Научная статья на тему 'Культурный ландшафт Вятки в живописи рубежа XIX—XX веков'

Культурный ландшафт Вятки в живописи рубежа XIX—XX веков Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
368
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КУЛЬТУРНЫЙ ЛАНДШАФТ / CULTURAL LANDSCAPE / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПЕЙЗАЖ / NATIONAL LANDSCAPE / МЕНТАЛЬНОСТЬ / MENTALITY / И.И. ШИШКИН / I.I. SHISHKIN / Н.Н. ХОХРЯКОВ / А.А. РЫЛОВ / A.A. RYLOV / Н.Н. РУМЯНЦЕВ / N.N. RUMYANTSEV / N.N. KHOKH-RYAKOV

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Десяткова О. В.

В статье впервые исследуются геокультурные аспекты творчества выдающихся вятских пейзажистов второй половины XIX — начала XX века. В исследовании выстроена система образов культурного ландшафта, которые анализируются с точки зрения отражения в них русского пространственного архетипа, а также показано, как художественные средства пейзажа сформировали метаязык, делающий географическую территорию ментальным пространством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Vyatka cultural landscape in painting of XIX—XX

The article researches the geocultural aspects of outstanding Vyatka’s painters in the second part of XIX — the beginning of XX century. The research work arranges the cultural landscape’s system of images, which can be analyzed from the point of view of Russian spatial archetype; it is also shown that art matters of landscape formed the metalanguage which makes geographical territory to be a mental space.

Текст научной работы на тему «Культурный ландшафт Вятки в живописи рубежа XIX—XX веков»

О. В. Десяткова, канд. культурологии, доцент, кафедра культурологии и журналистики, Вятский государственный университет, г. Киров, Россия, [email protected]

культурный ландшафт вятки

в живописи рубежа х1х-хх веков

В последнее время всё чаще предметом широкого общественного обсуждения становится проблема уничтожения природных богатств России. Безнравственное отношение человека к природе наносит огромный вред не только биологической, но и культурной экологии страны. Если культурный ландшафт сформировался в конкретной экосистеме, то его разрушение приводит к деградации культурного кода. Кроме того, культурные ландшафты регионов являются основой развития местной идентичности и ресурсом формирования туристической сферы.

Понятие «ландшафт» как категория социально-гуманитарных наук сформировалось в политике и искусстве первой половины XX в. Географические школы, этнография и история стали исследовать ландшафт как результат территориального взаимодействия культуры и природы. В этих исследованиях применялся культурно -ландшафтный подход, перспективный в изучении влияния местораз-вития на национальную культуру. Вместе с тем в последнее время специалисты различных гуманитарных наук всё больше обращаются к репрезентациям ландшафтов в литературе и поэзии. Ценным источником изучения геокультурных пространств России может стать также

Вклад российских пейзажистов в созидание образов национального ландшафта остаётся малоизученным, ещё менее исследованы образные репрезентации локальных культурных ландшафтов России.

и живопись, особенно её отдельный жанр — пейзаж.

Вклад российских пейзажистов в созидание образов национального ландшафта остаётся малоизученным, ещё менее исследованы образные репрезентации локальных культурных ландшафтов России. Вместе с тем пейзаж является зеркалом культурного ландшафта. Экзистенциальные смыслы российского пространства во всём его многообразии наиболее ярко высветились в русском пейзаже второй половины XIX — начала XX в.

Расцвет этого жанра нередко связывают с творчеством уроженца г. Елабуги Вятской губернии И. И. Шишкина. Кроме того, вятская земля известна как родина знаменитых художников братьев В. М. и А. М. Васнецовых. И. Шишкин оказал значительное влияние на творчество Аполлинария Васнецова. Одним из любимых учеников Ивана Ивановича и близким другом А. Васнецова был другой вятчанин — талантливый живописец Н. Н. Хохряков. Помимо школы И. Шишкина, вятские живописцы осваивают мастерство и другого выдающегося русского художника, А. И. Куинджи, учениками которого были Н. Н. Хохряков, уроженец с. Истобенского Вятской губернии А. А. Рылов. Студент Петербургской Академии художеств А. Рылов

приезжал летом на родину, чтобы писать этюды. Под его влиянием такие художники как Н.Н. Румянцев начинают осваивать импрессионистскую манеру, предпочитая пленэрную живопись. Круг талантливых вятских художников не исчерпывается этими именами. Однако творчество названных художников в полной мере отражает образный строй ландшафтной живописи и известно далеко за пределами вятской земли.

На миросозерцание, отражаемое художником на холсте, воздействуют природные формы и краски. А. Васнецов, А. Ры-лов в своих мемуарах отмечали, что именно окружавшая их с детства вятская природа сформировала художественный талант живописца. В ландшафтной живописи выражается национальный менталитет, потому национальный пейзаж мог родиться только в пространстве родной художнику природы. Чтобы писать Швейцарию, «надо родиться швейцарцем, или им сделаться, а я и во сне вижу наше русское раздолье с золотой рожью, реками, рощами и русской далью»1. Эту мысль письма Л. Л. Каменева, адресованного И. Шишкину, разделял и сам адресат. Его наставник А. Н. Мокрицкий однажды заметил, что окружавшая будущего пейзажиста с детства северная природа сформировала характер таланта, направленного к суровым, мало встречающим симпатию явлениям.

Склонность Ивана Ивановича ТТТиттт-кина к пейзажу определилась, когда в годы обучения в Московском училище живописи и ваяния он впервые увидел картины И. К. Айвазовского и Л. Ф. Лагорио, а позже А. Калама. Однако ни горы, ни море, ни красоты швейцарской природы И. Шишкина никогда не привлекали. Подлинная красота — в вятской природе: лес и заброшенные ручьи имеют право на передачу и могут быть удивительно хороши на полотне. Образы северорусского ландшафта, возникшие на ранних рисунках художника, были новы и удивляли своей красотой, не уступающей швейцарским видам. Профессор

Климатическое разнообразие порождает многообразие визуально воспринимаемых состояний природы: рассвет и восход солнца, туман над рекой, лунная ночь, вьюги и непогода - таковы картины вятской природы, обогащавшей сознание будущего живописца А. Васнецова множеством впечатлений.

В. П. Семёнов-Тян-Шанский считал, что именно северная природа благоприятствует развитию ландшафтной живописи. Пейзаж возник в Голландии, потому что «меланхоличные» краски северного неба «с бегущими низкими облаками..., говорили человеческой душе больше и понятнее, чем. горные выси и ослепительно яркое солнечное освещение юга, с правдивым изображением которого и совладать было труднее»2. Не случайно И. Шишкин считал Россию страной пейзажа, тогда как природа Италии ему казалась излишне слащавой. Ещё в детстве Иван Иванович полюбил густые хвойные леса и тусклый северный пейзаж.

Не поддавались «нежнолюбовные краски» Италии, её «прозрачно-голубое небо» также и кисти другого вятчанина — А. Васнецова. Его живописный дар — изображать фиотлетово-синие (тёмные) и зеленовато-светлые краски летнего неба северной России. В письмах к Н. Н. Хохрякову Апполи-нарий Михайлович признавался, что всю жизнь дорожил «чудным» побережьем реки Вятки», где произошло пробуждение его искусства. Н. Н. Хохряков, в отличие от своих земляков-художников, большую часть жизни провёл в Вятке, никогда не жалея об этом. Именно здесь, писал он, «невольно входишь в интимность с природой. Тут всё радует душу — и выпавший снег.., и голосок синички так приятно ласкает ухо в зимнюю пору»3.

Разнообразие состояний природы влияет на творческие возможности нации. Обосновывая эту мысль, В. П. Семёнов-Тян-Шанский утверждал, что в условиях смены времён года, максимального разнообразия в распределении света, тепла и влажности в средних поясах Земли приспособляемость человека достигает высшего напряжения, что проявляется в интенсивности проявлений ума и чувства. Климатическое разнообразие порождает многообразие визуально воспринимаемых состояний природы: рассвет и восход солнца, туман над рекой, лунная ночь, вьюги и непогода — таковы картины вятской природы, обогащавшей сознание бу-

дущего живописца А. Васнецова множеством впечатлений. Под взором вятских художников высвечиваются ключевые ландшафтные образы русского севера. И. Шишкин в своём дневнике описывает природу волго-вятского бассейна, маркерами которой становятся остров, украшенный великолепными дубами, большой ручей под горой, густой смешанный лес. Эта территория, относящаяся в конце XIX века к Вятской губернии, а ныне входящая в республику Татарстан, представляет собой глухой, северный, но живописный край. Самые красивые места для коренного населения, вотяков, — одновременно и самые священные. Для

A. Васнецова ключевыми образами родины стали полноводная, большая река с широкими в несколько вёрст лугами, Сибирский тракт за рекой, обсаженный берёзами, акации, усыпанные жёлтыми цветами, и розовые заросли шиповника.

Отображая всё это реалистически, художники подвергают восприятие пространства философскому осмыслению. В русской культуре пейзаж имеет морально-философский оттенок, что, по утверждению

B. Семёнова-Тян-Шанского, характерно для творчества народов, живущих на безграничной, лесной Русской равнине с довольно суровым климатом. Не случайно А. Васнецов отмечал, что именно «тихий север» своими пейзажами располагает к размышлению.

Главным предметом этих размышлений становится характер взаимоотношений человека и природы. Раскрытию идеи об их взаимозависимости и единстве посвящены картины А. Рылова «Лесом дремучим», «В берёзовом лесу». Эти произведения объединяет мысль о благостном сосуществовании человека, животных, которые призваны ему служить, в мире природы — Матери всего сущего. Её олицетворением в этом полотне является лесной ландшафт. Той же теме посвящены водные композиции А. Рылова «Тихое озеро» и А. Васнецова «Озеро».

Выражая общее умонастроение, И. Шишкин высказывал идею о ничтожестве человека перед красотой и величием приро-

ды. Не случайно чуть заметные изображения человеческих фигур на фоне грандиозных картин природы в вятском пейзаже не являются редкостью. Так, в картине Н. Хохрякова «На Вятке» маленькие по размеру фигурки рыбаков в неподвижных лодках изображены на фоне широкого речного простора. Время для них словно остановилось. Самобытное искусство пейзажа стало результатом «линейно -го» русского мышления, в котором, по словам Г. Гачева, пространство господствует над Временем, мыслится «более живым, родным и конкретным вместилищем живой жизни»4. Присутствие человека на полотне Н. Хохрякова «Пасмурный день» дано лишь намёком, в скрывшихся за холмами покосившихся домиках и выстроившихся в ряды снопах, чуть заметных на фоне зелёного простора. Основной мотив — бескрайнее пасмурное небо и обмелевшая речка, над которой возвышаются невысокие холмы. Эта картина, написанная художником в Петербурге по вятскому этюду, точно отобразила рельеф местного ландшафта.

Представление о человеке как крупице, затерянной в безграничном мире невозмутимой и вечно прекрасной природы, могло сформироваться лишь в результате воздействия на сознание русского человека бескрайних просторов родной земли, её лесов, полей, далей. Н. Бердяев необъятностью русской земли, безграничностью её равнины объяснял присутствие в менталитете русского народа сильного природного элемента, что отличает его от западного мышления. Пейзаж стал художественной формой выражения русской души, подобной пейзажу русской земли — «та же безграничность, бесформенность, устремленность в бесконечность, широта».5

Таким образом, в пейзажных образах национальной живописи выразился пространственный архетип как неотъемлемая часть культурного кода. По утверждению Г. Гаче-ва, универсальной моделью мира в русском миросозерцании является архетип Дали, Пути-Дороги, русское «пространство» — это

Представление о человеке как крупице, затерянной в безграничном мире невозмутимой и вечно

прекрасной природы, могло сформироваться лишь в результате воздействия на сознание русского человека бескрайних просторов родной земли, её лесов, полей, далей.

«родимая сторонка, ширь, бок, край». Изображение широких видов — один из основополагающих образов художественной картины мира вятских пейзажистов. Многие их полотна раскрывают образы речных долин, берегов, устремлённых за горизонт.

Так, в картине И. Шишкина «Рожь» показаны бескрайность простора, масштабы полей, ритм уходящих к горизонту деревьев. Всё это явилось основой обобщенного образа родной земли. А на картине А. Васнецова «Река Вятка» показаны сменяющие друг друга планы берегов с травой, колыхаемой ветром, речной долины, пастбища, уходящего вдаль, к лесу и полям, которые простираются к линии горизонта.

Как утверждал Н. Бердяев, перед русским человеком всегда стояла трудная задача оформления и организации необъятной земли. Не случайно архетип Дали укоренился в образном строе русского фольклора, а позже в национальном искусстве. Н. Хохряков признавался, что в своём творчестве стремился отразить те же настроения, которые русский народ издавна поэтично выражал в своих задушевных, грустных песнях, подобных широким захватывающим просторам, полям, необъятным лесным далям с чарующими облаками.

В красках живописи, пишет Г. Га-чев, народ «приноравливается к Природе».

Перед русским человеком всегда стояла трудная задача оформления и организации необъятной земли. Не случайно архетип Дали укоренился в образном строе русского фольклора, а позже в национальном искусстве.

И. Шишкину вятская природа виделась скромной, но поэтичной. Предметом отображения чаще становились пасмурные, тихие дни («Дубровый лесок в серый день»).

Показывает И. Шишкин и те состояния, когда природа словно замерла в ожидании бури. В пейзаже «Лес перед грозой» это ощущение передаётся изображением изогнутых деревьев, прозрачного, но мрач-= новато-синего оттенка неба. С 1880-х в полотнах И. Шишкина цвет обретает большую значимость. Пейзажи «Сосны, освещенные солнцем» пронизаны чистым, ярким светом, не свойственным ранее искусству И. Шишкина.

Художественные искания конца XIX — первой трети XX в., а также индивидуальные творческие склонности А. А. Рылова, Н. Н. Хохрякова, Н. Н. Румянцева позволили увидеть разнообразие красок северорусского ландшафта и создать его условный образ, в чём отчасти сказывалось влияние А. Куинджи. Если пейзаж И. Шишкина предельно реалистичен, то в творчестве А. Рыло-ва и особенно Н. Румянцева он приобретает черты декоративности. Ученик А. Куинджи, А. Рылов смело отображает всё многообразие красок природы в цветовых соотношениях неба, воды, зелени. Тёмные тёплые тона А. Рылов заменил яркими, интенсивными холодными, зелёно-голубыми, синими, фиолетовыми. Интересно цветовое решение

Каждый художник это делает по-своему. «Вечернего этюда» Н. Хохрякова, где в изо-

бражении красок земли и воды сочетаются различные оттенки зелёного, синего, а с помощью серого, розового и жёлтого художник отобразил летнее небо вечером.

Ещё более явственно внимание к световым эффектам, возникающим в природе, проявилось в творчестве Н. Румянцева. В пейзаже «Отражение облаков» показана река, цвет которой преображён небом, белыми облаками и деревьями, отражающимися жёлтым, серым, голубым светом на воде, лодке, стоящей слева у обрыва.

С помощью красок передаются не только зрительные картины, но и слуховые ощущения. Н. Хохряков в сменяющихся настроениях родной природы слышал музыку, которую и стремился с помощью цвета запечатлеть на полотне. Сами названия некоторых его полотен заставляют вслушиваться в природу. В пейзаже «Тишина» («У мельницы Батениха») это состояние передаётся через изображение густо-зелёной листвы, извивающейся, но как бы замершей речки, неба и облаков — всё это выполнено в приглушённой цветовой гамме, отображающей вечерний пейзаж.

А. Рылов, напротив, стремился запечатлеть картины природы, приходящей в движение в ветреную погоду, передать ощущения от шума листвы берёз на фоне широкого речного простора. Этой теме посвящена работа зрелого периода — картина «Зелёный шум». Художнику удалось передать впечатление бурного порыва ветра, резкого, сильного движения листвы. Деревья выделены с помощью мазка, цвета, изображены в мажорной цветовой палитре с выделением контраста между ярким цветом реки и зелени. Они возвышаются на бере- =

гу, а внизу — фон синей реки с бегущими по ней стругами и простирающимися вдаль полями.

Очевидно, что образу леса посвящено большинство полотен вятских пейзажистов. И. Шишкина называли «лесным царём», «патриархом лесов», а Н. Н. Крамской считал художника единственным среди своих современников знатоком и рисовальщиком дерева, но особенно хвойного леса. Размыш-

С помощью красок передаются не только зрительные картины, но и слуховые ощущения.

Н. Хохряков в сменяющихся настроениях родной природы

слышал музыку, которую и стремился с помощью цвета запечатлеть на полотне.

ляя над глубинными смыслами этих образов, Г. Гачев утверждает, что одиночное дерево в русской культуре олицетворяет сиротство, тогда как лес выражает соборное начало. В творчестве И. Шишкина лес нередко видится пространством мистического покоя, благоговейного молчания, а созерцание бескрайних северных лесов подобно молитве. В картинах 1880-х гг. — «Сосны, освещённые солнцем», «Дубы», «Дубовая роща» — возникают лиричные, светлые по своему эмоциональному строю образы. В последнем своём пейзаже «Корабельная роща» художник создаёт образ вятского леса, Афонасовской корабельной рощи близ Елабуги. Этот мотив И. Шишкин уже воплощал в картине «Сосновый бор», однако поздняя композиция более монументальна, эпична. В противопоставлении двухсотлетних деревьев и молодых сосен, большого и малого, вечного и мимолётного живописец показал вечный круговорот жизни.

Таинственного очарования полны ландшафтные образы соснового бора на полотнах Н. Хохрякова. Живописный этюд «Заречный лес около Вятки» создаёт ощущение пространства, уходящего вглубь леса. Как и другие работы художника, этот этюд позволяет наслаждаться мазком, цветом.

Колорит лесного ландшафта передаётся и в произведениях Н. Н. Румянцева. Как писал сам художник, человек — «сын земли и сын лесов». Лес — «земная усыпальница» для героя его рассказа «Сизые луга», который в 1911 г. был отмечен первой премией на Всероссийском конкурсе журнала «Новое слово». Действие рассказа проходит среди вятских лугов, в долине реки Ярани. Автор показывает различные состояния леса: под белой пеленой тумана, утренний лес, вечерний «угрюмый» и даже пугающий лес. Так же разнообразны образы лесных ландшафтов в живописи. Они предстают в картинах «Опушка леса», «Этюд леса. Лесное озеро», «Зимний вечер. На опушке леса». Особенностью живописного творчества Н. Румянцева является декоративность, иногда доходящая до неестественности колористи-

ческого решения. Особенно ярко это проявилось в картине «Опушка леса», где показаны высокие сосны с извилистыми стволами на фоне серо-розового неба с крупными белыми облаками. Это уже -не реалистический, а сочинённый пейзаж, стилизованное изображение ландшафта.

Русский человек умеет любоваться лесом, ощущая на себе воздействие его таинственной силы. Недоговорённость присутствует в картине Н. Румянцева «Лес» (1929), на которой показан уголок радостного, солнечного зимнего леса. Приёмы сочинённого пейзажа А. Куинджи были восприняты Н. Румянцевым через А. Рылова. Художник здесь отходит от тщательного изучения, следования натуре, что характерно для творчества Н. Румянцева 1920-30-х гг., создававшего свои живописные композиции в мастерской. В основу картины «Лес» он положил выполненный итальянским карандашом рисунок «Зимой в лесу», используя условный цвет и усиливая светотеневые контрасты. Вспоминается описание леса, сделанное самим Н. Румянцевым в рассказе «Сизые луга»: «... луч солнца пробил нависшую пелену над лесом тумана и всюду стал проникать меж хвой и листьев, травы, густого мха.; он переливался красой самоцветных камней в засверкавших крупных каплях и заиграл радостью жизни.6

Вместе с тем нельзя обойти вниманием семантику образа отдельного дерева, которая воплотилась, к примеру, в пейзаже А. Рылова «Ель». Богатство цветовых оттенков картины превращает пейзажное изображение в символ, ассоциирующийся, с одной стороны, с собирательным образом былинной, летописной Руси; с другой стороны, отсылающим к архетипу священного дерева как символа мироздания.

Произведения пейзажной живописи сделали местность ассоциативным ландшафтом. Дикая природа отныне связана с художественными произведениями, и культурная составляющая территории здесь представлена в ментальной форме. К другому типу ассоциативных можно отнести освоенные ландшафты. Отображённые в сельском пейзаже, они также напомина-

Мельница является символом русской крестьянской культуры

и её ландшафта. В Вятской губернии до революции их было более десяти тысяч.

ют о произведениях искусства и их творцах. Если пейзаж, поэтизирующий девственную природу, несёт в себе только её экзистенциальное содержание, то сельский пейзаж, кроме того, запечатлевает образ жизненной среды человека.

Облик «деревенской России» определился средне- и северорусским климатом, равнинным ландшафтом с холмами, оврагами, высокими берегами рек, на которых и основывались селения, ставились церкви. Как отмечал Г. Гачев, неблагоприятный климат и особенности ландшафта, в котором развилась русская нация, заставлял «воздвигать зону жизни» — так сформировалось представление о том, что труд красит человека, труд русского крестьянина делает его существом, живущим в гармонии с природой. Не случайно русский пейзаж прославляет мир традиционного крестьянского быта, а эстетика культурного ландшафта формируется как переживание гармонии антропогенного и природного. При взгляде на окружающий мир — «поля с волнующейся рожью», «живописные деревянные постройки», неустанный труд крестьянина, его заботы и радости — сердце художника, по словам Н. Хохрякова, «наполнялось любовью».

Сельским видам Вятки посвятил свои первые рисунки А. Васнецов (Вахруши, Ба-тариха, Турины, Хлыновка). Род Васнецовых на Вятской земле известен с XVII века. Виктор Васнецов родился в селе Лопьял Уржумского уезда, Аполлинарий — в селе Рябово, где семья прожила более двадцати лет. Рябовские ландшафты легли в основу таких произведений А. Васнецова, как «Озеро», «Родной дом», «Серый денёк». В картине «Родина» среди вятских полей виднеется несколько изб, а у самой линии горизонта чуть заметен храм. В 1981 г. в Рябово был открыт музей, а в 1993 г. была утверждена программа «Васнецовское кольцо», направленная на охрану и возрождение мест, связанных с личностями выдающейся семьи. Рябовский музей-заповедник — пример ещё одного типа ассоциативных ландшафтов на вятской земле — усадебного ландшафта.

Сельский вид предстаёт в картине Н. Хохрякова «У деревни Зимней», где по-

казано осеннее пастбище. Светом и ощущением покоя наполнены земля, лес, небо. В вятских произведениях, выполненных после первой поездки в Петербург, источником художественного образа стали цвет и тон неба. Так, в этюде «Слобода Дымко-во. Рыбаки» небо написано розовыми тонами. В сельских пейзажах Н. Хохрякова, его графических листах, отображающих жизнь вятской деревни, показан культурный ландшафт, характерный для данной местности: селения или отдельные дома, расположенные на холмах («Деревня Шмели»), высоких или пологих берегах (этюд «Озеро у слободы Дымково», рисунок «Река тронулась», «Деревня Субботиха, 1990). Особенно поэтичен ландшафт деревни Сумароки: за передним планом поля с пожелтевшей травой, дальний план картины показывает высокий холм над рекой, на котором расположилось селение. Подчёркивается ритмичное расположение сельских усадеб с огородами. Эстетике сельского труда посвящена картина А. Рылова «Домик с красной крышей».

Основной темой творчества Н. Н. Румянцева вятская деревня становится после революции, поскольку художник очень много путешествовал по делам службы. Он создал десятки рисунков, акварелей, гуашей, в которых любовно запечатлевал разные уголки родного края (Шавели, Моряны, Тукмачи, Лянгасы, Санники, Богородское, Красное, Шестаково, Дымково). В пейзаже «Деревня Скопино» показана окраина деревни. Дома изображены лишь на заднем плане, большую часть картины занимает вспаханное поле со стадом овец. В цветовом решении композиции поражает голубая даль небес.

Отдельный тип сельских культурных ландшафтов запечатлели пейзажи с мельничным мотивом. Мельница является символом русской крестьянской культуры и её ландшафта. В Вятской губернии до революции их было более десяти тысяч. В ментальной карте сельского ландшафта мельница и её окрестности — таинственное место. Мельницы обычно ставились в стороне от деревни. Они олицетворяли, с одной стороны, мистическую силу земли и воды, где, согласно мифологическим представлениям, располагался вход в потусторонний мир, поэтому и мельника считали колдуном, способным общаться с нечистой силой. С другой стороны, мельница ассоциируется с урожаем, плодородием, изобилием. Изделия из муки — священная в русской культуре пища. Бревенчатый сруб с мельничным механизмом особенно живописно выглядел в окружающем ландшафте.

Не случайно вятские мельницы так широко представлены в пейзажах художников, впитавших эту культуру с детства. Так, отец И. Шишкина, торговавший зерном с арендованных мельниц, даже написал руководство по их строительству. Русские мельницы были разнообразны. Ветряные мельницы ставились на высоких или открытых местах. Такое сооружение изображено на картине И. Шишкина «Мельница в поле», которая словно вырастает из равнинного ландшафта, смотрясь его органичной частью. Интересен пейзаж с ветряной мельницей ещё одного уроженца Вятки, художника А.В. Исупова. Картины этого художника имеются в частных коллекциях и музеях Европы, США, в том числе галерее Уфицци, хотя в нашей стране его творчество

Й

И. Шишкин. «Мельница в поле»

известно лишь узкому кругу исследователей. Изображение мельницы в «Пейзаже с елью и мельницей» дано лишь силуэтно, в центре, на широкой, жёлтой полосе полей, уходящих к дальнему плану, перед ней — изгородь. Это сочетание крупного изображения ели на переднем плане слева с мельницей создаёт обобщённый образ культурного ландшафта, загадочного и прекрасного.

Однако в Вятском крае были более распространены водяные мельницы. Этому мотиву посвящена картина А. М. Васнецова «Вершники». Слева мы видим лишь часть мельничного сруба, показанного достаточно крупно. Одинокая мельница стоит над водной гладью, рядом — плотина. В творчестве Н. Хохрякова мельничный мотив впервые появляется в этюде «Раковская мельница»: сооружённая над извивающейся речкой, она изображена под тонким покровом первого снега. Вспоминается запись, сделанная И. Шишкиным в дневнике: «... не доезжая до реки Вятки, в деревне Полянах великолепные ивы, осокори у речки, которая бежит, страшно извиваясь, тут же и водяная мельница»7. «Николина мельница» Н. Хохряковым изображена над тихой заводью, тонущей в зелени и бирюзе. Н. Румянцева интересует сам мельничный механизм, пейзаж здесь отсутствует: нижняя часть сруба в воде, поток воды, устремляющийся в водоём.

Таким образом, ландшафт вятской земли в пейзаже её уроженцев стал квинтэссенцией пейзажных образов русской национальной живописи. Во второй половине XIX — первой половине XX в. художники-вятчане оказались среди тех, кто стоял у истоков национального пейзажа и сформировал систему образов северорусского ландшафта. В этой художественной картине мира отражено русское пространство, властвующее над временем. В каждом фрагменте — будь то дикий лес, дерево, поле, река, лесная тропинка, селение, мельница — показан вечный круговорот природы, размеренный ход времени, а человек мыслится частицей мироздания. Беря свои истоки в реалистической живописи И. Шишкина и братьев А. и В. Васнецовых, вятский пейзаж ярко выразил ху-

Ландшафт вятской земли в пейзаже её уроженцев стал квинтэссенцией пейзажных образов русской национальной живописи.

дожественные искания модерна, эволюцию художественного образа от реализма к импрессионизму. В пейзаже многолико представлены краски северной вятской природы: - в приглушённых тонах живописи И. Шишкина, братьев Васнецовых и отчасти Н. Хохрякова, в неожиданных, красочных сочетаниях композиций А. Рылова и Н. Ру-= мянцева. Наряду с объективным выражением действительности, в этом жанре проявилось всё разнообразие картин природного и культурного ландшафта, а также отразилось субъективное видение окружающего мира.

Пейзажные образы сформировали ассоциативный ландшафт края, определив его знаковые места, связанные с жизнью и творчеством живописцев. Природно-климатические, географические особенности края способствовали проявлению в живописном творчестве главного пространственного архетипа в мотивах широкого простора лесов, полей и рек. Культурный ландшафт Вятки стал основой образа крестьянской страны, проникнутой тихой красотой, рождённой трудом и умением жить в гармонии с природой. I'

1. Иван Иванович Шишкин. Переписка. Дневник. Современники о художнике. — Л.: Искусство, 1984. С. 100.

2. Семёнов-Тян-Шанский, В.П. Что должен знать каждый краевед о географии человека. — Л.: Брокгауз-Ефрон, 1927. С. 120.

3. Малышева, Т.В. Жизнеописание на рассвете века. — Киров: Типография ОАО «Кировский завод «Маяк», 2007. С. 56, 78.

4. Гачев, Г.Д. Космо-Психо-Логос: Национальные образы мира. — М.: Академический Проект, 2007. С. 182

5. Бердяев, Н. Истоки и смысл русского коммунизма [Электронный ресурс] URL: http://www.kph.npu.edu. ua/!e-book/clasik/data/berd/comm.html (дата обращения: 5.09.2013)

6. Румянцев, Н.Н. Сизые луга // Новое слово. 1911. №8. С. 11-26

7. Иван Иванович Шишкин. Переписка. Дневник. Современники о художнике. — Л.: Искусство, 1984. С. 234

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.