НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
Уважаемые читатели!
10-11 апреля 2014 г. в ВятГГУ состоится Всероссийская научно-практическая конференция «Первая мировая война: проблемы политики и дипломатии великих держав»,
посвященная 100-летию начала Первой мировой войны.
Программа конференции предусматривает пленарное заседание и работу секций по следующей проблематике:
• Нарастание международных противоречий накануне Первой мировой войны, дебаты в европейских странах по проблемам мировой политики
• Внутренняя и внешняя политика великих держав в годы войны
• Тайная и личная дипломатия периода Первой мировой войны
• Четырнадцать пунктов В. Вильсона. Вильсонизм в ХХ веке
• Геополитические изменения в Европе после Первой мировой войны и их влияние на политику великих держав
• Мирное урегулирование в Восточной Европе
• Послевоенный европейский революционный кризис
• Кризис европейской цивилизации в философской и общественно-политической мысли в первой четверти ХХ века
• Российская провинция в годы Первой мировой войны
• Первая мировая война по материалам центральных и региональных российских архивов
• Подходы к преподаванию истории Первой мировой войны на постсоветском пространстве
Контакты:
Тел.: (8332) 67-88-18 кафедра всеобщей истории;
8 (909) 134-34-18 Ангелина Викторовна Зырянова.
E-mail: [email protected], [email protected]
Ждём всех желающих!
II межрегиональный Слет представителей педагогических опытно-экспериментальных площадок
18 октября 2013 г. прошел Слет представителей педагогических опытно-экспериментальных площадок, который проводился с целью презентации научно-педагогическому сообществу достижений в опытно-экспериментальной деятельности педагогов - представителей опытно-экспериментальных школ, работающих как инновационные образовательные учреждения под научным руководством ВятГГУ, Волго-Вятского регионального научно-образовательного центра Российской академии образования (ВВРНОЦ РАО), Института развития образования Кировской области.
Слет посвящался обобщению опыта научно-экспериментальной работы в школах Кировской области и повышению методологической компетентности современного учителя как важной составляющей его профессиональной культуры в целом.
На Слете присутствовали учителя-экспериментаторы школ Кировской и Костромской областей, ученые-руководители инновационных площадок из ВятГГУ, Карелии (Института педагогики и психологии Петрозаводского государственного университета, лаборатории теории и практики развития сельской школы) и Костромской области.
Общее количество инновационных образовательных учреждений, ведущих исследования в области педагогики и образования и представленных на Слете, составило 32. С приветственным словом к участникам Слета обратились проректор по НИР ВятГГУ, доктор исторических наук Ю. А. Балыбердин, Председатель Вятской торгово-промышленной палаты, кандидат экономических наук Н. М. Липатников; председатель ВВРНОЦ РАО, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО В. С. Данюшенков.
На пленарном заседании учеными-руководителями научно-исследовательской работой образовательных учреждений были представлены проблемные доклады, вызвавшие интерес участников и определившие дальнейшие направления работы дискуссионных площадок:
- Роль опытно-экспериментальной деятельности в школе для модернизации современного российского образования.
- Научно-экспериментальная деятельность в образовательных учреждениях и выполнение требований ФГОС.
- Актуальные темы исследования в современном образовании.
- Развитие творческого потенциала и методологической компетентности современного учителя в режиме опытно-экспериментальной работы.
- Проблемы педагогических измерений при проведении опытно-экспериментальной работы.
- Специфика организации опытно-экспериментальной деятельности в современных сельских школах.
- Научно-методическое сопровождение хода опытно-экспериментальной деятельности учителя.
В работе Слета приняли участие студенты-бакалавры и специалисты, магистранты направления подготовки «Педагогическое образование» и аспиранты.
Данное мероприятие очень важно с точки зрения объединения усилий науки и практики в направлении модернизации и определения новых подходов в организации психолого-педагогических исследований реальной деятельности в образовании. Участников - представителей образовательных учреждений - на Слет собралось 83.
В работе четырех дискуссионных площадок - «Модернизация процесса обучения в контексте ФГОС в режиме экспериментальной деятельности»; «Школа информационного общества: исследование проблем воспитания» по теме «Формирование качеств жизнеспособной личности сельского школьника средствами образования»; «Участие педагога в ОЭД как средство его профессионально-личностного развития»; «Особенности исследовательской деятельности в сельской школе» - был презентирован и обобщен опыт инновационной деятельности 32 образовательных учреждений Кировской и Костромской областей, Республики Карелии.
Анализ итогов деятельности Слета показал, что наиболее востребованными и перспективными являются следующие исследовательские темы:
- Педагогический диалог как условие функционирования школы в режиме развития (Школа-ОЭП «Заозерская средняя общеобразовательная школа» Прионежского муниципального района Республики Карелия»).
- Развитие творческого потенциала педагогов и учащихся в условиях социокультурной образовательной среды (МКОУ СОШ пгт Верхошижемье Кировской области им. С. И. Березина).
- Использование современных ИКТ в учебном процессе (МКОУ ООШ п. Медведок Но-линского района Кировской области).
- Реализация принципа метапредметности в образовательном процессе современной школы (МКОУ СОШ № 48 г. Кирова).
- Взаимосвязь содержания, форм и методов основного и дополнительного образования школьников (МОАУ «Лицей № 21» г. Кирова).
- Развитие детской одаренности средствами исследовательской и проектной деятельности (КОГОКУ СОШ с УИОП пгт Юрья Кировской области).
- Образовательное учреждение как механизм интеграции воспитательного потенциала социальных институтов сельского поселения (МОКУ СОШ с. Среднеивкино Верхошижемского района Кировской области).
- Духовно-нравственное воспитание на основе ценностей культуры при внедрении ФГОС (МОАУ СОШ с УИОП № 74 г. Кирова).
- Педагогическая поддержка младшего школьника как субъекта учения в достижении образовательных результатов (МКОУ Гимназия г. Слободской Кировской области).
- Практики гуманитарного образования в современной школе (КОГОБУ «Вятская гуманитарная гимназия с углубленным изучением английского языка» г. Кирова).
Для сельских школ:
- Формирование качеств жизнеспособной личности сельского школьника средствами образования (Школы-ОЭП: МОУ «Деревянкская СОШ» Прионежского муниципального района, МОУ «Ильинская СОШ» Олонецкого национального муниципального района, МОУ «Пря-жинская СОШ им. Героя Советского Союза Марии Мелентьевой» Пряжинского национального муниципального района, МОУ «Спасогубская СОШ» Кондопожского муниципального района, МОУ «Элисенваарская СОШ» Лахденпохского муниципального района Республики Карелия).
- Неклассно-урочная система обучения в малокомплектной школе (МОУ «Пушнинская СОШ» Беломорского муниципального района Республики Карелия).
- Повышение качества образования в условиях малочисленной сельской школы на основе интегративно-дифференцированного подхода (МОУ ООШ д. Пунгино Верхошижемского района Кировской области).
- Дифференцированное обучение в малочисленной сельской школе в условиях подготовки к реализации стандартов второго поколения (МОУ ООШ с. Мякиши Верхошижемского района Кировской области).
- Педагогическая поддержка познавательной активности школьника как субъекта учения в условиях сельской малокомплектной школы (МОУ СОШ с. Филиппово Кирово-Че-пецкого района Кировской области).
- Перспективы реализации воспитательного компонента ФГОС через деятельность школьного краеведческого музея (МКОУ Костромского муниципального района «Шунген-ская средняя общеобразовательная школа» Костромской области).
- Роль школьного музея в духовно-нравственном воспитании сельских школьников (МКОУ СОШ с. Шихово Кировской области).
- Применение ИКТ в условиях сельской школы (МКОУ ООШ с. Закаринье Кировской области).
- Гражданско-правовое образование в условиях сельской школы (МКОУ СОШ п. Ключи Кировской области).
- Социализация личности сельского школьника в условиях социума (МКОУ СОШ с УИОП д. Стулово).
Большое внимание в работе Слета было уделено вопросам профессионального роста учителя в режиме опытно-экспериментальной работы школы. Современные документы отечественного образования (например, Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»), определяя задачи достижения нового качества образования и более эффективного использования человеческих ресурсов, заметно повышают требования к учителю. Требованиями времени становятся профессионализм, мобильность, способность к творческому использованию все возрастающего потока информации на практике. Выполнение сложных функций образования в современных условиях, связанных с повышением качества образования и стимулированием личностного развития учащихся, требует постоянного самообразования учителя. Экспериментальная деятельность выступает как сложный, многогранный, непрерывный творческий процесс, результаты которого имеют двухстороннее значение: совершенствование, развитие профессиональной деятельности учителя и качественные изменения его личности. Участие в опытной деятельности становится условием профессионально-личностного развития педагога. И этот факт был неоднократно подтвержден результатами проведения ОЭР в конкретных образовательных организациях. На дискуссионной площадке № 3 по данной проблеме были представлены следующие выступления:
- Школы-ОЭП: МОУ «ООШ д. Усть-Река» Пудожского муниципального района, МОУ «Ры-пушкальская ООШ» Олонецкого национального муниципального района» Республики Карелия. (С. И. Смирнова «Исследовательская компетентность учителя: самоопределение в предмете педагогического исследования»).
- МОУ СОШ пгт Нижнеивкино Куменского района Кировской области (исследовательская тема «Развитие методологической культуры педагога в условиях перехода образовательных учреждений на стандарты нового поколения»).
- КОГОКУ СОШ с УИОП г. Омутнинск Кировской области (исследовательская тема «Научно-методическое сопровождение профессионально-личностного развития педагогов в условиях общеобразовательного учреждения при реализации ФГОС)» (ВятГГУ): заместитель директора по УВР О. В. Давлятшина «Организация научно-методического сопровождения профессионально-личностного развития педагогов общеобразовательного учреждения в условиях реализации ФГОС»; учитель русского языка и литературы, руководитель ОМО О. В. Юдина «Реализация индивидуального образовательного маршрута как фактора профессионально-личностного развития педагога в условиях внедрения ФГОС»; учитель начальных классов, руководитель ШМО М. А. Лалетина «Организация работы школьного методического объединения учителей начальных классов в условиях реализации ФГОС».
- МБОУ СОШ с УИОП № 1 г. Котельнича Кировской области (исследовательская тема «Научно-методическое сопровождение процесса освоения педагогами ФГОС в образовательном учреждении»).
- МОАУ «Гимназия имени Александра Грина» г. Киров (исследовательская тема «Развитие профессиональных компетенций учителей в контексте ФГОС как условие развития безопасной образовательной среды учреждения»).
Участники Слета утвердили резолюцию.
РЕЗОЛЮЦИЯ
II межрегионального Слета представителей педагогических опытно-экспериментальных площадок
(г. Киров, 18 октября 2013 г.)
Участники Слета отмечают, что в условиях модернизации системы отечественного образования особую значимость приобретает участие образовательных учреждений в опытно-исследовательской деятельности. Ее цель заключается в создании инновационного педагогического опыта по реализации Концепции ФГОС. Как показал анализ, включенность в инновационную деятельность способствует повышению интереса учителей к научно-исследовательской деятельности в области педагогики, частных методик, психологии, социологии; развитию методологической компетентности современного педагога.
Задачами Слета являются:
- обсуждение теоретических и практических вопросов организации и эффективной реализации психолого-педагогических исследований реальной педагогической практики в общеобразовательных школах,
- поиск решений для оптимального использования имеющегося опыта поисково-исследовательской деятельности педагогов общеобразовательных организаций,
- повышение статуса педагогической профессии.
В ходе пленарного заседания и работы дискуссионных площадок участники Слета обсудили следующие проблемы:
- Значение опытно-экспериментальной деятельности для модернизации современного российского образования.
- Связь научно-экспериментальной деятельности в образовательных учреждениях с выполнением требований ФГОС.
- Наиболее актуальные исследовательские темы и тенденции в современном образовании.
- Развитие творческого потенциала современного учителя в режиме опытно-экспериментальной работы.
- Педагогические измерения при проведении опытно-экспериментальной работы.
- Специфика организации опытно-экспериментальной деятельности в современных сельских школах России.
- Научно-методическое сопровождение процесса опытно-экспериментальной деятельности.
Обсудив теоретические и прикладные вопросы организации опытно-исследовательской деятельности в общеобразовательных учреждениях, участники слета отмечают, что наибольший исследовательский интерес вызывают проблемы достижения учащимися новых результатов образования (предметных, личностных, метапредметных), реализации воспитательного потенциала школы во взаимодействии с другими социальными институтами, осуществления педагогической поддержки школьника в образовании.
Участники слета с удовлетворением отмечают возрастающее число сельских школ, участвующих в инновационной деятельности.
По мнению участников слета, на данном этапе опытно-экспериментальной деятельности возникла необходимость в создании сообщества педагогов-экспериментаторов в целях взаимообогащения инновационными идеями и опытом. Участники также отмечают, что участие педагогов в исследовательской деятельности способствует развитию их методологической компетентности, профессионально-личностному росту.
Основные результаты работы участников Слета будут представлены в сборнике научно-методических трудов «Научно-экспериментальная деятельность в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС: достижения и перспективы».
Участниками Слета сформулирован ряд предложений:
- Научной педагогической общественности активнее включаться в решение проблем модернизации системы образования региона, осуществлять взаимодействие с научными руководителями инновационных площадок из других регионов, активнее привлекать учителей-экспериментаторов к выполнению научно-исследовательских работ по грантам.
- Департаменту образования Кировской области стимулировать инновационную деятельность образовательных учреждений и педагогов-исследователей, способствовать развитию сетевого взаимодействия инновационных образовательных учреждений, считать одним из перспективных направлений инновационной деятельности в образовании музейную педагогику как средство формирования гражданской идентичности современных школьников.
- Центру содействия занятости студентов и трудоустройству выпускников ВятГГУ координировать деятельность инновационных площадок университета, способствовать становлению сообщества педагогов-исследователей.
О. В. Коршунова, О. Г. Селиванова, члены оргкомитета Слета