A. В. Скутнева (Кировский филиал Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов) новое звучание получили различные аспекты церковной реформы 1860-1870-х гг., существенно повлиявшей на трансформацию менталитета российского духовенства. Высокой степенью научной новизны отличались выступления, характеризовавшие влияние «великих реформ» на положение представителей различных национальностей, проживавших на территории Вят-ско-Камского региона, работу благотворительных и издательских учреждений - доклады ассистента А. М. Рафикова (ВятГГУ) и ст. преподавателя Л. В. Красновой (ВятГГУ).
На третьей секции - «Деятели эпохи великих реформ» - рассматривалась тема личности в истории буржуазных реформ. Доктор исторических наук, профессор В. А. Бердинских (ВятГГУ) охарактеризовал деятельность приходских священников как историков-любителей. Доктор исторических наук, профессор Т. С. Сергеев (Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева) осветил вопрос о вкладе школьных инспекторов в развитие земских школ многонационального Поволжья. Учительство эпохи реформ Александра II стало темой выступления литератора, заслуженного работника культуры РФ Т. К. Николаевой (Киров). Член Кировского областного краеведческого объединения «Вятка» Л. М. Романенко рассказала о деятельности вятского губернатора Н. А. Тройницкого.
Одной из задач конференции стало привлечение к участию в ее работе молодых исследователей. На конференции выступили с докладами 20 студентов-историков ВятГГУ, для которых была организована специальная секция - «Крестьянская реформа Александра II глазами молодых исследователей». В числе проблем, рассмотренных на секции, стали региональная историография и источниковедческие аспекты крестьянской реформы. Студенческие работы основывались преимущественно на документах Государственного архива Кировской области, связанных с вопросами землеустройства и землепользования в до- и пореформенный период, историей крестьянского самоуправления, деятельностью сельских сходов, волостных старшин, губернского и уездных по крестьянским делам присутствий. Большой интерес у слушателей вызвали сообщения по этнографической тематике. Отмечая высокий уровень докладов студентов, участники конференции выразили благодарность работникам Государственного архива Кировской области за серьезную поддержку и консультативную помощь в работе студентов. Огромный вклад в подготовку выступлений молодых исследователей внесла кандидат философских наук, доцент
B. А. Криушина (ВятГГУ).
В целом конференция продемонстрировала, что проблематика «великих реформ» и сегодня не теряет своей актуальности, имея значимость и практическую востребованность в современном обществе. Особенностью научной конференции стало раскрытие региональных аспектов реформы, использование широкого и разнообразного круга исторических источников из областных архивохранилищ, многие из которых впервые вводятся в научный оборот, а также построение исследований на новой методологической основе. Все это позволило ученым глубоко осмыслить многие аспекты буржуазно-демократических преобразований Александра II, выделить их региональную специфику.
По итогам конференции издан сборник научных статей.
Е. В. Кустова, кандидат исторических наук,
доцент по кафедре отечественной истории ВятГГУ.
ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ»
Научная школа «Развитие личности посредством формирования познавательной активности в процессе обучения» (научный руководитель -д. пед. н., проф., чл.-кор. РАО В. С. Данюшенков) совместно с ГОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет» (ВятГГУ) и АНО «Волго-Вятский региональный научно-образовательный центр РАО» (ВВРНОЦ РАО) выступила инициатором проведения 27-28 апреля 2011 г. Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Развитие познавательной активности обучающихся в инновационной образовательной среде». Конференция направлена на поддержку и развитие научной деятельности профессорско-преподавательского состава университета, аспирантов, магистров, а также педагогов-практиков.
Повышение познавательной активности учащихся - одна из главных задач в образовании на протяжении многих лет. Проблема развития познавательной активности школьников была предметом внимания многих российских и зарубежных исследователей (К. А. Абульхановой, Б. Г. Ананьева, Л. П. Аристовой, А. А. Вербицкого, В. С. Данюшенкова, В. И. Лозовой, А. М. Матюшкина, Т. И. Шамовой, Г. И. Щукиной и др.). В этой области сделано немало как
в разработке содержания самого понятия, так и в исследовании процессуальных основ. Однако необходимо отметить, что большая часть этих работ в России проводилась с учетом педагогической системы, сформированной в годы так называемой «авторитарной», традиционной педагогики, и, следовательно, не учитывала тех социально-экономических изменений в обществе, которые произошли за последние десятилетия.
В настоящее время в связи с изменяющимися условиями функционирования российского общества и образования как одной из определяющих успешное совершенствование социума области деятельности приоритетным свойством современного человека становится его мобильность, инициативность, активность участия в позитивных преобразованиях социума. При этом важнейшей составляющей, значительно определяющей указанные качества личности, выступает познавательная активность, являющаяся составной компонентой учебно-познавательной компетентности обучающегося любого возраста.
Сложившимися обстоятельствами обусловлена тема конференции - «Развитие познавательной активности обучающихся в инновационной образовательной среде», целью которой является обсуждение идей и опыта использования в практике обучения образовательных учреждений новых социальных, воспитательных, дидактических систем, технологий, методов, приемов развития познавательной активности обучающихся.
Актуальность проведения конференции усиливается необходимостью поиска возможностей развития познавательной активности в свете новой концептуальной позиции, заложенной в основу новых образовательных стандартов и связанной с реализацией компетентностно-деятель-ностной модели обучения; необходимостью формирования универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных); достижения личностных, метапред-метных и предметных результатов образования; реализацией программы воспитания и социализации.
Основными направлениями конференции явились следующие:
• Анализ инновационных тенденций образования в России и влияния их на формирование познавательной активности личности обучающегося.
• Исследование влияния системы педагогических средств на формирование познавательной активности.
• Исследование особенностей формирования познавательной активности при использовании информационных технологий и дистанционных форм образования.
• Исследование закономерностей формирования познавательной активности в инновационной
образовательной среде при использовании различных дидактических подходов.
• Специфика формирования познавательной активности обучающихся малочисленных сельских школ России.
Конференция была построена нетрадиционно, поскольку вслед за пленарными докладами вместо секционных докладов участникам конференции был предложен дайджест в компьютерном презентационном варианте, кратко обозревающий сущность материалов, представленных для заочного участия в мероприятии. Следует заметить, что присланные работы характеризуются широкой географией - участниками конференции являются ученые, приславшие статьи от Украины до Дальнего Востока, - и разнообразными инновационными идеями о формировании познавательной активности в обучении.
На пленарном заседании были предложены для осмысления и обсуждения следующие темы:
- Развитие познавательной активности в высшей школе: проблемы и перспективы (В. С. Да-нюшенков, заслуженный деятель науки РФ, чл.-кор. РАО, д. пед. н., проф. ВятГГУ, Киров).
- Усовершенствование стандартов подготовки инженерно-педагогических кадров России (Ю. Н. Петров, д. пед. н., проф., чл.-кор. РАЕН, Нижний Новгород).
- Педагогический потенциал аспирантских классов в образовательной среде вуза (М. А. За-харищева, д. пед. н., проф., зав. кафедрой педагогики ГГПИ им. В. Г. Короленко, Глазов).
- Развитие познавательной активности аспирантов средствами профессионально ориентированных технологий в инновационной среде университета (Е. О. Галицких, д. пед. н., проф., зав. кафедрой русской и зарубежной литературы ВятГГУ, Киров).
- Педагогические технологии стимулирования познавательной активности учащихся в новых информационных условиях (Н. С. Александрова, д. пед. н., проф., зав. кафедрой педагогики Вятского социально-экономического института).
- Развитие познавательной активности обучающихся при использовании средств информационно-коммуникационных технологий (Г. Н. Некрасова, д. пед. н., проф., декан факультета технологии и дизайна, зав. кафедрой теории и методики обучения технологии ВятГГУ, Киров).
Второй день работы конференции включал два мероприятия:
- Круглый стол «Приемы развития познавательной активности в современном образовании».
- Слет представителей экспериментальных школ Волго-Вятского регионального научно-образовательного центра Российской академии образования (ВВРНОЦ РАО) «Развитие творческого потенциала субъектов обучения как важного
фактора их познавательной активизации в рамках опытно-экспериментальной работы».
В рамках круглого стола были поставлены и обсуждены проблемы, связанные с педагогической поддержкой познавательной активности школьника как субъекта учения (О. Г. Селиванова, г. Киров); компетентностным подходом при формировании экологической культуры в системе общеобразовательной школы (Н. Г. Дюкина, г. Глазов); развитием познавательной активности учащихся при изучении геометрических величин в школьном курсе математики (В. В. Шмы-рова, З. В. Шилова, г. Киров); деятельностью творческих объединений учащихся как одном из оптимальных средств формирования познавательной активности и профессионального самоопределения старшеклассников (Г. В. Кощеев); инновационной деятельностью преподавателя в условиях колледжа (Т. Г. Глазырина); исследовательской деятельностью (Н. Г. Князева); электронными образовательными ресурсами (А. В. Петухо-ва, г. Киров; М. Л. Окулова, г. Москва). Наибольшую заинтересованность участников конференции вызвало сообщение М. Ш. Ракиповой (г. Киров) «Об обновленной таксономии Б. Блума». Завершилось данное мероприятие на патриотической ноте: участникам был предложен фильм, посвященный 66-летию Великой Победы над фашизмом, созданный в результате поисково-исследовательской деятельности студентов.
Затем состоялся Слет представителей экспериментальных школ ВВРНОЦ РАО. Целью было знакомство участников опытно-экспериментальной работы с педагогическим опытом друг друга. Представители экспериментальных площадок Центра поделились в своих выступлениях-презентациях следующей информацией:
1. Визитная карточка школы (своего образовательного учреждения).
2. План-проспект экспериментальной работы площадки: его характеристика (методологическое основание, базовые теоретические идеи), основные этапы, планируемые результаты.
3. Представление уже достигнутых результатов.
4. Выступления «Хочу поделиться...» учителей-экспериментаторов.
5. Проблемы и перспективы развития школы как экспериментальной площадки. Влияние педагогического эксперимента на совершенствование образовательного процесса в целом.
Сегодня Волго-Вятский региональный научно-образовательный центр Российской академии образования на основе договоров взаимодействует с 5 образовательными учреждениями Кировской области:
- МОУ ООШ д. Пунгино Верхошижемского р-на Кировской области (исторически первая экспериментальная площадка ВВРНОЦ РАО).
- МОУ СОШ ст. Просница Кирово-Чепецко-го р-на Кировской области.
- МОУ ООШ с. Мякиши Верхошижемского р-на Кировской области.
- МОУ СОШ пгт Верхошижемье Кировской области.
- МОУ СОШ с. Среднеивкино Верхошижем-ского р-на Кировской области (сотрудничество по вопросам гражданского воспитания).
МОУ ООШ д. Мякиши и МОУ СОШ пгт Верхошижемье Кировской области находятся на начальном этапе опытно-экспериментальной деятельности - организационно-подготовительном, поэтому они представили программы педагогического эксперимента и отдельные учителя поделились опытом работы в направлениях, задаваемых общей темой исследований.
Коллектив МОУ ООШ с. Мякиши уже не первый год работает в рамках методической темы, связанной с реализацией дифференцированного подхода в обучении и воспитании сельских детей. Педагоги в качестве темы опытно-экспериментальной работы (ОЭР) выбрали тему «Дифференцированное обучение в малочисленной сельской школе в условиях подготовки к реализации стандартов второго поколения» и показали преимущества дифференцированного подхода в обучении.
Тема ОЭР МОУ СОШ пгт Верхошижемье -«Развитие творческого потенциала педагогов и учащихся в условиях социокультурной образовательной среды». Коллектив данного образовательного учреждения считает, что важным фактором познавательной активизации субъектов обучения (педагогов и обучаемых) выступает участие в опытно-экспериментальной деятельности, проводимой в образовательном учреждении. Педагогическая деятельность учителей в режиме педагогического эксперимента является своеобразным катализатором, ускоряющим и интенсифицирующим процессы актуализации творческого потенциала субъектов обучения. В связи с этим с 01.10.2010 г. в МОУ СОШ пгт Верхошижемье Кировской области открыта опытно-экспериментальная площадка, реализующая научно-исследовательскую деятельность по вышеобозначенной проблеме.
Темы ОЭР: МОУ СОШ ст. Просница Киро-во-Чепецкого р-на - «Интегративно-дифферен-цированный подход к образованию в сельской школе: правовой аспект»; МОУ ООШ д. Пунгино Верхошижемского р-на Кировской области -«Повышение качества обучения в малочисленной сельской школе на основе интегративно-диффе-ренцированного подхода»; МОУ СОШ с. Среднеивкино Верхошижемского р-на - «Гражданское воспитание сельских школьников на базе школьного краеведческого музея». Данные образовательные учреждения уже могут характе-
ризоваться как школы, прошедшие длительный путь сотрудничества с научными организациями в рамках ОЭР. Исследования учителей-экспериментаторов при этом отражены в большом количестве публикаций (до уровня рецензируемых журналов).
В выступлении С. В. Огородниковой, руководителя школьного краеведческого музея (МИССИ), учителя истории и обществознания высшей квалификационной категории МОУ СОШ с. Среднеивкино освещено взаимодействие ВВРНОЦ РАО, ГОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет» с музей-но-образовательным комплексом с. Среднеивки-но по теме «Гражданское образование сельских школьников».
В настоящее время при содействии Волго-Вятского регионального научно-образовательного центра в издательстве Вятского государственного гуманитарного университета с участием учителей-экспериментаторов подготовлено и опубликовано 9 выпусков серии «Сельская школа». И это ещё одно важное направление сотрудничества опытно-экспериментальных площадок (школ) и научно-образовательных центров (ГОУ ВПО «ВятГГУ» и АНО «ВВРНОЦ РАО»).
Общению коллег и обмену опытом на слете способствовала деловая и доброжелательная атмосфера, свободный режим общения, открытость мероприятия для представителей потенциальных инновационных площадок. Общий вывод, который следует сделать по результатам проведения слета: такая форма научно-методического общения учителей-экспериментаторов значительно обогащает каждого из них в методологическом и методическом планах, мотивирует на дальнейшее участие в научно-исследовательской деятельности и постоянное профессиональное самосовершенствование.
В интерактивном режиме работы конференции её организаторами получены статистические данные (83 респондента) о состоянии исследуемой проблемы в реальной практике обучения высшей школы, средних профессиональных учебных заведений и общеобразовательной школы. Приведем ниже некоторые результаты.
Прежде всего мы выяснили, понимают ли опрошенные логику процесса формирования познавательной активности, для чего предложили ответить на вопрос о том, что первично - интерес или активность. 74% опрошенных верно считают, что активность возникает на основе интереса и что познавательная активность как внутренняя готовность учащегося к осмыслению, усвоению, применению и творческому переосмыслению общественного опыта проявляется тогда, когда возникают потребность, а затем и интерес к познавательной деятельности. Далее мы пред-
ложили проанализировать следующие определения понятия «познавательная активность».
1. Познавательная активность - качество деятельности личности, которое проявляется в отношении ученика к содержанию и процессу деятельности, в стремлении его к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за определенное время, мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение учебно-познавательной цели (Т. И. Шамова).
2. Познавательная активность - личностное образование, которое выражает интеллектуальный отклик на процесс познания, живое участие, мыслительно-эмоциональную отзывчивость ученика в познавательном процессе (Г. И. Щукина).
3. Познавательная активность - системообразующий фактор, основополагающее свойство личности ученика, которое проявляется в готовности, адаптации, стремлении к самостоятельной деятельности, направленной на усвоение индивидом общественного опыта, накопленных человечеством знаний и способов деятельности, осуществляемой путем выбора оптимальных путей для достижения целей познания (В. С. Данюшенков).
Большинство опрошенных (57%) предположили, что наиболее полно и точно суть исследуемого понятия раскрыта в третьем определении, которое, вобрав в себя опыт предыдущих исследований, отразило (в том числе и терминологически) реалии современного образования. Первое и второе определения выбрали 17 и 22% анкетируемых соответственно.
Изучая особенности процесса формирования познавательной активности в педагогической практике, мы предложили участникам анкетирования ответить на вопрос «Какие методы Вы используете для формирования познавательной активности?». На рис. 1 отображены полученные результаты.
Дополнительно педагоги указывали, например, такие приемы, как конкурс (тендер), маршрутные листы, открытые задания, хотя мы считаем, что это именно приемы, которые могут включаться в перечисленные методы. В целом можно отметить, что участники анкетирования достаточно активно пользуются продуктивными методами формирования познавательной активности; популярность же метода проектов объясняется еще и тем, что данный вид деятельности в настоящее время является обязательным для процесса обучения в средней школе.
Сегодня использование тестов стало неотъемлемой частью всех уровней образования, а в средней школе - обязательной формой итоговой аттестации. В связи с этим выяснялось мнение участников конференции о том, позволяет ли тестовый контроль формировать у учащихся познавательную активность. Несмотря на повсеместное
введение ЕГЭ, а также на то, что его разработчики стараются увеличить объем заданий, требующих обоснования, рассуждений и доказательств, большинство опрошенных нами педагогов (65%) отрицают возможности использования тестов в формировании познавательной активности. Мы предполагаем, что это связано, во-первых, с тем, что тест как форма организации учебной деятельности не является традиционным для отечественного образования, во-вторых, с тем, что опыт введения ЕГЭ вряд ли можно назвать полностью удачным, такая форма экзамена до сих пор порождает негативные отзывы представителей почти всех ступеней образования. Возможно, в дальнейшем, с приобретением опыта, появятся тесты, которые будут более эффективно способствовать формированию познавательной активности учащихся.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) становятся неотъемлемой составляющей инновационного образовательного процесса. Подавляющее большинство участников анкетирования (87%) уверены в том, что использование средств ИКТ способствует развитию познавательной активности. Многие из опрошенных используют те или иные средства ИКТ в педагогической деятельности, что и показали результаты ответа на вопрос «Какие средства ИКТ Вы используете в своей профессиональной деятельности для повышения познавательной активности учащихся?».
На рис. 2 видно, что в основном используются ставшие уже традиционными средства ИКТ, такие, как приложения для обработки текста, таблиц, создания мультимедийных презентаций; также применяются электронные тесты для контроля знаний. Вместе с тем отметим, что недоста-
точно вводятся в процесс обучения такие эффективные и перспективные технологии, как ресурсы сети Интернет (обучающие сайты, электронная почта, социальные сети и т. п.), электронные учебные пособия и обучающие игры.
Использование педагогами-участниками конференции современных технических средств (ТСО) проиллюстрировано рис. 3 (можно было выбрать несколько ответов).
Очевидно, что в основном применяются наиболее доступные технические средства, которые в настоящее время есть практически в любом учебном заведении. 8% анкетируемых совсем не используют ТСО в своей деятельности.
Вывод об использовании средств ИКТ мы делаем неоднозначный: с одной стороны, учителя и преподаватели уже давно и успешно применяют отдельные средства для повышения эффективности процесса формирования познавательной активности обучающихся, с другой - несмотря на все многообразие известных и доступных средств новых информационных технологий, а также на их богатые дидактические возможности, многие педагоги по-прежнему не имеют возможности и/или не готовы вводить их полностью в свой арсенал.
Подытожил анкету вопрос о влиянии познавательной активности на творческое саморазвитие личности учащегося. Все опрошенные указали, что сформированная познавательная активность, безусловно, будет способствовать развитию готовности личности не только перенимать существующий опыт, но и творчески переосмысливать его, применять в изменившихся условиях, самостоятельно решать возникающие проблемы, что в конечном итоге и является целью образования на современном этапе его развития.
Рис. 1. Методы, используемые для формирования познавательной активности
Рис. 2. Средства ИКТ, используемые для повышения познавательной активности учащихся
1. Текстовый редактор. 2. Электронные таблицы. 3. Базы данных. 4. Программы для работы с видео, звуком и графикой. 5. Мультимедийные презентации. 6. Электронная почта. 7. Электронные учебные пособия, энциклопедии. 8. Электронные обучающие игры. 9. Электронные тесты. 10. Информационные ресурсы интернет-сайтов. 11. Сетевые технологии. 12. Социальные сети. 13. Компьютерное моделирование
Рис. 3. Использование современных технических средств на занятиях
1. Отдельный персональный компьютер/ноутбук. 2. Несколько персональных компьютеров/ноутбуков, объединенных в сеть (например, занятия в компьютерном классе). 3. Проекционное оборудование (проектор). 4. Цифровые камеры (фото-, видео-, веб-камеры). 5. Интерактивная доска. 6. Системы опроса и голосования. 7. Другие технические средства
Основной результат конференции - принятие резолюции, центральными позициями которой выступают следующие положения:
1. Введение новых образовательных стандартов и обеспечение качества образования в школе и вузе будет успешным только при условии создания целостной системы активизации познающих субъектов во всей системе образования (на всех этапах образования). При этом важнейшим фактором и условием эффективного функционирования системы активизации в обучении является принцип преемственности и согласованности методик, технологий, приемов, средств активизации.
2. Новыми формами развития познавательной активности обучающихся в современной образовательной среде являются ведение портфолио (портфеля достижений) учеником, учителем, студентом, преподавателем; балльно-рейтинговая система оценки образовательных достижений; использование педагогического потенциала информационно-коммуникационных технологий; организация процесса образования в экспериментально-исследовательском режиме и др.
3. Результаты конференции целесообразно в обобщенном виде трансформировать в коллективную монографию «Развитие познавательной активности в современном образовании».
4. Увеличить число разрабатываемых по проблеме развития познавательной активности грантов методом проектной деятельности, реализуемой совместно профессорско-преподавательским и аспирантским составом университета и коллективами образовательных учреждений. В связи с этим расширить сеть экспериментальных школ и других образовательных учреждений, на базе которых проводить апробацию новых педагогических механизмов познавательной активизации обучающихся.
5. Создать в составе ВВРНОЦ РАО и ВятГГУ временные творческие коллективы, разрабатывающие проблемы формирования познавательной активности в инновационной образовательной среде.
О. В. Коршунова, доктор педагогических наук, доцент по кафедре ТФи МОФ; А. А. Печенкин, аспирант кафедры ТФи МОФ
ВСЕРОССИЙСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ «ЯЗЫК, ЛИЧНОСТЬ, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ВЗГЛЯД МОЛОДЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ»
7-8 апреля 2011 г. на факультете лингвистики ВятГГУ прошла очно-заочная студенческая научно-практическая конференция. Уже второй год она носит статус Всероссийской конференции с международным участием. Тема конференции - «Язык, личность, деятельность: взгляд молодых исследователей». В этом году конференция была приурочена к 70-летию факультета лингвистики, проводилась при содействии и участии представителей Ассоциации выпускников ВятГГУ и являлась одним из мероприятий, по-свящённых юбилею факультета.
Конференция проводилась в целях обмена опытом исследовательской работы по проблемам современного языкового образования и повышения мотивации студентов к проведению теоретических и эмпирических исследований в области лингвистики и лингводидактики.
В конференции приняли участие студенты факультета лингвистики Вятского государственного гуманитарного университета, а также студенты профессиональных образовательных учреждений разных регионов Российской Федерации (Кировская область, Московская область, Архангельская область, Брянская область, Волгоградская область, Свердловская область, Ставропольский край, Республика Татарстан), стран дальнего зарубежья (США). Общее число участников - 95 человек.
В ходе двухдневной работы конференции молодые учёные обменялись опытом и представили результаты своих научных исследований, посвя-щённых актуальным проблемам лингвистики и теории и методики обучения иностранным языкам. Программа конференции включала работу по секциям, представление стендовых докладов, а также встречу участников конференции с выпускниками.
Конференцию открыли проректор по НИР Вятского государственного гуманитарного университета, доктор исторических наук, профессор Ю. А. Балыбердин, председатель оргкомитета конференции, декан факультета лингвистики кандидат филологических наук В. А. Банин и заместитель председателя оргкомитета конференции, представитель Ассоциации выпускников ВятГГУ С. М. Бушмелева, которые обратились с приветственным словом к её участникам.
В ходе пленарного заседания были заслушаны следующие доклады: «Вклад предмета "Иностранный язык" в формирование базовых компетенций выпускников общеобразовательных школ» (С. С. Куклина, доктор педагогических наук, до-