Научная статья на тему 'Всероссийская научно-практическая конференция «Крестьянская реформа Александра II: региональное измерение» (к 150-летию отмены крепостного права в России)'

Всероссийская научно-практическая конференция «Крестьянская реформа Александра II: региональное измерение» (к 150-летию отмены крепостного права в России) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
248
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Кустова Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Всероссийская научно-практическая конференция «Крестьянская реформа Александра II: региональное измерение» (к 150-летию отмены крепостного права в России)»

родственны. Пожилые нередко симулируют кое-что из молодости, молодые симулируют взрослую жизнь. Тяга к общению также объединяет молодых и старых. Тему «Валеологическая самоидентификация пожилых: личность в культуре и культура в личности» предложила Л. А. Гинзбург (Санкт-Петербург). Она попыталась осмыслить такой феномен, как «культура старения». Ведущее место здесь занимает внутренняя картина здоровья, которую выстраивает в себе пожилая личность. Являясь продуктом ва-леологической рефлексии, эта картина определяет строй жизненного мироощущения. «Двойная система ценностей по отношению к пожилым людям в древнем Риме» - такова тема сообщения старшего преподавателя кафедры иностранных языков ВятГГУ Н. В. Уткиной. Она показала, что в римском обществе доминировали две системы ценностей: высокий статус граждан высших сословий и низкий статус пожилых из нижних сословий. Студентка отделения «социология» ВятГГУ А. А. Медведева провела социологическое исследование «Старость в представлении различных когорт населения». Оказалось, что представители разных групп населения различным образом оценивают пожилых людей. Если для молодежи они бытийствуют как люди из совершенно другого мира, то среднее поколение имеет уже более реалистические представления. Весьма актуальную тему «Проект "Преемственность поколений" как форма коммуникации молодежи и ветеранов Великой Отечественной войны» рассмотрела доцент кафедры культурологии и рекламы ВятГГУ П. В. Попова На ярком фактуаль-ном материале она показала, как ветераны войны воспитывают патриотизм у молодых людей и как последние придают пожилым бодрость и силы жизни. Аспирант этой же кафедры М. В. Соболева выступила с темой «Специфика рекламы для людей пожилого возраста». Главный вклад в это своеобразие вносит богатый жизненный опыт. Здесь не нужны слишком яркие образы и громкие призывы, многое сводится к практической целесообразности. Работа секции завершилась сообщением студента IV курса психологического факультета ВятГГУ С. Э. Дровосекова «Психологические подходы к изучению мудрости в Германии и США». Издавна старость коррелирует с мудростью. Последняя обладает сложной неоднозначностью, ибо не поддается прямому изучению. В оценках мудрости выделяются две парадигмы: 1) Берлинская - мудрость как экспертное знание об основах жизни; 2) Восточная (которая господствует в США) - мудрость как образ жизни успешных и опытных личностей.

Итак, научная конференция прошла успешно и реализовала поставленные цели. Большинство докладов и сообщений были содержательными и

интересными. Вопросы и ответы на них создали обстановку многоликого диалога. Тема старости стала во многом ясной и понятной.

В. Ф. Юлов, доктор философских наук, профессор по кафедре философии и социологии ВятГГУ

ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «КРЕСТЬЯНСКАЯ РЕФОРМА АЛЕКСАНДРА II: РЕГИОНАЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ» (К 150-ЛЕТИЮ ОТМЕНЫ КРЕПОСТНОГО ПРАВА В РОССИИ)

19-20 мая 2011 г. в Вятском государственном гуманитарном университете прошла Всероссийская конференция, посвященная 150-летию со времени отмены крепостного права. Конференция проводилась историческим факультетом ВятГГУ при поддержке Российского гуманитарного научного фонда с целью обсуждения актуальных вопросов истории буржуазных реформ Александра II.

Для обсуждения на конференции были предложены следующие темы:

• Россия накануне реформ;

• историография, источники изучения буржуазных реформ 1860-1870-х гг.;

• выработка концепции «великих реформ» Александра II и их основное содержание;

• реализация крестьянской реформы в регионах;

• аристократическая и демократическая оппозиция реформе;

• причины и формы крестьянского движения в удельных и государственных имениях; особенности организации и формы крестьянского быта в имениях дворцового ведомства и Министерства государственных имуществ;

• региональные варианты крестьянского быта, обрядов и фольклора.

• деятели эпохи великих реформ;

• судьбы российского крестьянства.

Конференция собрала историков, культурологов, педагогов, краеведов, архивных и библиотечных работников из Москвы, Архангельска, Кирова, Перми, Тамбова, Ульяновска, Чебоксар, Челябинска и Елабуги. Всего приняли участие (в очно-заочной форме) более 60 человек.

Конференция открылась пленарным заседанием. Общий тон задало выступление зам. директора ИРИ РАН, доктора исторических наук В. М. Лаврова. Рассмотрев попытки решения крестьянской проблемы в XVIII - первой половине XIX в., докладчик остановился на проблеме о соотношении революции и реформ. В. М. Лав-

ров особо подчеркнул значение в эпоху преобразований духовно-нравственного воспитания, без которого любой экономический прогресс может обернуться катастрофой. Была подчеркнута актуальность этой проблемы и для сегодняшнего дня. Докладчик поставил вопрос о месте и роли Церкви в современном обществе.

Эту линию продолжил в своем выступлении кандидат исторических наук, старший научный сотрудник ИРИ РАН И. А. Курляндский, который описал попытки реформирования Церкви в эпоху Александра II, направленные на улучшение духовно-нравственного состояния общества, материального положения духовенства и возвращение Церкви к идеалу соборности. Духовно-нравственной проблематике либеральных реформ посвятил свое сообщение кандидат исторических наук, протоиерей Александр Балыбердин (Вятская епархия), давший оценку крепостничества в православной стране, показав его истоки и последствия.

В реализации реформ важную роль играл субъективный фактор, что убедительно прозвучало в докладе директора Кировской областной научной библиотеки им. А. И. Герцена, заслуженного работника культуры РФ Н. П. Гурьяновой о выдающем общественном деятеле Петре Владимировиче Алабине (1824-1896), который сумел возродить Вятскую публичную библиотеку, находившуюся до него в состоянии упадка. О роли человеческого фактора в эпоху буржуазных реформ говорил на пленарном заседании доктор исторических наук, профессор Т. С. Сергеев (Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева).

Важнейшим условием проведения реформ и их эффективности стала готовность к ним самого общества. Этой проблематике было посвящено выступление доктора исторических наук, профессора В. И. Бакулина (ВятГГУ) «Политическое самосознание российского крестьянства периода последних десятилетий XIX - первой четверти XX века». Завершил пленарное заседание доклад главного специалиста ГОУ «Государственный архив Кировской области» А. В. Колотова, который представил архивные изыскания по поводу празднования в Вятской губернии 50-летия отмены крепостного права.

Затем прошли заседания четырех секций. Первая секция - «Реформа 1861 г. и судьбы российского крестьянства» - открылась философ-ско-теоретическим выступлением кандидата исторических наук, доцента Ю. Н. Тимкина (Вятский социально-экономический институт). Докладчик затронул важную проблему новаций и традиций в русском мировоззрении XVIII-XX вв., рассмотрев, в частности, вопрос о взаимодействии идеологии Просвещения и традици-

онного мировоззрения крестьянского населения. Необычный подход в оценке пореформенных волнений в деревне был представлен в докладе кандидата исторических наук, доцента А. А. Маш-ковцева (ВятГГУ). Рассматривая выступления 1860-х гг. удельных крестьян Сарапульского уезда Вятской губернии, он показал роль в этих волнениях религиозного фактора.

Особое внимание на секции было уделено проблеме судеб крестьянства в пореформенное время. Наибольшие дискуссии вызвал доклад кандидата исторических наук, доцента И. В. Че-моданова (Вятский государственный университет) «Столыпинская аграрная реформа: экономические и социальные последствия», в котором акцентировалось внимание на негативных последствиях столыпинской аграрной реформы. Обыденная жизнь вятского крестьянства в сравнении с другими регионами в исторической перспективе XVIII-XIX вв. была представлена в докладе краеведа А. Л. Рашковского (Киров).

Доклады второй секции - «Формирование институтов гражданского общества в пореформенный период» - были посвящены влиянию «великих реформ» на развитие общественного сознания в Российской империи во второй половине XIX - начале XX в. Важные изменения в пореформенный период происходили в сознании представителей разных сословий, о чем говорилось в выступлении зав. кафедрой отечественной истории ВятГГУ, кандидата исторических наук, доцента М. С. Судовикова. На примере региональной деловой элиты докладчик особо отметил, что в течение XIX в. служба в органах местного самоуправления постепенно позволяла ей преодолевать узкосословные интересы и становиться на путь заботы о росте благосостояния местного сообщества в целом. В докладе кандидата культурологии, доцента Л. Н. Зориной (ВятГГУ) было рассмотрено явление «буржуазной элитарности», которое стало отражением процесса социокультурного сближения сословий купечества и дворянства.

Либерально-демократические преобразования Александра II существенно повлияли на положение российского крестьянства, получившего не только личную свободу и земельную собственность, но и основные гражданские права. Реализации их на практике в сфере торгово-предпри-нимательской деятельности было посвящено выступление ведущего специалиста ГОУ «Государственный архив Кировской области» А. С. Касано-ва. В докладе кандидата исторических наук, ассистента Н. В. Чернышевой (ВятГГУ) отмечалось, что для крестьянского менталитета второй половины XIX в. было характерно сохранение традиционного наивного монархизма. В выступлении кандидата исторических наук, доцента

A. В. Скутнева (Кировский филиал Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов) новое звучание получили различные аспекты церковной реформы 1860-1870-х гг., существенно повлиявшей на трансформацию менталитета российского духовенства. Высокой степенью научной новизны отличались выступления, характеризовавшие влияние «великих реформ» на положение представителей различных национальностей, проживавших на территории Вят-ско-Камского региона, работу благотворительных и издательских учреждений - доклады ассистента А. М. Рафикова (ВятГГУ) и ст. преподавателя Л. В. Красновой (ВятГГУ).

На третьей секции - «Деятели эпохи великих реформ» - рассматривалась тема личности в истории буржуазных реформ. Доктор исторических наук, профессор В. А. Бердинских (ВятГГУ) охарактеризовал деятельность приходских священников как историков-любителей. Доктор исторических наук, профессор Т. С. Сергеев (Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева) осветил вопрос о вкладе школьных инспекторов в развитие земских школ многонационального Поволжья. Учительство эпохи реформ Александра II стало темой выступления литератора, заслуженного работника культуры РФ Т. К. Николаевой (Киров). Член Кировского областного краеведческого объединения «Вятка» Л. М. Романенко рассказала о деятельности вятского губернатора Н. А. Тройницкого.

Одной из задач конференции стало привлечение к участию в ее работе молодых исследователей. На конференции выступили с докладами 20 студентов-историков ВятГГУ, для которых была организована специальная секция - «Крестьянская реформа Александра II глазами молодых исследователей». В числе проблем, рассмотренных на секции, стали региональная историография и источниковедческие аспекты крестьянской реформы. Студенческие работы основывались преимущественно на документах Государственного архива Кировской области, связанных с вопросами землеустройства и землепользования в до- и пореформенный период, историей крестьянского самоуправления, деятельностью сельских сходов, волостных старшин, губернского и уездных по крестьянским делам присутствий. Большой интерес у слушателей вызвали сообщения по этнографической тематике. Отмечая высокий уровень докладов студентов, участники конференции выразили благодарность работникам Государственного архива Кировской области за серьезную поддержку и консультативную помощь в работе студентов. Огромный вклад в подготовку выступлений молодых исследователей внесла кандидат философских наук, доцент

B. А. Криушина (ВятГГУ).

В целом конференция продемонстрировала, что проблематика «великих реформ» и сегодня не теряет своей актуальности, имея значимость и практическую востребованность в современном обществе. Особенностью научной конференции стало раскрытие региональных аспектов реформы, использование широкого и разнообразного круга исторических источников из областных архивохранилищ, многие из которых впервые вводятся в научный оборот, а также построение исследований на новой методологической основе. Все это позволило ученым глубоко осмыслить многие аспекты буржуазно-демократических преобразований Александра II, выделить их региональную специфику.

По итогам конференции издан сборник научных статей.

Е. В. Кустова, кандидат исторических наук,

доцент по кафедре отечественной истории ВятГГУ.

ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ»

Научная школа «Развитие личности посредством формирования познавательной активности в процессе обучения» (научный руководитель -д. пед. н., проф., чл.-кор. РАО В. С. Данюшенков) совместно с ГОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет» (ВятГГУ) и АНО «Волго-Вятский региональный научно-образовательный центр РАО» (ВВРНОЦ РАО) выступила инициатором проведения 27-28 апреля 2011 г. Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Развитие познавательной активности обучающихся в инновационной образовательной среде». Конференция направлена на поддержку и развитие научной деятельности профессорско-преподавательского состава университета, аспирантов, магистров, а также педагогов-практиков.

Повышение познавательной активности учащихся - одна из главных задач в образовании на протяжении многих лет. Проблема развития познавательной активности школьников была предметом внимания многих российских и зарубежных исследователей (К. А. Абульхановой, Б. Г. Ананьева, Л. П. Аристовой, А. А. Вербицкого, В. С. Данюшенкова, В. И. Лозовой, А. М. Матюшкина, Т. И. Шамовой, Г. И. Щукиной и др.). В этой области сделано немало как

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.