Вообще, идеологизирующая линия в именовании народов и государств - одна из самых сильных тенденций. Когда целью идеологизации является консервация существовавшего некогда, издревле порядка вещей, эта тенденция предстает как архаизация. Когда цель состоит в каком-либо новом геополитическом сближении, та же идеологизирующая тенденция проявляется как историоризация, устанавливающая по-новому подлинное или, чаще; мнимое историческое родство. Германские и византийские источники в отношении наименований русов и Русской земли представляют эти две различные тенденции. Когда германские авторы приравнивают русы = руги, то это пример историоризирующей тенденции. Примером архаизации могут служить писания византийских историков той же эпохи.
Литература
1. Гумилев Л. Н. От Руси к России. М.: Экопрос, 1992.
2. Ключевский В. О. Соч. в 9 томах // Терминология русской истории / Т. 6. М.: Мысль, 1989, с. 94.
3. Рерих Ю. Н. История Средней Азии. В трех томах. Том 1. Международный Центр Рерихов, 2004. 470 с.
4. Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества XII- XIII вв., М., 1993.
5. Степанов Ю. С. Константы: Словарь русской культуры. М.: Академический Проект, 2001.
6. Сыдыков А. Н. Этнолингвистика: опыт ретроспективы: Б., 2011. 236 с.
7. Тихомиров М. Н. Происхождение названий «Русь» и «Русская земля». / В кн. Советская этнография. М., Л., 1974. 345 с.
8. Щербаков В. Астард и Ваны // В кн.: Дорогами тысячелетий: книга 3.
9. Сб. исторических статей и очерков. / Под общей ред. А. Ф. Смирнова. М., Молодая Гвардия, 1989.
Cognitive linguistics in antropolinguistics Kalmurzaaiva A.1, Mirzahidova M.2, Alimamatova D.3, Baltabaeva E.4 Когнитивная лингвистика в антрополингвистике Калмурзаева А. А.1, Мирзахидова М. И.2, Алимаматова Д. A.3,
Балтабаева Э. М.4
'Калмурзаева Айчурок Абдирашидовна /Kalmurzaaiva Aichurok - кандидат филологических наук, и. о. доцента; 2МирзахидоваМиясар Инамжановна /MirzahidovaMiyasar - доктор филологических наук, и. о. профессора; 3Алимаматова Динара Авазовна / Alimamatova Dinara — преподаватель; 4Балтабаева Элгиза Муратовна / Baltabaeva Elgiza — преподаватель, кафедра русской филологии, филологический факультет, Жалал-Абадский государственный университет, г. Жалал-Абад, Кыргызская Республика
Аннотация: о когнитивной науке, занимающейся человеческим разумом и мышлением, и о том, что когнитивная лингвистика является междисциплинарной наукой, включающей психологию, лингвистику, философию, социологию, литературоведение, антропологию, культурологию, т. е. весь спектр гуманитарных наук. Различные подходы ученых к определению основных единиц когнитивного языкознания (концепт, концептосфера, когнитема, менталитет, картина мира, языковая картина мира).
Abstract: cognitive Linguistics deals with human min and thought, and it Is interdisciplinary science including physycologt,linguistics, philosophy, sociology, literature, anthropology, culture science, i. e. all area humanitarian science. There is given scientists research to identify the cognitive linguistics (concept, conceptosphere, cognitema, mentality, picture of the world, language picture of the world).
Ключевые слова: антрополингвистика, картина мира, когнитивная лингвистика, когнитема, концепт, менталитет, ментальность, непосредственная картина мира, опосредованная картина мира, языковая картина мира, концептосфера.
Keywords: antropolinguistics, picture of the world, cognitive linguistics kognitheme, concept, mentality direct picture of the world, mediated world picture language picture of the world conceptosphere.
DOI: '0.2086'/2304-2338-20'6-57-003
Когнитивная лингвистика представляет собой одно из направлений антрополингвистики. Термин «антрополингвистика» состоит из двух частей: anthropos (гр.) - человек и linguistique (фр.) < лат. Lingua - язык, т. е. языкознание. «Антрополингвистика» исследует вопросы реального
функционирования языка и его роль в жизни человека, т. е. «общечеловеческая» лингвистика, а в общепринятом термине «ашрополингвистика».
История развития науки о языке и человеческом обществе (социуме) показывает, что современная антрополингвистика - это целая система, включающая в себя все знания о языке, связанные с особенностями психологической природы человека, его познавательной, коммуникативной и деятельностно-созидательной способностью.
На рубеже XX-XXI веков когнитивная лингвистика стала одним из ведущих направлений в области исследований языка.
Ее становление связывают с трудами американских авторов: Джордж Лакофф, Рональд Лангакер, Рей Джакендорф, Ж. Р. Андерсон, Л. В. Барсалоу, Б. Шварц, С. Шифер, С. Стил, Т. Р. Андерсон.
Первопроходцами и основателями советско-российской когнитивной лингвистики, начиная со второй половины XX века, стали Е. С. Кубрякова, Ю. С. Степанов, В. В. Колесов, В. 3. Демьянков, В. Н. Телия, И. Стернин, 3. Д. Попова, А. П. Бабушкин, Л. О. Чернейко, Н. Н. Болдырев, В. В. Красных, Е. А. Селиванова, Л. Г. Лузина, Ю. К. Панкранц, 3. А. Харитончик и др.
В Кыргызстане проблемами когнитивного языкознания занимаются такие ученые, как Тагаев М. Дж., Лазариди М. И., Зулпукаров К. З., Дербишева З. К., Абдулатов А. А., Малабаев М. А., Эргешова С. Б., Мирзахидова М. И., Калмурзаева А. А., Жусупова А. А., Айылчиева Д. Т. и др.
Когнитивная лингвистика представляет собой учение о ментальных процессах, происходящих при восприятии, осмыслении и познании действительности сознанием, а также о видах, типах и формах их ментально-языковых репрезентаций. Основными единицами когнитивного языкознания являются концепт, концептосфера, когнитема, менталитет и когнитивно-языковая картина мира.
В когнитивной лингвистике мы встречаем различные подходы к определению картины мира и ее разновидностей, различные взгляды на широко используемые в современной науке понятия концепта, менталитета и ментальности. Рассматриваются также современное состояние исследования концепта в когнитивной лингвистике, понятие концептуального поля, различные подходы к методике концептуального анализа.
Картина мира - это система интуитивных представлений о мире. О ней пишут философы, логики, культурологи, лингвисты.
КАРТИНА МИРА ✓ I \
философская к. м. языковая к. м. когнитивная к. м.
✓ I \
мифологическая к. м. религиозная к. м. этническая к. м. и др.
Типологии картин мира посвящены исследования:
Н. Д. Арутюновой, А. Вежбицкой, Б. А. Серебренникова, Ю. С. Степанова, Е. С. Кубряковой,
A. А. Леонтьева, Е. М. Верещагина, В. Г. Костомарова, В. Б. Касевича, Г. М. Васильевой, Г. Д. Гачева,
B. И. Постоваловой, В. Н. Телия, И. А. Стернина, Р. М. Фрумкиной, В. А. Масловой, Н. В. Уфимцевой, Т. В. Булыгиной, А. Д. Шмелёва, Д. Н. Шмелёва, Е. С. Яковлевой, К. 3. Зулпукарова, М. Дж. Тагаева, 3. К. Дербишевой, С. С. Сейитбековой и др.
По объему объекта и количеству субъекта познания принято разграничивать: индивидуальную — групповую — этническую— региональную— общечеловеческую картины мира.
Субъектом картины мира, смотрящим на мир и изображающим своё видение, могут быть: отдельный человек— отдельная группа людей— отдельный народ— человечество в целом.
Д. Попова, И. А. Стернин («Язык и национальная картина мира») картину мира делят на 2 группы: непосредственная и опосредованная [1, 259].
Опосредованная картина мира - это результат фиксации концептосферы вторичными знаковыми системами (рисунков, моделей, схем, карт, рассказов, интернета, телерадио передач, кинофильмов, учебников и т. д).
Непосредственная картина мира - это картина, получаемая в результате прямого познания сознанием окружающей действительности (с помощью органов чувств (зрения, слуха, обоняния и т. д.) и мышления).
Языковая картина мира - это когнитивная структура, отражающая особенности культуры и психологии этноса, знания социума о предметах и явлениях объективной действительности, знания и представления народа о внешнем и внутреннем мире [2, 4, 7, 9].
Появление термина «менталитет» связывают с именами Марка Блока и Люсьена Февра, основавших в 1929 году в Париже журнал «Анналы экономической и социальной истории». Менталитет, по мнению данных исследователей, представляет собой тот уровень общественного сознания, на котором мысль не отделена от эмоций, от ментальных привычек и приемов сознания -люди ими пользуются, обычно сами того не замечая, т. е. бессознательно.
«Менталитет» и «ментальность»
Марк Блок, Люсьен Февр (Париж, 1929). МЕНТАЛИТЕТ
N А. Я. Гуревич, Ю. Н. Афанасьев, Ю. Л. Бессмертный, Д. Филд, Ж. Ревель, Л. Н. Пущкарев. Д. Филд /* в узком понимании менталитет - устойчивый Ж. Ревель — склад ума, мировидение; это совокупность мнений Л. Н. Лушкарев N и представлений, свойственных той или иной социальной группе; Г. В. Гетц — в широком понимании менталитет определяется как совокупность способов поведения и восприятия, как совокупность представлений, способов поведения и реакций;
И. Т. Дубов — в широком понимании менталитет - это интегральная характеристика людей, живущих в конкретной культуре, которая позволяет описать своеобразие видения этими людьми окружающего мира и объяснить специфику их реагирования на него.
МЕНТАЛИТЕТ и МЕНТАЛЬНОСТЬ как СИНОНИМЫ ✓ 4. N
Л. В. Данилова, И. П. Данилов, И. В. Кондаков, В. Н. Телия, А. Я. Гуревич определяются как тот или иной склад ума, отражающий устойчивые духовные ценности, глубинные аксиологические установки, навыки, автоматизмы, латентные привычки, долговременные стереотипы, рассматриваемые в определенных пространственно-временных границах, являющиеся основой поведения, образа жизни и осознанного восприятия тех или иных явлений действительности.
М. Блок — это особая «психологическая оснастка» М. Элиаде — это «символические парадигмы» П. Рикер — это «господствующие метафоры» 3. Фрейд —это «архаические остатки» К. Юнг —это «архетипы».
Некоторые ученые проводят четкое разграничение между менталитетом и ментальностью
МЕНТАЛИТЕТ и МЕНТАЛЬНОСТЬ ✓ 4 N
П. С. Гуревич, А. П. Огурцов, П. К. Дашковский В. П. Макаренко, М. Рожанский, И. К. Пантин Г. Д. Гачев, В. А. Искуратов, И. Г. Дубров Р. А. Додонов, В. В. Колесов, А. А. Петраков А. А. Разин, Л. И. Дрофа и др. В. В. Колесов — ментальность «есть мировосприятие в категориях и формах родного языка, соединяющие интеллектуальные, волевые и духовные качества национального характера в типичных его свойствах и проявлениях». Здесь подчеркивается важная роль родного языка в выражении особенностей этнической ментальности. КОНЦЕПТ
Ученые, работающие в русле когнитивной лингвистики, понимают содержание термина по-своему Дж. Лакофф, Р. Лангакер, Б. Щварц, С. А. Аскольдов, А. Вежбицкая, Ю. С. Степанов, Р. М. Фрумкина, З. Д. Попова, И. А. Стернин, В. А. Маслова, К. 3. Зулпукаров, М. Дж. Тагаев, 3. К. Дербишева
— П. В. Чесноков — «единица мышления»
— С. А. Аскольдов — «мысленное образование»
—Е. С. Кубрякова — «единица сознания, отражающая человеческий опыт и информационная Г
А. А. Залевская — «базовое перцептивно-когнитивно- аффектное ^ образование» [3, 123; 6, 87; 10, 178]. КОНЦЕПТ ———— Г. А. Фесенко — «единица языка мысли»
А. П. Бабушкин) — «любая дискретная единица коллективного N сознания»
4 — — Р. М. Фрумкина — «объект концептуального анализа» 4 — — В. В. Колесов — единица ментальности 4 — — В. И. ШаховскийN «структура национального сознания» Н. Н. Панченко /*
4 — — В. Н. Телия — «базовая единица культуры» [ 4, 6, 8, 9, 10].
ПОДХОДЫ
Лингвокогнитивный 4
А. П. Бабушкин, Е. С. Кубрякова, 3. Д. Попова, И. А. Стернин концепт - концепт представляет собой ментальное образование, своеобразный фокус знаний о мире, когнитивную структуру, включающую разносубстратные единицы оперативного сознания ментальных образований наличием в своей
Лингвокультурологический 4
С. Г. Воркачев, В. И. Карасик В. Красных, В. А. Маслова Ю. С. Степанов и др.
концепт - коллективное одержательное ментальное образование, фиксирующее своеобразие культуры определенной эпохи и отличающееся от других [5, 89].
структуре ценностного признания [6, 125].
В когнитивной лингвистике концепт представляется как сложное образование, которое состоит из единиц меньшего объема.
^типы концептов ^образы, представления, схемы,
Н. Н. Болдырев N понятия, прототипы, пропозиции
фреймы, сценарии или скрипты, гештальты
З. Д. Поповой^- - представление, схема, понятие, фрейм,
И. А. Стернина\-- сценарий (скрипт), гештальт
Л. И. Дрофа--концепт-минимум, концепт-максимум, суперконцепт,
образ понятия, фрейм, сценарий, гештальт и др. [7, 9, 10].
На основе обобщения существующих точек зрения мы определяем концепт как ментальное образование, являющееся базовой единицей мыслительного кода человека, обладающее относительно упорядоченной в сознании структурой, представляющее собой результат когнитивной деятельности личности и общества и несущее комплексную информацию об отражаемом предмете или явлении, об интерпретации данной информации общественным сознанием и его отношение к данному предмету или явлению.
Литература
1. Бабушкин А. П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка [Текст] / А. П. Бабушкин. Воронеж: Изд-во АГУ, 1996.
2. Дубов И. Г. Ментальность россиян [Текст] / И. Г. Дубов, А. В. Петровский. М.: Имидж-Контакт, 1997. 474 с.
3. Корнилов О. А. Языковые картины мира как производные национальных менталитетов [Текст] / О. А. Корнилов. М., 2003.
4. Кубрякова Е. С. Начальные этапы становления когнитивизма: лингвистика - психология -когнитивная наука [Текст] / Е. С. Кубрякова // Вопр. Языкознания, 1994. № 4. С. 26-34.
5. Кубряков Е. С. Семантика в когнитивной лингвистике... [Текст] / Е. С. Кубряков // Изв. АН. М., 1999. Сер. лит. и яз. Т. 58. № 5/6.
6. Кубрякова Е. С. Краткий словарь когнитивных терминов [КСКТ] [Текст] / Е. С. Кубрякова. М: Изд-во МГУ, 1997. 330 с.
7. Постовалова В. И. Картина мира в жизнедеятельности человека [Текст] / В. И. Постовалова // Человеческий фактор в языке: язык и картина мира. М., 1988. С. 8-69.
8. Попова 3. Д. Язык и национальная картина мира [Текст] / З. Д. Попова, И. А. Стернин. Воронеж: Истлей, 2003. 259 с.
9. Попова З. Д. Когнитивная лингвистика [Текст] / З. Д. Попова, И. А. Стернин. М.: АСТ. Астрель, 2010. 314 с.
10. Рудакова А. В. Когнитология и когнитивная лингвистика [Текст] / А. В. Рудакова. Воронеж: Изд-во Алт. ун-та, 2002. 222 с.