Научная статья на тему 'Формы организации процесса обучения иностранному языку сотрудников полиции (на примере Кюи МВД России)'

Формы организации процесса обучения иностранному языку сотрудников полиции (на примере Кюи МВД России) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
215
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ / ОБУЧЕНИЕ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ / ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ / FORMS OF ORGANIZING THE PROCESS OF TEACHING / TEACHING POLICE OFFICERS / TEACHING A FOREIGN LANGUAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баринова Ольга Юрьевна

В статье уделено особое внимание развитию и совершенствованию иноязычной коммуникативной компетенции сотрудников полиции. Установлено, что именно в рамках обучения на факультете профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации осуществляется профессиональная подготовка лиц рядового и младшего начальствующего состава, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел по должности «Полицейский», в целях приобретения ими основных профессиональных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для выполнения служебных обязанностей. Рассмотрены эффективные формы организации обучения иностранному языку сотрудников полиции для решения ими своих профессиональных задач при взаимодействии с иностранными гражданами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Баринова Ольга Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMS OF ORGANIZING THE PROCESS OF TEACHING A FOREIGN LANGUAGE TO POLICE OFFICERS (ON THE EXAMPLE OF KAZAN LAW INSTITUTE OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION)

The present article focuses on the development and improvement of foreign language communicative competence of students. The article establishes that it is within the framework of training at the faculty of vocational training, retraining and improvement that vocational officers and junior commanders, who are employed for the first time in the internal affairs bodies as police officers, are trained in order to acquire basic professional knowledge, skills, abilities and competences necessary for the performance of official duties. The author considers the forms of organizing the process of teaching a foreign language to police officers for them to be able to perform professional tasks when interacting with foreign citizens.

Текст научной работы на тему «Формы организации процесса обучения иностранному языку сотрудников полиции (на примере Кюи МВД России)»

УДК 378.147:81'243 DOI 10.26293/chgpu.2019.102.2.009

О. Ю. Баринова

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ (НА ПРИМЕРЕ КЮИ МВД РОССИИ)

Казанский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, г. Казань, Россия

Аннотация. В статье уделено особое внимание развитию и совершенствованию иноязычной коммуникативной компетенции сотрудников полиции. Установлено, что именно в рамках обучения на факультете профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации осуществляется профессиональная подготовка лиц рядового и младшего начальствующего состава, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел по должности «Полицейский», в целях приобретения ими основных профессиональных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для выполнения служебных обязанностей. Рассмотрены эффективные формы организации обучения иностранному языку сотрудников полиции для решения ими своих профессиональных задач при взаимодействии с иностранными гражданами.

Ключевые слова: формы организации обучения, обучение сотрудников полиции, обучение иностранному языку.

О. Yu. Barinova

FORMS OF ORGANIZING THE PROCESS OF TEACHING A FOREIGN LANGUAGE TO POLICE OFFICERS (ON THE EXAMPLE OF KAZAN LAW INSTITUTE OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION)

Kazan Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation,

Kazan, Russia

Abstract. The present article focuses on the development and improvement of foreign language communicative competence of students. The article establishes that it is within the framework of training at the faculty of vocational training, retraining and improvement that vocational officers and junior commanders, who are employed for the first time in the internal affairs bodies as police officers, are trained in order to acquire basic professional knowledge, skills, abilities and competences necessary for the performance of official duties. The author considers the forms of organizing the process of teaching a foreign language to police officers for them to be able to perform professional tasks when interacting with foreign citizens.

Keywords: forms of organizing the process of teaching, teaching police officers, teaching a foreign language.

Актуальность исследуемой проблемы. Актуальность статьи обусловлена необходимостью поиска оптимального сочетания задач обучения, средств и форм организации учебного процесса. Цель исследования - выявление форм, которые позволяют успешно реализовать языковое обучение в вузах МВД России.

Материал и методика исследований. Нами обобщены и проанализированы существующие государственные образовательные стандарты и рабочие программы. При написании статьи применялись общенаучные методы, такие как анализ, обобщение, сопоставление, а также сравнение и педагогический эксперимент.

Результаты исследований и их обсуждение. Известно, что, дав положительную оценку работе полицейских во время чемпионата мира по футболу 2018 г., первый заместитель министра внутренних дел Российской Федерации генерал-полковник полиции А. В. Горовой рекомендовал работникам системы профессиональной подготовки продолжить совершенствование обучения иностранным языкам сотрудников полиции России [3].

Поиск наиболее целесообразных форм организации процесса их языковой подготовки велся всегда.

Оптимальное сочетание целей обучения, применяемых средств и форм организации является важным условием совершенствования учебного процесса. Преподаватели иностранного языка факультета повышения подготовки, переподготовки и повышения квалификации Казанского юридического института Министерства внутренних дел Российской Федерации поставили перед собой задачу: путем многомерного анализа и систематизации существующих форм организации учебного процесса в системе профессионального образования выявить среди них те, которые способствуют наиболее эффективной организации обучения и качественной языковой подготовке сотрудников ОВД в рамках курса «Иностранный язык».

Целями обучения иностранному языку полицейских на данном факультете становятся формирование способности осуществлять письменную и устную коммуникацию, овладение коммуникативными умениями речевой деятельности на иностранном языке, развитие компетенций взаимодействия с представителями международного сообщества с использованием иностранного языка в качестве средства коммуникации [9], [10].

В методике обучения иноязычной речи большое внимание уделяется вопросу его организационных форм (Б. В. Беляев, В. И. Андреев, Т. А. Ткаченко [8], Г. Е. Ведель, П. Б. Гурвич, А. А. Леонтьев, Н. Ф. Коряковцева [4], Е. И. Пассов, Б. В. Царькова, Э. П. Шубин и др. [5], [7]). Однако формы организации процесса обучения и переобучения сотрудников полиции в институтах МВД остаются нераскрытыми.

В ходе анализа научной литературы и изучения педагогической практики, работы в системе обучения и повышения квалификации в вузе МВД, совершенствования деятельности согласно требованиям государства к профессиональной подготовке сотрудников правоохранительных органов мы обнаружили ряд противоречий:

- между формальным подходом к дисциплине «Иностранный язык» и назревшей необходимостью формировать иноязычные речевые профессиональные умения сотрудников полиции;

- между разнообразием форм организации обучения иностранным языкам и скудостью их применения на практике.

Объективные требования к повышению качества языковой подготовки в условиях все возрастающего количества международных мероприятий различного значения, поиск целесообразных форм обучения иностранному языку сотрудников полиции и путей разрешения указанных выше противоречий повлияли на выбор проблем для нашей статьи: в теоретическом плане - это обоснование выбора дидактических форм организации учебного процесса в вузе МВД, наиболее эффективно формирующего профессиональные умения будущих специалистов, в практическом - выявление тех форм, которые позволяют успешно реализовать цели языкового обучения.

Объект исследования - процесс обучения иностранному языку сотрудников полиции, предметом являются формы его организации.

Цель исследования - теоретико-методологическое обоснование и апробация форм обучения иностранному языку, при которых наиболее эффективно достижимы цели языкового обучения сотрудников полиции.

Гипотеза исследования - обучение сотрудников полиции иностранному языку будет эффективным, если будут использоваться следующие формы:

- практическое занятие в учебной аудитории;

- практическое занятие на учебном полигоне;

- съемка видеофильма;

- круглый стол;

- конференция.

Начиная с 2014 г., на указанном факультете нами проводилась экспериментальная работа по апробации приведенных выше форм организации обучения иностранному языку [1]. Любая форма выбирается с учетом целей и согласно учебному материалу.

Целями курса «Иностранный язык» являются формирование и развитие навыков устной речи сотрудников полиции с целью применения их в решении служебных задач при работе с иностранными гражданами. В соответствии с федеральными образовательными стандартами курс, преподаваемый в Казанском юридическом институте Министерства внутренних дел Российской Федерации на факультете подготовки, переподготовки и повышения квалификации для лиц рядового и младшего начальствующего состава, впервые поступающих на службу в органы внутренних дел России, предназначен для формирования и развития у них как общекультурных, так и профессиональных компетенций:

1) способности осуществлять письменную и устную коммуникацию, логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-14);

2) способности к деловому общению, профессиональной коммуникации на иностранном языке (ОК-15).

Еще в советской педагогике велись исследования по определению и обоснованию форм организации обучения, предлагалось следующее определение: форма организации обучения конструируется для реализации отдельного звена или совокупности звеньев процесса обучения; ее можно представить как конструкцию звена учебного процесса, в которой предусматриваются оптимальное расположение и взаимосвязь компонентов обучения, их действия и взаимодействия, обеспечивающие усвоение студентами знаний, выработку умений и навыков, развитие личности [2].

С 2014 г. в КЮИ МВД России нами проводился педагогический эксперимент по преподаванию иностранного языка сотрудникам полиции с целью обеспечения его практической направленности.

Коммуникативность обучения проявляется в его речевой направленности. Она заключается в том, что путь к практическому владению говорением как средством общения лежит через активное пользование языком. Для достижения цели обучения иностранному языку сотрудников ОВД нами были полностью исключены традиционные упражнения «Поставьте существительные в нужном падеже», «Составьте предложения из слов». Все задания, применяемые на занятиях с сотрудниками полиции, несут только определенную речевую задачу. Это либо условно-речевые, либо речевые упражнения. Проблема, таким образом, сводится не к организации учебных диалогов, а к установлению речевого партнерства.

Ситуативность в обучении иностранному языку сотрудников полиции, ролевое построение предлагаемых заданий, варьирование различных их типов, использование игровых моментов - это далеко не полный арсенал преподавателя. В то же время нам представляется, что вряд ли ему стоит отдавать предпочтение только одному из средств стимулирования познавательной активности: только комплексный подход позволит добиться максимального учебного эффекта. Однако он должен быть подчинен практической направленности изучения языка сотрудниками полиции: умению применить его в ситуациях профессионального общения.

В ходе нашего теоретического исследования и практической апробации была доказана эффективность следующих форм:

1. Практическое занятие в учебной аудитории. По тематическому плану в курсе «Иностранный язык» отводится по 4 академических часа на каждую из 9 изучаемых со-

трудниками полиции тем: «Уважительное обращение в общении с иностранными гражданами», «Базовый лексический и грамматический материал по иностранному языку», «Базовые речевые ситуации, связанные с описанием внешности человека», «Базовые речевые ситуации, связанные с обеспечением безопасности дорожного движения», «Базовые речевые ситуации, связанные с охраной общественного порядка», «Взаимодействие с иностранными гражданами, не связанное с противоправными действиями», «Базовые речевые ситуации, связанные с ориентированием в городе», «Базовые речевые ситуации, связанные с обращением иностранца за помощью», «Базовые речевые ситуации контактов с иностранными гражданами».

Эту форму организации процесса обучения наиболее целесообразно применять для введения речевых фраз, ситуаций и другого впервые предъявляемого учебного материала.

2. Практическое занятие на учебном полигоне. Изучаемые сотрудниками полиции ситуации проговариваются и прорабатываются на учебных полигонах в условиях, приближенных к реальным. Закрепление лексического материала в речевых ситуациях и диалогах профессионального общения с иностранными гражданами, например, связанных с охраной общественного порядка, проводилось нами на полигоне «Спорт-кафе», оборудованном в здании факультета подготовки, переподготовки и повышения квалификации КЮИ МВД России.

Обыгрывание речевых ситуаций опроса потерпевшего проходило на криминалистическом полигоне. Закрепление фраз по теме «Речевые ситуации, связанные с ориентированием в городе» происходило вокруг учебных комплексов.

Повторение речевых ситуаций и диалогов вне стен привычной аудитории, в условиях, приближенных к действительности: на улице с шумом проезжающих мимо машин, проходящих пешеходов и других отвлекающих звуков - позволило нам самым эффективным образом достичь цели практической направленности обучения иностранному языку.

3. Съемка видеофильма. Организация съемок учебного видеофильма по дисциплине «Иностранный язык» имеет целью формирование коммуникативных иноязычных навыков слушателей и предполагает развитие у них умений общения с иностранными гражданами в служебных целях. Съемка требует последовательного соблюдения следующих этапов:

- написание сценария учебного фильма;

- изучение и отработка актерами речевых ситуаций;

- обеспечение места съемки и необходимой амуниции;

- консультации по съемке со специалистом по служебной подготовке.

При организации съемки и просмотра учебного видеофильма по дисциплине «Иностранный язык» были поставлены задачи:

1) формирование коммуникативных иноязычных навыков слушателей;

2) развитие умений общения с иностранным гражданином в служебных целях, например: опрос и оформление его персональных данных.

В процессе подготовки обучающих видеороликов были разработаны методические рекомендации по организации их просмотра при изучении электронного учебника.

4. Круглый стол может быть достаточно эффективной формой организации обучения, заключающейся в обсуждении поставленной преподавателем проблемы. Он позволяет стимулировать навык спонтанной иноязычной речи, умение оформлять неподготовленные предложения и тексты. Благодаря тому, что в КЮИ МВД России обучаются слушатели из Афганистана и стран Африки, большинство из которых владеют английским языком на уровне Intermediate, нами проведены занятия в форме круглых столов с их участием. Это способствовало как развитию коммуникативных способностей, так и повышению мотивированности обучаемых к изучению иностранного языка.

5. Конференция. Как отмечает Г. Г. Мингазизова, «...Проведение научной конференции позволяет охватить большой объем профессионально-ориентированных текстов, применять активные методы изучения и закрепления новой юридической лексики с соблюдением принципа повторяемости слов, словосочетаний и языковых явлений» [6].

Организация работы слушателей в форме конференции позволяет не только расширить их словарный запас, но и учит их воспринимать иностранную речь на слух, а также способствует развитию навыка ответа на вопросы.

Резюме. Проведя анализ нашей теоретической и практической работы, мы пришли к выводу, что развитие межкультурной, лингвострановедческой, социальной, гражданской компетенций, расширение социокультурного кругозора, формирование критического мышления являются основными целями обучения иностранному языку в КЮИ МВД России. Именно умения и навыки в сочетании с приобретенными языковыми знаниями помогут сотрудникам полиции конструктивно разрешать конфликты, возникающие в процессе их профессиональной деятельности, правильно реагировать в конкретных ситуациях, успешно выполнять возложенные на них обязанности. Методическая организация языковой подготовки лиц, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел, предусматривает успешное выполнение основных целевых установок, а именно: научить сотрудников полиции воспринимать на слух иностранную речь и объясняться на иностранном языке в ситуациях профессионального общения. Практическая направленность обучения стимулирует мотивацию слушателей к изучению иностранного языка и повышает их профессиональную компетентность.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баринова О. Ю. Развивающие технологии обучения иностранному языку // Вестник Казанского юридического института МВД России. -2013. -№ 1(11). - С. 78-81.

2. Галиева Д. А., Имамутдинова Ф. Р. Английский язык для сотрудников правоохранительных органов, обеспечивающих охрану общественного порядка во время Олимпийских игр (English for Law Enforcers Maintaining Public Order during the Olympics): учебное пособие. - M. : ЦОКР МВД России, 2010. - 96 с.

3. Горовой А. В. Об итогах обеспечения правопорядка ЧМ-2018 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://MBfl.pij)/folder/item.

4. Коряковцева Н. Ф. Теория обучения иностранным языкам: продуктивные образовательные технологии : учебное пособие для студ. лингв, фак-тов высш. учеб. заведений. - М. : Академия, 2010. - 192 с.

5. Лыскова М. И. Английский язык в ситуациях профессионального общения сотрудников органов внутренних дел : учебное пособие. - Тюмень: Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России, 2012.-96 с.

6. Мингазизова Г. Г. Научная конференция как форма организации самостоятельной работы курсантов МВД при обучении иностранному языку // Проблемы национальной безопасности: вопросы теории и практики. Пятые юридические чтения : материалы Всероссийской научно-практической конференции. -Казань, 2017.-С. 210-211.

7. Скрипникова Т. И. Теоретические основы методики обучения иностранным языкам : учебно-методическое пособие [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://uss.dvfu.ru/.

8. Ткаченко Т. А. Формирование межкультурной компетенции как фактора профессионального самоопределения будущего специалиста : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08. - Саратов, 2005. - 23 с.

9. American Civil Liberties Union of Nevada and The National Association for the Advancement of Colored People «In the Matter of a Petition for an investigation into the Las Vegas Metropolitan Police Department by the United States Department of Justice pursuant to 42 U.S.C. // Community Oriented Policing Services (COPS). -URL : https://cops.usdoj.gov.

10. Is police brutality getting worse? // RT: Autonomous Nonprofit Organization «TV-Novosti». - URL : https://www.rt.com/usa/police-brutality-department-weekley-163/.

Статья поступила в редакцию 28.01.2019

REFERENCES

1. Barinova О. Yu. Razvivayushchie tekhnologii obucheniya inostrannomu yazyku // Vestnik Kazanskogo yuridicheskogo instituía MVD Rossii. -2013. -№ 1(11). - S. 78-81.

2. Galieva D. A., Imamutdinova F. R. Anglijskij yazyk dlya sotrudnikov pravoohranitel'nyh organov, obespechivayushchih ohranu obshchestvennogo poryadka vo vremya Olimpijskih igr (English for Law Enforcers Maintaining Public Order during the Olympics): uchebnoe posobie. - M. : COKR MVD Rossii, 2010. - 96 s.

3. Gorovoj A. V. Ob itogah obespecheniya pravoporyadka ChM-2018 [Elektronnyj resurs], - Rezhim dostu-pa: https://mvd.rf/folder/item.

4. Koryakovceva N. F. Teoriya obucheniya inostrannym yazykam: produktivnye obrazovatel'nye tekhnologii : uchebnoe posobie dlya stud, lingv. fak-tov vyssh. ucheb. zavedenij. - M. : Akademiya, 2010. - 192 s.

5. Lyskova M. I. Anglijskij yazyk v situaciyah professional'nogo obshcheniya sotrudnikov organov vnutrennih del: uchebnoe posobie. - Tyumen': Tyumenskij institut povysheniya kvalifikacii sotrudnikov MVD Rossii, 2012. - 96 s.

6. Mingazizova G. G. Nauchnaya konferenciya как forma organizacii samostoyatel'noj raboty kursantov MVD pri obuchenii inostrannomu yazyku // Problemy nacional'noj bezopasnosti: voprosy teorii i praktiki. Pyatye yuridicheskie chteniya : materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - Kazan', 2017. - S. 210-211.

7. Skripnikova Т. I. Teoreticheskie osnovy metodiki obucheniya inostrannym yazykam : uchebno-metodicheskoe posobie [Elektronnyj resurs], - Rezhim dostupa : http://uss.dvfu.ru/.

8. Tkachenko T. A. Formirovanie mezhkul'turnoj kompetencii как faktora professional'nogo samo-opredeleniya budushchego specialista : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.08. - Saratov, 2005. - 23 s.

9. American Civil Liberties Union of Nevada and The National Association for the Advancement of Colored People «In the Matter of a Petition for an investigation into the Las Vegas Metropolitan Police Department by the United States Department of Justice pursuant to 42 U.S.C. // Community Oriented Policing Services (COPS). -URL : https://cops.usdoj.gov.

10. Is police brutality getting worse? // RT: Autonomous Nonprofit Organization «TV-Novosti». - URL : https://www.rt.com/usa/police-brutality-department-weekley-163/.

The article was contributed on January 28, 2019 Сведения об авторе

Баринова Ольга Юрьевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры языковедения и иностранных языков Казанского юридического института Министерства внутренних дел Российской Федерации, г. Казань, Россия; e-mail: [email protected]

Author information

Barinova, Olga Yuryevna - Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Department of Foreign Languages, Kazan Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Kazan, Russia; e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.