Научная статья на тему 'Всероссийская конференция с международным участием «Язык, личность, деятельность: взгляд молодых исследователей»'

Всероссийская конференция с международным участием «Язык, личность, деятельность: взгляд молодых исследователей» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Волощенко Е. П., Малина А. Д., Попова Е. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Всероссийская конференция с международным участием «Язык, личность, деятельность: взгляд молодых исследователей»»

Научная жизнь

Основной результат конференции - принятие резолюции, центральными позициями которой выступают следующие положения:

1. Введение новых образовательных стандартов и обеспечение качества образования в школе и вузе будет успешным только при условии создания целостной системы активизации познающих субъектов во всей системе образования (на всех этапах образования). При этом важнейшим фактором и условием эффективного функционирования системы активизации в обучении является принцип преемственности и согласованности методик, технологий, приемов, средств активизации.

2. Новыми формами развития познавательной активности обучающихся в современной образовательной среде являются ведение портфолио (портфеля достижений) учеником, учителем, студентом, преподавателем; балльно-рейтинговая система оценки образовательных достижений; использование педагогического потенциала информационно-коммуникационных технологий; организация процесса образования в экспериментально-исследовательском режиме и др.

3. Результаты конференции целесообразно в обобщенном виде трансформировать в коллективную монографию «Развитие познавательной активности в современном образовании».

4. Увеличить число разрабатываемых по проблеме развития познавательной активности грантов методом проектной деятельности, реализуемой совместно профессорско-преподавательским и аспирантским составом университета и коллективами образовательных учреждений. В связи с этим расширить сеть экспериментальных школ и других образовательных учреждений, на базе которых проводить апробацию новых педагогических механизмов познавательной активизации обучающихся.

5. Создать в составе ВВРНОЦ РАО и ВятГГУ временные творческие коллективы, разрабатывающие проблемы формирования познавательной активности в инновационной образовательной среде.

О. В. Коршунова, доктор педагогических наук, доцент по кафедре ТФи МОФ; А. А. Печенкин, аспирант кафедры ТФи МОФ

ВСЕРОССИЙСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ «ЯЗЫК, ЛИЧНОСТЬ, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ВЗГЛЯД МОЛОДЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ»

7-8 апреля 2011 г. на факультете лингвистики ВятГГУ прошла очно-заочная студенческая научно-практическая конференция. Уже второй год она носит статус Всероссийской конференции с международным участием. Тема конференции - «Язык, личность, деятельность: взгляд молодых исследователей». В этом году конференция была приурочена к 70-летию факультета лингвистики, проводилась при содействии и участии представителей Ассоциации выпускников ВятГГУ и являлась одним из мероприятий, по-свящённых юбилею факультета.

Конференция проводилась в целях обмена опытом исследовательской работы по проблемам современного языкового образования и повышения мотивации студентов к проведению теоретических и эмпирических исследований в области лингвистики и лингводидактики.

В конференции приняли участие студенты факультета лингвистики Вятского государственного гуманитарного университета, а также студенты профессиональных образовательных учреждений разных регионов Российской Федерации (Кировская область, Московская область, Архангельская область, Брянская область, Волгоградская область, Свердловская область, Ставропольский край, Республика Татарстан), стран дальнего зарубежья (США). Общее число участников - 95 человек.

В ходе двухдневной работы конференции молодые учёные обменялись опытом и представили результаты своих научных исследований, посвя-щённых актуальным проблемам лингвистики и теории и методики обучения иностранным языкам. Программа конференции включала работу по секциям, представление стендовых докладов, а также встречу участников конференции с выпускниками.

Конференцию открыли проректор по НИР Вятского государственного гуманитарного университета, доктор исторических наук, профессор Ю. А. Балыбердин, председатель оргкомитета конференции, декан факультета лингвистики кандидат филологических наук В. А. Банин и заместитель председателя оргкомитета конференции, представитель Ассоциации выпускников ВятГГУ С. М. Бушмелева, которые обратились с приветственным словом к её участникам.

В ходе пленарного заседания были заслушаны следующие доклады: «Вклад предмета "Иностранный язык" в формирование базовых компетенций выпускников общеобразовательных школ» (С. С. Куклина, доктор педагогических наук, до-

цент кафедры английского и немецкого языков и МОИЯ), «Этапы становления билингвизма российских немцев» (О. В. Байкова, кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой лингвистики и перевода), «Ролевая игра как организационная форма упражнений для обучения учащихся лексической стороне говорения» (Д. А. Хлы-бова, студентка факультета лингвистики), «Молодёжный язык Германии» (А. Ю. Шихалеева, студентка факультета лингвистики), «Особенности жанра и языка интернет-блога» (Я. А. Бардаше-вич, студентка факультета лингвистики), «Политическая риторика: лингвистические стратегии аргументированного дискурса в современном английском языке» (А. Д. Малина, студентка факультета лингвистики).

В первый день работы конференции открыли работу 14 секций по следующим направлениям:

• Реализация принципов личностно ориентированного обучения в образовательном процессе.

• Современные подходы в языковом образовании.

• Актуальные вопросы современной методики преподавания иностранного языка.

• Концепты в языке и речи.

• Лингвистика текста.

• Выразительные средства языка.

• Проблемы истории языка и перевода.

• Структурно-семантические и функциональные аспекты языка.

• Актуальные проблемы изучения текстов различных типов.

• Перцептивный аспект звукового строя английского языка.

• Лексические и стилистические приемы как способ выражения концепта.

• Лингвокультурологические исследования.

• Семиотические и стилистические аспекты языка.

• Современные германские языки: тенденции развития.

Секционными заседаниями руководили преподаватели факультета лингвистики: В. А. Банин, С. С. Куклина, О. В. Байкова, М. Г. Швецова, С. М. Бушмелева, Т. В. Щербакова, Т. А. Лопа-рева, А. В. Казаков, Н. В. Шамова, В. С. Гуляева, В. А. Ситникова, Л. Я. Метелёва, И. А. Кондакова, С. В. Ленина, Н. Н. Кряжевских, О. В. Чупракова, Э. Н. Гениятова. В ходе работы секций было заслушано более 70 докладов.

Наибольший интерес вызвали доклады М. В. Злобиной «Условия для развития коммуникативной мотивации в действующих учебно-методических комплектах», О. Л. Смирновой «Использование идиоматических выражений при обучении лексике английского языка на среднем этапе», С. И. Овечкиной «Обучение креативной письменной речи на среднем этапе обучения»,

М. Н. Кислициной «Лингвокультурные особенности концепта "гейша" в современном английском языке», Ю. В. Труневой «Средства и способы конструирования образа страны как коллективного политического субъекта», М. Н. Родомской «Табу и древние эвфемизмы», К. И. Зориной «О линг-вокультурологическом аспекте перевода художественного произведения», Е. М. Карташевой «Стилистические особенности афроамериканско-го варианта английского языка в художественной литературе (на материале анализа языка персонажей рассказа T. C. Bambara "The Lesson")», В. Н. Питиримовой «О проблеме классификации междометий английского языка», Е. В. Лопати-ной «Структурно-семантические особенности новых типов общения: SMS, форумов, электронных писем», С. М. Ковязиной «Языковые средства реализации "минус-приема" в рассказе Э. Хемингуэя "Белые слоны"», К. Н. Карауловой «Язык современного англоязычного женского романа (феномен "чиклит"), Е. А. Шерстневой «Способы формирования образа потустороннего мира в сериале "Твин Пикс" Дэвида Линча», И. Н. Анфила-товой «Проблема выделения признаков фразеологических единиц немецкого языка».

В программу второго дня конференции входило представление стендовых докладов участников конференции. Вниманию слушателей были предложены доклады по актуальным проблемам лингвистики и методики преподавания иностранных языков.

Также для участников конференции была организована встреча с выпускниками факультета лингвистики (С. М. Бушмелевой, И. В. Санниковым, О. Г. Прохоренко, И. В. Кувалдина, А. Р. Долгоар-шинных), на которой они поделились опытом, дали практические советы будущим выпускникам по применению знаний, полученных в процессе обучения, в своей профессиональной деятельности.

Конференция завершилась подведением итогов и награждением авторов лучших работ дипломами ВятГГУ и грамотами, вручением благодарственных писем студентам-членам СНО факультета (Е. П. Волощенко, А. Д. Малиной, Е. С. Поповой) за активное участие в организации и проведение конференции. В ходе заключительного заседания были также подведены итоги научно-исследовательской работы студентов факультета лингвистики за год: отмечены участники и победители международных, общероссийских, региональных, общеуниверситетских мероприятий.

По материалам конференции подготовлен к печати сборник студенческих работ «Язык, личность, деятельность: взгляд молодых исследователей».

Е. П. Волощенко, А. Д. Малина, Е. С. Попова, студентки факультета лингвистики ВятГГУ, члены студенческого научного общества

факультета

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.