Научная статья на тему 'Региональная научно-практическая конференция «Род Васнецовых в общественной и культурной жизни России (к 155-летию Аркадия Михайловича Васнецова)»'

Региональная научно-практическая конференция «Род Васнецовых в общественной и культурной жизни России (к 155-летию Аркадия Михайловича Васнецова)» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
348
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональная научно-практическая конференция «Род Васнецовых в общественной и культурной жизни России (к 155-летию Аркадия Михайловича Васнецова)»»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

РЕГИОНАЛЬНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «РОД ВАСНЕЦОВЫХ В ОБЩЕСТВЕННОЙ

И КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ РОССИИ (К 155-ЛЕТИЮ АРКАДИЯ МИХАЙЛОВИЧА ВАСНЕЦОВА)»

6 декабря 2013 г. в Вятском государственном гуманитарном университете прошла конференция, посвящённая 155-летию выдающегося общественного деятеля Вятки рубежа Х1Х-ХХ вв. Аркадия Михайловича Васнецова.

Конференция была инициирована и проведена историческим факультетом ВятГГУ с участием представителей династии Васнецовых в развитие заложенной в 2008 г. традиции - обращаться к наследию этого рода в связи с юбилеем гласного Вятской городской думы, члена Вятской управы, «заступающего место Вятского городского головы», потомственного почётного гражданина города Вятки Аркадия Васнецова, который «мог украсить не только московское и петербургское, но и европейское общество, но навсегда неразрывно связан с историей Вятского края».

Для обсуждения на конференции в рамках пленарного заседания и работы двух секций были предложены следующие вопросы:

• род Васнецовых в истории уездов, сёл, городов Вятской губернии;

• вклад рода Васнецовых в историю отечественного изобразительного искусства (станковой и монументальной живописи, графики);

• вклад рода Васнецовых в историю отечественного декоративно-прикладного и театрально-декорационного искусства;

• вклад рода Васнецовых в историю отечественной фольклористики и диалектологии;

• вклад рода Васнецовых в историю музейного дела России;

• вклад рода Васнецовых в историю пореформенного городского самоуправления в провинции;

• представители рода Васнецовых: судьбы в контексте эпохи;

• вятское «Васнецовское кольцо»: экскурсионные ресурсы и перспективы;

• российская и региональная историография истории васнецовского рода;

• возможности региональных архивов и музейных фондов в изучении истории рода и творческого наследия Васнецовых.

В отличие от первой васнецовской конференции 2008 г., собравшей в основном историков, архивистов и краеведов Кирова, география научного форума 2013 г. оказалась шире: в заочной форме в нём приняли участие учёные из других регионов (Саратов, Воронеж).

Так, доктор исторических наук, профессор Саратовского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского А. Н. Галямичев («Живопись Итальянского Возрождения и творчество Виктора Михайловича Васнецова»), основываясь на материалах эпистолярного наследия Виктора Васнецова, пришёл к выводу о «глубокой внутренней сопряжённости решавшихся Васнецовым и мастерами Возрождения художественных задач».

Кандидат исторических наук, доцент кафедры истории российской государственности и права Поволжского института управления имени П. А. Столыпина (г. Саратов) А. А. Семёнова также обратилась к образу Виктора Васнецова («Хозяйки Абрамцева в судьбе и творчестве Виктора Михайловича Васнецова»). Опираясь на содержание его переписки, одухотворённой убеждением художника, что «...в обыденной жизни нашей мелочной можно расходиться во вкусах, но в высотах поднебесных, в идеалах людям, духовно близким, необходимо верить в одно, радоваться одному и любить одно. Тогда будет крепкое духовное единение, крепкая искренняя дружба», А. А. Семёнова описала характер взаимоотношений Виктора Михайловича с Елизаветой Григорьевной Мамонтовой и её дочерьми Верой и Александрой, придя к следующему выводу: «Хозяйки Абрамцева выступили в образе доброго гения в судьбе В. М. Васнецова. В них нашли олицетворение три ипостаси прекрасного женского образа: женщина-мать Елизавета Григорьевна, девушка-невеста Вера Саввишна и девочка-дочь Александра».

Работа конференции открылась пленарным заседанием.

С докладом «Общественная и культурная жизнь России начала ХХ в. в письмах Михаила Викторовича Васнецова» выступила кандидат философских наук, доцент кафедры отечественной истории ВятГГУ В. А. Криушина. Она рассказала о том, что в 2012 г. в Кирове была выпущена в свет «Васнецовщина» - уникальная книга об истории рода Васнецовых - священников,

художников, общественных деятелей, педагогов, учёных. Её автор и составитель Ольга Алексеевна Васнецова - правнучка Аркадия Михайловича - повествует об истории древнего вятского рода, московского дома Васнецовых. В книге впервые опубликованы письма сына Виктора Михайловича Васнецова Михаила его брату Алексею. Данная публикация эпистолярного наследия одного из Васнецовых (оригиналы писем находятся на хранении в Доме-музее В. М. Васнецова в Москве (ГТГ)) имеет огромное просветительское значение, позволяя широкому кругу читателей познакомиться с этим источником личного происхождения, отразившим не только особенности личности Михаила Викторовича Васнецова, круг общения семьи художника с мировым именем в московский период, но и погрузиться в атмосферу российской жизни в период с 1900 по 1917 г. (за небольшими хронологическими исключениями, связанными с прерыванием переписки по тем или иным обстоятельствам).

По мнению докладчика, оценки, даваемые Михаилом Викторовичем Васнецовым тем или иным событиям и персонажам культурной истории России начала XX в. (литературная и театральная жизнь, объединения художников), глубоки и грамотны, его реплики по поводу политических событий времени (прежде всего, это Первая русская революция и Первая мировая война) определены семейной мировоззренческой традицией и выглядят пророчески точными в перспективе начавшегося столетия, выражают интонацию личной ответственности каждого за разворачивающиеся на его глазах перемены: «Дать направление веку зависит от нас» (письмо от 9 января 1901 г.). Докладчик акцентировал внимание на эволюции форм профессиональной деятельности автора писем М. В. Васнецова: сначала - учительство в частных московских гимназиях, далее - учёный-астроном в Одесской обсерватории (выбор делался между «технической инженерией» и работой с людьми) и, наконец, -священник, пастырь русской православной эмиграции в Праге.

Выступление Т. В. Малышевой, искусствоведа, заведующей Домом-музеем художника Н. Н. Хохрякова, было посвящено тем сюжетам в жизни дореволюционной Вятки, которые сблизили Аркадия Михайловича Васнецова и Николая Николаевича Хохрякова: это обучение в Вятском земском училище для распространения сельскохозяйственных и технических знаний и приготовления учителей; это история о том, как Виктор Михайлович Васнецов, обвенчавшись в 1877 г. в Санкт-Петербурге с Александрой Владимировной Рязанцевой, породнил Аркадия и Николая, матушка которого была троюродной сестрой Александры Владимировны; это соседство Хох-

рякова и Васнецова в географии вятских улиц (с осени 1894 г. Аркадий с семьёй поселился в доме с мезонином у Засорного оврага на Никитской улице в одном квартале с Хохряковым, жившим в родовой усадьбе на углу Копанского переулка). Ещё одна важнейшая тема сообщения Т. В. Малышевой - роль Аркадия Васнецова в создании художественного музея в Вятке: работа Аркадия в городской управе позволяла рассчитывать, что управа предоставит помещение для музея; именно Аркадий Михайлович Васнецов собирал по Вятке оставшиеся у родственников ранние портреты кисти Виктора и пейзажи Аполлинария; Аркадий Васнецов был статистиком, казначеем, товарищем председателя художественного кружка и многое другое. Источниковую основу сообщения Т. В. Малышевой составила подготовленная ею к конференции 2008 г. публикация «Жизнь Аркадия Васнецова в письмах (1889-1924 гг.)».

Выступление кандидата исторических наук, докторанта кафедры философии и социологии Л. Г. Подлевских было обращено к восприятию этико-эстетического потенциала живописи Виктора Михайловича Васнецова (на примере фресковых росписей Владимирского собора в Киеве) современником художника отцом Сергием Булгаковым.

Одной из задач конференции стало привлечение к участию в её работе молодых исследователей: с докладами выступили девять студентов и магистрантов исторического факультета ВятГГУ.

Так, в завершение работы пленарного заседания конференции прозвучал доклад студентки IV курса Светланы Чесноковой «Из истории прихода Предтеченской церкви в селе Рябово по данным клировых ведомостей».

По мнению автора сообщения, история строительства церкви и храмовая архитектура изучены исчерпывающе. Однако такой источник, как клировые ведомости (особый вид церковных документов, которые получили распространение после указа Святейшего Синода от 20 января 1789 г. под названием «Именные списки всем лицам духовного звания православного исповедания»), позволил посмотреть на историю Пред-теченской церкви села Рябово с другой точки зрения. Клировые ведомости составлялись на основе исповедальных росписей, указывали число дворов в приходе, количество душ мужского и женского пола, содержали характеристику церковного клира (возраст церковнослужителей, семейное положение, образование, послужной список и пр.). Автор обобщил информацию о приходе Предтеченской церкви - положении её причта, доходах и расходах, динамике населения Рябовского прихода 2-го благочиннического округа Вятского уезда Вятской губернии - за

период 1850-1870 гг., т. е. в годы служения в Рябово отца Михаила Васнецова.

По окончании пленарного заседания прошли заседания двух секций.

Первая секция - «Из истории Васнецовско-го кольца: люди и храмы» - открылась выступлением краеведа из села Рябово Натальи Дмитриевны Двиняниновой (в прошлом - выпускницы исторического факультета КГПИ им. В. И. Ленина, в студенческий период работавшей под научным руководством Ирины Игоревны Стефа-новой и уже тогда обратившейся к исследованию васнецовской темы). В сообщении были затронуты проблемы современного бытования храмовой архитектуры в сёлах Васнецовского кольца (Ошеть, Каринка, Рябово). Н. Д. Двинянино-ва обратилась к рассказу Аполлинария Васнецова «Сельский иконописец», чтобы показать значение иконописной традиции в выработке эстетического мировоззрения художников Васнецовых. Общий посыл сообщения заключался в констатации неизученности литературного наследия Аполлинария Михайловича. В дискуссии по докладу обсуждались проблемы современного развития усадебного комплекса в Рябово, связанные, во-первых, с возведением вблизи дома Михаила Васнецова хозяйственных построек, не адекватных масштабам и функциональным особенностям усадьбы сельского священника, во-вторых, с оформлением в китчевой стилистике «Васнецовской тропы». Всё это, на взгляд уроженца села Рябово В. С. Кутергина (в прошлом -сотрудника дома-музея Васнецовых в Рябово), разрушает образ сельской священнической жизни, не соответствует исторической правде.

Сообщение студента V курса Романа Старкова «В. М. Васнецов - иллюстратор вятских пословиц» было обращено к характеристике раннего графического наследия художника (18661868 гг.), когда в формате альбома им были проиллюстрированы с комментариями 75 пословиц, собранных И. Трапицыным. Докладчик сравнил варианты издания альбома - как по содержанию, так и по издательскому оформлению; прокомментировал особенности изобразительного и текстового ряда, обозначил восприятие этого издания современниками и родственниками Виктора Васнецова.

В сообщении студентки IV курса Анастасии Рысевой «Страницы истории прихода Троицкой церкви села Лопьял Уржумского уезда Вятской губернии по данным клировых ведомостей» была подробно охарактеризована жизнь прихода Ло-пьяльской церкви в период служения в селе отца Михаила Васнецова (1844-1850) - по сведениям историко-статистического по характеру источника из фонда Вятской духовной консистории. Были обозначены этнокультурные обстоятельства

приходской жизни в условиях доминирования марийского населения, приведены статистические данные, характеризующие демографическую обстановку в приходе, представлен персональный состав церковного причта и семьи Васнецовых в Лопьяльский период. Докладчик сделал вывод о большом информационном потенциале клировых ведомостей как разновидности исторического источника в целях воссоздания социокультурного портрета вятского сельского духовенства. Дискуссию (на предмет подлинности) вызвал приведённый в презентации сообщения фотопортрет отца Михаила Васильевича Васнецова, взятый с генеалогического сайта в Интернете.

В сообщении студента V курса Николая Владимирова «История прихода Троицкой церкви села Чудиново Орловского уезда Вятской губернии по данным клировых ведомостей» была подробно рассмотрена историографическая традиция изучения вятской культовой архитектуры. Автор использовал исследования А. Ю. Капти-кова, А. Г. Тинского, Н. В. Кривошеиной в целях разработки историко-архитектурного образа Троицкой церкви. Новаторская составляющая доклада заключается в том, что автор не ограничился изучением особенностей конструкции и оформления храмового интерьера. История церкви в Чудиново вписана автором в контекст жизни села, уезда, губернии, восстановлена в хронологической последовательности на материалах ис-торико-статистического источника из фонда Вятской духовной консистории (ГАКО. Ф. 237. Оп. 70).

В завершившей секционную работу дискуссии выступил краевед Олег Николаевич Виноградов, который порекомендовал молодым исследователям выбирать малоизученные темы, в частности обратиться к биографии Николая Михайловича Васнецова, служившего в Вятском епархиальном училище, здание которого сегодня занимает ВятГГУ. В качестве содержательного направления исследования краевед предложил обратиться к составлению списка юных вятчанок, обучавшихся в Вятском епархиальном училище, чтобы стать учительницами начальных классов (ГАКО. Ф. 205).

Доклады второй секции - «Региональная генеалогия и культура: от XVIII века до современности» - были посвящены истории книжной и журнальной культуры России и Вятки в Х1Х в., духовным и творческим биографиям людей, внёсших свой вклад в развитие российской провинции и в этом смысле ставших продолжателями главного дела Васнецовых - «труда на ниве народной» (Ольга Алексеевна Васнецова).

Главный библиотекарь Кировской областной научной универсальной библиотеки им. А. И. Гер-

цена А. Н. Мошкина в своём докладе проанализировала коллекцию Егора Машковцева, хранящуюся в фонде редкой книги. При этом особое внимание было уделено освещению изданий по русской словесности, в частности «Словарю древней и новой поэзии», «Учебнику российской словесности» в трех частях и др. Их преобладание в коллекции Е. Машковцева обусловлено образованием владельца. Кроме того, А. Н. Мошкина дала характеристику «Опыта начертания статистики» - одного из первых учебников статистики. Докладчиком было проанализировано содержание вышеназванных книг, а также выделены некоторые особенности их издания, охарактеризованы владельческие знаки (экслибрисы) и дарственные надписи.

В докладе старшего преподавателя кафедры отечественной истории Д. А. Калининой была рассмотрена роль первой политической ссылки в жизни одного из лидеров меньшевизма - Фёдора Ильича Гурвича (Дана). Анализ предыстории тюремного заключения Ф. И. Гурвича и последующей высылки в Вятскую губернию может выступать примером развития социал-демократического движения, его социальной базы, а также стандартных методов борьбы государства с противоправительственными силами. Основное внимание Д. А. Калинина уделила характеристике условий пребывания Ф. И. Гурвича в вятской ссылке. В частности, речь шла об ограничении его в праве передвижения, жизни под постоянным полицейским надзором и невозможности заниматься медицинской практикой. Последнее обстоятельство побудило Ф. И. Гурвича обратиться к литературному творчеству и работе в органах губернской статистики. Докладчик показал восприятие ссылки самим Ф. И. Гурвичем, оценившим ее как трамплин к карьере профессионального политика-революционера. Впоследствии он стал «лидером и теоретиком меньшевизма», «одним из первых авторов и редакторов газеты «Искра», «руководителем социал-демократических фракций в I и II Государственных думах» и т. д.

Доклад доцента кафедры отечественной истории ВятГГУ В. В. Машковцевой был посвящён анализу конфессиональной политики властей по отношению к старообрядческой иконописи. В частности, докладчик рассмотрела действия административно-полицейских органов по изъятию икон у вятских староверов в 60-70-х гг. XIX в. и попытки последних добиться возвращения конфискованных святынь. В. В. Машковцева показала отношение к старообрядческим иконам представителей правоохранительных органов и Русской православной церкви, а также восприятие иконы «ревнителями древнего благочестия», выступившими против обмирщения искусства, проникновения в него реалистических новшеств, особенно объемной светоте-

невой моделировки образа. В связи с этим в докладе освещены некоторые художественные особенности старообрядческой иконописи. Большое внимание было уделено характеристике действий властей, направленных на пресечение распространения икон старообрядцами.

В выступлении студентки V курса исторического факультета ВятГГУ А. В. Казючиц была рассмотрена творческая биография известного российского хореографа, художественного руководителя Московского государственного академического театра танца «Гжель», народного артиста России Владимира Михайловича Захарова. Особое внимание Анастасия Васильевна уделила вятскому этапу в жизни мастера. В 19701973 гг. В. М. Захаров являлся руководителем методического объединения хореографии Кировского культпросветучилища. За это время он осуществил несколько классических постановок: «Испанский танец», «Шопениана», «Русская пляска» и др. Одновременно в его творчестве нашел отражение и народный танец. В частности, В. М. Захаров поставил такие хореографические композиции, как «Сказ о каменном цветке», «Огневушка-поскакушка», «Дымковская игрушка» и др. Особое внимание народному танцу балетмейстер уделил в тот период, когда он являлся хореографом ансамбля песни и танца «Искорка» в колхозе «Искра» Котельничского района Кировской области. В заключение А. В. Ка-зючиц отметила, что творческое наследие

B. М. Захарова по сей день сохраняет свое значение. С 2001 г. в Кирове проводится Всероссийский праздник танца на приз имени В. М. Захарова, что является свидетельством признания заслуг талантливого хореографа.

Доклад студентки II курса исторического факультета ВятГГУ И. С. Порубовой посвящен публицистическим изданиям первой половины XIX в., хранящимся в фонде редкой книги научной библиотеки ВятГГУ. В частности, автором произведён глубокий анализ статей, опубликованных на страницах журналов «Библиотека для чтения» и «Москвитянин» и позволяющих воссоздать общественно-политическую и культурную жизнь эпохи, познакомиться с ее выдающимися представителями. Так, в одном из номеров «Библиотеки для чтения» помещен автобиографический очерк Д. В. Давыдова «Встреча с великим Суворовым», в котором личность и деятельность великого полководца получили высочайшую оценку. Художнику Ф. Бруни посвящена статья

C. П. Шевырёва в журнале «Москвитянин». Особое внимание докладчик уделил реализации одной из важнейших задач журнала «Москвитянин» - литературному просвещению читателей. В связи с этим была охарактеризована критическая статья С. П. Шевырёва «Сочинения Алек-

сандра Пушкина». Наконец, И. С. Порубова проанализировала отражение на страницах «Москвитянина» проблем университетского образования и развития науки. Интересно проведённое исследователем сопоставление трактовки Университетского устава 1835 г. современными историками на страницах учебной литературы и оценки данного документа в Обзорах состояния Харьковского и Московского университетов, опубликованных «Москвитянином».

В выступлении студентки IV курса исторического факультета Е. Б. Касаткиной было рассказано о такой крупной фигуре в истории политических партий России начала ХХ в., как Ной Жордания. Этот человек являлся активным участником революционного движения в Закавказье, за что власти планировали сослать его в Вятскую губернию. Однако накануне высылки Н. Жордания успел бежать за границу и принял участие в знаменитом II съезде РСДРП, проходившем в Брюсселе и Лондоне в 1903 г. Впоследствии Н. Жордания станет одним из лидеров меньшевизма, а после распада Российской империи возглавит независимую Грузию.

Магистрант исторического факультета А. Э. Михайлова посвятила своё выступление жизни и творчеству талантливого фотографа -Алексея Михайловича Перевощикова. Анализ работ мастера предварен освещением тех событий его жизни, которые оказали воздействие на формирование его мировоззрения и индивидуального художественного стиля. Александра Эдуардовна привела воспоминания учительницы русского языка и литературы Усть-Чепецкой школы З. А. Леонтьевой о своем ученике - Алексее Перевощикове. В них отмечен художественный вкус и музыкальный слух будущего мастера, а также понимание им «красот природы». А. Э. Михайлова обратила особое внимание на встречу А. М. Перевощикова с С. А. Лобовико-вым, оказавшую большое влияние на судьбу молодого фотографа. В докладе нашло отражение и освещение работы А. М. Перевощикова фотолаборантом в Ленинградском госпитале Военно-морской медицинской академии, эвакуированной в Киров в годы Великой Отечественной войны. Наконец, характеризуя послевоенный пери-

од жизни фотографа, А. Э. Михайлова рассказала о его работе фотокорреспондентом газеты «Кировская правда», а также центральных газет и журналов; организации выставок мастера и признании его таланта в России и за рубежом. Сопровождение доклада А. Э. Михайловой презентацией позволило слушателям осмыслить особенности творческого стиля А. М. Перевощикова.

Закрыл работу секции доклад старшего преподавателя Вятской государственной сельскохозяйственной академии С. А. Чиркина, рассказавшего о деятельности своих однофамильцев -петербургских купцов Чиркиных. Они были известны не только как крупные предприниматели, но и как меценаты, финансировавшие строительство нескольких столичных церквей. В частности, на средства богатого и влиятельного купца Иродиона Стефановича Чиркина по проекту Джузеппе Трезини был возведён храм Благовещения Пресвятой Богородицы на Васильевском острове Санкт-Петербурга.

К сожалению, не все направления исследования васнецовской темы, заявленные в информационном письме, нашли своё отражение в прозвучавших на конференции докладах. В целом проблематика пленарного и секционных заседаний оказалась обращена к изучению не только судеб представителей рода Васнецовых (по преимуществу - Виктора, Аполлинария, Аркадия), но и к людям, ставшим продолжателями их служения Отечеству - в самых разных формах интеллектуальной и художественно-творческой деятельности.

Серьёзное научное значение имеет системный взгляд на храмы Васнецовского кольца с позиции социальной истории, расширение задач их исследования - не только как памятников архитектуры, но как центров приходской жизни. Важным представляется и вовлечение в сферу исследования васнецовской темы новых источников личного происхождения.

В. А. Криушина, кандидат философских наук,

доцент по кафедре отечественной истории ВятГГУ; В. В. Машковцева, кандидат исторических наук, доцент по кафедре отечественной истории

ВятГГУ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.