Научная статья на тему 'К вопросу о средствах оптимизации процесса преподавания иностранных языков в образовательных организациях МВД России'

К вопросу о средствах оптимизации процесса преподавания иностранных языков в образовательных организациях МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
127
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / МЕТОД ОБУЧЕНИЯ / ИНТЕРАКТИВНЫЙ / ДЕЛОВАЯ ИГРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ / СОТРУДНИК ПОЛИЦИИ / FOREIGN LANGUAGE / METHOD OF TRAINING / INTERACTIVE / BUSINESS GAME / PROFESSIONAL DIALOGUE / POLICE OFFICER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Земляков В.Д., Землякова Т.А.

В статье рассматриваются различные интерактивные методы обучения иностранным языкам сотрудников полиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Земляков В.Д., Землякова Т.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To a question on means of optimization process in teaching of foreign languages in the educational organizations of the Ministry of Internal Affairs in Russia

The article deals with the various interactive methods of training to foreign languages of police officers.

Текст научной работы на тему «К вопросу о средствах оптимизации процесса преподавания иностранных языков в образовательных организациях МВД России»

Проблемы непрерывной профессиональной подготовки сотрудников ОВД

к вопросу о СРЕДСТВАХ ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ

то a question on means of optimization process in teaching of foreign languages in the educational organizations of the ministry of internal affairs in russia

УДК 372.881.1:378.6

В.Д. ЗЕМЛЯКОВ Т.А. ЗЕМЛЯКОВА

(Белгородский юридический институт МВД России) (БелгоРодский юридический ишсгитут МВД России) e-mail: semljakow@yandex.ru e-mai|: semljcibwci@ycmclex.i-u

V.D. ZEMLYAKOV

T.A. ZEMLYAKOVA

(Belgorod Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation)

(Belgorod Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation)

Аннотация: в статье рассматриваются различные интерактивные методы обучения иностранным языкам сотрудников полиции.

Ключевые слова: иностранный язык, метод обучения, интерактивный, деловая игра, профессиональное общение, сотрудник полиции.

Abstract: the article deals with the various interactive methods of training to foreign languages of police officers.

Keywords: foreign language, method of training, interactive, business game, professional dialogue, police officer.

Основная и конечная цель обучения иностранным языкам сотрудников органов внутренних дел - обеспечить активное владение иностранным языком как средством формирования и формулирования мыслей в социально обусловленных и профессионально-ориентированных сферах общения [1]. Наиболее эффективно процесс

усвоения иностранного языка происходит в ходе общения. В настоящее время существуют различные методики обучения иностранному языку, способствующие оптимизации процесса преподавания иностранных языков и подразумевающие взаимодействие обучающегося с преподавателем, а также обучающихся друг с другом. Одним из таких

Проблемы правоохранительной деятельности 3’14

49

Проблемы непрерывной профессиональной подготовки сотрудников ОВД

востребованных на сегодняшний день подходов является интерактивное обучение.

Как правило, под методом обучения понимают целенаправленный процесс взаимодействия между преподавателем и обучающимися, в результате которого и происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения. Существуют различные подходы к определению методов обучения, в том числе по степени осознанности восприятия учебного материала: пассивные, активные, интерактивные и прочие.

Пассивный метод - это форма взаимодействия обучающихся и преподавателя, в рамках которой преподаватель является основным действующим лицом и управляющим ходом практического занятия, а обучающиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных его директивам. Связь преподавателя с обучающимися в ходе таких занятий осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т.д. Необходимо подчеркнуть, что, несмотря на несовременную позицию для преподавателя, нельзя представить себе современное занятие по иностранному языку без элементов пассивного метода.

Активный метод - это форма взаимодействия обучающихся и преподавателя, при которой преподаватель и обучающиеся взаимодействуют друг с другом в ходе практического занятия и обучающиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники. Если в первом случае основным действующим лицом и модератором занятия был преподаватель, то здесь обучающиеся и преподаватель находятся на равных правах. Если пассивные методы предполагали авторитарный стиль взаимодействия, то активные больше предполагают демократический стиль. Несмотря на то, что зачастую между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, многие видят значительные различия в этих методах. Например, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие обучающихся не только с преподавателем, но и друг с другом, и на доминирование активности обучающихся в процессе обучения. Роль преподавателя в ходе интерактивных занятий сводится к направлению деятельности обучающихся на достижение целей практического занятия. Умелая организация взаимодействия обучающихся на основе учебного материала может стать мощным фактором повышения

эффективности учебной деятельности в целом. К методам интерактивного обучения относятся те, которые способствуют вовлечению в активный процесс получения и переработки знаний. Именно тот факт, что интерактивная деятельность на занятиях предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведёт к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач, является особенно привлекательным для преподавателей иностранных языков.

Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов, активизирующих самостоятельную целенаправленную познавательную деятельность обучающихся.

Современной педагогике известно много различных интерактивных методов обучения. Преподаватели кафедры иностранных языков Бел ЮИ МВД России активно используют следующие:

- метод «деловой игры»;

- кейс-метод (разбор ситуаций);

- подготовка практических работ с их последующей защитой;

- метод проектов;

- метод «круглого стола».

Метод «деловой игры» является одним из известных методов. При реализации данного метода в процессе обучения языку обучающиеся распределяются по ролям в рамках различных коммуникативных ситуаций и моделируют диалоги различного вида, закрепляя речевые навыки. Например, преподаватель (на начальном этапе) берет на себя роль «потерпевшего» и обращается за помощью к группе обучающихся, которым доверена роль «сотрудников полиции». Он излагает обстоятельства дела на иностранном языке. Используя соответствующий раздел и приложение разговорника, обучающиеся уточняют личность потерпевшего и некоторые детали происшествия. Далее составляется словесный портрет подозреваемого и предоставляется письменная ориентировка на русском языке. На следующем этапе роль «потерпевшего» на себя может взять один из обучающихся. В дальнейшем можно организовать парную работу, распределив роли «сотрудника полиции» и «потерпевшего» среди обучающихся. Каждому предоставляется описание ситуации: потерпевшему полное описание события и внешности преступника, сотруднику полиции - лишь общее описание события. Получившиеся диалоги

Проблемы правоохранительной деятельности 3’14

50

Проблемы непрерывной профессиональной подготовки сотрудников ОВД

представляются всей группе, которая оценивает правильность действий «сотрудника полиции». Преподаватель осуществляет роль координатора действий обучающихся и помощника в выполнении заданий.

С методом «деловой игры» непосредственно связан кейс-метод - метод анализа ситуаций, который можно оценить как более продвинутый этап обучения. Суть его заключается в том, что обучающимся предлагается разобрать и осмыслить реальную ситуацию, возникающую в ходе профессионального общения сотрудников полиции с иностранными гражданами. К подобным ситуациям относятся следующие:

1. Первые контакты с иностранными гражданами, установление личности, проверка документов.

2. Охрана общественного порядка, принятие сообщения о происшествии, преступлении, оказание помощи потерпевшим.

3. Ориентирование в городе и на местности.

4. Контроль дорожного движения, обеспечение безопасности дорожного движения, проверка документов участников дорожного движения, дорожно-транспортные происшествия, оказание первой медицинской и технической помощи.

5. Первоначальные действия на месте происшествия, описание внешности человека, работа с потерпевшими.

Подготовка практических работ с их последующей защитой предполагает самостоятельный поиск информации на иностранном языке, написание самой работы в форме реферата и защита перед учебной группой с использованием презентаций.

Проект, в отличие от подготовки практических работ, выполняемых индивидуально, представляет собой самостоятельно планируемую и реализуемую группой обучающихся работу, в которой речевое общение органично вплетается в интеллектуальноэмоциональный контекст другой деятель-

ности (анкетирование, выпуска газет, поисковой деятельности и др.). Таким образом, он позволяет реализовать межпредметные связи в обучении иностранному языку, расширить общение в учебной группе, осуществить широкую опору на практические виды деятельности. Работа над проектом считается творческим процессом. Обучающиеся, взаимодействуя друг с другом, занимаются поиском разрешения проблемы, личностно значимой для них. Это требует от обучающихся в подавляющем большинстве случаев самостоятельного переноса знаний, навыков и умений в новый контекст их использования. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что у обучающихся развивается креативная компетенция как показатель коммуникативного владения иностранным языком на определенном уровне.

Метод «круглого стола» может использоваться как при проведении аудиторных занятий, так и при организации внеаудиторных мероприятий. Конференции на иностранных языках создают такую ситуацию, в которой употребление участниками иностранного языка является естественным и свободным, таким, каким оно выступает в родном языке. Совершенно очевидно, что в этой ситуации от участников конференции ожидается умение сосредоточить своё внимание не столько на языковой форме высказывания, сколько на его содержании.

Таким образом, на сегодняшний день особое внимание в преподавании иностранного языка заслуживают интерактивные методы обучения в образовательных организациях МВД России, т.е. организация усвоения знаний и формирование речевых умений и навыков через совокупность специальным образом организованных учебно-познавательных действий, связанных с мобилизацией возможностей коллектива, личности каждого обучающегося и эффективного их использования в концентрированно протекающем учебном процессе.

Литература —

1. ЗемляковВ.Д, Землякова ТА. Особенности обучения иностранным языкам слушателей факультета дополнительного профессионального образования юридических вузов МВД России // Вестник Белгородского юридического института МВД России. 2013. № 2.

References

1. Zemlyakov V.D., Zemlyakova T.A. The features of training to foreign languages of the students of the faculty of additional vocational training in higher educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia // The Bulletin of the Belgorod Law Institute. 2013. № 2.

(Статья сдана в редакцию 10.07.2014)

Проблемы правоохранительной деятельности 3’14

51

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.