УДК [069:7](470)"18/19'
А. А. Федотова
Вклад художественных объединений конца XIX - начала XX в. в формирование коллекций провинциальных музеев России
В статье проанализирована деятельность художественных объединений конца XIX - начала XX в. Выявлена их роль в формировании коллекций провинциальных музеев России. Зачастую они являлись основателями музеев, а также способствовали их комплектованию и процветанию.
Ключевые слова: коллекция, история музейного дела, провинциальный музей, художественное объединение, общество любителей изящных искусств, художественный кружок, художественный музей
Anastasiya А. Fedotova
The contribution of art associations in the formation of collections of Russian provincial museums in the late XIXth - early XXth century
The article analyzed the activity of art associations in the late XIXth - early XXth century. It is revealed their role in the formation of collections of provincial museums of Russia. Frequently they were the founders of museums and contributed to their acquisition and prosperity.
Keywords: collection, history of museum work, provincial museum, art association, Society of Fine Arts, art circle, art museum
За два последних десятилетия заметно возрос интерес к своеобразию культуры регионов, изучению истории их художественной жизни, составной частью которой является развитие музейного дела.
Написан целый ряд монографий, статей, диссертаций, посвященных анализу этих вопросов. Приведем лишь некоторые из них: «Художественная жизнь Омска XIX - первой четверти XX в.» И. Г. Девятьяровой1, «Художественная жизнь Симбирска на рубеже XIX-XX вв.» Е. Л. Силантьевой2, «Художественная жизнь Восточного Забайкалья как явление культуры второй половины XIX - первой четверти XX вв.» Е. Г. Иманаковой3, «Художественная жизнь Томска в переломные годы истории Сибири: 1917-1922» Л. И. Овчинниковой4, «Художественная жизнь Вятской губернии первой трети XX в.» А. В. Шакиной5, «Становление Дальневосточного художественного музея: 1901-1941 гг.» С. Ю. Жук6 и многие другие.
В большинстве своем они посвящены отдельным регионам или музеям. Первой попыткой обобщающего исследования поэтапного процесса развития музейного дела являются монографии В. П. Грицкевича «История музейного дела до конца XVIII в.»7, «История музейного дела конца XVIII - начала XX вв.»8, «История музейного дела в новейший период»9. В то же время до сих пор отсутствует специфическое исследование о формировании сети провинциальных музеев в России,
152
• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •
____________Section II. Memory and monuments as objects of museumification_
что обуславливает необходимость систематизации результатов многочисленных и разрозненных исследований.
В развитии и функционировании таких сфер культуры, как образование и искусство, общественные негосударственные организации играли существенную, а подчас и решающую роль, особенно на рубеже XIX и XX вв. Опыт их деятельности востребован в современной России и привлекает внимание исследователей.
В 1992 г. был издан справочник «Золотой век художественных объединений в России и СССР (1820-1932)», составленный Д. Я. Северюхиным и О. Л. Лейкиндом10, а в 2005 г. запущен интернет-проект «Справочник научных обществ России»11. Деятельность отдельных художественных объединений освещается в статьях и докладах, среди которых «История Вятского художественного кружка на страницах Вятской периодической печати» Е. В. Лобановой12, «Общество любителей изящных искусств в Саратове. Конец XIX - начало XX в.» Е. К. Савельевой13 и многие другие; альбомах и каталогах, посвященных характеристике и истории формирования региональных собраний.
В нашей статье мы не случайно обращаемся к периоду конца XIX - начала XX в. Это время стремительного развития всех сфер культуры в России, также охарактеризованное С. А. Каспаринской как «музейный ренессанс»14. Он выразился в небывалой популярности музейной деятельности, которой начинало интересоваться «все большее число людей, особенно среди городского населения»15. Именно тогда центр коллекционирования перемещается из Санкт-Петербурга в Москву и провинцию. Во многих исследованиях и учебниках по музееведению отмечается вклад собирателей и меценатов в формирование, становление отечественных музеев. При этом участие общественных организаций (кружков, научных обществ) в этом процессе упоминается, в основном, применительно к естественнонаучным, историческим, этнографическим и археологическим коллекциям. Так в учебнике «Основы музееведения» под редакцией Е. А. Шулеповой говорится, что особенностью последней трети XIX в. явилось создание в провинции по инициативе представителей разночинной интеллигенции большого числа музеев, «объектом внимания которых стали природные условия, историческое развитие, экономика, быт и культура конкретного города и региона»16.
А на сайте Рязанского государственного областного художественного музея им. И. П. Пожалостина в разделе «История» указано: «Коллекция художественного музея в Рязани создавалась в начале ХХ в. силами энтузиастов - любителей искусства - через активную выставочную деятельность, приучавшую местную публику к восприятию профессионального изобразительного творчества. В этом уникальность рязанского музея среди старейших провинциальных музеев России, возникавших, как правило, на основе уже сложившихся собраний произведений искусства, подаренных городу основателями»17.
• Том 212 • Музей в мире культуры. Мир культуры в музее
153
______________Раздел II. Память и памятники как объекты музеефикации_____
В нашей статье мы стремимся показать на конкретных примерах, что подобный путь создания провинциального художественного музея - не единичное уникальное явление.
Для этого на основе анализа уставных и других документов начала XX в., периодической печати тех лет, публикаций ведущих специалистов региональных музеев, выделены аспекты деятельности обществ любителей изящных искусств, связанные с организацией художественных музеев на местах.
В исследуемый период массово возникали самые разные культурно-просветительские и научные объединения. Они появлялись повсеместно - не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в десятках провинциальных городов Российской империи. Среди них - кружки, общества любителей изящных искусств, любителей художеств и т. п. Их отличало стремление сплотить «на почве служения чистому и прикладному искусству лиц, интересующихся художественной литературой, музыкой, живописью, ваянием, графическим искусством, кустарным делом и другими отраслями художественного знания»18, а также способствовать сближению «любителей между собою и профессиональными художниками и общение между ними»19.
Создание таких обществ было призвано содействовать развитию различных видов искусств в регионе, в том числе и местных народных промыслов.
Участниками объединений проводились публичные лекции, велась большая исследовательская работа, результаты которой находили отражение в научных статьях и книгах.
Эти объединения внесли большой вклад в развитие художественного образования в провинции. Основывались общедоступные школы, студии с классами живописи, рисования и лепки. На основе рисовальных классов впоследствии были созданы специализированные учебные заведения. Так в 1896 г. при Обществе любителей изящных искусств в Екатеринбурге были организованы вечерние рисовальные классы под руководством И. С. Ушакова, на основе которых в декабре 1902 г. была создана Екатеринбургская художественно-промышленная школа20. Среди выпускников - А. А. Кудрин, И. К. Слюсарев, И. Д. Шадр. Также члены обществ оказывали помощь молодым художникам в получении образования.
Как отмечалось выше, деятельность таких кружков была направлена на развитие не только «чистого», но и прикладного искусства. Они стремились вывести его на новый, профессиональный уровень. Этому способствовало создание так называемого «Кустарного рынка».
Особое внимание уделялось организации выставок, которые проходили ежегодно при участии местных и столичных художников.
Уставы обществ любителей изящных искусств во многом схожи между собой. В первую очередь, они ставили перед собой образовательные и просветительские цели: «содействовать развитию вкуса и понятия об изобразительных искусствах»21, «развитие в публике любви и интереса к изящным искусствам»22.
154
• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •
____________Section II. Memory and monuments as objects of museumification_
Прекрасно понимая значение музея в развитии культуры города и края, в формировании просвещенного человека, целый ряд объединений конца XIX - начала XX в. ставил перед собой задачу основать художественный музей в родном городе.
Одним из таких объединений был Северный кружок любителей изящных искусств, основанный в 1905 г. по инициативе инженера-технолога А. Н. Белозерова и художницы А. Н. Каринской в Вологде. Он связал художников, любителей искусства, коллекционеров, краеведов, учителей рисования.
Созданию кружка предшествовала выставка, устроенная в Вологде весной 1905 г. при содействии профессора Академии художеств А. А. Киселева. Помимо петербургских и московских художников в ней участвовали местные любители, чьи работы составили особый раздел.
19 февраля 1906 г. был утвержден устав, в котором кружок «своей основной целью ставит развитие, преимущественно, северного края в области изящных искусств»23.
Среди средств достижения этой цели - устройство периодических выставок, сближение любителей искусства и профессиональных художников, содействие получению художественного образования талантливым членам кружка, помощь нуждающимся членам, и, наконец, «основание Вологодского Публичного Художественного Музея»24.
В 1912 г. в доме Е. Н. Волковой по улице Петербургской25 расположилась художественная коллекция, в состав которой вошли не только живописные произведения, но и коллекция образцов народного искусства Севера. Была собрана обширная библиотека по искусству. С 1916 г. коллекция стала общедоступной.
Кружок был ликвидирован в 1920 г. Многие члены кружка были репрессированы или вынуждены эмигрировать.
В 1918 г. музей и здание, где он располагался, были взяты под охрану государства. Позже коллекция, пополненная предметами искусства из национализированных дворянских усадеб, переехала в Архиерейское подворье. Здесь в апреле 1919 г. открылся Музей иконописи и церковной старины, где рядом с экспонатами из вологодского Древлехранилища располагались произведения, собранные Северным кружком26. В 1923 г. утверждается положение о Вологодском объединенном музее, куда на правах отдела вошел и художественный музей, выделившийся в 1953 г. в самостоятельную Вологодскую областную картинную галерею.
Зачастую деятельность талантливых уроженцев края, обладавших большим авторитетом среди местной интеллигенции, являлась стимулом для объединения творческих сил города. Таким человеком был Иван Петрович Пожалостин (18371909), знаменитый гравер, преподаватель Академии художеств, который последние годы жизни провел в Рязани и пользовался огромным уважением у земляков.
Общество Рязанского художественно-исторического музея имени профессора И. П. Пожалостина было основано в его честь любителями искусства, педагогами
• Том 212 • Музей в мире культуры. Мир культуры в музее
155
______________Раздел II. Память и памятники как объекты музеефикации_____
и общественными деятелями при участии художников А. А. Киселева-Камского и
В. П. Соколова, а также издателя газеты «Рязанская жизнь» А. К. Радугина. 30 марта 1913 г. был утвержден устав общества. Главной целью его деятельности было «создание в Рязани Художественно-исторического музея, задачей коего являются заботы о художественном развитии Рязани и Рязанской губернии путем подбора художественно-исторических произведений всех областей искусства и содействие развитию и популяризации как частного, так и прикладного искусства»27. Дату принятия устава общества принято считать датой основания музея.
Графические произведения Ивана Петровича, переданные музею его дочерью, составили основу коллекции, которая пополнялась произведениями петербургских и московских художников: А. М. Аладжалова, А. Е. Архипова, Н. Н. Дубовского,
В. Д. Поленова, М. В. Рундальцова, М. К. Юхневича и других.
Общество активно привлекало постоянных экспонентов своих выставок к пополнению коллекции музея, принимая от них в дар произведения.
Как отмечает сотрудник Рязанского областного государственного художественного музея им. И. П. Пожалостина Г. И. Торопова, «к подбору музейной коллекции организаторы подошли серьезно: живописный раздел по качеству таков, что многие произведения до сих пор, хотя коллекция музея ныне в сотни раз превысила первоначальный вклад, занимают центральные места в экспозиции искусства начала ХХ в.»28.
Все жертвователи стали членами общества. Музей был открыт летом 1915 г. в помещении Романовского училища, а в конце года переведен в просторные залы Рязанского городского общественного банка. Одновременно по решению членов общества музей был передан в ведение городской управы.
23 марта того же года была открыта выставка «первого собрания произведений для Рязанского городского художественно-исторического музея им. И. П. По-жалостина». Каталог выставки включал 72 наименования, среди них около полусотни живописных и графических произведений29.
С той же целью - увековечить память знаменитого художника-земляка В. В. Верещагина - в г. Николаеве учреждается Общество изящных искусств по инициативе Н. А. Гедройца, известного мецената и общественного деятеля, основателя художественных музеев в Херсоне, Мариуполе и Екатеринославе.
Торжественное открытие музея состоялось 24 мая 1914 г. Его коллекция была сформирована за счет поступлений из Академии художеств, Русского музея, Общества имени А. И. Куинджи, частных пожертвований.
Благодаря ходатайству И. Е. Репина, поддержкой которого заручился Н. А. Гед-ройц, Обществу в долгосрочную аренду было передано здание гауптвахты военноморского ведомства.
156
• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •
____________Section II. Memory and monuments as objects of museumification_
Усилиями Общества изящных искусств и его почетного председателя Н. А. Гед-ройца, в г. Николаеве был создан художественный музей «как памятник выдающемуся художнику-баталисту Василию Васильевичу Верещагину»30.
Идея создания музея могла принадлежать и именитым уроженцам края, снискавшим себе славу за его пределами, но не потерявшим связь с малой родиной. Так по инициативе братьев Васнецовых Вятский художественный кружок взял на себя задачу создания Художественно-исторического музея. Благодаря своему авторитету, они смогли привлечь к формированию коллекции музея известных художников, деятелей культуры, меценатов.
5 декабря 1910 г. в провинциальной Вятке открылся Художественно-исторический музей, коллекция которого положила начало собранию современного Вятского областного художественного музея им. В. М. и А. М. Васнецовых.
Вятский художественный кружок (ВХК) был организован в начале 1909 г. и объединил художников, учителей рисования и любителей искусства, проживавших не только в Вятке, но и в Москве, Казани, Уфе, Санкт-Петербурге, Сергиевом Посаде, Вологде, Чите, Париже. Список кружковцев к 31 декабря 1910 г. состоял из 96 человек31. Как отмечается в отчете ВХК за 1911-1912 гг., деятельность кружка носила общественно-культурный характер, способствовала развитию эстетического вкуса населения, и имела своей целью просвещение в широком смысле этого слова. Цели и задачи кружка были понятны и близки культурной общественности конца XIX -начала XX вв., что позволило «маленькой, заброшенной притом в глухую провинцию, ячейке, <...> объединиться в своих практических начинаниях с некоторыми из самых видных представителей художественного мира»32.
Членами-учредителями стали художники Н. Н. Румянцев, Ф. А. Смирнов, А. И. Столбов, И. Ф. Федоров, Н. Н. Хохряков, Л. Н. Яцын, а также журналист Ф. П. Ку-нилов. К сотрудничеству были привлечены многие уроженцы Вятки, в том числе Ап. и В. М. Васнецовы, А. В. Исупов и А. А. Рылов. Видную роль в деятельности кружка играл Аркадий Михайлович Васнецов, который был его казначеем.
28 августа 1909 г. на заседании Правления кружка Аркадий Михайлович сообщил о желании художников Виктора Михайловича и Апполинария Михайловича Васнецовых устроить в Вятке картинную галерею и передать ей свои произведения, а также оказать содействие в приобретении работ других мастеров. После длительного обсуждения характера будущего музея остановились на предложении А. М. Васнецова создать художественно-исторический музей. «Началась сложнейшая организационная работа, вся тяжесть которой легла на плечи членов кружка, в первую очередь А. М. Васнецова и С. А. Лобовикова»33.
Члены кружка занялись формированием коллекции для музея. Эти «энергичные люди», как называет их в своих воспоминаниях А. Рылов, «специально ездили в столицы выпрашивать картины у художников»34.
• Том 212 • Музей в мире культуры. Мир культуры в музее
157
______________Раздел II. Память и памятники как объекты музеефикации_____
Из 38 работ первой музейной экспозиции 12 живописных полотен пожертвовала вдова М. К. Морозова из коллекции ее мужа М. А. Морозова35. Свои произведения передали Васнецовы, В. Д. Поленов, С. В. Малютин, А. А. Рылов, С. В. Иванов,
С. Т. Коненков, А. В. Исупов, В. Н. Бакшеев, П. И. Петровичев, Л. В. Туржанский и др.
Руководитель ВХК С. А. Лобовиков вел переговоры с меценатами и коллекционерами, предоставил свой дом для временного хранения произведений, добился у городских властей пособия для открытия музея.
По словам заместителя директора по научной работе Вятского областного художественного музея им. В. М. и А. М. Васнецовых, «на сегодняшний день работы первой музейной экспозиции можно включить в золотой фонд русской культуры»36.
Торжественное открытие музея состоялось 5 декабря 1910 г. Разместился он в помещении бывшего книжного склада на Владимирской улице, временно предоставленном ему Губернской земской управой. Хранителем его фондов стал Н. Н. Хохряков. Периодическая печать того времени отмечала значимость этого события: «Вятка обогащается новым рассадником художественного образования»37.
Ап. М. Васнецов, находясь вдали от родной Вятки, принимал самое деятельное участие в организации музея и очень беспокоился за его дальнейшую судьбу. В письме своему брату Аркадию Михайловичу Васнецову от января 1912 г. он пишет: «Что ты ничего не написал о музее? <...> Напиши, пожалуйста, как идут дела. Бывают ли собрания и участвует ли на них Лобовиков? По словам Машковцева, в Музей поступили какие-то новые вещи?»38
Создатели музея - члены кружка - должны были проявлять постоянную заботу о начатом ими деле, сохранять коллекцию в период, когда городские власти не готовы были взять на себя эти функции.
Под экспозицию музей получил всего лишь одну комнату, но и этого помещения он вскоре лишился. Выполняя предписание управы освободить занимаемую площадь, музей вынужден был в 1912 г. переехать в частный дом купца Клобукова на углу улиц Спасской и Спенчинской, где и находился до 1918 г. Ап. М. Васнецов в своих письмах брату не раз отмечал, что решение вопроса о собственном здании для музея является жизненно важным.
С первых дней музей привлек к себе внимание не только видных представителей российской интеллигенции, но и посетителей. В отчете Вятского художественного кружка говорится, что «за отчетный период Музей был открыт для публики в течение всех праздничных дней, на 3 часа - с 12 до 3-х. За эти дни в два года насчитывается 11689 посетителей, всего же со времени открытия Музея по 1 января 1913 г. число посещений превышает 13000, это ясно указывает на весьма значительный интерес к Музею»39.
Члены кружка занимались комплектованием коллекции, ее изучением, водили экскурсии, дежурили в музейных залах.
158
• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •
____________Section II. Memory and monuments as objects of museumification_
Музей до 1918 г. полностью содержался на средства ВХК. В отчете среди прочих расходов указаны затраты «на покупку термометра для Музея», «Лаптеву за бумагу для каталогов», «караульному», «Тюлькину за ремонт помещений», «за рамы», «за доставку», «сторожу» и т. д.40
Музей кружка просуществовал до февраля 1919 г. Однако сокровища кружка не пропали, а стали основой коллекции Вятского губернского музея искусства и старины.
По словам А. Рылова, уроженца Вятского края, «музей при Советской власти разросся и стал лучшим провинциальным музеем Союза»41.
Еще одним примером объединения, непосредственно занимавшегося созданием местного музея изобразительных искусств, является Ярославское художественное общество (ЯХО), созданное в 1909 г. В его состав входили художники, преподаватели Демидовского лицея, краеведы. Общество занималось организацией выставок, выпуском альбомов по архитектурным памятникам Ярославля, проведением публичных лекций по изобразительному искусству. И, подобно другим, не представляло себе культурное развитие города и региона без действующего художественного музея.
Согласно протоколу заседания от 19 мая 1912 г. собрание ЯХО постановило «приступить к созданию художественного музея, испросив на первое время зал в одном из учебных заведений»42. Было принято решение обратиться в Академию художеств и другие учреждения с просьбой оказать помощь в комплектовании коллекции музея, а также начать сбор пожертвований. В обращении Ярославского отделения общества защиты и сохранения памятников искусства и старины (ЯОЗСПИС) в Ярославскую городскую думу о предоставлении здания для галереи от 10 мая 1914 г. упоминается, что 19 апреля 1914 г. совет Императорской Академии художеств «предоставил в пользование Ярославской городской художественной галерее 15 предметов искусства»43, среди которых работы И. К. Айвазовского, П. И. Петровичева, И. С. Куликова, А. А. Писемского и других художников. Общество им. А. И. Куинджи пожертвовало две картины А. И. Куинджи44, свои работы галерее передали В. Д. Поленов, В. В. Переплетчиков, Ап. М. Васнецов. После этого ходатайства картинной галерее была предоставлена часть здания Городского общества в саду при Казанском бульваре (бывший ресторан Бутлера).
В 1918 г. вновь встал вопрос о сохранении и открытии городской галереи, который поднимали члены ЯХО. В своем докладе они настаивают на том, что музей в Ярославле «должен быть и по названию и по существу художественным»45. В связи с этим рекомендуется ограничить поступления археологических предметов, не отказываясь при этом от предметов, имеющих художественную ценность. Отмечается, что в случае промедления Академия художеств может передать картины, подаренные в 1914 г., в Нижний Новгород. Обосновывая необходимость в художественном городском музее, члены Общества пишут, что образцы искусства служат стимулом
• Том 212 • Музей в мире культуры. Мир культуры в музее
159
______________Раздел II. Память и памятники как объекты музеефикации_____
в изучении собственной истории, способствуют профессиональному росту ремесленного производства.
В докладе подчеркивается культурно-образовательная и просветительская роль музея: «художества - это огромного значения фактор просвещения. Искусство, будя подсознательно существующее в каждом человеке эстетическое чувство, обладает чудесным свойством облагораживать человечество, вызывать в нем стремление ко всему высокому и чистому»46.
В обращениях ЯХО к Городской думе отмечается, что в ряде городов Поволжья к началу XX в. уже были открыты художественные музеи, ставшие примером для других провинциальных городов России.
Первым среди них был Саратов, где еще в 1885 г. открылся знаменитый Радищевский музей. Здесь общество любителей изящных искусств (ОЛИИ) было образовано в 1889 г. на базе уже существующего музея и ставило своей целью его развитие и поддержку.
Общество проводило выставки, вечера, спектакли, публичные лекции и чтения, издавало книги и журналы, занималось организацией библиотеки.
Почетными членами ОЛИИ были А. П. Боголюбов, основатель Радищевского музея, и А. И. Косич. Действительным членом Общества с момента его основания был юный Виктор Мусатов.
Как отмечает Е. К. Савельева, художественная секция ОЛИИ «взяла на себя нелегкий труд в течение двух десятилетий направлять пробудившийся интерес, воспитывать зрительский вкус, прививать понятия, прежде саратовцам практически неизвестные: „картина", „выставка", „оригинал", „копия", „живописная манера", „стиль художника", „убранство выставки", „каталог"»47.
Активная выставочная и педагогическая деятельность обществ любителей искусств оживляла художественную жизнь в провинции, что приводило к формированию частных коллекций, которые в будущем становились основой местных картинных галерей.
Так Ростовский областной музей изобразительных искусств был открыт лишь в 1938 г., когда художественный отдел выделился из Краеведческого музея. Но история формирования его коллекции теснейшим образом связана с художественной жизнью края на рубеже XIX-XX вв. О ее активном развитии в этот период свидетельствует создание в 1896 г. специальных классов рисования и лепки при Артистическом обществе и поддержке Городской Думы. Как отмечает Т. Н. Лиманова, «с 1899 г. школа зарекомендовала себя как серьезное предприятие и получила ежегодные субсидии от города и Императорской Академии художеств»48. При школе были открыты публичная библиотека и музей, в котором проходили занятия по истории искусств.
В 1907 г. был утвержден Устав Ростовско-Нахичеванского общества изящных искусств, которое возникло по инициативе заведующего рисовальными классами
160
• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •
____________Section II. Memory and monuments as objects of museumification_
выпускника Академии художеств И. С. Богатырева после ликвидации Ростовского-на-Дону артистического общества.
В состав Общества входили коллекционеры В. Ф. Зеелер и П. И. Крамер, крупные промышленники и меценаты, представители интеллигенции и купечества, художники А. С. Чиненов, И. С. Богатырев, Ф. С. Гончаров, Я. М. Павлов, первый председатель Ростовского отделения Союза художников СССР А. К. Ованесов и другие.
С 1911 по 1918 гг. Общество изящных искусств проводило ежегодные выставки, которые проходили весной в Ростове и получили известность в стране и за рубежом. В них участвовали ведущие художники из Москвы, Петербурга, Воронежа, Одессы, Пензы. Среди их участников прославленные живописцы: И. Е. Репин, В. Д. Поленов, В. А. Серов, И. И. Шишкин, К. А. Коровин и другие49. Многие экспонировавшиеся на выставках произведения приобретали ростовские коллекционеры В. Ф. Зеелер, С. С. Генч-Оглуев, П. И. Крамер.
В 1918 г. художниками - членами Ростовско-Нахичеванского на Дону общества изящных искусств был основан Ростово-Нахичеванский союз художников живописи, ваяния и зодчества. Союз взял под охрану собрание картин и библиотеку бывшего ростовского градоначальника В. Ф. Зеелера.
Коллекции меценатов, коллекция из музея при рисовальных классах, несколько пожертвований и произведения, поступившие из областного музейного фонда, легли в основу Донского областного музея искусства и Древностей. Позже картины были переданы в созданный в 1937 г. Ростовский областной краеведческий музей, художественный отдел которого в 1938 г. выделился в самостоятельный музей изобразительных искусств.
В годы Великой Отечественной войны фонды музея, эвакуированные в Пятигорск, пострадали. После войны лишь незначительная часть живописных произведений заняла свое место в собрании. Но среди них - истинные жемчужины коллекции: Архипов А. Е. После дождя. 1910. Холст, масло. 78,5x106 (Из собрания ростовского промышленника С. С. Генч-Оглуева); Бурлюк Д. Д. Яблони в цвету. 1900-е. Холст, масло. 58,5x65 (Из собрания ростовского банковского служащего, мецената искусств П. И. Крамера); Бучкури А. А. Молдавская крестьянка. 1912. Холст, масло. 80,5x47,7 (Экспонировалась на V весенней выставке РНОИИ 1915 г. под названием «Крестьянка в красном»); Павлов Я. М. Ночь под Ивана Купала. 1911. Холст, масло. 205x286 (Собрание РНОИИ (подарок художника), I весенняя выставка); Сарьян М. С. Тюльпаны и сирень. Холст, масло. 72x85 (Экспонировалась на VII и VIII весенних выставках РНОИИ)50.
Таким образом, на примере Вологды, Рязани, Николаева, Ярославля, Ростова-на-Дону, Саратова мы видим, что в начале XX в. наряду с известными коллекционерами и меценатами, передававшими городу свои собрания, большой вклад в становление провинциальных музеев изобразительных искусств внесли участники художественных объединений.
• Том 212 • Музей в мире культуры. Мир культуры в музее
161
______________Раздел II. Память и памятники как объекты музеефикации____
Они шли к созданию музея разными путями. Отправной точкой могло быть желание увековечить память известного и уважаемого земляка, как в Рязани, Николаеве и других городах Российской империи.
Активными участниками музейного строительства становились знаменитые уроженцы края, такие как братья Васнецовы в Вятке, использовавшие весь свой авторитет и связи, чтобы основать достойную коллекцию в родном городе.
Художественные объединения создавались и при действующих музеях, способствуя комплектованию и популяризации его собрания.
Наконец, даже не ставя перед собой такой цели, общества любителей изящных искусств своей активной выставочной деятельностью подготовили почву для появления художественного музея, который мог открыться через несколько десятилетий после того, как общество прекратило свое существование.
Основываясь на приведенных примерах, число которых ограничено размерами статьи, мы можем сделать вывод, что художественные объединения конца XIX - начала XX в. оказали большое влияние на формирование коллекций провинциальных музеев России, являлись основателями музеев, способствовали их комплектованию и процветанию.
В заключение отметим, что бесценный труд художников, краеведов, педагогов, любителей искусств, меценатов не был напрасным. Следующие поколения музейщиков сохранили и приумножили коллекции, созданные благодаря их общественной инициативе.
Примечания
1 Девятьярова И. Г. Художественная жизнь Омска XIX - первой четверти XX в. Омск: Лео, 2000. 144 с.
2 Силантьева Е. Л. Художественная жизнь Симбирска на рубеже XIX-XX вв.: дис. ... канд. искусствоведения. М., 2005. 181 с.
3 Иманакова Е. Г. Художественная жизнь Восточного Забайкалья как явление культуры второй половины XIX - первой четверти XX в.: дис. ... канд. культурологии: 24. 00. 01. Улан-Удэ, 2002. 229 с.
4 Овчинникова Л. И. Художественная жизнь Томска в переломные годы истории Сибири, 1917-1922 гг.: дис. ... канд. искусствоведения: 17. 00. 04. Барнаул, 2006. 200 с.
5 Шакина А. В. Художественная жизнь Вятской губернии первой трети XX в.: дис. ... канд. искусствоведения: 24. 00. 01 . Ярославль, 2008. 194 с.
6 Жук С. Ю. Становление Дальневосточного художественного музея, 1901-1941 гг.: дис. ... канд. ист. наук: 07. 00. 02. Комсомольск-на-Амуре, 2006. 321 с.
7 Грицкевич В. П. История музейного дела до конца XVIII в. 2-е, изд., испр. и доп. СПб.: СПбГУКИ, 2004. 408 с.
8 Грицкевич В. П. История музейного дела конца XVIII - начала XX вв. СПб.: СПбГУКИ, 2007. 335 с.
162
• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •
______________Section II. Memory and monuments as objects of museumification________
9 Грицкевич В. П. История музейного дела в новейший период. СПб.: СПбГУКИ, 2009. 151 с.
10 Северюхин Д. Я., Лейкинд О. Л. Золотой век художественных объединений в России и СССР, 1820-1932 гг.: справочник. СПб.: Чернышев, 1990. 400 с.
11 Справочник научных обществ России / авт.-сост. И. И. Комарова. URL: http: // snor. ru (дата обращения: 10. 12. 2015).
12 Лобанова Е. В. История Вятского художественного кружка на страницах Вятской периодической печати // Герценка: Вятские записки: науч.-попул. альм. Киров, 2010. Вып. 18. С. 93-102.
13 Савельева Е. К. Общество любителей изящных искусств в Саратове, конец XIX - начало XX в. // Художественные коллекции музеев и традиции собирательства: сборник. Саратов, 1999. URL: http: // ogis. sgu. ru (дата обращения: 10. 12. 2015).
14 Каспаринская Е. А. Музеи России и влияние государственной политики на их развитие, XVIII -нач. XX в. // Музей и власть. М., 1991. Ч. 1: Государственная политика в области музейного дела. С. 9.
15 Разгон А. М. Предварительный музейный съезд - итог развития музейного дела в России // Музей и власть. М., 1991. Ч. 2: Из жизни музеев. С. 6.
16 Основы музееведения: учеб. пособие / М-во культуры РФ, Рос. ин-т культурологии; отв. ред. Э. А. Шулепова. М.: Едиториал УРСС, 2005. С. 167.
17 Рязанский государственный областной художественный музей им. И. П. Пожалостина: офиц. сайт музея. URL: http: // artmuseum62. ru (дата обращения: 10. 12. 2015).
18 Северюхин Д. Я., Лейкинд О. Л. Указ. соч. С. 340.
19 Устав общества Рязанского художественно-исторического музея имени профессора И. П. Пожалостина: утв. 30 марта 1913 г. Рязань, 1913. С. 2.
20 Общество любителей изящных искусств // Справочник научных обществ России / авт.-сост. И. И. Комарова. URL: http: // snor. ru (дата обращения: 10. 12. 2015).
21 Северюхин Д. Я., Лейкинд О. Л. Указ. соч. С. 252.
22 Общество любителей изящных искусств.
23 Устав Северного кружка любителей изящных искусств. Вологда, 1913. С. 1.
24 Там же.
25 Соснина Л. Классическая коллекция в Вологде // Наше наследие. 2008. № 86. URL: http: // nasledie-rus. ru (дата обращения: 10. 12. 2015).
26 Там же.
27 Устав общества Рязанского. С. 1.
28 Торопова Г. И. Художники Рязани начала XX в. - создатели художественного музея // Собирательство как феномен культуры: материалы 12 Боголюбовских чтений. Саратов, 2010. URL: http: // ogis. sgu. ru (дата обращения: 10. 12. 2015).
29 Рязанский государственный областной. URL: http: // artmuseum62. ru (дата обращения: 10. 12. 2015).
30 Гедройц А. Меценат Николай Гедройц // Ист. правда. 2013. 09 авг. URL: http: // istpravda. ru (дата обращения: 10. 12. 2015).
• Том 212 • Музей в мире культуры. Мир культуры в музее
163
________________Раздел II. Память и памятники как объекты музеефикации___________
31 Вятский художественный музей имени В. М. и А. М. Васнецовых: к 100-летию Музея. Киров: О-Краткое, 2010. С. 7.
32 Отчет Вятского художественного кружка за 1911-1912 гг. Вятка: Губ. тип., 1913. С. 4.
33 Вятский художественный музей. С. 9.
34 Рылов А. А. Воспоминания. Л.: Художник РСФСР, 1977. С. 103.
35 Вятский художественный музей. С. 9.
36 Горюнова Л. Б. Выставка «Малая Третьяковка» в Вятке как отражение деятельности вятского художественного кружка: к 100-летнему юбилею // Герценка: Вятские записки: науч.-попул. альм. Киров, 2010. Вып. 18. С. 108.
37 Лобанова Е. В. Указ. соч. С. 97.
38 Письма Апполинария Михайловича Васнецова брату Аркадию Михайловичу Васнецову и его семье в Вятку, 1895-1931 гг. // Герценка: Вятские записки: науч.-попул. альм. Киров, 2003. Вып. 5. С. 143.
39 Отчет Вятского художественного кружка за 1911-1912 гг. С. 10.
40 Там же.
41 Рылов А. А. Указ. соч. С. 103.
42 Ярославский художественный музей, 1919-1969 гг.: сб. док. и материалов / сост. И. Н. Котова. М.: 2К, 2013. С. 35.
43 Там же. С. 37.
44 Там же. С. 39.
45 Там же. С. 45.
46 Там же. С. 43.
47 Савельева Е. К. Указ. соч.
48 Лиманова Т. Н. Развитие художественного образования Ростова-на-Дону // Традиция и современная культура: история, актуальное положение, перспективы: сб. материалов междунар. науч.-практ. конф., 20-21 сент. 2011 г. URL: http: // sociosphera. com (дата обращения: 10. 12. 2015).
49 Ростовский музей изобразительных искусств / сост. Г. И. Долгушева; авт. вступ. ст. Г. С. Алимурзаева. Ростов н / Д, 1987. С. 1.
50 Ростовский областной музей изобразительных искусств. Живопись: каталог / науч. ред. А. А. Нарыжная. Ростов н/Д: ВИВ, 2002.
164
• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •