Научная статья на тему 'Язык, личность, деятельность: взгляд молодых исследователей'

Язык, личность, деятельность: взгляд молодых исследователей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
149
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бояринцева С. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Язык, личность, деятельность: взгляд молодых исследователей»

Научная жизнь

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

ЯЗЫК, ЛИЧНОСТЬ, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ВЗГЛЯД МОЛОДЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ

5 апреля 2013 г. на факультете лингвистики ВятГГУ прошла IV Всероссийская молодежная научно-практическая конференция «Язык, личность, деятельность: взгляд молодых исследователей».

Конференция проводилась кафедрой английского и немецкого языков и методики обучения иностранным языкам при содействии Ассоциации выпускников ВятГГУ в целях обмена опытом исследовательской работы по проблемам современного языкового образования и повышения мотивации молодых исследователей к проведению теоретических и эмпирических исследований в области лингвистики и лингводидактики.

В состав организационного комитета конференции вошли преподаватели кафедры английского и немецкого языков и МОИЯ ВятГГУ во главе с председателем оргкомитета - президентом Ассоциации учителей английского языка Кировской области, доктором педагогических наук Светланой Станиславовной Куклиной и заместителем председателя оргкомитета конференции - председателем Ассоциации выпускников факультета лингвистики ВятГГУ Светланой Михайловной Бушмелевой.

В мероприятии приняли участие молодые ученые из Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Нижнего Новгорода, Ижевска, Вологды, Магнитогорска, Иркутска, а также их коллеги из Соединенных Штатов Америки. Всего 77 участников, из них более 60 - очных.

В ходе работы конференции молодые исследователи обменялись опытом и представили результаты своих научных исследований, посвящён-ных актуальным проблемам лингвистики и линг-водидактики.

Конференцию открыла С. С. Куклина. С приветственным словом к участникам конференции обратились проректор по НИР Вятского государственного гуманитарного университета, доктор исторических наук, профессор Ю. А. Балыбердин, декан факультета лингвистики Вятского государственного гуманитарного университета, кандидат филологических наук В. А. Банин, председатель Ассоциации выпускников факультета лингвистики ВятГГУ С. М. Бушмелева. Была зачитана приветственная телеграмма С. А. Туллока, магистранта Гарвардского университета (США) и преподавате-

ля кафедры английского и немецкого языков и методики обучения иностранным языкам ВятГГУ (по программе международных академических обменов Fulbright, 2011-2012 гг.).

В ходе пленарного заседания выступили молодые ученые из России и США: Шон Стефаник, студент Нормандейл комьюнити колледж (Normandale Community College), Блумингтон, Миннесота, США, с докладом на тему «Значение иностранных языков в жизни современной молодежи»; Анна Сергеевна Ларина, Институт прикладной лингвистики ФГБОУ ВПО «Санкт-Пе-тербургскоий государственный политехнический университет», Санкт-Петербург, с докладом на тему «К вопросу о приемах развития переводческих компетенций у студентов-магистрантов»; Ирина Сергеевна Черемисинова, ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», г. Киров, с докладом на тему «Роль отбора и организации текстового материала при формировании иноязычной социокультурной компетенции у студентов II курса языкового вуза»; Римма Анатольевна Черемисинова, ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», г. Киров, с докладом на тему «Результаты разведывательного эксперимента по формированию письменной дискурсивной компетенции у студентов III курса языкового вуза»; Ксения Игоревна Кропачева, ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н. А. Добролюбова», г. Нижний Новгород, с докладом на тему: «Аксиологический аспект английских фразеологических единиц с именами собственными»; Александра Владимировна Кунгурцева, ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», г. Киров, с докладом на тему «Особенности детской речи в английском языке»

Прошла презентация международных программ стажировок и академических обменов Fulbright, представленная стипендиатом программы 2012 г., доцентом кафедры английского и немецкого языков и методики обучения иностранным языкам Ольгой Евгеньевной За-гриевой.

Программа конференции включала представление стендовых докладов и работу по секциям:

«Реализация принципов личностно ориентированного обучения в образовательном процессе» (руководители: д-р пед. наук, доц. Светлана

Станиславовна Куклина, ст. преп. Лилия Фаднев-на Дуняшева);

«Современные подходы и инновационные тенденции в языковом образовании» (руководители: канд. пед. наук, доц. Валентина Семёновна Гуляева, ст. преп. Любовь Дмитриевна Соловьева);

«Актуальные вопросы современной методики преподавания иностранного языка» (руководитель: канд. пед. наук, доц. Татьяна Анатольевна Лопарева);

«Психолого-педагогические основы формирования иноязычной коммуникативной компетенции (руководители: канд. пед. наук, доц. Майя Николаевна Татаринова, асс. Раиса Васильевна Сурина);

«Средства реализации социокультурного и рефлексивного подходов к формированию иноязычной коммуникативной компетенции» (руководитель: канд. пед. наук, доц. Елена Евгеньевна Макарова);

«Актуальные проблемы изучения текстов различных типов» (руководители: канд. филол. наук, доц. Марина Геннадьевна Швецова, Светлана Михайловна Бушмелева);

«Структурно-семантические и функциональные аспекты языка» (руководитель: канд. филол. наук, доц. Галина Германовна Буторина);

«Семантические аспекты языка» (руководитель: канд. филол. наук, доц. Вера Александровна Ситникова);

«Проблемы перевода» (руководитель: канд. филол. наук, доц. Нина Васильевна Шамова);

«Семиотические и стилистические аспекты языка» (руководители: канд. филол. наук, доц. Ольга Евгеньевна Загриева, ст. преп. Ольга Викторовна Чупракова).

Всего на конференции было представлено более 60 докладов о результатах научных исследований. Наибольший интерес вызвали доклады «Денормализация национального языка под влиянием мультикультурализма (на материале немецкого языка)» А. В. Соколовской, ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный политехнический университет», Санкт-Петербург; «Учебная деятельность студентов медицинского вуза по освоению языковой компетенции» Н. В. Ого-родниковой, ФГБОУ ВПО «Вятский государственный, гуманитарный университет», г. Киров; «Коммуникативный подход и когнитивные стили учащихся как основа индивидуализированного обучения иностранному языку» М. А. Колеватовой, ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», г. Киров; «Управление учебными взаимодействиями младших школьников на уроках иностранного языка» А. А. Куд-

ряшовой, ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», г. Киров; «Анализ опыта обучения письменному поэтическому творчеству на занятиях по иностранным языкам в вузе» Е. Н. Шустовой, ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», г. Киров; «Учебно-предметные действия обучающихся при овладении коммуникативно-поисковым аудированием на иностранном языке» Е. Н. Владимировой, ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», г. Киров; «Сходства и различия американской и британской пунктуации на примере двух циклов произведений Роулинг и Кинга» Э. И. Шагиахмето-вой, ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», г. Киров; «Языковая игра в кинематографе и проблемы её перевода» П. А. Михайлова, ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», г. Киров; «Парцелляция как один из важных элементов экспрессивного синтаксиса в немецком художественном произведении» О. А. Шавриной, ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», г. Киров; «Анафора как средство выразительности во французском политическом дискурсе» Д. А. Тарасова, ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», г. Киров; «Классификация каламбуров и проблемы их перевода» М. В. Бажан, ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», г. Киров; «Особенности перевода диалогов в кинофильмах» И. И. Загар-ских, ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», г. Киров.

Конференция завершилась круглым столом, на котором были подведены итоги мероприятия и награждены дипломами авторы лучших докладов. На заключительном заседании также подведены итоги научно-исследовательской работы студентов факультета лингвистики за год: отмечены участники и победители международных, общероссийских, региональных, общеуниверситетских мероприятий.

По материалам конференции подготовлен сборник материалов «Язык, личность, деятельность: взгляд молодых исследователей». Результаты мероприятия отражены на сайтах Вятского государственного гуманитарного университета и Ассоциации учителей английского языка Кировской области.

С. Л. Бояринцева, координатор проекта, доцент по кафедре английского и немецкого языков и методики обучения иностранным языкам ВятГГУ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.