НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «П. А. СТОЛЫПИН И ЕГО РЕФОРМЫ: РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ»
12 апреля 2012 г. в г. Кирове в Вятском государственном гуманитарном университете прошла межрегиональная конференция, посвященная 150-летию со дня рождения крупного политического деятеля дореволюционной России Петра Аркадьевича Столыпина. Конференция проводилась историческим факультетом ВятГГУ при поддержке Российского гуманитарного научного фонда с целью обсуждения актуальных вопросов истории модернизации Российской империи в начале XX столетия с выделением специфики региональных процессов.
В конференции приняли участие более 300 историков, культурологов, педагогов, краеведов, архивных и библиотечных работников из Москвы, Санкт-Петербурга, Глазова, Екатеринбурга, Казани, Кирова, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Стерлитамака, Тамбова.
Для обсуждения на конференции были предложены следующие темы:
• Россия накануне реформ.
• П. А. Столыпин: человек и политик.
• Историография, источники изучения реформ П. А. Столыпина в региональном и общероссийском формате.
• Правительственные дискуссии о выборе экономической стратегии в конце XIX - начале XX в.
• Аграрная реформа П. А. Столыпина: региональное измерение.
• Оппозиция столыпинским реформам «справа» и «слева».
• Аграрная реформа П. А. Столыпина: дискуссионные аспекты.
• Реформы суда и местного управления в программе преобразований П. А. Столыпина.
• Социальные аспекты программы реформ П. А. Столыпина.
• Хозяйственное освоение Сибири в конце XIX - начале XX в.
• Участие земств в реализации аграрной реформы П. А. Столыпина.
• Община, отруб и хутор глазами российского крестьянства: за и против.
• Российский аграрный рынок в конце XIX -начале XX в.: тенденции развития.
• Судьбы российского крестьянства в конце XIX - начале XX в.
Перед началом конференции ее участники имели возможность ознакомиться с выставкой книг по изучаемой тематике, организованной научной библиотекой ВятГГУ. Государственный архив Кировской области представил документы, касающиеся реализации аграрной реформы в Вятской губернии. Большой интерес вызвала выставка работ победителей межрегиональных конкурсов по тематике конференции среди школьников, а также студентов и аспирантов.
Торжественно открыл конференцию ректор Вятского государственного гуманитарного университета, доктор исторических наук, профессор В. Т. Юнгблюд. С приветственным словом к участникам конференции обратился губернатор Кировской области Н. Ю. Белых.
Пленарное заседание было продолжено выступлением руководителя Центра истории религии и Церкви Института российской истории РАН, доктора исторических наук В. М. Лаврова. Докладчик отметил, что у правительства П. А. Столыпина были следующие варианты действий в 1906 г.: 1) не проводить аграрных преобразований, ограничиваясь подавлением крестьянских беспорядков; 2) начать аграрную реформу, сохраняющую право частной собственности; 3) начать такую реформу, которая частично или полностью передаст помещичью землю крестьянам. Как и крестьянская реформа 1861 г., аграрная реформа Столыпина подвергалась критике и «слева», и «справа» (со стороны крайних националистов-консерваторов). Особую ненависть реформа вызвала у эсеров и большевиков, которые осознавали, что успешное осуществление аграрной реформы в крестьянской стране равнозначно утрате надежд на народную революцию во главе с ними. Докладчик отметил безусловную значимость реформ П. А. Столыпина.
Эту линию продолжил в своем выступлении академик АН РТ, доктор филологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, вице-президент АН РТ Н. М. Валеев, показавший взаимосвязь реформ П. А. Столыпина с современностью. Докладчик отметил, что российская история дает нам бесценный опыт преобразований, направленных на созидание, и позволяет приблизиться к пониманию реформ современных. Исторический материал, к сожалению, довольно
часто остается забытым. В рамках настоящей конференции нужно попытаться глубже осмыслить один из переломных моментов в судьбе страны начала XX столетия, связанных со столыпинскими реформами, носившими системный характер, и дать им объективные оценки.
Доклад профессора кафедры истории и методики преподавания Глазовского государственного педагогического института им. В. Г. Короленко Л. А. Волковой был посвящен вопросам землеустройства и отношения к ним многоэтничной крестьянской общины дореволюционной Удмуртии. Особое внимание было уделено взаимодействию власти и нерусского крестьянства в мо-дернизационных процессах.
Завершило пленарное заседание подведение итогов межрегионального историко-просветитель-ского конкурса научно-исследовательских работ учащихся общеобразовательных учреждений «Реформы П. А. Столыпина: взгляд молодого исследователя» и межрегионального историко-просве-тительского конкурса научно-исследовательских работ студентов и аспирантов «Реформы П. А. Столыпина: история и современность».
Затем прошли заседания четырех секций. На секции «Россия и ее регионы накануне столыпинских реформ» обсуждались интересные и актуальные вопросы, связанные с социально-экономическим развитием российской провинции на рубеже XIX - начала XX в. Один из ключевых аспектов этой многогранной темы затронул в своем выступлении кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории Вятского государственного университета И. В. Чемоданов, доклад которого был посвящен экономическим взглядам С. Ю. Витте, и отличался нестандартным подходом к трактовкам известных фактов. Анализируя основные направления деятельности С. Ю. Витте на посту министра финансов, докладчик изложил точку зрения, согласно которой мероприятия С. Ю. Витте в области экономики представляли собой уникальный опыт сочетания политики протекционизма и одновременно активного привлечения иностранного капитала, что позволило обеспечить стабильное развитие страны. Не все присутствующие на секции согласились с таким выводом, указав докладчику на то, что сам С. Ю. Витте довольно критично отзывался о результатах своей деятельности, сравнивая отношения России и западноевропейских стран с отношениями колонии и метрополий. Развернувшаяся в ходе обсуждения этого вопроса дискуссия позволила прийти к выводу о том, что экономическое развитие России начала XX в. носило противоречивый и неоднозначный характер при достаточно высоких общих темпах модернизации страны, в том числе в области сельского хозяйства.
Рассмотрению новой и малоизученной проблемы было посвящено выступление кандидата исторических наук, ассистента кафедры отечественной истории Вятского государственного гуманитарного университета А. М. Рафикова, обратившегося к анализу этнорегиональной составляющей столыпинской реформы на примере изучения крестьянского хозяйства татар Вятской губернии в конце XIX - начале XX в. Докладчик констатировал, что крестьяне-татары, как и в целом все население сельской местности Вят-ско-Камского региона, были затронуты столыпинской аграрной реформой лишь опосредовано, что объяснялось объективными причинами, связанными с медленными темпами экономического развития губернии и сохранением здесь весомой роли крестьянской общины. Выступление вызвало большой интерес у аудитории, а заданные докладчику вопросы позволили обозначить перспективы дальнейшего исследования темы, заключающиеся в необходимости изучения и проведения сравнительного анализа экономического развития крестьянских хозяйств удмуртов, марийцев, башкир и представителей некоторых других национальностей, проживавших на территории Вятско-Камского региона.
Не менее важные проблемы, обращение к которым позволило расширить географические рамки тематики выступлений, были затронуты в сообщении кандидата исторических наук, доцента Стерлитамакской государственной педагогической академии им. Зайнаб Биишевой О. А. Кур-сеевой, посвященном деятельности П. А. Столыпина на посту саратовского губернатора. Представленный докладчиком фактический материал позволил по-новому взглянуть на некоторые уже, казалось бы, достаточно изученные стороны деятельности П. А. Столыпина в этой должности.
Важной составляющей работы секции стали доклады аспирантов кафедры отечественной истории Вятского государственного гуманитарного университета А. С. Касанова и М. Ю. Лица-рева, обратившихся к таким малоизученным проблемам истории Вятской губернии пореформенного времени, как создание и деятельность в регионе сельскохозяйственных обществ и влияние на общую социально-политическую ситуацию в крае Манифеста 17 октября 1905 г. Подготовленные на высоком научно-методическом уровне выступления молодых ученых позволили успешно завершить работу секции, которая отличалась конструктивным характером и прошла в русле позитивного идейного обмена и диалога между ее участниками.
На секции «П. А. Столыпин и тенденции регионального развития России в начале XX в.» прозвучали доклады, касающиеся различных аспектов деятельности П. А. Столыпина. Доктор
исторических наук, профессор кафедры отечественной истории ВятГГУ В. И. Бакулин дал историографический обзор новейшей научной периодики по проблеме осуществления аграрной реформы П. А. Столыпина. В докладе магистранта кафедры отечественной истории ВятГГУ Л. В. Пешниной была проанализирована общественно-политическая деятельность вятского учительства в эпоху столыпинских преобразований. Финансовая сторона реформы нашла отражение в докладе доцента ВятГСХА В. П. Калиниченко и магистранта ВятГГУ А. В. Вершинина. Реализация аграрных преобразований на территории Вятского края уже после смерти П. А. Столыпина рассмотрена в докладах кандидата исторических наук, доцента кафедры отечественной истории ВятГГУ Е. Г. Костиной и начальника отдела использования архивных документов ГАКО А. В. Колотова.
Все выступления отличались высоким исследовательским уровнем и вызвали большой интерес у слушателей. Важно подчеркнуть, что в основе большинства выступлений лежали материалы как центральных, так и региональных архивов страны.
В центре внимания участников работы секции «Последствия преобразований П. А. Столыпина» находились вопросы региональной аграрной истории России начала XX в. Все доклады вызвали большой интерес аудитории, выступавшим было задано немало вопросов. Достаточно острая полемика развернулась в процессе обсуждения докладов кандидата исторических наук, доцента кафедры отечественной истории ВятГГУ Е. С. Останина «Две приватизации: исторические параллели» и кандидата исторических наук, доцента кафедры истории и методики преподавания истории ГГПИ им. В. Г. Короленко О. Н. Леконцева «Влияние столыпинской реформы на сельское хозяйство Вятской губернии и Вотской автономной области в первой половине 1920-х гг.». Участники дискуссии давали различные оценки исходного состояния аграрного хозяйства России накануне реформ П. А. Столыпина, а также отдалённых последствий столыпинских преобразований. В целом обсуждение происходило на высоком научном уровне, с опорой на исторические источники и статистические данные, носило корректный характер.
В завершение работы секции профессор кафедры истории и методики преподавания истории Глазовского государственного педагогического института им. В. Г. Короленко Л. А. Волкова поблагодарила кафедру отечественной истории ВятГГУ за высокий уровень организации конференции и пригласила всех участников к продолжению сотрудничества в рамках межрегиональных научных конференций.
На заседании секции «П. А. Столыпин и его реформы глазами молодых исследователей» были представлены научные исследования, касающиеся различных аспектов жизни и деятельности П. А. Столыпина. В частности, была освещена деятельность П. А. Столыпина на посту гродненского и саратовского губернатора (Д. А. Натаров, М. В. Бакшаев), действия правительства П. А. Столыпина в области культуры, образования и науки (А. В. Горохова). Ряд докладов был посвящен анализу взаимоотношений П. А. Столыпина с государственными деятелями и деятелями культуры (П. А. Чемоданов «Л. Н. Толстой и П. А. Столыпин: конфликт мировоззрений»).
Большой интерес у слушателей вызвали выступления, основанные на анализе исторических источников (как опубликованных, так и неопубликованных). Это «Переписка П. А. Столыпина и Николая II как исторический источник» (Е. Б. Касаткина), «Переписка П. А. Столыпина и С. Ю. Витте как исторический источник» (И. С. Порубова), «Переписка П. А. Столыпина и О. Б. Столыпиной как исторический источник» (А. Д. Непеина), «Воспоминания современников о П. А. Столыпине как исторический источник» (В. С. Токарева).
Представляется важным, что в соответствии с темой конференции значительный пласт прозвучавших докладов создан на региональном материале и охватывает изучение истории Вятского края в начале XX в.: «Местная периодическая печать как источник по истории вятской деревни начала XX века» (А. Е. Коробейникова), «Поземельное устройство крестьян Орловского уезда Вятской деревни в конце XIX века» (Н. В. Владимиров), «Документы фонда Малмыжского уездного полицейского исправника ГАКО как источник по истории Вятского края начала XX века» (К. А. Целикова), «Документы фонда Слободского уездного полицейского исправника ГАКО как источник по истории Вятского края начала XX века» (С. А. Чеснокова) и др.
Все заслушанные доклады были выполнены на высоком научном уровне. Пять докладов сопровождались показом презентации через мультимедийный проектор. После устного выступления студенты имели возможность ответить на все вопросы аудитории. Следует отметить, что слушатели занимали активную позицию и принимали участие в обсуждении прозвучавших сообщений. В частности, дискуссия развернулась вокруг двух завершающих докладов, посвященных теме убийства П. А. Столыпина.
По итогам работы секции докладчики были удостоены дипломов в номинациях: «Высокий научный уровень исследования», «Дебют в науке», «Вклад в изучение истории Вятского края», «Научная новизна исследования».
В целом конференция продемонстрировала, что проблематика реформ П. А. Столыпина и сегодня не теряет своей актуальности, имея значимость и практическую востребованность в современном обществе. Особенностью научной конференции стало раскрытие региональных аспектов реформы, использование широкого и разнообразного круга исторических источников из областных архивохранилищ, многие из которых впервые вводятся в научный оборот, а также построение исследований на новой методологической основе. Все это позволило ученым глубоко осмыслить многие аспекты модернизационных процессов, проходивших в начале XX в. и связанных с реформами П. А. Столыпина.
По итогам конференции издан сборник научных статей.
А. В. Сергеев, кандидат исторических наук, декан исторического факультета ВятГГУ
V ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗАХ И ШКОЛАХ РОССИИ»
10-12 мая 2012 г. в г. Кирове на базе Вятского государственного гуманитарного университета (ВятГГУ) состоялась научная конференция, тема которой - «Интерактивные формы обучения математике студентов и школьников». Поэтому центральной была проблема внедрения интерактивных форм и методов обучения математике в учебный процесс вузов и школ. Необходимость применения активных и интерактивных методов обучения бакалавров и магистров прописана во ФГОС. Связанные с этим теоретические, методические и учебно-практические вопросы обсуждались и анализировались на конференции. В ней приняли участие более 100 вузовских преподавателей и учителей математики, аспирантов и студентов из Вологды, Глазова, Екатеринбурга, Кирова, Москвы, Нижнего Новгорода, Пензы, Перми, Самары, Санкт-Петербурга, Сыктывкара, Тобольска, Чебоксар.
Конференцию открыл проректор по научно-исследовательской работе ВятГГУ, д-р ист. наук, профессор Ю. А. Балыбердин, подчеркнувший значимость математического образования и важность его совершенствования. Он передал напутственные слова от ректора ВятГГУ, д-ра ист. наук, профессора, заслуженного работника высшей школы РФ В. Т. Юнгблюда и начальника управления образования г. Кирова В. Л. Кода-чигова. Приветственное слово произнёс декан фа-
культета информатики, математики и физики (ИМФ), д-р пед. наук, профессор С. М. Окулов, отметивший значимость поднимаемых на конференции проблем. Затем слово взял председатель оргкомитета конференции, д-р физ.-мат. наук, профессор Е. М. Вечтомов, указавший на добрую традицию проведения в ВятГГУ научных конференций по математическому образованию. Выступающие пожелали участникам конференции плодотворной работы во благо российского образования и науки.
Далее прозвучало 7 пленарных докладов. В докладе «Что такое интерактивность в образовании?» профессор Е. М. Вечтомов (ВятГГУ) показал, что интерактивное обучение основано на взаимодействии учащихся между собой, с преподавателем, с внешней средой. Активная модель обучения предполагает известную самостоятельность учащихся, самостоятельное выполнение ими различных заданий, решение задач: учебных, стандартных и нестандартных, развивающих и исследовательских. Таким взаимодействием является, например, работа в малых группах, предусматривающая определенную игровую и/или проектную совместную деятельность обучаемых. Существенно то, что интерактивные формы и методы обучения базируются на принципах взаимодействия и активности всех учащихся. В более узком смысле интерактивность понимается как взаимодействие с компьютером и через компьютер, привлечение компьютерных и информационных технологий, использование образовательных ресурсов Интернета.
С программным докладом «Перспективы и проблемы информатизации математического образования» выступил канд. физ.-мат. наук, доцент А. Г. Клековкин (Самарский филиал МГПУ), в котором обосновал необходимость и важность использования компьютерных пакетов по обучению математике. Канд. физ.-мат. наук, профессор С. Р. Когаловский (Ивановский университет) в докладе «Необходимость интерактивных методов обучения математике» выразил уверенность в том, что интерактивные методы могут и должны вписаться в современный постнеклассический этап в дидактике математики, основанный на синергии и онтогенетическом подходе. Д-р пед. наук, профессор Н. И. Мерлина (Чувашский университет) в докладе «Современное высшее математическое образование в России и бакалавриат» выразила опасение, что введение бакалавриата подорвёт фундаментальность российского математического образования в вузах. В своём докладе «НИРС как основополагающий элемент подготовки к профессии математика» зав. кафедрой прикладной математики СыктГУ, д-р техн. наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ В. Л. Никитенков на примере при-