ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ СЛУШАТЕЛЕЙ ФАКУЛЬТЕТА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ
ВУЗОВ МВД РОССИИ
FEATURES OF TRAINING ТО FOREIGN LANGUAGES FOR LISTENERS ON THE FACULTY OF IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL SKILL IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS IN
RUSSIA УДК 372.881.1:37.018.46:378.6:351.74
Т.А. ЗЕМЛЯКОВА; В.Д. ЗЕМЛЯКОВ
(Белгородский юридический институт МВД России)
Аннотация: в статье рассматриваются особенности обучения иностранным языкам слушателей факультета повышения квалификации, участвующих в мероприятиях по обеспечению мер безопасности в период подготовки и проведения международных спортивных соревнований.
Ключевые слова: обучение, иностранные языки, интенсивно-коммуникативная методика, сотрудники правоохранительных органов, международные соревнования, охрана общественного порядка.
T.A. Zemlyakova, the Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs in Russia;
V.D. Zemlyakov, the Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs in Russia.
Abstract: The article deals with features of training to foreign languages for listeners on the faculty of the improvement of professional skill participating in events for provision of security measures in preparation and conducting of the international sports competitions.
Keywords: training, foreign languages, an intensively-communicative method, law enforcement officers, the international competitions, public order protection.
В соответствии с действующим законодательством органы внутренних дел решают возложенные на них задачи как в обычных, так и в особых условиях. Олимпийские игры, Универсиада являются мероприятиями, в которых участвует множество людей, и поэтому требуют от органов внутренних дел принятия специальных мер правового и организационного характера. Так, к примеру, на Олимпийских играх 2008 года в Китае присутствовало более 400 тысяч иностранных зрителей; 17600 аккредитованных журналистов, освещавших события; 10708 спортсменов, участвовавших в соревнованиях. Именно участие такого числа иностранных граждан в международ-
ных спортивных мероприятиях вызывает потребность у сил правопорядка в быстром и эффективном овладении иностранными языками для осуществления профессиональных задач. Практические сотрудники ОВД, участвующие в мероприятиях, направленных на обеспечение мер безопасности в период подготовки и проведения XXVII Всемирной летней Универсиады 2013 года в г. Казань, XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, проходят курсы повышения квалификации по программе «Иностранный язык» для системы специального профессионального обучения и повышения квалификации сотрудников ОВД. Преподаватели вузов
201012
и учебных центров, организующие курсы повышения квалификации, находятся в постоянном поиске различных форм и методов обучения иностранным языкам, которые должны иметь прикладной характер воздействия на слушателей с целью формирования устойчивого интереса к дисциплине, глубокой мотивации получения знаний, а также профессиональных умений, используемых в качестве инструментария для решения профессиональных задач.
Представленные в третьей версии Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования положения ориентируют вузы на новую парадигму иноязычного образования: иностранный язык становится инструментом формирования и совершенствования профессиональных компетенций, средством использования информационного пространства, осуществления профессиональной функции [3, с. 52].
В соответствии с дидактической моделью Вольфганга Клафки, ученого-педагога из Марбурга, преподавание и обучение рассматривается как интерактивный процесс, в котором обучающиеся под руководством преподавателей в увеличивающейся степени приобретают собственные познания и умения [1, с. 75]. Такое обучение должно быть по сути своей исследовательским и осмысленным. Оно должно планироваться и проводиться дискурсивно, то есть с привлечением к планированию обучающихся, с проведением совместного критического анализа занятий, ориентацией на интересы обучающихся [2, с. 97].
Анализ составляющих профессиональной компетенции сотрудника органов внутренних дел, направленной на определение роли иностранного языка в процессе формирования у обучающихся в вузах МВД России профессионально значимых умений и навыков позволяет заключить, что иностранный язык находится в сфере инструментальной компетенции, поскольку выступая дополнительным инструментом познания, способствует оптимизации профессиональной деятельности специалиста [3, с. 54].
На многолетнее изучение языка времени ни у кого нет, необходимы новые технологии эффективного ускоренного обучения иностранным языкам. К ним относится интенсивно-коммуникативная методика, популярность которой в большей степени объясняется ее высокой результативностью. Кроме того, она универсальна в том смысле, что с ее помо-
щью можно обучать начинающих осваивать язык и совершенствующихся в нем.
Обучение предполагает:
- ежедневные насыщенные занятия в группе в течение 2 недель: 6 раз в неделю по 4 академических часа;
- комплексность обучения: одновременное развитие всех аспектов владения иностранным языком (говорения, аудирования, чтения, письма);
- ориентация на реальное общение: вместо изучения лексических тем решаются коммуникативные задачи (представиться, попросить, согласиться, отказаться, объяснить дорогу, извиниться, запросить информацию, сообщить данные о человеке, автомобиле, описать приметы и т.д.). Основной принцип обучения: Язык - это общение, а не набор правил!;
- обучение механизмам порождения неподготовленной устной речи: участие в условно-речевых ситуациях в рамках занятия, то есть, обучаясь в группе, слушатели взаимодействуют друг с другом, от простых выражений необходимых потребностей (просьбы помочь, повторить, объяснить) до языка общения и обмена информацией;
- практичность, функциональность, увлекательность: говорение на иностранном языке и восприятие иностранного языка в рамках реализации конкретных намерений и оказания необходимой помощи, изучение только современных реалий стран-носителей языка;
- новизна используемых учебных материалов: обучение ведется по специально подготовленным пособиям «Профессионально ориентированный курс «English for РоИсетеп»» и «Deutsch fer Polizeibeamten»», русско-английскому и русско-немецкому разговорнику для сотрудников полиции, разработанным на кафедре иностранных языков Бел ЮИ МВД России;
- групповая динамика занятий: залогом успеха в изучении иностранного языка является развитие коммуникативных навыков, и именно этому уделяется основная часть времени. Слушателям курсов предоставляется возможность поучаствовать в ролевых играх с моделированием конкретных профессионально-значимых ситуаций. Объединившись в пары или группы, обучающиеся обсуждают различные темы, решают коммуникативные задачи. Данный метод обучения с применением ролевых игр позволяет наиболее эффективно использовать время занятий, потому что происходит максимальное пог-
ружение в языковую среду и большую часть занятий занимает общение на иностранном языке. Закрепление изученных материалов происходит за счет того, что во время ролевых игр, диалогов и обсуждения различных тем грамматические и лексические конструкции неоднократно используются и повторяются. Непрерывный процесс говорения во время занятий предоставляет слушателям прекрасную возможность усвоить фонетические, лексические и грамматические особенности иностранного языка.
Многолетний опыт преподавания иностранного языка показывает, что успех овладения общением на иностранном языке во многом зависит от того, зачем мы хотим выучить язык. Мотивация - двигатель процесса обучения. Поэтому на начальном этапе обучения необходимо решить ряд задач, среди которых одной из важнейших является определение истинной мотивации изучения языка. Пространные ответы на этот вопрос, такие как «Сейчас без языка никуда», «Каждый нормальный человек должен знать хотя бы один иностранный язык», в данной ситуации не подойдут. Необходимо убедить слушателей в том, что иностранный язык необходим для выполнения задач, стоящих перед сотрудником полиции. Установление контакта с иностранным гражданином, проверка документов, ориентирование в городе, экстренный вызов, нарушение общественного порядка с участием иностранных граждан - вот далеко не полный перечень профессионально-значимых ситуаций, к которым должен быть готов сотрудник полиции. И кроме того, важным аргументом может стать тот факт, который доказали ученые, что у людей, изучающих иностранные языки, улучшается память, повышается работоспособность и им проще справляться с несколькими делами одновременно. У людей, владеющих иностранным языком, в преклонном возрасте дольше сохраняется ясный ум и хорошая память.
Помимо этого необходимо развеять такие популярные заблуждения, возникающие при изучении иностранного языка, как изучение языка за определенный срок, отсутствие способностей к изучению языка, возможность изучения языка только в языковой среде, существование оптимального возраста для овладения языком.
Человек, приступающий к занятиям, должен ясно представлять себе, что язык требует заботы и внимания в течение всей жизни. Даже родной язык мы совершенствуем всю
жизнь и все равно постоянно испытываем с ним трудности. За определенный срок можно выучить язык до определенного уровня. Дальше у вас есть выбор: либо забыть о языке и потерять его через несколько лет, либо тратить силы и время на его поддержание на достигнутом уровне, либо продолжить его изучение.
У человека, который свободно говорит на родном языке и свободно его понимает, читает и пишет, любит кино, разговоры, общение, есть языковые способности, и нет никаких препятствий для изучения иностранных языков. Способность к языку - это главная человеческая коммуникативная способность. Человек - существо предельно социальное, он не только любит язык и общение, а испытывает необходимость в них. А другой язык
- это всего лишь синоним родного.
Языковая среда не является панацеей, а лишь источником сильной мотивации для изучения языка. Прекрасно, если есть возможность поехать в страну и учить язык там. Но даже и там заниматься им надо тщательно и вдумчиво. Если же нет возможности поехать за границу, можно создать такую среду дома. В этом помогут видео, радио и телевидение.
Чем старше становится человек, тем больше он приобретает умения учиться чему бы то ни было. Нет времени, нет мотивации
- это серьезные причины для взрослого, но не сам по себе возраст. Дети изучают язык в школе непрерывно около 7 лет и более, не имея при этом ожидаемых результатов. А после интенсивных курсов «с нуля» любой взрослый их может обогнать. Так что не стоит искать оправданий и препятствий в возрасте - стоит искать в нем поддержку.
В ходе курса обращается внимание на обучение сотрудников методике самообразования, которая позволяет им овладеть приемами самостоятельной работы над языком. Использование информационных источников сети Интернет позволяет обучающимся иметь доступ к широкому спектру современной иноязычной информации. Развитие самостоятельности обучающихся представляет собой постепенный процесс, который необходимо поощрять. Важно создавать поддерживающую социальнопсихологическую атмосферу, в которую вовлекается обучающийся: уверенность, что его уважают как личность со своими собственными взглядами, интересами, сильными и слабыми сторонами и предпочтительными для него стилями обучения.
2010'2
Подводя итог обобщению опыта преподавания на интенсивных курсах иностранного языка для сотрудников органов внутренних дел, можно подчеркнуть, что интенсивное обучение - это организация усвоения знаний и формирование речевых умений и навыков через совокупность специальным образом
организованных учебно-познавательных действий, связанных с мобилизацией возможностей коллектива, личности каждого слушателя и эффективного их использования в концентрированно протекающем учебном процессе.
Литература
1. Gudjons, Teske, Winkel Didaktische ^еомеп. Verlag К1^а^. 1995. 5. Auflage. S. 330.
2. Кравчук Л.С. Дидактические модели в системе профессионального образования полиции Германии // Вестник Белгородского юридического института МВД России. 2009. № 2. С. 86-90.
3. Кравчук Л.С. О реализации компетентностного подхода в преподавании иностранных языков в вузах МВД России // Вестник Белгородского юридического института МВД России. 2011. № 2. С. 52-55.
4. Навроцкая И.Н. Особенности самоконтроля при изучении иностранного языка средствами дистанционного обучения // Актуальные проблемы современного научного знания: материалы III межд. научн. конф. Ч. II. - Пятигорск: ПГЛУиздат, 2010. С. 218-224.
References
1. Gudjons, Teske, Winkel Didaktic Theory. Publishing House Klinhardt. 1995. 5. Publishing. P. 330.
2. Kravchuk L.S. Didactic models in system of vocational police training in Germany / The bulletin of the Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2009. № 2. P. 86-90.
3. Kravchuk L.S. About realisation of competent approach in teaching of foreign languages in higher educational institution of the Ministry of Internal Affairs of Russia / The bulletin of the Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2011. № 2. P. 52-55.
4. Navmtskaya I.N. Features of self-checking at learning of foreign language by the means of remote training // Actual problems of modern scientific knowledge: materials of III international scientific conference. Part II. - Pyatigorsk: PSLUpublishing, 2010. P. 218-224.