Научная статья на тему 'V Всероссийская научно-методическая конференция «Проблемы современного математического образования в вузах и школах России»'

V Всероссийская научно-методическая конференция «Проблемы современного математического образования в вузах и школах России» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
237
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «V Всероссийская научно-методическая конференция «Проблемы современного математического образования в вузах и школах России»»

В целом конференция продемонстрировала, что проблематика реформ П. А. Столыпина и сегодня не теряет своей актуальности, имея значимость и практическую востребованность в современном обществе. Особенностью научной конференции стало раскрытие региональных аспектов реформы, использование широкого и разнообразного круга исторических источников из областных архивохранилищ, многие из которых впервые вводятся в научный оборот, а также построение исследований на новой методологической основе. Все это позволило ученым глубоко осмыслить многие аспекты модернизационных процессов, проходивших в начале XX в. и связанных с реформами П. А. Столыпина.

По итогам конференции издан сборник научных статей.

А. В. Сергеев, кандидат исторических наук, декан исторического факультета ВятГГУ

V ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗАХ И ШКОЛАХ РОССИИ»

10-12 мая 2012 г. в г. Кирове на базе Вятского государственного гуманитарного университета (ВятГГУ) состоялась научная конференция, тема которой - «Интерактивные формы обучения математике студентов и школьников». Поэтому центральной была проблема внедрения интерактивных форм и методов обучения математике в учебный процесс вузов и школ. Необходимость применения активных и интерактивных методов обучения бакалавров и магистров прописана во ФГОС. Связанные с этим теоретические, методические и учебно-практические вопросы обсуждались и анализировались на конференции. В ней приняли участие более 100 вузовских преподавателей и учителей математики, аспирантов и студентов из Вологды, Глазова, Екатеринбурга, Кирова, Москвы, Нижнего Новгорода, Пензы, Перми, Самары, Санкт-Петербурга, Сыктывкара, Тобольска, Чебоксар.

Конференцию открыл проректор по научно-исследовательской работе ВятГГУ, д-р ист. наук, профессор Ю. А. Балыбердин, подчеркнувший значимость математического образования и важность его совершенствования. Он передал напутственные слова от ректора ВятГГУ, д-ра ист. наук, профессора, заслуженного работника высшей школы РФ В. Т. Юнгблюда и начальника управления образования г. Кирова В. Л. Кода-чигова. Приветственное слово произнёс декан фа-

культета информатики, математики и физики (ИМФ), д-р пед. наук, профессор С. М. Окулов, отметивший значимость поднимаемых на конференции проблем. Затем слово взял председатель оргкомитета конференции, д-р физ.-мат. наук, профессор Е. М. Вечтомов, указавший на добрую традицию проведения в ВятГГУ научных конференций по математическому образованию. Выступающие пожелали участникам конференции плодотворной работы во благо российского образования и науки.

Далее прозвучало 7 пленарных докладов. В докладе «Что такое интерактивность в образовании?» профессор Е. М. Вечтомов (ВятГГУ) показал, что интерактивное обучение основано на взаимодействии учащихся между собой, с преподавателем, с внешней средой. Активная модель обучения предполагает известную самостоятельность учащихся, самостоятельное выполнение ими различных заданий, решение задач: учебных, стандартных и нестандартных, развивающих и исследовательских. Таким взаимодействием является, например, работа в малых группах, предусматривающая определенную игровую и/или проектную совместную деятельность обучаемых. Существенно то, что интерактивные формы и методы обучения базируются на принципах взаимодействия и активности всех учащихся. В более узком смысле интерактивность понимается как взаимодействие с компьютером и через компьютер, привлечение компьютерных и информационных технологий, использование образовательных ресурсов Интернета.

С программным докладом «Перспективы и проблемы информатизации математического образования» выступил канд. физ.-мат. наук, доцент А. Г. Клековкин (Самарский филиал МГПУ), в котором обосновал необходимость и важность использования компьютерных пакетов по обучению математике. Канд. физ.-мат. наук, профессор С. Р. Когаловский (Ивановский университет) в докладе «Необходимость интерактивных методов обучения математике» выразил уверенность в том, что интерактивные методы могут и должны вписаться в современный постнеклассический этап в дидактике математики, основанный на синергии и онтогенетическом подходе. Д-р пед. наук, профессор Н. И. Мерлина (Чувашский университет) в докладе «Современное высшее математическое образование в России и бакалавриат» выразила опасение, что введение бакалавриата подорвёт фундаментальность российского математического образования в вузах. В своём докладе «НИРС как основополагающий элемент подготовки к профессии математика» зав. кафедрой прикладной математики СыктГУ, д-р техн. наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ В. Л. Никитенков на примере при-

Научная жизнь

кладной математики показал значимость лабо-раторно-исследовательской работы для магистрантов - будущих математиков. Д-р физ.-мат. наук, профессор, лауреат Госпремии Польской республики в области образования В. П. Одинец (Санкт-Петербургский университет, Коми пединститут) в докладе «Методология истории компьютерных наук» рассказал о своём опыте чтения нового курса для магистрантов по методологии и истории компьютерных наук. Д-р пед. наук, профессор В. А. Тестов (Вологодский педунивер-ситет) в докладе «Проблемы математического образования в современном мире» поддержал С. Р. Когаловского в том, что синергетика становится парадигмой современного образования.

Работа продолжилась на трёх секциях. На секции «Математика и компьютерные науки» сделано 11 докладов, как по вопросам фундаментальной математики, так и по приложениям компьютерных технологий в математике. Этой секцией руководили председатель Программного комитета конференции, д-р физ.-мат. наук, профессор В. В. Чермных (ВятГГУ) и профессор В. А. Никитенков. Следует отметить доклады профессоров В. В. Чермных и Е. М. Веч-томова по абстрактным полукольцам и по полукольцам функций, сделанные на основе исследований, выполняемых в рамках тематического плана «Полукольца и их применения». Профессор В. П. Одинец показал применение полуколец в теории графов. Большой интерес вызвал доклад старшего преподавателя Г. В. Пастуховой (Пермский гуманитарно-педагогический университет) о распознавании конечных групп по их порядку и спектру простых делителей, использовавшей компьютерные программные разработки.

Секцию «Математика в вузе» возглавили д-р пед. наук, профессор, зав. кафедрой математического анализа и МОМ ВятГГУ С. И. Калинин и канд. физ.-мат. наук, доцент, зав. кафедрой высшей математики Е. А. Перминов из Российского государственного профессионально-педагогического университета (Екатеринбург). Из 12 докладов можно выделить следующие сообщения: канд. филол. наук, доцента С. В. Аесникова (СыктГУ) «Метаязык науки»; канд. физ.-мат. наук, доцента, заслуженного работника высшей школы РФ В. А. Попова (Коми пединститут) «О полных производных функции»; канд. пед. наук, доцента Е. А. Черемных (Пермский гуманитарно-педагогический университет) «Интерактивные формы самостоятельной работы в обучении студентов приложениям математического анализа»; преподавателей ВятГУ (Киров) О. В. Чермных, А. С. Мах-нёва, А. А. Смирновой, А. В. Мухаметшиной «Методика создания интерактивной лекции в обучающей среде Moodle»; канд. физ.-мат. наук, доцента Д. В. Чупракова (ВятГГУ) «О компьютери-

зации преподавания математических дисциплин»; канд. физ.-мат. наук, доцента Д. В. Широкова (ВятГГУ) «О методике обучения студентов-математиков теории алгоритмов».

13 докладов состоялось на секции «Математика в школе», руководимой доцентом Г. А. Кле-ковкиным и профессором В. А. Тестовым. Большую активность в обсуждении тематики докладов проявил профессор С. Р. Когаловский. Наиболее значимыми оказались доклады канд. пед. наук, заслуженного работника профтехобразования РФ А. Д. Беловой (Москва) об особенностях обучения математике в профтехучилищах; преподавателя М. В. Волковой (Глазов) о возможностях использования ADOBE FLASH при изучении геометрических преобразований плоскости; канд. пед. наук, доцента кафедры математического анализа и МОМ ВятГГУ П. М. Горева о взаимосвязи основного и дополнительного образования школьников, канд. пед. наук, доцента М. В. Поспелова (Санкт-Петербург) о переходных дидактических формах обучения математике. Выступили также студенты Е. Н. Осипова, М. И. Рогозина и А. В. Рочева из Коми пединститута и М. П. Позолотина из ВятГГУ. Все доклады представлены в форме презентаций.

Во второй день конференции были сделаны доклады, даны мастер-классы и проведены открытые уроки и внеклассные мероприятия учителями математики Вятского технического лицея и лицея № 21 г. Кирова. Активное участие в них приняли все гости конференции, а также преподаватели, аспиранты и студенты факультета ИМФ ВятГГУ и учителя математики и информатики г. Кирова. В Вятском техническом лицее работу организовала учитель математики высшей категории, почётный работник общего образования РФ А. В. Ковардакова. Состоялись обстоятельные доклады Т. М. Мильчаковой и С. В. Ширяевой «Лицей - ресурсный центр по работе с одарёнными детьми в области информационных технологий» и А. В. Ковардаковой «Разработка электронных пособий по математике как средство формирования ключевых компетентностей учащихся старших классов». Затем были проведены часовые мастер-классы «Интернет-обучение» (Т. М. Мильчакова) и «Приёмы использования компьютерных программ и сети Интернет при обучении математике» (А. В. Ковардакова, М. А. Суворова).

Работу в лицее № 21 организовал член оргкомитета, доцент П. М. Горев. Им также подготовлена брошюра «Интерактивные формы обучения школьников математике» по материалам к открытым урокам и внеклассным мероприятиям в рамках конференции. Лицей представила его директор А. Д. Кожевникова. С интересным докладом «Пришкольный математический лагерь-тре-

нинг "Математика. Творчество. Интеллект": история становления и технологические находки» выступил П. М. Горев. Далее учителя лицея дали открытые уроки: Л. А. Черанёва на тему «Решение текстовых задач с помощью графиков», О. Л. Лунеева «Параллельность прямых и линейная функция», О. Ю. Белова «Применение производной к решению задач по оптимизации». Были проведены следующие открытые внеклассные мероприятия: кружок на тему «Великая Отечественная война в процентах» (С. В. Кушова), тренинг креативного мышления (канд. пед. наук В. В. Утёмов) и учебный математический бой (Е. И. Шехирева).

К началу конференции выпущен сборник материалов, содержащий 102 работы 134 авторов. Среди очных и заочных участников конференции - известные математики и методисты, 25 докторов наук и профессоров, 44 молодых ученых, аспирантов и студентов. Представлено 28 городов России: Абакан (2), Арзамас (3), Великий Новгород (1), Владимир (2), Волгоград (1), Вологда (3), Глазов (6), Екатеринбург (2), Елабу-га (1), Иваново (1), Киров (42), Краснодар (2), Красноярск (1), Курган (2), Москва (11), Нижний Новгород (5), Пенза (3), Пермь (8), Самара (3), Санкт-Петербург (2), Саранск (3), Сургут (1), Сыктывкар (14), Тобольск (7), Тюмень (2), Чебоксары (6), Челябинск (3), Якутск (1). Была также организована выставка монографий, учебных пособий и разработок участников конференции. В рамках культурной программы состоялись автобусные экскурсии по Кирову и в село Велико-рецкое, выступление фольклорного ансамбля «Горенка» (Киров), лауреата многих всероссийских и международных конкурсов.

В заключительный день конференции на круглом столе была принята следующая резолюция: Обучение математике имеет свою специфику и принципиально отличается от обучения другим дисциплинам. Дидактика математики предполагает свои активные и интерактивные методы и технологии, создание и использование образовательных программ и интернет-ресурсов, нацеленных именно на математическое образование. Должна соблюдаться мера между традициями фундаментального образования и инновациями. ИКТ-образование должно быть осмысленным и полезным. Компьютер, в принципе, не может заменить «живого» общения в обучении.

Проведение конференции, организованной кафедрой алгебры и дискретной математики ВятГГУ, поддержано региональным грантом РГНФ, проект № 12-16-43501 (руководитель проекта Е. М. Вечтомов). Огромную организационную работу проделала координатор и учёный секретарь конференции, канд. физ.-мат. наук, доцент В. И. Варанкина.

Принято решение продолжить обсуждение данной тематики на очередной Всероссийской научно-практической методико-математической конференции в декабре 2012 г. в Глазовском государственном педагогическом институте им. В. Г. Короленко и на приуроченном к ней 17-м заседании Совета УМО по математике педвузов и университетов Волго-Вятского региона.

Е. М. Вечтомов, председатель оргкомитета конференции, д-р физ.-мат. наук, профессор, зав. кафедрой алгебры и дискретной математики ВятГГУ, заслуженный работник высшей школы РФ

ТРЕТЬЯ ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ «ЯЗЫК, ЛИЧНОСТЬ, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ВЗГЛЯД МОЛОДЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ» НА ФАКУЛЬТЕТЕ ЛИНГВИСТИКИ

3-4 апреля 2012 г. в стенах факультета лингвистики ВятГГУ прошла научно-практическая конференция молодых ученых. Уже третий год она носит статус Всероссийской конференции с международным участием. Тема конференции -«Язык, личность, деятельность: взгляд молодых исследователей». Конференция проводилась при содействии и участии представителей Ассоциации выпускников ВятГГУ.

В состав организационного комитета конференции вошли преподаватели и студенты факультета лингвистики во главе с деканом факультета, кандидатом филологических наук, доцентом Владимиром Александровичем Баниным.

Конференция проводилась в целях обмена опытом исследовательской работы по проблемам современного языкового образования и повышения мотивации студентов к проведению теоретических и эмпирических исследований в области лингвистики и лингводидактики.

В конференции приняли участие студенты и магистранты факультета лингвистики Вятского государственного гуманитарного университета, а также молодые ученые из разных регионов Российской Федерации (Кировская, Московская, Челябинская, Иркутская, Томская, Новосибирская, Самарская, Белгородская области, Краснодарский край, Республика Удмуртия), а также их зарубежные коллеги из Республики Беларусь и Соединенных Штатов Америки.

В ходе двухдневной работы конференции молодые учёные обменялись опытом и представили результаты своих научных исследований, посвящён-ных актуальным проблемам лингвистики и теории и методики обучения иностранным языкам. Про-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.