Lingua mobilis №1 (27), 2011
ЯЗЫКОВАЯ И НАЦИОНАЛЬНАЯ КАРТИНЫ МИРА КАК КОМПОНЕНТ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
О. П. Каналаш
В статье рассматривается языковая картина мира как исторически сложившаяся в обыденном сознании данного языкового коллектива и отраженная в языке совокупность представлений о мире, национальная картина мира как часть национального мировоззрения, представляющая целостный, систематизированный взгляд на мир представителей определенной национальной общности в диахронии.
Ключевые слова: языковая картина мира, национальная картина мира, сознание, языковой коллектив, мировоззрение
Первоначально понятие «картина мира» употреблялось лишь в философских источниках. Картиной мира называется картина внутреннего восприятия индивида, формирующая образ окружающей нас действительности, это понятие общее и индивидуальное одновременно [1. С. 15].
По мнению И. А. Стернина, «под картиной мира в самом общем виде предлагается понимать упорядоченную совокупность знаний о действительности, сформировавшуюся в общественном (а также групповом, индивидуальном) сознании» [1. С. 33]. Данное определение отражает тесную связь окружающей действительности с разными видами человеческого сознания, одним из которых является сознание общественное, социальное, подчеркивающее национальный компонент понятия «картина мира». КМ существует в сознании людей, так как именно восприятие этой реалии помогает обрести психологическую устойчивость, каждый индивид стремится создать в себе собственную простую и ясную картину.
З. Д. Попова и И. А. Стернин предлагают различать непосредственные и опосредованные картины мира.
Непосредственная картина мира формируется в человеческом сознании при непосредственном контакте с окружающей действительностью, т.е. при прямом познании сознания этой действительности. Познание осуществляется при помощи мышления и психо-
60
Языкознание
логических процессов (перцепция, восприятие). Непосредственная картина мира может быть материалистической, идеалистической, метафизической, диалектической, научной, рациональной или чувственной. Многие психолингвисты подчеркивают важность процесса мышления для понимания и интерпретации тех или иных явлений действительности, что позволяет рассматривать когнитивную картину мира в составе непосредственной.
Опосредованная картина мира возникает вследствие фиксации концептосферы вторичными знаковыми системами, которые воплощают в реальность непосредственную картину мира. В данном случае речь идет о «концептосфере языка» (термин введен Д. С. Лихачевым), которая зависит от экстралингвистических факторов, таких как культура нации, историко-философский опыт нации, религия. Следовательно, что опосредованная картина мира существует в художественной и языковой системах, а значит, художественная и языковая картины мира являются опосредованными.
Деление картин мира на непосредственные и опосредованные четко отображает их основные функции, полно представляет их сущность.
Путь от внеязыковой реальности к понятию и далее к словесному выражению неодинаков у разных народов, что обусловлено различиями истории и условий жизни этих народов, спецификой развития их общественного сознания. Соответственно, различна языковая картина мира у разных народов. Любой национальный язык выполняет несколько основных функций: функцию общения (коммуникативную), функцию сообщения (информативную), функцию воздействия (эмо-тивную) и, что особенно важно, функцию фиксации и хранения всего комплекса знаний и представлений данного языкового сообщества о мире. Такое универсальное, глобальное знание - результат работы коллективного сознания - зафиксировано в языке, прежде всего в его лексическом и фразеологическом составе. Но существуют разные виды человеческого сознания: индивидуальное сознание отдельного человека, коллективное обыденное сознание нации, научное сознание. Результат осмысления мира каждым из видов сознания фиксируется в матрицах языка, обслуживающего данный вид сознания
Итак, это соотношение между реальным миром и языком мы можем представить следующим образом:
реальный мир (предмет) = мышление (представление) = язык / речь (слово)
61
Lingua mobilis №1 (27), 2011
или реальный мир = мышление = языковая картина мира
Итак, языковая картина мира - исторически сложившаяся в обыденном сознании данного языкового коллектива и отраженная в языке совокупность представлений о мире, определенный способ концептуализации действительности. Раскрыть характер народа, значит, выявить его наиболее значимые социально-психологические черты, которые исторически вырабатывались у нации под воздействием условий проживания, образа жизни, социально-экономического строя и др. Национальный образ жизни народа формируется природными условиями, животным и растительным миром, которые в свою очередь, определяют род труда, обычаи и традиции. Языковая картина мира - это системное, целостное отображение действительности с помощью различных языковых средств. Языковая картина мира эксплицирует различные картины мира человека и отображает общую картину мира. Человеческая деятельность, включающая в качестве составной части и символическую, т.е. культурную, вселенную, одновременно и универсальна, и национально специфична. Эти ее свойства определяют как своеобразие языковой картины мира, так и ее универсальность.
Следует отметить, что языковая картина мира тесно связано с национальной картиной мира. В мышлении каждого народа концептуализируется национальный образ мира, и происходит эта концептуализация на фоне формирования общей картины мира.
Анализируя национальную картину мира, необходимо рассматривать ее в ракурсе общей картины мира. Исследователь национального менталитета Г. Д. Гачев вводит понятие «национальная целостность», под которым понимается «единство национальной природы» и «единство национального характера народа». Единство национального характера народа соответствует системе национального мировоззрения, особым типам мышления и сознания, характерным для представителей определенного этнического сообщества [2. С. 78]. Таким образом, национальная целостность как «энтелехия бытия данного целого» при применении к традиционной культуре народа может не только описывать характерные особенности национального сознания, но и представлять национальную картину мира как единое целое.
Национальная картина мира как единое целое может быть представлена в виде упорядоченной системы представлений национальной общности о мире, окружающей действительности, опосредован-
62
Языкознание
ных языковыми составляющими. Данное опосредование связано с соотнесением национального образа мира с национальными ценностями, которые представлены в национальной мифологии, философии, традиции, фольклоре и т. д. При этом именно мифология «выступает важным элементом в системе механизмов национальной идентификации, играя роль компонента национального сознания как структурообразующего фактора этноса и национального самосознания...» [3. С. 56].
В процесс формирования национальной картины мира входит освоение территории, адаптация человека к природной среде обитания, и, как результат, формирование образной картины осваиваемого пространства, зависящей от способа существования людей в этом мире. Л. Н. Гумилев говорит, что «первое, что формирует лицо народа - это природа, постоянно действующий фактор» [4. С. 154]. Тело земли, климат, животный мир, растительность определяют род труда, а, следовательно, образ мира. Например, в произведениях американской литературы доминирует образ собаки как манифестация личности американца (произведения Дж. Лондона), а в русской литературе - образ тройки как манифестация души русского человека. Формирование национальных картин мира начинается с истории и трудовой деятельности. Таким образом, национальное - итог исторического развития народа. Необходимо также отметить, что изменение национальных ценностей (смена культурно-ценностных доминант в обществе) вносит изменения в национальное мировоззрение и, следовательно, способствует эволюции национальной картины мира. Таким образом, национальная картина мира существует в диахронном пласте.
Понятие «НКМ» в лингвистике тесно связано с понятием «национальная когнитивная картина мира», которое определяется как «мыслительная, познавательная деятельность народа, абстрактная и конкретная одновременно». Это обнаруживается в некоторой стереотипности поведения конкретного народа, в общих убеждениях, мнениях, в формировании общего для того или иного этноса национального представления о действительности.
В результате национальная картина мира определяется нами как часть национального мировоззрения, представляющая целостный, систематизированный взгляд на мир представителей определенной национальной общности в диахронии. Она опосредуется в языке, национальные особенности фиксируются в текстах и отображаются в речи народа.
63
Lingua mobilis №1 (27), 2011
Список литературы
1. Вестник КазНУ, Серия Филологии. № 10. Алматы, 2005.
2. Серебренников, Б. В. Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира. М., 1990.
3. Омарбекова, А. К. Когнитивносемантические и лингвокультурологические особенности антропонимических фразологиз-мов. Алматы, 2006.
4. Леонтович, О. А. Введение в межкультурную коммуникацию : Учебное пособие. М. : Гнозис, 2007.
List of literature
1. Vestnik KazNU, Serija Filologii. № 10. Almaty, 2005.
2. Serebrennikov, B. V. Rol' che-lovecheskogo faktora v jazyke. Jazyk i kartina mira. M., 1990.
3. Omarbekova, A. K. Kog-
nitivno-semanticheskie i
lingvokul'turologicheskie osoben-nosti antroponimicheskih frazolo-gizmov. Almaty, 2006.
4. Leontovich, O. A. Vvedenie v mezhkul'turnuju kommunikaciju : Uchebnoe posobie. M. : Gnozis, 2007.
64