также успешно выполнять возложенные на них функциональные задачи в период проведения массовых спортивных мероприятий международного уровня.

Для реализации целей обучения перед преподавателями кафедры были поставлены следующие задачи:

- содействовать формированию у слушателей знаний, навыков и умений, профессионально значимых личностных качеств, необходимых для осуществления полномочий сотрудников по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности в период проведения XXII Олимпийских игр и XI Паралимпийских игр;

- содействовать развитию готовности к выполнению профессиональных задач в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета, установки на самовоспитание;

^ - развивать и совершенствовать

^ базовые умения и навыки во всех видах 3 речевой деятельности (прежде всего, в говорении), способствовать

а

^ расширению лексического запаса в о^ рамках изучаемых тем и речевых ситуаций;

^ - формировать умение вести речь

| в форме диалога, монолога с верным Ц логическим фразовым ударением с Ц использованием формул речевого ^ этикета.

^ Содержание специализированного

| курса с языковой подготовкой предполагает, прежде всего, реализацию ,а моделей ситуативно-обусловленного

^ профессионального речевого общения в | определенных коммуникативных ситуациях. ф Оптимальным способом организации

^ учебного процесса по иностранным языкам на специализированных курсах с языковой ^ подготовкой сотрудников органов внутрен-а них дел послужил модульный принцип по-§ строения учебной программы. Разработана рабочая программа, которая состоит из двух

блоков и шести модулей. К достоинствам модульного построения содержания образования следует отнести эффективность, гибкость, открытость, управляемость обучения иностранному языку. Модульное построение образовательной программы предполагает изучение ожиданий обучающихся, уровня их подготовки на «входе» и уровня компетентности, достигнутого на «выходе», степени удовлетворенности полученной подготовкой.

Общая трудоемкость дисциплины «Иностранный язык» на специализированных курсах с языковой подготовкой составляет 60 часов (практические занятия 50 часов и 10 часов - входной и выходной контроль, комплексный междисциплинарный экзамен). В связи с тем, что занятия ограничены двухнедельным сроком, процесс преподавания данной дисциплины проходит интенсивно.

В программу включены базовые речевые ситуации контактов с иностранными гражданами

ориентированные на городе, связанные с обращением иностранца за помощью, с охраной общественного порядка, с обеспечением безопасности дорожного движения, опроса потерпевшего, с описанием внешности человека и т. д.

Модулями блока охвачены ситуации служебного взаимодействия российских полицейских с иностранными гражданами, связанные с охраной общественного порядка и обеспечением общественной безопасности в период проведения мероприятий международного уровня. Иноязычная подготовка в каждом модуле ориентирована на тренинг речевых ситуаций, обусловленных тем аспектом служебной деятельности, который является

содержанием модуля.

Входной контроль в форме тестирования слушателей проводился с целью выявления исходного уровня знаний и компетенции у прибывших на обучение. Данные тестирования определили содержание и методику учебной работы с конкретной группой.

Организация учебного процесса по иностранным языкам на специализирован-

ных курсах была невозможна без учета ряда факторов:

1. Социальные факторы, определяющие цели и задачи обучения, социально-возрастные способности слушателей, мотивации обучения. Учет прагматического отношения к образованию слушателя, интересующегося в первую очередь практическим результатом обучения, что связано с возможностью применить новые знания и умения в практической деятельности. Одним из основных факторов, влияющих на эффективность учебного процесса, является контингент обучаемых, отличающийся крайне разнообразным возрастным составом и самым различным уровнем готовности к обучению. Большинство слушателей по разным причинам длительное время не изучали иностранный язык, отвыкли от систематической познавательной деятельности по предмету.

2. Психологические факторы, определяющие влияние возрастных особенностей на процесс усвоения, уровня интеллектуальных и лингвистических способностей, образовательного и культурного уровня слушателей, психологического состояния слушателей в процессе обучения.

3. Дидактические факторы, связанные с параметрами учебного процесса, продолжительность курса обучения, его интенсивность, эффективность форм контроля, возможность самостоятельной работы слушателей.

4. Материально-технические -приспособленность учебного помещения, оснащенность учебного процесса ТСО, информационно-коммуникационными технологиями.

Оптимальная организация учебного процесса, его интенсификация были возможны только при строгом учете вышеперечисляемых факторов и вытекающих из них требований к содержанию учебного процесса, а также к конкретным методам и приемам формирования знаний обучаемых.

Высокая степень мотивации к получению знаний у большинства слушателей явилась положительным фактором, облегчившим процесс обучения

и позволившим сделать вывод о необходимости организации учебного процесса, не только формирующего профессионально окрашенную мотивацию, но и обеспечивающего постепенное пошаговое развитие мотивации от успеха достигнутого.

Следует отметить, что в процессе отбора содержания обучения дисциплине «Иностранный язык» и определения ее структурных особенностей мы придерживались следующих принципов:

- учебные темы должны быть профессионально важными для практической деятельности сотрудника правоохранительной деятельности, вызывать у них познавательный и эмоциональный интерес как к предмету изучения, так и к средству его усвоения иностранному языку;

- количество отобранных для изучения тем должно быть достаточным для реализации целей, поставленных в программе, учитывая условия лимитированного учебного времени; ^

- преимущество должно отда- ^ ваться активным и интерактивным формам обучения и контроля (групповые а дискуссии, компьютерные симуляции, | деловые и ролевые игры, метод про- ^ блемного изложения учебного материа- ^ ла) и инновационным технологиям пре- ^ зентации учебного материала, обеспе- | чивающим высокое качество учебного Ц* процесса. |

Важным является тот факт, что ^ приобретение коммуникативной компе- ^ тенции в рамках учебной программы | дисциплины «Иностранный язык» осуществлялось в соответствии с основны- ^а ми положениями теории речевой дея- ^ тельности. Обучение иностранному | языку строилось по принципам интен- ^ сивного метода с применением элемен- ^ тов традиционной методики; лексический и грамматический материал отби- ^ рался строго с учетом частотности его а употребления в разговорной речи; ос- | воение грамматической системы языка ^

происходило непосредственно в процессе коммуникации.

Необходимо обратить внимание на то, что обучение на специализированных курсах с языковой подготовкой сотрудников органов внутренних дел осуществлялось по учебно-

методическим пособиям, разработанным преподавателями кафедры иностранных и русского языков:

1. Галиева Д. А., Имамутдинова Ф. Р. Английский язык для сотрудников правоохранительных органов, обеспечивающих охрану правопорядка во время Олимпийских игр (English for Law Enforcers Maintaining Public Order during the Olympics). М.: ЦОКР МВД России, 2010. 96 с.

2. Имамутдинова Ф. Р., Байбурина Р. З. Разговорник для сотрудников правоохранительных органов, обеспечивающих охрану общественного порядка в период подготовки и проведения XXII

^ Олимпийских игр и XI Паралимпийских ^ игр 2014 года в г. Сочи: разговорник. 2> изд., перераб. и доп.М.: ДГСК МВД § России, 2012.

§ 3. Кошеварова Ю. А, Попова Е. В.,

| Галиева Д. А., Имамутдинова Ф. Р. Учебно-

^ методическая разработка. Английский язык

§ для специализированного курса с языко-

^ вой подготовкой сотрудников внутрен-

S них дел, обеспечивающих охрану пра-

S вопорядка на период подготовки и про-

§ ведения XXII Олимпийских игр и XI о

§ Паралимпийских игр 2014 года в г. Со-

§ чи. Уфа: УЮИ МВД России, 2013. 62 с. | Пособия получили гриф МВД

^ России. При разработке учебных посо-

'l бий особое внимание уделялось тому,

^ насколько они обеспечивают развитие

ф коммуникативных навыков и умений;

§ соответствуют ли их предметное сод ер-жание и тематика опыту и специфике

^^ практической деятельности полицей-

^ ских; соотносятся ли составленные диа-

Ц логи и ролевые игры с реальными си-

§ туациями; в какой степени эти пособия

^ способствуют формированию личности

сотрудника органов внутренних дел, расширению их лингвистического кругозора, формированию культуры общения, а также общему речевому развитию и др.

В подготовке пособий был использован обширный дидактический материал, в том числе аудиокурсы и видеокурсы по изучению иностранного языка, презентации лексического и грамматического материала с использованием мультимедийной техники.

Наконец, следует указать, что в процессе обучения дисциплине «Иностранный язык» проводилась оценка уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников. Оценка качества освоения программы включила текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию слушателей (в виде комплексных занятий) и итоговую аттестацию выпускников в форме экзамена.

Групповой контроль текущей успеваемости реализовывался на комплексных занятиях, в ходе групповых дискуссий, коммуникативных, ролевых и деловых игр и т. д. На комплексных междисциплинарных занятиях по модулю анализировались конкретные ситуации темы, ситуации контакта с иностранными гражданами, решались ситуационные задачи, выполнялись имитационные упражнения и ролевые игры, моделирующие различные варианты развития оперативной обстановки. Например: языковое и психологическое обеспечение помощи, оказываемой иностранцу; правовое и языковое обеспечение информационной и технической помощи, оказываемой иностранцу; языковое обеспечение консультирования иностранного

гражданина и т. д. Целостное моделирование ситуаций модуля производилось в режиме ролевой игры. Преподаватель иностранного языка контролировал решение ситуативной задачи слушателями и оказывал им необходимую помощь. Каждый

разыгранный эпизод анализировался преподавателями профильных кафедр.

Итоговый контроль по курсу обучения проводился в форме комплексного экзамена. В основу каждого экзаменационного билета была включена конкретная ситуация, фабула которой давала возможность раскрыть входящие в билет вопросы модулей. Билет комплексного экзамена содержал несколько ситуативных задач, акцентирующих тематику разных модулей, а также специфические темы иноязычной подготовки.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В содержание экзамена были включены следующие виды работ: 1. Реферирование текста по пройденной тематике на русском языке 2. Реализация модели иноязычного профессионального общения в рамках предложенной ситуативной задачи в виде тематического диалога (ролевой игры) на экзамене. Например: «Представьте что Вы сотрудник правоохранительных органов: укажите иностранному гостю на нарушение правил поведения в общественном месте. Скажите ему, что он нарушает общественный порядок. Скажите, что здесь запрещено курить (фотографировать, распивать спиртные напитки, продавать и обменивать валюту, запрещена видеосъемка)»; «Укажите иностранному гостю на нарушение конкретного правила

дорожного движения. Скажите ему, что он не пристегнул ремень безопасности»; «Окажите содействие иностранному гостю, попавшему в затруднительное положение (пропажа личных вещей). Посоветуйте ему пройти в отдел полиции и заявить о пропавшем имуществе» и т. д.

Оценочные средства контроля призваны установить качество сформированных у обучающихся общекультурных компетенций по изучаемой дисциплине и степень общей готовности выпускников к свободному использованию иностранного языка в профессиональных целях.

Таким образом, обучение английскому языку сотрудников ОВД в рамках подобной подготовки представляло собой комплексное единство практического, общеобразовательного, развивающего, профессионального и воспитательного компонентов. Умения и навыки, полученные сотрудниками органов внутренних дел на специализированных курсах с языковой подготовкой, несомненно, будут необходимыми в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности в период проведения XXII зимних Олимпийских игр и XI Паралимпийских игр в 2014 году в г. Сочи.

>

<ч а а

и и

ч

© Имамутдинова Ф. Р.

и «

а

0 «

и

¥ а -с а

1

о

^

0 «

и

1

£

а «

и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.