Научная статья на тему 'Национальная картина мира как компонент лингвистического исследования'

Национальная картина мира как компонент лингвистического исследования Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
8065
956
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЗНАНИЕ / CONSCIOUSNESS / ЕДИНСТВО НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА НАРОДА / THE UNITY OF THE NATIONAL CHARACTER OF THE PEOPLE / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / WORLD OUTLOOK / НАЦИОНАЛЬНАЯ КАРТИНА МИРА / NATIONAL WORLD PICTURE / ЯЗЫКОВОЙ КОЛЛЕКТИВ / NATIONAL COMMUNITY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Каналаш Оксана Петровна

В статье рассматривается национальная картина мира как упорядоченная система представлений национальной общности о мире, окружающей действительности, опосредованных языковыми составляющими.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

National picture of the world as part of linguistic research

In article the national picture of the world as the ordered system of representations of a national community about the world, the surrounding reality, mediated by language components is considered.

Текст научной работы на тему «Национальная картина мира как компонент лингвистического исследования»

Lingua mobilis № 6 (39), 2012

НАЦИОНАЛЬНАЯ КАРТИНА МИРА КАК КОМПОНЕНТ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

О. П. Каналаш

В статье рассматривается национальная картина мира как упорядоченная система представлений национальной общности о мире, окружающей действительности, опосредованных языковыми составляющими.

Ключевые слова: сознание, единство национального характера народа, мировоззрение, национальная картина мира, языковой коллектив.

Картина мира - целостный, многогранный, субъективный образ мира, конгломерат знаний людей о действительности, результат духовной деятельности, сформировавшийся в общественном и индивидуальном сознании. Национальная картина мира отображает исторический опыт отдельно взятого народа, реализующийся в самобытности и национально-культурном своеобразии мироощущения народа. Данное мироощущение опосредуется в языке, в словесности, в письменном дискурсе, отображается в речи людей.

Национальное воззрение на мир представляет необычайный интерес для любого исследователя, так как чужое национальное воззрение постичь практически невозможно, однако необходимо приблизиться к нему в процессе понимания. Это вполне доступно, так как в мышлении каждого народа концептуализируется национальный образ мира, происходит эта концептуализация на фоне формирования общей модели мира, под которой подразумевается образ мира как результат перекодирования сигналов, воспринимаемых индивидом из окружающей действительности. Образ мира универсален и национален, если представить модель мира в виде вещи, то ее структура может быть одинакова для многих народов, но, реалия всякий раз будет различной.

Национальную картину мира необходимо рассматривать в ракурсе общей картины мира. Исследователь национального менталитета Г. Д. Гачев вводит понятие «национальная целостность», под которым понимается «единство национальной природы» и «единство на-

70

Языкознание

ционального характера народа». Единство национального характера народа соответствует системе национального мировоззрения, особым типам мышления и сознания, характерным для представителей определенного этнического сообщества. Таким образом, национальная целостность как «энтелехия бытия данного целого» при применении к традиционной культуре народа может не только описывать характерные особенности национального сознания, но и представлять национальную картину мира как единое целое [2. С. 61]. Национальная картина мира как единое целое может быть представлена в виде упорядоченной системы представлений национальной общности о мире, окружающей действительности, опосредованных языковыми составляющими. Данное опосредование связано с соотнесением национального образа мира с национальными ценностями, которые представлены в национальной мифологии, философии, традиции, фольклоре и т.д. При этом именно мифология «выступает важным элементом в системе механизмов национальной идентификации, играя роль компонента национального сознания как структурообразующего фактора этноса и национального самосознания...» [5. С. 59].

В процесс формирования национальной картины мира входит освоение территории, адаптация человека к природной среде обитания, и, как результат, формирование образной картины осваиваемого пространства, зависящей от способа существования людей в этом мире. Л. Н. Гумилев говорит, что «первое, что формирует лицо народа - это природа, постоянно действующий фактор» [3. С. 234]. Тело земли, климат, животный мир, растительность определяют род труда, а, следовательно, образ мира. Например, в произведениях американской литературы доминирует образ собаки как манифестация личности американца (произведения Дж. Лондона), а в русской литературе - образ тройки как манифестация души русского человека. Формирование национальных картин мира начинается с истории и трудовой деятельности. Таким образом, национальное - итог исторического развития народа. Необходимо также отметить, что изменение национальных ценностей (смена культурно-ценностных доминант в обществе) вносит изменения в национальное мировоззрение и, следовательно, способствует эволюции национальной картины мира. Таким образом, национальная картина мира существует в диахронном пласте.

Понятие «национальная картина мира» в лингвистике тесно связано с понятием «национальная когнитивная картина мира», кото-

71

Lingua mobilis № 6 (39), 2012

рое определяется как «мыслительная, познавательная деятельность народа, абстрактная и конкретная одновременно» [4. С. 269] . Это обнаруживается в некоторой стереотипности поведения конкретного народа, в общих убеждениях, мнениях, в формировании общего для того или иного этноса национального представления о действительности.

Национальная картина мира опосредуется в языке, в словесности, национальные особенности фиксируются в письменном дискурсе и отображаются в речи народа, между языковой и национальной картинами мира существует тесная связь [1. С. 139].

В результате национальная картина мира определяется как часть национального мировоззрения, представляющая целостный, систематизированный взгляд на мир представителей определенной национальной общности в диахронии. Она опосредуется в языке, национальные особенности фиксируются в текстах и отображаются в речи народа.

Следует отметить, что картина мира представляет собой тем или иным образом оформленную систематизацию плана содержания языка. Любой национальный язык выполняет несколько основных функций: функцию общения (коммуникативную), функцию сообщения (информативную), функцию воздействия (эмотивную) и функцию фиксации и хранения всего комплекса знаний и представлений данного языкового сообщества о мире. Такое универсальное, глобальное знание - результат работы коллективного сознания - зафиксировано в языке [4. С. 287]. Но существуют разные виды человеческого сознания: индивидуальное сознание отдельного человека, коллективное обыденное сознание нации, научное сознание. Результат осмысления мира каждым из видов сознания фиксируется в матрицах языка, обслуживающего данный вид сознание. В результате, следует говорить о взаимодействии множественности языковых картин мира: о языковой картине мира, о языковой картине мира национального языка (национальной картине мира), о языковой картине мира отдельного человека, о фразеологической картине мира. Таким образом, национальная языковая картина мира - результат отражения объективного мира обыденным (языковым) сознанием конкретного языкового сообщества, конкретного этноса; индивидуальная национальная языковая картина мира - результат отражения объективного мира обыденным (языковым) сознанием отдельного человека - носителя того или иного национального языка.

72

Языкознание

Список литературы

1. Вежбицка ,А. Семантические универсалии и описание языков. М. : Логос, 1999. 139 с.

2. Гачев, Г. Д. Национальные образы мира. М. : Космо-психо-логос, 1994. С.61.

3. Гумилев, Л. Н. Этногенез и биосфера земли. М. : Логос,

2001. С. 234.

4. Корнилов, О. А. Языковые картины мира как производные национальных менталитетов. М., 2003. 287 с.

5. Попова, З. Д. Язык и национальная картина мира. Воронеж,

2002. 59 с.

List of literature

1. Vezhbicka ,A. Semanticheskie universalii i opisanie jazykov. M. : Logos, 1999. 139 s.

2. Gachev, G. D. Nacional'nye obrazy mira. M. : Kosmo-psiho-logos, 1994. S.61.

3. Gumilev, L. N. Jetnogenez i biosfera zemli. M. : Logos, 2001. S. 234.

4. Kornilov, O. A. Jazykovye kartiny mira kak proizvodnye nacional'nyh mentalitetov. M., 2003. 287 s.

5. Popova, Z. D. Jazyk i nacional'-naja kartina mira. Voronezh, 2002. 59 s.

73

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.