Научная статья на тему 'Третья Всероссийская научно-практическая конференция молодых ученых «Язык, личность, деятельность: взгляд молодых исследователей» на факультете лингвистики'

Третья Всероссийская научно-практическая конференция молодых ученых «Язык, личность, деятельность: взгляд молодых исследователей» на факультете лингвистики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Попова Е. С., Чувашева Т. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Третья Всероссийская научно-практическая конференция молодых ученых «Язык, личность, деятельность: взгляд молодых исследователей» на факультете лингвистики»

нинг "Математика. Творчество. Интеллект": история становления и технологические находки» выступил П. М. Горев. Далее учителя лицея дали открытые уроки: Л. А. Черанёва на тему «Решение текстовых задач с помощью графиков», О. Л. Лунеева «Параллельность прямых и линейная функция», О. Ю. Белова «Применение производной к решению задач по оптимизации». Были проведены следующие открытые внеклассные мероприятия: кружок на тему «Великая Отечественная война в процентах» (С. В. Кушова), тренинг креативного мышления (канд. пед. наук В. В. Утёмов) и учебный математический бой (Е. И. Шехирева).

К началу конференции выпущен сборник материалов, содержащий 102 работы 134 авторов. Среди очных и заочных участников конференции - известные математики и методисты, 25 докторов наук и профессоров, 44 молодых ученых, аспирантов и студентов. Представлено 28 городов России: Абакан (2), Арзамас (3), Великий Новгород (1), Владимир (2), Волгоград (1), Вологда (3), Глазов (6), Екатеринбург (2), Елабу-га (1), Иваново (1), Киров (42), Краснодар (2), Красноярск (1), Курган (2), Москва (11), Нижний Новгород (5), Пенза (3), Пермь (8), Самара (3), Санкт-Петербург (2), Саранск (3), Сургут (1), Сыктывкар (14), Тобольск (7), Тюмень (2), Чебоксары (6), Челябинск (3), Якутск (1). Была также организована выставка монографий, учебных пособий и разработок участников конференции. В рамках культурной программы состоялись автобусные экскурсии по Кирову и в село Велико-рецкое, выступление фольклорного ансамбля «Горенка» (Киров), лауреата многих всероссийских и международных конкурсов.

В заключительный день конференции на круглом столе была принята следующая резолюция: Обучение математике имеет свою специфику и принципиально отличается от обучения другим дисциплинам. Дидактика математики предполагает свои активные и интерактивные методы и технологии, создание и использование образовательных программ и интернет-ресурсов, нацеленных именно на математическое образование. Должна соблюдаться мера между традициями фундаментального образования и инновациями. ИКТ-образование должно быть осмысленным и полезным. Компьютер, в принципе, не может заменить «живого» общения в обучении.

Проведение конференции, организованной кафедрой алгебры и дискретной математики ВятГГУ, поддержано региональным грантом РГНФ, проект № 12-16-43501 (руководитель проекта Е. М. Вечтомов). Огромную организационную работу проделала координатор и учёный секретарь конференции, канд. физ.-мат. наук, доцент В. И. Варанкина.

Принято решение продолжить обсуждение данной тематики на очередной Всероссийской научно-практической методико-математической конференции в декабре 2012 г. в Глазовском государственном педагогическом институте им. В. Г. Короленко и на приуроченном к ней 17-м заседании Совета УМО по математике педвузов и университетов Волго-Вятского региона.

Е. М. Вечтомов, председатель оргкомитета конференции, д-р физ.-мат. наук, профессор, зав. кафедрой алгебры и дискретной математики ВятГГУ, заслуженный работник высшей школы РФ

ТРЕТЬЯ ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ «ЯЗЫК, ЛИЧНОСТЬ, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ВЗГЛЯД МОЛОДЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ» НА ФАКУЛЬТЕТЕ ЛИНГВИСТИКИ

3-4 апреля 2012 г. в стенах факультета лингвистики ВятГГУ прошла научно-практическая конференция молодых ученых. Уже третий год она носит статус Всероссийской конференции с международным участием. Тема конференции -«Язык, личность, деятельность: взгляд молодых исследователей». Конференция проводилась при содействии и участии представителей Ассоциации выпускников ВятГГУ.

В состав организационного комитета конференции вошли преподаватели и студенты факультета лингвистики во главе с деканом факультета, кандидатом филологических наук, доцентом Владимиром Александровичем Баниным.

Конференция проводилась в целях обмена опытом исследовательской работы по проблемам современного языкового образования и повышения мотивации студентов к проведению теоретических и эмпирических исследований в области лингвистики и лингводидактики.

В конференции приняли участие студенты и магистранты факультета лингвистики Вятского государственного гуманитарного университета, а также молодые ученые из разных регионов Российской Федерации (Кировская, Московская, Челябинская, Иркутская, Томская, Новосибирская, Самарская, Белгородская области, Краснодарский край, Республика Удмуртия), а также их зарубежные коллеги из Республики Беларусь и Соединенных Штатов Америки.

В ходе двухдневной работы конференции молодые учёные обменялись опытом и представили результаты своих научных исследований, посвящён-ных актуальным проблемам лингвистики и теории и методики обучения иностранным языкам. Про-

Научная жизнь

грамма конференции включала работу по секциям, представление стендовых докладов, а также встречу участников конференции с выпускниками.

Конференцию открыли проректор по НИР Вятского государственного гуманитарного университета, доктор исторических наук, профессор Ю. А. Балыбердин, председатель оргкомитета конференции, декан факультета лингвистики, кандидат филологических наук В. А. Банин и заместитель председателя оргкомитета конференции, представитель Ассоциации выпускников ВятГГУ С. М. Бушмелева, которые обратились с приветственным словом к её участникам.

В ходе пленарного заседания были заслушаны следующие доклады: «Автономия как результат сформированности учебно-познавательной компетенции у изучающих иностранный язык» (С. С. Куклина, доктор педагогических наук, доцент кафедры английского и немецкого языков и МОИЯ, ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет»), «Ностальгия по обе стороны океана» (С. А. Туллок, аспирант Гарвардского университета, США), «Концепт "человек" в русском и английском языках» (А. В. Кассихина, филологический факультет, г. Ижевск, ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет»), «Социокультурная компетенция как результат социокультурного образования выпускников» (Ю. А. Вылегжанина, г. Киров, ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет»), «Роль чтения в системе видов человеческой деятельности» (К. М. Лекомцева, г. Киров, ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет»), «Концепт "understatement" как отражение англосаксонского менталитета» (Ю. В. Масло-ва, г. Киров, ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет»).

В первый день конференции работали 12 секций по следующим направлениям:

Секция № 1. Реализация принципов личност-но ориентированного обучения в образовательном процессе.

Секция № 2. Современные подходы и зарубежные инновационные тенденции в языковом образовании.

Секция № 3. Актуальные вопросы современной методики преподавания иностранного языка.

Секция № 4. Психолого-педагогические основы формирования иноязычной коммуникативной компетенции.

Секция № 5. Средства реализации социокультурной направленности учебного процесса.

Секция № 6. Концепты в языке и речи.

Секция № 7. Актуальные проблемы изучения текстов различных типов.

Секция № 8. Структурно-семантические и функциональные аспекты языка.

Секция № 9. Лингвистика текста.

Секция № 10. Семантические аспекты языка.

Секция № 11. Лексические и стилистические приемы как способ выражения концепта.

Секция № 12. Проблемы истории языка и перевода.

Интерес вызвали доклады Е. Н. Владимировой «Обучение школьников решению репродуктив-но-поисковых задач при овладении аудированием на немецком языке», О. В. Сычёвой «Грамматическая компетенция как цель обучения на I курсе языкового вуза», Р. А. Черемисиновой «Анализ сформированности письменной дискурсивной компетенции у студентов младших курсов языкового вуза», Е. Н. Шустовой «Из опыта обучения письменному поэтическому творчеству студентов старших курсов языкового вуза», студентов Е. Н. Собровиной «Преимущества и недостатки дистанционного обучения иностранным языкам», А. А. Чернядьевой «Художественный перевод как средство обучения изучающему виду чтения», М. В. Бажан «Требования к тесту и принципы его составления при обучении аудированию», Т. С. Матиной «Рефлексивно-оценочная деятельность на уроках иностранного языка», Т. В. Коровкиной «Использование динамичных мультимедийных средств в обучении иноязычному аудированию в вузе», Л. Н. Гетманченко «Способы образования современного компьютерного жаргона в русском языке», А. Э. Микрюковой «Роль заимствований в немецком языке», О. И. Стрельниковой «Лексические средства связности предложений в тексте на основе романа Э.М.Ремарка "Три товарища"», Е. Н. Тухбату-линой «Особенности фразеологизмов с прилагательными blanc (белый) и noir (черный) во французском языке», А. Н. Марковой «Цветообозна-чения в английской фразеологии», Е. С. Шарди-ной «Стереотип образа итальянской мафии в Америке 60-х годов на примере произведения Марио Пьюзо "Крёстный отец"», М. Е. Новосёловой «Грамматическая малограмотность как феномен девиантной языковой личности (на примере романа К. Кизи "Пролетая над гнездом кукушки")», А. В. Костиной «Топонимы во фразеологических единицах французского языка», М. П. Кудрявцевой «Автоперевод как разновидность художественного перевода (на материале произведений В. В. Набокова)», А. П. Мерзля-ковой «Концепт "Китай" в английском языке», О. А. Юферовой «Языковая игра в современном французском медиа-дискурсе (на примере журнала "Marianne")». Всего было заслушано более 60 докладов.

После секционных заседаний участникам конференции была предложена культурная программа, организованная Ассоциацией выпускников ВятГГУ: экскурсия по архитектурным памятни-

кам Вятки, посвященная 150-летию со дня рождения И. А. Чарушина.

На второй день для участников конференции была организована встреча с учеными - выпускниками факультета: В. А. Баниным, С. С. Кук-линой, Л. Г. Садаковой, на которой последние поделились своим опытом, ответили на вопросы будущих выпускников об области своих научных исследований и о дальнейших перспективах. Аспирантом Гарвардского университета А. С. Тул-локом была проведена консультация по вопросам участия в международной программе академических обменов «Фулбрайт».

В фойе второго этажа проходило представление стендовых докладов участников конференции. Вниманию слушателей были предложены доклады по актуальным проблемам лингвистики и методики преподавания иностранных языков. Внимание привлекли доклады С. И. Овечкиной «Обучение письменной речи с применением приемов

технологии развития критического мышления в языковом вузе» и Е. С. Поповой «Неофициальные именования лица в политическом масс-медий-ном дискурсе (на материале журнала "Focus")».

Конференция завершилась подведением итогов и награждением авторов лучших работ дипломами ВятГГУ и грамотами. В ходе заключительного заседания были также подведены итоги научно-исследовательской работы студентов факультета лингвистики за год: отмечены участники и победители международных, общероссийских, региональных, общеуниверситетских мероприятий.

По материалам конференции подготовлен к печати сборник студенческих работ «Язык, личность, деятельность: взгляд молодых исследователей».

Е. С. Попова, Т. С. Чувашева, студентки факультета лингвистики, члены студенческого научного общества

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.