Научная статья на тему 'Концептуальная сущность языковой личности в художественной картине мира'

Концептуальная сущность языковой личности в художественной картине мира Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

267
40
Поделиться
Ключевые слова
ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ / КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ КАРТИНА МИРА / ЯЗЫКОВАЯ КАРТИНА МИРА / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КАРТИНА МИРА / РЕПРЕЗЕНТАНТА / КОНЦЕПТОСФЕРА / LINGUISTIC PERSONALITY / CONCEPTUAL WORLD VIEW / LANGUAGE WORLD VIEW / FICTION WORLD PICTURE / REPRESENTATIVE / CONCEPTUAL SPHERE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гузиекова Саида Мусовна

Рассматривается концептуальная сущность языковой личности в художественной картине мира, отражающей особое видение мира писателя. С использованием контекстуального и семантического методов исследования предлагается комплексный системный подход, имеющий практическую и научную значимость для изучения языковой личности как репрезентанта национальной языковой картины мира. В ходе исследования делается вывод о том, что концептуальная картина мира языковой личности формируется в художественном тексте посредством концептов, символов и ключевых слов, образующих концептосферу художественного произведения. Доказывается, что индивидуальная когнитивная система человека включает общекультурные концепты, понятные всем читателям, и что она является обязательным компонентом индивидуально-авторской картины мира писателя, т.к. обеспечивает понимание его текстов в рамках общей картины мира. Данный исследовательский подход отражает вклад в теорию языка, в теорию текста, лингвокультурологию и когнитивистику.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Гузиекова Саида Мусовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Conceptual essence of linguistic personality in fiction world picture

The aim of this paper is to identify the conceptual essence of linguistic personality in fiction world picture that reflects special vision of the writer. By combining some elements of contextual and semantic research methods the author of the paper suggests an integrated system approach to study the linguistic personality as the representative of language world picture. During the investigation, it is presupposed that conceptual world picture of the linguistic personality is formed with the help of the concepts, symbols and key words that construct the whole conceptual sphere of the fiction text. The study proves the idea that the individual cognitive system of the man comprises general cultural concepts that are comprehensive for any reader and it is mandatory component of the individual author’s world view as it helps to understand his texts within the whole world picture. Such scientific approach reflects the personal contribution of the author to the theory of language, theory of the text, lingua-cultural and cognitive sciences.

Текст научной работы на тему «Концептуальная сущность языковой личности в художественной картине мира»

УДК 81'27

ББК 81.001.2

Г 93

Гузиекова С.М.

Кандидат филологических наук, доцент кафедры экономических, гуманитарных и естественнонаучных дисциплин филиала Майкопского государственного технологического университета в п. Яблоновском, e-mail: saika.80@mail.ru

Концептуальная сущность языковой личности в художественной картине мира

(Рецензирована)

Аннотация:

Рассматривается концептуальная сущность языковой личности в художественной картине мира, отражающей особое видение мира писателя. С использованием контекстуального и семантического методов исследования предлагается комплексный системный подход, имеющий практическую и научную значимость для изучения языковой личности как репрезентанта национальной языковой картины мира. В ходе исследования делается вывод о том, что концептуальная картина мира языковой личности формируется в художественном тексте посредством концептов, символов и ключевых слов, образующих концептосферу художественного произведения. Доказывается, что индивидуальная когнитивная система человека включает общекультурные концепты, понятные всем читателям, и что она является обязательным компонентом индивидуально-авторской картины мира писателя, т.к. обеспечивает понимание его текстов в рамках общей картины мира. Данный исследовательский подход отражает вклад в теорию языка, в теорию текста, лингвокулыурологию и когнитивистику.

Ключевые слова:

Языковая личность, концептуальная картина мира, языковая картина мира, художественная картина мира, репрезентанта, концептосфера.

Guziekova S.M.

Candidate of Philology, Associate Professor of Department of Economic, Humanities and Natural-Science Disciplines, the Branch of Maikop State University of Technology in Yablonovsky, e-mail: saika.80@mail.ru

Conceptual essence of linguistic personality in fiction world picture

Abstract:

The aim of this paper is to identify the conceptual essence of linguistic personality in fiction world picture that reflects special vision of the writer. By combining some elements of contextual and semantic research methods the author of the paper suggests an integrated system approach to study the linguistic personality as the representative of language world picture. During the investigation, it is presupposed that conceptual world picture of the linguistic personality is formed with the help of the concepts, symbols and key words that construct the whole conceptual sphere of the fiction text. The study proves the idea that the individual cognitive system of the man comprises general cultural concepts that are compre-

hensive for any reader and it is mandatory component of the individual author's world view as it helps to understand his texts within the whole world picture. Such scientific approach reflects the personal contribution of the author to the theory of language, theory of the text, lingua-cultural and cognitive sciences.

Keywords:

Linguistic personality, conceptual world view, language world view, fiction world picture, representative, conceptual sphere.

Общеизвестно, что мыслящий человек, носитель языка, воспринимает окружающую действительность и на основе своих впечатлений создает свою систему представлений о мире, или картину мира. Картина мира - это «образ мира, преломленный в сознании человека, то есть мировоззрение человека, создавшееся в результате его физического опыта и духовной деятельности» [1: 315].

Сложившийся в результате категоризации субъективный образ объективной реальности отражается в сознании автора и затем вербализуется в художественном тексте. Следует добавить, что в языковой личности писателя фиксируется тезаурус [2], его фоновые знания, или, иначе, индивидуальная авторская картина мира.

Нельзя не согласиться с мыслью М. Хайдеггера о том, что, говоря о «картине», мы думаем об отображении окружающей нас действительности: «Картина мира, сущностно понятая, означает не картину, изображающую мир, а мир, понятый как картина» [3:45]. При этом следует помнить, что как любое изображение картина мира предполагает не буквальную копию мира, а его отражение, рефлексию, или фиксацию черт, которые человек считает наиболее существенными, значимыми. Осмысление восприятия мира как картины означает, что человек находится на такой стадии понимания себя и мира, когда становится очевидным, что именно мы конструируем миры, преломляя их сквозь призму культуры и языка. Так писатель конструирует свой вымышленный мир, опираясь при этом на важные для него -доминантные - смыслы посредством концептов, топик, символов и прочих ключе-

вых слов, вербализованных в языке художественного произведения.

Е.С. Кубрякова отмечает, что «языковая картина мира - это проекция концептуальной системы нашего сознания, куда, возможно, входят как некоторые врожденные концепты, так и концепты, сложившиеся в ходе предметно-познавательной деятельности, и, наконец, концепты, вычлененные из повторяющихся в семантических структурах слов объединений значений» [4: 3-5]. Нельзя не заметить, что в приведенной цитате подчеркивается концептуальная сущность картины мира. В связи с этим следует подчеркнуть, что индивидуальная когнитивная система человека включает общекультурные концепты, понятные всем читателям: это обязательный компонент индивидуально-авторской картины мира писателя, обеспечивающий понимание его текстов в рамках общей картины мира.

Ученые, изучающие способы представления знаний о мире, соглашаются с тем, что без существования картины мира невозможно человеческое общение и взаимопонимание. Она является центром интеграции людей, особым средством координации и гармонизации разных сфер человеческой жизнедеятельности, связи людей между собой. Картина мира как целостный образ действительности опосредует все акты человеческого мировосприятия и миропредставления. Она заложена в основе всех процессов миропонимания и позволяет осмысливать и интерпретировать различные процессы и ситуации в мире, совершающиеся в нем события, помогая осуществлять формирование субъективных образов объективных фактов,

явлений, ситуаций. Человеческое общение возможно при условии, что люди понимают друг друга.

«Термин «картина мира» репрезентирует аспектность отражения объективного и субъективного миров, в силу чего в научной литературе можно встретить ряд коррелирующих синонимичных единиц: образ мира, модель мира, концептуальная картина мира, мировидение, индивидуальная когнитивная система (ИКС), мировоззренческая картина мира, система миропредставлений, национальный образ мира и др.» [5: 84].

К опосредованным картинам мира относится художественная картина мира, в которой отражаются особенности национальной картины мира. Она возникает в сознании читателя (зрителя, слушателя) при восприятии им художественного произведения или произведения искусства. Именно язык выступает средством создания вторичной художественной картины мира, отображающей картину мира создателя художественного произведения.

Картина мира в литературном произведении создается языковыми средствами, при этом она отражает индивидуальную картину мира в сознании писателя и воплощается: а) в отборе элементов содержания художественного произведения; б) в отборе используемых языковых средств, как, например, определенных тематических групп языковых единиц, повышения или понижения частотности отдельных единиц и их групп, употребления индивидуально-авторских средств и др. [6: 8]. Художественная картина мира вбирает концепты, присущие не только данному этносу, но и отдельному авторскому восприятию мира - индивидуальные концепты писателей, художников, режиссеров и т.п.

Итак, картина мира представляет собой сложнейший комплекс образов окружающей действительности, иначе «встроенный в сознание концептуальный каркас, включающий как невербальные, так и вербализованные модели» [7: 109].

При прохождении через сетку этих моделей реальная действительность в человеческом сознании соответствующим образом трансформируется, категоризует-ся и интерпретируется. «Процедура описания языковой картины мира, - отмечает Е.В. Рахилина, - связана с реконструкцией определенной подсистемы знаний человека...» [8], то есть языковой личности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В современной лингвистике существует большое количество определений языковой личности, выделяют «речевую личность», «говорливую личность» (В.В. Красных), «эмоциональную языковую личность» (В .И. Шаховский), «русскую языковую личность» (Ю.Н. Караулов); «текстовую личность» (Ю.В. Ка-зарин); «элитарную языковую личность» (О.Б. Сиротинина, Т.В. Кочеткова); «семи-ологическую личность» (А.Н. Баранов) и др. Однако до сих пор никто не рассматривал концептуальную языковую личность, репрезентирующую национальную концептуальную картину мира.

Для полного и последовательного описания языковой личности Ю.Н. Караулов предлагает три вида анализа: 1) характеристику ее семантической и структурной организации; 2) реконструкцию языковой картины мира (тезауруса) данной языковой личности на созданных ею текстах; 3) выявление ситуативных доминант, установок, мотивов, отражающихся в содержании текста [6].

Общеизвестно, что языковая личность существует в пространстве культуры, отраженной в языке, в формах общественного сознания на разных уровнях (научном, бытовом), в поведенческих стереотипах и нормах, в предметах материальной культуры. Определяющая роль в культуре принадлежит ценностям нации, которые являются концептами смыслов.

С точки зрения социолингвистики, языковая личность - социальное явление, обусловленное индивидуальной сущностью, которая закладывается в процессе использования национального языка и в

процессе формирования личностных языковых смыслов. При этом не будем забывать о прецедентных феноменах, создаваемых культурой и обществом, с которыми, конечно, знаком каждый носитель языка. Таким образом, любая языковая личность формируется на основе присвоения конкретным человеком всего языкового богатства, созданного предшественниками.

Наряду с текстами «готовой культуры» язык конкретной личности состоит из индивидуальных языковых особенностей и в художественном произведении предстает в виде концептосферы. Так, например, концептосфера в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» наряду с ключевыми концептами «Война» и «Мир» включает и другие общекультурные концепты («Патриотизм», «Родина», «Семья», «Любовь»), обусловленные русской национальной картиной мира. Таким образом, слово, имя, текст в художественном тек-

сте предстает как фрагмент языковой картины мира, как составляющая концепта.

Важно отметить, что изучение концептосферы художественного произведения позволяет выявить ключевые смыслы языковой личности не только писателя, но и персонажа как опосредованную проекцию ЯЛ автора. Так, например, диссертация O.E. Гевель посвящена описанию концептосферы Долохова в системе персонажей романа «Война и мир» и в масштабе всего творчества Толстого [9]. Однако, несмотря на большое число трудов, посвященных исследованию языковой личности, в настоящее время в современной науке отсутствует целостная методика реконструкции концептуальной сущности языковой личности писателя, обусловленной глубокими смыслами, кодирующими языковую картину мира народа, и это представляет, на наш взгляд, перспективное направление лингвистической науки.

Примечания:

1. Юсова Л.Н. Картина мира как субъективный образ объективной реальности // Сфера языка и прагматика речевого общения: сб. науч. тр. Краснодар, 2003. С. 314-323.

2. Шестак Л.А. Русская языковая личность: коды образной вербализации тезауруса: монография. Волгоград: Перемена, 2003. 312 с.

3. Хайдеггер A.M. Время картины мира // Время и бытие: статьи и выступления. М., 1993. С. 41-62.

4. Кубрякова Е.С. Языковая картина мира как особый способ репрезентации образа мира в сознании человека // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2003. № 4 (38). С. 2-12.

5. Тлехатук С.Р. Картина мира и предметная область: особенность функционально-прагматической и когнитивной репрезентации // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Филология и искусствоведение. Майкоп, 2016. Вып. 1 (172). С. 84-89.

6. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.: Наука, 1987. 264 с.

7. Борухов Б.Л. «Зеркальная» метафора в истории культуры // Логический анализ языка. Культурные концепты. М., 1991. С. 109-117.

8. Рахилина Е.В. Когнитивный анализ предметных имен: семантика и сочетаемость. М., 2000. 415 с.

9. Гевель O.E. Долоховский текст творчества Л.Н. Толстого: истоки, семантика, функции, контекст: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Томск, 2015.

References:

1. Yusova L.N. A picture of the world as a subjective image of objective reality // Sphere of the language and pragmatics of verbal communication: coll. of proceedings. Krasnodar, 2003. P. 314-323.

2. Shestak L.A. A Russian language person: codes of figurative verbalization of the thesaurus: a monograph. Volgograd: Peremena, 2003. 312 pp.

3. Heidegger A.M. The age of the world picture // Time and Being: articles and speeches. M., 1993. P. 41-62.

4. Kubryakova E.S. Language picture of the world as a special way of representation of the image of the world in human consciousness // Bulletin of Chuvash State Pedagogical University of I.Ya. Yakovleva. 2003. No. 4 (38). P. 2-12.

5. Tlekhatuk S.R. Picture of the world and subject area: feature of the functional, pragmatic and cognitive representation // Bulletin of Adyghe State University. Ser. Philology and the Arts. Maikop, 2016. Issue. 1 (172). P. 84-89.

6. Karaulov Yu.N. Russian language and language person. M.: Nauka, 1987. 264 pp.

7. Borukhov B.L. The «mirror» metaphor in the history of culture // Logical analysis of the language. Cultural concepts. M., 1991. P. 109-117.

8. Rakhilina E.V. Cognitive analysis of subject names: semantics and compatibility. M., 2000.415 pp.

9. Gevel O.E. Dolokhov's text of L.N. Tolstoy's works: sources, semantics, functions and context: Diss, abstract for the Cand. of Philolology degree. Tomsk, 2015.