Научная статья на тему 'Международная научно-практическая конференция «Старость как социокультурный феномен»'

Международная научно-практическая конференция «Старость как социокультурный феномен» Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
367
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международная научно-практическая конференция «Старость как социокультурный феномен»»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «СТАРОСТЬ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН»

Во всех высокоразвитых и среднеразвитых странах происходит неумолимый процесс старения людей. Это означает, что в совокупном населении возрастает доля пожилых людей. Всемирная организация здравоохранения приняла следующее различие: возраст от 60 до 74 лет - пожилые, от 75 до 89 - старые люди, с 90 лет и более - долгожители. Если не брать эти внутренние различия, то старость есть период жизни людей, возраст которых составляет 60 лет и более. И вот эта возрастная группа по своему объему неуклонно растет почти везде, включая и Российскую Федерацию. Социальные причины такой тенденции ясны: 1) относительный рост экономического благополучия; 2) отсутствие глобальных войн, революций и природных катаклизмов; 3) улучшение медицинского здравоохранения. Когда в жизни общества появляется нечто новое и значимое, оно становится тем вызовом, который требует адекватного ответа типа «что нужно делать». Старение населения есть тот процесс, который должно осознать, понять и на основе этого выработать программы действий для властных структур, гражданского общества, включая сообщества пенсионеров и отдельных пожилых граждан. Здесь важно учесть не только российские реалии, но и мировые, европейские и другие региональные формы опыта работы со старыми и пожилыми людьми.

В октябре 2010 г. профессор технического университета К. Асмут (Берлин) обратился к кафедре философии и социологии ВятГГУ с инициативным предложением провести совместную научную конференцию по теме старости. Этот проект был принят под названием «Старость как социокультурный феномен». Идейным и организационным ядром стала кафедра философии и социологии в тесном творческом союзе с кафедрой культурологии и рекламы под общим руководством декана факультета Н. И. Поспеловой.

Конференция состоялась 12 мая 2011 г. Ее открыл проректор по научной работе, доктор исторических наук, профессор Ю. А. Балыбер-дин. Он отметил научную ценность обсуждения весьма актуальной темы. В своем выступлении

декан факультета философии и культурологии Н. И. Поспелова обратила внимание собравшихся на особую практическую значимость данной конференции. Подтверждением этого стало подписание договора о сотрудничестве Вятского государственного гуманитарного университета и регионального отделения по Кировской области общероссийской общественной организации «Союз пенсионеров России». Председатель Правления Союза Т. И. Черезова открыла пленарное заседание своим докладом «Социальная активность пожилых людей: поиск путей самореализации на новом этапе жизни». Она отметила, что российская общественность еще только начинает искать оптимальные формы самоорганизации пожилых людей. Здесь необходимо использовать те формы, которые уже открыты и удачно апробированы за рубежом. Прежде всего, это университеты для пожилых людей. В создание такого университета способен внести большую лепту ВятГГУ.

Профессор кафедры культурологии и рекламы ВятГГУ Н. О. Осипова выступила с докладом на тему «Жили-были старик со старухой: семан-тизация архетипа в фольклоре». Взяв за исходную предпосылку идею К. Юнга об архетипах коллективного бессознательного, она интерпретировала типичные образы старика и старухи в русских сказках. Результатом эволюции архетипа является формирование его дуалистической модели, включающей профанную и сакральную сферы. Эта модель модифицировалась в фольклоре посредством трикстериады, образов комических стариков. На большом фольклорном материале Н. О. Осипова показала национальную специфику данной модели. В докладе зав. кафедрой лингвистики ВятГГУ О. В. Байковой обсуждалась тема «Возраст как один из социально-демографических факторов, детерминирующих речевое поведение старшего поколения российских немцев Кировской области». Ее исследование показало, что немцы, родившиеся до 1933 и 1937 гг., обнаруживают прочные знания родного языка. Представители же среднего и младшего поколений говорят и пишут только по-русски, немецкий диалект у них уже исчез.

Пленарный доклад доктора философии, профессора Кристофа Асмута (Берлин) носил название «Статус пожилого спартиата». Речь идет об общественном и политическом положении по-

жилого гражданина в античной Спарте. Докладчик показал, что в олигархическом государстве пожилым и именитым гражданам оказывалась всемерная поддержка и они были самыми уважаемыми людьми. Пленарное заседание завершал доклад профессора кафедры философии и социологии ВятГГУ В. Ф. Юлова. Его темой стала «Исповедь пожилого профессора (опыт феноменологической саморефлексии)». Жанр исповеди позволяет сочетать интересные фрагменты личного опыта жизни с широкими обобщениями, которые докладчик выстроил в русле одной из форм современной философии - экзистенциальной феноменологии. Если любую личность можно свести к союзу тела, психики и интеллекта, то схематически процесс старения можно проследить по динамике изменений этих трех уровней. Процесс деградации сильнее всего отражается на состоянии тела, хотя активный образ жизни может существенно его затормозить. Деструкция оставляет свои следы на психике, но определенные психотехники противостоят ей. Непрерывная и интенсивная научная работа и преподавание позволяют держать память и другие интеллектуальные способности в должном тонусе. Ответы докладчиков на вопросы создали атмосферу активного диалога.

Затем состоялась работа секций. Работой первой секции «Социально-философские проблемы пожилого человека» руководил профессор В. Ф. Юлов. Темой сообщения доцента О. В. Ку-рис стала «Античная философия старости: некоторые аспекты». Здесь было отмечено, что один из первых опытов осмысления феномена старости дали античные мыслители. Они предложили четыре основания актуальности данной темы: 1) старость предшествует смерти как отрицанию человеческого бытия; 2) старость завершает предшествующее развитие личности; 3) старость концентрирует духовный рост личности; 4) старость как необходимый возраст житейской и философской мудрости. Доцент ВятГУ И. Г. Завойчинская провела «Философский анализ типов старости». Ее главная идея свелась к тому, чтобы представить старость во всех измерениях человеческой жизни и отразить в вариантах классификационных матриц. Речь идет о хозяйственно-бытовых, экономических, социально-политических, интеллектуальных и духовных аспектах бытия личности. Оригинальную тему предложил А. В. Брагин (Новосибирск) - «Отказ от естествознания как дисфункция фенотипа». Главная функция пожилых людей состоит в сохранении и передаче знаний молодым поколениям. В академической науке ныне происходит массовый отказ зрелых ученых от традиционных и эффективных методов. Докладчик полагает, что такая тенденция может привести к

негативному процессу дисфункции фенотипов пожилых ученых.

Доцент ВятГГУ Е. А. Счастливцева сделала сообщение на тему «Адаптационные возможности в процессе старения». Существует явление «витаукт» как приспособление организма к особенностям старения. Если гены определяют старение примерно на 20%, то 80% детерминации приходится на внешнюю среду, где природным условиям отводится около 20%, здравоохранению - 10%, образу жизни - 50%. Отношение к старости самого пожилого человека может быть двойственным - пассивным и активным. Второе, включающее оптимизм, работу тела и ума, ведет к здоровому долголетию.

Тему «Проблема выбора стратегии старения» обсудила М. В. Коваленко (Ставрополь). Докладчик согласилась с мнением предшествующего выступающего, что существует выбор только из двух стратегий - активной и пассивной. Важно различать их психологические особенности. Если последняя оценивает старость негативно (сохранение на фоне угасания), то первая трактует старость как этап прогрессивного развития и настраивает пожилого человека на конструктивное созидание. Аудиторию заинтересовала аспирант М. М. Старикова (Нижний Новгород) своим сообщением «Социальная субъективность личности в пожилом возрасте: операционализация понятия». В социальной геронтологии пожилые люди рассматриваются в качестве объекта помощи тех или иных социальных служб. Докладчик считает это ошибочной стратегией и практикой. Все пожилые люди способны иметь особую субъектность, несмотря на свои соматические и социальные риски. В сообщении доцента кафедры социальной работы ВятГГУ Ф. Р. Зевахиной «К вопросу о браках пожилых людей» на материале Кировской области убедительно показано, что, несмотря на разные мотивы заключения браков, браки как таковые положительно влияют на качество жизни пожилых людей и их долголетие. Старший преподаватель кафедры издательского дела ВятГГУ Л. В. Краснова сделала доклад на тему «Чтение пожилых людей с нарушением зрения: социологический анализ». Ослабление зрения и даже слепота подстерегают пожилых и ухудшают качество их жизни. И все же существуют современные технологии, которые позволяют существенно снизить влияние этих рисков и обеспечить эффективное чтение.

Работой второй секции «Культурологическое измерение старости» руководила профессор Н. О. Осипова. Зав. кафедрой философии и социологии ВятГГУ В. А. Тимшин выступил с темой «Борьба со старостью: метаморфозы и симуляция». Он выдвинул несколько неожиданный тезис о том, что старость и молодость во многом

родственны. Пожилые нередко симулируют кое-что из молодости, молодые симулируют взрослую жизнь. Тяга к общению также объединяет молодых и старых. Тему «Валеологическая самоидентификация пожилых: личность в культуре и культура в личности» предложила Л. А. Гинзбург (Санкт-Петербург). Она попыталась осмыслить такой феномен, как «культура старения». Ведущее место здесь занимает внутренняя картина здоровья, которую выстраивает в себе пожилая личность. Являясь продуктом ва-леологической рефлексии, эта картина определяет строй жизненного мироощущения. «Двойная система ценностей по отношению к пожилым людям в древнем Риме» - такова тема сообщения старшего преподавателя кафедры иностранных языков ВятГГУ Н. В. Уткиной. Она показала, что в римском обществе доминировали две системы ценностей: высокий статус граждан высших сословий и низкий статус пожилых из нижних сословий. Студентка отделения «социология» ВятГГУ А. А. Медведева провела социологическое исследование «Старость в представлении различных когорт населения». Оказалось, что представители разных групп населения различным образом оценивают пожилых людей. Если для молодежи они бытийствуют как люди из совершенно другого мира, то среднее поколение имеет уже более реалистические представления. Весьма актуальную тему «Проект "Преемственность поколений" как форма коммуникации молодежи и ветеранов Великой Отечественной войны» рассмотрела доцент кафедры культурологии и рекламы ВятГГУ П. В. Попова На ярком фактуаль-ном материале она показала, как ветераны войны воспитывают патриотизм у молодых людей и как последние придают пожилым бодрость и силы жизни. Аспирант этой же кафедры М. В. Соболева выступила с темой «Специфика рекламы для людей пожилого возраста». Главный вклад в это своеобразие вносит богатый жизненный опыт. Здесь не нужны слишком яркие образы и громкие призывы, многое сводится к практической целесообразности. Работа секции завершилась сообщением студента IV курса психологического факультета ВятГГУ С. Э. Дровосекова «Психологические подходы к изучению мудрости в Германии и США». Издавна старость коррелирует с мудростью. Последняя обладает сложной неоднозначностью, ибо не поддается прямому изучению. В оценках мудрости выделяются две парадигмы: 1) Берлинская - мудрость как экспертное знание об основах жизни; 2) Восточная (которая господствует в США) - мудрость как образ жизни успешных и опытных личностей.

Итак, научная конференция прошла успешно и реализовала поставленные цели. Большинство докладов и сообщений были содержательными и

интересными. Вопросы и ответы на них создали обстановку многоликого диалога. Тема старости стала во многом ясной и понятной.

В. Ф. Юлов, доктор философских наук, профессор по кафедре философии и социологии ВятГГУ

ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «КРЕСТЬЯНСКАЯ РЕФОРМА АЛЕКСАНДРА II: РЕГИОНАЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ» (К 150-ЛЕТИЮ ОТМЕНЫ КРЕПОСТНОГО ПРАВА В РОССИИ)

19-20 мая 2011 г. в Вятском государственном гуманитарном университете прошла Всероссийская конференция, посвященная 150-летию со времени отмены крепостного права. Конференция проводилась историческим факультетом ВятГГУ при поддержке Российского гуманитарного научного фонда с целью обсуждения актуальных вопросов истории буржуазных реформ Александра II.

Для обсуждения на конференции были предложены следующие темы:

• Россия накануне реформ;

• историография, источники изучения буржуазных реформ 1860-1870-х гг.;

• выработка концепции «великих реформ» Александра II и их основное содержание;

• реализация крестьянской реформы в регионах;

• аристократическая и демократическая оппозиция реформе;

• причины и формы крестьянского движения в удельных и государственных имениях; особенности организации и формы крестьянского быта в имениях дворцового ведомства и Министерства государственных имуществ;

• региональные варианты крестьянского быта, обрядов и фольклора.

• деятели эпохи великих реформ;

• судьбы российского крестьянства.

Конференция собрала историков, культурологов, педагогов, краеведов, архивных и библиотечных работников из Москвы, Архангельска, Кирова, Перми, Тамбова, Ульяновска, Чебоксар, Челябинска и Елабуги. Всего приняли участие (в очно-заочной форме) более 60 человек.

Конференция открылась пленарным заседанием. Общий тон задало выступление зам. директора ИРИ РАН, доктора исторических наук В. М. Лаврова. Рассмотрев попытки решения крестьянской проблемы в XVIII - первой половине XIX в., докладчик остановился на проблеме о соотношении революции и реформ. В. М. Лав-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.